почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
5
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФАС РОССИИ
13.10.98 г. № 22.10-621

Об авиационном происшествии с
вертолетом Ми-8 RА-22797



    20 ноября 1997 года ночью в простых метеоусловиях, в 3,5 км от населенного пункта Лазаревское Краснодарского края, на акватории Черного моря произошла катастрофа вертолета Ми-8 RA-22797, эксплуатировавшегося авиакомпанией "СочиСпецАвиа" Южного РУ ФАС России по договору аренды с владельцем воздушного судна - Сочинским отделением Сбербанка РФ № 1806.
    Экипаж вертолета в составе командира воздушного судна Ковалевского В.Н., второго пилота Папазяна А.А. и бортмеханика Маркаряна А.В. выполнял аварийно-спасательные работы (АСР) по оказанию помощи рыбакам, терпящим бедствие в море. Кроме экипажа на борту вертолета находилась группа спасателей в количестве 9 человек. В одном из заходов, в сторону терпящего бедствие баркаса, вертолет столкнулся с водной поверхностью и затонул. Второй пилот и 4 спасателя погибли.
    Фактическая и прогнозируемая погода по маршруту и в районе работы соответствовала метеоминимуму командира ВС и не препятствовала выполнению задания. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
    Экипаж имел допуск к ночным полетам и был подготовлен к выполнению поисковых и аварийно-спасательных работ только в дневное время. Допуск экипажа к выполнению АСР в ночное время был просрочен.
    Вертолет был оборудован лебедкой с недостаточной грузоподъемностью (150 кг) для подъема двух человек, как того требует Руководство ПАСОП ГА-91 г. Кроме того, вертолет не был оборудован поисковыми фарами, в нарушение требований п.11.2.3. НПП ГА-85.
    Начальник аэропорта Сочи принял решение о вылете дежурного вертолета на АСР по заявке начальника поисково-спасательной службы МЧС Каргина Н.В. При этом руководитель по АСР от аэропорта назначен не был, задача экипажу вертолета не ставилась, условия проведения АСР, соответствие подготовки экипажа и оборудования вертолета предполагаемым работам не анализировались.
    Координация действий при аварийно-спасательных работах между авиапредприятием и другими организациями (МЧС, пограничной службой, местными органами управления, МВД) со стороны руководства авиапредприятия не производилась. О недостатках в организации поисковых и аварийно-спасательных работ в аэропорту Сочи свидетельствует и тот факт, что на борту вертолета, вопреки рекомендациям п.11.2.3 НПП ГА-85, вместо двух - трех человек находилось 9 спасателей, в чем не было необходимости, так как предполагалось оказание помощи четырем рыбакам.
    В соответствии с требованиями п.2.2.2. Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов (РПАСОП-ГА-91) управление организацией АСР в районе ответственности предприятия ГА должно осуществляться руководителем предприятия через начальника службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), а непосредственное руководство возлагается на руководителя АСР, назначаемого из лиц командно-летного состава приказом руководителя предприятия ГА.
    Фактически руководство поисково-спасательными работами непосредственно на месте осуществлял представитель МЧС Каргин Н.В.
    Через 16 минут после взлета и полета на заданной высоте вертолет вышел к району расположения судна, терпящего бедствие. Ориентируясь на луч берегового прожектора пограничного поста, командир ВС с высоты 150 м приступил к снижению и гашению скорости. Скорость снижения составляла 2,5...3 м/сек. При повторном заходе, будучи уверенным в том, что заход выполняется против ветра, КВС не увеличивал режим работы двигателей, что необходимо было сделать при фактическом попутно-боковом ветре справа 6 м/сек.
    По показаниям КВС при подходе к баркасу на высоте около 50 м он был ослеплен лучом берегового прожектора пограничного поста и полностью потерял контакт с водной поверхностью и приборами. Кроме того, начальник поисково-спасательного отряда МЧС Каргин Н.В., в нарушение требований командира ВС "Без команды ничего не делать," через открытую дверь грузовой кабины выпустил одну за другой четыре осветительные ракеты для освещения судна, которые также способствовали потере визуального контакта с водной поверхностью. Пытаясь прекратить снижение, КВС увеличил общий шаг несущего винта на 1...2 градуса, однако этого оказалось недостаточно и вертолет продолжал снижение до столкновения с водной поверхностью.
    Установлено, что на борту вертолета имелось достаточное количество индивидуальных средств спасения, которые не использовались экипажем и спасателями. Объективно оценить действия экипажа на конечном этапе полета не представилось возможным из-за отсутствия информации о последних 10 секундах полета вследствие повреждения последнего участка пленки САРПП-12 Д1М.
    Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов:
    - неудовлетворительная организация и проведение аварийно-спасательных работ в аэропорту Сочи;
    - неподготовленность экипажа и вертолета к выполнению аварийно-спасательных работ ночью над водной поверхностью, приведшая к ошибке в технике пилотирования, выразившейся в несвоевременных действиях КВС по предотвращению снижения вертолета при зависании над водной поверхностью с попутно-боковым ветром справа;
    - вероятная потеря экипажем визуального контакта с водной поверхностью и приборами вследствие его ослепления лучом берегового прожектора и осветительными ракетами;
    -отсутствие координации действий экипажа и старшего группы спасателей при выполнении аварийно-спасательных работ.     
    ПРЕДЛАГАЮ:     
    1. Начальникам территориальных органов ФАС России;
    1.1. Довести заключение до подконтрольных авиапредприятий.
    1.2. Потребовать от подконтрольных авиапредприятий пересмотра "Инструкции по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ в районах ответственности предприятий ГА" с целью приведения их в полное соответствие с требованиями НПП ГА-85 и РПАСОП ГА-91.
    2. Начальнику Южного межрегионального управления ФАС России провести проверку устранения недостатков, выявленных комиссией в авиакомпании "СочиСпецАвиа".
    3. Руководителям авиапредприятий:
    3.1. Обстоятельства и причину авиационного происшествия изучить с летным составом и аварийно-спасательными расчетами службы ПАСОП.
    3.2. Провести целевую проверку качества тренировок и учений поисковых и аварийно-спасательных команд с участием в них взаимодействующих предприятий и организаций других ведомств, а также достаточности оснащения поисковых воздушных судов спасательным имуществом и снаряжением.
    

    

Начальник УГНБП

А.В. Нерадько


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование