- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда |
ОСТ 54 |
Общие требования безопасности |
Введен впервые |
|
|
Указанием Министерства гражданской авиации от 24 сентября 1985 г. № 657/у срок введения установлен
с 01.01.1987 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на производственные процессы при заправке горюче-смазочными материалами (ГСМ) и спецжидкостями самолетов и вертолетов* гражданской авиации с помощью стационарных, передвижных и переносных средств на постоянных и временных аэродромах гражданской авиации, а также на специальных площадках при применении авиации в народном хозяйстве.
Стандарт устанавливает общие требования безопасности в процессе подготовки заправочных средств для заправки и в процессе заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями.
Стандарт не распространяется на производственные процессы, связанные с подготовкой средств заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями к заправке при отсутствии самолета.
______________________
*Далее по тексту под термином "самолет" следует понимать "самолет и вертолет гражданской авиации"
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Разработка, организация и совершенствование процессов подготовки средств заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями к заправке и собственно заправки самолетов должны осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75, ОСТ 54 71001-82, настоящего стандарта, наставлений и нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. При подготовке средств заправки и при заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями могут действовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся самоходные и перемещаемые вручную средства заправки - заправочные агрегаты систем "ЦЗС", топливозаправщики (ТЗ), маслозаправщики (МЗ), автотопливные цистерны (АТЦ), фильтрозаправочные агрегаты (ФЗА), установки для заправки самолетов (УЗС) и рулящие самолеты;
подвижные незащищенные элементы самолетов, вращающиеся воздушные винты самолетов, подруливающих к площадкам для заправки на временных аэродромах применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ);
перемещаемые (вручную) стремянки, лестницы, подмости, применяемые при подсоединении раздаточных наконечников или раздаточных рукавов к штуцерам и горловинам топливных и масляных баков самолетов;
перемещаемые раздаточные рукава с раздаточными наконечниками;
разрушающиеся конструкции топливных баков при заправке самолетов топливом с заглушками дренажной системы топливных баков;
падающие раздаточные наконечники, краны (пистолеты) и их разрушающиеся конструкции в процессах приема-передачи при верхней заправке, при подключении к заправочным штуцерам систем ЦЗС самолетов, при падении на твердые покрытия мест заправки самолетов:
динамическое воздействие струй ГСМ и спецжидкостей, истекающих под давлением:
подвижные части заправочных средств - дверцы насосных отсеков ТЗ, МЗ, барабаны для намотки заправочных рукавов и соединительных тросов, входные двери кабин ТЗ, МЗ, вращающиеся валы приводов насосов упрощенных средств заправки с приводом от автономных электродвигателей или двигателей внутреннего сгорания;
повышенное скольжение вследствие обледенения, увлажнения, замасливания опорных поверхностей и падение обслуживающего персонала в местах заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями при перемещении по поверхности самолетов и заправочных средств;
разрушающиеся приставные лестницы, стремянки, подставки;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны при заправке самолетов на пыльных аэродромах и площадках ПАНХ (постоянных и временных);
повышенная загазованность воздуха рабочей зоны парами ГСМ, пролитых и вытесняемых из баков заправляемых самолетов;
повышенная температура поверхностей выхлопных систем самородных заправочных средств (ТЗ, МЗ) или автономных двигателей привода насосов средств заправки, а также поверхностей заправочных средств и самолетов в условиях высокой солнечной радиации;
пониженная температура поверхностей заправочных средств и самолетов при отборе проб топлива из фильтров, фильтров-сепараторов, при сливе отстоя топлива перед заправкой и после заправки самолетов ГСМ в условиях низких температур;
пониженная температура окружающего воздуха;
повышенная скорость перемещения воздуха (ветер, внезапные порывы ветра);
повышенная температура окружающего воздуха при выполнении работ в условиях высокой солнечной радиации;
повышенный уровень вибрации поверхностей заправочных средств, раздаточных кранов (пистолетов);
повышенная или пониженная влажность воздуха;
повышенная подвижность воздуха от воздействия струп газов рулящих самолетов;
повышенный уровень шума на рабочем месте вследствие работы двигателей близко расположенных самолетов и двигателей заправочных средств;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека при подключении топливозаправочных средств ЦЗС или упрощенных средств заправки с электроприводами к наземным источникам питания электроэнергией;
