- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ |
|
|
|
4 июня 1998 года днем в простых метеоусловиях на аэродроме Южно-Сахалинск произошел серьезный инцидент с самолетом МД-80 №965 AS авиакомпании "Alaska airlines", США. На борту воздушного судна находилось 3 члена экипажа и 38 пассажиров.
В соответствии с графиком работ на 4 июня 1998 года была запланирована герметизация швов покрытия ИВПП аэродрома Южно-Сахалинск. На инструктаже заступающей смены УВД аэропорта Южно-Сахалинск года мастер аэродромной службы Курченков В.Л. довел информацию о необходимости проведения работ по герметизации швов.
Руководитель полетов аэродрома Постников Д.Ю. на основании информации для указания дежурной смене о порядке организации УВД с учетом проведения работ на ИВПП, уточнив при этом, что место герметизации швов "700 метров с юга на север, курс посадки 12 градусов". Согласно данным указаниям выполнение работ планировалось в районе порога 01 ИВПП.
В связи с отсутствием информации от мастера аэродромной службы о необходимости введения ограничений по приему и выпуску воздушных судов на период выполнения работ, руководителем полетов было принято решение герметизацию швов проводить в перерывах между вылетами и посадками. Освобождение ИВПП производить не позднее чем за 5 мин. до посадки ВС и непосредственно перед взлетом.
В дальнейшем полетов в рабочем порядке было принято решение о проведении работ по герметизации швов в районе порога 19 ИВПП.
В 11 час. 23 мин. мастер аэродромной службы получил разрешение на выполнение работ на ИВПП в районе, порога 19. За 57 мин. работы герметизация швов была выполнена на участке 300 м от порога 19 ИВПП.
В 12 час. 00 мин. руководитель полетов Постников Д.Ю. в целях обеспечения выхода воздушного судна из района аэродрома по кратчайшему маршруту, принял решение о переходе на курс взлета 192 град. о чем дал соответствующие указания дежурной смене УВД.
В 12 час. 01 мин. диспетчер СДП дал указания мастеру аэродромной службы Курченкову В.Л. об освобождении ИВПП для выпуска воздушного судна, не предупредив его при этом о смене курса.
Руководитель полетов Постников Д.Ю., принимая решение на выпуск воздушного судна, в нарушение требований п.п. 4.6.10, 6.1.9 НПП ГА-85 и п. 2.2.5.3. РЭГА РФ-94 доклада от должностного лица аэродромной службы о состоянии летного поля после проведения работ по герметизации швов не потребовал, готовность летного поля к выпуску воздушного судна лично не проконтролировал.
По заявлению экипажа при подготовке к полету на аэродромно-диспетчерском пункте ему был определен курс взлета 12 град. Руководитель полетов утверждает, что готовил экипаж к полету с курсом взлета 192 град. Однозначно установить, какой курс взлета был определен экипажу на подготовке, не представилось возможным, так как в нарушение требований п. 4.8.6. НПП ГА-85 прохождение штурманского предполетного контроля экипажем в аэропорту Южно-Сахалинск не регистрировалось на аппаратуре автоматической магнитной звукозаписи.
Экипаж самолета о проведении работ по герметизации швов на ИВПП не был проинформирован ни NOTAMOM, ни на брифинге, ни при прохождении подготовки к полету на АДП.
В 12 час. 03 мин. после запуска двигателей диспетчер УВД, убедившись в освобождении ИВПП, дал команду экипажу самолета МД-80 на занятие исполнительного старта с курсом взлета 192 град. При рулении по ИВПП к месту исполнительного старта самолет сместился вправо на 7 м от осевой линии, при этом тележка правой стойки шасси попала на продольный шов со свежезалитым герметиком бпП-75, который налип на шину колеса.
В 12 час. 09 мин. экипаж приступил к выполнению взлета. В процессе разбега на скорости 148 км/час произошел помпаж правого двигателя сопровождавшийся выбросом пламени из реактивного сопла, из-за попадания в газовоздушный тракт двигателя герметика бпП-75, отделившегося от шины колеса.
Экипаж прекратил взлет, о чем доложил органам УВД. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Расследование серьезного инцидента проведено комиссией Дальневосточного межрегионального территориального управления ФАС России.
Комиссией не дана оценка качества выполнения работ по герметизации швов и его влияния на возникновение сложной ситуации и наступившие последствия.
В "Акте осмотра летного поля" от 4 июня 1998 года, выполненного сразу после события, отмечено, что герметизация швов выполнена с нарушениями требований п.п. 5.1.28 и 5.1.30 РЭГА РФ-94. Расчистка швов перед герметизацией выполнена неудовлетворительно, заполнение швов проведено с переливом до 5 мм относительно верхнего уровня покрытия, ширина шва при этом составила от 50 до 200 мм. На отдельных участках имеются задиры свеженанесенного герметика.
Кроме того, 10 июня и 16 июня 1998 года в процессе работы комиссии на аэродроме Южно-Сахалинск имели место два события, связанные с налипанием герметика на конструкцию воздушных судов при их движении по летному полю.
Об этих нарушениях отмечено и в особом мнении члена комиссии - начальника отдела сертификации и инспектирования ГП "Дальаэроконтроль" Сальника В.А. Однако комиссией бездоказательно особое мнение в части нарушений, допущенных при проведении работ по герметизации швов, не было принято.
В материалах расследования отсутствует оценка обоснованности допуска аэродрома Южно-Сахалинск к полетам самолета МД-80. В Свидетельстве № 85 о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 3 ноября 1995 года в перечне воздушных судов данный тип не указан.
При проведении расследования установлено, что действующими нормативными документами (НПП ГА-85, РЭГА РФ-94) не предусмотрено введение ограничений по эксплуатации аэродромов при выполнении работ по герметизации швов покрытия материалами горячего применения до принятия ими рабочего состояния.
Причинами серьезного инцидента с самолетом МД-80 № 965 AS явились:
- нарушение требований п.п. 5.1.28 и 5.1.30 РЭГА РФ-94 персоналом аэродромной службы аэродрома Южно-Сахалинск при выполнении работ по герметизации швов покрытия ВПП;
- невыполнение руководителем полетов аэродрома требований п.п. 4.6.10 и 6.1.9 НПП ГА-85 по личному контролю готовности ВПП к выпуску воздушного судна после проведения на ней ремонтных работ.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Начальнику Управления регулирования, развития аэропортов и аэропортовой деятельности ФАС России Смигановскому В.В. рассмотреть вопрос о введении ограничений по эксплуатации аэродромов при проведении работ по герметизации швов покрытия материалами горячего применения.
2. Руководителям территориальных органов ФАС России:
2.1. Обстоятельства и причины серьезного инцидента с самолетом МД-80 № 965 AS довести до подконтрольных авиапредприятий.
2.2. Организовать проверку допуска воздушных судов к выполнению полетов на аэродромах подконтрольных авиапредприятий в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
Полеты воздушных судов не внесенных в Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации запретить.
3. Руководителю Дальневосточного межрегионального территориального управления ФАС России Нагорному Л.В.
3.1. Организовать проверку состояния покрытия летного поля аэродрома Южно-Сахалинска на его соответствие нормам годности гражданских аэродромов.
4. Руководителям авиапредприятий и аэропортов:
4.1. Обстоятельства и причины серьезного инцидента изучить со всем летным составом и персоналом служб обеспечения полетов.
4.2. С персоналом аэродромной службы провести занятия по изучению требований РЭГА РФ-94 в части восстановления герметичности швов покрытия летного поля с учетом требований технических условий на применяемые герметики.
4.3. Информацию о проводимых работах на летном поле доводить до экипажей воздушных судов.
Начальник УГНБП |
А.В. Нерадько |