почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
29
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

10.04.03 № 24.10-39 ГА

По вопросу разового контроля вала 24-511-006Р винта двигателей типа АИ-24

Руководителям авиапредприятий,
Руководителям ОМТУ, МТУ ВТ МТ РФ
Директорам АРЗ
И.О. генерального директора ГосНИИ ГА

    

    
    После взлета в а/п Новосибирск 06.02.03г. произошел инцидент с самолетом Ан-24 № RА 46828 ОАО "Авиакомпания "Ютэйр" по причине полного разрушения вала винта правого двигателя с отделением воздушного винта.
    НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА разработаны технологии контроля вала 24-511-006Р винта двигателей типа АИ-24 и апробированы в условиях эксплуатации.
    В связи с изложенным и с целью предупреждения проявившегося опасного дефекта предлагаю:
    1. Провести на ближайшем ТО по Ф-Б самолетов Ан-24, 26, 30 разовый магнитопорошковый контроль вала винта без его демонтажа на обнаружение грубых дефектов.
    2. Провести на ближайшем ТО по Ф-1 самолетов Ан-24, 26, 30 разовый магнитопорошковый контроль вала винта после его демонтажа на обнаружение дефектов в зонах их возможного зарождения. При демотаже-монтаже вала винта строго соблюдать требования по взаимному расположению воздушного винта и вала редуктора и контролю момента затяжки гаек, изложенных в "Методике проверки состояния шлицевого соединения фланца вала редуктора двигателей АИ-20Д 5 серии и воздушного винта АВ-68ДМ", утвержденной 22.05 - 24.11.02г. ЗМКБ "Прогресс", ОАО "МоторСич" и ОАО "Аэросила".
    3. И.О. генерального директора ГосНИИ ГА обеспечить методическое сопровождение работ по п.1 и п.2.
    4. Контроль за исполнением настоящего Указания возложить на заместителей руководителей МТУ по ИАС, главных инженеров АРЗ. О результатах разового контроля проинформировать ДПЛГ ГВС, ЗМКБ "Прогресс", ГосНИИ ГА, ГЦ БП ВТ, включая информацию о всех случаях выявления дефектов вала винта, при этом указывать наработку двигателей СНЭ и ППР в часах и циклах, дату изготовления и последнего ремонта, наработку вала 24-511-006Р винта.
    5. ГосНИИ ГА обобщить результаты разового контроля и представить в ДПЛГ и ТР ГА предложения о необходимости и периодичности неразрушающего контроля вала винта двигателей типа АИ-24.
    Приложение:
    1. Технологическая карта "Контроль вала 24-511-006Р винта двигателя АИ-24 самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30 в условиях эксплуатации", разработанная НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА и утвержденная 09.04.03г. ДПЛГ и ТР ГА.
    2. "Методика проверки состояния шлицевого соединения фланца вала редуктора двигателей АИ-20Д 5 серии и воздушного винта АВ-68ДМ", утвержденная 22.05 - 24.11.02г. ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич" и ОАО "Аэросила".
    
    

Заместитель руководителя ДПГ и ТР ГА

Ю.И.Евдокимов

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного конструктора ЗМКБ "Прогресс"
16.06.00 В.Н.Денисюк

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного конструктора ОАО "Аэросила"
24.11.00 М.И.Шаталов

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного инженера ОАО "Мотор Сич"
25.05.00 В.Т.Ширков

    
МЕТОДИКА
проверки состояния шлицевого соединения фланца вала редуктора
двигателя АИ-20Д 5 серии и воздушного винта АВ-68ДМ

    
    С целью оценки технического состояния шлицевого соединения необходимо:
    1. Выполнить п.п. 4.1, 4.2, 4.3, технологической карты "4. Снятие винта с двигателя" Руководства АВ-68 ДМ.000.РЭ.
    2. Расконтрить гайки 60-518.
    3. Нанести на гайки 60-518 и шпильки 60-519А метки (карандашом или чертилкой) согласно рисунку.
    4. Карандашом или краской отметить (зафиксировать) взаимное расположение воздушного винта и вала редуктора двигателя (нанести метки на фланцах втулки винта и вала редуктора). Карандашом пронумеровать гайки, начиная от метки на фланце по направлению вращения винта.