повышенный уровень статического электричества на поверхностях заправочных средств и самолетов при перекачивании и сливе топлива по трубам и раздаточным рукавам, при заправке падающей струей и разбрызгивании, при перемешивании и вспенивании ГСМ;
повышенный уровень электромагнитных излучений при выполнении заправки самолетов в опасных зонах работы радиолокационных станций (РЛС);
отсутствие или недостаток естественного света при заправке самолетов (в темный и переходные периоды суток);
острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях самолетов, на заправочных средствах, заземлительных и соединительных стальных тросах, применяемых для выравнивания потенциалов, на заправочных наконечниках и рукавах, на применяющихся стремянках, лестницах и подставках;
расположение рабочего места заправщика ГСМ* или рабочей зоны вблизи от не огражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более;
химические опасные и вредные вещества, входящие в состав ГСМ и спецжидкостей, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы;
физические статистические перегрузки вследствие пребывания заправщика ГСМ в неподвижном состоянии у заправочных горловин баков самолета, а также при установке стремянок и лестниц массой более 20 кг;
физические динамические перегрузки при перемещении приставных лестниц, стремянок, подставок, при размотке, раскладке и перемещении раздаточных рукавов и присоединении раздаточных наконечников к штуцерам и горловинам топливных баков самолетов вследствие чрезмерного перенапряжения заправщика ГСМ при перемещении по скользким опорным поверхностям;
проявления пожара (взрыва) самолетов и заправочных средств вследствие наличия горючей и взрывоопасной среды.
1.3. Допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов, а также требования безопасности при заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями должны соответствовать ОСТ 54 71001-82, нормативно-техническим документам МГА и настоящему стандарту.
1.4. Пожарная и взрывная безопасность при заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями должна соблюдаться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, перечисленных в ОСТ 54 71001-82.
1.5. Технология заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями, слива и утилизации отстоя после слива должна исключать возможность загрязнения окружающей среды.
__________________________
*Лицо, производящее заправку самолета авиатопливом.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
2.1. Проектирование, разработка, организация, проведение и контроль технологических процессов заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями должны удовлетворять требованиям ОСТ 54 71001-82, нормативно-технических документов МГА и настоящего стандарта.
2.2. К процессам заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями следует приступать после выполнения требований, установленных ОСТ 54 71001-82, п. 2.5, а также при отсутствии:
пролитых ГСМ на поверхностях мест стоянок самолетов, поверхностях самолетов и применяемого оборудования;
запаха ГСМ в салонах, багажных, служебных и технических отсеках самолета;
грозовой деятельности и других неблагоприятных метеорологических условий (сильный ветер, дождь, снегопад, обледенение и пр.) в зоне аэропорта.
2.3. Условия метеорологической обстановки, при которых допускается производить заправку самолетов ГСМ и спецжидкостями, устанавливаются руководителем авиапредприятия в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Движение самоходных и транспортируемых колесных заправочных средств, а также движение самолетов при подруливании к местам заправки ГСМ на аэродромах и площадках ПАНХ должно выполняться в соответствии с правилами, приведенными в "Руководстве по организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации".
2.5. Перемещение вручную средств заправки ГСМ и других тяжестей в зонах заправки должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020-80.
В процессе заправки под колеса заправочных средств следует устанавливать упорные колодки.
2.6. Разматывание с барабанов раздаточных рукавов с наконечниками, тросов - проводников электричества для выравнивания потенциалов статического электричества должно производиться после проверки надежности крепления наконечников, снятия с фиксаторов вращающихся барабанов при ручном приводе, в направлении, перпендикулярном оси вращения барабана, с примененном защитных рукавиц.
2.7. Перед раскаткой раздаточных рукавов и перемещением их по поверхности покрытия мест стоянок самолетов необходимо убедиться в отсутствии дефектов покрытия, способных нанести механические повреждения раздаточным рукавам. Раздаточные краны (пистолеты), наконечники следует укладывать, в случае необходимости, на покрытие без ударов о покрытие.
2.8. Разматывание раздаточных рукавов ТЗ с барабанов должно производиться заправщиком ГСМ совместно с водителем ТЗ.
В процессе подготовки ТЗ и верхней заправки самолета ГСМ водитель обязан страховать подъем заправщика ГСМ по стремянке (лестнице) на плоскость самолета и подавать ему раздаточный кран (пистолет). По окончании заправки самолета водитель ТЗ обязан принять от заправщика ГСМ раздаточный кран (пистолет) и страховать спуск заправщика ГСМ по стремянке (лестнице) с плоскости самолета. При этом должны быть приняты меры безопасности, исключающие падение заправщика ГСМ.
2.9. До начала непосредственной заправки ГСМ в самолет средства заправки и самолет должны быть присоединены к заземляющим устройствам, предназначенным для этих целей. Кроме того, самолет и средства заправки должны быть соединены стальным тросом - проводником электричества для выравнивания потенциалов статического электричества между ними.
2.10. До опускания раздаточного крана (пистолета) в заправочную горловину при верхней заправке или перед стыковкой раздаточного наконечника со штуцером системы ЦЗС самолета при нижней заправке штыри выравнивания потенциалов статического электричества, предусмотренные на раздаточных кранах, (пистолетах) и наконечниках, должны быть подсоединены к соответствующим гнездам на заправочных горловинах и штуцерах самолетов. При отсутствии указанных гнезд на горловине самолетов с верхней заправкой необходимо до опускания заправочного наконечника в заправочную горловину самолета прикоснуться заправочным наконечником к обшивке самолета на расстоянии не менее 1,5 м от заправочной горловины.
2.11. Крышки, лючки и пробки заливных штуцеров и головки топливных емкостей самолетов и средств заправки допускается вскрывать только предназначенным для этих целей инструментом, исключающим высекание искры. Запрещается выполнять указанную работу методами нанесения ударов.
2.12. Во время заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями запрещается:
выполнять любые виды работ по техническому обслуживанию самолетов и заправочных средств, по устранению неисправностей на самолете и заправочном средстве, а также выполнять погрузочно-разгрузочные работы;
пользоваться светильниками, не удовлетворяющими требованиям пожарной и взрывной безопасности;
присоединять аэродромный источник электрического питания к бортовой сети самолета;
включать или выключать источники и потребители электрического питания, кроме переключателей электросигнализации топливных емкостей самолета;
обрабатывать самолет антиобледенительной жидкостью "Арктика".
2.13. С целью предотвращения накопления статического электричества в системе "самолет-средство заправки" при верхней заправке самолета ГСМ наполнение топливных емкостей самолета должно осуществляться без разбрызгивания и вспенивания ГСМ.
2.14. Производительность наполнения ГСМ топливных емкостей самолета не должна превышать значений, установленных соответствующими инструкциями МГА для данного типа самолета и способа заправки.
2.15. В случае пролива ГСМ на поверхность самолета или покрытие места стоянки самолета, а также при обнаружении запаха топлива в салонах, багажных (грузовых) и технических отсеках фюзеляжа самолета заправка должна быть прекращена до полного удаления пролитого ГСМ, устранения причин появления запаха и его удаления проветриванием фюзеляжа.
2.16. После прекращения заправки самолета ГСМ и спецжидкостями из раздаточных рукавов должны быть откачаны жидкости. Заземлительные тросы и тросы для выравнивания потенциалов статического электричества между самолетом и заправочным средством следует отсоединять только после выполнения всех других работ и приведения заправочного средства в транспортное положение.
2.17. При сливе ГСМ с самолетов должны соблюдаться те же требования безопасности, что и при заправке самолетов ГСМ.
2.18. С целью предотвращения вдыхания паров заправляемых жидкостей при заправке самолета ГСМ и спецжидкостями, ограничения возможностей попадания жидкостей на незащищенные поверхности кожи заправщик должен располагаться с наветренной стороны от заправочной горловины (штуцера ЦЗС) топливных емкостей самолета.
2.19. Заправку самолетов ГСМ в аэропортах следует производить соответственно до посадки и после высадки пассажиров. Как исключение допускается дозаправка самолетов ГСМ с пассажирами на борту в промежуточных аэропортах с разрешения командира самолета и заместителя начальника аэропорта при ограничении времени стоянки самолета, отдаленности места стоянки от аэровокзала в сочетании с неудовлетворительными метеорологическими условиями или по другим причинам. В этих случаях экипажем заправляемого самолета должны быть приняты дополнительные меры безопасности при аварийной эвакуации пассажиров.
2.20. Запрещается заправлять самолеты топливом при наличии заглушек в дренажной системе топливных баков.
2.21. При заправке ГСМ широкофюзеляжных самолетов на стоянке должен находиться пожарный автомобиль с пожарно-спасательным расчетом.
3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ СТОЯНОК САМОЛЕТОВ И ПЛОЩАДКАМ
ДЛЯ ЗАПРАВКИ САМОЛЕТОВ ГСМ И СПЕЦЖИДКОСТЯМИ
3.1. Места стоянок самолетов должны быть расположены на расстоянии не менее 50 м от производственных зданий и сооружений, не менее 25 м - от ангаров.
Склады ГСМ и ЦЗС должны располагаться от мест стоянок самолетов на расстоянии, установленном в "Нормах технологического проектирования объектов авиатопливообеспечения аэропортов".
3.2. Места стоянок самолетов и площадок для заправки самолетов должны удовлетворять требованиям ОСТ 54 71001-82, раздел 3.
3.3. Места стоянок самолетов должны быть оборудованы стационарными заземляющими устройствами для защиты от статического электричества.
Во всех случаях величина активного сопротивления растеканию тока в земле для защиты от статического электричества должна быть не более 100 Ом.
Допускается применять в качестве заземляющих устройств для защиты от статического электричества заземляющие контуры защитного заземления электрооборудования или заземляющие устройства для защиты от вторичного проявления молнии.
3.4. Поверхности покрытия мест стоянок самолетов и площадок для заправки самолетов не должны иметь дефектов, способных нанести механические повреждения перемещаемым заправочным рукавам (острые кромки твердого покрытия, выступающие концы арматуры и др.).
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛАМ
4.1. Горюче-смазочные материалы и спецжидкости, заправляемые в самолет, должны быть проверены в лабораториях авиапредприятий на соответствие требованиям государственных стандартов (ТУ, ОСТ).
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ
5.1. Производственное оборудование, применяемое при заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями, должно cooтветствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.2.012-75, ГОСТ 12.2.049-80 н ГОСТ 12.2.064-81.
5.2. С целью обеспечения выравнивания потенциалов статического электричества в системе "самолет-средство заправки" арматура резинотканных рукавов, подсоединенных к самолету и средствам заправки, должна быть соединена токопроводящими стрейгами рукава. Все фланцы, муфты и хомуты, нарушающие электропроводность коммуникаций, должны иметь шунтирующие соединения.
5.3. Электросветооборудование, применяемое при заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.020-76 и ГОСТ 12.2.021-76.
5.4. Автономные двигатели внутреннего сгорания, применяемые для привода топливных насосов заправочных средств, должны быть укрыты капотами, а подкапотное пространство должно вентилироваться. Системы выхлопа этих двигателей должны быть защищены от внезапного попадания на них топлива.
5.5. Средства заправки самолетов ГСМ и спецжидкостями должны иметь регулирующие устройства и контрольно-измерительные приборы для обеспечения требуемой производительности заправки и контроля объема ГСМ, перекачиваемых в самолет.
5.6. Сосуды работающие под давлением, применяемые в средствах заправки для перекачки в самолет спецжидкостей, должны удовлетворять правилам "Устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
5.7. Топливозаправщики и маслозаправщики должны быть оборудованы искрогасильными устройствами и огнетушителями. Топливозаправщики должны быть оборудованы радиостанциями.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
6.1. Относительное размещение самолетов и средств заправки должно соответствовать "Руководству по организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации".
6.2. Подвижные заправочные средства должны устанавливаться возле заправляемого самолета так, чтобы в аварийных ситуацияx заправочные средства могли быть удалены из зоны заправки без дополнительного маневрирования.
6.3. В зоне заправки самолета ГСМ и спецжидкостями, на маршрутах перемещения персонала, осуществляющего заправку не должно быть оборудования, которое не применяется при заправке.
При этом необходимо принять меры, исключающие наезд транспорта и средств механизации на раздаточные шланги.
6.4. При верхней заправке запрещается заправщику ГСМ переходить к заправочным горловинам топливных баков через фюзеляж самолета.
6.5. Запрещается находиться в зоне заправки самолета ГСМ и спецжидкостями лицам, которые не входят в состав экипажа заправляемого самолета или в состав бригады, осуществляющей заправку самолета ГСМ и спецжидкостями.
6.6. В случае пролива ГСМ и спецжидкостей, заправляемых в самолет, на одежду и обувь промокшая одежда и обувь должны быть заменены дежурным комплектом на период дегазации и очистки промокшего комплекта.
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ
7.1. Персонал перед допуском к работе по подготовке средств заправки и заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями должен;
изучить требования ОСТ 54 71001-82;
пройти медицинский осмотр (не реже одного раза в год);
изучить опасные и вредные производственные факторы, изложенные в настоящем стандарте;
изучить токсикологические характеристики заправляемых в самолет ГСМ и спецжидкостей (прил. 1);
знать и выполнять правила личной гигиены при работе с ГСМ и спецжидкостями;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях ГСМ и спецжидкостями.
8. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1. Контроль выполнения требовании безопасности при заправке самолетов ГСМ и спецжидкостями должен осуществляться в соответствии с ОСТ 54 71001-82 и настоящим стандартом.
8.2. Измерение значения активного сопротивления заземляющего устройства для защиты от разрядов статического электричества и испытание раздаточных рукавов должны выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов МГА.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГСМ И СПЕЦЖИДКОСТЕЙ,
ЗАПРАВЛЯЕМЫХ В САМОЛЕТЫ
ГСМ и спецжидкости (кроме ТГФ-М, НГЖ-4, тетраэтилевинца и метанола), заправляемые в самолеты или используемые в качестве присадок, относятся в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 к четвертому классу по опасности вредного воздействия на человека.
Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны (в пересчете на углерод) для жидкости ТГФ-М - 10 , метанола - 5 , НГЖ-4 - 0,5 .
Наиболее часто имеют место отравления парами топлива при вдыхании, так как в этом случае яд попадает в большой круг кровообращения организма человека, минуя естественный защитный барьер организма - печень.
Возможность отравления человека за счет попадания паров топлива и масла через органы дыхания возрастает с повышением температуры топлива и масла и повышением температуры окружающей воздушной среды.
Попадание ГСМ в желудок может вызвать отравление.
Попадание противоводокристаллизационных жидкостей в желудок в малых дозах может привести к смертельному исходу.
Попадание ГСМ и спецжидкостей на кожу человека или длительный контакт кожного покрова с одеждой, пропитанной ГСМ и противоводокристаллизационными жидкостями, способствует образованию трещин кожного покрова, возникновению острых воспалительных процессов, хронических экзем и других кожных заболеваний.
В случае пребывания заправщика ГСМ в зоне выброса отработавших газов двигателей внутреннего сгорания заправочных средств возможно отравление заправщика ГСМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ИСТОЧНИКИ ЗАЖИГАНИЯ ГСМ
Возможные источники зажигания горюче-смазочных материалов:
искры от разряда статического электричества;
искры при переключении (включении) потребителей электрической энергии, коротком замыкании в системах электроснабжения заправочных средств и заправляемых самолетов;
искры, высекаемые при выполнении работ ударным способом металлическими предметами, перемещаемым оборудованием, при использовании обуви с противоизносными элементами на подошве из черных металлов на бетонных покрытиях, при выполнении работ неомедненным инструментом;
искры из выхлопных труб, работающих при заправке двигателей внутреннего сгорания, установленных на средствах заправки;
повышенная температура поверхностей систем выхлопа заправочных средств с двигателями внутреннего сгорания, поверхностей переносных и стационарных светильников, поверхностей ослабленных или окисленных контактов систем электроснабжения заправочных средств, вследствие возникновения больших переходных сопротивлений;
прямой разряд молнии в заправляемый самолет или средство заправки;
искры от вторичного проявления молнии при заправке самолета ГСМ и спецжидкостями вследствие образования наведенных разрядов статического электричества на самолете или средстве заправки при ненадежном их заземлении;
теплоизлучение и высокие температуры конвективных потоков от открытых источников тепла, расположенных на расстоянии ближе 25 м от заправляемого самолета;
опасные факторы пожара по ГОСТ 12.1.004-85;
опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010-76.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием Министерства гражданской авиации от 24 сентября 1985 г. № 657/у