- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство транспорта |
Руководителям межрегиональных | |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА |
Руководителям авиапредприятий | |
06.03.01 № 22.10-212 |
|
27 июля 2000 года, днём, в простых метеоусловиях, в районе н.п. Варзуга Мурманской области произошло авиационное происшествие с вертолётом МИ-8Т RA-22747, принадлежащим ОАО "Авиация Ярославля", подконтрольному МТУ Центральных районов ФСВТ России.
Экипаж в составе КВС Журавлёва А.В., проверяющего командира звена Соколова B.C. и бортмеханика Радченко В.А. выполнял полёты по перевозке груза с оперативной точки Варзуга на площадки по заявке рыболовецкой артели.
Прогнозом погоды предусматривались метеоусловия: ветер у земли не устойчивый 3 м/с, местами 80 градусов 5 м/с, порывы до 12 м/с, видимость 10 км, высота нижней кромки облачности 1500 м.
По просьбе заказчика в конце рабочего дня экипаж выполнил перелёт на площадку, расположенную на южной окраине н.п. Варзуга, для погрузки груза в вертолёт и его ночной стоянки. Во время перелёта экипаж не выполнил карту контрольной проверки вертолета перед посадкой на площадку, подобранную с воздуха, чем нарушил п. 9.7.2.6. РЛЭ Ми-8Т. В это же время экипаж доложил диспетчеру ВМДП Апатиты об окончании работ. Получив сообщение от заказчика, что дополнительной загрузки не будет и охрану вертолёта не обеспечат, командир звена принял решение перелететь на площадку постоянного базирования вертолёта без связи и разрешения органов УВД.
На борту вертолёта находился груз: 200 листов кровельного железа весом 1600 кг и деревянный брус весом 400 кг, заправка топливом составляла (со слов экипажа) 1100 литров(880 кг), центровка +172 мм, взлётная масса составляла 10670 кг, что не превышало ограничений, установленных РЛЭ МИ-8Т для данных условий взлёта.
Командир звена Соколов B.C. в кабине вертолёта занял левое пилотское сидение, правое занял КВС Журавлёв А.В., не имеющий допуска к полётам с этого сидения, чем были нарушены требования п.п. 3.1, 3.2 Указания МГА от 11.08.89 года № 416/У.
Анализ материалов расследования показал, что экипаж не выполнял карту контрольной проверки вертолёта: п.п. 9.7.2.1. - перед запуском двигателей, 9.7.2.2. - после запуска двигателей, 9.7.2.4. - перед взлётом. При взлете члены экипажа предупредили командира звена о наличии слева спереди препятствий (отдельно стоящих деревьев).
Активное пилотирование выполнял командир звена Соколов B.C. При выполнении висения и перемещения на малой высоте Соколов B.C. допустил нарушение требований п.5 Инструкции по правилам ведения осмотрительности на земле и в воздухе экипажами воздушных судов гражданской авиации № 3.1.6-642, утвержденной заместителем Министра гражданской авиации от 28.06.1977г. На висении, при развороте вертолёта вправо против ветра, командир звена нарушил требования п.п. 4.2.3.4 РЛЭ вертолета Ми-8Т, что привело к перемещению вертолета назад и вправо, в результате произошло столкновение рулевого винта с деревьями, после чего рулевой винт разрушился. Вертолёт начал интенсивно вращаться и крениться влево. В процессе резкого разворота влево произошёл удар лопастей несущего винта о землю и деревья с последующим опрокидыванием вертолета на правый борт. После опрокидывания на вертолёте возник пожар, ликвидировать который экипажу не удалось.
Экипаж покинул вертолёт. Бортмеханик Радченко В.А. получил незначительные телесные повреждения, так как не был пристёгнут ремнями безопасности. Остальные члены экипажа не пострадали.
Причиной авиационного происшествия явилось нарушение командиром звена требований п.5 Инструкции по правилам ведения осмотрительности на земле и в воздухе экипажами воздушных судов гражданской авиации и п.4.2.3.4 РЛЭ вертолета Ми-8Т, допущенные при выполнении маневрирования на висении, в результате чего произошло столкновение рулевого винта с деревом.
Обстоятельства данного авиационного происшествия свидетельствует об отсутствии со стороны проверяющего, выполнявшего функции КВС, должной требовательности к себе и членам экипажа в вопросах соблюдения технологической дисциплины. ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений и территориальных управлений ВТ Минтранса России:
1.1. Данное заключение довести до всех подконтрольных авиапредприятий.
1.2. При очередных проверках подконтрольных авиапредприятий обратить внимание на соблюдение экипажами технологии работы, выполнение контрольных карт обязательных проверок по этапам подготовки и выполнения полётов.
2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолёты:
2.1. С лётным составом вертолётных подразделений изучить обстоятельства и причины авиационного происшествия.
2.2. Организовать проведение занятий на темы:
- влияние ветра на устойчивость и управляемость вертолёта при выполнении взлёта с правым боковым ветром;
- требования (эксплуатационные ограничения) по размерам посадочных площадок;
- взаимодействие и осмотрительность членов экипажа при выполнении взлётов и посадок на временных и подобранных с воздуха посадочных площадках.
2.3. Обеспечить контроль за соблюдением экипажами технологии работы и выполнения контрольных карт обязательных проверок по этапам подготовки и выполнения полётов.
2.4. Усилить контроль за работой экипажей на оперативных точках в отрыве от постоянного места базирования.
2.5. Обратить внимание на регулярность выполнения самостоятельных полётов командно-летного состава. Строго руководствоваться требованиями РОЛР-87 г. и инструкции ДВ-132/И от 01.11.95г. по сохранению квалификации пилотов.
2.6. Обратить внимание командно-руководящего состава на соблюдение требований указания МГА № 416/У от 11.08.89г. "О выполнении полётов экипажами, имеющими в своём составе пилотов равной квалификации".
Начальник Управления |
|