- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
"УТВЕРВДАЮ"
Министр гражданской авиации СССР
А.Н. Волков
"11" августа 1989 г.
№ 26/и
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ, НАЗЕМНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ МИНИСТЕРСТВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
И НАРУШЕНИЙ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА СССР
Москва, 1989 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Общие положения
1.1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованием ПРАПИ-88 и включает в себя определения и классификацию чрезвычайных, наземных происшествий с воздушными судами гражданской авиации и нарушений воздушного пространства СССР*, организацию и особенности их расследования, учета и анализа, а также требования по разработке профилактических мероприятий по их предупреждению.
1.1.2. Расследование наземных и чрезвычайных происшествий с воздушными судами гражданской авиации CССP на территории других государств производится в соответствии с национальными правилами этих государств. Участие Министерства гражданской авиации СССР в расследовании определяется стандартами и рекомендациями ИКАО (Приложение 13) и соглашениями об авиационном сообщении, заключенными СССР с другими государствами.
1.1.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами всех типов, происшедших в предприятиях, организациях и учебных заведениях гражданской авиации СССР, производится в соответствии с Положением о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами СССР (ПРАПИ-88).
В настоящей Инструкции даны разъяснения по реализации требований нормативных актов МГА, на которые имеются ссылки в ПРАПИ-88 (Приложение 1).
1.1.4. В соответствии с п. 2.4.16 ПРАПИ-88 председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия докладывает акт на утверждение Министру гражданской авиации или начальнику Главной инспекции по безопасности полетов МГА - по авиационным происшествиям, расследование которых производится комиссиями МГА.
1.1.5. Материалы расследования по авиационным происшествиям, расследование которых проводилось комиссиями управлений ГА - докладываются на утверждение начальнику Главной инспекция по безопасности полетов МГА.
1.1.6. Требования Инструкции распространяются на все управления, производственные объединения, авиапредприятия, учебные заведения, организации, авиаремонтные заводы гражданской авиации CCСР.
Право разъяснения по вопросам применения инструкции представляется Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
_______________________
* - в дальнейшем - Инструкции
1.1.7. Рабочие материалы комиссии по расследованию инцидентов отмеченных знаком "*" в "Перечне событий, подлежащих расследованию в эксплуатации" (приложение п.3.2 ПРАПИ-88) оформляются в соответствии с требованием п.3.2.8 ПРАПИ. Один экземпляр материалов направляется в ГосНИИ ГА.
1.1.8. По инцидентам, связанным со столкновениями с птицами и поражениями воздушных судов атмосферным электричеством, не потребовавших снятия агрегатов с воздушного судна, при отсутствии повреждений ВС, комиссии по расследованию не создаются. По таким инцидентам командиром ВС и сменным инженером ИАС аэропорта заполняется бланк формализованного отчета (АС ПАП ГА) (Приложение № 9 и № 10). Правила заполнения излагаются в Руководстве по информационному обеспечению подсистем АС ПАП ГА.
1.1.9. Материалы расследования серьезных инцидентов необходимо направлять в территориальные органы транспортной прокуратуры.
1.1.10. Началом события, отнесенного п. 1.2.3. ПРАПИ-88 к определению "инцидент" является момент закрытия дверей воздушного судна с целью полета.
1.1.11. Порядок доставки к месту события членов комиссии по расследованию и других участников расследования обеспечивается на основании действующих правил перевозки пассажиров под контролем председателей по расследованию. Руководители управлений, предприятий и организаций ГА обязаны оперативно обеспечить доставку членов комиссии и других участников расследования к месту события.
1.1.12. В каждом управлении, предприятии ГА должна быть разработана Инструкция по действиям должностных лиц при авиационном, чрезвычайном и наземном происшествии (инциденте) в соответствии с п. 2.3.1. ПРАПИ, с учетом особенностей деятельности авиапредприятия и местных условий (требование п.2.3.1 ПРАПИ).
1.1.13. Председатель комиссии по расследования события (АП, ПАП, ЧП, ПВС, инцидента и других нарушений требований безопасности полетов) несет персональную ответственность за организацию и качество расследования и является независимым лицом от его непосредственных руководителей в вопросах расследования.
1.1.14. В составе комиссии по расследованию, экспертами, а также в качестве технических работников не могут привлекаться лица, причастные к подготовке экипажа или заинтересованных в исходе расследования события, или имеющие непосредственное отношение к авиационному, чрезвычайному, наземному происшествиям или инцидентам.
1.2. Определение, классификация наземных и чрезвычайных происшествий.
1.2.1. При эксплуатации воздушных судов могут иметь место не только авиационные происшествия, инциденты, но и чрезвычайные и наземные происшествия, другие события, неподпадающие под определение авиационного происшествия или инцидента.
1.2.2. Наземное происшествие - событие, не связанное с использованием воздушного судна эксплуатантом и не относящееся к авиационному происшествию, инциденту, происшедшее в процессе технического обслуживания, хранения, ремонта, транспортировки воздушного судна.
1.2.3. Наземные происшествия в зависимости от тяжести наступивших последствий подразделяются на:
- чрезвычайные происшествия;
- повреждения воздушных судов на земле.
1.2.4. Чрезвычайное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, но не подпадающее под определение авиационного происшествия и инцидента, а также с техническим обслуживанием, ремонтом, хранением и транспортировкой, при котором наступило хотя бы одно из следующих последствий:
- гибель или тяжелое телесное повреждение (тяжелая травма), полученное каким-либо лицом во время его нахождения на борту воздушного судна, в результате умышленных или неосторожных действий самого потерпевшего, или других лиц, не связанных с нарушением функционирования воздушного судна и его систем;
- гибель или тяжелое телесное повреждение, полученное каким-либо лицом, самовольно проникнувшим на воздушное судно и скрывающимся вне зон, куда открыт доступ пассажирам;
- гибель или тяжелое телесное повреждение, полученное каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома;
- гибель или тяжелое телесное повреждение, полученное каким-либо лицом, находившимся вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или струей газов двигателя;
- разрушение или повреждение воздушного судна на земле, ледовой поверхности и т.п., повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения и транспортировки, а также утрата воздушного судна, получение им дополнительных повреждений, исключающих возможность восстановления в результате воздействия внешней среды на месте вынужденной посадки, или при эвакуации с места авиационного происшествия.
_____________________
* см. приложений 7
1.2.4.1. К чрезвычайным происшествиям относятся также диверсионные акты; угоны (попытки угона) воздушных судов, находящихся на земле или в полете; самовольные вылеты экипажей (членов экипажа) без задания на вылет по данному маршруту, на выполнение авиационных работ и посадку в данном пункте, незаконный провоз взрывчатых или легковоспламеняющихся предметов и веществ, других опасных грузов и предметов, если эти события не привели к последствиям, подпадающим под определение авиационного происшествия.
1.2.5. К чрезвычайным происшествиям не относятся случаи смерти или тяжелых травм людей, находящихся на борту воздушного судна, вследствие естественных причин, не связанных с функционированием воздушного судна.
1.2.6. Повреждение воздушного судна - воздушное судно при техническом обслуживании, ремонте, хранении и транспортировке получило различной степени повреждения, не нарушавшие прочность силовых элементов конструкции и не ухудшавшие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.
1.2.7. Каждое наземное и чрезвычайное происшествие, независимо от последствий, должно быть расследовано с установлением обстоятельств и причин события и принятия мер по предотвращению их повторяемости.
1.2.8. При вовлечении в события нескольких воздушных судов последствия для каждого из них должны классифицироваться отдельно, в соответствии с определениями: "авиационное происшествие", "инцидент", "наземное происшествие", "чрезвычайное происшествие".
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЗЕМНЫХ И ЧPEЗBЫЧAЙHЫX ПРОИСШЕСТВИЙ
2.1. Наземные и чрезвычайные происшествия в зависимости от последствий, класса и принадлежности воздушного судна расследуются комиссиями:
2.1.1. Главной инспекции по безопасности полетов МГА*:
- чрезвычайные происшествия с самолетами 1-3 классов и вертолетами 1 класса, повлекшие гибель людей или списание ВС;
- чрезвычайные происшествия с воздушными судами иностранных государств на территории СССР по согласованию с Госавианадзором СССР;
- иные чрезвычайные происшествия с воздушными судами всех классов, а также повреждения по решению Министра гражданской авиации СССР (начальника Главной инспекции МГA).
2.1.2. Управления, производственные объединения, учебные заведения гражданской авиации, 235 ОАО:
- чрезвычайные происшествия с самолетами 4 класса, вертолетами 2-4 классов;
- повреждения воздушных судов по решению начальников управлений, производственных объединений, учебных заведений, за исключением тех, расследование которых проводит Министерство гражданской авиации.
2.1.3. Авиапредприятия:
- повреждения воздушных судов всех классов, за исключением тех, которые расследуются вышестоящими органами (инстанциями).
2.2. Такие события, как диверсионные акты, попытка и угон воздушного судна, находящегося на земле или в полете, незаконный провоз взрывчаток или легковоспламеняющихся веществ, других опасных грузов и предметов, повлекшие гибель или тяжелые травмы людей, разрушение или повреждение воздушного судна расследуются в соответствии с инструкцией, утвержденной совместным приказом Министра гражданской авиации СССР, Председателя Комитета государственной безопасности СССР, Министра обороны СССР, Министра внутренних дел СССР от 29.07.86.
2.3. Контроль за работой комиссий управлений гражданской авиации осуществляет Главная инспекция МГА. комиссия авиапредприятий и учебных заведений ГА - инспекции по безопасности полетов, производственных объединений ГА.
_____________________________
* - в дальнейшем - Главная инспекция МГА
2.4. Продолжительность расследований не должна превышать:
- чрезвычайных происшествий - 30 суток;
- повреждений воздушных судов - 10 суток.
2.5. Если для установления причин наземных и чрезвычайных происшествий необходимы специальные исследования, испытания, завершение которых в указанные сроки невозможно, то срок расследований, по ходатайству председателя комиссии, может быть продлен:
- для чрезвычайных происшествий - начальником Главной инспекции МГА;
- для повреждений воздушных судов - начальниками инспекций управлений, производственных объединений, организаций ГА.
2.6. Для обеспечения надзора за объективностью и качеством расследования наземных и чрезвычайных происшествий в комиссии управлений, производственных объединений, авиапредприятий и организаций ГА могут быть направлены работники Главной инспекции МГА, инспекции по безопасности полетов управлений ГА, которые в состав комиссии не входят.
2.7. В случаях выявления недостатков при проведении исследований, отклонений от требований Инструкции Главная инспекция МГА, инспекции по безопасности полетов управлений ГА могут потребовать пересмотра материалов, проведения повторного расследования, дополнительных исследований, испытаний и других работ, обеспечивающих установление всех причин-факторов.
2.8. Главная инспекция МГА ведет учет ЧП, ПВС, нарушений воздушного пространства и производит окончательную классификацию их по степени тяжести в причинности. О результатах классификации информирует управления ГА через МАСУ "Безопасность" заинтересованные организации.
3. ОПОВЕЩЕНИЕ О НАЗЕМНОМ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПРОИСШЕСТВИЯХ
3.1. Диспетчеры АДП, РЦ ЕС УВД при получении информации о чрезвычайном происшествии передают первичное сообщение о случившемся в ЦПДУ ГА, Главную инспекцию МГА, а также начальнику управления, инспекции (учебного заведения, производственного объединения, ремонтного предприятия) ГА, на территории которого произошло событие.
3.2. Начальник управления, инспекции, производственного объединения, учебного заведения, ремонтного предприятия ГА или соответствующее должностное лицо другого ведомства, на территории которого произошло чрезвычайное происшествие, по получении первичного сообщения немедленно передает первоначальное донесение руководителю ведомства, которому принадлежит воздушное судно, в Главную инспекцию МГА, а также информирует о случившемся транспортного (или территориального) прокурора, КГБ СССР*, управление, производственное объединение (учебное заведение) ГА - владельца воздушного судна.
3.3. Первоначальное донесение извещает о факте происшествия и содержит сведения, необходимые для правильной организации комиссии по расследованию. Первоначальное донесение должно содержать следующую информацию:
- дату, время (московское), место происшествия;
- классификация чрезвычайного происшествия;
- тип, государственно-регистрационный опознавательный знак и принадлежность воздушного судна;
- наименование предприятия, эксплуатирующего воздушное судно;
- метеоусловия в момент происшествия (в случаях стихийных бедствий);
- фамилию командира воздушного судна или лица, ответственного за обслуживание воздушного судна;
- обстоятельства происшествия, достоверно известные к моменту подачи сообщения;
- число погибших и получивших телесные повреждения лиц, находящихся на борту воздушного судна и вне его;
- наличие и характер опасных грузов на борту;
- степень повреждения воздушного судна, насколько это возможно определить;
- другие достоверные сведения по происшествию.
3.4. По истечении двух суток с момента прибытия на место происшествия председатель комиссии по расследованию чрезвычайного происшествия направляет в Главную инспекцию МГА, начальникам управлений, на территории которого произошло чрезвычайное происшествие, владельцу воздушного судна, а также руководителю, назначившему комиссию по расследованию, последующее донесение, которое должно, по возможности, включать в себя следующую информацию:
- дату, время (московское), место чрезвычайного происшествия, тип воздушного судна, государственно-регистрационный опознавательный знак, принадлежность воздушного судна;
_______________________
* - Прокуратура и КГБ информируются только по ЧП.
- уточнение классификации ЧП;
- метеоусловия в период времени, близкий к чрезвычайному происшествию (в случаях стихийного бедствия - чем была обусловлена погода), скорость и направление ветра у земли, наличие опасных явлений;
- фамилия, имя, отчество командира воздушного судна или лица, ответственного за обслуживание воздушного судна;
- характер выполняемых работ, задания;
- последствия (количество погибших, получивших телесные повреждения, с указанием тяжести, насколько это возможно определить);
- повреждения воздушного судна;
- краткое описание обстоятельств происшествия;
- ход расследования чрезвычайного происшествия и особые факты, установленные во время расследования;
- предложения о необходимости проведения срочных профилактических мероприятий.
3.5. О повреждении воздушного судна информация передается ЦПДУ ГА, Главной инспекции МГА, начальнику управления, инспекции (учебного заведения, производственного объединения, ремонтного предприятия) ГА, на территории которого произошло событие, руководитель авиапредприятия - владелец воздушного судна.
По повреждению воздушного судна последующие донесения не направляются.
3.6. Информация о результатах расследования повреждения воздушного судна в Главную инспекцию МГА представляется в виде формализованного отчета (как при инциденте) в течение пяти дней после утверждения акта.
4. OPГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЧРЗВЫЧАЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
4.1. Действия должностных лиц гражданской авиации до прибытия комиссии на место происшествия.
4.1.1. При чрезвычайном происшествии.
4.1.1.1. С момента чрезвычайного происшествия и до прибытия комиссии по расследованию ответственность за проведение первоначальных действий возлагается на руководителя авиапредприятия (учебного заведения, организации/ремонтного предприятия, объединения ГА, предприятия другого ведомства), на территории которого произошло чрезвычайное происшествие.
В каждом авиапредприятии должна быть разработана специальная инструкция, определяющая обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при чрезвычайном происшествии.
4.1.1.2. Руководитель предприятия по получению сообщения о чрезвычайном происшествии и до прибытия комиссии по расследованию обязан:
- обеспечить проведение аварийно-спасательных работ, при необходимости с привлечением взаимодействующих ведомств;
- срочно прибыть на место происшествия с целью определения необходимости дополнительных мер по спасанию людей, тушению пожара (или его предупреждению), сохранению вещественных доказательств;
- организовать совместно с органами внутренних дел, а при необходимости и с войсковыми частями МО СССР, дислоцированными в районе происшествия, охрану места происшествия, запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из воздушного судна пострадавших);
- при необходимости дать указание об уборке останков погибших, предварительно сфотографировав их на месте происшествия, и составить схему расположения относительно основных частей воздушного судна (по согласованию с органами прокуратуры);
- обеспечить выявление всех свидетелей чрезвычайного происшествия, а также лиц, осуществлявших аварийно-спасательные работы, составление их списков для предоставления комиссии по расследованию и органам прокуратуры;
- организовать проведение медицинского контроля лиц, причастных к чрезвычайному происшествию, в объеме, предусмотренном специальными документами, получить объяснительные записки от членов экипажа и других должностных лиц, ответственных за выполнение и обеспечение полета, техническую эксплуатацию, ремонт, хранение или транспортировку ВС.
4.1.1.3. При получении сообщения о чрезвычайном происшествии, связанном с диверсионным актом:
- обеспечить проведение поисковых и аварийно-спасательных работ (при ЧП в полете):
- дополнительно к мерам, принятым по п.4.1.12, обеспечить принятие мер по спасению и сохранению документов, бортовых средств объективного контроля, оказавшихся на месте происшествия и обеспечить их сохранность.
- зафиксировать бортовые номера воздушных судов, выполнявших полеты в районе места чрезвычайного происшествия в период времени, близкого к моменту происшествия, и принять меры по сохранению информации бортовых средств объективного контроля этих воздушных судов для использования при необходимости в процессе расследования;
- переместить, при необходимости, по согласованию с органами прокуратуры, поврежденное воздушное судно. Перемещение его до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случае, если воздушное судно препятствует движению транспорта или полетам. При перемещении принимаются меры по сохранению воздушного судна в том состоянии, в котором оно находилось на месте происшествия;
- документально зафиксировать (путем фотографирования, составления схем и т.д.) вещественные доказательства, которые могут быть утрачены до прибытия комиссии;
- составить предварительные кроки чрезвычайного происшествия;
- при необходимости отстранить от исполнения своих обязанностей экипаж воздушного судна, персонал наземных служб, непосредственно осуществляющий подготовку воздушного судна к полету, обеспечение полета и управление воздушным движением.
Если бортовые средства объективного контроля находятся в агрессивных жидкостях (включая морскую воду) или в очаге пожара, их необходимо изъять оттуда и принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии. В других случаях изъятие самописцев до прибытия комиссии запрещается. Изъятие вещественных доказательств должно производиться, как правило, совместно с представителями правоохранительных органов.
- обеспечить сохранность спецоборудования, имеющего гриф секретности, и полетной документации, находившихся на борту ВС (задание на полет, метеодокументы, штурманский бортжурнал, бортжурналы радиосвязи, полетные карты, "Сборник аэронавигационных данных аэродромов по воздушным трассам СССР - средства управления, радиотехнического обеспечения полетов", и др.);
- организовать изъятие и опечатывание записей (магнитных лент) диспетчерских магнитофонов, фотоснимков с индикаторов посадочного радиолокатора, графиков движения воздушных судов, аппаратного журнала радиообмена и учета времени работы радиотехнических средств, летных книжек, летных дел и медицинских книжек на всех членов экипажа (если ЧП связано с экипажем); формуляров воздушного судна, двигателей и агрегатов, дефектных ведомостей и карт-нарядов на техническое обслуживание, инструментов и контрольной аппаратуры, которая использовалась при подготовке воздушного судна к полету или при устранении неисправностей перед вылетом;
документов, характеризующих количество и качество заправленных ГСМ (при ЧП, связанном с техническим обслуживанием, хранением и ремонтом ВС).
Примечание: указанные лица допускаются к выполнению своих обязанностей решением соответствующего руководителя по согласованию с представителем комиссии.
4.1.1.4. Вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, а также вскрытие, декодирование и дешифрование записей бортовых самописцев до прибытия комиссии запрещается .
4.1.2. При повреждении воздушного судна (ПВС)
4.1.2.1. Руководителем авиапредприятия, на территории которого произошло повреждение, при необходимости вызывается представитель авиапредприятия, которому принадлежит воздушное судно.
4.1.2.2. При расследовании повреждения воздушного судна комиссией вышестоящего органа (инстанции) руководитель авиапредприятия, на территории которого произошло происшествие, до прибытия комиссии обязан:
- срочно прибыть на место ПВС;
- выявить и составить список всех свидетелей происшествия, обеспечить сбор объяснительных записок от членов экипажа и других должностных лиц, причастных к подготовке, техническому обслуживанию, наземному обеспечению и хранению воздушного судна;
- документально зафиксировать (путем фотографирования, составления схем, кроков и т.д.) вещественные доказательства, которые могут быть утрачены до прибытия комиссии.
При ПВС, последствия которого возможно устранить оперативно, без задержки рейса или с минимальной задержкой на ПВС инспекторскими органами (сменным начальником аэропорта, представителями АТБ и КВС составляется акт, кроки места события, замер коэффициента оцепления на данной площадке, объяснительные лиц, причастных к событию, которые визируются КВС. После решения сменного инженера АТБ о пригодности ВС к продолжению полета, экипаж выпускается в рейс.
4.2. Организация и работа комиссии по расследованию.
4.2.1. Формирование комиссий по расследованию наземных происшествий осуществляется инспекцией по безопасности полетов управлений ГА, на территории которого произошло ЧП, ПВС, за исключением случаев, когда событие расследуется Главной инспекцией МГА.
Комиссия по расследованию события назначается приказом по МГА, управлению, производственному объединению, предприятию, организации ГА, на территории которого произошло чрезвычайное происшествие (или наземное происшествие), в соответствии с пп.2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 настоящей Инструкции.
4.2.2. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя (для ЧП) и членов комиссий. Могут привлекаться эксперты. В состав комиссий по расследованию происшествия могут включаться:
- представители управлений ГА (предприятий), на территории которых произошло происшествие;
- представители министерства (ведомства, управления, предприятия, организации), которым принадлежат воздушное судно и экипаж;
- представители министерства (предприятия) - разработчика и изготовителя воздушного судна (двигателя, комплектующих изделий) по случаям, связанным с отказом авиатехники (по решению II ГУ Минавиапрома СССР);
- представители предприятия, на котором выполнялся последний ремонт (по решению ГУPAT МГА);
- представители других заинтересованных министерств (ведомств), предприятий, организаций.
4.2.3. Требования к специалистам по расследованию.
4.2.3.1.Специалисты, включаемые в состав комиссий, должны иметь соответствующую квалификацию и опыт работы по расследованию и не должны быть связаны с непосредственной ответственностью за происшествие.
4.2.3.2. Лица, принимающие участие в расследовании, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей, полноту и качество выполняемых ими работ, обоснованность и объективность выводов, а также за качество оформления материалов.
4.2.3.3. В интересах проведения качественного расследования наземного и чрезвычайного происшествия члены комиссии должны быть соответствующим образом подготовлены и экипированы в зависимости от климатических и метеорологических условий места события.
4.2.3.4. Предприятия и организации ГА обеспечивают бесплатно членов комиссий и привлекаемых для этих целей специалистов соответствующей одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты для проведения работ на месте происшествия, транспортными средствами и средствами связи; создают им все необходимые условия для работы, обеспечивают помещениями для отдыха, питания, а также обеспечивают хранение, размножение, оформление и рассылку материалов расследования.
Работа комиссии по расследованию наземного и чрезвычайного происшествия организуется по тем же принципам, что и комиссии по расследованию авиационного происшествия*, при этом подкомиссии и рабочие группы могут не создаваться.
4.2.4. При необходимости дополнительный вызов специалистов министерств, ведомств, предприятий, организаций и научно-исследовательских учреждений для расследования наземного и чрезвычайного происшествия. осуществляется через Главную инспекцию МГА СССР, или соответствующий орган министерства, ведомства, которому принадлежит воздушное судно.
4.2.5. Председатель комиссии по расследованию наземного происшествия может дать разрешение на замену отказавшего агрегата (детали) и ввод воздушного судна в строй в установленном порядке до прибытия представителей промышленности, ремпредприятия и владельца воздушного судна в случае, если в ходе расследования бесспорно установлено, что причиной наземного происшествия является отказ (неисправность) авиационной техники, который может быть устранен заменой отказавшего агрегата (детали). Отказавший агрегат (деталь) сохраняется в неприкосновенности до прибытия представителей промышленности, ремпредприятий, владельца ВС.
___________________
* пункт 2.4. ПРАПИ-88
Ввод воздушного судна в строй осуществляется инженерно-авиационной службой в установленном порядке.
В случае направления отказавших агрегатов на исследование разрешение на ввод ВС в строй дает комиссия по расследованию наземного происшествия. Решение комиссии оформляется протоколом.
4.2.6. По результатам расследования наземного и чрезвычайного происшествия составляется акт комиссии (приложение №4, №5), который утверждается лицом, назначившим комиссию*.
4.2.7. К акту чрезвычайного происшествия прилагаются:
- приказ о назначении комиссии;
- приказ управления ГА по чрезвычайному происшествию, приказ Министра гражданской авиации или заключение начальника Главной инспекции МГА;
- протоколы заседания комиссии;
- протоколы опроса и объяснительные записки лиц, ответственных за происшествие, и свидетелей;
- медицинское освидетельствование и справка о режиме труда и отдыха лиц, ответственных за происшествие;
- кроки места происшествия;
- фотоснимки ВС, характеризующие степень разрушения или повреждения его конструкции с пояснением;
_____________________________
* акт расследования ЧП комиссией МГА утверждается начальником Главной инспекции МГА
- сведения об убытках;
- формализованный отчет МАСУ "Безопасность" прилагается цельно к экземпляру Главной инспекции МГА.
В зависимости от характера, обстоятельств, причин и последствий чрезвычайного происшествия, а также для подтверждения выводов заключений комиссии к акту прилагаются:
- справка о проверке состояния дел в авиапредприятии, на заводе;
- отчеты рабочих групп, материалы их расчетов, исследований испытаний;
- документы, характеризующие прогноз погоды и фактическую погоду на месте происшествия;
- копии штормовых оповещений и предупреждений;
- схема и акт о положении тел погибших людей;
- заключение судебно-медицинских экспертов о причине смерти;
- медицинское заключение о характере и тяжести телесных повреждений и травм;
- справки о наличии в организме погибших, потерпевших и других лиц, причастных к происшествию, алкоголя, наркотиков.
4.2.8. Дела по чрезвычайным происшествиям направляются:
- в органы транспортной прокуратуры, проводящей следствие (в подлиннике);
- в Главную инспекцию МГА - дела с формализованным отчетом МАСУ "Безопасность";
- в ГосНИИ ГА;
- в управление, производственное объединение, учебное заведение, ремонтное предприятие гражданской авиации или аналогичное предприятие другого министерства (ведомства), которому принадлежит воздушное судно;
- генеральному (главному) конструктору и в II Главное управление Минавиапрома СССР по чрезвычайным происшествиям, связанным с отказами и неисправностями авиационной техники по конструктивно-производственным недостаткам;
- в Госкомгидромет, если чрезвычайное происшествие связано с метеоусловиями или неудовлетворительным метеорологическим обеспечением.
4.2.9. К акту повреждения воздушного судна прилагаются:
- приказ о назначении комиссии;
- приказ по повреждению воздушного судна;
- другие документы, удостоверяющие вывод и заключение комиссии;
- формализованный отчет.
4.2.10. Материалы расследования повреждения воздушного судна направляются:
- в ГосНИИ ГА;
- в управление (производственное объединение, учебное заведение, организацию) ГА, другие министерства, ведомства - владельцу воздушного судна;
- в Главную инспекцию МГА - формализованный отчет МАСУ "Безопасность" (по форме аналогичной для инцидента).
4.2.11. Материалы расследования чрезвычайных и наземных происшествий в 5-дневный срок после утверждения акта комиссия, направляются в инстанции, определенные пп. 4.2.8, 4.2.10.
Ответственность за окончательное оформление документов и их отправку в установленные сроки возлагается на председателя комиссии по расследованию.
Организация необходимых исследований, а также размножения и рассылки материалов расследования чрезвычайных и наземных происшествий возлагается на предприятие, которому принадлежит воздушное судно или экипаж*. По одному экземпляру материалов остается в делах управления или авиапредприятия ГА, проводившего расследование.
Материалы расследования чрезвычайных и наземных происшествий хранятся в Главной инспекции МГА в течение пяти лет, ГосНИИ ГА - 10 лет, а у остальных адресатов - не менее двух лет. Носители информации МАСУ "Безопасность", хранятся в ГВЦ ГА и ГосНИИ ГА - постоянно.
__________________________
* эти требования относятся и при оформлении инцидентов
5. УЧЕТ, АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.
РАЗРАБОТКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
5.1. Каждое событие, связанное с отклонениями в деятельности авиационно-транспортной системы*, должно быть учтено и проанализировано для принятия мер по предупреждению их причин.
5.1.1. Первичный учет проводится на предприятии, которому принадлежит воздушное судно или экипаж, потерпевшие авиационное, наземное происшествия, инцидента. Обобщенный учет ведется в управлениях ГА по авиапредприятиям. Главная инспекция проводит учет событий по МГА.
5.1.2. Каждое событие должно быть классифицировано и учтено в соответствии с Руководством по эксплуатации системы МАСУ "Безопасность" МГА по всем обобщенным группам причин и причинам/факторам, выявленным в ходе расследования, и причастности к ним конкретных служб управлений и предприятий ГА.
Примечание: Последовательность изложения обобщенных групп причин и причин/факторов не отражает степени их значимости.
5.2. В предприятиях, управлениях, производственных объединениях ГА учету подлежат события, происшедшие с ВС других предприятий, управлений, министерств и ведомств, причинами которых явились ошибки, нарушения, упущения личного состава данного предприятия (управления).
Чрезвычайные, наземные происшествия и нарушения воздушного пространства числятся за теми министерствами, ведомствами, управлениями, предприятиями и службами, по вине личного состава которых они совершены.
_________________________
* авиационные, чрезвычайные и наземные происшествия, инциденты, нарушения воздушного пространства
5.2.1. В предприятиях ГА учет ведется по подразделениям и службам в специальных журналах* или в системе АСУ "Безопаоность-3". Общий учет ведется старшим инженером-конструктором ОАО.
5.2.2. В управлениях, производственных объединениях ГА учет ведется отделами и службами - по направлению их деятельности. Общий учет ведется инспекцией по безопасности полетов в журналах или в системе АСУ "Безопасность-2".
5.2.3. В Министерстве гражданской авиации учет осуществляется управлениями МГА по направлению деятельности. Общий учет ведется Главной инспекцией МГА через систему МАСУ "Безопасность", который является официальным.
5.3. На предприятиях ГА ежемесячно составляются донесения о состоянии безопасности полетов, в которых излагаются: авиационные, чрезвычайные, наземные происшествия, инциденты, нарушения воздушного пространства, происшедшие за истекший месяц, их причины; случаи нарушений требований по содержанию (состоянию) аэродромов, наземных средств навигации, посадки и УВД, нарушения установленных правил и упущения в работе должностных лиц; связанных с организацией, обеспечением и выполнением полетов, принятые меры и предложения по повышению уровня безопасности полетов.
5.3.1. Донесения до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляются в управления ГА, а также в подразделения и службы предприятия, где доводятся до личного состава на разборах.
5.4. В управлениях, производственных объединениях ГА ежеквартально составляется анализ о состоянии безопасности полетов, о недостатках в организации и обеспечения полетов, принятых мерах и эффективности проведенных профилактических мероприятий. При их составлении используются ежемесячные донесения предприятий. По анализу о состоянии безопасности полетов разрабатываются профилактические мероприятия и издается приказ по их реализации.
____________________________
* при ведении журналов учета авиационных, наземных и чрезвычайных происшествий, инцидентов руководствоваться организационно-методическими указаниями по работе инспекторских органов ГА
5.4.1. Анализ о состоянии безопасности полётов и приказы по управлению до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляются в ГосНИИ ГА и рассылаются в предприятия ГА для изучения и исполнения. В Главную инспекцию МГА направляются приказы по управлению. К приказам прилагаются сведения о работе инспекций по безопасности полетов.
5.5. Главная инспекция МГА (с участием ГосНИИ ГА) выпускает бюллетень безопасности полетов в гражданской авиации с рекомендациями по разработке мероприятий по повышению безопасности полетов (ежеквартально).
Проект бюллетеня состояния безопасности полетов в ГА до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отделом учета и анализа Главной инспекции МГА и ГосНИИ ГА представляется начальнику Главной инспекции МГА на утверждение.
5.6. Рассылка бюллетеня за квартал в управления, авиапредприятия, организации ГА завершается до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
5.7. Главная инспекция МГА составляет справку о состоянии безопасности полетов, причинах авиационных происшествий, инцидентов, ЧП, ПВС и нарушениях воздушного пространства за полугодие и направляет ее в управления ГА МГА, Госавианадзор СССР до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.
5.8. Главная инспекция МГА, совместно с ГосНИИ ГА, составляет Сводный анализ состояния безопасности полетов в ГА за год. В качестве информационной базы для проведения анализа используются все материалы расследований авиационных, чрезвычайных, наземных происшествий, инцидентов, других нарушений требований безопасности полетов, результаты научно-исследовательских работ, экспертизы и данные МАСУ "Безопасность". По результатам анализа разрабатываются основные направления профилактической работы по повышению уровня безопасности полетов в ГА.
Сводный анализ представляется на утверждение Министру гражданской авиации, направляется в Госавианадзор СССР до 25 февраля, следующего за отчетным годом, и в управления (производственные объединения, Академию ГА, Ульяновский и Кременчугский центры ГА).
5.9. Для оперативного решения вопросов обеспечения безопасности полетов Главная инспекция МГА ежедекадно (11, 21, 01 числа каждого месяца) готовит оперативную информацию о состоянии безопасности полетов в ГА, направляет ее в управления Министерства гражданской авиации для принятия мер по предупреждению авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий.
5.10. ГосНИИ ГА ежеквартально анализирует материалы расследований авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий, инцидентов, разрабатывает рекомендации по повышению уровня безопасности полетов, представляет их в Главную инспекция МГА для организации профилактический работ.
5.11. Управления МГА по своим направлениям на основе рекомендаций комиссий по расследованию, ГосНИИ ГА и Главной инспекции МГА разрабатывают профилактические мероприятия по предупреждению АП, ЧП, инцидентов и ПВС.
6. РАССЛЕДОВАНИЕ, УЧЕТ И АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА СССР
Требования настоящего раздела распространяются на нарушения порядка использования воздушного пространства СССР (в дальнейшем нарушения), перечисленные в Перечне нарушений, подлежащих расследованию (приложение №6), допущенных экипажами воздушных судов ГА, иностранных авиакомпаний, гражданскими секторами центров ЕС УВД СССР и органами УВД ГА СССР при диспетчерском обеспечении и управлении полетами воздушных судов всех ведомств на воздушных трассах СССР, МВЛ, установленных маршрутах и вне их, при выполнении авиационных работ и в других случаях, когда УВД осуществляли указанные органы, если эти нарушения не оговорены в ПРАПИ-88 и не затрагивают интересы других государственных и общественных организаций.
6.1. Оповещение и донесение.
6.1.1. Диспетчер АДП, при получении информации о нарушениях, происшедших в районе аэродрома, передает первичное сообщение о случившемся гражданскому сектору РЦ ЕС УВД СССР своего района УВД, в Главную инспекцию МГА.
6.1.2. Гражданские секторы центров ЕС УВД СССР при получении информации о нарушениях, происшедших в их районах и зонах УВД, передают первичное сообщение о порядке подчиненности в соответствии с требованиями Положения о центрах ЕС УВД СССР.
6.1.3. Информацию о воздушных судах-нарушителях ГА СССР гражданский сектор ЗЦ ЕС УВД СССР передает в управления (ПО) и другие организации ГА, которым принадлежат эти воздушные судна.
6.1.4. Гражданский сектор ГЦ ЕС УВД СССР ежедневно к 09.00 представляет итоговое донесение нарушений за истекшие сутки в Главную инспекций МГА для ввода в МАСУ "Безопасность" и в ГлавУВД МГА (отдел анализа и развития систем УВД).
6.1.5. Первичное сообщение о нарушении ГлавУВД МГА доводит до заинтересованных управлений МГА СССР.
6.1.6. Первичное сообщение о нарушении должно включать следующую информацию:
- дату, время (московское);
- место происшествия, район и зона УВД;
- тип и принадлежность воздушного судна;
- бортовой номер, номер рейса, маршрут полета, аэродром взлета и посадки;
- эшелон (высота) полета;
- орган УВД, непосредственно управляющий полетом;
- краткое описание нарушения.
6.1.7. Нарушения, которые затрагивают интересы двух и более министерств, ведомств и организаций, в том числе опасные сближения воздушных судов ГА с воздушными судами других ведомств, расследуются порядком, определенным Инструкцией по применению положения об использовании воздушного пространства СССР.
6.2. Организация и работа комиссии по расследованию нарушений.
6.2.1. Комиссиями, назначаемыми начальниками управлений (ПО) ГА, на территории которого произошло нарушение, расследуются случаи, перечисленные в пунктах 3-8 Перечня нарушений, если МГА СССР не приняло решение о назначении комиссии Министерства, допущенных:
- экипажами воздушных судов ГА и иностранных авиакомпаний;
- гражданскими секторами центров ЕС УВД СССР и органами УВД ГА СССР при диспетчерском обеспечении и управлении полетами воздушных судов всех ведомств на воздушных трассах СССР, МВЛ, установленных маршрутах и вне их, при выполнении авиационных работ и в других случаях, когда УВД осуществляли указанные органы.
Случаи нарушений, перечисленных в пунктах 3-8 Перечня, нарушений, происшедшие в районе УВД Московского центра АУВД, расследуются комиссией, назначенной ГлавУВД МГА,
6.2.2. Комиссиями, назначаемыми руководителями авиапредприятий ГА, расследуются случаи нарушений, указанные в пункте 1 Перечня нарушений, при диспетчерском обеспечении воздушных судов, вылетающих из аэропортов этого предприятия.
6.2.3. Случаи нарушений, указанных в п.2 Перечня нарушений, расследуются комиссиями, назначаемыми руководителями того предприятия (учебного заведения, ремонтного предприятия, организация) ГА, которому принадлежит воздушное судно.
6.2.4. В состав комиссии по расследованию нарушений включаются:
- представители заинтересованных объединений, предприятий и организаций ГА;
- представители гражданских и военных секторов центров ЕС УВД СССР;
- представители Войск ПВО и других органов Минобороны СССР, а также заинтересованных ведомств.
6.2.5. Для обеспечения надзора за объективностью и качеством расследования нарушений в комиссию могут быть направлены работники Главной инспекции, ГлавУВД МГА, которые выполняют функции надзора и пользуются правами, вытекающими из полученного задания.
6.2.6. Оперативное взаимодействие с заинтересованными организациями ГА и другими ведомствами по вопросам расследования осуществляют начальники гражданских секторов центров ЕС УВД СССР.
6.2.7. Расследование нарушений, оформление акта (приложение 2) осуществляется порядком, определенным Инструкцией по применению положения об использовании воздушного пространства СССР.
Акт утверждается лицом, назначившим комиссию по расследованию.
6.3.8. Утвержденный акт с предложениями высылается:
- в Главную инспекцию МГА;
- в ГлавУВД МГА (первый или второй экземпляр);
- в ГдавУЭАТ МГА (по нарушениям, указанным в пункте 2 Перечня нарушений);
- в управление (ПО), организацию ГА или ведомство, которому принадлежит воздушное судно.
Один экземпляр материалов остается в делах управления (ПО) ГА, на территории которого проводилось расследование.
При необходимости, материалы расследования нарушений направляются в территориальные органы прокуратуры.
Материалы расследования нарушений хранятся в ГлавУВД МГА в течение 10 лет, у остальных адресатов - не менее двух лет.
6.2.9. Общий срок расследования нарушения, исчисляемый с момента подачи первоначального донесения до утверждения акта расследования, не должен превышать 10 суток. Контроль за сроком и качеством расследования нарушений возлагается на Главную инспекцию МГА.
6.3. Учет, анализ нарушений, разработка мероприятий по результатам их расследования.
6.3.1. Учет нарушений осуществляется в управлениях (ТО), предприятиях и организациях ГА, гражданских секторах центров ЕС УВД СССР в соответствии с требованиями Инструкции по применению положения об использовании воздушного пространства СССР. В Главной инспекции МГА учет ведется в системе МАСУ "Безопасность".
6.3.2. Полугодовые анализы нарушений гражданские секторы ЗЦ (ВЦ) ЕС УВД СССР представляют в Главную инспекцию и ГлавУВД МГА к 15 июля и 15 января.
6.3.3. С целью проведения работы по предупреждению нарушений на ГлавУВД МГА возлагается:
- учет первоначальных донесений о нарушениях;
- рассмотрение результатов исследования нарушений;
- рассмотрение рекомендаций комиссии по расследованию нарушений;
- оценка эффективности ранее разработанных мероприятий и выработка предложений по направлению профилактической работы;
- обобщение, систематизация и анализ данных о нарушениях с разработкой рекомендаций;
- разработка полугодовых анализов нарушений, допущенных экипажами воздушных судов и органами УВД ГА СССР.
Начальник Главной инспекции |
Н.В. Рыжаков |
Приложение № 1
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ
1. Разработка мероприятий по результатам расследования чрезвычайных и наземных происшествий выполняется в соответствии с требованиями раздела 2.6 ПРАПИ "Разработка мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий".
2. В целях повышения качества и эффективности расследования инцидентов ГосНИИ ГА периодически отрабатывает методические рекомендации по расследованию наиболее массовых и серьезных инцидентов, определяющих объем требуемых исследований и перечень прилагаемых материалов с результатами проведенных исследований.
3. Контроль за ходом и сроками разработки мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и серьезных инцидентов в соответствии с п.3.3.7 ПРАПИ, а также по результатам расследования чрезвычайных происшествий осуществляет Главная инспекция по безопасности полетов МГА.
Приложение № 2
Порядок и сроки восстановления аварийной авиационной техники
Восстановление воздушных судов, поврежденных в результате АП, производится в соответствии с "Положением о порядке восстановления поврежденных самолетов и вертолетов гражданской авиации", утвержденным приказом Министра ГА.
Восстановление поврежденной авиатехники может осуществляться в АТБ авиапредприятия, если ремонтные работы будут выполняться по типовым методам ремонта, действующим в авиапредприятиях, по технологиям, утвержденным для заводов ГА, или по чертежам серийного производства авиационной техники.
При отсутствии типовых технологий восстановление поврежденных воздушных судов производится в заводских условиях.
Решение о возможности восстановления воздушного судна принимается эксплуатантом с привлечением специалистов завода ГА, а в необходимых случаях - ГосНИИ ГА, ОКБ и завода-изготовителя, совместно с которыми составляется акт о возможности и целесообразности восстановления воздушного судна. В акте должны быть указаны метод, силы и средства, привлекаемые для восстановления поврежденной авиатехники.
Акт утверждается главным инженером управления ГА. В случае возникновения разногласий по технической возможности и экономической целесообразности восстановления поврежденной авиатехники окончательное решение принимают ГУЭАТ, ГУРАТ и ГЭУ МГА с последующим утверждением акта заместителем Министра по эксплуатации и ремонту авиационной техники.
Восстановление воздушного судна может производиться в два этапа. На первом этапе внезаводского (полевого) ремонта воздушного судна восстанавливают основные силовые элементы конструкции. На втором этапе после перегонки воздушного судна на завод выполняют окончательный ремонт.
Восстановление воздушного судна выполняется на основании акта по результатам расследования, акта о возможности и целесообразности восстановления воздушного судна и договора, заключенного между заводом и авиапредприятием - владельцем воздушного судна.
В договоре указывается по какой организационной схеме будет восстанавливаться воздушное судно, приводятся сроки ремонта по этапам с указанием начала и окончания работ.
Акт о возможности восстановления ВС и договор о восстановлении должны составляться до окончания расследования АП и прилагаться к материалам расследования.
По окончании восстановления ВС уточненная справка об убытках связанных с АП, инцидентом, ЧП, ПВС направляется управлением ГА в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА для ввода в МАСУ.
Ответственность за правильную организацию работ по восстановлению авиационной техники и своевременный ввод ее в строй возлагается на начальника управления (ПО) ГА - владельца ВС.
Приложение № 3
Порядок списания воздушных судов
Списание воздушных судов, потерпевших авиационное происшествие, производится в соответствии с "Инструкцией о порядке списания воздушных судов и авиационных двигателей, разделки и использования снятого с них авиационно-технического имущества", утвержденной МГА.
Первичным документом на списание воздушного судна является акт на списание объекта, составляемый постоянно-действующей комиссией авиапредприятия - владельца ВС и утверждаемый руководителем этого предприятия.
По факту списания издается приказ по авиапредприятию с указанием причин АП и профилактических мер по их предупреждению.
Основанием для списания воздушного судна и издания приказа является Акт по результатам расследования АП с приложениями к нему.
Копии приказа и акта о списании воздушного судна с указанием убытков от преждевременного списания направляются в инспекцию по безопасности полетов управления, Главную инспекции по безопасности полетов МГА и Главное управление по эксплуатации авиационной техники МГА.
На основании акта и приказа о списании воздушного судна инспекцией по безопасности полетов управления ГА погашается удостоверение о годности данного воздушного судна к полетам, а Главная инспекция МГА исключает воздушное судно из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза СССР и погашает свидетельство о регистрации. По полученной документации от авиапредприятия ГУЭАТ МГА ведет учет списанной авиатехники.
Акт о списании является основанием для снятия с баланса воздушного судна и оприходования годных комплектующих изделий по соответствующим счетам.
Устанавливать на другие воздушные суда комплектующие изделия с воздушного судна, списанного в результате авиационного происшествия, без ремонта и (или) проверки запрещается.
Приложение № 4
УТВЕРЖДАЮ
_________________
/должность/
________________________
/инициалы, фамилия/
_______________________
/дата/
АКТ
О РАССЛЕДОВАНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С САМОЛЕТОМ /ВЕРТОЛЕТОМ/
____________________________________________________________________________
/тип, государственно-регистрационный опознавательный знак/
______________________________ |
___________________________ /дата/ |
Комиссия в составе: |
|
председателя |
_____________________________________ /должность, фамилия, инициалы/ |
членов |
_____________________________________ /должность, фамилия, инициалы/ |
назначенная приказом _________________________________ от ____________________
/должность лица назначившего комиссию/ |
/дата/ |
№ ___________________, с ______________ по ______________ провела расследование
/дата/ |
/дата/ |
чрезвычайного происшествия с самолетом /вертолетом/
____________________________________________________________________________
/тип, гocyдapcтвeннo-региcтрациoнный-oпoзнaвaтeльный знак/
_____________________________ имевшего место ________________________________
и принадлежность/ |
/дата, аэропорт/ |
1. Обстоятельства чрезвычайного происшествия.
В произвольной форме приводятся следующие данные:
- дата, время (московское, местное, день, ночь), место где произошло событие, метеоусловия (простые, сложные, наличие турбулентности, скорость и направление ветра, если событие связано с этими условиями);
- что конкретно произошло.
2. Последствия происшествия.
Указываются сведения о погибших, повреждениях авиатехники, наземных сооружений, величина материального ущерба.
3. Данные о персонале.
Указываются данные о персонале /летного состава, наземных служб и т.д., действия которых привели к чрезвычайному происшествию/.
4. Допущенные нарушения и упущения.
Описываются нарушения и упущения персонала, оказавшие влияние на происшествие, с обоснованием степени этого влияния.
5. Другие данные.
Приводятся любые другие данные об аэродроме, его оборудовании, устройстве и приспособлениях, применявшихся при обслуживании и т.п., которые объясняют причины чрезвычайного происшествия.
6. Указываются данные об отказах систем воздушного судна (если они имели место), оказавшие влияние на происшествие.
7. Анализ
Приводится подробный анализ фактов, установленных в процессе расследования. Описывается хронологическая последовательность событий, имевших место в процессе возникновения и развития ситуации, раскрываются причиноследственные связи между ними. В анализе указываются все нарушения и ошибки должностных лиц и их причины, недостатки в работе AT, выполнении в обеспечении полета, недостатки руководящих документов и т.д., выявленные в процессе расследования.
При этом обосновывается характер и степень влияния отмеченных факторов на исход события, заключение и рекомендации.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Излагается причина чрезвычайного происшествия. Если причина не установлена, то излагаются вероятные причины.
9. Приводятся рекомендации, направленные на исключение подобных случаев и на устранение недостатков, выявленных в процессе расследования.
Председатель комиссии |
_____________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/ |
Члены комиссии |
_____________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/ |
Примечание: В случае полного разрушения ВС, дополнительно к акту составляются документы по форме приложений к главе 2 ПРАПИ-88: акты об обнаружении и изъятии полетных документов и топокарт, на обнаружение и передачу блоков специзделий и радиоактивных сигнализаторов обледенения, на обнаружение и изъятие бортовых магнитофонов, самописцев, на уничтожение специзделий и другие необходимые документы.
Приложение № 5
УТВЕРЖДАЮ
_________________________
/должность/
_________________________
/инициалы, фамилия/
_________________________
/дата/
АКТ
о расследовании повреждения на земле самолета /вертолета/
____________________________________________________________________________
/тип, государственно-регистрационный опознавательный знак/
______________________________ |
___________________________ /дата/ |
Комиссия в составе: |
|
председателя |
_____________________________________ /должность, фамилия, инициалы/ |
членов |
_____________________________________ /должность, фамилия, инициалы/ |
|
_____________________________________ /должность, фамилия, инициалы/ |
назначенная приказом _________________________________ от ____________________
/должность лица назначившего |
/дата/ |
№ ___________________, с ______________ по ______________ провела расследование
/дата/ |
/дата/ |
Повреждения на земле самолета /вертолета/
____________________________________________________________________________
/тип, гocyдapcтвeннo-региcтрациoнный-oпoзнaвaтeльный знак/
____________________________________________________________________________
и принадлежность/
имевшего место ______________________________________________________________
/дата, аэропорт/
1. Обстоятельства
В произвольной форме указываются следующие данные:
- дата, время /московское и местное, день, ночь/, место, где произошло событие, метеоусловия (простые, сложные, наличие турбулентности, скорость и направление ветра, если событие связано с этими условиями;
- характер выполнявшихся работ;
- что конкретно произошло;
- степень повреждения воздушного судна, других объектов, величина материального ущерба в результате повреждения ВС;
- руководитель выполнявшихся работ.
2. Нарушения и упущения, допущенные при производстве работ.
Указываются нарушения и упущения, выявленные при расследовании и приведшие к повреждению, конкретные виновники и службы, ответственные за событие.
3. Последствия события.
Время простоя воздушного судна на восстановлении, стоимость ремонтных работ /фактической или по нормам/.
4. Заключение.
Указываются причины повреждения воздушного судна.
5. Рекомендации
Излагаются рекомендации, направленные на исключение подобных случаев.
Председатель комиссии |
_____________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/ |
Члены комиссии |
_____________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/ |
Примечание:
Акт визируют лица, непосредственно виновные за данное ПВС, и их непосредственные начальники после слова "согласен" или с замечанием к Акту.
Приложение № 6
ПЕРЕЧЕНЬ
нарушений порядка использования воздушного пространства СССР,
подлежащих расследованию
1. Полет воздушных судов, осуществляемый:
- без заявок;
- без уведомления органов войск ПВО;
- ранее или по истечении срока заявки;
- без разрешения органов УВД.
2. Полет воздушного судна в приграничной полосе, не отвечающего на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания.
3. Полет группы, количество воздушных судов в которой больше указанной в заявке.
4. Несоблюдение установленных временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства.
5. Несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы.
6.Пролет воздушным судном запретной зоны без специального разрешения.
7. Посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром (посадочную площадку), кроме случаев вынужденной посадки.
8. Невыдерживание воздушным судном режима полета;
- несоблюдение правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования;
- отклонение за пределы воздушных трасс СССР и МВЛ, а также от оси маршрута на расстояние более допустимой нормы.
УТВЕРЖДАЮ
_________________________
(должностное лицо, назна-
_________________________
чившее комиссию)
"____"______________19___г.
АКТ
о результатах расследования нарушения порядка
использования воздушного пространства СССР
1. "____"_____________19____г. установлен факт нарушения (характер деятельности, вид, место и обстоятельства нарушения, типы и ведомственная принадлежность воздушных судов, их бортовые номера, позывные, номера рейсов, эшелон (высота) полета и т.д.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Комиссия, назначенная приказом _______________________________, в составе;
_________________________________________ произвела расследование нарушения.
3. Расследованием установлено (обстоятельства, приведшие к нарушению, - по
результатам расследования)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Причины нарушения, виновные лица, принятая или принимаемые меры
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Предложения комиссии (мероприятия, которые следует провести с целью исключения
подобных случаев нарушения, сроки и конкретные исполнители)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Председатель комиссии
Члены комиссии:
"___"_______________19____г.
Приложение № 7
К тяжелым травмам различной локализации относятся: *
1. Механические повреждения
1.1. Голова, лицо, шея
1.1.1. Открытые и закрытые переломы костей свода и основания черепа.
1.1.2. Переломы верхней и нижней челюсти.
1.1.3. Внутричерепные кровоизлияния травматического характера, повреждения, ушибы и сотрясения головного мозга.
1.1.4. Проникающие ранения и ушибы глазного яблока, сопровождающиеся расстройством зрения.
1.1.5. Ранения крупных магистральных сосудов шеи, проникающие ранения глотки, пищевода, трахеи.
1.1.6. Обширные ранения головы, лица, шеи с возможным в последующем обезображиванием указанных областей.
1.2. Туловище
1.2.1. Закрытые и открытые повреждения органов грудной и брюшной полостей, забрюшенного пространства, таза.
1.2.2. Переломы ребер с повреждением плевры и легкого, перелом грудины, сдавления грудной клетки.
1.2.3. Переломы тел, дужек и суставных отростков позвонков, двух и более остистых или поперечных отростков позвонков.
1.2.4. Вывихи и переломовывихи позвонков с повреждением или без повреждения спинного мозга.
1.2.5. Переломы костей таза с нарушением целости тазового кольца, разрывы крестцово-подвздошного и лонного сочленений таза.
_____________________
* Перечень утвержден Министерством здравоохранения СССР № 06-14/13 от 22.09.80 г.
1.3. Верхние и нижние конечности
1.3.1. Вывихи и переломовывихи в крупных суставах конечностей.
1.3.2. Закрытые и открытые переломы длинных трубчатых костей конечностей, надколенника, шейки лопатки.
1.3.3. Множественные переломы костей пястья и плюсны изолированные и множественные переломы костей запястья и предплюсны.
1.3.4. Размозжения кисти, стопы и их частей.
1.3.5. Повреждения сухожилий глубоких и поверхностных сгибателей кисти, двуглавой мышцы плеча, ахиллова сухожилия, связочного аппарата коленного и голеностопного суставов.
1.3.6. Травматическая ампутация верхней или нижней конечностей.
1.3.7. Повреждения крупных магистральных сосудов и нервных стволов конечностей.
1.3.8. Сдавливание мягких тканей конечностей с синдромом раздавливания.
2. Другие повреждения (термические, химические, электрические, лучевые, инородные тела)
2.1. Термические и химические ожоги I-II степени площадью более 20 % поверхности тела, III степени площадью более 1 % поверхности тела, ожоги IV степени, лучевые ожоги.
2.2. Отморожения III-IV степени, общее охлаждение организма.
2.3. Воздействие электрического тока, сопровождающееся нарушением сознания, расстройством дыхания и сердечно-сосудистой деятельности.
2.4. Инородные тела глотки, пищевода в дыхательных путей, требующие неотложной реанимационной помощи.
Другие повреждения к числу тяжелых производственных травм на относятся.
Приложение № 8
Порядок допуска авиаспециалистов к работе после авиационного
чрезвычайного, наземного происшествия и инцидентов
1. При расследовании авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий, инцидентов председатель комиссии по расследованию имеет право рекомендовать командиру авиапредприятия отстранение от исполнения служебных обязанностей лиц, действия которых не обеспечивают безопасность полетов. В случаях, не терпящих отлагательства, временно отстранять таких лиц от исполнения служебных обязанностей.
2. Лица летного состава, диспетчерского состава службы движения и иные работники, причастные к расследуемому событию, привлекаются комиссией по расследованию авиационного, чрезвычайного и наземного происшествий или инцидента для дачи свидетельских показаний или служебных пояснений.
3. За время привлечения членов экипажа воздушного судна, потерпевшего авиационное, чрезвычайное и наземное происшествие или инцидент при расследовании события им выплачивается средняя заработная плата из расчета за последние три месяца, если будет установлено, что событие не связано с деятельностью экипажа.
4. Допуск членов экипажа к полетам и других специалистов к работе, которые были причастны к событию, производится руководителем авиапредприятия, организации, учебного заведения ГА по согласованию с председателем комиссии по расследованию после устранения выявленных недостатков в профессиональной подготовке и деятельности авиаспециалиста.
Заключение о допуске летного состава к полетам по медицинским показаниям осуществляет врач авиаотряда. Допуск других специалистов авиапредприятия осуществляется после медицинского осмотра в медико-санитарной службе предприятия (организации).