почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
1
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР


УТВЕРЖДЕНО
Заместителем Министра
гражданской авиации
11 апреля 1988 г.


ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА САМОЛЕТА Як-40


  
    Настоящая Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа самолета Як-40 разработана на основе Воздушного кодекса Союза ССР, основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, Руководства по летной эксплуатации самолета Як-40, Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Як-40, утвержденной 14 сентября 1979 г., и других документов МГА, определяющих летную деятельность членов экипажа. Инструкция является руководящим документом, определяющим взаимодействие и технологию работы членов экипажа самолета Як-40.
    При разработке Инструкции учтены стандарты и рекомендации ИКАО, передовой опыт и предложения летного состава подразделений ГА, эксплуатирующих самолет Як-40, выводы из анализов авиационных происшествий и предпосылок к ним.
    С введением настоящей Инструкции отменяются Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа самолета Як-40, утвержденная 14 сентября 1979 г., и все изданные к ней изменения и дополнения.
    В разработке Инструкции принимали участие: пилот - инспектор ГлавУЛС МГА А. В. Ермаков, инженер - инструктор ГлавУЛС МГА Назин А. В., пилот - инструктор Центра ГА СЭВ В. П. Слезкин.
        

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Настоящая Инструкция определяет взаимодействие и технологию работы членов экипажа самолета Як-40, состоящего из трех человек: командира самолета, второго пилота и бортмеханика. В соответствии с этим общий объем работы экипажа разделен на три части по исполнителям (командир самолета, второй пилот, бортмеханик).
    В разделе 2 (за исключением пп. 2.1, 2.5, 2.7) операции, выполняемые пилотами, указаны в графах "Управляющий пилот" и "Контролирующий пилот".
    Если активное управление воздушным судном * осуществляется с места левого (правого) пилота, то контролирующее управление - с места правого (левого) пилота.
    Пилот, осуществляющий активное управление (УП - управляющий пилот) - удерживая ноги на педалях, а руки на штурвале, выполняет пилотирование воздушного судна**, непосредственно воздействуя на органы управления или с помощью автопилота:
    - дает команды по эксплуатации систем самолета и двигателей, контролирует их работу и выполняет необходимые операции;
    - прослушивает радиообмен, ведет ориентировку и при необходимости - радиосвязь;
    - контролирует действия членов экипажа по выполнению поданных команд.
    Пилот, осуществляющий контролирующее управление (КП - контролирующий пилот):
    - при выполнении полета с выключенным автопилотом удерживает ноги на педалях, руки на штурвале, находится в постоянной готовности выполнять активное управление как по команде, так и при внезапной потере работоспособности *** управляющим пилотом;
    - при превышении допустимых отклонений параметров полета**** (если нет тенденции к их исправлению) информирует управляющего пилота;     
    _______________________________
    * Управление воздушным судном - процесс деятельности пилота в системе "Экипаж - воздушное судно - среда", включающий в себя восприятие и анализ обстановки, принятие решений и их исполнение, пилотирование воздушного судна и летную эксплуатацию его систем.
    ** Пилотирование воздушного судна - процесс, направленный на сохранение (изменение) траектории движения или положения воздушного судна в пространстве.
    *** Под потерей работоспособности пилота следует понимать внезапную болезнь или состояние сильного эмоционально-психологического напряжения (стресса), затрудняющие мыслительную деятельность и ухудшающие координацию и точность движений в степени, угрожающей безопасности полетов. Потеря работоспособности распознается по безрассудным действиям и отсутствию реакции на повторное напоминание о грубом отклонении от правил полета или требование о принятии решения в конкретной ситуации.
    **** Допустимые отклонения параметров полета - отклонения, не нарушающие установленного уровня безопасности полетов и не приводящие к выходу за пределы оценки нормативов техники пилотирования ниже оценки "4".
    

    
    - непосредственным воздействием на органы управления помогает устранять отклонения параметров в полете, выходящие за предельно допустимые * (если контролирующий пилот или второй пилот-до высоты принятия решения);
    - проверяет выполнение правил полета;
    - ведет осмотрительность;
    - прослушивает радиообмен и ведет радиосвязь;
    - выполняет операции по эксплуатации систем самолета и двигателей, контролирует их работу;
    - проверяет действия членов экипажа и при необходимости напоминает о выполнении нужных операций.
    Команды на выполнение операций по карте контрольной проверки и на установление давления на шкалах барометрических высотометров дает только командир самолета.
    Независимо от того, кто пилотирует самолет, решение о прекращении или продолжении взлета обязан принимать командир самолета.
    Передача управления самолетом второму пилоту должна производиться, как правило, после взлета и выхода на курс следования, а при заходе на посадку-до ДПРМ. Если командир самолета взял управление самолетом на себя после пролета ДПРМ, повторная передача управления второму пилоту запрещается.
    Если на установленных рубежах от командира самолета не поступила команда на выполнение очередной технологической операции, то члены экипажа обязаны напомнить ему об этом.
    Командир самолета (проверяющий), осуществляя контролирующее управление по своему усмотрению, может выполнять некоторые операции по активному управлению самолетом.
    При возникновении особой ситуации командир самолета (проверяющий) может изменить порядок взаимодействия членов экипажа в целях обеспечения безопасности полетов.
    Операции по управлению системами самолета и двигателей, которые могут выполняться только с места левого пилота или только с места правого пилота, выполняются пилотом, находящимся на соответствующем рабочем месте. В этом случае управляющий пилот на время выполнения этих операций передает управление самолета контролирующему пилоту.
    В целях обеспечения безопасности полетов члены экипажа обязаны осуществлять взаимоконтроль за выполняемыми операциями, за сличением показаний основных и дублирующих пилотажно-навигационных приборов, за соблюдением правил полетов и ведением осмотрительности.
    В зависимости от конкретных условий и профессиональных навыков членов экипажа командир самолета во время предполетного инструктажа и во время предпосадочной подготовки уточняет обязанности каждого члена экипажа.
    

    _______________________
    * Предельно допустимые отклонения параметров полета - отклонения, превышение которых может привести к возникновению опасной ситуации.
    
    
    В полете командир самолета может изменить ранее намеченный порядок взаимодействия членов экипажа, о чем обязан сообщить второму пилоту и бортмеханику.
    В зависимости от метеоусловий, цели полета, квалификации и опыта пилотов существует три основных варианта взаимодействия пилотов при заходе на посадку и выполнении посадки.
    I вариант. Заход на посадку до ВПР выполняет второй пилот под контролем командира самолета, посадку выполняет командир самолета. В этом случае активное управление до ВПР осуществляет второй пилот (управляющий пилот), что обеспечивает командиру самолета необходимый резерв времени для оценки обстановки и принятия решения на наиболее ответственном участке предпосадочной прямой (от момента принятия решения до посадки). Данный вариант является основным при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
    II вариант. Заход на посадку и посадку выполняет командир самолета.
    III вариант. Заход на посадку и посадку выполняет второй пилот.
    Конкретный вариант взаимодействия членов экипажа при выполнении учебных и тренировочных полетов определяется утвержденными программами (курсами учебно-летной подготовки).
    В производственных условиях второй пилот, не допущенный к выполнению взлета и посадки, может выполнять активное управление на этапах от начала набора высоты до ВПР при заходе на посадку.
    Второй пилот, допущенный к выполнению взлета и посадки, может выполнять активное управление на всех этапах полета и на рулении. Передача управления второму пилоту производится после запуска двигателей и выполнения контроля по соответствующему разделу карты контрольной проверки.
    Управляющий пилот передает управление другому пилоту командой: "Управление отдал", продолжая активное управление (до получения доклада (информации): "Управление взял".
    Управляющему пилоту запрещается отвлекаться от пилотирования, не передав управление другому пилоту. Кратковременное отвлечение одного из пилотов, связанное с установкой давления на высотомерах, работой с оборудованием кабины, выполнения операций по карте контрольной проверки, является сигналом (без специальной команды) передачи пилотирования другому пилоту на время выполнения этих операций.
 

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА



Командир самолета

Второй пилот

Бортмеханик

    В медпункте проверяет форму одежды и наличие свидетельств у членов экипажа. Проходит медицинский контроль.

Проходит медицинский контроль.

Проходит медицинский контроль.

    В АДП информирует диспетчера о прохождении экипажем предполетной подготовки и получает информацию от диспетчера о предстоящем полете, которая включает:

 

Уточняет номер самолета и стоянки, расчетное количество топлива. Получает указание командира самолета.

    - номер самолета и стоянки;

 

 

    - предварительные данные о коммерческой загрузке самолета;

 

 

    - время вылета (в случае задержки);

 

 

    - сведения о навигационной обстановке по маршруту полета, о технической пригодности и состоянии аэродромов вылета, посадки и запасных.

 

 

    На АМСГ получает и анализирует информацию о метеоусловиях полета, которая содержит:

Совместно с командиром самолета получает и анализирует информацию о метеоусловиях полета.

 

    - сведения о прогнозируемой и фактической погоде на аэродромах вылета, посадки и запасных;

 

 

    - синоптическую обстановку по маршруту полета (наличие барических образований, опасных метеоявлений, прогностического ветра на высоте предстоящего полета).

 

 

    Намечает порядок обхода возможных опасных метеоявлений.

 

 

    Уточняет потребное количество топлива и возможное изменение коммерческой загрузки, сообщает свое решение диспетчеру АДП.

Совместно с командиром самолета при необходимости уточняет потребное количество топлива и коммерческую загрузку.

 

    Оформляет метеодокументацию в соответствии с НПП ГА и НМО ГА.

 

 

    В БАИ получает сведения о коде и сигналах визуального опознавания и расписывается в их получении, контролирует их запись в регламент вторым пилотом

Получает штурманское снаряжение, регламенты и сборники аэронавигационных данных, сверяя их с контрольными экземплярами, требуя при необходимости внесения изменений.

 

 

Записывает в регламент код и сигналы визуального опознавания.

 

 

Получает ключи от изделия.

 

 

Докладывает командиру самолета о получении документации и внесенных в нее изменениях.

 

    В штурманской комнате (комнате предполетной подготовки) получает от дежурного штурмана информацию об особенностях самолетовождения по трассе, возможных ограничениях, лист предупреждений (или устную информацию при полете по МВЛ).

Совместно с командиром самолета получает необходимую информацию от дежурного штурмана. Получает указания командира самолета о порядке расчета штурманского бортжурнала и особенностях выполнения полета.

 

    Дает указания второму пилоту об особенностях расчета штурманского бортжурнала и выполнения полета.

 

 

    В процессе подготовки совместно со вторым пилотом должен ознакомиться с навигационной обстановкой в районе аэродрома вылета и следующими схемами:

 

 

    - руления на исполнительный старт;

 

 

    - выхода и набора высоты после взлета;

 

 

    - захода на посадку с обратным курсом взлета;

 

 

    - расположения аварийных площадок по курсу взлета;

 

 

    - снижения, захода на посадку на аэродромах взлета, посадки и запасных;

 

 

    - расположения основных препятствий на аэродромах взлета и посадки.

 

 

    Контролирует расчет штурманского бортжурнала и заполнение палетки для взлета.

Рассчитывает данные штурманского бортжурнала и заполняет палетку для взлета.

 

    В результате подготовки должен знать:
    - временные ограничения и правила выполнения полета, действующие на период полета

Требования, предъявляемые к подготовке второго пилота, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке командира самолета.

 

    - взлетные и навигационные данные, рассчитанные при заполнении штурманского бортжурнала и палетки для взлета;

 

 

    - безопасные высоты и высоты основных препятствии на аэродромах взлета, назначения и запасных;

 

 

    - расположение РТС, обеспечивающих полет и порядок работы с ними;

 

 

    - порядок ведения радиосвязи на аэродромах взлета, посадки, запасных и по маршруту;

 

 

    - рубежи возврата на запасные аэродромы (при их расчете);

 

 

    - особенности самолетовождения в случае отказа навигационных систем и РТС;

 

 

    - минимумы и радиосветотехническое оборудование аэродромов взлета, посадки и запасных.

 

 

    Проходит контроль штурманской подготовки к полету.

Проходит контроль штурманской подготовки к полету.

 

    Расписывается в журнале учета и контроля штурманской предполетной подготовки.

 

 

    В спецкомнате получает необходимый инвентарь.

В спецкомнате получает необходимый инвентарь.

 

    В АДП предъявляет диспетчеру:

 

 

    - задание на полет;

 

 

    - штурманский бортжурнал, подписанный дежурным штурманом;

 

 

    - метеодокументацию (при необходимости).

 

 

    Сообщает диспетчеру АДП выбранный эшелон полета, оформляет решение на вылет. Получает задание на полет с оформленным разрешением на вылет.

 

 


Примечание. Последовательность предполетной подготовки и отдельные элементы технологии в службах аэропорта могут быть изменены (в соответствии с местными условиями) и утверждены руководителем авиапредприятия.

    На самолете проверяет записи в бортжурнале об отказах и неисправностях, выявленных в полете, и их устранении

 

Получает от авиатехника, ответственного за выпуск самолета, информацию о техническом состоянии самолета и судовые документы.

    Изучает индивидуальные особенности самолета, проверяет наличие судовой документации.

Изучает индивидуальные особенности самолета, проверяет записи в бортжурнале об отказах и неисправностях, выявленных в полете, и их устранении

Изучает индивидуальные особенности самолета, проверяет записи в бортжурнале об отказах и неисправностях, выявленных в полете, и их устранении, а также о выполненных работах на самолете. Сверяет фактическую заправку ГСМ с требуемой для полета, при необходимости дает команду дозаправить самолет.

    Проводит предполетный осмотр самолета согласно РЛЭ. Делает записи в бортжурнале о дефектах (неисправностях, недостатках), выявленных в результате осмотра. Проверяет правильность расчета центровки, загрузки самолета и расписывается в центровочном графике. Принимает доклады бортмеханика и второго пилота о результатах осмотра самолета, его готовности к полету.

Проводит предполетный осмотр самолета согласно РЛЭ.
Получает перевозочные документы и центровочный график или рассчитывает центровку в аэропортах, где отсутствует диспетчер по центровке.

Проводит предполетный осмотр самолета, делает записи в бортжурнале о дефектах (неисправностях, недостатках), выявленных в результате осмотра, не устраненных службами аэропорта при подготовке самолета. Принимает самолет и расписывается в бортжурнале в разделе "Прием - передача ВС".

 

 

Делает запись в бортжурнале о результатах осмотра, подписывает карту-наряд на техническое обслуживание при подготовке самолета к полету.

 

После доклада бортпроводника о принятии на борт груза, почты, багажа проверяет их фактическое размещение в соответствии с центровочным графиком и крепление. Расписывается в сводной загрузочной ведомости.

 

    Принимает доклад бортпроводника об окончании посадки, количестве и размещении пассажиров и груза (багажа). Дает указания бортпроводнику об особенностях предстоящего полета.

Докладывает командиру самолета о результатах предполетного осмотра и готовности к полету.

Докладывает командиру самолета о результатах предполетного осмотра и готовности самолета к полету.
Примечание. Доклад должен содержать, сведения о количестве топлива, закрытии горловин топливных баков, наличии необходимого ресурса самолета и двигателей, наличии дефектов и их устранении, о выполненных работах на самолете.

    
    

РАЗДЕЛ 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА

2.1. Предстартовая подготовка, буксировка, запуск двигателей, руление



Командир самолета

Второй пилот

Бортмеханик

    Дает команду: "Готовимся к полету. Доложнть готовность!" Выполняет операции согласно контрольному листу

Выполняет операции согласно контрольному листу и докладывает: "К полету готов"

Выполняет операции согласно контрольному листу и докладывает: "Обороты на взлетном режиме ... %, максимальная температура ... градусов, обороты на номинальном режиме ... %, максимальная температура ... градусов, к полету готов".

    Прослушивает автоматическую передачу "АТИС" (при ее наличии на аэродроме вылета).

 

 

    Дает предполетную информацию следующего содержания:

 

 

    - номер рейса;

 

 

    - маршрут полета;

 

 

    - запасный (запасные) аэродром (аэродромы);

 

 

    - эшелон полета;

 

 

    - данные передачи "АТИС";

 

 

    - наличие (отсутствие) опасных метеоявлений и особенности выполнения полетов и летной эксплуатации самолета в данных условиях;

 

 

    - распределение функций активного и, контролирующего управления между пилотами;

 

 

    - особенности управления самолетом и его системами при конкретных обстоятельствах;

 

 

    - предполагаемый метод взлета.

 

 

    Дает команды: "Доложить готовность к буксировке", "Запросить разрешение на буксировку". Сообщает технику, руководящему буксировкой:

Докладывает: "К буксировке готов".
Запрашивает у диспетчера руления разрешение на буксировку. Осуществляет визуальный контроль при буксировке.



Выключает стояночный тормоз и докладывает: "Стояночный тормоз выключен".

    Буксировка на ... (место запуска)".

 

Осуществляет визуальный контроль при буксировке.

    Дает команду бортмеханику: "Выключить стояночный тормоз" (или выключает сам). Дает команду на буксировку технику, руководящему буксировкой. Осуществляет визуальный контроль при буксировке.

 

 

    После окончания буксировки дает команду о включении стояночного тормоза или включает его сам.

 

Включает стояночный тормоз, докладывает: "Стояночный тормоз включен".

    Перед запуском двигателей дает команду: "Контроль по карте". Выполняет операции по карте контрольной проверки

Выполняет операции по карте контрольной проверки

Зачитывает пункты карты контрольной проверки (раздел "Перед запуском двигателей"). Выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Дает команду: "Запросить разрешение на запуск двигателей"

Запрашивает у диспетчера разрешение на запуск двигателей.

 

    Дает команду технику: "От двигателей", информирует его о запуске двигателей (поочередно перед запуском каждого двигателя).

 

 

    Дает команду: "Доложить готовность к запуску АИ-9"

Докладывает: "К запуску АИ-9 готов".

Докладывает: "К запуску АИ-9 готов. Максимально допустимая температура ... градусов".

    Дает команду: "Запуск АИ-9". Нажимает кнопку запуска и одновременно пускает секундомер. По показаниям контролирующих приборов следит за запуском АИ-9.

Следит за информацией техника, напряжением тока в сети, производит контрольный отсчет времени

Контролирует запуск АИ-9 по приборам. Информирует экипаж о ходе запуска по контрольному отсчету времени.

 

 

Докладывает: "АИ-9 запущен" после погасания светосигнальных табло "Запуск", "АИ-9 прогрет" после его работы на холостом ходу 1-2 мин.

    Дает команды: "Готовность к запуску первого (второго, третьего)". После получения докладов второго пилота и бортмеханика предупреждает техника о запуске двигателя и дает команду: "Запуск первого (второго, третьего)", нажимает кнопку запуска и одновременно пускает секундомер

Докладывает: "К запуску первого (второго, третьего) готов", следит за информацией техника, показаниями приборов, контролирующих работу двигателей, производит контрольный отсчет времени, удерживает ноги на тормозных педалях, следит за отсутствием перемещения самолета.

Докладывает: "К запуску первого(второго, третьего) готов". Информирует экипаж о ходе запуска и выходе каждого двигателя на режим малого газа. После охлаждения и выключения АИ-9 докладывает: "АИ-9 выключен".

    После запуска одного основного двигателя и охлаждения АИ-9 в течение 1-2 мин выключить его.

 

 

    Дает команду технику об отключении наземных источников питания (при их использовании).

 

Информирует экипаж об отключении наземных источников питания.

    Запуск очередного двигателя производится от ранее запущенного при минимальном давлении воздуха в системе запуска 2,5-3 кгс/см2.

 

 

    После запуска каждого основного двигателя дает команду: "Проверить, включить генератор первого (второго, третьего) двигателя".

Проверяет напряжение генераторов и подключает их к бортсети, проверяет напряжение бортсети. Подключает преобразователи и проверяет их напряжение.

 

    Дает команду: "Включить потребители, прогреть двигатели"
    Выполняет операции после запуска двигателей согласно РЛЭ.

Включает потребители, выполняет операции после запуска двигателей согласно РЛЭ.

Выполняет прогрев двигателей, включает потребители, выполняет операции после запусков двигателей согласно РЛЭ.
Докладывает: "Двигатели прогретые".

    После прогрева двигателей дает команду: "Режим 60 %, контроль по карте", выполняет операции по карте контрольной проверки,

Выполняет операции по карте контрольной проверки.

Устанавливает режим двигателей n=60 %, докладывает: "Всем двигателям режим 60 % установлен". Зачитывает пункты карты контрольной проверки (раздел "Перед выруливанием"), выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Дает команду: "Включить сигнализацию обледенения, обогрев стекол (при необходимости)", "Запросить разрешение на руление" (или запрашивает сам), "Доложить готовность к рулению".
    Запрашивает у авиатехника, ответственного за выпуск самолета, разрешение на выруливание.

Включает АЗС "Сигнал облед", "Обогрев ППД".
Запрашивает у диспетчера разрешение на выруливание.

Докладывает: "Справа, спереди сво бодно, к рулению готов".

Включает АЭС "Обогрев стекол".
Докладывает: "К рулению готов".

    После получения докладов о готовности к рулению и разрешения на выруливание информирует экипаж: "Слева, впереди свободно, разрешение получено, выруливаем, стояночный выключить" (или выключает сам).

 

Выключает стояночный тормоз и докладывает: "Стояночный выключен". Докладывает о включении бустера:

    С началом движения дает команду: "Бустер включить", нажимает на тормозные педали основного (аварийного) торможения, проверяет эффективность и синхронность торможения. Перед проверкой предупреждает: "Проверяю основное (аварийное) торможение".

 

"Бустер включен". По манометрам основного и аварийного торможения контролирует наличие давления и докладывает: "Давление в основной системе ... кгс/см, в аварийной ... кгс/см, синхронно (при разности не более 20 кгс/см) или не синхронно (при разности более 20 кгс/см)".

    Дает команду: "Проверить тормоза справа".

Проверяет основное торможение с места правого пилота.

 

Примечания.
    1. При обнаружении препятствий по маршруту руления экипаж обязан информировать об этом диспетчера, руководящего рулением, и прекратить его до момента освобождения маршрута руления.
    2. Если руление выполняется с правого пилотского сиденья, передача функций активного управления командиром самолета производится после информации о выруливании.

    При выполнении руления проверяют работоспособность ЭУП.

 

 

    На участке руления, свободном от препятствий, дает команду: "Контроль по карте".

 

 

    Выполняет операции по карте контрольной проверки

Выполняет операции по карте контрольной проверки

Зачитывает пункты карты контрольной проверки (раздел "На рулении") и выполняет соответствующие операции.

    При подруливании к предварительному старту дает команду: "Закрылки 20°, контроль по карте".
    Выполняет операции по карте контрольной проверки.

Выполняет операции по карте контрольной проверки

Выпускает закрылки на 20°, зачитывает пункты карты контрольной проверки (раздел "На предварительном старте") и выполняет соответствующие операции.

    На предварительном старте дает команду: "На занятие исполнительного старта"

Запрашивает у диспетчера разрешение на занятие исполнительного старта.

 

    Занимает исполнительный старт.

 

 

    исполнительном старте. При взлете с тормозов устанавливает самолет по оси ВПП с МК взлета. Выполняет операции согласно РЛЭ, определяет расположение грозовых очагов или других опасных метеоявлений, намечает пути их обхода.

 

 

    Дает команду: "Контроль по карте" (раздел "На исполнительном старте") и выполняет операции по карте контрольной проверки

Выполняет операции согласно РЛЭ и карте контрольной проверки.

Зачитывает пункты карты контроль ной проверки, выполняет операции согласно РЛЭ и карте. После ответа членами экипажа "Готов" зашторивает карту контрольной проверки.


2.2. Взлет


Пилоты

Бортмеханик

управляющий

контролирующий

 

    После получения разрешения на взлет дает команду: "Включить фары, обогрев стекол "Сильно" (при необходимости)"

    Докладывает о готовности к взлету и получает разрешение на взлет у диспетчера СДП (при взлете с тормозов или с кратковременной остановкой на ВПП).

    Докладывает: "Карта выполнена, все графы зашторены".
    Докладывает о включении фар, обогрева стекол "Сильно". Переводит РУДы во взлетное положение, докладывает:
    "Двигатели на взлетном. В норме". Включает бортовые часы.

    Осматривает ВПП, воздушное пространство, дает команды: "Взлетаем, режим взлетный рубеж .... включить ПОС (при необходимости)".
    После доклада бортмеханика о выходе двигателей на взлетный режим, убедившись по показаниям приборов в нормальной работе двигателей, плавным движением ног отпускает тормоза колес основных опор, выдерживает направление на разбеге отклонением колеса передней опоры и руля направления.

    Осматривает воздушное пространство, включает ПОС (с правого пилотского сиденья). Контролирует визуально выполнение взлета. При отклонении от оси ВПП более чем на 5 м докладывает: "Отклоняемся влево (вправо)".

 

    По достижении, скорости V        готов к прекращению взлета в случае отказа двигателя или других неисправностей авиатехники или появления препятствий на ВПП. Для улучшения характеристик прекращенного взлета удерживает ноги на тормозных педалях до момента уборки шасси.

    По достижении скорости V готов к прекращению взлета в случае отказа двигателя или других неисправностей авиатехники или появления препятствий на ВПП. Докладывает значения скоростей: "120, 150 км/ч, "Рубеж" (по достижении скорости V).

    На скорости меньшей V на 20 км/ч докладывает: "Стабилизатор - норма". При отклонении стабилизатора от взлетного положения на: 2° докладывает: "Отказ стабилизатора".

    Примечание. Если взлет выполняет второй пилот, или слушатель (курсант), командир самолета (инструктор) держит ноги на тормозных педалях. Второй пилот (слушатель, курсант) при наличии устойчивого движения вдоль оси ВПП переносит ноги в полетное положение.

 

 

    При информации второго пилота: "Контрольная" и отсутствии доклада бортмеханика: "Двигатели на взлетном. В норме", а также при отказе стабилизатора прекращает взлет.

 

 

    Плавно, в течение 3-4 с движением штурвальной колонки, создает угол тангажа 8-10° (в зависимости от условий взлета и взлетной массы), фиксирует его с таким расчетом, чтобы на высоте 5-10 м обеспечить приборную скорость V при положительной вертикальной скорости.

    По достижении скорости подъема передней опоры Vпст  докладывает: "Подъем".

    В процессе взлета следит за параметрами двигателей, контролирует работу систем самолета и в случае отклонения показаний контролирующих приборов от нормальных значений докладывает об этом командиру самолета.

    Дает команду: "Убрать шасси", продолжает разгон самолета до скорости V+30 км/ч, но не менее 230 км/ч и последующим увеличением скорости к Н=120 м до 250-270 км/ч.

    После отрыва самолета по достижении безопасной скорости V и положительной вертикальной скорости докладывает: "Высота 5 м (10 м), безопасная".

    Дублирует команду командира самолета: "Понял, шасси убрать". Убирает шасси и докладывает: "Шасси убрано".

    На высоте 50 м ночью или перед входом в облака дает команду: "Фары выключить, убрать".

    Докладывает высоту 50, 120, 200 м и соответствующие значения приборных скоростей на указанных высотах.

    По команде командира самолета выключает и убирает фары, докладывает: "Фары выключены, убраны".

    Примечание. При взлете в условиях сложной орнитологической обстановки выключение и уборка фар производится на высоте, определенной командиром самолета.

    Контролирует выполнение взлета по показаниям авиагоризонта, вариометра, указателя скорости, КППМС. Докладывает об отклонениях от установленных значений по крену, курсу, тангажу, приборной скорости.

 

    На высоте 120 м и скорости 250-270 км/ч подает команду: "Закрылки убрать".
    После уборки закрылков и на высоте 200 м дает команды: "Номинал", при наличии условий обледенения: "Включить ПОС на полный режим", "Включить систему кондиционирования".

    По поведению самолета контролирует синхронность уборки закрылков. Следит за авиагоризонтом, вариометром, указателем скорости, не допуская уменьшения скорости, высоты полета и наличия крена. Включает ПОС на режим "Полн".
    Примечание. Данную операцию выполняет второй пилот

    Дублирует команду командира самолета: "Понял, закрылки убрать". Убирает закрылки и докладывает: "Закрылки убраны".
    Дублирует команду: "Понял, номинал", переводит РУД в положение соответствующее номинальному режиму, и устанавливает предохранительную планку РУД на фиксатор.

    Производит разгон скорости до значений, определенных РЛЭ. возникающие нагрузки на штурвале снимает отклонением стабилизатора.

    Докладывает диспетчеру о взлете.

    Включает систему кондиционирования и докладывает: "CKB включена". Включает обогрев стекол на режим "Сильно", докладывает командиру самолета. При полете по маршруту включает кран кольцевания топлива и докладывает командиру самолета.

    Выполняет разворот на расчетный курс выхода. На развороте контролирует показания основного и резервного авиагоризонтов по крену и тангажу, КППМС, ЭУП, вариометра, информирует: "Крен правый (левый) ... градусов".

    Контролирует на развороте показания авиагоризонта по крену и тангажу, КППМС, ЭУП, вариометра, докладывает: "Крен правый (левый) ... градусов".

    Сравнивает показания левого, правого и резервного авиагоризонтов и докладывает: "Крен правый (левый) ... градусов Показания авиагоризонтов одинаковы" (при разнице в показаниях не более 5°).


2.3. Набор высоты



Пилоты

Бортмеханик

управляющий

контролирующий

 

    При пересечении высоты перехода командир самолета дает команду: "Давление 760 мм рт.ст. установить". После окончания разворота устанавливает на барометрическом высотомере давление 760 мм рт. ст.

    Устанавливает на барометрическом высотомере давление 760 мм рт. ст. Докладывает: Переходит в режим активного управления на время установки командиром самолета давления 760 мм рт. ст.

    Контролирует установку на барометрических высотомерах давление 760 мм рт.ст. Докладывает: "Давление 760 мм рт.ст. установлено, разность+ м" (если разность более 30 м).

    Выдерживает расчетный режим набора высоты, соблюдая схему выхода, занимая высоты, заданные диспетчером. Прослушивает командную радиосвязь, контролирует правильность приказаний пилотажно-навигационного оборудования.

    Контролирует выдерживание расчетного режима набора высоты. Следит за правильностью выдерживания схем выхода, своевременным занятием высот, заданных диспетчером.
    Ведет радиосвязь, настраивает АРК.

    Контролирует работу:
    - гидросистемы;
    - топливной системы;
    - двигателей;
    - электросистемы;
    - СКВ и ПОС.

    На высоте до 4000 м проверяет готовность кислородной маски к использованию и открытие кислородного вентиля.

    На высоте до 4000 м проверяет готовность кислородной маски к использованию и открытие кислородного вентиля.

    На высоте 4000 м докладывает: "СКВ работает нормально, перепад ... кгс/см, вы сота в кабине ... м".

    После занятия заданного эшелона и разгона скорости до расчетной дает команду: "Крейсерский режим", "Сверить показания высотомеров" (команду дает командир самолета). Занимает исправленную высоту эшелона по левому высотомеру с учетом поправок, определенных вторым пилотом.

    При подходе к заданному эшелону (за 100-200 м) предупреждает: "Подходим к эшелону... м".
    Рассчитывает поправки к высотомерам, информирует командира самолета о выдерживании исправленной высоты эшелона по левому высотомеру.

    Устанавливает режим двигателей, необходимый для выдерживания заданной скорости в соответствии с РЛЭ и планом полета.


2.4. Полет на эшелоне


Пилоты

Бортмеханик

управляющий

контролирующий

 

    Управляет самолетом, контролируя выдерживание расчетного курса, приборной скорости и высоты эшелона полета. Сопоставляет расчетные данные элементов полета с фактическими. Ведет контроль пути с помощью самолетных и наземных РТС навигации, визуально, а также используя информацию диспетчера. Контролирует работу систем самолета и двигателей.
    Следит за метеообстановкой по маршруту. Своевременно выполняет обход опасных метеоявлений, используя РЛС.
    Ведет наблюдение за воздушным пространством. Перед входом в зону возможного обледенения дает команду о включении ПОС.

    Контролирует выдерживание расчетного курса, приборной скорости и высоты эшелона полета.
    Сопоставляет расчетные данные элементов полета с фактическими.
    При отклонении от расчетных данных информирует управляющего пилота.
    Ведет контроль пути с помощью самолетных и наземных РТС навигации, визуально, а также используя информацию.
    Контролирует работу систем самолета и двигателей.
    Устанавливает частоты на радиостанциях, ведет радиосвязь и радиоосмотрительность.

    После занятия высоты эшелона осматривает: пассажирский салон, багажные отделения, туалет, крыло. Докладывает командиру самолета о результатах осмотра. Наблюдает за показаниями работы двигателей.
    Контролирует работу генераторов, аккумуляторов и преобразователей.
    В полете регулирует параллельную работу генераторов, не допуская разности токов нагрузки более 30 А.

    Прослушивает командную радиосвязь с диспетчером и позывные радиостанций, на которые настроены АРК.
    При необходимости включает автопилот, используя его при пилотировании самолета.
    Примечание. Переключатели "Питание" и "Тангаж" автопилота включаются командиром самолета (проверяющим) или по его команде вторым пилотом или бортмехаником.
    Перед включением автопилота информирует: "Внимание, включаю автопилот". После включения проверяет работу автопилота. При полете с включенным автопилотом удерживает руки на штурвале, ноги на педалях.

    Включает ПОС лично или по команде командира самолета перед входом в зону обледенения и докладывает командиру самолета о ее включении.
    Настраивает АРК так, чтобы любой участок контролировался по радиостанциям, находящимся впереди, сзади и в стороне от маршрута. Использует РЛС для контроля пути определения угла сноса, путевой скорости и определения опасных метеоявлений. Сличает показания КППМС с показаниями КМ-8 и КИ-13.
    Производит согласование курсовой системы при полете поворотных пунктов.
    Заполняет необходимую документацию.

    Контролирует величину зарядного тока аккумуляторов, не допуская ее более 25 А.
    Управляет отбором воздуха и регулирует температуру в кабине экипажа и пассажирском салоне.
    Контролирует включение ПОС и докладывает командиру самолета о ее включении.
    Контролирует расход топлива по указанию топливомера.

    При выполнении маневра с помощью автопилота предупреждает об этом экипаж. Перед выключением автопилота информирует экипаж: "Выключаю автопилот".

 

    По команде командира (проверяющего) включает переключатели "Питание" и "Тангаж" на пульте управления автопилотом. После загорания лампы-кнопки докладывает: "Автопилот к включению готов".

 

 

    По указанию командира самолета может выполнять настройку АРК, переключать частоты радиостанций и использовать РЛС под контролем пилотов.

 

 

    Заполняет необходимую документацию.

    Переключает код опознавания.

    Следит за своевременной сменой кода опознавания.

 

    Предупреждает экипаж: "Повысить осмотрительность", осматривает левую полу сферу, оценивает воздушную обстановку.
    Определяет время проведения предпосадочной подготовки и информирует экипаж.

    Информирует за 3-5 мин до подхода к точкам пересечения (схождения) трасс: "Внимание, через ... мин пересечение (схождение) трасс". Докладывает: "Справа, впереди осмотрено. Свободно" (если замечено ВС, докладывает командиру самолета о его местонахождении).

 

 

    Передает диспетчеру ПДСП следующие данные: номер самолета, рейса, количество пассажиров до аэропорта назначения, транзитных, количество груза, багажа, почты, заправку самолета, предельную коммерческую загрузку, количество членов экипажа, время прибытия.

 


2.5. Предпосадочная подготовка
(выполняется за 10-t5 мин до начала снижения)


Командир самолета

Второй пилот

Бортмеханик

    Информирует: "Приступаем к предпосадочной подготовке, доложить готовность к снижению".
    Прослушивает фактическую погоду (данные АТИС) на аэродромах назначения и запасном.

    Устанавливает частоты метеоканалов (передачи АТИС) и прослушивает фактическую погоду (данные АТИС) на аэродромах назначения и запасном.
    Сообщает рубеж снижения и вертикальную скорость.

    Контролирует работу систем самолета и двигателей.
    Проверяет наличие давления в гидросистеме. Дает     ориентировочные данные об остатке топлива на ВПР аэродрома назначения.

 

    Записывает полученные данные в бортжурнал. Рассчитывает посадочные данные, заполняет палетку "Посадка" (максимальную и фактическую посадочную массу, длину посадочной дистанции, остаток топлива на ВПР, центровку, данные захода на посадку).

    Контролирует установку давления на агрегате 2077.

    Просматривает по сборнику схемы снижения и захода на посадку, расположение препятствий в районе аэродрома, порядок yxoда на второй круг, минимум рабочего курса посадки, изменения в листе предупреждений, расположение РД и стоянок.
    Выбирает основную и запасную системы захода на посадку. Проверяет правильность расчета посадочных данных, выполненных вторым пилотом.

    Просматривает по сборнику схемы снижения и захода на посадку, расположение препятствий в районе аэродрома, порядок ухода на второй круг, минимум рабочего курса посадки, изменения в листе предупреждений, расположении РД и стоянок.

 

    Сличает показания КППМС, КИ-13 с показаниями КМ-8 (по информации второго пилота) после согласования курсовой системы.

    Согласует курсовую систему, сличает показания КППМС, КИ-13 с показаниями КМ-8.

 

    'Устанавливает на КППМС магнитный курс посадки и треугольный индекс РВ на высоту круга.

    Устанавливает на КППМС магнитный курс посадки.

 

    Проводит индивидуальную подготовку, включающую анализ предстоящих особенностей захода на посадку и посадки, эксплуатаций систем самолета и двигателей (метеоусловия, коэффициент сцепления, наличие бокового ветра, опасных метеоявлений и т д.) определяет особенности взаимодействия членов экипажа в ожидаемых условиях и при возникновении особых ситуаций.

    Настраивает АРК-1 на ДПРМ, АРК-2 на БПРМ аэродрома посадки.
    Устанавливает задатчик "Начало герметизации" на агрегате 2077 на давление аэродрома посадки.
    Включает СП-50 (ИЛС), устанавливает соответствующий канал (частоту).
    Докладывает: "К снижению готов".

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Докладывает: "К снижению готов".

    Определяет вариант взаимодействия членов экипажа при заходе на посадку и выполнение посадки.

 

 

    Дает предпосадочную информацию, которая включает: аэродром посадки и запасной аэродром курс посадки, метеоусловия посадки информацию АТИС (при ее наличии), метеоусловия посадки (включая опасные явления погоды по маршруту снижения, захода на посадку и на посадке), основную и резервную системы захода на посадку, особенности эксплуатации систем на посадке (использование фар, реверсивного устройства, ПОС и т.д.),. величину ВПР, скорость захода на посадку, уход на второй круг, наличие топлива на ВПР, особенности взаимодействия членов экипажа (вариант захода на посадку), особенности пилотирования самолета в ожидаемых условиях.

    Заслушивает предпосадочную информацию. При необходимости запрашивает у командира самолета и получает дополнительную информацию (разъяснения) по особенностям выполнения снижения, захода на посадку и посадки.

    Заслушивает предпосадочную информацию. При необходимости запрашивает у командира самолета и получает информацию (разъяснения) по особенностям выполнения снижения, захода на посадку и посадки.

    Дает дополнительную информацию (разъяснения) членам экипажа по особеностям выполнения снижения, захода на посадку и посадки.

 

 

    Дает команду: "Контроль по карте". Выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Зачитывает пункты и выполняет операции по карте контрольной проверки (раздел "Перед снижением").

    
    Примечание. Если продолжительность полета 1 ч и менее, часть предпосадочной подготовки по усмотрению командира самолета рекомендуется проводить перед вылетом. В полете, после получения сведений о фактической погоде (информации АТИС), командир самолета при необходимости вносит изменения в содержание предпосадочной подготовки и приступает к проверке согласно карте контрольной проверки.
    
    ВНИМАНИЕ! В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПОСАДОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИР САМОЛЕТА (ПРОВЕРЯЮЩИЙ) ОБЯЗАН СООБЩИТЬ ЭКИПАЖУ СВОЕ РЕШЕНИЕ О ТОМ КТО ИЗ ПИЛОТОВ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАХОД НА ПОСАДКУ ПРОИНФОРМИРОВАТЬ ЭКИПАЖ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПИЛОТИРОВАНИЯ САМОЛЕТА.
    

2.6. Снижение и предпосадочный маневр

Пилоты

Бортмеханик

управляющий

контролирующий

 

    Выдерживает расчетный режим снижения согласно РЛЭ, схеме подхода и командам диспетчера.
    Контролирует правильность показаний пилотажно-навигационных приборов, ведение радиосвязи с диспетчером, ведет радио- и визуальную осмотрительность.

    Контролирует выдерживание режима снижения, выполнение команд диспетчера, ведет радиосвязь, радио- и визуальную осмотрительность.
    Контролирует работу пилотажно-навигационного оборудования, систем самолета и двигателей.

    Контролирует работу систем самолета и двигателей, устанавливает необходимый режим двигателям по команде управляющего пилота (командира самолета).

 

    Рассчитывает курсы для обхода опасных метеоявлений и информирует управляющего пилота.

 

 

    Выполняет операции по эксплуатации систем самолета и двигателей.

    Выполняет операции по эксплуатации систем самолета и двигателей.

    На эшелоне перехода переводит самолет в режим горизонтального полета. Сличает давление на аэродроме, переданное диспетчером с давлением, указанным в метеоинформации (передаче АТИС).

 

 

    Командир самолета дает команду: "Давление ... установить".

    Устанавливает давление аэродрома на своем высотомере.

    Контролирует установку давления на высотомерах.

    Устанавливает давление аэродрома на высотомере.

 

 

    Дает команду: "Контроль по карте". Выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Выполняет операции по карте контрольной проверки.
    Докладывает диспетчеру об установке давления и занятии заданной высоты.

    Зачитывает пункты карты контроль ной проверки (раздел "После перехода на давление аэродрома") и выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Примечания: 1. Командир самолета первым устанавливает давление аэродрома.
    2. Если в процессе снижения по барометрическому высотомеру до высоты круга сработала сигнализация РВ, сличите показания барометрического высотомера с РВ, учитывая рельеф местности. Если показания барометрического высотомера соответствуют показаниям РВ (с учетом рельефа местности), продолжайте снижение с занятием высоты круга.
    Если показания барометрического высотомера отличаются от показаний РВ (с учетом рельефа местности) более чем на 100 м, прекратите снижение и уточните у диспетчера давление на аэродроме и место самолета.
    Если в процессе снижения сигнализация РВ не сработала, после занятия высоты круга сверьте показания барометрического высотомера и РВ (с учетом рельефа местности).
    После сличения показаний высотомеров установите сигнализатор заданной высоты на ВПР, если ее численное значение не более 60 м и на высоту 60 м, если значение ВПР более 60 м.
    Если до установления надежного визуального контакта с огнями светооборудования аэродрома или другими ориентирами по курсу посадки сработала сигнализация радиовысотомера, немедленно начните уход на второй круг.

    Занимает высоту круга. Устанавливает скорость 300-280 км/ч.

    Докладывает диспетчеру о занятии высоты круга.

    Включает кран кольцевания топлива, докладывает командиру.

    Проверяет включение бустера передней опоры.

 

 

    Выполняет третий разворот. (Максимально допустимый предел 25° по ППП и 30° по ПВП) Дает команду: "Контроль по карте". Выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Определяет расчетную точку начала третьего разворота, контролирует его выполнение.
    Выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Зачитывает пункты карты контрольной проверки (раздел "Перед третьим разворотом или на удалении 14-16 км") и выполняет операции по карте контрольной проверки.


2.7. Заход на посадку и посадка



Командир самолета

Второй пилот

Бортмеханик

Заход на посадку до ВПР выполняет второй пилот, посадку выполняет командир самолета (1 вариант)

    В процессе четвертого разворота контролирует величины крена, скорости, высоты и выход на предпосадочную прямую.

    Выполняет четвертый разворот, используя показания пилотажно-навигационных приборов, информацию (указания) диспетчера и наземные ориентиры (при наличии визуального контакта). Изменением величины угла крена обеспечивает точный выход из четвертого разворота.
    Максимально допустимый крен 25° при заходе по ППП и 30° при заходе по ПВП.

    При заходе с прямой или если выход из четвертого разворота предполагается на удалении не менее 5-6 км до точки входа в глиссаду (ТВГ).
    Дублирует команду: "Понял, шасси выпустить", выпускает шасси, докладывает: "Шасси выпущено".
    Проверяет давление в основной и аварийной гидросистеме.

 

За 5 км до точки входа в глиссаду на V=300-280 км/ч дает команду: "Шасси выпустить".

 

    По поведению самолета контролирует синхронность выпуска закрылков и угол их отклонения по УПЗ.

За 3-4 км до ТВГ дает команду: "Закрылки 20°", уменьшает скорость до 250-230 км/ч.

Дублирует: "Понял, закрылки 20°". Выпускает закрылки на 20°, контролирует угол их отклонения по УПЗ. Докладывает: "Закрылки 20°".

    По поведению самолета контролирует синхронность выпуска закрылков и угол их отклонения по УПЗ.

    За 1-2 км до ТВГ дает команду: "Закрылки 35°", устанавливает скорость согласно РЛЭ.
    Перед ТВГ дает команду: "Фары выпустить", контроль по карте.

    Дублирует: "Понял, закрылки 35°". Выпускает закрылки на 35°, контролирует угол их отклонения по УПЗ. Докладывает: "Закрылки 35°".
    Выпускает фары, переключает БСПК в посадочное положение.

    Выполняет операции по карте контрольной проверки.
    Запрашивает у диспетчера разрешение на посадку.

    Выполняет операции по карте контрольной проверки.
    При подходе к ТВГ переводит самолет на снижение.

    Зачитывает пункты карты контрольной проверки (раздел "Перед входом в глиссаду"), выполняет операции по карте контрольной проверки.

    Контролирует параметры полета, при необходимости информирует об отклонениях или исправляет их непосредственным воздействием на органы управления самолетом.

    Осуществляет пилотирование, не допуская отклонений по крену, скорости, курсу и глиссаде за предельно допустимые. Дает команды по установке режимов двигателей.

    
    
    
    
    
    
    
    Устанавливает режим двигателей, докладывает: "Режим...".

Примечания:
    1. При заходе на посадку, если выход из 4-го разворота предполагается на удалении не более 3 км до ТВГ при ширине прямоугольного маршрута 12 и 7 км, шасси и закрылки на 20° выпускаются последовательно между 3 и 4-м разворотом;
4-и разворот выполняется на скорости 270-250 км/ч.
    2. При ширине прямоугольного маршрута 4 км, если выход из 4-го разворота предполагается на удалении не более 3 км до ТВГ, шасси и закрылки на 20° выпускаются за 2-3 км до 3-го разворота; 3 и 4-и развороты выполняются на скорости 270-250 км/ч.

 

    На высоте 100-150 м дает команду: "Фары включить".

    Докладывает высоту пролета дальнего привода и высоту 150 м.

 

 

    Включает фары и докладывает: "Фары включены".

Примечания: 1. При заходе на посадку в условиях пониженной видимости и (или) низких облаков рекомендуется включать фары на рулежный режим на высоте 150-100 м. а после выхода из облаков и установления визуального контакта с земными ориентирами по решению командира самолета посадку выполнять с фарами на посадочном или рулежном режиме или с выключенными фарами.
2. Не рекомендуется изменять режим включения фар на высотах ниже высоты начала выравнивания и в начальной стадии пробега.


3. В условиях сложной орнитологической обстановки фары включаются на рулежный режим после их выпуска.

    На высоте начала визуальной оценки (за 40-30 м до ВПР), контролируя параметры полета, устанавливает визуальный контакт с наземными ориентирами и оценивает положение самолета (посадочное или непосадочное). Принимает решение о посадке (уходе на второй круг) и сообщает экипажу: "Садимся, управление взял" или "Взлетный, уходим"

    Осуществляет активное управление самолетом по приборам, не допуская отклонений параметров полета за предельно допустимые до момента принятия решения командиром самолета и сообщения его экипажу.

    Информирует экипаж: "Оценка". До кладывает значения высоты через 10 м, начиная с высоты 70 м, а также высот 15, 10,5 м по радиовысотомеру. При наличии сложного рельефа по маршруту предпосадочной прямой, отсчитывает высоты по барометрическому высотомеру, контролируя по радиовысотомеру. до ВПР.

Высота принятия решения

    Крайний срок для сообщения своего решения экипажу.
    Приняв решение о посадке и сообщив его экипажу, переходит к активному управлению самолетом визуально с кратковременным контролем положения самолета по глиссаде (при наличии КГС).

    По команде: "Садимся> переходит к контролирующему управлению самолетом, внимательно оценивает наличие визуального контакта с наземными ориентирами.

    Запрашивает "Решение".

    Дает команды по изменению режима двигателей, выполняет при необходимости маневр по исправлению бокового отклонения.

    Информирует, контролируя по приборам, командира самолета, если пapаметры полета не соответствуют расчетным и нет тенденции к их исправлению:

 

    Дает команды по изменению режима двигателей.

    - "скорость велика (мала)" (при отклонении ±10 км/ч);

    Устанавливает режим двигателей, докладывает: "Режим+"

    Обеспечивает пролет торца ВПП на высоте 15-10 м и расчетной скорости.

    - "крутое снижение" (при увеличении вертикальной скорости более чем на 1,5 м/с);

    Докладывает: "Торец, высота+ м".

 

    - "крен правый (левый)" (при наличии крена, если он не создан командиром самолета для исправления бокового отклонения);

 

 

    - "выше (ниже) глиссады" (при отклонении глиссадной планки за пределы первой точки прибора КППМС);

 

 

    - "уходим вправо (влево)" (при отклонении курсовой планки за пределы первой точки прибора КППМС).

 

 

    Если до ВПР командир самолета не сообщил своего решения или отсутствует визуальный контакт на ВПР с наземными ориентирами, дает команду: "Уходим, взлетный" и выполняет уход на второй круг.

 

 

    При пролете торца ВПП полностью переходит на визуальный контроль.

 

    Начинает выравнивание на высоте 6-4 м, производит посадку на скорости захода на посадку (V) на 10-20 км/ч свертикальной скоростью 0,5-1 м/с.

    Контролирует выравнивание самолета. При высоком (низком) выравнивании информирует командира самолета: "Высоко (низко)".

    Устанавливает "малый газ" по команде командира самолета. Докладывает: "Посадка, скорость+".

    После приземления плавно опускает переднюю опору и приступает к торможению, информируя экипаж: "Торможу", плавно нажимая тормозные педали. Выдерживает.

    Контролирует выдерживание направления. Приотклонении от осевой линии более чем на 5 м докладывает: "Уходим влево (вправо)".
    По окончании пробега докладывает диспетчеру о посадке.

    На пробеге докладывает скорости: 150,120 км/ч.
    При резком или несинхронном торможении докладывает величины давления в тормозах.

    
    Примечания:
    1. Если заход на посадку выполняет командир самолета (II вариант), второй пилот, выполняя функции контролирующего пилота до ВНВО (высоты начала визуальной оценки), информирует экипаж об отклонениях параметров полета, превышающих установленные нормативы. При отклонениях параметров полета, выходящих за предельно допустимые, и при отсутствии тенденции к их исправлению второй пилот обязан воздействием на органы управления устранить отклонения.
    С ВПВО до ВПР командир самолета, продолжая активное управление, устанавливает визуальный контакт с наземными ориентирами, оценивает положение самолета, принимает решение и сообщает его экипажу. Второй пилот, выполняющий функции контролирующего пилота, воздействием на органы управления помогает командиру самолета устранить отклонения параметров полета, превышающих установленные с ВПР; распределение обязанностей и взаимодействие такое же, как и при заходе на посадку по I варианту.
    2. При заходе на посадку, которую выполняет второй пилот (III вариант), распределение обязанностей и взаимодействие членов экипажа такое же, как при заходе на посадку по 1 варианту. После команды командира самолета до ВПР: "Садимся" второй пилот информирует: "Управление взял", выполняя в дальнейшем обязанности управляющего пилота, пилотирует самолет визуально с кратковременным контролем положения самолета по глиссаде (при наличии КГС). Ниже ВПР командир самолета, выполняя обязанности контролирующего пилота, контролирует заход на посадку и посадку визуально с кратковременным контролем по приборам, помогает, при необходимости исправляет отклонения параметров полета, допущенные вторым пилотом.
    Если командир самолета не уверен в безопасности захода на посадку, выполняемую вторым пилотом, он переходит к активному управлению самолетом, информируя экипаж: "Управление взял". Второй пилот докладывает: "Управление отдал", выполняя функции контролирующего пилота. Если командир самолета взял управление самолетом после пролета ДПРМ (или на удалении от ВПП менее 4000 м), повторная передача функций активного управления второму пилоту запрещается.
    

2.8. Уход на второй круг



Пилоты

Бортмеханик

управляющий

контролирующий

 

    Приняв решение или получив команду об уходе на второй круг, дает команду: "Взлетный, уходим" и, выдерживая курс посадки с учетом угла сноса, увеличивает режим двигателей до взлетного, плавно переводит самолет в режим набора высоты, увеличивая угол тангажа, сохраняя скорость по прибору 200-220 км/ч.

    Контролирует уход на второй круг. При отклонении курса от магнитного посадочного курса ±5° с учетом сноса докладывает: "Уходим влево (вправо)". При угле тангажа по авиагоризонту в наборе высоты менее 0° и более 10° докладывает: "Тангаж мал (велик)".

    После выхода двигателей на взлетный режим докладывает:
    "Двигатели на взлетном". Контролирует работу двигателей.
    Дублирует и выполняет команды об уборке шасси, закрылков, фар.
    Докладывает: "Шасси убрано", "Фары убраны", "Закрылки убраны".

    В режиме устойчивого набора высоты при наличии положительной вертикальной скорости дает команду: "Шасси убрать" и на скорости 220-230 км/ч и высоте не менее 50 м: "Закрылки убрать".

    При отсутствии команд об уборке шасси, закрылков, фар напоминает: "Шасси", "Закрылки", "Фары". По поведению самолета контролирует синхронность уборки закрылков.

 

 

    Контролирует значения V            при отклонении ее более чем на ±10 км/ч информирует: "Скорость мала (велика)".

 

    Разгоняет самолет до V =300 км/ч с одновременным набором высоты. Дает команду: "Выключить, убрать фары". На высоте не менее 200 м после уборки шасси и закрылков дает команду: "Номинал".
    Выполняет первый разворот или разворот в коридор выхода.

    При уходе на второй круг докладывает высоты: "50, 200 м".
    По команде командира самолета или сам включает ПОС, докладывает о ее включении.

    Дублирует команду об уменьшении режима двигателей до номинального: "Понял номинал".
    Устанавливает номинальный режим и докладывает: "Номинал установлен".
    Докладывает о включении ПОС.


2.9. Руление после посадки и выключение двигателей



Пилоты

Бортмеханик

управляющий

контролирующий

 

    После окончания пробега опускает гашетку кнопки "Разворот" ("Рулежка") вниз, освобождает ВПП, дает команду: "Убрать закрылки, включить фары (днем), обогрев ППД, РИО, ДУА и ПОС (если нет условий обледенения", выключает СО-69 (с места правого пилота).

    Докладывает диспетчеру об освобождении ВПП, выключает РИО ПОС. включает обогрев двигателей на земле, докладывает командиру самолета об исполнении операций.
    стабилизатор в "нулевое".

    Убирает закрылки выключает обогрев ППД. ДУА устанавливает переключатель обогрева стекол в режим 1 ("Слабо"), если он был установлен в режиме II ("Сильно").
    Устанавливает триммеры в нейтральное положение.

    При наличии обледенения дает команду: "Включить обогрев двигателей".
    Заруливает по команде встречающего на стоянку.

    Ведется наблюдение, докладывает о всех замеченных препятствиях, мешающих рулению.

    Докладывает командиру самолета об исполнении команд.
    Контролирует охлаждение двигателей.

    Выключает стояночный тормоз или дает команду о его включении.

 

    Выключает стояночный тормоз.

    Дает команду: "Выключить потребители, доложить готовность к выключению двигателей" (команду дает командир самолета).
    Выключает ненужные потребители электроэнергии.

    Выключает ненужные потребители электроэнергии, докладывает: "К выключению готов".

    Выключает ненужные потребители электроэнергии, убеждается в наличии необходимого времени для охлаждения двигателей, докладывает: "К выключению готов". Выключает двигаели.

    Дает команду: "Выключить двигатели" (команду дает командир самолета).

 

 

    Выключает все потребители электроэнергии.

    Выключает все потребители электроэнергии, стопорит рули и элероны (с правого сиденья).

    Выключает потребители электроэнергии. Обесточивает самолет.


РАЗДЕЛ 3. ПОСЛЕПОЛЕТНЫЕ РАБОТЫ



Командир самолета

Второй пилот

Бортмеханик

3.1. В промежуточном аэропорту

    Принимает доклады членов экипажа о работе авиационной техники.

    Докладывает свои замечания командиру самолета о работе авиационной техники.

    Докладывает свои замечания командиру самолета о работе авиационной техники.

    Производит внешний осмотр самолета.
    Принимает доклад членов экипажа о результатах осмотра. Контролирует запись в бортжурнале о обнаруженных дефектах и неисправностях авиационной техники.
    Контролирует оформление полетной документации.

    Производит внешний осмотр самолета, докладывает командиру самолета о результатах осмотра. Оформляет полетную документацию.

    Производит внешний осмотр самолета, докладывает командиру самолета о результатах осмотра. Производит оформление бортжурнала.
    Информирует работников ИАС, встречающих самолет, о состоянии авиационной техники и необходимых работах по подготовке к следующему полету.

3.2. В конечном аэропорту

    Проводит с экипажем послеполетный раз бор.

    Принимает участие в послеполетном разборе.

    Принимает участие в послеполетном разборе.

    Производит внешний осмотр самолета.
    Принимает доклад членов экипажа о результатах осмотра.

    Производит внешний осмотр самолета, докладывает командиру самолета о результатах осмотра.

    Производит осмотр самолета, докладывает командиру самолета о результатах осмотра.

    Контролирует запись в бортжурнале о выявленных в полете неисправностях и результатах осмотра.
    Докладывает диспетчеру АДП (дежурному командиру) о выполнении задания.
    Записывает замечания по работе радиотехнических средств и наземных служб, обеспечивающих выполнение полетов (при их наличии).

 

    Производит оформление бортжурнала.
    Информирует работников ИАС. встречающих самолет, о техническом состоянии авиационной техники.
    Сдает дежурному по стоянке (или другому назначенному должностному лицу) самолет и судовую документацию.

 

 

    Примечание. При передаче самолета другому экипажу информирует бортмеханика, принимающего самолет, о работе систем и двигателей, особенностях самолета, о выявленных в полете неисправностях.

 

 

    Оформляет прием-передачу самолета.

    Сдает метеодокументацию на АМСГ, информирует синоптика о метеоусловиях полета.

    Сдает ключи от изделия в БАИ.

 

    Сдает специзделие.

    Сдает специзделие.

 

    Оформляет задание на полет.

    Оформляет задание на полет.

 


РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АЭРОДРОМНЫХ
(УЧЕБНЫХ И ТРЕНИРОВОЧНЫХ) ПОЛЕТОВ

4.1. Предполетная подготовка



    Командир самолета - инструктор (проверяющий):
    
    - составляет методический план полетов;
    - в процессе предполетной подготовки проверяет правильность расчета штурманского бортжурнала, скоростей: V, V, V, угла отклонения стабилизатора, центровки; определяет готовность членов экипажа к выполнению полетов;
    - представляет диспетчеру АДП методический план полетов, информирует об особенностях выполнения полетного задания, согласует последовательность, маршрут и высоту полета (при полете в зону);
    - на самолете проверяет исправность тренировочных шторок и работоспособность имитаторов, которые будут использоваться при выполнении полетов; уточняет последовательность прохождения задач (упражнений) и характер выполнения полетов со слушателями (курсантами).
    
    Бортмеханик - инструктор:
    
    - информирует слушателей-бортмехаников об особенностях выполнения полетов, уточняет последовательность выполнения полетов и прохождения задач (упражнений);
    
- контролирует предполетную подготовку самолета, которая проводится слушателями-бортмеханиками.


4.2. Выполнение полетов



    ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЗЛЕТ (ЗАХОД НА ПОСАДКУ) ВЫПОЛНЯЕТСЯ С ИМИТАЦИЕЙ ОТКАЗОВ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛЕТНЫХ ИМИТАТОРОВ, ШТОРОК, КОМАНДИР САМОЛЕТА-ИНСТРУКТОР (ПРОВЕРЯЮЩИЙ) ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ОБ ЭТОМ ДИСПЕТЧЕРА.
    ЗАДАТЧИК РВ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ, ПРИ ПОЛЕТЕ ПО ПРЯМОУГОЛЬНОМУ МАРШРУТУ, УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА 60 М ИЛИ НИЖЕ, ЕСЛИ ВПР МЕНЬШЕ 60 М.
    ТРЕНИРОВОЧНАЯ ШТОРКА ЗАКРЫВАЕТСЯ, КАК ПРАВИЛО, ПОСЛЕ ПЕРВОГО РАЗВОРОТА. ОТКРЫВАЕТ ШTOPKV БОРТМЕХАНИК ПО КОМАНДЕ КОМАНДИРА- ИНСТРУКТОРА (ПРОВЕРЯЮЩЕГО) НА ВЫСОТЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ИЛИ КУЛПом.
    
    Командир самолета - инструктор (проверяющий):
    
    - при выполнении учебных полетов в зоне докладывает диспетчеру о занятии зоны, высоту, начало и конец работы;
    - ведет непрерывный и комплексный контроль за местоположением самолета визуально, с помощью самолетных и наземных РТС, а также по информации диспетчера;
    - перед началом снижения из зоны проводит предпосадочную подготовку.
    
    Бортмеханик - инструктор:
    
    - если на рабочем месте находится бортмеханик-стажер (слушатель), постоянно контролирует его действия, своевременно исправляя допущенные им ошибки;
    - находясь непосредственно на рабочем месте, выполняет свои обязанности в полете с имитацией отказа авиационной техники, если это предусмотрено программой подготовки.     
    

4.3. Послеполетные работы


    Командир (проверяющий):
    
    - проводит послеполетный разбор с анализом и оценкой результатов проведенных полетов, заполняет документацию (задание на тренировку, летную книжку и т.д.);
    - дает задание на подготовку к последующим полетам (использование тренажера, изучение соответствующих методических пособий).
    
    Бортмеханик - инструктор:
    
    - проводит анализ выполненных полетов каждым слушателем (стажером) и оценивает результаты прохождения задачи (упражнения) программы, заполняет документацию (задание на тренировку, летную книжку и т.д.);
    - дает задание на подготовку к последующим полетам (использование тренажера, изучение соответствующих методических пособий).
    
              

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ



Номер изменения

Дата
утверждения

Номер
страницы текста

Дата, подпись лица, вносившего изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование