почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
26
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Министерство транспорта
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Руководителям территориальных органов Минтранса России

 



27.06.01 № 24.4.1-236 ГА
На № _______________



         
    
    
    
    Направляю Вам для руководства "Концепцию развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации", одобренную на заседании Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года (протокол № 41, пункт 1).
    Приложение: Концепция
    
    
    
    

Заместитель руководителя
Департамента поддержания летной годности
гражданских ВС и технического развития ГА

 


 В.И. Самохин

    
                                         
    
    
    


ОДОБРЕНА
на заседании Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 2000 г.
(Протокол № 41, пункт 1)


КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   

ВВЕДЕНИЕ
    1. В силу особого геополитического положения России, имеющей огромную территорию и протяженные границы, в сочетании с весьма слаборазвитой сетью железнодорожных и автомобильных коммуникаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях гражданская авиация имеет важнейшее значение для обеспечения национальной безопасности России.
    Создававшийся десятилетиями научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности, обеспечивший России место одной из ведущих авиационных держав в мире, является ценнейшим достоянием страны. Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную продукцию на мировом уровне.
    Однако за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении.
    Без целенаправленной государственной поддержки Россия уже в ближайшие 3-5 лет может утратить свой потенциал в этой области. Это создаст серьезную угрозу  национальной  безопасности Российской Федерации.
    2. Концепция развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации (далее именуется - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы государственного регулирования гражданской авиационной деятельности Российской Федерации. Она призвана определить роль государства и границы его вмешательства в процессы регулирования этой деятельности без нарушения принципов рыночной экономики.
    В Концепции:
    под гражданской авиационной деятельностью понимается организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц в целях удовлетворения спроса на воздушные перевозки, авиационные работы и услуги;
    под государственным регулированием понимается разработка специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правил осуществления  гражданской авиационной деятельности и контроля за их выполнением.
    3. Государственному регулированию подлежат:
    1) развитие и техническое совершенствование авиапромышленной и авиатранспортной инфраструктур;
    2) осуществление структурных преобразований в области авиапромышленного комплекса и гражданской авиации;
    3) обеспечение технологической и экологической безопасности при осуществлении авиационной деятельности;
    4) обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности в гражданской авиации;
    5) формирование и функционирование рынка транспортных услуг, а также международная деятельность;
    6) обеспечение мобилизационной готовности гражданской авиации.
    4. Концепция рассматривается как основа для разработки и реализации федеральных и региональных программ в области авиационной деятельности и решения других принципиальных, зависящих от гражданской авиации проблем отдельных отраслей и народно-хозяйственного комплекса России в целом.
    Концепция исходит из того, что развитие гражданской авиации, авиационной науки и промышленности в России должно основываться на финансовой стабилизации и развитии экономики Российской Федерации в условиях рынка, росте платежеспособного спроса населения и хозяйствующих субъектов страны, повышении роли Российской Федерации в мировом разделении труда.
    5. Концепция разработана исходя из основных положений, изложенных в:
    1) Воздушном кодексе Российской Федерации;
    2) Законе Российской  Федерации  от 22 марта  1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
    3) Федеральном законе от 17 августа 1995г. "О естественных монополиях";
    4) Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. № 1143;
    5) Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании развития авиации";
    6) Концепции реструктуризации российского авиапромышленного комплекса, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 294;
    7) Концепции реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 642;
    8) Федеральном законе от 25 сентября 1998г. "О лицензировании отдельных видов деятельности";
    9) Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024;
    10) решении заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию авиации и самолетостроения Российской Федерации от 4 февраля 2000 г.;
    11) Концепции модернизации и развития Единой системы организации  воздушного  движения  Российской  Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 144;
    12) постановлении Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  

 Часть 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    6. В связи со сложившимся в экономике страны в последние годы тяжелым положением, значительным сокращением внутреннего валового продукта, реальных доходов населения резко сократился платежеспособный спрос на авиационные перевозки, работы и услуги. В результате этого рынок авиационных перевозок существенно деформировался. По сравнению с 1990 годом в 4 раза сократился объем авиационных перевозок.
    Вместе с тем значительно возросло количество отечественных коммерческих авиационных компаний, конкурирующих на рынке авиационных перевозок. При этом из 294 авиационных компаний 36 выполняют 94 процента объема работ и только одна треть компаний работает на регулярной основе.
    Парк самолетов гражданской авиации морально и физически устарел. Свыше 70 процентов пассажирских самолетов эксплуатируются более 10 лет, их технический и эксплуатационный уровень не соответствует современным стандартам, особенно в области авионики и авиационных двигателей.
    Вместе с тем у большинства авиационных компаний, занимающих ведущее место на рынке авиационных перевозок, отсутствуют необходимые финансовые средства для обновления парка воздушных судов. По этой же причине авиационные компании не в состоянии в полной мере организовать дежурство поисково-спасательных воздушных судов, что существенно снижает уровень поисково-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации.
    Крайне сложная ситуация сложилась в области организации управления воздушным движением.
    Критическое положение, связанное с кризисом рынка авиационных перевозок, сложилось и на рынке отечественной гражданской авиационной техники.
    Авиационная промышленность России, несмотря на глубокие экономические трудности, пока еще сохраняет свой базовый научно-технический и производственный потенциал, позволивший создать и сертифицировать в последние годы ряд образцов гражданской авиационной техники, не уступающих мировым аналогам.
    Однако объем продажи отечественной гражданской авиационной техники сократился по сравнению с началом 90-х годов более чем в пять раз, что объясняется падением пассажирооборота, отсутствием финансовых возможностей у отечественных авиационных компаний для переоснащения парка воздушных судов, отсутствием в стране системы авиационного лизинга.
    В то же время в ущерб национальным интересам страны на внутренний рынок России активно вторгаются иностранные производители авиационной техники и авиационные компании, несмотря на наличие конкурентоспособных воздушных судов отечественного производства нового поколения.
    Недостаточно осуществляется экспорт гражданских самолетов. Основной причиной сложившегося положения является крайне ограниченное  финансирование  авиационной  деятельности  в сочетании с неэффективным государственным регулированием.
    7. В настоящее время основными проблемами авиапромышленного комплекса являются:
    1) кризис внутреннего рынка гражданской авиационной техники, связанный с отсутствием у авиационных компаний необходимых средств для обновления парка эксплуатируемых воздушных судов;
    2) отсутствие в авиапромышленном комплексе собственных финансовых ресурсов, необходимых для его развития;
    3) резкое сокращение экспорта гражданских воздушных судов;
    4) неразвитость кредитных механизмов финансирования производства и поставки (продажи), а также реализации финансового лизинга отечественной авиационной техники;
    5) отсутствие стимулов для отечественных и иностранных финансовых структур к вложению инвестиций в авиационно-строительную промышленность на условиях, близких к условиям получения финансовых ресурсов иностранными производителями авиационной техники;
    6) организационная раздробленность комплекса после первого этапа акционирования и приватизации;
    7) недостаточное   и   неполное   финансирование   работ, предусмотренных Президентской федеральной целевой программой развития гражданской авиационной техники России до 2000 года, что привело к несоблюдению сроков выполнения ряда работ по созданию нового поколения отечественных гражданских воздушных судов;
    8) падение интеллектуального потенциала научно-исследовательских   институтов, конструкторских бюро и предприятий, производящих серийную продукцию, прерывание процесса смены поколений авиационных ученых, инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих;
    9) усиление конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынке со стороны зарубежных авиапромышленных компаний;
    10) обострившаяся в последнее время борьба за права собственности и отсутствие контроля за предприятиями и организациями авиационной промышленности.
    8. В настоящее время основными проблемами гражданской авиации являются:
    1) снижение объемов авиационных перевозок;
    2) физический и моральный износ парка гражданских воздушных судов, несоответствие технико-экономических характеристик эксплуатируемых воздушных судов предыдущего поколения современным мировым требованиям;
    3) структурная раздробленность отечественных авиационных предприятий (авиакомпаний, организаций обеспечения и т.д.), неспособных в ряде случаев обеспечить требуемый уровень услуг при осуществлении авиационных перевозок;
    4) отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований;
    5) отсутствие у авиационных компаний финансовых ресурсов для модернизации основных фондов;
    6) незавершенность формирования нормативно-правовой базы в области системы обязательной сертификации (аттестации).
    9. Основными недостатками действующей гражданской подсистемы организации воздушного движения являются:
    1) незавершенность формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением как федерального унитарного предприятия;
    2) несовершенство материально-технического обеспечения;
    3) несовершенство  организационно-мобилизационного  и технического планирования перевода центров организации воздушного движения с мирного на военное положение;
    4) необходимость организационно-штатной перестройки гражданской подсистемы организации воздушного движения при переходе с мирного на военное положение.
    10. Основными проблемами в области обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации в настоящее время являются:
    1) недоукомплектованность кадрами государственных инспекторов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью авиационных предприятий в области безопасности полетов и авиационной безопасности;
    2) несовершенство имеющихся тренажеров, приводящее к удорожанию подготовки, снижению навыков членов экипажа в управлении воздушными судами особенно в сложных метеоусловиях и в аварийных ситуациях;
    3) слабая оснащенность гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, в том числе аппаратурой обнаружения взрывчатых веществ;
    4) несоответствие информационного обеспечения безопасности полетов потребностям системы государственного регулирования, что затрудняет своевременное принятие решений в целях предотвращения авиационных происшествий;
    5) устаревшие лабораторная база и оборудование научно-исследовательских и проектных организаций гражданской авиации и промышленности, обеспечивающих отработку и решение технических проблем обеспечения безопасности гражданской авиации;
    6) отсутствие порядка финансирования расходов на содержание и  развитие  службы  поискового  и  аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
    7) недостаточное финансирование работ по обеспечению безопасности гражданской авиации и надежности авиационной техники.
 

  Часть 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    11. Целью государственного регулирования гражданской авиационной деятельности является создание условий для:
    1) развития отечественного авиапромышленного комплекса обеспечивающего сохранение за Россией роли ведущей авиационной державы и удовлетворение потребностей гражданской авиации страны в разработке и поставках современной авиационной техники;
    2) формирования современной авиатранспортной системы, соответствующей   платежеспособному спросу на перевозки пассажиров и грузов, а также на выполнение социальных, оборонных и других специальных требований в интересах национальной безопасности России.
    12. Для достижения цели, указанной в пункте 11 Концепции, необходимы:
    1) поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала авиационной промышленности и гражданской авиации, обеспечивающего создание и производство отечественных конкурентоспособных гражданских воздушных судов, развитие перспективных технологий в области авиации;
    2) обеспечение безопасных, качественных и экономичных воздушных перевозок, авиационных работ и услуг за счет обновления парка воздушных судов гражданской авиации на основе закупок конкурентоспособной отечественной авиационной техники;
    3) координация деятельности по модернизации и строительству аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам, и эффективное использование аэродромов государственной авиации, не принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации;
    4) обеспечение российским юридическим лицам, а также физическим  лицам  выгодных экономических  условий  для стимулирования . инвестиционной деятельности по созданию, закупкам и эксплуатации авиационной техники;
    5) обеспечение эффективной интеграции России в мировую систему хозяйственных связей и разделения труда;
    6) содействие увеличению экспорта отечественной гражданской авиационной техники.
    13. Главными задачами государства в области регулирования гражданской авиационной деятельности являются:
    1) государственная поддержка разработки ключевых базовых технологий и создания научно-технического задела, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки новых образцов конкурентоспособной гражданской авиационной техники;
    2) создание условий для сохранения и развития необходимой научно-технической базы, обеспечивающей техническую оснащенность отечественной гражданской авиации на мировом уровне;
    3) содействие реструктуризации авиастроительного комплекса в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности, экономического развития Российской Федерации и потребностями гражданской авиации в обновлении парка авиационной техники;
    4) обеспечение высокого уровня безопасности авиационной деятельности на основе технологического перевооружения отрасли, развития систем поддержания летной годности авиационной техники и обеспечения безопасности полетов, совершенствования технологических и организационных основ использования воздушного пространства;
    5) оптимизация сети международных аэропортов и аэропортов федерального значения;
    6) создание системы и механизмов кредитования поставок (продаж) отечественной гражданской авиационной техники и условий для становления и развития отечественной системы авиационного лизинга как основы обновления парка воздушных судов;
    7) создание условий для введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;
    8) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, совершенствование механизмов сертификации и лицензирования и т.д.);
    9) эффективное управление государственной долей собственности на предприятиях и в организациях гражданской авиации и авиапромышленного комплекса;
    10) создание условий для конкуренции в гражданской авиации и авиапромышленном комплексе;
    11) совершенствование регулирования естественных монополий в области гражданской авиационной деятельности;
    12) развитие нормативной правовой базы в области гражданской авиационной деятельности;
    13) совершенствование системы подготовки кадров, методической базы и технических средств обучения, сохранение высокого уровня квалификации авиационного персонала и разработка комплекса мер по его социальной защите;
    14) содействие международному признанию отечественной системы обеспечения безопасности полетов.
    14. Главными принципами государственного регулирования гражданской авиационной деятельности являются:
    1) в финансово-экономической сфере:
    государственная поддержка жизненно важных и экономически выгодных для государства направлений развития гражданской авиации, в том числе разработки новых образцов отечественной авиационной техники и их дальнейшей модернизации;
    рациональное распределение финансовых ресурсов в интересах решения проблем гражданской авиации на основе долгосрочного прогноза, целевых программ и консолидации финансовых средств;
    проведение протекционистской политики по внедрению отечественной авиационной техники;
    государственная поддержка закупок авиационными компаниями отечественных воздушных судов нового поколения, в том числе путем компенсации расходов по уплате процентной ставки по кредитам, привлекаемым авиационными компаниями для покупки новой отечественной авиационной техники;
    поддержка создания отечественной системы авиационного лизинга;
    поддержка  на  государственном  уровне  разработанных совместно с зарубежными партнерами программ, а также работ по международному признанию отечественных норм и систем в области авиационной деятельности;
    всемерное содействие притоку отечественных и зарубежных внебюджетных финансовых средств и других ресурсов;
    2) в организационной сфере:
    развитие  гражданской  авиации  и  авиапромышленного комплекса на основе координации и согласования их деятельности по реализации действующих, формированию и разработке новых программ;
    согласованная с прогнозом развития экономики страны и платежеспособного спроса на авиационные перевозки, работы и услуги количественная и структурная оптимизация объектов и средств авиационной инфраструктуры, позволяющая обеспечить нормальное  функционирование  гражданской  авиации  и  ее своевременное техническое переоснащение;
    разработка и реализация комплекса мер по реструктуризации авиационной промышленности, в том числе создание нескольких централизованно управляемых холдингов с контрольным пакетом акций, принадлежащих Российской Федерации;
    3) в сфере научно-технической политики:
    сохранение и развитие научно-технического потенциала,
    создание перспективных материалов и технологий как основы дальнейшего развития гражданской авиации России;
    рациональное сочетание модернизации образцов гражданской авиационной техники, созданных в последние годы, с разработкой перспективных образцов, соответствующих уровню XXI века;
    унификация и оптимизация типажа гражданской авиационной техники;
    обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
    15. Основными направлениями государственного регулирования гражданской авиационной деятельности Российской Федерации являются:
    1) сбалансированное развитие авиационного потенциала Российской Федерации для комплексного решения задач экономической безопасности, социально-экономического и культурного развития страны на основе единой государственной политики;
    2) завершение реструктуризации авиационной промышленности с целью сохранения и развития авиационной науки, промышленной и экспериментально-испытательной базы;
    3) обеспечение потребностей страны во внутренних и международных  авиационных  перевозках  с  использованием отечественной авиационной техники;
    4) использование   воздушного   пространства   Российской Федерации в интересах всех его пользователей;
    5) обеспечение безопасности полетов гражданской авиации и авиационной безопасности;
    6) поисково-спасательное и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;
    7) объединение усилий государств - участников Содружества Независимых Государств на основе скоординированной технической политики при осуществлении гражданской авиационной деятельности, сохранения и дальнейшего развития единой системы авиационных правил, сертификации гражданских воздушных судов и их производства, международных аэродромов и их оборудования, а также единой системы расследования авиационных происшествий на базе Межгосударственного авиационного комитета;
    8) усиление позиции Российской Федерации в международной авиатранспортной системе за счет повышения конкурентоспособности российских авиационных компаний и воздушных судов, производимых отечественными предприятиями авиационной промышленности;
    9) совершенствование нормативной правовой базы гражданской авиационной деятельности;
    10) совершенствование системы подготовки специалистов в области авиационной деятельности, обеспечение их социальной защищенности;
    11) активизация пропаганды авиационных традиций и истории гражданской авиации Российской Федерации.
    Государственное регулирование гражданской авиационной деятельности осуществляется преимущественно правовыми и экономическими методами, в том числе государственной поддержкой. В определенных случаях, в рамках законодательства Российской Федерации, государство оставляет за собой право непосредственного вмешательства в деятельность субъектов, осуществляющих гражданскую авиационную деятельность.
    16. Органы государственного регулирования  гражданской авиационной деятельностью.
    Общее стратегическое руководство гражданской авиационной деятельностью осуществляет президент Российской Федерации.
    Правительство Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство и государственное регулирование гражданской авиационной деятельности через специально уполномоченные органы.
    17. Под специально уполномоченными органами понимаются:
    1) федеральные органы исполнительной власти:
    федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиационной техники обеспечивает организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и производству гражданской авиационной техники, осуществляет государственное регулирование деятельности предприятий и организаций авиапромышленного комплекса, включая решение вопросов соответствия выпускаемой техники установленным требованиям и нормам охраны труда, проведение государственной политики в области развития гражданской авиационной техники;
    федеральный орган исполнительной власти в  области гражданской авиации обеспечивает государственный контроль за деятельностью, осуществляемой в гражданской авиации, включая вопросы оценки соответствия эксплуатируемой авиационной техники требованиям обеспечения безопасности полетов, ее допуска и соблюдения правил эксплуатации,  оценки  производственной деятельности всех участников авиатранспортного процесса по обеспечению безопасности полетов, и проводит государственную политику в области развития гражданской авиации;
    2) федеральное  органы  регулирования  естественных монополий, а также иные органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия по государственному   регулированию в области гражданской авиационной деятельности.
    18. Финансирование мероприятий Программы развития гражданской авиационной техники России и Программы развития гражданской авиации Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется через уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в пределах средств, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию указанных программ, исходя из ресурсных возможностей экономики.

   Часть 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРОМЬЕШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
    19. Главная цель государственного регулирования деятельности авиапромышленного комплекса в области разработки и производства гражданской авиационной техники - обеспечение экономической и технологической безопасности страны, потребностей внутреннего и внешнего рынков гражданской авиации в новой конкурентоспособной авиационной технике, участия России в международном разделении труда в авиационной сфере, преодоления кризиса в авиационной промышленности и сохранения ее ядра, способного к развитию в условиях рыночной экономики, при минимальном использовании государственных финансовых ресурсов.
    20. Основными направлениями государственного регулирования деятельности авиапромышленного комплекса являются:
    1) государственная поддержка разработки и создания научно-технического задела и новых образцов отечественной авиационной техники на основе программно-целевого планирования;
    2) развитие и защита рынка отечественной авиационной техники;
    3) обеспечение ответственности разработчиков и производителей гражданской авиационной техники на этапе ее эксплуатации в послепродажный период;
    4) продолжение процесса реструктуризации авиационной промышленности с учетом обеспечения экономической безопасности страны.
    21. Государственное регулирование осуществляется на основе следующих базовых принципов и условий:
    в части программно-целевого планирования
    1) деятельность авиапромышленного комплекса осуществляется на  основе  долгосрочных программ развития гражданской авиационной техники России на соответствующий  период, основными целями и задачами которых являются:
    удовлетворение потребностей России в переоснащении парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и выполнения авиационных работ;
    развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности,   отвечающего потребностям национальной экономики и безопасности;
    обеспечение производства конкурентоспособной отечественной гражданской авиационной техники путем создания новых и модернизации эксплуатируемых воздушных судов;
    развитие новых форм и методов технического обслуживания и систем послепродажного сервисного обслуживания;
    2) реализация программ развития гражданской авиационной техники обеспечивается за счет использования собственных средств, привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов, а также за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
    3) разработка программ развития авиационной техники России на соответствующий период возлагается на орган, уполномоченный осуществлять  государственное регулирование и  управление авиационной промышленностью, который является заказчиком выполняемых работ;
    в части содействия становлению и развитию рынка авиационной техники гражданского назначения
    1) обеспечение создания механизмов кредитной поддержки поставок (продаж) российской авиационной техники авиационным компаниям;
    2) стимулирование использования механизмов лизинга российской авиационной техники;
    3)активизация усилий в  процессе проведения межправительственных переговоров по организации регулярных маршрутов с выделением обязательных квот для использования российской авиационной техники;
    4) обеспечение поддержки обоснованных инициатив отечественных и зарубежных производителей авиационной техники по реализации проектов международного сотрудничества и кооперации;
    5) проведение рациональной политики в  рамках межправительственных соглашений в отношении сертификации авиационной техники и взаимного признания систем нормирования летной годности;
    6) активизация государственного влияния на продвижение российской авиационной техники на зарубежные рынки;
    7) осуществление мер государственной поддержки с соблюдением требований антимонопольного законодательства.
    В результате проведения указанных мероприятий на начальном этапе реализации Концепции будет обеспечено формирование финансового механизма передачи авиационной техники от производителя авиационным компаниям, расширение налогооблагаемой базы за счет роста продаж российской авиационной техники, сохранение научно-технического и производственного потенциала авиационной отрасли, сохранение существующих и создание новых рабочих мест в отрасли;
    в части структурных преобразовании
    1) стимулирование   оптимизации   структуры   отрасли   в соответствии с долгосрочными программами развития гражданской и государственной авиационной техники, обеспечивающими безопасность страны, ее внутренние потребности и прогнозируемый спрос на внешнем рынке;
    2) поддержка  структурных  преобразований авиационной промышленности, направленных на создание крупных широкопрофильных  корпоративных  структур,   объединяющих конструкторские бюро и серийные предприятия, повышение экономической  эффективности  деятельности  предприятий  и организаций отрасли и интегрированных структур по самолето-, вертолето-, двигателе-, приборо- и агрегатостроению, создаваемых на добровольной основе и ответственных за разработку, производство, модернизацию, ремонт и послепродажное сервисное обслуживание авиационной техники;
    3) учет опыта структурных преобразований, осуществленных в соответствии с принятой ранее Концепцией реструктуризации российского авиапромышленного комплекса, и внесение в нее необходимых корректив, учитывающих изменения в политической и экономической ситуации в стране.
    Все мероприятия в области структурной перестройки авиационной промышленности будут проводиться исключительно по результатам рассмотрения и экспертизы уполномоченными органами конкретных долгосрочных проектов и программ, обеспеченных источниками финансирования и ориентированных на удовлетворение спроса на внутреннем и внешнем рынках;
    4) осуществление необходимых мер по сохранению уникальной экспериментальной и стендовой базы авиапромышленного комплекса;
    5) реструктуризация  предприятий и организаций авиапромышленного комплекса будет осуществляться одновременно с принятием мер по их финансовому оздоровлению (санации), при этом преимущественная поддержка будет оказываться тем предприятиям и организациям, которые выразили готовность и участвуют в проведении реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
    Поддержка в приоритетном порядке будет оказываться тем проектам реструктуризации предприятий и организаций авиационной промышленности, которые предусматривают проведение мероприятий по повышению рыночной стоимости их активов, участвуют в поставке продукции для государственных нужд, а также в разработке и создании новой конкурентоспособной авиационной техники;
    6) в процессе структурных преобразований будет осуществляться интеграция с авиационными предприятиями стран СНГ, имеется в виду, с одной стороны, необходимость сохранения за Россией приоритетов на авиационном рынке этих стран и, с другой стороны, использование конструкторских и производственных возможностей авиационной промышленности стран СНГ. Такая интеграция   может   осуществляться   в   форме   создания межгосударственных корпоративных структур на основе межправительственных соглашений.
    При реструктуризации будет обеспечена согласованность государственной политики в отношении федеральных авиационных научных центров с общими принципами государственного управления отечественной фундаментальной наукой. Эти центры целесообразно  сохранить  в  государственной  собственности, одновременно осуществляя их постепенную интеграцию в целях улучшения   координации   научно-исследовательских   работ, концентрации научных сил на приоритетных разработках;
    в части ответственности разработчиков и производителей авиационной техники за обеспечение ее эксплуатации в послепродажный период важными государственными приоритетами являются
    1) практическая реализация положений законодательства Российской Федерации относительно ответственности разработчика, изготовителя и эксплуатанта авиационной техники за обеспечение технического обслуживания и ремонта выпускаемых изделий, поставку в необходимом количестве и ассортименте запасных частей в течение срока службы изделия даже при снятии его с производства.
    Указанные виды ответственности непосредственно связаны с уровнем эксплуатационно-технических характеристик авиационной техники, обуславливающих эффективность, стоимость эксплуатации, долговечность и в целом конкурентоспособность воздушных судов;
    2) обеспечение  исключительных  прав  разработчиков  и производителей авиационной техники на модернизацию, доработку, сервисное обслуживание в гарантийный период созданной техники в рамках системы послепродажного обеспечения эксплуатации воздушных судов, авиационных двигателей и комплектующих изделий  с  возложением  на  указанных  разработчиков   и производителей ответственности за предоставляемые услуги.
    Подобные системы по типам или классам изделий должны создаваться с учетом зарубежной практики, международных стандартов и правил;
    3) государственный контроль за летной годностью воздушных судов,   авиационных   двигателей,   воздушных   винтов   и комплектующих изделий на этапах разработки, испытаний, эксплуатации и ремонта вплоть до списания предусматривает осуществление авторского контроля со стороны разработчиков и производителей авиационной техники за соблюдением условий эксплуатации и ремонта, указаний разработчика изделия по поддержанию его летной годности.
    Юридические и физические лица, эксплуатирующие и ремонтирующие воздушные суда, на безвозмездной основе предоставляют разработчику воздушных судов информацию о техническом состоянии авиационной техники, об особенностях ее эксплуатации и авиационных инцидентах. Состав информации, порядок ее предоставления и доведения до сведения заинтересованных авиационных организаций устанавливаются в соответствии с федеральными авиационными правилами.
    22. Финансирование разработки и создания научно-технической продукции,   перспективных   технологий,   модернизации   и сертификации новых образцов гражданской авиационной техники будет осуществляться за счет средств предприятий, финансовых структур, а также за счет ассигнований, выделяемых на реализацию программных мероприятий согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год, исходя из ресурсных возможностей экономики.
    Средства на финансирование разработок, модернизацию, сертификацию, освоение производства и выпуск новых образцов отечественной гражданской авиационной техники будут привлекаться из внебюджетных источников.
    Финансирование процессов реструктуризации обеспечивается в основном за счет собственных средств реорганизуемых предприятий и привлекаемых ими кредитов на основе экономически обоснованных бизнес-планов реструктуризации.
    23. Для реализации  механизмов государственного регулирования деятельности авиапромышленного комплекса необходимо внести ряд изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:
    1) возможность снижения пошлин за удостоверение договоров лизинга авиационной техники;
    2) возможность предоставления налоговых льгот для российских предприятий и   организаций, производящих, приобретающих и эксплуатирующих отечественную авиационную технику нового поколения;
    3) создание механизма оформления прав собственности и иных вещных прав на воздушные суда, включая принятие закона о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
 

  Часть 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
    24. Главная цель государственного регулирования гражданской авиации - сохранение экономической и технологической безопасности страны - состоит в выводе из кризисного состояния и обеспечении устойчивого функционирования системы воздушного транспорта России путем содействия коренной реструктуризации всех ее основных составляющих и создания объективных предпосылок для дальнейшего развития.
    25. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    1) экономически обоснованное укрупнение авиационных компаний и предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением;
    2) обеспечение необходимого уровня государственного регулирования в рамках каждого элемента системы гражданской авиации;
    3) создание необходимых условий для привлечения инвестиций в интересах обновления материально-технической базы отрасли;
    4) содействие переходу на эксплуатацию новой, экономически эффективной и  высоконадежной авиационной техники преимущественно российского производства;
    5) содействие внедрению качественно новых отечественных систем продажи и бронирования авиационных перевозок и сопутствующих услуг, а также совершенствование системы взаиморасчетов за проданные авиационные перевозки и оказанные услуги, включая аэронавигационное обслуживание;
    6) завершение приватизации и акционирования объединенных авиационных предприятий при условии разделения авиакомпаний и аэропортов на независимые хозяйствующие субъекты .
    26. Решение задач, указанных в пункте 16 Концепции, будет способствовать:
    1) повышению уровня безопасности полетов;
    2) предотвращению  неоправданного  роста  тарифов  на авиационные перевозки;
    3) повышению качества обслуживания пассажиров и выполнения грузовых перевозок на воздушном транспорте;
    4) росту объемов воздушных перевозок в России силами отечественных авиационных компаний, эксплуатирующих в основном воздушные суда российского производства;
    5) увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
    6) созданию благоприятных условий для притока отечественных и иностранных инвестиций в объекты гражданской авиации.
    27. В настоящее время на рынке авиационных перевозок и работ 60 процентов авиационных предприятий осуществляют перевозочную деятельность, а 40 процентов выполняют авиационные работы для нужд  различных  отраслей  экономики  страны.  51 процент предприятий - авиационных перевозчиков имеют лицензии на выполнение внутренних и международных регулярных перевозок и обеспечивают выполнение более 90 процентов объема авиационных перевозок (из них 8 авиационных компаний выполняют 63,8 процента авиационных перевозок).  Остальные авиационные  компании осуществляют чартерные (нерегулярные) рейсы и перевозки для собственных нужд (корпоративные авиационные перевозки).
    В целях повышения эффективности гражданской авиации государство намерено, используя экономические и административные меры,  создать условия для  осуществления  всего  объема международных и межрегиональных авиационных перевозок при помощи оптимального с экономической точки зрения количества авиационных компаний, имея в виду реструктуризацию всей системы авиационных перевозок.
    Для этих целей необходимо:
    1) осуществлять экономически оправданную реорганизацию (слияние, присоединение, ликвидацию) авиационных компаний, находящихся в государственной собственности, и авиационных компаний, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности, с учетом требований антимонопольного законодательства;
    2) содействовать слиянию (присоединению) исключительно на добровольной основе авиационных компаний, не находящихся в государственной собственности либо не имеющих контрольного пакета акций в государственной собственности, с учетом требований антимонопольного законодательства и с учетом предотвращения доминирующего положения той или иной авиационной компании на рынке авиационных перевозок или ограничения конкуренции;
    3) стимулировать повышение эффективности авиационных компаний, используя механизмы сертификации авиационных компаний, лицензирования   авиационных   услуг, а также предусмотренные  законодательством Российской Федерации процедуры банкротства в отношении несостоятельных авиационных компаний вплоть до их ликвидации.
    28. Учитывая экономические и географические особенности России, система пассажирских авиационных перевозок должна быть построена по иерархическому принципу и состоять из авиационных перевозчиков (авиационных компаний) трех уровней - федерального, регионального и местного.
    К федеральному уровню относятся: авиационные перевозчики, выполняющие весь объем регулярных перевозок на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья, основную (не менее 70 процентов) часть регулярные перевозок в страны СНГ, определенную долю внутренних межрегиональных перевозок, а также значительную часть международных и внутренних чартерных рейсов.
    К региональному уровню относятся: авиационные перевозчики, выполняющие основной объем межрегиональных регулярных перевозок, не более 30 процентов регулярных перевозок в страны СНГ, а также часть международных и внутренних чартерных рейсов.
    К местному уровню относятся: авиационные перевозчики, выполняющие весь объем внутрирегиональных перевозок и часть межрегиональных перевозок для местных авиалиний.
    29. Реформирование системы авиационных перевозок должно обеспечивать сопоставимость  условий  деятельности реструктуризированных авиационных компаний и в связи с этим предусматривать:
    1) возможность совмещения одной и той же авиационной компанией функций перевозчика двух смежных уровней, в том числе для организации сквозных перевозок на стыкующихся регулярных авиалиниях;
    2) применение мер государственного регулирования в отношении выполнения социально значимых, но экономически невыгодных маршрутов в регионах со слабо развитой транспортной инфраструктурой;
    3) внедрение практики обоснованного регулирования межрегиональных пассажирских и грузовых перевозок.
    Помимо авиационных компаний указанных трех уровней перспективный план реформирования системы воздушных перевозок должен предусматривать существование эксплуатантов корпоративной авиации, специализированных авиационных перевозчиков, а также ограниченного числа государственных предприятий, обслуживающих исключительно нужды федеральных органов власти.
    30. Для реформирования системы коммерческих авиационных перевозок государство намерено:
    1) проводить сертификацию всех отечественных авиационных перевозчиков в интересах сохранения на российском рынке коммерческих воздушных перевозок авиационных компаний, соответствующих вновь  вводимым дополнительным сертификационным требованиям, которые включают:
    соответствие ряду устанавливаемых имущественных, финансовых и экономических цензов;
    наличие собственных или арендованных воздушных судов для выполнения заявленной программы перевозок с учетом резерва воздушных судов;
    наличие необходимой производственной базы;
    наличие соответствующих служб для обеспечения полетов;
    наличие собственной системы управления качеством выполнения авиационных перевозок;
    обеспечение соответствующего режима труда и отдыха экипажей;
    2) ужесточить порядок выдачи лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований по выполнению регулярных и чартерных перевозок, предусматривающий:
    требования к авиационным компаниям по имущественному и финансовому цензу;
    наличие у соискателя лицензии необходимого количества собственных или арендованных воздушных судов, при этом срок действия лизинговых соглашений или договоров аренды должен быть не менее года и соответствовать периоду действия запрашиваемой лицензии;
    подтверждение финансово-имущественной состоятельности соискателя лицензии, гарантирующей (независимо от доходов, получаемые от заявленных перевозок или выполняемых видов авиационных работ) исполнение им своих обязательств перед пассажирами и заказчиками авиационных работ в течение периода времени, превышающего договорные обязательства;
    3) стимулировать процессы создания на добровольной основе альянсов авиационных компаний, а также их слияния с соблюдением требований антимонопольного законодательства;
    4) ужесточить условия приостановки и аннулирования сертификатов эксплуатанта и лицензий у авиационных компаний, не соблюдающих действующие требования в области безопасности полетов, авиационной безопасности и качества работ и услуг;
    5) упорядочить использование государственной и экспериментальной авиации для выполнения воздушных перевозок в коммерческих целях.
    31. В результате реализации комплекса мер по регулированию деятельности авиационных предприятий в ближайшее время предполагается функционирование на российском рынке авиационных перевозок оптимального (по отношению к платежеспособному спросу) количества авиационных компаний федерального и регионального уровня, а также авиационных компаний, обслуживающих перевозки местного значения.
    Реструктуризация системы авиационных перевозок в соответствии с изложенной схемой является необходимой, но недостаточной предпосылкой для вывода российских авиационных компаний из кризиса. Государство намерено создавать условия для наиболее эффективной работы отечественных  авиационных компаний, выполняющих функции перевозчиков федерального и регионального уровней, а также обслуживающих местные авиалинии.
    32. Принимая во внимание крайнюю ограниченность бюджетных ресурсов для прямых инвестиций в систему гражданской авиации - по крайней мере на среднесрочную перспективу основными направлениями государственной поддержки авиационных компаний будут:
    1) обеспечение функционирования заведомо убыточных авиационных компаний, выполняющих авиационные перевозки в районах Крайнего Севера;
    2) применение необходимых мер государственного регулирования  в  отношении  организаций, обеспечивающих деятельность авиационных перевозчиков, способствование развитию, где это возможно, конкуренции между объектами авиационной наземной инфраструктуры гражданской авиации;
    3) реализация протекционистской политики, обеспечивающей поддержку авиационных компаний с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств;
    4) создание условий для расширения услуг российских авиационных перевозчиков на зарубежных рынках.
    Перечисленные меры государственного регулирования и поддержки будут носить селективный характер и применяться с учетом разрабатываемого уполномоченными федеральными органами исполнительной власти рейтинг-листа российских авиационных компаний, составленного по критериям эффективности их деятельности (по видам воздушных перевозок), уровню безопасности полетов и т.д.
    33. Применительно к аэропортам, находящимся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
    1) завершение процесса разделения авиационных предприятий на аэропорты и авиационные компании, что позволит создать условия для формирования конкурентной среды на рынке авиационных перевозок;
    2) выделение в сфере услуг, оказываемых аэропортами, сектора, относящегося к естественной монополии в силу технологического характера, нуждающегося в особом режиме функционирования и управления со стороны государства, а также сектора, где необходимо сформировать условия для развития конкуренции между производителями услуг;
    3) повышение эффективности государственного регулирования сборов, тарифов и цен на услуги аэропортов, отнесенные к сфере естественных монополий;
    4) завершение, передачи федеральному унитарному предприятию  "Государственная  корпорация  по  организации воздушного движения в Российской Федерации" объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, отнесенных к федеральной собственности и не подлежащих приватизации, и усиление государственного контроля за их использованием;
    5) выделение в установленные сроки из состава авиационных предприятий  служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи.
    Государственный контроль будет осуществляться за эксплуатацией объектов, находящихся в федеральной собственности, и за использованием полученных от эксплуатации таких объектов доходов. Необходимо ввести раздельный финансовый учет доходов от эксплуатации объектов, находящихся в федеральной собственности, и иных доходов аэропортов от профильной деятельности.
    34. В существующих условиях основными формами государственной   поддержки акционированных аэропортов, оказываемой в интересах повышения экономической эффективности системы воздушного транспорта, должны стать:
    1) содействие в реализации проектов модернизации и реконструкции приоритетных, в том числе градообразующих, аэропортов, осуществляемых с привлечением заемных внебюджетных ресурсов;
    2) создание предпосылок для увеличения в доходах аэропортов доли средств, поступающих от неавиационных видов деятельности;
    3) финансирование за счет средств федерального бюджета приоритетных программ модернизации аэродромного комплекса, находящегося в государственной собственности;
    4) передача на условиях конкурса частным инвесторам прав на строительство (модернизацию) и последующую коммерческую эксплуатацию в течение 10-15 лет экономически привлекательных капиталоемких объектов аэродромной инфраструктуры, разработка соответствующей нормативно-законодательной базы применения механизма концессии;
    5) содействие укреплению финансового положения аэропортов путем передачи ранее закрепленных за ними объектов социальной сферы в ведение местных органов власти.
    35. Среди различных элементов деятельности аэропортов следует особо выделить, как имеющее важнейшее значение для образования цен на услуги в сфере авиационных перевозок, обеспечение топливом и авиационно-техническое обслуживание воздушных судов. Ввиду особой важности этих элементов особенности их регулирования рассматриваются отдельно.
    С целью создания конкуренции в обеспечении воздушных судов горюче-смазочными материалами государство намерено:
    1) совершенствовать регулирование деятельности естественных монополий;
    2) содействовать исключению посредников из системы поставок топлива в аэропорт;
    3) содействовать  осуществлению   поставок  топлива   на конкурсной основе.
    В области технического обслуживания авиационной техники в аэропортах следует осуществлять сертификацию организаций, функционирующих в сфере предоставления авиационным компаниям услуг данного типа.
    36. В целях введения определенных ограничений на деятельность более мощных в финансовом и техническом отношении зарубежных систем резервирования авиационных перевозок и взаиморасчетов, а также стимулирования развития отечественных систем государство намерено:
    1) ужесточить сертификацию:
    агентской деятельности по продаже авиационных перевозок в части требований в области технологии работы и финансовой состоятельности агентств, как необходимого  условия  для своевременного и полного расчета с авиационными перевозчиками;
    центров резервирования авиационных перевозок в части требований к используемым техническим средствам и программным комплексам, которые должны отвечать современным мировым стандартам;
    2) на время ограничить - путем использования механизма лицензирования - развертывание зарубежных систем резервирования и взаиморасчетов, что отвечает существующей международной практике и рекомендациям ИКАО (Международной организации гражданской авиации);
    3) содействовать признанию отечественных систем резервирования и взаиморасчетов в международных организациях.
    37. Государственная политика в области обновления парка авиационной техники должна строиться, исходя из следующих основных положений:
    1) подъем отечественного авиапромышленного комплекса зависит от наличия регулярных заказов со стороны российских авиакомпаний и экспорта авиационной техники;
    2) дальнейшее повышение хозяйственной самостоятельности авиационных компаний снижает возможность директивного определения государством их политики по переоснащению парка воздушных судов;
    3) внедрение в эксплуатацию отечественной авиационной техники нового поколения требует приведения отношений между ее производителями и эксплуатантами (потребителями) в соответствие с рыночными условиями.
    38. Государственная поддержка осуществляется исходя из реальных возможностей федерального бюджета, проектов и программ, отвечающих требованиям и перспективам развития отечественных авиационных компаний.
    При этом предусматривается возможность приобретения:
    1) отдельных экземпляров воздушных судов нового поколения с целью передачи их российским авиационным компаниям для проведения  эксплуатационных  испытаний  и   освоения   их эксплуатации;
    2) как новых, так и серийно выпускаемых типов воздушных судов и тренажеров с целью оснащения учебных заведений и авиационных учебных центров.
    39. Государство будет стимулировать российских авиационных перевозчиков к проведению технического переоснащения преимущественно за счет отечественной авиационной техники.
    В рамках этой стратегии государство намерено оказывать поддержку авиационным компаниям, приступающим к эксплуатации новых поколений авиационной техники отечественного производства, в том числе путем оказания  государственной поддержки инвестиционным проектам создания сервисных центров для технического обслуживания авиационной техники нового поколения.
    40. Принимая во внимание наметившуюся тенденцию к использованию   отечественными авиационными компаниями воздушных судов иностранного производства, государство намерено:
    1) прекратить практику предоставления льготных условий для ввоза авиационной техники иностранного производства;
    2) ввести систему дифференцированных таможенных тарифов на ввоз авиационной техники иностранного производства, не имеющей отечественных аналогов, отдельных типов воздушных судов и комплектующих изделий, необходимых для производства отечественных самолетов и вертолетов.
    41. Для улучшения условий функционирования воздушного транспорта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на местных воздушных линиях государство намерено:
    1) содействовать восстановлению и развитию воздушного транспорта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
    2) рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривать адресную поддержку потребителей услуг гражданской авиации в объемах, отвечающих интересам развития экономики соответствующих субъектов Российской Федерации;
    3) содействовать разработке и внедрению в гражданскую авиацию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях новых отечественных воздушных судов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.
    42. В целях развития в России авиации общего назначения государство намерено:
    1) содействовать созданию необходимых типов воздушных судов авиации общего назначения;
    2) содействовать созданию механизмов и условий привлечения финансовых ресурсов для развития авиации общего назначения и ее наземной материально-технической базы;
    3) совершенствовать систему государственного регулирования деятельности авиации общего назначения, включая сертификацию эксплуатантов и авиационной техники;
    4) совершенствовать механизмы использования воздушного пространства страны и организации воздушного движения с участием авиации общего назначения;
    5) совершенствовать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность авиации общего назначения.
    43. Реализация  мероприятий по усилению роли государственного управления в системе гражданской авиации требует оперативной разработки ряда новых концептуальных, методических и нормативных документов.
    В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации необходимо обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, совершенствование Федеральных авиационных правил, содержащих государственные требования ко всем элементам авиационной транспортной системы и к организациям промышленности, работающим в интересах гражданской авиации, с целью приведения их в соответствие с международными стандартами.
    В целях реформирования структуры авиационных перевозок, а также повышения роли государственного регулирования деятельности авиационных перевозчиков необходимо усовершенствовать:
    1) нормативно-методическую основу сертификации авиационные компаний, предусмотрев введение системы дифференцированных критериев деятельности авиационных перевозчиков федерального, регионального и местного уровней, определение их прав и обязанностей, а также создание равных условий деятельности специализированных авиационных компаний (государственных, корпоративных) и предприятий гражданской авиации;
    2) порядок выдачи лицензий на осуществление воздушных перевозок.
    44. В интересах завершения начатого процесса реструктуризации системы воздушного транспорта представляется целесообразным:
    1) завершить преобразование предприятий гражданской авиации в акционерные общества и их приватизацию с одновременным разделением на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты;
    2) сократить до рационального уровня долю федеральной собственности  в акционированных авиационных компаниях, аэропортах, воздушных сообщений и  объектах авиационной инфраструктуры;
    3) совершенствовать систему сертификации организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, в целях повышения качества технического обслуживания и ремонта  авиационной техники,  ввести  лицензирование  их деятельности, совершенствовать систему поставок запасных частей.
    45. В целях совершенствования механизмов управления федеральной собственностью предполагается разработать порядок управления федеральным имуществом, не подлежащим приватизации, в аэропортах и аэроузлах в интересах модернизации аэропортовой сети.
    46. В интересах повышения эффективности государственного регулирования естественных монополий в гражданской авиации необходимо:
    1) разработать систему перспективных стандартов деятельности аэропортов и порядок ее поэтапного введения для аэропортов федерального и регионального значения;
    2) разработать механизм проведения аукционов (конкурсов) на право долгосрочной аренды земельных участков под строительство аэропортов.
    47. В целях стимулирования инвестиционной активности в сфере гражданской авиации требуется разработка:
    1) рейтинг-листов авиационных компаний и аэропортов в интересах повышения прозрачности для потенциальных инвесторов;
    2) положения об использовании концессионных механизмов при реконструкции объектов авиационной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности.
    48. В целях приведения системы расчетов за аэронавигационное обслуживание в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации и рекомендациями ИКАО необходимо разработать ряд нормативных документов, касающихся:
    1) закрепления публично-правового характера отношений в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации;
    2) правового закрепления понятия "сбор за аэронавигационное обслуживание" как основного источника целевого финансирования по содержанию и развитию гражданской подсистемы организации воздушного движения.
    49. Выход российской гражданской авиации из затянувшегося кризиса требует мобилизации значительных финансовых ресурсов в объемах, превышающих возможности государства. В связи с этим основными источниками финансирования отрасли должны стать собственные средства авиационных предприятий, прямые и портфельные инвестиции частных инвесторов, а также кредиты российских и иностранных финансовых организаций.
    Государственное  регулирование должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности гражданской авиации и созданию условий для ее устойчивого развития преимущественно за счет притока негосударственных ресурсов.
    50. В целях активизации притока инвестиций в основные фонды предприятий отрасли государство намерено:
    1) продолжить процесс приватизации в сфере гражданской авиации;
    2) содействовать формированию источников финансирования предприятий отрасли за счет продажи акций на конкурсах с инвестиционными условиями;
    3) разработать и внедрить концессионные механизмы строительства и реконструкции капиталоемких объектов инфраструктуры гражданской авиации в рамках действующего законодательства.
    51. Государство будет участвовать в финансировании, в том числе долевом (преимущественно на возвратной и конкурсной основе), ограниченного количества инвестиционных проектов предприятий отрасли по развитию объектов гражданской авиации, имеющих высокую общественную значимость и экономическую эффективность.
    52. Возможные направления государственной поддержки:
    1) проведение сертификационных и ресурсных испытаний новых конкурентоспособных образцов отечественной авиационной техники;
    2) проведение эксплуатационных испытаний в период внедрения нового поколения отечественных воздушных судов;
    3) модернизация отдельных элементов материально-технической  базы аэропортов  и  аэродромных  комплексов, находящихся в федеральной собственности;
    4) модернизация объектов системы организации воздушного движения в части обеспечения специальных требований;
    5) осуществление мероприятий по контролю за соблюдением мер безопасности на воздушном транспорте;
    6) подписание межправительственных соглашений по взаимному признанию систем обеспечения безопасности полетов;
    7) поисково-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;
    8) закупка гражданских воздушных судов для государственных нужд;
    9) оплата социально значимых авиационных перевозок и перевозок для государственных нужд.
    53. Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ОрВД), состоящей из военной и гражданской подсистем.
    Гражданская подсистема ОрВД должна соответствовать стандартам обеспечения безопасности полетов, обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и организации воздушного пространства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации и стандартов ИКАО.
    54. Регулирование деятельности гражданской подсистемы ОрВД осуществляется централизованно на государственном уровне, основано на законодательно закрепленном сохранении ее имущества в федеральной собственности и направлено на решение следующих задач:
    1) обеспечение стабильности функционирования подсистемы для осуществления полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации;
    2) снижение себестоимости эксплуатации аэронавигационных средств путем структурной реорганизации и технического перевооружения подсистемы;
    3) повышение уровня безопасности полетов путем контроля качества аэронавигационного обслуживания.
    55. Регулирование деятельности гражданской подсистемы ОрВД в области аэронавигационного обслуживания осуществляется на основе государственного заказа:
    1) на аэронавигационное обслуживание, размещаемого на предприятиях, осуществляющих организацию использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
    2) на развитие и модернизацию материально-технической базы управления воздушным движением.
    Размещение государственного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет средств, поступающих в качестве сбора за аэронавигационное обслуживание, взимаемого с пользователей воздушного пространства согласно Конвенции о международной гражданской авиации.
    56. Хозяйственной основой структуры гражданской подсистемы ОрВД является федеральное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", которое обеспечивает:
    1) единую ответственность за организацию и безопасность воздушного движения;
    2) централизацию использования воздушного пространства;
    3) равные права всех пользователей воздушного пространства;
    4) комплексное использование технической базы гражданской и военной подсистем;
    5) эффективное взаимодействие участников процесса управления;
    6) приоритет интересов гражданской авиации по отношению к экономическим интересам отдельных организаций в сфере использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
    7) единство имущественного комплекса гражданской подсистемы.
    57. Решение задачи повышения качества аэронавигационного обслуживания предполагается проводить путем:
    1) совершенствования структуры воздушного пространства;
    2) интеграции наземных, бортовых и космических средств, обеспечивающих повышение безопасности и эффективности полетов;
    3) комплексного использования российских средств ОрВД и иностранных аэронавигационных систем, в частности перехода к совместному использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и аналогичных иностранных систем;
    4) организации поставок нового оборудования на конкурсной основе;
    5) повышения требований к деятельности, связанной с аэронавигационным обслуживанием полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, при сертификации и лицензировании;
    6) совершенствования подготовки персонала ОрВД. Государство будет создавать условия для широкого применения технических средств российского производства. Закупки по импорту иностранного оборудования будут допускаться только в случае отсутствия или невозможности внедрения производимых в России аналогов.
    58. Задачу снижения себестоимости эксплуатации аэронавигационных средств гражданской подсистемы ОрВД предполагается решать по следующим направлениям:
    1) приведение расходов по содержанию гражданской подсистемы ОрВД в соответствие с реальными объемами предоставляемых аэронавигационных услуг, в том числе за счет сокращения и укрупнения центров ОрВД и совершенствования их структуры;
    2) установление тарифов оплаты услуг предприятий, предоставляющих аэронавигационное обслуживание по государственным контрактам, исходя из экономически обоснованной рентабельности их хозяйственной деятельности;
    3) приведение численности работников региональных центров ОрВД в соответствие с объемом предоставляемых услуг и пересмотр тарифных ставок оплаты труда работников пунктов системы ОрВД в зависимости от сложности организации воздушного движения;
    4) проведение ремонтно-восстановительных работ по поддержанию в эксплуатации и продлению ресурса наземных средств радиолокации, радионавигации и связи в условиях их штатной эксплуатации в организациях воздушного транспорта;
    5) формирование исходя из заданного уровня обеспечения безопасности рационального состава технических средств пунктов системы ОрВД, разработка и реализация единой процедуры продажи и списания неиспользуемого и устаревшего оборудования.
    59. В условиях дефицита средств, выделяемых для поддержания и развития гражданской подсистемы ОрВД, важным механизмом повышения эффективности их использования должна стать концентрация этих средств на наиболее важных направлениях развития подсистемы.
    60. Приоритеты в финансировании проектов устанавливаются с учетом:
    1) повышения уровня безопасности воздушного движения в тех районах, где он не соответствует действующим требованиям;
    2) повышения интенсивности полетов по воздушным трассам для увеличения объема средств, взимаемых с пользователей воздушного пространства Российской Федерации за аэронавигационное обслуживание;
    3) внедрения спутниковых систем связи, навигации, посадки и наблюдения как основы дальнейшего перехода к системе, функционирующей на основе концепции CNS/ATM ИКАО;
    4) совершенствования организационно-функциональной структуры системы;
    5) интеграции гражданской подсистемы ОрВД в общемировую и европейскую аэронавигационную инфраструктуру.
    61. Финансовое обеспечение модернизации и развития гражданской подсистемы ОрВД строится на основе:
    1) формирования стабильного механизма взимания с пользователей воздушного пространства Российской Федерации сбора за предоставление аэронавигационного обслуживания;
    2) совершенствования тарифной политики;
    3)создания условий для привлечения средств российских и иностранных инвесторов и кредиторов;
    4) привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    5) максимального использования доходов для обновления и поддержания технической базы.
    62. Государственное регулирование в области безопасности полетов  направлено  на развитие  государственной  системы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации (далее именуется - государственная   система   безопасности полетов), предусматривающей повышение роли государства в соблюдении международных стандартов безопасности полетов.
    63. Создание государственной системы безопасности полетов должно основываться на следующих принципах:
    1) обеспечение приоритета жизни и здоровья граждан;
    2) создание условий для коллективной заинтересованности в повышении безопасности полетов;
    3) обеспечение безопасности полетов на основе комплексного подхода, сочетающего технические, организационные и правовые меры.
    64. Участниками  государственной  системы  безопасности полетов являются:
    1) федеральный  специально  уполномоченный орган исполнительной власти в области гражданской авиации и его территориальные органы;
    2) федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка и производство гражданской авиационной техники;
    3) иные специально  уполномоченные органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия по государственному регулированию и другие полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиационной деятельности;
    4) юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие воздушные перевозки и авиационные работы, эксплуатацию авиационной техники  и  аэропортов гражданской авиации, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники гражданской авиации, обеспечивающие использование воздушного пространства и управление воздушным движением;
    5) разработчики и производители авиационной техники;
    6) научно-исследовательские и проектные организации, а также специализированные центры в сфере деятельности гражданской авиации и авиационной промышленности;
    7) образовательные учреждения по подготовке авиационного персонала гражданской авиации.
    65. Каждый участник государственной системы безопасности полетов в соответствии с профилем своей деятельности и установленными полномочиями участвует в решении следующих задач:
    1) разработка, учет и совершенствование нормативно-правовой базы по безопасности полетов в гражданской авиации, установление ответственности за нарушения требований по безопасности;
    2) оценка соответствия участников государственной системы безопасности полетов нормативным требованиям, сертификация в гражданской авиации;
    3) государственный контроль за деятельностью гражданской авиации, реализация ответственности физических и юридических лиц за нарушения нормативных требований;
    4) разработка и проведение мер по повышению безопасности полетов в гражданской авиации;
    5) финансовое обеспечение мероприятий и конкретных работ, направленных на повышение безопасности полетов.
    66. Государственное регулирование в области авиационной безопасности в гражданской авиации направлено на обеспечение защиты деятельности воздушного транспорта и выполнение требований международных стандартов в области авиационной безопасности.
    При реализации национальной программы авиационной безопасности преследуются следующие цели:
    1) предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
    2) минимизация ущерба от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
    3) соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
    67. Авиационная  безопасность  в  гражданской  авиации обеспечивается выполнением следующего комплекса мер:
    организационное направление
    1) обеспечение мер авиационной безопасности в аэропортах и на авиационных предприятиях;
    2) проведение сертификации аэропортов (авиационных предприятий, организаций), осуществляющих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности;
    3) внедрение 100-процентного предполетного досмотра членов экипажей воздушных судов, пассажиров и багажа;
    4) подготовка кадров в области авиационной безопасности в системе учебных заведений гражданской авиации;
    5) специальная профессиональная подготовка сотрудников служб авиационной безопасности аэропортов и авиационных предприятий;
    6) использование в процессе обучения современных компьютерных технических средств, оборудования и систем обеспечения авиационной безопасности;
    7) совершенствование взаимодействия федерального специально уполномоченного органа исполнительной власти в области гражданской авиации, его территориальных органов, аэропортов и авиационных предприятий с федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
    научно-техническое направление
    8) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию надежного оборудования и технических средств обеспечения авиационной безопасности;
    9) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых и модернизации действующих средств  авиационной  безопасности,  которыми оборудуются воздушные суда;
    10) использование высоких технологий при создании технических средств обеспечения авиационной безопасности и осуществлении мер защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
    нормативно-правовое направление
    11) разработка законодательных актов Российской Федерации и отраслевых нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение авиационной безопасности;
    12) приведение законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствие с основными принципами развития системы обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО;
    материально-техническое направление
    13) оснащение аэропортов и авиапредприятий современным высокотехнологичным оборудованием и техническими средствами обеспечения авиационной безопасности (в том числе аппаратурой для обнаружения взрывчатых веществ);
    14) использование новейшего оборудования и технических средств обеспечения авиационной безопасности при досмотре пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе за счет использования средств от аэропортовых сборов;
    15) материально-техническое обеспечение служб авиационной безопасности аэропортов и авиапредприятий.
    68. Реализация функций государственного регулирования в области безопасности гражданской авиации определяется в том числе наличием  необходимых  финансовых ресурсов. От уровня финансирования будут  зависеть сроки реализации задач, стабилизация уровня безопасности полетов и авиационной безопасности и создание предпосылок для устойчивого развития воздушного транспорта.
    В качестве источников финансирования мероприятий в области безопасности гражданской авиации предусматриваются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетные средства.
    Механизм реализации положений Концепции формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе долгосрочного и оперативного планирования с использованием государственной контрактной системы и хозяйственных договоров.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование