- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
30 апреля 1999 г. № 67-р
г. Москва
О СОСТОЯНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И УСЛОВИЙ ТРУДА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В 1998 ГОДУ
Направляю информацию о состоянии производственного травматизма и условий труда на предприятиях и в организациях гражданской авиации в 1998 году (прилагается), подготовленную Службой охраны труда ФАС России на основе статистической отчетности по формам № 7 - травматизм, Приложение к форме № 7 - травматизм и 1-Т (условия труда) и материалов расследования несчастных случаев на производстве.
Подготовка настоящей информации была осложнена из-за низкой исполнительности и недостаточной профессиональной подготовки специалистов в ряде предприятий и организаций гражданской авиации, а также в аппаратах некоторых территориальных органов ФАС России при выполнении приказа ФАС России от 12.10.98 № 304. В наибольшей степени эти недостатки имели место в Камчатском, Восточно-Сибирском, Башкирском и Саха (Якутском) МТУ (ТУ) ФАС России, Госкорпорации по ОВД, на заводах № 73 и 400 ГА, в Рыльском авиационно-техническом колледже.
На предприятиях Саха (Якутского), Восточно-Сибирского, Приволжского, Дальневосточного, Камчатского МТУ (ТУ) ФАС России и Госкорпорации по ОВД неудовлетворительно выполнялись установленные требования о своевременном сообщении и представлении в Службу охраны труда ФАС России копий актов по форме Н-1 о несчастных случаях на производстве и материалов расследования смертельных несчастных случаев.
В 1998 году по сравнению с 1997 годом количество несчастных случаев на производстве сократилось, в том числе на 55 процентов уменьшилось число случаев со смертельными исходами.
Вместе с тем высокий уровень производственного травматизма, в том числе смертельного, отмечен в Западно-Сибирском, Тюменском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном МТУ ФАС России. Наиболее часто (относительно численности работающих) несчастные случаи происходили на предприятиях Архангельского, Камчатского, Северо-Восточного и Восточно-Сибирского МТУ ФАС России, а среди организаций, подконтрольных непосредственно ФАС России, - в ГУАП "Калининградавиа", ОАО "НПК ПАНХ", на авиаремонтных заводах № 403 (Иркутск) и № 400 (Внуково).
Высокий уровень тяжести случаев травматизма на производстве отмечен на предприятиях Татарского, Башкирского, Красноярского, Приволжского и Южного МТУ (ТУ) ФАС России.
Наибольшее количество несчастных случаев (около 25 процентов от общего количества) произошло в результате падений пострадавших из-за поскальзывания, главным образом, вследствие неудовлетворительного содержания перронов, стоянок воздушных судов и территории предприятий, особенно в зимний период.
Более 15 процентов всех несчастных случаев произошло при падениях пострадавших с высоты, в том числе со стремянок и воздушных судов при их техническом обслуживании, в результате неприменения пострадавшими страховочных приспособлений или использования вспомогательного оборудования, не предназначенного для работы на высоте.
Около 10 процентов несчастных случаев (в том числе 5 смертельных) произошло при дорожно-транспортных происшествиях, в основном из-за нарушения водителями Правил дорожного движения; кроме того, значительное количество ДТП связано с недостатками в организации медицинских осмотров водителей и контроля за техническим состоянием спецтранспорта.
Основными причинами несчастных случаев на производстве явились нарушения пострадавшими трудовой и технологической дисциплины, правил и инструкций по охране труда, неосторожность, невнимательность и слабые знания безопасных приемов работы. Вместе с тем эти причины во многом определены недостатками в организации производства и охраны труда на авиапредприятиях, в том числе отсутствием надзора со стороны должностных лиц за ходом выполнения работ, недостатками и формальным отношением к обучению и инструктажу по безопасности труда, неудовлетворительным контролем за исправностью производственного оборудования и содержанием территории предприятий и рабочих мест.
Продолжали иметь место несчастные случаи при нахождении пострадавших в состоянии алкогольного опьянения, в том числе более 40 процентов несчастных случаев со смертельными исходами (без учета пострадавших в авиапроисшествиях) произошло по этой причине.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России, генеральному директору Госкорпорации по ОВД довести настоящую информацию до подконтрольных предприятий и организаций гражданской авиации, принять меры по устранению отмеченных недостатков, в том числе при представлении статистической отчетности по охране труда и документации по расследованию несчастных случаев на производстве.
2. Руководителям предприятий и организаций гражданской авиации:
2.1. Использовать настоящую информацию в работе по предупреждению несчастных случаев на производстве и улучшению условий труда.
2.2. Принять дополнительные меры по соблюдению требований к организации рабочих мест и содержанию территории, укреплению трудовой и технологической дисциплины, обеспечению требований безопасности при техническом обслуживании воздушных судов, ремонте и эксплуатации транспортных средств.
3. Указать руководителям Западно-Сибирского, Тюменского и Восточно-Сибирского межрегиональных управлений ФАС России на неудовлетворительные показатели производственного травматизма на подконтрольных предприятиях; руководителям Архангельского, Камчатского, Северо-восточного межрегиональных управлений ФАС России, руководителям ГУАП "Калининградавиа", ОАО "НПК ПАНХ", авиаремонтных заводов № 403 и № 400 на высокую частоту несчастных случаев на производстве. До 01.07.99 доложить в ФАС России о принятых мерах по предупреждению несчастных случаев на производстве на подконтрольных предприятиях и в организациях гражданской авиации.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя директора ФАС России Бондарева А.К.
Директор ФАС России Г.Н.Зайцев
ИНФОРМАЦИЯ
о состоянии производственного травматизма и условий труда на авиапредприятиях и
в организациях гражданской авиации в 1998 году
1. Основные показатели состояния охраны труда:
№ п/п |
Показатели травматизма, потери и затраты на охрану труда |
Значения показателей | |
|
|
1997 г. |
1998 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Показатели по гражданской авиации в целом (т.е. с учетом пострадавших в авиационных происшествиях) | ||
1.1. |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, из них: |
575 |
475 |
1.2. |
Число пострадавших со смертельным исходом, из них: |
|
|
1.3. |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (включая умерших), временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году |
19812 |
15725 |
1.4. |
Коэффициенты травматизма: |
|
|
1.5. |
Число пострадавших в авиационных происшествиях с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и смертельным исходом |
45 |
19 |
1.6 |
Число пострадавших в авиационных происшествиях со смертельным исходом |
25 |
7 |
2. |
Показатели по гражданской авиации без учета пострадавших в авиационных происшествиях | ||
2.|L |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, из них: |
530 |
456 |
2.2. |
Число пострадавших со смертельных исходом, из них: |
26 |
16 |
2.3. |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (включая умерших), временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году |
18520 |
15517 |
2.4. |
Коэффициенты травматизма: |
|
|
3. |
Экономические показатели | ||
3.1. |
Общие затраты по возмещению вреда, причиненного работникам, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве, тыс. руб. |
32206 |
25067 |
3.2. |
Израсходовано на мероприятия по охране труда, тыс. руб. |
75317 |
77053 |
2. Состояние производственного травматизма в территориальных органах ФАС России, на предприятиях и в организациях гражданской авиации, без учета пострадавших в авиационных происшествиях (в относительных показателях травматизма: коэффициентах частоты, тяжести и смертности):
Наименование |
Коэффициенты |
Занятое место | |||||
|
Кч |
Кт |
Кс |
Кобщ. |
| ||
|
1998г. |
1998 г. |
1998 г. |
1997г. |
1998г. |
1997 г. |
1998 г. |
МТУ ФАС России, объединения ГА | |||||||
Архангельское МТУ |
5,59 |
5,00 |
- |
127,07 |
27,95 |
8 |
1 |
Башкирское ТУ |
1,38 |
98,40 |
- |
54,51 |
136,14 |
3 |
8 |
Восточно-Сибирское МТУ |
3,83 |
28,70 |
0,11 |
13611 |
26710 |
13 |
17 |
Дальневосточное МТУ |
2,76 |
28,26 |
0,09 |
142,11 |
18978 |
9 |
16 |
Западно-Сибирское МТУ |
3,25 |
27,65 |
0,28 |
38518 |
82134 |
18 |
19 |
Камчатское МТУ |
4,89 |
20,60 |
0,48 |
68,66 |
3035 |
5 |
9,0 |
Коми ТУ |
3,09 |
41,30 |
- |
22,27 |
127,62 |
2 |
6 |
Красноярское МТУ |
0,90 |
61,20 |
0,10 |
167699 |
5896 |
20 |
11 |
Московское городское МТУ |
1,36 |
38,82 |
0,05 |
17211 |
9638 |
17 |
14 |
Приволжское МТУ |
2,36 |
56,30 |
- |
4670 |
132,86 |
10 |
7 |
Северо-Восточное МТУ |
3,92 |
21,44 |
- |
126,98 |
84,04 |
7 |
4 |
Северо-Западное МТУ |
1,21 |
39,92 |
- |
0,09 |
16740 |
16 |
13 |
Татарское МТУ |
0,50 |
103,00 |
- |
15637 |
51,50 |
15 |
3 |
Тюменское МТУ |
2,30 |
31,00 |
0,10 |
67,55 |
30231 |
4 |
18 |
Уральское МТУ |
2,17 |
37,45 |
0,09 |
10313 |
14971 |
11 |
15 |
МТУ Центральных районов |
1,00 |
39,80 |
0,10 |
73,99 |
6319 |
6 |
12 |
Южное МТУ |
0,92 |
45,75 |
- |
10989 |
42,09 |
12 |
2 |
Саха (Якутское) ТУ |
2,73 |
34,40 |
- |
58874 |
93,91 |
19 |
5 |
Госкорпорация по ОВД |
0,75 |
23,81 |
0,05 |
15493 |
4803 |
14 |
10 |
АК, непосредственно подконтрольные ФАС России | |||||||
ОАО "Аэрофлот - РМАЛ" |
1,13 |
26,60 |
- |
13575 |
30,06 |
6 |
3 |
ГТК "Россия" |
0,50 |
58,00 |
- |
3115 |
29 |
5 |
2 |
ГП "Калининградавиа" |
5,75 |
18,66 |
- |
74,64 |
107,30 |
3 |
4 |
АК "Трансаэро" |
0,82 |
5,00 |
- |
62,84 |
4,10 |
2 |
1 |
АК "Волга-Днепр" |
2,34 |
94,00 |
- |
89,45 |
219,96 |
4 |
5 |
АРЗ ГА | |||||||
Завод 21 (С.-Петербург) |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Завод 24 (Хабаровск) |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Завод 26 (Тюмень) |
- |
- |
- |
96,10 |
- |
12 |
1 |
Завод 41 (Омск) |
- |
- |
- |
94,59 |
- |
1 |
1 |
Завод 67 (Красноярск) |
9,10 |
82,00 |
- |
- |
74,62 |
1 |
13 |
Завод 73 (Магадан) |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Завод 400 (Внуково) |
4,80 |
32,00 |
0,43 |
176,98 |
30490 |
14 |
14 |
Завод 401 (Новосибирск) |
1,60 |
152,00 |
- |
20,83 |
243,20 |
8 |
12 |
Завод 402 (Быково) |
1,30 |
74,00 |
- |
167,64 |
96,20 |
13 |
11 |
Завод 403 (Иркутск) |
7,30 |
6,60 |
- |
29,20 |
48,18 |
9 |
9 |
Завод 404 (Екатеринбург) |
2,72 |
12,50 |
- |
- |
34,00 |
1 |
8 |
Завод 408 (Москва) |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Завод 411 (Мин. Воды) |
1,40 |
7,50 |
- |
34,41 |
10,50 |
10 |
7 |
Завод 412 (Ростов-на-Дону) |
3,40 |
18,85 |
- |
6,59 |
64,09 |
7 |
10 |
Учебные заведения ГА | |||||||
Академия ГА (С.-Петербург) |
1,00 |
97,00 |
- |
39,32 |
97 |
10 |
11 |
МГТУ ГА |
1,00 |
126,00 |
- |
- |
126 |
1 |
12 |
Ульяновское ВАУ |
2,72 |
57,25 |
- |
144,88 |
155,70 |
13 |
14 |
Бугурусланское ЛУ |
1,30 |
14,00 |
- |
34,62 |
18,20 |
9 |
8 |
Выборгекий АТК |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Егорьевский АТК |
5,00 |
7,50 |
- |
744,47 |
37,50 |
14 |
9 |
Иркутский АТК |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Кирсановский АТК |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Краснокутское ЛУ |
- |
- |
- |
19,67 |
- |
8 |
1 |
Красноярский АТК |
4,30 |
32,00 |
- |
- |
137,00 |
1 |
13 |
Омский ЛТК |
- |
- |
- |
115,69 |
- |
12 |
1 |
Рыльский АТК |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Cacoвское ЛУ |
1,50 |
49,00 |
- |
51,95 |
73,50 |
11 |
10 |
Троицкий АТК |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Предприятия и организации ГА | |||||||
ГосНИИ ГА |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ГосНИИ "Аэронавигация" |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ГПИиНИИ "Аэропроект" |
1,85 |
56,00 |
- |
- |
103,60 |
1 |
17 |
ОАО "НПК "ПАНХ" |
3,49 |
20,00 |
- |
280,41 |
69,80 |
13 |
16 |
ЗАО "ТЗК "Внуково" |
- |
155,00 |
- |
859,55 |
- |
14 |
1 |
ЗАО "Домодедово Джет Сервис" |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ЗАО ТЗК "Шереметьево" |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ГО "Авиатехснаб" |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ЦРОСГА |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ГП ГАВС ГА |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ГУПЦАИГА |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Медцентр ГА |
1,42 |
23,00 |
- |
- |
32,66 |
1 |
1 |
ГУП ВОХР |
9,40 |
15,50 |
- |
86,54 |
14,57 |
12 |
18 |
ЗАО "АВК "Домодедово" |
0,66 |
55,00 |
- |
- |
36,30 |
- |
15 |
ЗАО АТБ "Домодедово" |
2,00 |
16,00 |
- |
- |
32 |
- |
13 |
ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
ГЦ "Безопасность полетов на ВТ" |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
ГУП СЭУ |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
В среднем по ГА: |
1,84 |
34,03 |
0,06 |
|
|
|
|
Примечание: Подсчет мест основан на значениях обобщающего коэффициента травматизма (Кобщ.=КчхКт); при этом по рекомендации Международной организации труда (МОТ) тяжесть смертельного несчастного случая приравнивается к 6000 дней нетрудоспособности (Кт=6000)
3. Распределение пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий*:
Виды происшествий |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом | |
|
Всего (в % к общему числу пострадавших) |
Из них со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
Дорожно-транспортное происшествие |
9,1 |
21,7 |
Падение пострадавшего с высоты |
15,4 |
4,3 |
Падения, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли и т.д. |
9,5 |
- |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей |
9,4 |
8,7 |
Поражение электрическим током |
1,5 |
- |
Воздействие экстремальных температур |
3,6 |
4,3 |
Воздействие вредных веществ |
1,7 |
13,0 |
Воздействие ионизирующих излучений |
- |
- |
Физические перегрузки |
0,4 |
- |
Повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися |
2,3 |
- |
Утопление |
0,2 |
4,3 |
Убийство |
- |
- |
Повреждения при стихийных бедствиях |
0,2 |
- |
Прочие |
47,6 |
43,5 |
_____________
* На основании отчетов по форме "Приложение к форме № 7 - травматизм"
4. Распределение пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным причинам возникновения несчастных случаев*:
Причины возникновения несчастных случаев |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом | |
|
Всего (в % к общему числу пострадавших) |
Из них со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
Конструктивные недостатки, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования |
4,8 |
- |
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
2,1 |
4,3 |
Несовершенство технологического процесса |
0,8 |
- |
Нарушение технологического процесса |
4,2 |
4,3 |
Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств |
2,7 |
4,3 |
Нарушение правил дорожного движения |
5,1 |
13,0 |
Неудовлетворительная организация производства работ |
6,1 |
13,0 |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
5,1 |
- |
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, территории |
11,6 |
- |
Недостатки в обучении безопасным приемам труда |
2,1 |
4,3 |
Неприменение средств индивидуальной защиты |
1,9 |
- |
Нарушение трудовой и производственной дисциплины в т.ч. нахождение пострадавшего в алкогольном опьянении |
9,1 2,9 |
26,6 |
Использование работающего не по специальности |
0,8 |
- |
Прочие |
43,6 |
30,4 |
_____________
* На основании отчетов по форме "Приложение к форме № 7 - травматизм"
5. Распределение пострадавших по основным службам эксплуатационных предприятий гражданской авиации*:
Служба |
Число пострадавших | |
|
Всего (в % к общему числу пострадавших) |
Из них со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
ИАС (АТЦ, АТБ, АТК) |
19,2 |
6,7 |
ест |
17,4 |
13,3 |
Летная служба |
9,6 |
33,3 |
Ремонтно-строительные и эксплуатационные службы (РСУ, СЭЗиС, гл. мех., гл. энерг.) |
8,1 |
- |
СОП |
7,5 |
- |
САБ |
4,5 |
- |
Служба бортпроводников |
4,2 |
- |
ГСМ |
3,9 |
6,7 |
СПАСОП |
3,6 |
- |
ТиСТО |
3,3 |
20 |
Административно-управленческий персонал |
3,0 |
- |
ЭРТОС |
2,4 |
6,7 |
Аэродромная служба |
2,4 |
- |
ЭСТОП |
2,1 |
- |
Медицинская служба |
1,5 |
- |
Прочие |
9,9 |
13,3 |
* По поступившим в Службу охраны труда ФАС России копиям актов по форме Н-1 о несчастных случаях на производстве на эксплуатационных предприятиях без учета пострадавших в авиационных происшествиях (333 акта)
6. Краткое описание обстоятельств и причин смертельных несчастных случаев (без учета пострадавших в авиационных происшествиях):
12.01.98, Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление ФАС России, Колпашевское ГАП, аэропорт Каргасок: водитель Раткевич В.А. на служебном автобусе КАВЗ-3270 доставлял работников аэропорта домой. Во время движения водитель отклонился от маршрута и заехал к знакомому, где находился более 40 минут и употреблял спиртные напитки. После этого, доставив оставшихся пассажиров, Раткевич В.А. вернулся на автостоянку на территории аэропорта. При заруливании автобуса на стоянку произошло возгорание двигателя, увидев которое, сторож аэропорта вызвал пожарную команду, но до ее прибытия пламя перекинулось в салон автобуса. После ликвидации пожара силами прибывшей пожарной команды при осмотре салона автобуса там был обнаружен труп Раткевича В.А., скончавшегося от отравления угарным газом.
05.02.98, Камчатское межрегиональное территориальное управление ФАС России, авиапредприятие "Халактырка": работавший в ночную смену машинистом котельной мастер участка наземных сооружений Орлов Э.С. был обнаружен утром замерзшим на территории предприятия. Непосредственными причинами смертельного случая явилось нахождение пострадавшего в средней степени алкогольного опьянения и неблагоприятные климатические условия: температура воздуха минус 10° С, сильный ветер, снег. Кроме того, на предприятии не был организован контроль со стороны руководящего состава за работой в ночные смены и выходные дни.
23.02.98, Северо-Западное межрегиональное территориальное управление ФАС России, Вологодское ГАП: старший диспетчер службы движения аэропорта "Кичменский городок" Глебов А.Ф. для обеспечения приема самолета Як-40 производил замер коэффициента сцепления на ВПП, имеющей снежно-песчаное покрытие. В это время водитель роторного снегоочистителя УРАЛ-375Д-902 Дураган В.Д., закончив расчистку ВПП, следовал на спецмашине в гараж, но увидев махавшего ему рукой Глебова А.Ф., поехал в его сторону. При подъезде спецмашины находившийся справа от нее Глебов А.Ф. оступился и, попав под задние колеса, получил многочисленные травмы, от которых скончался на месте.
Причинами несчастного случая явились эксплуатация технически неисправного автомобиля (тормозная система не обеспечивала полную блокировку колес, отсутствовал механизм ручного тормоза) и неудовлетворительная организация на предприятии работы по безопасной эксплуатации спецтранспорта (техосмотр спецмашины не проводился более 10 лет, не проверялось ее техническое состояние перед выходом на линию, не выполнялись требования Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации - РОРОС-95). Кроме того, по заключению судмедэкспертизы, пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения.
12.03.98, Межрегиональное территориальное управление Центральных районов ФАС России, Ивановское ГАП: авиатехник-бригадир Иващенко И.И., находясь в люльке шарнирной двухсекционной вышки Ш2СВ-18, удалял обледенение на стабилизаторе самолета Ту-134, работая без каски и предохранительного пояса, самостоятельно управляя вышкой. По окончании работы во время опускания стрелы нижняя секция вышки резко пошла вниз, при этом Иващенко И.И. был выброшен из люльки с высоты около 9 м и от полученных при падении травм скончался.
Непосредственными техническими причинами происшествия явились недопустимый износ рабочей гайки, приведший к срезу ее резьбы, и отсутствие стопорной гайки в редукторе механизма подъема нижней секции стрелы. Кроме того, вышка не была оснащена приборами безопасности (системами блокировок).
Комиссия по расследованию несчастного случая отметила многочисленные организационные причины происшествия, нарушения Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) ПБ-10-11-92 (отсутствовал надзор за исправным техническим состоянием и безопасной эксплуатацией вышки, к ее обслуживанию допускался необученный и неаттестованный персонал, вышка не была зарегистрирована в территориальном органе Госгортехнадзора и эксплуатировалась вопреки его запрету).
09.04.98, Восточно-Сибирское межрегиональное территориальное управление ФАС России, Киренское авиапредприятие: после окончания лесозаготовительных работ по заданию администрации рабочие бригады в количестве 6 человек (тракторист, водитель лесовоза, вальщик, рабочие) решили заготовить и вывезти дрова для личных целей. В течение дня 08.04.98 было вывезено четыре машины дров. На обратном пути на лесосеку было завезено пять бутылок водки, которые были распиты всеми членами бригады. После этого в первом часу ночи 09.04.98 рабочий Суранов П.Б. пошел пешком на базовое зимовье, находившееся примерно в 4 км от делянки.
Вслед за ним минут через 40 выехал трелевочный трактор ТДТ-55 (с неисправными фарами) с находящимся на капоте в качестве пассажира рабочим бригады. В 2 ч. 20 мин. ночи после загрузки лесом на базовое зимовье выехал лесовоз МАЗ-509, водитель которого в 1 км от лесосеки обнаружил смертельно травмированного Суранова П.Б.
Комиссия по расследованию несчастного случая пришла к выводу, что Суранов П.Б. был травмирован как трактором, так и лесовозом.
Определяющими причинами происшествия явились низкий уровень производственной дисциплины и пьянство на работе, отсутствие контроля за ходом выполнения работ со стороны руководства.
25.05.98, Московское городское межрегиональное управление ФАС России, АООТ "Аэропорт Внуково": водитель спецавтомобиля для заправки воздушных судов азотом ВЗ-20/350-131А Шельдяев Ю.И., обнаружив в процессе работы, что одно из колес автомобиля спущено, и не сообщив об этом сменному механику, решил устранить возникшую неисправность своими силами путем подкачки колеса азотом напрямую от баллонов спецустановки своего автомобиля. Так как баллоны спецустановки находились под давлением 210 кгс/см2, то при подключении их к колесу в результате чрезмерного повышения давления в автопокрышке произошло рассоединение замочного кольца и вылет колец с обода, которыми водитель Шельдяев Ю.И. был смертельно травмирован.
Несмотря на большой (более 18 лет) стаж и опыт работы в качестве водителя спецавтомобиля, Шельдяев Ю.И. пренебрег имевшимися для выполнения подкачки колеса возможностями: использовать централизованную систему регулирования давления в шинах автомобиля ЗИЛ-131 или рессивер тормозной системы, не воспользовался запасным колесом или, с разрешения механика, резервным автомобилем.
Основная причина случившегося - грубое нарушение пострадавшим должностной инструкции. Требований безопасности труда в ССТ авиапредприятий, а также Руководства по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131.
Кроме того, по заключению судмедэкспертизы, пострадавший находился в легкой степени алкогольного опьянения.
30.06.98, Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление ФАС России, Алтайский филиал ОАО "Авиакомпания Сибирь": при следовании из г. Барнаула в г. Новосибирск на автомобиле ВАЗ-2107 для доставки экипажа самолета Ту-154 в составе 4 человек на плановую тренировку на тренажере КТС, водитель Швыряев И.В., имевший менее 3-х месяцев стажа, совершая обгон автомобиля КамАЗ-4310, допустил столкновение с ним, в результате чего сидевший в салоне КВС Козлов А.П. погиб на месте, бортинженер Токарев П.А. от полученных травм скончался впоследствии в больнице. Остальные два члена экипажа и водитель Швыряев И.В. также получили многочисленные травмы различной степени тяжести.
При расследовании несчастного случая комиссия выявила многочисленные нарушения нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил по охране труда на автомобильном транспорте: водитель Швыряев И.В. был принят на работу без предварительного медосмотра, не проводился вводный и первичный инструктажи по охране труда, допуск к самостоятельной работе был разрешен без стажировки, на предприятии не организован предрейсовый медицинский осмотр и отсутствовало лицо, ответственное за выпуск автомобиля на линию.
03.07.98, Красноярское межрегиональное территориальное управление ФАС России, Хатангский ОАО: при выполнении производственных полетов с научными целями над полуостровом Таймыр во время межсменного отдыха на оперативной точке утонул в реке Шренк командир вертолета Ми-8 Аксютин B.C. Несчастный случай произошел, когда Аксютин B.C. с двумя представителями заказчика отплыли вниз по реке для отлова рыбы на пропитание на моторной лодке "Казанка", которая по невыясненным причинам перевернулась. В результате проводившихся поисков тела Аксютина B.C. и одного из пассажиров были обнаружены впоследствии 28.07.98 в районе гибели работников; третий пассажир не найден.
Комиссией по расследованию данного случая отмечено, что несмотря на бурное течение реки и недостаточную устойчивость лодки, пострадавшие в нарушение требований безопасности при нахождении на воде не имели достаточных навыков по применению плавсредств и не пользовались спасательными жилетами.
06.07.98, Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление ФАС России, ЗАО "ТЗК аэропорта Кемерово": старший инженер по оборудованию и техническому обслуживанию ГСМ Луканов О.В. совместно с авиатехником ГСМ производили подготовку к зачистке резервуара РВС-1000 на складе ГСМ. В процессе завершения добора из емкости остатков бензина Аи-92 через люк-лаз с помощью самодельной помпы, установленной на расстоянии 5 м напротив люка-лаза, в районе люка-лаза произошло воспламенение паров бензина. Находившийся внутри резервуара Луканов О.В., снабженный шланговым противогазом ПШ-2, в результате пожара и терморазрушения тракта воздухоподачи погиб от отравления угарным газом.
По заключению специалистов-пожарных, ликвидировавших пожар, вероятной причиной его явилось использование при работе во взрывоопасной зоне самодельной помпы, изготовленной на базе топливораздаточной колонки типа 1КЭД-50-025-1, имевшей кнопочный пускатель марки ПМА-III не во взрывобезопасном исполнении. Кроме того установлено, что приемный рукав помпы не имел заземляющего устройства для снятия статического электричества.
Комиссией по расследованию несчастного случая отмечены также другие многочисленные нарушения установленных норм и правил по организации и проведению работ повышенной опасности на складах и объектах ГСМ, в том числе: работа проводилась без уведомления руководства ТЗК, без оформления наряда-допуска (ответственным лицом на предприятии по выдаче нарядов-допусков на выполнение опасных видов работ являлся сам Луканов О.В.) и, следовательно, не был назначен руководитель работ, не определены ее содержание и время выполнения, а также меры безопасности; отсутствовал контроль за концентрацией паров бензина и не была обеспечена вентиляция резервуара, на страховочном поясе погибшего отсутствовала сигнальная веревка.
24.09.98, ОАО "Внуковский авиаремонтный завод №400": в конце рабочей смены слесарь по ремонту агрегатов Кузнецов В.А., спускаясь по лестнице капитального лестничного пролета в пристройке к цеху, оступился и упал, получив при этом закрытую черепно-мозговую травму, от которой скончался на месте.
По заключению судмедэкспертизы, пострадавший находился в тяжелой степени алкогольного опьянения, что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточном надзоре со стороны руководителей подразделения за соблюдением работниками трудовой дисциплины.
11.10.98, Дальневосточное межрегиональное территориальное управление ФАС России, Николаевский-на-Амуре ОАО: в результате пожара в котельной погиб от отравления угарным газом находившийся в помещении котельной газоэлектросварщик службы ТиСТО Филипповский Н.В.
Причиной пожара, по мнению специалистов, явилось затухание форсунки парового котла типа Е-1.0-0.9м-3 с последующим выбросом и воспламенением мазута, разлитого из-за неисправности отсекателя топлива, и отсутствие контроля за работой котлоагрегата со стороны оператора котельной, самовольно оставившего рабочее место на длительное время и перепоручившего надзор за работой оборудования не имевшему соответствующего допуска газоэлектросварщику Филипповскому Н.В., по договоренности с ним.
При расследовании также установлено, что эксплуатация котельной осуществлялась службой ТиСТО с грубейшими нарушениями Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, должностных инструкций и инструкций по охране труда для операторов котельных с котлоагрегатом на жидком топливе, в том числе:
- котел был смонтирован и введен в эксплуатацию без технического освидетельствования и регистрации его в органах Госгортехнадзора, отсутствовала комплектность приборов КИПиА, система пожаротушения находилась в неисправном состоянии, а в системе топливоподачи вместо металлических трубок были установлены резиновые шланги;
- котельный зал захламлен, оборудование, каналы и полы замазучены из-за подтекания мазута через сальники задвижек и соединения трубопроводов;
- операторы котельных установок работали в смену в одиночку, а случаи оставления ими работающих котлов без присмотра имели место и ранее, в помещение котельной допускались посторонние лица;
- со стороны руководителей службы и предприятия отсутствовал необходимый контроль за организацией и выполнением работ на объекте.
29.10.98, Уральское межрегиональное территориальное управление ФАС России, ОАО "Челябинское авиапредприятие": при следовании из г. Челябинска в г. Екатеринбург на микроавтобусе импортного производства "КИА Беста" для доставки группы работников летного состава в количестве 6 человек на тренажер УТЦ водитель Немцев С.А. из-за превышения скорости в условиях гололедицы не справился с управлением, микроавтобус вынесло на встречную полосу, и он перевернулся. В результате выброшенный из салона через разбитое окно штурман Ту-154 Попов И.А. получил тяжелую черепно-мозговую травму, от которой вскоре скончался. Различные тяжелые травмы получили еще двое пассажиров (КВС и бортинженер) и сам водитель.
Нарушение требований правил дорожного движения по соблюдению безопасного скоростного режима в сложных метеоусловиях привело к ДТП с трагическими последствиями.
14.11.98, Тюменское межрегиональное территориальное управление ФАС России, филиал ОАО "Тюменьавиатранс" - фирма "Сургутавиа": экипажем вертолета Ми-26Т осуществлялась перевозка на буровые площадки грузов на внешней подвеске. После доставки на одну из буровых площадок дома-вагона типа "Тайга", смонтированного на колесном шасси, второй бортоператор Романенко В.Г. был оставлен на буровой с целью определения готовности находившегося на ней груза к транспортировке на вертолете. Доставленный дом-вагон не был своевременно удален от погрузочной площадки и находился на расстоянии 15 метров от нее. При доставке очередного груза на эту буровую площадку во время зависания вертолета от воздушного потока несущего винта произошло опрокидывание дома-вагона, которым был придавлен бортоператор Романенко В.Г., укрывавшийся за ним от потока воздуха. В результате полученных травм Романенко В.Г. скончался.
Причинами несчастного случая явились необеспечение требований безопасности со стороны "Заказчика" и пренебрежение опасностью пострадавшим.
Обращает внимание и пренебрежение мерами безопасности со стороны экипажа вертолета Ми-26Т, наблюдавшего нахождение дома-вагона и людей в недопустимой близости от намеченного места отцепки груза, но не прервавшего разгрузку.
11.12.98, Тюменское межрегиональное территориальное управление ФАС России, ОАО "Тюменьавиатранс": в результате отравления угарным газом в помещении котельной посадочной площадки "Плеханове" скончался на рабочем месте оператор водогрейных котлов на газообразном топливе Глухарев В.М., а находившийся в помещении слесарь котельной в тяжелом состоянии доставлен в больницу.
Выход продуктов сгорания в помещение котельной произошел из-за работы одного из двух задействованных котлов типа ВВД-1 с закрытым шибером на газоходе. Обстоятельства, при которых оказался закрытым шибер на газоходе, комиссией, проводившей расследование, не установлены.
Автоматика безопасности по аварийному отключению подачи газа на горелку не сработала из-за низкой чувствительности установленного на котле датчика разряжения ДНТ-100 к незначительным перепадам давления в топке при закрытом шибере.
По заключению судмедэкспертизы степень тяжести отравления пострадавших в значительной мере обусловлена нахождением их в состоянии алкогольного опьянения средней тяжести.
Комиссией по расследованию также отмечено, что несчастному случаю способствовало отсутствие должного контроля со стороны руководителей тепло-, энерго службы за соблюдением работниками котельной трудовой дисциплины и установленных на предприятии правил внутреннего трудового распорядка.
21.09.98, Госкорпорация по ОВД, ГУП "Волгоградаэронавигация", база ЭРТОС: во время тушения лесного пожара, перекинувшегося на территорию объекта УКВ-ретранслятора, произошел взрыв находившихся скрытно в зоне возгорания боеприпасов времен Великой Отечественной войны. В результате участвовавший в тушении пожара дежурный техник связи Егоров А.Л. получил многочисленные ранения, от которых впоследствии скончался в больнице.
7. Распределение материальных последствий несчастных случаев и затрат на мероприятия по охране труда по территориальным органам ФАС России, предприятиям и организациям гражданской авиации:
Наименование |
Общие затраты по возмещению вреда, причиненного работникам в связи с профзаболеванием и производственным травматизмом (тыс. руб.) |
Из них затраты по несчастным случаям на производстве (тыс. руб.) |
Затраты на мероприятия по охране труда (тыс. руб.) | ||||
|
Всего |
На 1-го работника |
Всего |
На 1-го работника |
Всего |
На 1-го работника | |
МТУ ФАС России, объединения ГА | |||||||
Архангельское МТУ |
205 |
0,07 |
5 |
0,002 |
1177 |
0,41 | |
Башкирское МСТУ |
172 |
0,05 |
25 |
0,007 |
881 |
0,24 | |
Восточно-Сибирское МТУ |
2681 |
0,3 |
546 |
0,06 |
1564 |
0,17 | |
Дальневосточное МТУ |
1011 |
0,09 |
68 |
0,006 |
2978 |
0,27 | |
Западно-Сибирское МТУ |
1175 |
0,08 |
109 |
0,008 |
4227 |
0,3 | |
Камчатское МТУ |
128 |
0,06 |
49 |
0,02 |
2214 |
1,08 | |
Коми ТУ |
511 |
0,12 |
36 |
0,008 |
1905 |
0,44 | |
Красноярское МТУ |
666 |
0,07 |
38 |
0,004 |
1953 |
0,2 | |
Московское городское МТУ |
1592 |
0,08 |
217 |
0,011 |
3482 |
0,17 | |
Приволжское МТУ |
761 |
0,08 |
49 |
0,005 |
1560 |
0,16 | |
Северо-Восточное МТУ |
980 |
0,24 |
30 |
0,007 |
2172 |
0,53 | |
Северо-Западное МТУ |
700 |
0,07 |
38 |
0,004 |
3610 |
0,34 | |
Татарское МТУ |
176 |
0,047 |
12 |
0,003 |
584 |
0,16 | |
Тюменское МТУ |
3834 |
0,25 |
280 |
0,02 |
5535 |
0,37 | |
Уральское МТУ |
1049 |
0,1 |
80 |
0,007 |
2331 |
0,21 | |
МТУ Центральных районов |
1488 |
0,2 |
361 |
0,046 |
624 |
0,08 | |
Южное МТУ |
260 |
0,02 |
38 |
0,002 |
53 |
0,003 | |
Саха (Якутское) ТУ |
1158 |
0,14 |
31 |
0,004 |
15886 |
1,88 | |
Госкорпорация по ОВД |
193 |
0,01 |
131 |
0,006 |
8463 |
0,38 | |
АК, непосредственно подконтрольные ФАС России | |||||||
ОАО "Аэрофлот - РМАЛ" |
4788 |
0,34 |
136 |
0,01 |
7077 |
0,5 | |
ГТК "Россия" |
82 |
0,04 |
9 |
0,005 |
563 |
0,3 | |
ГП "Калининградавиа" |
13 |
0,01 |
13 |
0,01 |
280 |
0,27 | |
АК "Трансаэро" |
0,8 |
0,0003 |
0,8 |
0,0003 |
51 |
0,021 | |
АК "Волга-Днепр" |
4,0 |
0,005 |
4 |
0,005 |
119 |
0,14 | |
АРЗГА | |||||||
Завод 21 (С.-Петербург) |
- |
- |
- |
- |
316 |
0,84 | |
Завод 24 (Хабаровск) |
3 |
0,017 |
- |
- |
11 |
0,06 | |
Завод 26 (Тюмень) |
20 |
0,06 |
- |
- |
- |
- | |
Завод 41 (Омск) |
2 |
0,005 |
2 |
0,005 |
9 |
0,021 | |
Завод 67 (Красноярск) |
2 |
0,017 |
2 |
0,017 |
2 |
0,017 | |
Завод 73 (Магадан) |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Завод 400 (Внуково) |
31 |
0,014 |
31 |
0,014 |
603 |
0,27 | |
Завод 401 (Новосибирск) |
17 |
0,029 |
17 |
0,029 |
101 |
0,17 | |
Завод 402 (Быково) |
666 |
0,44 |
3 |
0,002 |
303 |
0,2 | |
Завод 403 (Иркутск) |
28 |
0,03 |
1 |
0,001 |
363 |
0,44 | |
Завод 404 (Екатеринбург) |
18 |
0,01 |
2 |
0,001 |
177 |
0,096 | |
Завод 408 (Москва) |
2,6 |
0,02 |
- |
- |
5 |
0,04 | |
Завод 411 (Мин. Воды) |
64 |
0,045 |
2 |
0,001 |
426 |
0,3 | |
Завод 412 (Ростов-на-Дону) |
298 |
0,15 |
5 |
0,003 |
176 |
0,09 | |
Учебные заведения ГА | |||||||
Академия ГА (С.-Петербург) |
2 |
0,002 |
2 |
0,002 |
29 |
0,032 | |
МГТУГА |
13 |
0,013 |
7 |
0,007 |
173 |
0,17 | |
Ульяновское ВАУ |
179 |
0,12 |
38 |
0,026 |
388 |
0,26 | |
Бугурусланское ЛУ |
0,2 |
0,0003 |
0,2 |
0,0003 |
- |
- | |
Выборгский АТК |
- |
- |
- |
- |
201 |
1,04 | |
Егорьевский АТК |
0,1 |
0,0003 |
0,1 |
0,0003 |
17 |
0,043 | |
Иркутский АТК |
- |
- |
- |
- |
23 |
0,099 | |
Кирсановский АТК |
- |
- |
- |
- |
45 |
0,139 | |
Краснокутское ЛУ |
3 |
0,005 |
- |
- |
22 |
0,037 | |
Красноярский АТК |
0,3 |
0,0014 |
0,3 |
0,0014 |
2 |
0,01 | |
Омский ЛТК |
- |
- |
- |
- |
91 |
0,175 | |
Рыльский АТК |
- |
- |
- |
- |
20 |
0,051 | |
Сасовское ЛУ |
0,3 |
0,0005 |
0,3 |
0,0005 |
62 |
0,099 | |
Троицкий АТК |
- |
- |
- |
- |
15 |
0,06 | |
Предприятия и организации ГА | |||||||
ГосНИИ ГА |
- |
- |
- |
- |
215 |
0,23 | |
ГосНИИ "Аэронавигация" |
- |
- |
- |
- |
6 |
0,015 | |
ГПИиНИИ "Аэропроект" |
3 |
0,006 |
3 |
0,006 |
1886 |
3,7 | |
ОАО "НПК"ПАНХ" |
60 |
0,215 |
2 |
0,007 |
46 |
0,16 | |
ЗАО "ТЗК "Внуково" |
24 |
0,12 |
- |
- |
589 |
3,04 | |
ЗАО "Домодедово Лжет Сервис" |
- |
- |
- |
- |
201 |
0,8 | |
ЗАО "ТЗК "Шереметьево" |
- |
- |
- |
- |
232 |
0,9 | |
ГО "Авиатехснаб" |
- |
- |
- |
- |
5 |
0,037 | |
ЦРОСГА |
- |
- |
- |
- |
42 |
0,3 | |
ГП ГАВС ГА |
- |
- |
- |
- |
304 |
0,167 | |
ГУПЦАИГА |
- |
- |
- |
- |
350 |
1,72 | |
Медцентр ГА |
3 |
0,004 |
3 |
0,004 |
62 |
0,087 | |
ГУП ВОХР |
1 |
0,005 |
1 |
0,005 |
- |
- | |
ЗАО "АВК "Домодедово" |
0,9 |
0,0006 |
0,7 |
0,0005 |
99 |
0,066 | |
ЗАО "АТБ "Домодедово" |
0,3 |
0,0003 |
0,3 |
0,0003 |
- |
- | |
ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" |
- |
- |
- |
- |
103 |
0,12 | |
Щ "Безопасность полетов на ВТ" |
- |
- |
- |
- |
44 |
0,38 | |
ГУПСЭУ |
- |
- |
- |
- |
4 |
0,04 | |
ИТОГО: |
25067 |
0,1 |
2426 |
0,01 |
77053 |
0,31 |
8. Общие сведения о состоянии условий труда на предприятиях и в организациях гражданской авиации в 1998 году:
Показатели |
Численность |
В том числе | ||||
|
на конец года |
Женщины |
Лица моложе 18 лет | |||
|
человек |
%от |
человек |
%от |
человек |
%от |
Списочная численность работников (без находившихся в отпуске по беременности и родам и уходу за детьми), |
243720 |
- |
81536 |
- |
118 |
- |
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны |
11909 |
4,9 |
2257 |
2,8 |
- |
- |
- повышенного уровня неионизирующего излучения |
3171 |
1,3 |
429 |
0,5 |
- |
- |
- повышенного уровня ионизирующего излучения Занятые тяжелым физическим трудом |
3479 1512 |
1,4 0,6 |
581 155 |
0,7 0,2 |
- |
- |
Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности |
4053 |
1,7 |
1267 |
1.6 |
- |
- |
9. Общие сведения о льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда в 1998 году:
|
Численность работников на конец года |
В том числе женщины | ||
|
человек |
% от общей |
человек |
% от общей |
Списочная численность работников, которые за работу в неблагоприятных условиях труда пользуются правом: |
|
|
|
|
- доплат за неблагоприятные |
108997 |
44,70 |
14218 |
17,4 |
условия труда, пенсии за выслугу лет, установленные законодательством пенсии на льготных условиях, установленной самим предприятием за условия труда |
147 |
0,06 |
- |
- |
Списочная численность работников, которым установлен хотя бы один вид льгот или компенсаций |
122811 |
50,40 |
28050 |
34,4 |
Руководитель Службы |
Еленский В.В. |