почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
25
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИИ

02.09.99 г. № 22.10-770
На № ______________

Об авиационном происшествии без человеческих жертв с вертолетом Ми-8 RA-24489

 

    
    
    22 июня 1999 года днем, в горной местности, после взлета с площадки турбазы "Снежный барс" (А-190 град., S = 95 км от н.п. А база) произошла авария вертолета Ми-8 RA-24489 авиакомпании "Хакасия" Красноярского МТУ ФСВТ России.
    Экипаж в составе командира воздушного судна (КВС) Михальченко Г.А., второго пилота Комалдинова А.В., бортмеханика Аверченко В.Н. был запланирован для полета по маршруту Абакан - площадка Вагонмаш - Таштыл - Еринат - Абакан. В процессе расследования аварии выявлены недостатки в организации предполетной подготовки экипажа: КВС Михальченко Г.А. прибыл на предполетную подготовку с опозданием на 55 минут. В связи с этим к подготовке для выполнения полета приступил и принял решение на вылет командир авиаэскадрильи (АЭ) Кузаков С.П. Метеоконсультацию и метеодокументацию получил под роспись второй пилот Комалдинов А.В. КВС Михальченко Г.А., после прибытия, получил от командира АЭ указание подготовиться в полном объеме к полету по запланированному маршруту.
    После прохождения предполетного медицинского осмотра и в нарушение пп. 3.6.7, 3.6.8 НПП ГА-85, без метеоконсультации и записи в "журнале принятия решения на вылет" КВС Михальченко Г.А., прибыл на вертолет. Задание на полет и метеодокументация в это время уже находились на вертолете у второго пилота Комалдинова А.В. Экипаж вылетел на площадку Вагонмаш, не имея заявки на полет от "заказчика", так как в нарушение инструкции МГА № 66/И-86 планирование рейса было выполнено по устной заявке. На площадке Вагонмаш экипаж получил от представителя "заказчика" заявку, где предусматривалась посадка на турбазе "Снежный барс", а также список пассажиров. Посадка на площадке "Снежный барс" предварительным планом полета не предусматривалась и с командованием АЭ не согласовывалась. Турбаза "Снежный барс" расположена южнее предусмотренного маршрута, на удалении 57 км, в горной местности, с превышением горных вершин до 2000 м и не имеет подготовленной для приема вертолетов площадки. КВС Михальченко Г.А. ранее на площадку турбазы "Снежный барс" не летал. Взяв на борт 14 пассажиров, не проинформировал службу движения об изменении маршрута полета, в нарушение требований пп. 7.7.1, 10.1.16 НПП ГА-85, экипаж вылетел в район турбазы "Снежный барс" для подбора площадки с воздуха и высадки пассажиров. Прибыв в район турбазы, экипаж, после выполнения контрольного круга произвел посадку с МК 180 град. на подобранную с воздуха площадку. О планируемой посадке на турбазе "Снежный барс" экипаж диспетчеру не доложил. Не выключая двигателей, экипаж высадил пассажиров. Затем в вертолет было загружено 646 кг груза и осуществлена посадка 3-х пассажиров. Взвешивание и оформление загрузки не производилось. Взлетная масса вертолета, по данным комиссии по расследованию АП, составила 9677 кг, центровка + 160 мм, что не выходило за пределы ограничений установленных РЛЭ вертолета Ми-8.
    Фактические метеоусловия в районе места посадки были хорошими: малооблачно, температура около +20 град. С, ветер у земли неустойчивый 3-5 м/сек.
    Не определив точное направление ветра (данные о ветре экипаж использовал те, которые он определил при заходе на посадку), КВС принял решение производить взлет в сторону повышения рельефа местности на склон горы, покрытой лесом, высотой 20-25 м.
    Был выбран метод взлета с разгоном в зоне влияния воздушной подушки. Выполнив контрольное внесение на высоте 2-3 м. КВС приступил к взлету. После разгона и набора высоты 60-70 м по радиовысотомеру, находясь уже за пределами площадки, над склоном горы, экипаж заметил падение поступательной скорости вертолета и прекращение набора высоты. Обороты несущего винта, по его показаниям, снизились с 95% до 90%. В результате набора высоты по недопустимо крутой траектории вертолет достиг минимальной скорости горизонтального полета, когда располагаемая мощность двигателей стала равной потребной и отсутствовал запас мощности двигателей для дальнейшего набора высоты. Не имея возможности произвести посадку по курсу взлета, КВС принял решение развернуться влево на 180 град. в сторону понижения местности. После выполнения разворота на 180 град., со снижением, вертолет начал задевать фюзеляжем и лопастями несущего винта вершины деревьев. Попытка КВС произвести посадку на ограниченную по размерам поляну перед турбазой потребовала энергичных действий по гашению скорости, в результате чего вертолет ударился о землю рулевым винтом, развернулся влево и перевернулся на правый борт. Двигатели экипажем были выключены после опрокидывания вертолета, бортовая электрическая сеть обесточена. Противопожарная система вертолета не использовалась. В результате возникшего пожара вертолет полностью сгорел, экипаж не пострадал, один из пассажиров получил травму.
    Замечаний по работе авиационной техники перед вылетом и в полете со стороны экипажа не было. Техническая эксплуатация вертолета проводилась в соответствии с действующей инженерно-технической документацией. Вертолет был подготовлен для полетов в горных условиях.
    Авиационное происшествие произошло вследствие сочетания следующих факторов:
    - несоответствия вертолетной площадки, подобранной с воздуха, требованиям НПП ГА-85 п. 7.7.1., РЛЭ Ми-8 п. 2.6.5 для выбранного экипажем курса взлета;
    - ошибочного решения КВС производить взлет по-вертолетному с учетом влияния воздушной подушки, в сторону повышения рельефа местности, с препятствиями, превышающими допустимый для данных условий, угол наклона траектории;
    - увеличения угла тангажа при взлете в направлении препятствий, что привело к падению поступательной скорости и возрастанию дефицита располагаемой и потребной мощности двигателей.
    При расследовании аварии выявлено, что на аэродроме Абакан не организовано дежурство ВС для выполнения поисково-спасательных работ, а передача функций выполнения АСР Красноярской региональной базе СПАСОП не обеспечивает своевременную организацию и прибытие воздушных судов в район поиска и оказание помощи ВС, терпящим бедствие (вертолет для выполнения АСР прибыл из Шушенского на место АП только через 5 часов).
    В авиакомпании "Хакасия":
    - не организован контроль за состоянием вертолетных площадок со стороны командно-летного состава;
    - имеют место случаи перевозки пассажиров на вертолетах на неподготовленные площадки;
    - экипажами допускается изменение маршрутов полета по требованию "заказчика" без согласования с командно-летным составом и передачи информации о пунктах посадки в службу движения;
    - имеет место нарушение Инструкции МГА № 66И-86 г. в части своевременного предоставления заявок на полет "заказчиками" и оформления пассажиров и груза при выполнении полетов на вертолетах.     
    ПРЕДЛАГАЮ:     
    1. Руководителям территориальных органов ФСВТ России данное заключение довести до подконтрольных авиапредприятий.
    2. Руководителю Красноярского МТУ ФСВТ России в целях своевременной организации поиска и спасания ВС с учетом сложности выполнения полетов в горных районах Республики Хакасия, рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию АП об организации на аэродроме Абакан регулярного дежурства вертолетов для выполнения АСР.
    Проверить устранение недостатков, отмеченных комиссией в организации летной работы и использовании вертолетов по заявкам "заказчика".
    3. Руководителям авиапредприятий:
    3.1. Проверить оборудование вертолетных площадок в горной местности, их состояние, наличие инструкции по производству полетов (ИПП), ветроуказателей, определить безопасные секторы взлетов и посадок, внести в ИПП раздел "Особенности ветрового режима". Исключить полеты с пассажирами на неподготовленные и необорудованные вертолетные площадки.
    3.2. Обратить особое внимание на своевременное предоставление заявок на полет "заказчиками", оформление пассажиров и грузов при их перевозках на вертолетах. Проверить наличие на вертолетах швартовочных сектор для крепления груза и потребовать от экипажа и "заказчиков" обязательного его крепления перед полетом.
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование