почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
28
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Министерство транспорта Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

1 ноября   1995 Г.                      N ДВ-121

Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЭРОПОРТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(временного)

    В целях обеспечения устойчивого функционирования национальной авиационно-транспортной системы России, создания условий для эффективного развития аэропортов и защиты интересов потребителей услуг воздушного транспорта
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить и ввести в действие с 01.11.95 временное (до выхода Федеральных авиационных правил "Аэропорты Российской Федерации") Положение об аэропортах Российской Федерации.
    2. Начальникам региональных управлений воздушного транспорта. руководителям авиапредприятий организовать изучение требований Положения об аэропортах Российской Федерации с командно-руководящим составом и специалистами соответствующих служб.
    3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ДВТ К.К.Руппеля.
        
    

Директор Департамента                         В.В.Замотин

    
    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент воздушного транспорта

ПОЛОЖЕНИЕ
об аэропортах Российской Федерации
(временное)


Москва 1995


    Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1. Назначение и содержание Положения
    1.1.1. Настоящее Положение об аэропортах Российской Федерации (далее по тексту - Положение) вводится в действие в целях обеспечения устойчивого функционирования национальной  авиационно-транспортной системы, создания условий для эффективного развития аэропортов и защиты интересов потребителей услуг воздушного  транспорта.
    1.1.2. Положение определяет целевое назначение, функции и задачи аэропортов, состав имущественного комплекса, основные процедуры управления развитием и привлечением инвестиций в аэропорты особенности государственного регулирования, взаимоотношения с авиаперевозчиками и другой клиентурой.
    1.1.3. Положение обязательно для применения всеми органами государственного регулирования на воздушном транспорте, аэропортами и эксплуатантами воздушного транспорта, предприятиями авиатранспортной инфраструктуры вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
    1.1.4. На основе общих принципов и требований, устанавливаемых настоящим Положением, а также действующими на воздушном транспорте Российской Федерации отечественными и зарубежными нормами правилами, документами, аэропорты самостоятельно, с учетом специфики условий деятельности конкретного аэропорта,  разрабатывают и вводят в установленном порядке в действие нормативно-методические документы (положения, руководства, рекомендации и др.), регламентирующие организацию и управление функционированием и развитием аэропортов Российской Федерации.
    1.1.5. Контроль за соблюдением требований и правильностью применения настоящего Положения осуществляется Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    1.2. Определение, статус и формы собственности аэропортов
    1.2.1. Аэропорт является предприятием (структурным подразделением  предприятия), обеспечивающим прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживание полетов воздушных судов (ВС), экипажей и имеющим для этих целей необходимые наземные объекты, здания, оборудование, сооружения и специально подготовленный земельный участок.
    Аэропорт, собственными силами либо привлеченными на договорной основе соответствующими агентами (предприятиями-исполнителями), обеспечивает прием и выпуск  воздушных судов, осуществляет эксплуатацию аэродрома, аэровокзала, почтово-грузовых комплексов, средств хранения и заправки горюче-смазочных материалов  (ГСМ). техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов, эксплуатацию средств обеспечения технологических процессов в  зоне  аэропорта теплом, электроэнергией, транспортом и связью.
    Аэропорт, в соответствии с Федеральной  системой обеспечения защиты деятельности  гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
    Аэропорт, в соответствии с действующим законодательством и не нарушая экологию района аэропорта, осуществляет и другие (неавиационные) виды деятельности, сдает в аренду, концессии и на иных договорных условиях предприятиям объекты, сооружения, здания, нежилые  помещения, оборудование и земельные участки для производственной и коммерческой деятельности (для аэропортов государственной формы собственности - по согласованию с органом, уполномоченным собственником).
    1.2.2. С учетом социально-экономической значимости, монопольного положения аэропортов на авиатранспортном рынке и необходимости защиты интересов потребителей авиауслуг при принятии решений о создании или реорганизации аэропортов, формировании системы управления аэропортами или преобразовании формы их собственности должны быть предусмотрены соответствующие механизмы для эффективного участия государства в управлении развитием и функционированием аэропортов. В их числе могут использоваться:
    закрепление в государственной собственности контрольного пакета акций акционерных аэропортов или авиапредприятий, включающих в своем составе аэропорты;
    закрепление в государственной собственности комплекса государственного неприватизируемого имущества аэропортов (включая аэродромный комплекс и комплекс обеспечения управления воздушным движением);
    включение, в соответствии с предусмотренными уставом аэропорта процедурами, на основе решения представителей собственников аэропорта и с согласия соответствующих государственных органов различного уровня, ответственных за обеспечение развития и функционирования воздушного транспорта, представителей указанных государственных органов в состав представляющих интересы собственников органов управления аэропорта (наблюдательные советы, советы директоров и т. п.)
    1.2.3. Аэропорты, как правило, функционируют в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия или акционерного общества с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности.
    Аэропорты, функционирующие в настоящее время в статусе структурных подразделений объединенных авиапредприятий гражданской авиации (совмещающих в себе функции аэропорта и авиаперевозчика), подлежат выделению в самостоятельные предприятия.
    Сроки и порядок выделения аэропортов в самостоятельные предприятия с учетом готовности конкретных предприятий и экономической целесообразности устанавливаются:
    - по аэропортам федеральной собственности - Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта);
    - по остальным аэропортам - комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации по согласованию с региональными управлениями воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    Основные принципы разделения имущества между аэропортами и авиакомпаниями при разделе объединенных авиапредприятий устанавливаются совместным решением Госкомимущества России  и  Министерства транспорта Российской Федерации.

    Глава 2 ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТОВ
    2.1. Целевое назначение
    2.1.1. Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также субъектов авиатранспортного рынка, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки либо способствующих их осуществлению.
    2.1.2. Аэропорты должны способствовать удовлетворению потребностей  населения обслуживаемой территории в авиационных услугах, гарантировать пользователям равные возможности в предоставлении услуг ( эксплуатантам воздушного транспорта, пассажирам и клиентуре, арендаторам, концессионерам и др.), эффективно эксплуатировать и  расширять производственные мощности в соответствии с потребностями авиатранспортного рынка, при обеспечении безопасности жизни, здоровья, имущественных интересов пользователей, соблюдении действующих отечественных и международных условий, норм, правил функционирования аэропортов.
    2.2. Основные задачи аэропортов
    2.2.1. Выполнение  работ  и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов авиапредприятий (авиакомпаний) и других владельцев (обслуживание пассажиров, багажа, обработка грузов, почты, заправка ГСМ и спецжидкостями, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома, обеспечение бортпитанием, снабжение теплом и электроэнергией и др.
    2.2.2. Обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующими законодательными и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, почты и грузов.
    2.2.3. Обеспечение авиационной безопасности (создание и функционирование службы авиационной безопасности, охраны аэропорта, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади. багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов).
    2.2.4 Контроль и непосредственное обеспечение планирования, эксплуатации, развития, совершенствования и обустройства земельных участков, всех основных и вспомогательных объектов, зданий и сооружений на территории аэропорта.
    2.2.5. Расширение сферы сервисных услуг пассажирам и клиентуре аэропорта.
    2.2.6. Рациональное использование располагаемых собственных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, привлекаемых заемных средств и средств инвесторов для обеспечения экономической эффективности текущей деятельности и перспективного производственного развития аэропорта.
    2.2.7. Приобретение на праве собственности либо на условиях арендных, лизинговых, концессионных и иных соглашений необходимого для эффективной организации производственной деятельности имущества, зданий, сооружений, земельных участков, лицензий, неимущественных прав, финансовых активов и ценных бумаг.
    2.2.8. Строительство и эксплуатационное содержание необходимых сооружений для обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также для обеспечения деятельности служб аэропорта.
    2.2.9. Контроль за строительством на территории аэропорта с соблюдением требований безопасности полетов, запрещение строительства объектов, являющихся высотными  препятствиями, контроль за соблюдением требований об установке маркировочных знаков и радиотехнических устройств, ограждений в районе аэродрома.
    2.2.10. Участие  в расследовании в установленном порядке аварий и поломок воздушных судов в аэропорту,  летных происшествий  с воздушными судами в районе аэропорта.
    2.2.11. Организация и проведение аварийно-спасательных работ.
    2.2.12. Проведение в установленном порядке сбора, обобщения и анализа информации об  авиационных  происшествиях в аэропорту и предпосылках к ним, об отказах и неисправностях наземной авиационной техники.
    2.2.13. Проведение мероприятий по усилению внутриобъектового режима в аэропорту во взаимодействии с правоохранительными органами.
    2.2.14. Осуществление, в соответствии с генеральным планом развития аэропорта, капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов аэропорта.
    2.2.15. Организация подготовки и  переподготовки  кадров.
    2.2.16. Организация в установленном порядке технического надзора за состоянием объектов и ведения учета и отчетности по производственно-хозяйственной, эксплуатационной и другой  деятельности на территории аэропорта.
    2.2.17. Ведение внешнеэкономической деятельности, заключение коммерческих, технических и других договоров (соглашений), контрактов с иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
    2.2.18. Осуществление на договорной основе сотрудничества с российскими и зарубежными аэропортами, авиаперевозчиками, другими предприятиями, организациями, ассоциациями и т.п. по вопросам эффективного обеспечения существующих и перспективных потребностей развития авиасообщений, открытия новых и эксплуатации действующих авиалиний.
    2.2.19. Осуществление мероприятий по охране окружающей среды на территории аэропорта и сопредельной территории.
    2.2.20. Организация гражданской обороны объектов, подготовки к выполнению оборонных задач, предусмотренных соответствующими планами и мобилизационными заданиями.
    Часть из перечисленных задач могут выполнять специализированные предприятия по договорам с аэропортом, в том числе в отдельных случаях на основе аренды (субаренды) у аэропорта соответствующих зданий, сооружений, оборудования и другого необходимого имущества.
    2.3. Классификация и типы аэропортов
    2.3.1. Для целей проектирования, эксплуатации и сертификации аэропорты делятся на классы в зависимости от объемов и профиля выполняемых работ в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проектирование, строительство, эксплуатацию и сертификацию аэропортов.
    2.3.2. В зависимости от типа выполняемых перевозок аэропорты делятся на международные и для внутренних перевозок.
    К международным относятся аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиационные перевозки и в которых обеспечивается соответствующий таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.
    К аэропортам для внутренних перевозок относятся аэропорты, не имеющие разрешения на выполнение международных авиационных полетов, перевозки через которые, как правило, осуществляются в пределах Российской Федерации и без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля, проводимого в международных аэропортах.
    2.3.3. В зависимости от установленного статуса аэропорты делятся на аэропорты федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линий.
    К аэропортам федерального значения относятся аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы Российской Федерации, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей Российской Федерации. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило, аэропорты, годовой объем пассажирских перевозок через которые составляет не менее 500 тыс. человек, имеющие взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием и комплекс радионавигационного и светосигнального оборудования, позволяющие осуществлять полеты воздушных судов 1 и 2 класса, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значения в системе государственного устройства Российской Федерации (перечень аэропортов федерального значения приведен в приложении).
    К аэропортам регионального значения (республиканского - в случае, если соответствующий аэропорт расположен в столице республики в составе Российской Федерации) относятся не являюиеся федеральными аэропорты, расположенные в административных центрах регионов и территориально-производственных комплексов, основной объем работ которых составляют межрегиональные магистральные авиаперевозки.
    К аэропортам местных воздушных линий относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве.

    Глава 3
    ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И СОСТАВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА АЭРОПОРТОВ
    3.1. Состав основных подразделений аэропорта
    3.1.1. Для реализации сформулированных в разделе 1 целей и задач аэропорт создает следующие основные подразделения, отделы, службы (типовые), перечень которых приведен ниже:
    - информационно-аналитические, коммерческие, планово-экономические, юридические и другие административно - управленческие;
    - производственно-диспетчерская:
    - инспекция по безопасности полетов:
    - организации и развития перевозок (по видам перевозок);
    - движения и соответствующие подразделения, обеспечивающие эксплуатацию объектов радиотехнического оборудования и связи (до выделения соответствующих подразделений в самостоятельные предприятия или учреждения);
    - аэродромная;
    - штурманская:
    - горюче-смазочных материалов:
    - электро - и светотехнического обеспечения;
    - спецтранспорта (автохозяйство);
    - теплотехнического и санитарно-технического обеспечения;
    - эксплуатации наземных сооружений:
    - капитального строительства;
    - ремонтно-строительный участок;
    - главного механика;
    - авиационной безопасности;
    - охраны окружающей среды;
    - метрологическая;
    - материально-технического снабжения:
    - обслуживания гостиницы, профилактория;
    - медико-санитарная;
    - пожарная;
    - аварийно-спасательная:
    - ВОХР (в составе службы авиационной безопасности):
    - жилищно- коммунальная;
    - другие подразделения, обеспечивающие производственную и коммерческую деятельность аэропорта, включая неавиационные виды деятельности (питание, торговля, развлечения, различные виды услуг для юридических и физических лиц и т.д.) при условии создания соответствующей материально-технической базы и получения лицензий для выполнения указанных работ.
    Аэропорт может создавать собственные службы для технического обслуживания воздушных судов (инженерно-авиационная служба).
    3.1.2. Конкретный перечень, названия и состав служб к подразделений устанавливаются аэропортом самостоятельно (кроме служб, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность) в зависимости от объема и структуры перевозок в аэропорту, состава находящихся на балансе аэропорта зданий и сооружений, особенностей организации управления в аэропорту, распределения ответственности между службами аэропорта и арендаторами,  концессионерам по реализации отдельных видов работ, услуг в аэропорту.
    3.2. Состав имущественного комплекса аэропорта
    3.2.1. В своей производственной и коммерческой деятельности аэропорт использует принадлежащее ему на праве собственности, на праве хозяйственного ведения либо полученное по договорам аренды, лизинга и т.п. оборудование, недвижимое имущество, земельные участки под недвижимым имуществом и прилегающие к ним территории как в имеющихся границах землепользования, так и с учетом перспективного развития аэропорта, для обеспечения обслуживания в аэропорту авиаперевозчиков, пассажиров и клиентуры.
    Акционерные общества, созданные в процессе приватизации на базе государственных предприятий воздушного транспорта, используют государственное неприватизируемое имущество аэропортов на правах долгосрочного договора аренды.
    3.2.2. Состав зданий и сооружений аэропортов, требования к их основным показателям определяются объемом выполняемой работы по обслуживанию пассажиров, обработке багажа, грузов и почты, техническому и коммерческому обслуживанию воздушных судов, других работ и услуг по основной (авиационной) и неавиационным видам деятельности аэропорта.
    3.2.3. В состав основных зданий и сооружений производственного назначение включаются: аэродромы; объекты управления воздушным движением (УВД), радионавигации и посадки (если эти объекты и соответствующие службы в установленном порядке не выделены или не подлежат выделению в самостоятельные предприятия или учреждения);
    здания и сооружения обслуживания пассажирских перевозок; здания и сооружения обслуживания грузовых и почтовых перевозок; здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов; объекты авиатопливообеспечения.
    3.2.4. Производственные здания и сооружения вспомогательного назначения включают здание управления аэропорта, аварийно-спасательные станции, сооружения службы спецтранспорта, базу аэродромной службы, ремонтно-эксплуатационные мастерские, склады материально-технического имущества, ремонтно-строительную базу, котельную, автоматическую телефонную станцию, системы электроснабжения. теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. газоснабжения аэропорта. комплекса химической чистки и стирки самолетного мягкого оборудования, объекты охраны окружающей среды и утилизации отходов. транспортные пути, инженерные сети и сооружения, лечебно-профилактические учреждения, профилакторий летного состава, служебные столовые.
    3.2.5. К зданиям и сооружениям, обеспечивающим коммерческую деятельность аэропорта, могут быть отнесены: административный бизнес-центр. таможенный комплекс, объекты общественного питания, отдыха. пункты обмена валюты и другие объекты, предназначенные для обеспечения неавиационных видов деятельности и услуг.
    

    Глава 4
    СЕРТИФИКАЦИЯ АЭРОПОРТОВ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭРОПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    4.1. Допуск к эксплуатации и регистрация аэропортов
    4.1.1. Порядок и процедуры открытия, допуска к эксплуатации аэропортов, правила их сертификации, регистрации и лицензирования деятельности регламентируются Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    4.1.2. Решение об открытии аэропорта для международных полетов принимается Правительством Российской Федерации.
    4.1.3. Сведения об аэропортах гражданской авиации Российской Федерации формируются в специальный информационный банк данных -реестр аэропортов Российской Федерации.
    Положение о реестре аэропортов Российской Федерации и порядок регистрации в нем аэропортов устанавливаются Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    4.1.4. Сведения обо всех возникших в процессе эксплуатации изменениях в оснащении и состоянии аэропортов и оборудования представляются в Департамент воздушного транспорта и фиксируются в реестре.
    4.2. Сертификация аэропортов
    4.2.1. Сертификация аэропортов является составной частью государственной системы сертификации на воздушном транспорте, осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей" и имеет целью:
    - создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации:
    - подтверждение соответствия объектов воздушного транспорта установленным требованиям;
    - обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;
    - обеспечение охраны окружающей среды:
    - защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ;
    - реализацию антимонопольного законодательства, создание для работа авиапредприятий условий свободной конкуренции.
    4.2.2. Сертификацию аэропортов и выдачу соответствующих сертификатов осуществляет Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и его региональные управления.
    Департамент воздушного транспорта:
    - устанавливает общие принципы проведения сертификации аэропортов, организует разработку, ввод в действие и реализацию Правил сертификации, процедур инспекционного контроля за соблюдением Правил сертификации и за сертифицированными объектами;
    - принимает решения о присоединении к международным системам сертификации на воздушном транспорте, а также заключает соглашения о взаимном признании результатов сертификации;
    - представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и в международных организациях по вопросам сертификации аэропортов.
    4.2.3. Сертификация производится по заявлению самостоятельного аэропорта или авиапредприятия, включающего аэропорт в качестве структурного подразделения.
    Сертификат удостоверяет соответствие аэропорта государственным требованиям (нормам) на деятельность по обслуживанию на коммерческой основе воздушных перевозок и авиационных работ.
    4.2.4. Аэропорт может обслуживать воздушные перевозки и авиационные работы исключительно при наличии у аэропорта Сертификата с приложенными к нему специальными эксплуатационными положениями. Эксплуатация аэропорта, не имеющего Сертификата или с просроченным сроком его действия не допускается.
    Специальные эксплуатационные положения определяют права, допуски и ограничения для аэропорта, относящиеся к производству полетов в связи с выполнением воздушных перевозок или авиационных работ, к которым относится данный Сертификат. Они касаются определения типов обслуживаемых воздушных судов, воздушных трасс, разрешенных минимумов аэродромов и др.
    4.2.5. Правилами сертификации определяется перечень документов, предоставляемых для получения сертификатов, порядок рассмотрения заявлений, критерии оценки заявителей, претендующих на получение сертификата, порядок и сроки оформления и выдачи сертификата.
    Оценка соответствия аэропорта установленным требованиям производится в случае приема в эксплуатацию: вновь построенного, реконструированного или технически переоснащенного аэропорта, допуска к эксплуатации в аэропорту воздушного судна нового типа, более высокого класса или с большей полетной массой.
    4.2.6. Сроки действия сертификатов и порядок их продления определяются Департаментом воздушного транспорта. Внесение изменений в действующие сертификаты не влекут за собою переноса срока их действия.
    Владелец сертификата не имеет права передавать эти документы другому авиапредприятию, юридическому и физическому лицу.
    4.2.7. Аэропорт, имеющий Сертификат на эксплуатацию аэропорта, должен:
    - выполнять все требования, предписанные органом по сертификации аэропортов (Департаментом воздушного транспорта,  региональными управлениями воздушного транспорта);
    - обеспечить выполнение требуемых норм и правил, регламентируемых действующим законодательством;
    - уведомлять орган по сертификации аэропортов о всех существенных для эксплуатации изменениях, происходящих в аэропорту;
    - производить регулярное плановое инспектирование безопасности полетов в аэропорту и. при необходимости, специальное инспектирование, особенно после инцидентов и авиационных происшествий;
    - при выявлении в аэропорту несоответствия действующим требованиям вводить необходимые ограничения, обеспечивающие безопасность полетов и информировать орган по сертификации аэропортов;
    - обеспечивать соответствие предоставляемых данных по аэронавигационной информации фактическим характеристикам и параметрам аэропорта.
    4.2.8. Департамент воздушного транспорта имеет право:
    - устанавливать перечень обязательных услуг, выполняемых аэропортом. связанных с обеспечением безопасности полетов, авиационной безопасности, проведением поисковых и аварийно-спасательных работ;
    - инспектировать аэропорты в целях контроля их соответствия установленным требованиям;
    - приостанавливать действие Сертификата в случае несоответствия аэропорта установленным требованиям.
    Обеспечение соответствия сертифицированного аэропорта установленным требованиям в течение всего периода его эксплуатации возлагается на эксплуатанта аэропорта - держателя Сертификата.
    4.2.9. Контроль за обеспечением соответствия аэропортов сертификационным требованиям осуществляется Департаментом воздушного транспорта.
    Все недостатки, которые будут выявлены проверяющими лицами, по их письменному уведомлению должны незамедлительно устраняться руководством авиапредприятия.
    4.3. Лицензирование аэропортовой деятельности
    4.3.1. Аэропортовая деятельность, связанная с обслуживанием на коммерческой основе воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах Российской Федерации, может осуществляться юридическими и физическими лицами только на основании специальных разрешений (лицензий).
    4.3.2. Лицензирование аэропортовой деятельности осуществляется в соответствии с  "Положением о лицензировании  перевозочной  и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на воздушном транспорте в Российской Федерации",  утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.93 г. N 850, и имеет целью:
    обеспечение безопасности полетов  и соблюдения установленных экологических норм при эксплуатации воздушных судов;
    обеспечение нормального функционирования рынка авиационных услуг, защиты интересов потребителей авиауслуг и реализации требований антимонопольного законодательства.
    4,3.3. Лицензии выдаются Департаментом воздушного транспорта (по аэропортовой деятельности, обеспечивающей перевозки по международным и межрегиональным воздушным линиям - перечень аэропортов определяется Департаментом воздушного транспорта) и региональными управлениями воздушного транспорта (по аэропортам,  не вошедшим в вышеуказанный перечень) Министерства транспорта Российской Федерации на срок не менее трех лет.
    Предприятия и предприниматели могут иметь одновременно лицензии на несколько видов деятельности.
    В лицензиях могут предусматриваться ограничения по территории их действия и видам выполняемых работ.
    Лицензия не освобождает от обязанности иметь необходимые свидетельства.  рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации воздушных судов. зданий, сооружений, оборудования, технических средств, устройств и других объектов.
    4.3.4. Правилами лицензирования определяется перечень документов. предоставляемых для получения лицензий, порядок рассмотрения заявлений, критерии оценки заявителей, претендующих на получение лицензий, форма, порядок и сроки оформления и выдачи лицензии.
    4.3.5. Отказ в выдаче лицензии производится в случаях, когда:
    эксплуатируемая заявителем авиационная и  другая техника не соответствует установленным требованиям по обеспечению безопасности полетов;
    производственная база заявителя не соответствует экологическим и другим установленным требованиям:
    квалификационный аттестат заявителя не соответствует характеру деятельности,  на осуществление которой запрашивается  разрешение;
    в представленных документах содержатся неверные сведения;
    заявитель в установленном законом порядке признан виновным в недобросовестной конкуренции в лицензируемой деятельности.
    4.3.6. Передача лицензии другим юридическим или физическим лицам запрещается.
    При изменении организационно-правовой формы владельца лицензии лицензия подлежит перерегистрации. Перерегистрация лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее выдачи.
    4.3.7. Владелец лицензии обязан:
    обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;
    представлять по требованию Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сведения о лицензируемой деятельности.
    4.3.8. Контроль за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях.  осуществляется Департаментом воздушного транспорта и региональными управлениями воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    4.3.9. Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено по заявлению владельца лицензии, а также в случаях:
    ликвидации юридического лица:
    несоблюдения владельцем лицензии условий, указанных в лицензии;
    несообщения в установленный срок Департаменту воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации информации, предусмотренной действующими правилами лицензирования.
 

  Глава 5
    РАЗВИТИЕ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В АЭРОПОРТЫ
    5.1. Основные требования к документации и процедурам обоснования развития аэропортов
    5.1.1. Под развитием аэропортов понимается процесс наращивания мощности (пропускной способности) отдельных зданий и сооружений аэропортов, направленный на обеспечение их соответствия объемам выполняемых аэропортами транспортных и коммерческих услуг, действующим требованиям и стандартам обеспечения безопасности и регулярности полетов, качества и эффективности обслуживания воздушных судов, пассажиров, обработки грузов, улучшения экологической обстановки в зоне аэропортов.
    Порядок проведения оценки соответствия зданий и сооружений аэропорта планируемым объемам работ определяется нормативными требованиями, устанавливаемыми Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    5.1.2. Основными документами, определяющими перспективное развитие аэропортов, их зданий и сооружений являются:
    - схема развития аэропорта или технико-экономическая оценка целесообразности развития аэропорта (или отдельных комплексов, зданий и сооружений);
    - технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития аэропорта (или отдельных комплексов, зданий и сооружений);
    - бизнес-план развития аэропорта (или отдельных зданий и сооружений) или инвестиционный план (программа) развития;
    - генеральный план аэропорта.
    Генеральные планы, схемы и ТЭО развития аэропорта должны разрабатываться компетентными организациями, имеющими соответствующие лицензии и опыт проведения подобных работ.
    В аэропортах федерального значения должны иметься утвержденные руководством аэропорта генеральные планы аэропорта с  перспективой развития зданий и сооружений на 20 лет, подлежащие корректировке и уточнению один раз в 5 лет. Копии генеральных планов направляются в Департамент воздушного транспорта и ГПИиНИИ ГА "Аэропроект", а также в органы власти субъектов РФ. При всех изменениях генерального  плана федерального аэропорта (в т.ч. перспектив его развития) аэропорт должен уведомлять Департамент воздушного транспорта и ГПИиНИИ ГА "Аэропроект".
    Аэропорт обладает  исключительным правом контроля за строительством, реконструкцией и эксплуатационным содержанием всех зданий, сооружений и объектов на его территории, включая район летного поля, объекты УВД и ИВП, пассажирский и грузовой комплексы  и другие объекты, в том числе эксплуатируемые авиакомпаниями, оборудование и коммунальные службы аэропорта.
    5.1.3. Обязательным разделом всех документов, определяющих перспективное развитие аэропортов, является оценка эффективности ввода в эксплуатацию производственных фондов аэропорта. Анализируется прирост производственных мощностей, соответствие оснащенности аэропорта требованиям и стандартам безопасности полетов, экономическая эффективность ввода основных производственных фондов в эксплуатацию, в качестве критерия которой при проведении работ по развитию аэропорта следует принимать срок окупаемости инвестиций с учетом  динамики  капитальных вложений, эксплуатационных доходов, расходов и прибыли аэропорта, темпов инфляции.
    По каждому из проектов развития для анализа факторов риска разрабатывается несколько вариантов расчетов с различными наборами входных данных, учитывающих оптимистический и пессимистический прогнозы условий реализации проекта (плана).
    5.1.4. Размещение объектов аэропорта, развитие жилищного и иного строительства в его окрестностях должны обеспечить безопасность полетов, полную совместимость аэропорта, как составной части градообразущего комплекса, с установленными требованиями  защиты окружающей среды, практики планировки и застройки городов (населенных пунктов).
    Местные власти обеспечивают строительство, реконструкций, благоустройство и эксплуатацию подъездных дорог к аэропорту, регулирование движения  пассажирского  транспорта на этих дорогах, а также телефонную связь городов и других населенных пунктов с аэропортами.
    Меры, необходимые для планирования и реализации проектов планировки, застройки и использования прилегающих к аэропорту территорий, которые могли бы повлиять на условия эксплуатации и развития аэропорта, могут быть реализованы заинтересованными органами и ведомствами только по согласованию с Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
    Необходимые отчуждения земельных участков в целях обеспечения безопасного  функционирования  и  развития аэропорта проводятся по решению местных властей в соответствии с действующими нормативными актами РФ.
    5.1.5. В аэропортах,  на отдельных его объектах и прилегавшей территории должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, включающие защиту от шумовых воздействий, специальных видов излучения (СВЧ, электромагнитных и др.), защиту атмосферного воздуха от подвижных и стационарных источников загрязнения, защиту почв. растительности, животного мира и водоемов, и др. Порядок определения  зон и показателей загрязнения, а также разрабатываемых защитных мероприятий определяется действующим законодательством в области охраны окружающей среды,  а также правилами, требованиями. инструкциями, методиками и т.п. утверждаемыми Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. В аэропортах должны иметься все необходимые  документы  по  вопросам экологии,  в которых фиксируются фактические загрязнения (экологический паспорт, нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов, акустический паспорт и т.п.).
    Самостоятельные предприятия и организации, располагающиеся на территории аэропорта, обеспечивают наличие необходимых экологических документов на свой участок и занимаемые здания и сооружения и проведение защитных мероприятий.  Администрация аэропортов обязана контролировать деятельность таких предприятий по охране окружающей среды и наличие у них всех необходимых экологических документов.
    5.2. Организация финансирования развития аэропортов
    5.2.1. Источниками финансирования развития аэропортов являются:
    собственные средства предприятия, включающие формируемые в установленном порядке уставный капитал, которым наделяют предприятие учредители (акционеры - для акционерного предприятия), фонды амортизационных отчислений на восстановление (реновацию) основных средств, остающаяся в распоряжении предприятия прибыль;
    привлеченные и заемные средства отечественных и зарубежных физических и юридических лиц (инвесторов), предназначенные для реализации инвестиционных программ на договорной и, как правило, возвратной основе, в том числе в форме банковских кредитов,  займов, векселей, выпуска облигаций и других ценных бумаг:
    выделяемые на льготной или безвозвратной основе средства федерального бюджета российской Федерации, республиканских, муниципальных и региональных бюджетов, а также формируемых по решению соответствующих органов  государственного управления целевых внебюджетных фондов.
    5.2.2. При рассмотрении возможных источников финансирования развития аэропорта следует ориентироваться на смешанное финансирование из разных источников, включая средства инвесторов, государственные  ассигнования  из бюджетов различного уровня и собственные средства аэропорта. В реализации программ их развития предусматривается широкое участие государственных органов различного уровня -долевое финансирование программ развития аэропортов из бюджетов различного уровня и специализированных внебюджетных фондов, льготное предоставление земельных участков и условий для  строительства и  реконструкции  аэропорта,  развитие  их  инфраструктуры за счет местных источников,  предоставление государственных  (правительственных  или  органов  государственного управления соответствующего уровня) гарантий под выделяемые аэропорту инвесторами кредиты  или займы, выпуск на льготных для аэропорта и инвесторов условиях специальных займов и ценных бумаг, гарантируемых местными властями.
    При выпуске аэропортом целевого облигационного займа или иных ценных бумаг для финансирования утвержденной в  установленном  порядке программы развития аэропорта должно быть обеспечено:
    - целевое использование полученных от эмиссии средств, открытый  доступ  общественности  и средств массовой информации к соответствующим данным;
    - формирование, в рамках использования доходов аэропорта, резервного фонда на обеспечение покрытия обязательств перед инвесторами по выпущенным ценным бумагам, с учетом объемов и графика платежей по обязательствам;
    - льготное,  по решению соответствующих органов государственного управления,  налогообложение доходов,  начисляемых процентов, прибыли  от  эмиссии,  использования и любых операций с указанными ценными бумагами;
    - наличие достаточных гарантий вложений в выпущенные аэропортом ценные бумаги, обеспечивающих возможность инвестирования в них средств любыми негосударственными и государственными инвесторами -юридическими и частными лицами (при этом возможно  совместное,  на долевых началах предоставление необходимых гарантий государственными органами соответствующего уровня  и  консорциумами  банков  я иных негосударственных финансовых структур);
    - гарантии банков,  иных финансовых структур  по  обеспечению возвратности инвестируемых в ценные бумаги аэропорта средств могут давать гарантам права на получение,  в порядке погашения возникшей по выпущенным ценным бумагам просроченной задолженности, сборов и иных доходов аэропорта, но не дает права передачи или залога аэропорта или любого его комплекса, объекта.
    5.2.3. Средства федерального бюджета Российской Федерации. республиканских, муниципальных и региональных бюджетов и внебюджетных фондов могут предоставляться в виде: безвозмездного кредита, инвестиционного (льготного) кредита и т.п. Решение о размере и виде финансирования из данных источников принимается соответствующими государственными органами управления и регулирования,  в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
    5.2.4. Обязательным документом,  который предоставляется  для получения  средств  из указанных в п.6.2.3 источников финансирования, является ТЭО с  заключением заинтересованных организаций, предприятий и ведомств и заявка на бюджетные ассигнования с указанием запрашиваемой суммы и предлагаемого вида финансирования. При планировании использования средств федерального бюджета Российской Федерации ТЭО в обязательном порядке должно быть представлено на экспертизу в Министерство транспорта РФ.
    По требованию соответствующих государственных органов  управления  и  регулирования  аэропорт  разрабатывает и представляет на рассмотрение бизнес-план (инвестиционный план, программу) развития, который также должен пройти экспертизу Министерства транспорта РФ в случае планирования использования средств федерального бюджета Российской Федерации.
    5.2.5. Ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации выделяются на финансирование развития аэропортов федерального значения по решению Правительства РФ.  Для рассмотрения вопроса о выделении централизованных капитальных вложений аэропорт  должен направить заявку на бюджетное финансирование с технико-экономический обоснованием целесообразности развития аэропорта или его  объекта  и бизнес-план в Региональное управление воздушного транспорта. Региональное управление обязано рассмотреть указанные материалы и направить  их со своим заключением в Департамент воздушного транспорта Минтранса Российской Федерации. В заявке и Заключении должны содержаться предложения по объемам бюджетного финансирования, а также объемы по другим источникам финансирования, предлагаемым видам и формам финансирования.
    5.2.6. Используются следующие основные формы привлечения негосударственных инвесторов к реализации программ развития аэропортов:
    - продажа части пакета акций аэропорта на инвестиционном конкурсе или аукционе в рамках реализации его плана приватизации;
    - продажа пакетов акций в рамках их эмиссии при увеличении уставного капитала акционерного аэропорта:
    - конкурсная продажа,  передача в лизинг, аренду, концессию, предоставление прав расширения и строительства с последующей долгосрочной арендой отдельных объектов  или  комплексов аэропорта например, терминальных комплексов, объектов сферы услуг и т.п. (за исключением объектов, не подлежащих  приватизации, связанных с обеспечением безопасности полетов или владение которыми может привести к технологическому монополизму над процессом  функционирования аэропорта);
    - заключение контрактов на управление аэропортом или его отдельными комплексами.
    5.2.7. Привлечение иностранных инвесторов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

    Глава 6
    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АЭРОПОРТА С АВИАПЕРЕВОЗЧИКАМИ И ДРУГОЙ КЛИЕНТУРОЙ
    6.1. Права доступа авиаперевозчиков к объектам аэропорта
    6.1.1. Аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий. в том числе предоставлять информацию,  необходимую для организации и выполнения перевозок,  предоставлять в аренду (использование) необходимые для обеспечения авиационной деятельности объекта.  сооружения, емкости для хранения ГСМ. грузов, оборудование. спецтранспорт, ангары, места стоянки, площади и помещения в терминалах, места в гостинице и профилактории,  земельные  участки  на территории  аэропорта с учетом располагаемых производственных мощностей и условий эффективного использования имущественного комплекса аэропорта.
    Недопустимо введение мер дискриминационного  экономического воздействия  и ограничений на осуществление коммерческих прав эксплуатантов, кроме случаев, когда такие ограничения касаются обеспечения безопасности перевозок, требований государственных органов. форс-мажорных обстоятельств.
    6.1.2. Передача любого арендованного у аэропорта юридическими и физическими лицами имущества в субаренду не допускается.
    6.1.3. В целях обеспечения технологических связей по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок аэропорт заключает договора о авиакомпаниями, в которых устанавливается перечень и порядок предоставления услуг и  юридическая  ответственность сторон.
    Все службы договаривающихся сторон, задействованные в обеспечении  вылета  и посадки воздушных судов, находятся в оперативном взаимодействии с производственно-диспетчерской службой аэропорта. Стороны используют только утвержденные или согласованные руководством аэропорта технологии оперативного обслуживания воздушных судов, пассажиров, переработки почты, багажа, грузов и выполнения других видов хозяйственной деятельности. В условиях договора аэропорт имеет право установить порядок прохода в любую зону, используемую (арендуемую) клиентурой, и предоставления необходимой  информации для инспектирования соблюдения условий договора.
    В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора стороны имеют право его досрочного расторжения.
    6.1.4. При обращении в аэропорт нескольких клиентов с  запросом о взятии в аренду одних и тех же зданий, сооружений, автостоянок, оборудования или предложениями о выполнении работ и услуг решение принимается на конкурсной основе с предоставлением приоритетов клиентам, которые:
    ранее выполняли аналогичные  работы по договору с аэропортом (в том числе на приоритетных основах - базовые авиакомпании);
    подготовили бизнес-план, подтверждающий возможности наилучшего выполнения предусмотренных уставом аэропорта производственных функций, и имеют достаточные условия для обеспечения стандартов качества обслуживания.
    При заключении договоров с авиакомпаниями используются, кроме вышеизложенных, также следующие приоритеты (перечисляются в порядке убывания приоритетности):
    авиакомпании, выполняющие международные авиаперевозки по расписанию:
    авиакомпании, выполняющие внутренние авиаперевозки по расписанию;
    авиакомпании, выполняющие внутренние и международные авиаперевозки на чартерной основе.
    6.2. Установление арендных плат, аэропортовых ставок и сборов
    6.2.1. Авиационные ставки и сборы, устанавливаемые аэропортами, должны соответствовать следующим требованиям:
    определяться по единой методологии, устанавливаемой Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта  Российской Федерации:
    являться едиными для всех авиаперевозчиков (т.е. зависят только от типа обслуживаемых воздушных судов и перечня предоставляемых услуг).
    Размеры ставок и сборов и все их изменения подлежат утверждению и регистрации в соответствии с порядком, устанавливаемым  Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта  Российской Федерации.
    6.2.2. Государственное регулирование ценовой политики аэропортов и контроль за правильностью применения ими единой системы авиационных ставок и сборов осуществляют Департамент воздушного транспорта с участием региональных управлений воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и территориальные управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
    6.2.3. Государственное регулирование ценовой политики аэропортов включает как регулярный, так и выборочный контроль, анализ и оценку следующих основных аспектов ценовой политики:
    - уровня цен (ставок и сборов), включая правильность их расчетов, соответствие темпов роста цен обоснованным темпам роста затрат аэропорта, а уровня рентабельности аэропорта - установленному предельному (по итогам года в целом);
    - соответствия объема и качества услуг (работ), фактически предоставляемых аэропортом любой авиакомпании, взимаемым с нее ставкам, сборам (то есть объему и качеству услуг, предусмотренным при расчетах цен аэропорта);
    - сроков пересмотра цен,  включая заблаговременность и периодичность;
    - правильности расчетов с авиакомпаниями по ставкам и сборам, включая объемы предоплаты за услуги аэропорта, сроки выставления аэропортами счетов. Правильность оформления счетов (с  отражением объемов работ  для  авиакомпаний) и организацию соответствующего учета в аэропортах:
    - политики аэропорта во взаимоотношениях со сторонними предприятиями и организациями, выполняющими в аэропорту услуги по аэропортовому обслуживанию,  в том числе с базовой авиакомпанией (поощрение развития конкуренции: ответственность и контроль за ценами и качеством их услуг).
    6.2.4. Аренда, концессии по обслуживанию основной деятельности авиаперевозчиков предоставляются аэропортами за плату, основанную на компенсации полных издержек аэропорта по обеспечению авиационной деятельности и воспроизводству используемого имущества.
    6.3. Выделение временных интервалов авиаперевозчикам в аэропортах. Координируемые аэропорты
    6.3.1. Аэропорт по согласованию с авиаперевозчиками определяет время  обслуживания (прибытие/отправление) воздушного судна с учетом пропускной способности объектов и служб и их фактической загрузки.
    В случае отсутствия возможности предоставить авиаперевозчику тот временной интервал, который он просит, аэропорт обязан предложить другой ближайший временной интервал.
    Если между аэропортом и авиаперевозчиком не достигается взаимоприемлемое решение по выделению временного интервала, то рассмотрение  конфликтной ситуации с заинтересованными сторонами для принятия решения осуществляет Департамент воздушного транспорта (региональное управление воздушного  транспорта) Министерства транспорта Российской Федерации.
    6.3.2. В случае, если авиаперевозчики, осуществляющие более половины операций в аэропорту, и/или руководство аэропорта считают, что в определенные периоды пропускная способность аэропорта является недостаточной для фактически выполняемых или планируемых операций, и если новые (в данном аэропорту) участники авиаперевозок  испытывают серьезные проблемы с получением временных интервалов для полетов,  то по запросу вышеуказанных авиаперевозчиков Департамент  воздушного транспорта (соответствующее региональное управление воздушного транспорта) Министерства транспорта Российской Федерации организует проведение анализа пропускной способности аэропорта с применением общепризнанных методов для того. чтобы определить возможности ее увеличения путем изменений инфраструктуры  и порядка  работы  аэропорта.  Заинтересованные стороны должны иметь возможность ознакомиться как с результатами анализа, так и с методикой его проведения.
    6.3.3. Если  результаты анализа свидетельствуют об отсутствии возможностей в короткие сроки разрешить проблемы перегруженности аэропорта (пропускные возможности наземных комплексов аэропорта не позволяют в полной мере удовлетворять запросы всех авиаперевозчиков по объему или времени предоставления обслуживания). Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с согласия заинтересованных сторон, может объявить аэропорт координируемым на те промежутки времени, в течение которых в данном аэропорту возникают проблемы с пропускной способностью, после чего назначает независимого координатора аэропорта (юридическое или физическое лицо с профессиональным знанием проблемы координации расписания на авиалиниях), обеспечивает с участием заинтересованных сторон создание в аэропорту координационного комитета (в качестве консультационного органа), утверждает регламент работы координатора и координационного комитета.
    Координатор отвечает за выделение авиаперевозчикам временных интервалов для обслуживания в аэропорту и контролирует процесс использования временных интервалов.
    Регламент деятельности координатора основывается на принципах:
    эффективности (максимальное использование пропускной способности аэропорта):
    беспристрастности (работа  на  основе  объективных критериев);
    прозрачности (доступность информации для всех заинтересованных сторон);
    использования справедливых и недискриминационных процедур выделения временных интервалов и предоставления обслуживания;
    сохранения прав старых (в данном аэропорту) участников авиаперевозок;
    предоставления возможности выхода на рынок новых участников авиаперевозок:
    сохранения необходимых пропорций между межрегиональными и внутрирегиональными авиаперевозками.

Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ АЭРОПОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Внуково

Кемерово

Пулково (Санкт-Петербург)

Домодедово

Кольцово (Екатеринбург)

Саратов

Шереметьево

Краснодар

Сочи

Быково

Красноярск

Ставрополь

Абакан

Магадан

Сургут

Анадырь

Магнитогорск

Сыктывкар

Анапа

Махачкала

Тикси

Талаги (Архангельск)

Мин. Воды

Толмачево (Новосибирск)

Астрахань

Мурманск

Томск

Барнаул

Нальчик

Рощино (Тюмень)

Бесовец (Петрозаводск)

Нижневартовск

Улан-Удэ

Благовещенск

Нижний Новгород

Ульяновск

Братск

Новокузнецк

Усть-Илимск

Владивосток

Норильск

Уфа

Владикавказ

Ноябрьск

Хабаровск

Волгоград

Омск

Хатанга

Воркута

Оренбург

Челябинск

Воронеж

Певек

Чита

Грозный

Пенза

Южно-Сахалинск

Игарка

Пермь

Якутск

Иркутск

Петропавловск-Камч.

 

Казань

Ростов-на-Дону

 

Калиниград

Самара

 

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование