- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Об авиационном происшествии с вертолетом |
11 декабря 1998 г. при заходе на посадку на посадочную площадку "Кубака" (252 км северо-восточнее аэропорта Омсукчан Магаданской области) в сумерках, в простых метеоусловиях, при наличии морозной дымки от производственно-жилого комплекса, произошла авария вертолета Ми-8Т RA22761, принадлежащего авиакомпании "Икар", подконтрольной Северо-Восточному межрегиональному территориальному управлению ФАС России.
Экипаж в составе командира воздушного судна Ламзина B.C., второго пилота Козули С.В. и бортмеханика Попова Г.Ф. выполнял транспортно-связной рейс по маршруту Кубака-Омсукчан-Кубака. При вылете с аэродрома Омсукчан на борту вертолета находилось 17 пассажиров и 500 кг груза. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные РЛЭ вертолета Ми-8 ограничения. Фактическая и прогнозируемая погода соответствовала выполнению полета по правилам визуальных полетов, при этом температура наружного воздуха в районе полетов составляла от 246 до 251 град. С.
Полет по маршруту Омсукчан-Кубака проходил без отклонений. Осмотр площадки "Кубака" перед посадкой производился в сумерках, через 40 мин. после захода солнца, на высоте 230 м. По свидетельству КВС он наблюдал над промышленными и жилыми объектами плотную морозную дымку. При этом непосредственно над площадкой, освещенной огнями ночного старта, и в районе, прилегающем к ней, никаких явлений, ухудшающих видимость, при осмотре с воздуха он не обнаружил. После осмотра посадочной площадки КВС выполнил маневр для выхода на предпосадочную прямую.
С удаления 1500 м на высоте 100-110 м и скорости 80 км/ч КВС приступил к снижению и гашению поступательной скорости полета. На высоте 70-60 м КВС принял окончательное решение о производстве посадки и сообщил по СПУ "Садимся".
Анализ материалов расшифровки САРПП-12ДМ показал, что на высоте принятия решения положение вертолета в пространстве и параметры его движения относительно площадки позволяли выполнить заход с нормальной траекторией снижения и произвести расчет на посадку вне зоны влияния воздушной подушки. В процессе дальнейшего снижения вертолет попал в условия, ухудшающие видимость наземных ориентиров, в результате чего произошла кратковременная потеря визуального контакта с наземными ориентирами. На данном этапе снижения КВС, в нарушение п. 7.6.15 НПП ГА-85, вместо ухода на второй круг, приступил к энергичному гашению поступательной скорости и уменьшению высоты полета. По мере быстрого гашения поступательной скорости ниже 40 км/ч происходило возрастание вертикальной скорости снижения, которая достигла на конечном этапе полета 6 м/с, чем были созданы условия для попадания вертолета в режим "вихревого кольца".
Вертолет грубо приземлился в 25 метрах от площадки. При последующем его отделении от земли с положительным углом тангажа произошло столкновение рулевого винта со снежным бруствером с последующим разрушением лопастей от соударений с концевой балкой. Через 25 м при повторном приземлении с правым креном произошло разрушение несущего винта и опрокидывание вертолета на правый борт. Вертолет получил значительные повреждения, бортмеханик и 6 пассажиров, не пристегнутых привязными ремнями, получили травмы различной степени тяжести.
Авария вертолета явилась следствием:
- попадания в приземный слой морозной дымки (тумана), что привело к кратковременной потере визуального контакта с огнями ночного старта;
- невыполнения требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 по уходу на второй круг при потере визуального контакта с наземными ориентирами при снижении с высоты принятия решения;
- нарушения требований п.п. 4.7.1 и 4.7.2.1 РЛЭ Ми-8 при исправлении расчета на посадку, выразившегося в гашении поступательной скорости с повышенной вертикальной скоростью, чем были созданы условия для попадания вертолета в режим "вихревого кольца", результатом которого явилось грубое приземление.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России данное Заключение довести до подконтрольных авиапредприятий.
2. Начальнику Управления поддержания летной годности гражданских воздушных судов ФАС России Гипичу Г.Н. совместно с АО "МВЗ им. М.Л. Миля", заместителям начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов Васильеву В.А., Карецкому Ю.В. рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию и принять меры по их реализации.
3. Руководителям авиапредприятий:
3.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить со всем летным составом, выполняющим полеты на вертолетах.
3.2. С летным составом провести занятия по особенностям выполнения полетов в условиях возможного образования морозных туманов, с разъяснением методики исправления ошибок при заходе на посадку и на посадке, обратив особое внимание на причины попадания вертолета в режим "вихревого кольца".
Начальник УГНБП |
А.В. Нерадько |