- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 ноября 1995 года № 102
РУКОВОДСТВО ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ, ЧЛЕНОВ
ЭКИПАЖЕЙ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА,
РУЧНОЙ КЛАДИ, БАГАЖА, ГРУЗОВ, ПОЧТЫ И БОРТОВЫХ ЗАПАСОВ
1. Общие положения
1.1 Настоящее Руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов. почты и бортовых запасов (*) разработано в соответствии с требованиями Норм, правил и процедур по авиационной безопасности Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 № 897.
Руководство регламентирует порядок практического осуществления мероприятии по производству досмотра в общем технологическом процессе обслуживания воздушных судов и пассажиров, как на внутренних, так и на международных линиях.
1.2. Досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов (**) производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия (***), боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
______________
* Далее в тексте - Руководство.
** Далее в тексте - досмотр.
*** Оружие - огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное, механическое (арбалеты, ружья для подводной охоты)
1.3 Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).
1.4. Досмотр производится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами авиапредприятий, авиакомпаний и других эксплуатантов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Досмотр пассажиров чартерных рейсов осуществляется на общих основаниях
В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне (*).
1.5. Билеты на воздушные суда продаются гражданам только по предъявлению документов, удостоверяющих их личность (приложение 1).
1.6. Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа производится после регистрации билетов, а в аэропортах, обслуживающих международные рейсы - после прохождения пассажирами таможенного и пограничного контроля.
Контроль за пересечением зон таможенного и пограничного контроля возложены на должностных лиц таможенных и пограничных органов во взаимодействии со службой авиационной безопасности аэропорта но согласованной технологии.
1.7. Ответственность за организацию досмотра возлагается на руководителей авиапредприятий, осуществляющих досмотр. Руководитель авиапредприятия обеспечивает выполнение рекомендаций аэропортовой комиссии по авиационной безопасности по усилению и совершенствованию досмотра.
1.8. Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире, производится только в его присутствии. В случаях, не терпящих отлагательства (**), досмотр багажа может был, произведен в отсутствие пассажира.
1.9. Досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, производится комиссией по решению руководителя службы авиационной безопасности или лица его замещающим.
Досмотр багажа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, производится в присутствии двух понятых и оформляется актом (приложение 8).
Перевозка багажа и ручной клади пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.
1.10. Досмотр имеют право производить специально подготовленные работники службы авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел на транспорте.
При досмотре применяются технические средства досмотра.
1.11. В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет служб авиационной безопасности, досмотр производят работники гражданской авиации, прошедшие курс специального обучения и имеющие допуск к этой работе.
1.12. В аэропортах и на аэродромах местных авиалиний, где нет органов внутренних дел на воздушном транспорте, досмотр проводится с участием сотрудников территориальных органов внутренних дел.
1.13. Досмотр производится в специально оборудованных зонах контроля (пунктах досмотра) аэропортов или городских аэровокзалов.
В городских аэровокзалах досмотр осуществляется только в тех случаях, когда пассажиры доставляются непосредственно к трапу самолета. Ответственность за организацию доставки пассажиров, прошедших досмотр в городских аэровокзалах, от зала ожидания посадки (стерильной зоны) до трапа самолета, а также за предотвращение контактов этих пассажиров в пути следования с другими лицами, возлагается на начальников городских аэровокзалов.
Примечание. При перевозке пассажиров, прошедших досмотр в городских аэровокзалах, подсадка в пути следования и контакты пассажиров с посторонними лицами запрещаются. Контроль за соблюдением этих условий возлагается на начальников городских аэровокзалов.
Начальники аэропортов, городских аэровокзалов и авиакомпаний согласовывают перечень рейсов, пассажиры которых подлежат досмотру в городских аэровокзалах.
1.14. При поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства проводится повторный досмотр пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.
___________
* Стерильная зона - изолированное место (зона) для ожидания посадки в воздушное судно пассажирами, прошедшими досмотр.
**При подозрении, что в багаже находятся опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах.
1.15. При необоснованной задержке отправления пассажира, связанной с проведением досмотра. должностные лица авиапредприятия обязаны принять все необходимые меры. обеспечивающие отправку его очередным рейсом.
В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его неиспользованной части.
1.16. При отказе пассажира от досмотра перевозчик справе расторгнуть договор воздушной перевозки (*).
1.17. При получении информации о наличии на воздушном судне, находящемся в полете, лиц. имеющих намерение захвата (угона) воздушного судна, взрывных устройств пли веществ, грузов и предметов, представляющих опасность для полета, пассажиры и их ручная кладь подлежат досмотру после прилета в аэропорт (отправления, назначения или промежуточный), а воздушное судно и находящиеся на борту груз и багаж подвергаются тщательному осмотру.
1.18. В соответствии с настоящим Руководством службой авиационной безопасности разрабатывается и согласовывается с региональным управлением воздушного транспорта и линейными органами внутренних дел на транспорте Технология производства досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов (*) с учетом специфики местных условий работы аэропорта (авиапредприятия).
1.19. Порядок производства досмотра грузов и почты, несопровождаемых работниками министерств и ведомств, а также бортовых запасов, определяется администрацией аэропорта (авиапредприятии).
1.20 При досмотре грузов применяются вес имеющиеся способы для выявления веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах (использование технических средств досмотра и служебных собак, выдержка грузов до погрузки в воздушное судно на время от нескольких часов до нескольких суток и другие).
1.21. Досмотр почтовых отправлений осуществляется с использованием технических средств досмотра без их вскрытия.
Почтовые отправления с нарушенной упаковкой подлежат дополнительному контролю в присутствии отправителя.
1.22. Контейнеры с бортовыми запасами досматриваются и пломбируются специалистами службы авиационной безопасности авиакомпаний или аэропорта (по договору).
____________
* Далее в тексте - Технология производства досмотра.
В аэропортах, где милиция принимает непосредственное участие в производстве досмотра Технология производства досмотра согласовывается с руководством органов внутренних дел на воздушном транспорте.
2. Организационно-технические мероприятия и основные требования к зонам контроля пассажиров
2.1. Организационно-технические мероприятия по досмотру предусматривают:
2.1.1. Своевременное выявление и предотвращение незаконного провоза на воздушных судах оружия боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных веществ и предметов, предусмотренных утвержденным Перечнем (приложение 2)
2.1.2. Своевременную взаимную передачу информации об угрозе захвата (угона) воздушного судна и о других актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации между должностными лицами Минтранса России, органов ФСБ России, МВД России и других министерств и ведомств, заинтересованных в этой информация.
2.1.3. Широкую информацию пассажиров на всех этапах обслуживания об их правах и обязанностях о целях и порядке прохождения досмотра, о перечне опасных веществ, предметов и грузов, запрошенных к перевозке на гражданских воздушных судах, и об ответственности за их незаконный провоз
2.1.4. Исключение контактов пассажиров, прошедших досмотр и допущенных к поездке в воздушнее судно, с пассажирами, не прошедшими досмотр, провожающими, с персоналом аэропорта или городского аэровокзала, не занятыми обслуживанием пассажиров данного рейса.
2.2. Для производства досмотра в аэропортах, в зданиях аэровокзалов или специально выделенных помещениях оборудуются изолированные зоны контроля.
Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра. Перед входами в зону контроля и пункты досмотра вывешиваются указатели: "Зона контроля пассажиров", "Пункт досмотра"
2.3. Пункт досмотра состоит:
из помещения для досмотра оборудованного специальными техническими средствами, применяемыми при досмотре;
из помещения (кабины) для личного досмотра;
из стерильной зоны для пассажиров, прошедших досмотр.
Пункт досмотра оборудуется согласно приложению 3.
__________________
* Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности (п.2) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.07.94 г № 897.
2.4. В аэропортах (городских аэровокзалах) количество зон контроля (пунктов досмотра}, а также технических средств, применяемых при досмотре, устанавливается в зависимости от объемов перевозки.
2.5. Под зону контроля (пункт досмотра) пассажиров выделяется площадь необходимых размеров, обеспечивающая качественный досмотр, высокую культуру обслуживания пассажиров, удобство размещения технических средств досмотра и их эксплуатацию.
2.6. В зонах контроля (пунктах досмотра) пассажиров должен поддерживаться температурный режим, обеспечивающий нормальные условия труда личного состава групп досмотра и рабочее состояние технических средств, применяемых при досмотре, в любое время года.
2.7. Планировка пунктов досмотра и размещение в них технических средств, применяемых при досмотре, и другого оборудования осуществляется с учетом исключения встреч и пересечения путей движения пассажиров, проходящих досмотр.
При смежном размещении нескольких пунктов досмотра залы ожидания пассажиров (стерильные зоны) изолировать друг от друга необязательно
Входные и выходные двери пункта досмотра не совмещаются, оборудуются замками, а при необходимости - охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся у старшею смены группы досмотра
2.8. Ограждение зон контроля (пунктов досмотра) пассажиров и проходы (входы и выходы) в них оборудуются с таким расчетом, чтобы провожающие и другие посторонние лица не могли осуществлять контакт с пассажирами, прошедшими досмотр, а также наблюдать и изучать процесс производства досмотра.
2.9. Зона контроля (пункт досмотра) пассажиров оборудуется часами, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа к перевозке и органом внутренних дел.
2.10. В зонах контроля (пунктах досмотра) пассажиров, кроме основного освещения, устанавливается аварийное освещение.
2.11. Помещения (кабины) для личного досмотра пассажиров должны содержаться с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
2.12. В зоны контроля (пункты досмотра) допускаются только пассажиры очередных рейсов по предъявлению авиабилета и документа, удостоверяющего их личность.
Проход через зону контроля (пункт досмотра) обслуживающего персонала авиапредприятий без прохождения досмотра на общих основаниях и нахождение в ней посторонних лиц категорически запрещается.
2.13. Порядок эксплуатации технических средств досмотра определяется соответствующими инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию.
2.14. Ответственность за оборудование и оснащение зон контроля (пунктов досмотра) пассажиров возлагается на руководителей авиапредприятий, осуществляющих досмотр.
3. Структура групп досмотра
3.1. Досмотр осуществляется уполномоченными на это специалистами службы авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел на транспорте, прошедшими подготовку по специальной программе.
3.2. Штатная численность специалистов службы авиационной безопасности в пунктах досмотра определяется руководством авиапредприятия в зависимости от режима работы, объема пассажирских перевозок, типов эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности пунктов досмотра и должна обеспечивать высокое качество досмотра в установленные сроки.
Примечание. Наиболее оптимальный вариант численности группы досмотра - 5 человек.
3.3. Группы досмотра в зависимости от условий работы аэропорта могут состоять из смен. Состав смены определяется количеством действующих пунктов досмотра.
3.4. На каждый пункт досмотра согласно Технологии производства досмотра выделяется необходимое количество специалистов и назначается старший группы досмотра. При наличии двух и более пунктов досмотра назначается старший смены.
3.5. В период проведения досмотра дежурная смена должна быть укомплектована полностью согласно Технологии производства досмотра, находиться в форменной одежде установленного образца, иметь на левом рукаве отличительный нарукавный знак специалиста службы авиационной безопасности (приложение 4).
4. Права, обязанности и ответственность специалистов службы авиационной безопасности и сотрудников органов внутренних дел на транспорте на досмотре
4.1. Специалисты службы авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право:
а) требовать от пассажиров неукоснительного выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности на воздушном транспорте;
б) проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра авиабилеты и документы, удостоверяющие их личность;
в) предлагать пассажирам предъявлять возможно имеющиеся у них вещества и предметы, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах;
г) производить досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров;
д) изымать у пассажиров, обнаруженные в процессе досмотра оружие, боеприпасы, предметы и вещества, запрещенные к перевозке в салонах гражданских воздушных судов;
с) производить досмотр обслуживающего персонала авиапредприятия и членов экипажей воздушных судов при входе их в контролируемую зону;
ж) досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения,
з) задерживать лиц, нарушающих меры авиационной безопасности;
и) вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотра в части совершенствования его технологии и использования технических средств, применяемых при досмотре.
4.2. Специалисты службы авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, обязаны:
а) твердо знать и строго выполнять требования воздушного законодательства Российской Федерации Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, настоящего Руководства, а также правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Российской Федерации, Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов в части, касающейся авиационной безопасности;
б) в процессе досмотра качественно и умело осуществлять операции по выявлению у пассажиров и в их ручной клади опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах;
в) быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и не допускать действий, унижающих их достоинство;
г) представлять руководителям авиапредприятия материалы для принятия к нарушителям правил перевозок мер административного воздействия;
д) не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения досмотра;
е) проявлять бдительность, неукоснительно соблюдать требования пропускного и внутри объектового режима, не допускать выхода (прохода) в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и персонала авиапредприятия;
ж) соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами досмотра и правила пожарной безопасности;
з) уметь действовать в экстремальных ситуациях при производстве досмотра;
и) знать основные характеристики и правила эксплуатации технических средств, применяемых при досмотре.
4.3. Ремонт технических средств, применяемых при досмотре, проверка их исправности и настройка производятся только специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.
4.4. Специалисты службы авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, злоупотребление служебным положением, в результате чего на борт воздушного судна пронесены опасные вещества и предметы, создающие угрозу безопасности полета, в зависимости от тяжести последствий, несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
5. Специальная информация для пассажиров воздушного транспорта
5.1. Каждый пассажир информируется о требованиях, предъявляемых авиапредприятием при перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа.
Для этого в аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах, местах продажи билетов оборудуются световые табло, вывешиваются плакаты, раздаются памятки, по радио передаются тексты, содержащие информацию о том, что:
а) для обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипаже и запрещается перевозить воздушными судами гражданской авиации взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и другие опасные вещества и предметы;
б) в целях предотвращения провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и обеспечения безопасности полетов в аэропортах и городских аэровокзалах производится досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров;
в) провоз пассажирами на воздушных судах гражданской авиации веществ и предметов, запрещенных к перевозке, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом;
г) пассажиры, не прошедшие досмотр, а также не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, к перевозке не допускаются;
д) пассажирам категорически запрещается принимать от посторонних лиц для перевозки на воздушных судах чемоданы, посылки и другие предметы, а также доверять свой багаж незнакомым гражданам под наблюдение хотя бы на непродолжительное время.
5.2. В аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах, местах продажи авиабилетов, перед пунктами досмотра вывешиваются перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к провозу на гражданских воздушных судах, правила провоза оружия и боеприпасов, радио- фото- киноаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники и допустимые нормы провоза ручной клади.
5.3. В агентствах, аэровокзалах, в местах продажи билетов и зонах их регистрации местах заполнения таможенных декларации и оформления багажа, перед зонами контроля (пунктами досмотра) вывешиваются объявления, примерный перечень текстов которых прилагается (приложение 5).
6. Порядок производства досмотра
6.1. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров в зонах контроля (пунктах досмотра) аэропортов (городских аэровокзалов) производится с применением или без применения технических средств.
6.2. Досмотр производится в следующей последовательности:
а) направление пассажира после регистрации в зону контроля (пункт досмотра);
б) проверка авиабилетов и сверка документов с личностью пассажира при входе в пункт досмотра.
Примечание. На международных рейсах, после прохождения паспортного и таможенного контроля, сверка документов с личностью пассажира необязательна;
в) предложение пассажиру предъявить имеющиеся у него вещества и предметы, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах, а также вещи посторонних лиц (посылки, свертки и т.п.), переданные для провоза и металлические предметы.
Примечание. В ходе производства досмотра рекомендуется проводить психологическое тестирование (опрос) пассажира с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных преступных намерении с его стороны;
г) досмотр содержимого ручной клади, багажа, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви пассажира с использованием технических средств;
досмотр пассажира в просторной одежде, скрывающей очертания тела, - дополнительно ручным контактным методом.
д) визуальный (ручной) досмотр ручной клади осуществляется, когда технические средства отсутствуют, или при обнаружении подозрительных предметов с помощью технических средств.
При обнаружении признаков взрывного устройства, ручная кладь не досматривается, и приглашаются специалисты - пиротехники.
Досмотр ручной клади, связанный с ее вскрытием, производится в присутствии пассажира;
е) в качестве дополнительных мер безопасности, наряду с досмотром с использованием технических средств, должен проводиться выборочный личный досмотр пассажиров и визуальный досмотр их ручной клади.
Процент выборочного ручного досмотра увеличивается в период повышения угрозы гражданской авиации;
Негабаритные предметы, верхняя одежда на руках у пассажиров и ручная кладь, внутреннее содержание которых нельзя определить по теневому изображению на экране интроскопа, досматриваются вручную.
При досмотре обращается особое внимание на такие предметы, как термосы, радио- и телеаппаратура, аудио- и видеотехника, переносные компьютеры, игрушки большого размера, зонты, трости, книги и другие предметы, которые могут быть использованы для проноса в воздушное судно взрывных устройств, оружия и других запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов.
Рекомендуется:
- радио- и телеаппаратуру, аудио- и видеотехнику, персональные компьютеры досматривал, путем включения питания (блок питания, электрическая сеть) и проверки их работоспособности. Вскрывать и проверять блок питания, кассетную нишу;
- музыкальные инструменты досматривать путем снятия чехлов (вскрытия футляров) и их проверки потряхиванием, осмотром всех отверстий и полостей с использованием технических средств досмотра. Осмотр значительных внутренних полостей производить с применением специального зеркального инструмента;
- фото и киноаппаратуру без наличия в них пленки проверять с использованием имеющихся технических средств и осмотром футляров (чехлов), а также пленочной камеры. При наличии в аппарате пленки предлагать владельцу произвести ее перемотку и освободить камеру для осмотра;
- стеклянные ёмкости с жидкостями и термосы проверять визуально;
- куклы, полые игрушки большого размера проверять по массе и встряхиванием.
Животные и птицы, допущенные к перевозке в салоне воздушного судна в качестве ручной клади, а также клетки, в которых они перевозятся, досматриваются вручную при наличии справки от ветеринарного врача о состоянии здоровья животного или птицы.
6.3. Досмотр пассажиров с использованием технических средств производится в следующем порядке:
6.3.1 Пассажиру предлагается выложить имеющиеся у него в одежде металлические предметы (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.) снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремень, обувь, уложить в лотки, корзину и поставить на ленту рентгенотелевизионного интроскопа и пройти через рамку стационарного металлоискателя.
При срабатывании сигнализации о наличии в его одежде металлических предметов с помощью ручного металлоискателя уточняются места расположения этих предметов.
После извлечения и проверки этих предметов проводится контрольный проход пассажира через рамку стационарного металлоискателя.
Предметы, внешне выступающие, но визуально не просматриваемые в одежде пассажира и не вызывающие срабатывания металлоискателя, предъявляются для досмотра.
При срабатывании сигнализации производится личный досмотр пассажира в отдельной кабине (комнате).
6.3.2. Личный досмотр пассажиров производится в пределах, необходимых для обнаружения оружия, боеприпасов, опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах.
Личный досмотр пассажиров производится в обязательном порядке в случаях;
а) поступления сообщения о готовящемся захвате (угоне) воздушного судна, выполняющею конкретный рейс или следующего в определенном направлении;
б) поступления сообщения о наличии у пассажира оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и иных опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке;
в) обнаружения в ручной клади пассажира оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и иных опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке;
г) выявления путем личного наблюдения специалистами службы авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел на транспорте признаков подозрительного поведения и действий пассажира, свидетельствующих о его преступных намерениях или вызывающих подозрение о возможном наличии у него оружия, боеприпасов, опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке.
Личный досмотр производится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром.
Запрещается производить в одном помещении личный досмотр нескольких пассажиров одновременно.
Пассажиры, имеющие аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, подвергаются досмотр без применения технических средств.
В аэропортах (городских аэровокзалах), где нет стационарных металлоискателей, досмотр пассажиров осуществляется ручными металлоискателями, а ручной клади и багажа пассажиров вручную.
6.3.3. Изъятие в случае обнаружения у пассажира или в его ручной клади опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах, производится с составлением соответствующего акта (приложение 6).
В зависимости от степени опасности изъятых оружия, боеприпасов, опасных веществ и предметов принимается решение о допуске пассажира к полету, наложении на него административного взыскания - штрафа или передаче его в органы внутренних дел (приложение 7).
При допуске такого пассажира к полету решается вопрос о необходимости досмотра его багажа.
В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира с соблюдением требований п.п. 1.8 и 1.9 настоящего Руководства и оформляется составлением акта (приложение 8)
Административные взыскания за такие же нарушения налагаются на членов экипажей воздушных судов, отправителей грузов, почты, бортовых запасов и обслуживающий персонал авиапредприятии
6.3.4. Возвращение пассажиру ручной клади, отметка в авиабилете о производстве досмотра и направление пассажира в зал ожидания посадки (стерильную зону).
Отметка (постановка штампа, компостера и т.п.) делается на лицевой стороне авиабилета рядом с порядковым номером регистрации или на контрольном талоне (полетном купоне), как правило специалистом по досмотру № 4.
6.4 Контроль за пассажирами в пути следования от зала ожидания (стерильной зоны) до посады), в воздушное судно осуществляется работниками службы организации перевозок с соблюдением требований п.2.1 настоящего Руководства в части исключения контактов сопровождаемых пассажиров со всеми лицами, не занятыми обслуживанием пассажиров данного рейса.
6.5. Проверку наличия отметок на авиабилетах о прохождении досмотра пассажирами (в том числе и транзитными) у трапа воздушного судна производят дежурные по посадке.
6.6. В аэропортах (городских аэровокзалах), где имеется весь комплекс технических средств, применяемых при досмотре, каждый пункт досмотра обслуживается группой из пяти специалистов службы авиационной безопасности и сотрудники органов внутренних дел на транспорте.
При этом:
Старший смены (группы) досмотра назначается из числа специалистов службы авиационной безопасности, который совместно со специалистом по техническому обслуживанию проверяет исправность технических средств досмотра, оформляет изъятие запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов, а также передачу на борт воздушных судов изъятых на время полета оружия и боеприпасов, руководит работой смены (группы), осуществляет взаимодействие со смежными службами и сотрудниками других ведомств, принимающих участие в технологическом процессе обслуживания пассажиров.
Специалист по досмотру № 1 у входа в пункт досмотра проверяет авиабилеты и сверяет документы с личностью пассажира, при необходимости ведет учет пассажиров, явившихся на посадку; направляет пассажиров на досмотр в порядке очередности, не допуская скопления их в пункте досмотра; предлагает пассажирам предъявить возможно имеющиеся у них металлические предметы, а также опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке.
Специалист по досмотру № 2 определяет содержимое ручной клади с помощью рентгенотелевизионного интроскопа, при необходимости принимает решение о досмотре ручной клади путем ее вскрытия.
Специалист по досмотру № 3 проводит в присутствии пассажира досмотр ручной клади в соответствии с решением специалиста по досмотру № 2, осуществляет контроль за досмотренной ручной кладью и ее вручением пассажиру, участвует в составлении актов изъятия.
Специалист по досмотру № 4 наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, работает с ручным металлоискателем, при необходимости проводит личный досмотр пассажиров, не допускает пассажиров, не прошедших досмотр, в стерильную зону, участвует в составлении актов изъятия.
Специалист по досмотру № 5 (старший группы досмотра) документально оформляет изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов, передачу на борт воздушного судна изъятых на период полета оружия и боеприпасов, при необходимости участвует в досмотре ручной клади пассажиров вручную и личном досмотре, не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших досмотр, в стерильную зону.
7. Сроки производства досмотра
7.1. Процесс досмотра не должен увеличивать продолжительность обслуживания вылетающих пассажиров и влиять на регулярность выполняемых рейсов. Не допускается упрощение процедур досмотра пассажиров, в том числе и транзитных, вылетающих опаздывающими рейсами.
7.2. В целях своевременного проведения досмотра, исключения необоснованной задержки рейсов начало и окончание досмотра определяется Технологией, разработанной для конкретного аэропорта (аэровокзала) с учетом объема пассажирских перевозок.
7.3. Руководители смен службы организации перевозок аэропортов (городских аэровокзалов) своевременно информируют старших смен и групп досмотра об изменениях в расписании рейсов и задержках по вылету.
8. Порядок перевозки оружия, досмотра сопровождаемых спецгрузов, почты и конвоируемых лиц
8.1. Спецгрузы и почта, перевозимые на грузовых гражданских воздушных судах в сопровождении вооруженных работников министерств и ведомств, почта, сопровождаемая сотрудниками фельдъегерской связи на пассажирских воздушных судах, а также почта, консульские вализы и приравненная к ним на основании международных договоров Российской Федерации иная официальная корреспонденция иностранных учреждений и международных организаций, сопровождаемая пассажирами с дипломатическим статусом. досмотру и задержанию не подлежат.
Примечание. Регистрация, доставка, погрузка, сопровождаемых вооруженными работниками, спецгрузов и почты на борт воздушного судна и перевозка оружия, боеприпасов, спортивных делегаций (команд), караулов, а также посадка вооруженных работников и конвоируемых лиц осуществляется в соответствии с требованиями указаний и инструкций, изданных Департаментом воздушного транспорта Минтранса России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Спецгрузы и почтовые отправления не должны содержать предметы и вещества, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах. Ответственность за нарушение этих правил в установленном порядке несет отправитель.
У работников, сопровождающих спецгруз и почту, военнослужащих, выполняющих специальное задание, при наличии командировочного удостоверения (предписания) оружие, боеприпасы и спецсредства (*) при досмотре изымаются на период полета и перевозятся в соответствии с пунктом 8.4 настоящего Руководства.
8.3. У личного состава караула (войскового наряда), сопровождающего конвоируемых лиц, оружие, боеприпасы и спецсредства при досмотре не изымаются, о чем информируется командир воздушного судна.
8.4. Оружие, боеприпасы и спецсредства работников, сопровождающих спецгруз и почту, а также личного состава караула (войскового наряда), не связанного с сопровождением конвоируемых лиц, членов стрелковых спортивных делегаций (команд), изымаются и перевозятся в упакованном виде (в запираемых металлических ящиках) в багажных отсеках, а на воздушных судах, не имеющих изолированных от пассажирского салона багажных отсеков, - в технических отсеках.
* Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности (п.2) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.07.94 г № 897.
Оружие, боеприпасы и спецсредства, предназначенные для вооружения личного состава подразделений гражданской авиации и других ведомств, перевозятся в том же порядке.
Работники, сопровождающие спецгруз и почту, личный состав караула (войскового наряда), не связанный с сопровождением конвоируемых лиц, а также отдельные лица, имеющие право на хранение и ношение оружия, боеприпасов к спецсредств, проходят досмотр на общих основаниях.
8.6. У работников служб безопасности (охраны) организаций (фирм, банков, учреждений), у отдельных лиц, стрелков-спортсменов и других пассажиров, имеющих право на хранение и ношение оружия, боеприпасов и спецсредств (геологи, охотники и другие), оружие, боеприпасы и спецсредства в обязательном порядке изымаются при досмотре на период полета и перевозятся в запираемых металлических ящиках в багажном или техническом отсеках (огнестрельное оружие должно быть разряжено и упаковано).
Принятые к перевозке оружие, боеприпасы и спецсредства оформляются актом в трех экземплярах (приложение 13).
Первый экземпляр приобщается к сопроводительной ведомости службы организации перевозок с росписью командира экипажа, принявшего оружие, боеприпасы и спецсредства. Второй экземпляр приобщается к полетным документам с росписью пассажира о возврате ему оружия, боеприпасов и спецсредств в аэропорту прилета. Третий экземпляр выдается пассажиру в аэропорту вылета.
Оружие и боеприпасы, изъятые у пассажиров на период полета, выдаются в аэропорту прилета в здании аэровокзала в специально отведенном месте.
9. Досмотр пассажиров, сопровождающих груз на грузовых воздушных судах, и вылетающих из аэропортов местных воздушных линий
9.1. Досмотр пассажиров; сопровождающих груз на грузовых воздушных судах
9.1.1. Все лита, сопровождающие на борту воздушного судна груз, проходят досмотр на безопасность в обязательном порядке.
9.1.2. При обнаружении запрещенных к перевозке веществ и предметов про изводится их изъятие к соответствии с Технологией производства досмотра.
9.1.3. В полете сопровождающие груз находятся под контролем экипажа и к грузу не допускаются.
9.2. Досмотр пассажиров, вылетающих из аэропортов местных воздушных линий
9.2.1. Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа возлагается на работников гражданской авиации, назначенных администрацией аэропорта (начальника посадочной площадки в присутствии членов экипажа).
9.2.2. Началу досмотра должно предшествовать:
а) объявление о необходимости предъявления пассажирами имеющихся у них опасных веществ предметов и грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
б) предупреждение пассажиров об ответственности за провоз опасных веществ и предметен! запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
в) доведение до сведения пассажиров перечня запрещенных к перевозке на воз/ушном транспорте опасных веществ и предметов.
9.2.3. Обнаруженные у пассажиров опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке изымаются. Акт с изъятыми опасными веществами и предметами остаются в аэропорту. Оружие, боеприпасы и спецсредства пассажиров (при наличии у них разрешительных документов) на период полета изымаются и перевозятся в упакованном, разряженном виде в металлическом запираемом ящике, в изолированных от пассажирских салонов отсеках воздушного судна.
10. Досмотр транзитных и трансферных пассажиров
10.1. В аэропорту должны предусматриваться залы для размещения транзитных и трансфертах пассажиров с ручной кладью и багажом с целью исключения контакта с недосмотренными пассажирами
10.2. Транзитные и трансферные пассажиры не должны иметь доступа к своему зарегистрированном} багажу. Если выполнение пунктов 10.1 и 10.2 настоящего Руководства обеспечить невозможно, то перед посадкой на борт воздушного судна транзитные и трансферные пассажиры проходят досмотр.
10.3. Должностные лица службы организации перевозок должны своевременно информировать специалистов службы авиационной безопасности об изменениях маршрутов транзитных пассажиров, которые были изменены по инициативе пассажиров. Багаж указанных пассажиров должен быть досмотрен и отправлен тем же рейсом
11. Особенности проведения досмотра пассажиров, следующих через зал официальных делегаций членов экипажей гражданских воздушных судов, персонала авиапредприятий
11.1. Пассажиры, обслуживаемые в VIP и залах официальных делегаций, проходят досмотр в пунктах досмотра, оборудованных в этих залах. При отсутствии пунктов досмотра в VIP и зато официальных делегации пассажиры, обслуживаемые в этих залах, проходят досмотр в одном из пунктов досмотра аэропорта.
11.2. Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, проходят досмотр на общих основаниях в соответствии с п.11.1 настоящего Руководства. Досмотр ручной клади и личного багажа пассажиров с дипломатическим статусом производится только в их присутствии или в присутствии их уполномоченных представителей. Дипломатическая почта, консульские визы, а также приравненная к ним на основании международных договоров Российской Федерации иная официальная корреспонденция иностранных убеждений и международных организаций, досмотру не подлежат.
11.3. Досмотр членов экипажей воздушных судов и обслуживающего персонала производится в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах аэропорта. Допускается досмотр членов экипажей перед входом в воздушное судно.
12. Ручная кладь пассажира
12.1. К перевозке в салонах воздушных судов в качестве ручной клади пассажира могут быть допущены:
вещи и предметы, необходимые пассажиру в полете (зонты, трости, папки, портфели, дамские сумки, предметы гигиены, печатные издания, медикаменты, пальто, шубы, плащи, питание, кресло-коляски для инвалидов, детские колыбельные при наличии ребенка до 1 года). Общая масса указанных вещей не должна превышать 5 кг.
Примечания:
1. В салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при перевозке (кино- фотоаппаратура, теле- радиоаппаратура, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики и т.п.).
2. При наличии у пассажиров электронных игр, портативных видеокамер, видеомагнитофонов, переносных телефонов и другой электронной аппаратуры предупреждать пассажиров о запрещении пользования ими на борту воздушного судна в целях исключения создания помех в системах связи и пилотажа воздушного судна в полете.
12.2. На гражданских воздушных судах разрешается перевозить в ручной клади следующие вещества и предметы бытового назначения:
1. Уксусная эссенция (не более 0,5 литра на пассажира).
2. Спирт (до 70 %) и вино-водочные изделия в заводской упаковке.
3. Лаки для попей и жидкости для волос в аэрозольной упаковке, а также освежающие жидкости, имеющие спирто-лаковую основу.
Перечисленные жидкости должны быть в заводских упаковках.
4. Зажигалки и баллончики со сжиженным газом для зажигалок (не более двух баллончиков на пассажира), за исключением газовых зажигалок одноразового использования и зажигалок, подверженных утечке в условиях пониженного давления.
5. Складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи и ножи хозяйственно-бытовые с длиной лезвия не более 110 мм.
6. Термометры (градусники) медицинские (не более одного на пассажира).
7. Тонометры ртутные в стандартных футлярах (не более одного на пассажира).
8. Барометры и манометры ртутные, упакованные в специальные герметичные контейнеры, под пломбой отправителя.
9. Контейнеры с калибровочными радиоизотопными источниками (не более четырех штук).
Примечания:
1. Предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров и экипаж (топоры, пилы, ледорубы, арбалеты, пневматическое оружие, ружья для подводной охоты и т.п.), перевозятся только в багаже.
2. Вещи пассажиров, которые перевозятся на воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отсеков, загружаются в них так, чтобы пассажиры в полете имели доступ к ним только с разрешения и под контролем бортпроводника.
13. Порядок изъятия, сроки хранения, реализации или уничтожения опасных веществ, предметов и грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом
13.1. Обнаруженные у пассажира в ручной клади (багаже) при досмотре опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом, изымаются. Изъятие оформляется актом, который регистрируется в журнале (приложение 9).
13.2. Изъятые у пассажиров опасные вещества и предметы, которые находятся в свободной продаже, но запрещены к перевозке на гражданских воздушных судах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лакокрасочные изделия, вещества и предметы бытового назначения, не имеющие стандартной заводской упаковки, и т.п.), выдаются провожающим или хранятся в аэропорту в специальных помещениях.
Обнаруженные в ходе досмотра газовое оружие и газовые патроны, на которые у пассажиров отсутствуют соответствующие документы, передаются в органы внутренних дел в соответствии с законодательством, регламентирующим оборот оружия на территории Российской Федерации.
13.3. Пассажир, у которого при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства, наркотические, ядовитые, отравляющие, радиоактивные вещества и т.п.), снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.
13.4. При обращении со взрывоопасными, ядовитыми, отравляющими и радиоактивными веществами необходимо соблюдать исключительную осторожность: категорически запрещается самостоятельно разбирать и обезвреживать предметы, начиненные этими веществами.
На пункт досмотра немедленно вызывается специалист, который даст заключение о возможности их хранения необходимости уничтожения или передачи другим организациям.
13.5 Обнаруженные при досмотре пассажиров международных рейсов опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы в качестве орудий нападения на экипаж и пассажиров, но разрешены к перевозке; Правилами международных воздушных сообщений и таможенными органами, изымаются на период полета и передаются командиру экипажа для вручения их владельцам по прибытии в аэропорт назначения.
Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и другие опасные вещества и предметы, запрещенные к перемещению через таможенную границу Российской Федерации, обнаруженные у пассажиров международных рейсов, а также лица, пытавшиеся осуществить перемещение указанных предметов, должны передаваться таможенным органам.
14. Учет и отчетность по результатам работы групп досмотра
14 1. Документация зоны контроля:
14.1.1. Журнал приема и сдачи дежурства.
Старшим смены в журнале указываются: время дежурства, количественный состав смены, фамилии и причины отсутствующих, количество досмотренных рейсов и пассажиров, количество выявленных попыток незаконного провоза опасных веществ и предметов, состояние технических средств, применяемых при досмотре, и др.
14.1.2. Акты обнаружения и изъятия у пассажиров гражданских воздушных судов при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных веществ, предметов и грузов (приложение 6).
14.1.3. Акты досмотра багажа в отсутствие пассажиров (приложение 8).
14.1.4. Журнал учета актов изъятия у пассажиров гражданских воздушных судов запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов, ведется один на зону контроля (приложение 9).
14.1.5. Журнал учета досмотренных рейсов и пассажиров ведется в каждом пункте досмотра (приложение 10).
14.1.6 Акты приема оружия, боеприпасов и спецсредств на период полета воздушного судна (приложение 13).
14.2. Акты предусмотренные пп 14.1.2 и 14.1.3 настоящего Руководства, составляются и двух экземплярам. Один экземпляр акта вручается пассажиру или приобщается к багажу, досмотренному в отсутствии пассажира, второй экземпляр остается в группе досмотра. Акты, предусмотренные пунктом 14.1.6. составляются в трех экземплярах.
14.3. Срок хранении всех актов и журналов 1 год.
14.4 Ответственность за правильность ведения журналов возлагается на старших групп (смен) досмотра.
14.5. Руководство службы авиационной безопасности ежеквартально проверяет правильность ведения документации.
14.6. Региональные управления и производственные объединения воздушного транспорта, Главагентство ГА отчеты о состоянии авиационной безопасности по установленной форме представляют в Отдел авиационной безопасности Департамента воздушного транспорта Минтранса России за квартал. полугодие. 9 месяцев и за год не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом (приложение 11).
Сведения об оснащенности авиапредприятий и производственных объединении техническими средствами досмотра представляются вместе с отчетом о состоянии авиационной безопасности за год (приложение 12).
14.7. Информацию об изъятии у пассажиров при досмотре оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также об обнаружении их на территории аэропорта представляют соответствующие руководители в Отдел авиационной безопасности Департамента воздушного транспорта Минтранса России в течение суток.
15. О взаимодействии службы авиационной безопасности аэропортов (городских аэровокзалов) с органами внутренних дел на воздушном транспорте
15.1. При осуществлении взаимодействия по обеспечению авиационной безопасности между специалистами службы авиационной безопасности аэропортов (городских аэровокзалов) с сотрудниками милиции основными направлениями служебной деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте являются:
а) обеспечение охраны общественного порядка в зонах спецконтроля (пунктах досмотра) в соответствии с Технологией производства досмотра, разрабатываемой в аэропортах (городских аэровокзалах) гражданской авиации,
б) оформление, выявленных службой авиационной безопасности в ходе спецконтроля, опасных веществ и предметов, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, наркотические и радиоактивные вещества);
в) проведение совместно со службой авиационной безопасности авиапредприятий досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров.
Сотрудники милиции должны иметь соответствующую специальную подготовку.
В аэропортах и на аэродромах местных авиалиний, где нет органов внутренних дел на воздушном транспорте, досмотр проводится с участием сотрудников территориальных органов внутренних дел;
г) производство дознания по фактам изъятия у пассажиров оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, наркотических, ядовитых, отравляющих и других веществ, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность;
д) патрулирование в пассажирском потоке в аэровокзалах и на перронах аэропортов с целью выявления лиц, имеющие намерения совершить преступные акты по отношению к гражданской авиации, а также обнаружения оставленных в местах общего пользования оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
е) осуществление совместно со службами аэропортов мероприятий по пресечению массовых беспорядков, разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 1.5.)
Перечень документов,
удостоверяющих личность пассажира
1. Паспорт (удостоверение личности).
2. Военный билет (военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту).
3. Свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 16-летнего возраста).
4. Для иностранцев, лиц без гражданства и политэмигрантов:
- национальный паспорт;
- удостоверение для лица без гражданства;
- удостоверение исполкома СОКК для политэмигрантов;
- вид на жительство.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 1.1.1)
Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам
и членам экипажей к перевозке в салонах гражданских воздушных судов
1. Огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие всех видов:
- пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства и их имитаторы;
- арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, кортики, стилеты, ножи: охотничьи, десантные, финские, штык-ножи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, а также хозяйственно-бытовые ножи с длиной клинка свыше 110 мм.
2. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные: - пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве; - патроны боевые (в том числе малокалиберные);
- патроны к газовому оружию;
- капсюли (пистоны) охотничьи;
- пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
- тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества:
- капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.
3. Сжатые и сжиженные газы:
- газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
- газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия.
4. Легковоспламеняющиеся жидкости:
- ацетон;
- бензин;
- пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;
- метанол;
- метилацетат (метиловый эфир);
- сероуглерод;
-эфиры;
-этилцеллозольв;
- все другие легко воспламеняющиеся жидкости.
5. Воспламеняющиеся твердые вещества:
- вещества, которые от действия на них воды выделяют тепло и горючие газы, что может выявить самовоспламенение и пожар: калий, натрии, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и другие:
- фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;
- перекиси органические;
- нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25 % воды или растворителя. Нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25 % спирта. Нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30 % растворителя или 20 % воды.
6. Ядовитые и отравляющие вещества:
- любые ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
- бруцин;
- никотин;
- стрихнин;
- тетрагидрофурфуриловый спирт;
- антифриз;
- тормозная жидкость;
- этиленгликоль;
- ртуть;
- все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
- циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и все другие сильнодействующие ядовитые и отравляющие вещества.
7. Едкие и коррозирующие вещества:
- сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
- фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещсетва.
8. Другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.
Примечание Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах, содержится в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (издание ИКАО).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 2.3)
Технологические приспособления, мебель
и оборудование в пункте досмотра.
1. В пункте досмотра должны быть следующие приспособления, мебель и оборудование:
- технические средства, применяемые при досмотре;
- столы для досмотра ручной клади;
- столы для дежурных;
- ограждения для изоляции пунктов досмотра и зон ожидания (стерильных зон);
- телефон и другие средства связи с должностными лицами аэропорта и органом внутренних дел;
- коробки, коврики, лотки, корзины, а также подносы или целлофановые пакеты для металлических предметов пассажиров;
- металлический шкаф для хранения документов;
- выписки из руководящих документов, бланки актов, документация;
- медицинская аптечка.
2. Кабина для личного досмотра пассажиров должна иметь следующие приспособления, мебель и оборудование: стол, стулья, телефон, вешалки для одежды, настольные лампы, графин со стаканом, необходимые руководящие документы и документация (бланки актов, журналы учета, инструкции, выписки из руководящих документов и т.д.).
В зонах ожидания посадки в самолет (стерильных зонах) устанавливаются стулья, кресла, скамейки.
3. Руководство по производству досмотра
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 3.5)
Описание нарукавного знака специалиста
службы авиационной безопасности
1. Форма нарукавного знака - стилизованный щит, в верхней части которого изображен герб Российской Федерации желтого или серебристого цвета, под ним - силуэт самолета белого или серебристого цвета, внизу - земной шар белого цвета. Параллельно боковым сторонам щита выполнена надпись "АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" белого цвета. По периметру щита выполнена окантовка желтого цвета.
Фон зимнего нарукавного знака - черный, летнего - голубой.
2. Нарукавные знаки пришиваются или приклеиваются на левый рукав верхней одежды на расстоянии 80 мм. от плечевого шва.
На зимнем и летнем пальто, костюмах и куртках носятся нарукавные знаки черного цвета (зимние). На куртках-сорочках и белых сорочках носятся нарукавные знаки голубого цвета (летние).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 5.3)
Примерный перечень текстов специальной
информации для авиапассажиров
1. Угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 213-2, ч. 1 УК РФ).
Угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна с целью угона, совершенные с применением насилия или угрозы, либо повлекшие аварию воздушного судна или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой (ст. 213-2, ч. 2 УК РФ).
Действия, связанные с захватом и угоном воздушного судна, если они повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, а равно если он совершен организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества (ст. 213-2, ч.3 УК РФ).
Совершение в целях нарушения общественной безопасности либо вследствие не принятия решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий терроризма, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет (ст. 213-3, ч. 1 УК РФ).
Те же действия, если они причинили значительный имущественный ущерб, либо привели к наступлению иных тяжких последствии, либо совершены организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой (ст. 213-3. ч. 2 УК РФ).
Действия, связанные с захватом и угоном воздушного судна, повлекшие смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества (ст. 213-3. ч. 3 УК РФ).
Примечание: Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным образом способствовало предотвращению акта терроризма (ст. 213-3, ч. 3 УК РФ).
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действии, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 213-4 УК РФ).
2. Заранее не обещанное укрывательство преступлений, связанных с захватом и угоном воздушного судна и гибелью людей, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или исправительными работами на срок от одного года до двух лет (ст. 189 УК РФ).
3. Недонесение об известных готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с захватом и угоном воздушного судна и гибелью людей, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет (ст. 190 УК РФ).
4. Провоз пассажиром на воздушном судне взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ наказывается лишением свободы на срок до трех лет, исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда
Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 217-1 УК РФ).
5. Попытка провоза пассажиром на воздушном судне опасных веществ и предметов, перевозка которых пассажирам воздушных судов не разрешается, влечет, при отсутствии оснований для привлечения нарушителя к уголовной ответственности, штраф в размере от одной десятой до одной второй минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения, с возмездным изъятием или конфискацией указанных веществ и предметов или без таковых (ст. 106 КоАП РСФСР)
Провоз или пересылка с целью сбыта пассажиром сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими веществами - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет с конфискацией сильнодействующих и ядовитых веществ
Нарушение установленных правил перевозки или пересылки сильнодействующих и ядовитых веществ, не: являющихся наркотическими веществами, - наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда (ст. 226-2 УК РФ).
"Внимание!
В целях обеспечения безопасности полетов, авиакомпания просит Вас:
не принимать от посторонних граждан для перевозки самолетами багаж, посылки и другие упаковки:
упаковка вещей перед сдачей к авиаперевозке должна производиться только самим владельцем или в специально функционирующих для этой цели в аэровокзалах упаковочных киосках,
не доверять свой багаж хотя бы на короткий срок незнакомым лицам".
"Уважаемые пассажиры!
Просим Вас при пользовании воздушным транспортом не перевозить в ручной клади и багаже газовые баллончики, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и другие вещества, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах.
Для исключения возможных нарушений этого порядка в аэропортах (городских аэровокзалах) проводится досмотр ручной клади и багажа пассажиров".
"Помните!
Контроль (досмотр) осуществляется только в интересах обеспечения безопасности полетов.
Пассажиры, уклоняющиеся от личного досмотра или от предъявления к досмотру ручной клади и багажа, к перевозке не допускаются",
"Помните!
Провоз в багаже и ручной клади взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ может вызвать пожар в полете. Это опасно для жизни.
Запрещается перевозка в багаже и ручной клади взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ. других огнеопасных веществ, предметов и грузов".
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 6.3.3)
АКТ №
обнаружения и изъятия у пассажира
гражданского воздушного судна при производстве досмотра
запрещенных к перевозке опасных веществ, предметов и грузов.
"___" __________199 г.
____________________________________________________________________________ |
(наименование аэропорта, гор. аэровокзала) |
Я___________________________________________ составил настоящий акт о том, что |
(должность, фамилия, инициалы составителя акта) |
(фамилия, имя, отчество) |
следующему рейсом № ________________ до аэропорта ___________________________ |
(наименование а/п) |
было предложено предъявить возможно имеющиеся у него вещества и предметы, запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах |
Пассажир________________________________(фамилия и инициалы) заявил, что |
(что заявил пассажир: имеются, у него запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах вещества и предметы или не имеются) |
Произведенным досмотром ручной клади, багажа, личным досмотром (нужное подчеркнуть) пассажира _________________________________ (фамилия, имя, отчество) |
обнаружены и изъяты запрещенные к перевозке на гражданских воздушных судах |
(подробно укачать, что изъято, в каком количестве, состояние упаковки, отличительные признаки, приметы, номер, калибр оружия, размеры холодного оружия и т.д.) |
которые гр. пытался незаконно провезти, (фамилия, инициалы) чем нарушил Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности. Факт изъятия удостоверяют понятые: |
(фамилия, имя, отчество и адрес понятого) ______________________ |
(фамилия, имя, отчество и адрес понятого) Подписи понятых: |
1. _______________ |
2. _______________ |
Подпись пассажира: __________________________________________ |
Подпись составителя акта: _____________________________________ |
Сведения о пассажире: ________________________________________ |
1. Фамилия, имя, отчество _____________________________________ |
2. Год и место рождения _______________________________________ |
3. Место работы, службы или учебы ______________________________________________ |
(наименование предприятия, учреждения, адрес) |
1. Место жительства __________________________________________________________ |
Документ, удостоверяющий личность _____________________________________________ |
(наименование документа, номер, кем и когда выдан) |
Объяснение пассажира: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные сведения и объяснение записаны с моих слов правильно, копию акта получил. Подпись пассажира: __________________________________________________________ |
Подпись лица, составившего акт: _______________________________________________ |
Изъятые вещества и предметы, указанные в акте: _________________________________ |
(переданы авиапредприятию, органу внутренних дел, возвращены провожающему, родственнику, их фамилии и адреса) |
|
Подпись лица, получившего изъятое ____________________________________________ |
Должность лица, сдавшего изъятое, и его подпись _________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 6.3.3)
Департамент воздушного транспорта
_____________________предприятие
ПОСТАНОВЛЕНИЕ №
о наложении штрафа
"___" ____________ 199 г.
Аэропорт _______________
| ||
Я ___________________________________________________________________________ | ||
(должность, фамилия, инициалы руководителя авиапредприятия) рассмотрен материалы по факту попытки или незаконного провоза гр. _____________________________________ | ||
(фамилия, имя, отчество) запрещенных к перевозке воздушным транспортом веществ и предметов, УСТАНОВИЛ | ||
(фамилия, имя, отчество) год и место рождения | ||
3. Место работы или учебы _____________________________________________________ | ||
(наименование предприятия или учреждения, адрес) | ||
4. Место жительства ___________________________________________________________ | ||
5. Семейное, положение _________________________.на иждивении чел. ______________ | ||
6. Получаемая зарплата в месяц _________________________________________________ | ||
Документ, удостоверяющий личность _____________________________________________ | ||
(наименование документа, номер, кем и когда выдан) | ||
" " 199 г. рейсом №__ пытался незаконно провезти запрещенные к перевозке воздушным транспортом чем нарушил статью 106 КоАП РСФСР. На основании изложенного ПОСТАНОВИЛ: | ||
Подвергнуть гр. ______________________ денежному штрафу в размере _______________ | ||
(фамилия, имя, отчество) |
(указать сумму прописью) | |
Разъяснить гр. _______________________ порядок уплаты штрафа, последствия | ||
(фамилия, имя, отчество) |
| |
уклонения от уплаты штрафа и порядок обжалования данного постановления. | ||
______________________________________ | ||
(должность лица, вынесшего постановление) | ||
Указанную сумму штрафа необходимо внести в отделение Госбанка на счет № | ||
или в ___________________________ не позднее 15-ти дневного срока со дня вручения | ||
(финансовый орган авиапредприятия) |
| |
настоящего постановления. Квитанцию об уплате штрафа предъявить _________________ | ||
(указать орган или должностное | ||
В случае неуплаты штрафа в установленный срок штраф взыскивается в бесспорном порядке по месту работы (учебы) путем удержания из заработной платы. Настоящее постановление может быть обжаловано руководителю вышестоящей организации | ||
_________________________________________ или в народный суд по месту жительства | ||
(указать организацию и фамилию руководителя) | ||
Постановление о наложении штрафа получил, сроки и порядок уплаты штрафа и обжалования постановления мне разъяснены. "___" ______ 199__ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТЫ 1.9, 6.3.3)
Акт досмотра багажа в отсутствие |
Аэропорт ________________________________________ |
Я, __________________________________________ составил настоящий акт о том, что на |
(должность, фамилия, инициалы составителя акта) |
(указать должность, фамилию, инициалы лица, |
в присутствии понятых: 1. _______________________________________________________ |
(фамилия, имя, отчество, местожительства, номер телефона) 2. ___________________________________________________________________________ |
(фамилия, имя, отчество, место жительства номер телефона) |
в о тсутствие пассажира в помещении ____________________________________________ |
(указать в каком помещении) |
произвел досмотр багажа, переводимого по багажной (ым) бирке №___ рейсом №____ из аэропорта ____________________ в аэропорт ____________________, принадлежащего |
пассажиру. При производстве досмотра ___________________________________________ |
(подробно указать, какие запрещенные к перевозке |
Подписи понятых: 1. ______________________ |
2. ______________________ |
Должность и подпись лица, производившего досмотр багажа ________________________ |
(Указать когда, кому и с какой целью переданы и т.д.) Подпись лица, принявшего изъятое __________________________ |
Подпись лица, сдавшего изъятое " " 199 г. ___________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 13.1)
Аэропорт _______________
Журнал учета актов изъятия у пассажиров гражданских воздушных
удов запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов
Дата и номер акта |
Фамилия, имя и отчество пассажира |
Номер рейса |
Вид досмотра (личный, ручной клади, багажа) |
Результат досмотра (что обнаружено) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 14.1.5)
Аэропорт _______________
Журнал учета досмотренных рейсов и пассажиров
Дата и время проведения досмотра |
Номер рейса |
Количество досмотренных пассажиров |
Количество пассажиров, на которых составлен акт |
Фамилия, инициалы и подпись старшего смены | |
|
|
Всего |
в т.ч. транзитных |
|
(группы) досмотра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 14.6)
Отчет о состоянии авиационной безопасности
в ________________________________________ РУ ВТ МТ РФ
(наименование авиапредприятия)
за ________________________________
(квартал, полугодие, 9 месяцев, год)
Акты незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации
Тип АНВ в деятельность ГА |
Кол-во |
Примечание |
1. Взрыв воздушного судна/объекта ГА |
|
|
2. Захват, угон воздушного судна |
|
|
3. Попытка захвата (угона) воздушного судна |
|
|
4. Диверсия (попытка диверсии) |
|
|
5. Нападения на земле (в т.ч. с захватом заложников) |
|
|
6. Угрозы в адрес воздушного транспорта (устные, анонимные, тел. и письм. сообщ.) заявлено авторов угроз |
|
|
7. Блокирование ВС/объектов ГА |
|
|
8. Несанкционированное проникновение в ВС |
|
|
9 Несанкционированное проникновение на объект воздушного транспорта |
|
|
10. Инцидент, другие АНВ |
|
|
ВСЕГО актов незаконного вмешательства |
|
|
Результаты деятельности службы авиационной безопасности
Основные показатели |
Количество |
1. Перевезено (отправлено) пассажиров .... (чел) |
|
2. Досмотрено пассажиров...................... (чел.) |
|
3. Выявлено лиц, пытавшихся провезти запрещенные предметы и вещества ........................... (чел.) |
|
4. Обнаружено и изъято: |
|
в) Взрывчатых веществ ................………............ (кг) |
|
г) Легковоспламеняющихся жидкостей .……….. (л) |
|
5. Количество случаев обнаружения в общественных местах аэровокзалов и прилегающей территории предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом. |
|
6. Количество случаев отправки/получения багажа без авиапассажиров |
|
7. Количество контрольных проверок организации коммерческой загрузки ВС (попытки провоза неоформленных пассажиров, грузов и т.д.) |
|
8. Количество принятых мер к правонарушителям |
|
9. Количество проведенных учении по плану операции "НАБАТ" (практические занятия, кшу) |
|
Пояснительная записка к отчету
Примерное содержание пояснительной записки:
подробная информация о совершенных АНВ в деятельность ГА за отчетный период (дата, место, обстоятельства происшествия, личность нарушителя, принятые меры, последствия и т.д.).
оценка состояния авиационной безопасности (наличие, укомплектованность и оснащение САБ, состояние охраны ВС, ограждении, пропускного и внутриобъектового режима, досмотра пассажиров, багажа, груза, почты и бортовых запасов, подготовки летно-подъемного состава и бортпроводников по планам операции "Набат", проводимой работы по совершенствованию подготовки сил и средств к действиям по пресечению преступных актов (АНВ) по плану "Набат" и т.д.);
информация о проводимой работе по разработке в аэропортах "Программы обеспечения авиационной безопасности", созданию оперативных групп по контролю за состоянием авиационной безопасности:
состояние работы по совершенствованию профессионального мастерства, информации, оповещения, сбора и взаимодействия подразделений служб и участков аэропорта в случаях угрозы или захвата ВС:
информация о наиболее ухищренных способах проноса на борт ВС оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к перевозке, случаях содействия указанному проносу со стороны сотрудников аэропорта, минуя пункты досмотра, положительных примерах работы сотрудников пунктов досмотра по пресечению попыток проноса оружия на борт ВС;
постановочные вопросы.
Примечание. Пояснение по заполнению формы отчета дано в письме ДВТ № 34.1.8-45 от 18.02.94 г.
Заместитель руководителя авиапредприятия (управления, авиакомпании) ВТ по авиационной безопасности
подпись |
|
фамилия |
"____"________19__г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТ 14.6)
Сведения об оснащенности авиапредприятий
_________________ РУ ВТ
техническими средствами досмотра
по состоянию на ______ 199_ г.
Пояснение: ПД - пункт досмотра. ВнЛ - внутренние авиалинии, Мжд - международные авиалинии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
К РУКОВОДСТВУ
(ПУНКТЫ 6.6 И 8.6)
Акт приема оружия, боеприпасов и спецсредств на период полета воздушного судна
" __ " ___________ 199 г.
Специалист САБ _____________________________ (сотрудник ЛОВД) | |||
(должность, фамилия, инициалы) | |||
Рейс № ___________ маршрут ____________________ борт _______________________ | |||
у пассажира ___________________________________ | |||
(фамилия, имя, отчество) | |||
Принял ____________________________________________________________________ | |||
(вид или тип оружия, боеприпасов, спецсредств) | |||
№ ____________________ боеприпасов __________________________ | |||
Спецсредств _________________________________________________ | |||
Специалист САБ ____________________ Подпись ______________ (сотрудник ЛОВД) | |||
|
(фамилия, инициалы) |
| |
Командир ВС ____________________ Подпись ___________________ | |||
|
(фамилия, инициалы) |
| |
Пассажир ____________________ Подпись ______________________ | |||
|
(фамилия, инициалы) |
|