- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
|
|
|
|
11 мая 1998 года днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки в аэропорту Луанда (республика Ангола) произошла авария самолета Ан-12 RA-12973, принадлежащего ОАО "Тюменские авиалинии" Тюменского МТУ ФАС России.
Экипаж в составе командира ВС Лебедева А.А., второго пилота Колосова С.Н., штурмана Трофимова И.Л., бортмеханика Степанова О.Н., бортрадиста Рубцова С.П., а также авиатехников Колбина Н.А. и Умарова К.О. выполнял рейс по маршруту Кабинда - Луанда. По объяснению экипажа на борту самолета находилось 10000 кг коммерческой загрузки, взлетная масса и центровка не выходили за пределы ограничений.
Снижение на предпосадочной прямой с удаления 7км и высоты 500м происходило выше глиссады. К удалению 1850м самолет находился выше глиссады на 13м. С этого удаления экипаж увеличением вертикальной скорости снижения до 6,6 м/с начал устранять отклонение по высоте и на удалении 1450 м до порога ВПП пересек глиссадную плоскость. Траектория в вертикальной плоскости при этом была направлена в точку за 80 м до порога ВПП, что может свидетельствовать о стремлении экипажа произвести посадку как можно ближе к порогу ВПП, Выравнивание самолета было начато на удалении 290 м до порога ВПП на высоте 12 м. В процессе выравнивания на высоте 7 м произошло кратковременное увеличение попутной составляющей скорости ветра на 2,5 м/с (указанные кратковременные знакопеременные изменения продольной, вертикальной и боковой составляющих скорости ветра наблюдались в течение всего захода на посадку). Это привело к падению приборной скорости с 260 км/ч до 248 км/ч, как следствие, к прекращению роста вертикальной перегрузки.
Экипаж отреагировал на это, но темп взятия штурвала на себя оказался недостаточным для прекращения снижения. Приземление самолета произошло не на ВПП, а в ее "порог", на основные стойки шасси с перегрузкой 3,45 ед. В результате удара об торец ВПП разрушились пневматики и диски четырех колес правой и двух задних колес левой основных опор шасси. Дальнейший пробег осуществлялся на поврежденных колесах шасси. После освобождения ВПП экипаж срулил по РД на грунт и выключил двигатель. Экипаж не пострадал, самолет получил значительные повреждения.
Причина авиационного происшествия обусловлена сочетанием следующих факторов:
- нарушение требований п.7.6.20 НПП ГА-85, заключающееся в том, что на конечном участке предпосадочной прямой было выполнено снижение ниже установленной глиссады на высоту, не обеспечивающую безопасную посадку в зоне приземления в пределах установленных нормативов;
- нарушение требований п.7.6.15 НПП ГА-85, выразившееся в непринятии решения экипажа об уходе на второй круг при расчете на посадку;
- наличие уступа (20-25 см) порога ВПП аэродрома Луанда.
В процессе расследования авиационного происшествия были вскрыты грубые нарушения требований руководящих документов регламентирующих летную работу.
Предварительная подготовка экипажа проводилась 24.03.98г. в аэропорту Тюмень под руководством командира эскадрильи Савоськина А.Ю. не в полном составе экипажа (в нарушение п.3.6.2 НПП ГА-85 отсутствовал пилот-инструктор Кузнецов М.К.).
По прилету в Шереметьево-1, в нарушение п.3.2.6 НПП ГА-85 в задание на полет был включен проверяющий пилот - инструктор Кузнецов М.К. и изменен маршрут полета.
Не проинформировав ФАС России, Тюменское МТУ ФАС России об изменении условий контракта, экипаж начал выполнять полеты в Республике Ангола. За время пребывания в Республике Ангола экипаж на связь с руководством авиакомпании "Тюменские авиалинии" не выходил и свои действия не согласовывал.
В нарушение требований п.2.2.3 ПРАПИ-88 руководство ОАО "Тюменские авиалинии" своевременно не доложило ФАС России о событии с самолетом Ан-12 RA 12973 в Республике Ангола (доклад задержан на 18 суток).
В нарушение требований п.5.16.7 НПП ГА-85 командир ВС выполнял визуальные заходы на посадку, не имея соответствующей подготовки и допуска.
В авиационном отряде ОАО "Тюменские авиалинии" в течение длительного времени отсутствует командно-летный состав, имеющий допуск к полетам на самолете Ан-12.
Оформление документов на выполнение полетов за границей производится несвоевременно и с грубыми нарушениями действующих нормативных документов.
В ОАО "Тюменские авиалинии", кроме данного авиационного происшествия, был серьезный инцидент с этим же самолетом 18.01.97г. на аэродроме Салоники (Греция), в результате которого произошло столкновение самолета с ограждением аэродрома при заходе на посадку, приземление до ВПП, с последующим переходом в набор высоты и уходом на поврежденном самолете на аэродром вылета Домодедово. Профилактические мероприятия по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, проводимые в авиапредприятии оказались не эффективными, что в конечном итоге и привело к аварии самолета
Ан-12.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России:
1.1. Заключение об авиационном происшествии довести до руководителей авиапредприятий;
1.2. Принять необходимые меры по установлению жесткого контроля за выполнением международных полетов подконтрольными авиапредприятиями.
2. Руководителю Тюменского МТУ ФАС России провести целевую проверку состояния безопасности полетов и организации летной работы в ОАО "Тюменские авиалинии" и принять решение о выполнении авиапредприятием международных полетов.
3. Руководителям авиапредприятий:
3.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить со всем летным составом.
3.2. Усилить контроль за соблюдением экипажами требований руководящих документов, особенно при длительных командировках в отрыве от места постоянного базирования.
Начальник УГНБП |
А.В. Нерадько |