         
    5. Проверить поочередно момент затяжки гаек в следующем порядке:
    - снять гайку 60-518;
    - протереть салфеткой, смоченной в бензине Б-70, а затем сухой чистой салфеткой  шпильку и гайку;
    - смазать резьбу шпильки и гайки рабочим маслом и завернуть гайку;
    - тарированным ключом МИ-500 с переходником МИ-508 затянуть гайку до совмещения меток (п. 3) на гайке и шпильке.
    Полученный момент затяжки гаек записать на эскизе шлицевого фланца вала редуктора (Приложение к Методике).
    6. Снять воздушный винт согласно Руководству АВ-68ДМ.000.РЭ.
    7. Протереть салфетками, смоченными в бензине Б-70 и затем сухими чистыми салфетками шлицевой фланец вала редуктора, шпильки и шлицы воздушного винта.
    8. С помощью лупы 4...7-кратного увеличения тщательно осмотреть шлицевой фланец вала редуктора на предмет наличия трещин.
    9. При обнаружении трещин определить их размер и нанести их на эскизе шлицевого фланца вала редуктора относительно метки (п. 4). Примечания:
    1). При наличии на фланце вала редуктора трещин, решение о допуске редуктора к дальнейшей эксплуатации принимают ЗМКБ "Прогресс" совместно с ОАО "Мотор Сич" по запросу своих представителей, проверяющих состояние вала редуктора с учетом п.2 примечания;
    2). Браковочными признаками вала редуктора, при которых дальнейшая эксплуатация редуктора недопустима, являются:
    - наличие по одной трещине более чем на 16 не расположенных рядом шлицах;
    - наличие трещин замыкающих отверстия под шпильки;
    - наличие трещин распространяющихся за пределы шлицевой части фланца;
    - наличие сквозных трещин;
    10. Произвести осмотр шпилек и шлицев корпуса винта в соответствии с бюллетенем № Н-1-96 БЭ-Г.
    11. При отсутствии трещин и повреждений фланца вала редуктора двигателя (п. 8) и втулки воздушного винта (п.10), или при положительном решении ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Мотор Сич" вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации вала редуктора, имеющего трещины (см. п. 9) установить винт на двигатель в отмеченном меткой (п. 4) положении. Установить на шпильки попарно, диаметрально-противоположно новые контровочные пластины.
    12. Выполнить центровку и крепление винта согласно п. 3.11 техкарты "3. Установка винта на двигатель" Руководства АВ-68ДМ.000 РЭ.
    ВНИМАНИЕ. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ МОМЕНТА ЗАТЯЖКИ ГАЕК 60-518, ПЕРЕД ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЗАТЯЖКОЙ, ПРОИЗВЕСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ ОБТЯЖКУ ИХ МОМЕНТОМ 22+2 КГС.М. ОБТЯЖКУ ПРОИЗВОДИТЬ В ТРИ ПРИЕМА:
    1). С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕХОДНИКА МИ-508 ОТ РУКИ ДО ОТКАЗА.
    2). ТАРИРОВОЧНЫМ КЛЮЧОМ МИ-508 С ПЕРЕХОДНИКОМ МИ-508 ДО МОМЕНТА 15... 17 КГС.М.
    3). ТАРИРОВОЧНЫМ КЛЮЧОМ МИ-500 С ПЕРЕХОДНИКОМ МИ-508 ДО МОМЕНТА 22...24 КГС.М.
    ОБТЯЖКУ ГАЕК ПРОИЗВОДИТЬ ПО ИХ НОМЕРАМ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
    1-9. 5-13, 3-11 , 7-15, 2-10, 6-14, 4-12, 8-16.
    13. Произвести окончательную затяжку гаек, для чего:
    - отвернуть на одну - две грани гайки номер 1 и 9;
    - затянуть гайки моментом 18...22 кгс м.
    Окончательно затянуть остальные гайки соблюдая нумерацию, указанную в пункте 12.
    14. Запустить двигатель и выполнить гонку по графику опробования (20-550-010РЭ, разд.3.3.)
    15. Выполнить работы согласно п.13. Законтрить гайки лепестками пластины 60-862.
    16. О результатах проведенных работ по настоящей методике составить технический акт, сделать записи в формуляре двигателя и паспорте воздушного винта.
    Примечания:
    1). Работы по настоящей методике выполняет эксплуатирующее предприятие совместно с представителем ОАО "Мотор Сич" или ЗМКБ "Прогресс".
    2). Контрольные пластины 60-862 поставляет ОАО "Гидроагрегат" по заявкам и за счет эксплуатирующих предприятий.
    

    

Начальник ОССД
ЗМКБ "Прогресс"
А.Д.Самарский

Начальник ЭРО
ОАО "Мотор Сич"
Б.П.Лаухин

    
    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель руководителя
Департамента ПЛГ и ТР ГА
________________ Ю.И. Евдокимов
09.04.2003г.

СОГЛАСОВАНО
Главный конструктор
ЗМКБ "Прогресс"
________________ П.И. Соловьев
14.04.2003г.


Технологическая карта
Контроль вала 24-511-006Р винта двигателя АИ-24
самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30 в условиях эксплуатации

    

Разработано НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА:
Директор НЦ ПЛГ ВС
________ Громов М.С.

Согласовано:
И.О. Директора НЦ АД и СУ ГосНИИ ГА
___________ Бармин В.И.

Начальник отдела 137
__________ Миколайчук Ю.А.

Начальник отдела
____________ Сергеев А.И.

Ведущий инженер отдела 137
___________ Петренко Л.Л.

 

    
    
    
    

К РО самолета

Технологическая карта

На страницах

Ан-24, 26, 30

 

 

 

 

 

 

Контроль вала 24-511-006Р винта

 

Пункт РО

двигателя АИ-24

Трудоемкость,

 

 

чел. ч.

 

 

 

 

Работы, выполняе-

Кон-

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

мые при отклонени-

троль

 

ях от ТТ

   

1.Исходные данные технологического задания.

 

 

1.1. Материал контролируемого вала сталь 40ХНМА, поверхность

 

 

кадмирована.

 

 

1.2. Метод контроля - магнитопорошковый, способом остаточной на

 

 

магниченности и приложенного поля с использованием намагни

 

 

чивающего кабеля и электромагнита.

 

 

1.3. Контроль вала производится:

 

 

-после демонтажа кока без демонтажа воздушного вала;

 

 

-после демонтажа воздушного винта.

 

 

1.4. Контролю подлежат:

 

 

-галтельный переход цилиндрической части вала к фланцу и

 

 

упорный буртик. Зона контроля 1(см. рис.1), как при установ

 

 

ленном, так и при демонтированном воздушном винте;

 

 

-наружная поверхность фланца, зона контроля 2 (рис.2), как

 

 

при установленном, так и при демонтированном винте;

 

 

-отверстия под шпильки во фланце вала и прилегающая к ним

 

 

зона со стороны шлицевой и наружной частей фланца, зона кон

 

 

троля 3 (рис.3), после демонтажа воздушного винта;

 

 

-поверхность шлицев и впадин и прилагающая к ним зона флан

 

 

ца со стороны шлицевой части, зона контроля 4 (рис.3), после

 

 

демонтажа воздушного винта.

 

 

    

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ

 

    1.5. При выполнении требовании настоящей технологической карты обеспечивается надежное обнаружение по оседанию магнитного порошка в виде четкого плотного валика трещин следующих размеров:
    -в зоне 1 протяженностью 20 мм и более;
    -в зоне 2 протяженностью 20 мм и более;
    -в зоне 3 протяженностью 10 мм и более;
    -в зоне 4 протяжённостью 10 мм и более.
ВНИМАНИЕ: Приведенные выше размеры трещин указаны с учетом реальной чувствительности контроля (доступность к осмотру зон контроля, наличие мешающих факторов и др.). Отложение магнитного порошка на поверхностях зон контроля в виде четкого валика любых размеров должно быть зафиксировано, проанализировано и дано заключение о годности или дефектности детали.
    2. Подготовительные работы.
    2.1.Снимите кок с двигателя в соответствии с РТО и воздушный винт, если демонтаж последнего предусмотрен руководящими документами.
    2.2. Подготовьте контролируемые поверхности вала путем промывки с помощью керосина и волосяной щетки, а также удалите следы коррозии на поверхностях контроля.
    2.3. Приготовьте магнитную суспензию на основе керосина ТС-1 и трансформаторного масла (или масла МК) 50/50% по объему при концентрации магнитного порошка по ТУ6-36-05800165-1009-93 25±5 на литр или используйте "МИД-1", "МИД-2".
    2.4. Проверьте качество магнитной суспензии и работоспособность дефектоскопа на контрольном образце ОСО-МД.
    2.5. Установите стремянки с двух сторон от двигателя так, чтобы

 

 

    

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ

 

они не препятствовали в дальнейшем проварачиванию воздушного винта и расположите на них дефектоскоп в непосредственной близости от вала винта.
    3. Технология проведения контроля.
    3.1. Контролю подлежат зоны № 1, № 2, № 3, № 4 (см.рис. 1, 2, 3). Зоны 1 и 2 контролируются как при установленном, так и при демонтированном воздушном винте, зоны 3 и 4 только при демонтированном воздушном винте.
    3.2. Контроль зоны № 1 и № 2 производится следующим образом. Намотайте на вал в зоне галтельного перехода не менее 3-х витков намагничивающего кабеля. Подключите кабель к импульсному блоку дефектоскопа и пропустите по нему ток (не менее 3-х импульсов) поочередным нажатием на кнопку "ПУСК" (рис.4).
    Примечание: Намотку кабеля на вал при установленном воздушном винте рекомендуется осуществлять двумя специалистами, находящимися на стремянках по обе стороны от двигателя.
    3.2.1. Снимите кабель и нанесите магнитную суспензию способом полива или аэрозольно на галтельный переход (зона 1) и наружную поверхность фланца (зона 2). При установленном воздушном винте наносить магнитную суспензию и осматривать зону 1 и 2 рекомендуется по участкам проворачивая вал за лопасти воздушного винта.
    3.2.2. После стекания основной массы суспензии осмотрите контролируемую зону № 1 по всей окружности галтельного перехода вала, включая осмотр визуальной части упорного бурта (см. рис.5). При осмотре применяйте подсвет, лупу, поворотное зеркало или жесткий или гибкий эндоскоп с боковым обзором при их наличии.
    Примечание: В связи с тем, что при изготовлении вала винта допускаются риски на поверхности галтельного перехода возможно отложение по ним магнитного порошка вследствие как слабого рассеивания магнитного поля над риской, так и механического

 

 

    

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ

 

удержания частичек магнитопорошковой суспензии в виде скопления частиц. При наличии трещин значительной протяженности (см. п.1.5) отложение порошка над ними будет в виде четкого валика. Примером четкого валика может служить отложение над трещиной образца ОСО МД.
    3.2.3. Осмотрите Зону № 2. Особое внимание обращайте на зоны вокруг отверстий. При установленном воздушном винте осмотр затруднен из-за наличия гаек. Осмотр осуществляйте обязательно с применением поворотного зеркала и подсвета. При наличии жесткого или гибкого эндоскопа с боковым обзором осмотр проводите с их применением.
    3.2.4. При отсутствии отложений магнитного порошка в виде четких валиков в зоне № 1 и № 2 проведите размагничивание зоны.
    3.2.5. Повторите намотку кабеля (не менее 3-х витков) в зоне галтели и переключите на импульсном блоке дефектоскопа переключатель в положение "Размагничивание" и нажмите кнопку "ПУСК". Цикл размагничивания повторите еще один раз.
    3.2.6. Удалите кабель из Зоны № 1.
    3.3. Контроль, в Зонах отверстий под стяжные шпильки (зона № 3) осуществляется с использованием гибкого кабеля, пропущенного змейкой в отверстия (см. рис. 6а).
    3.3.1. Пропустите кабель через отверстия и подсоедините его к дефектоскопу.
    3.3.2. Произведите намагничивание нажатием на кнопку "ПУСК" (не менее 3-х раз).
    3.3.3. Снимите кабель и нанесите магнитную суспензию на поверхности зоны контроля № 3 у каждого из отверстий со стороны шлицев и наружной стороны.
    Внимание: С целью исключения попадания магнитопорошковой суспензии во внутренние полости вала винта необходимо закрыть





    

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ

 

    х/б салфетками зазор между валом винта и пробкой маслоперепускной и отверстие самой пробки. По окончании работ не забудьте удалить х/б салфетки.
    3.3.4. После полного отекания суспензии осмотрите внутреннюю поверхность отверстий и зону на расстоянии до 10 мм от отверстия.
    3.3.5. Произведите размагничивание зоны №/3. С этой целью повторите п.3.3.1 и выполните соответствующие операции аналогично п. 3.2.5.
    3.4. Контроль поверхности фланца со стороны шлицев (зона № 4) производится с помощью электромагнита способом приложенного поля (см. рис.6 б,в).
    3.4.1. Подключите электромагнит к дефектоскопу и установите максимальный намагничивающий ток ручкой "Ток" на панели дефектоскопа.
    34.2. Установите на фланец полюса электромагнита и отметьте карандашом места установки полюсов электромагнита. На рис. 66 они показаны как полюса "N" и "S" . Зона от каждого намагничивающего полюса электромагнита в 20 мм считается неконтролепригодной.
    Включите ток с помощью выключателя (дефектоскоп ПМД-70) или кнопки "ПУСК" (дефектоскоп МПД-1).
    3.4.3. Во время намагничивания нанесите магнитную суспензию на поверхность шлицевого соединения вала (рис. 6в).
    3.4.4.После полного отекания суспензии отключите намагничивающий ток и осмотрите зону между полюсами электромагнита с помощью лупы 2х-4х крат. Осмотру подлежат боковые поверхности шлицев и их впадины.
    3.4.5.Переставьте полюса электромагнита на следующий участок поверхности фланца (рис. 66) с таким расчетом, чтобы неконтролируемые зоны (площадка под полюсами электромагнита и зона 20 мм вокруг них) находились внутри следующего участка.
    3.4.6.Повторите п.3.4.1, п.3.4.2, п.3.4.3 и п.3.4.4.

 

 

    

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ

 

    3.4.7. Переставьте полюса электромагнита в следующее положение (не менее 4-х положений) и повторите п.3.4.1, п.3.4.2, п.3.4.3 и п.3.4.4.
    Примечание: В процессе перестановок рекомендуется не менять
    местами полюса электромагнита.
    3.4.8. При обнаружении отложений магнитного порошка в контролируемых зонах в виде четкого плотного валика различной протяженности размагнитьте эту зону контроля и произведите повторный контроль. Повторное отложение порошка в отмеченной Зоне свидетельствует о наличии дефекта материала типа трещины.
    Эксплуатация с обнаруженными трещинами не допускается
    3.4.9. После намагничивания и осмотра всей зоны шлицевого соединения фланца вала произведите размагничивание путем установки электромагнита на шлицевую поверхность. С этой целью поставьте переключатель работ на дефектоскопе в положение "Размагничивание" и включите ток. По окончании цикла размагничивания этого участка сместите крайний полюс электромагнита по окружности вала, оставив другой на том же месте и повторите цикл размагничивания. Деталь будет размагничена в том случае, если размагничивание произведено по всей длине окружности фланца вала.

 

 

    

Содержание операции и технические требования ( ТТ )

Работы, выполняе-
мые при отклоне-
ниях от ТТ

 

3.4.10. Проверьте качество размагниченности фланца вала согласно рекомендаций, изложенных в Руководстве ГосНИИ ГА по применению магнитопорошкового метода контроля, введенных в 1982г. В случае некачественного размагничивания процесс размагничивания повторите.

 

 

Контрольно-проверочная аппаратура (КПА)

Инструмент и приспособления

Расходуемые материалы

Переносной дефектоскоп ПМД-70 или МПД-1; кабель сечением 10 мм (декфектоскоп ПМД-70); МИД-1 или МИД-2; магнитная суспензия 25 г на литр; магнитный порошок ТУ 6-36-05-800-165-1009-93; ОСО-МД, лупа 2-х - 4-х крат; эндоскоп жесткий или гибкий любого типа с боковым обзором.

Комплект инструмента для демонтажа вала винта, поворотное зеркало.

Керосин ТС-1 или Т-1; трансформаторное или масло МК-8, х/б салфетки, наждачное полотно, волосяная кисть.

    

         

    

Рис.1 Зона контроля 1 и места возможного зарождения усталостпых
трещин в галтельном переходе вала винта двигателя АИ-24.

    


Рис.2. Зона контроля 2. Вид на фланец вала винта двигателя АИ-24
(по полету) и места возможного зарождения усталостных трещин.

         

    
    

         

Рис. 4 Положение намагничивающего кабеля в зоне контроля 1.

              

   

Рис. 5 Осмотр в зонах контроля 1 и 2 после нанесения магнитопорошковой
суспензии с применением поворотного зеркала и жесткого эндоскопа.

    
    


Рис. 6 Намагничивание и осмотр в зонах контроля 3 и 4
после нанесения магнитопорошковой суспензии.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование