- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям авиапредприятий, |
После взлета в а/п Новосибирск 06.02.03г. произошел инцидент с самолетом Ан-24 № RА 46828 ОАО "Авиакомпания "Ютэйр" по причине полного разрушения вала винта правого двигателя с отделением воздушного винта.
НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА разработаны технологии контроля вала 24-511-006Р винта двигателей типа АИ-24 и апробированы в условиях эксплуатации.
В связи с изложенным и с целью предупреждения проявившегося опасного дефекта предлагаю:
1. Провести на ближайшем ТО по Ф-Б самолетов Ан-24, 26, 30 разовый магнитопорошковый контроль вала винта без его демонтажа на обнаружение грубых дефектов.
2. Провести на ближайшем ТО по Ф-1 самолетов Ан-24, 26, 30 разовый магнитопорошковый контроль вала винта после его демонтажа на обнаружение дефектов в зонах их возможного зарождения. При демотаже-монтаже вала винта строго соблюдать требования по взаимному расположению воздушного винта и вала редуктора и контролю момента затяжки гаек, изложенных в "Методике проверки состояния шлицевого соединения фланца вала редуктора двигателей АИ-20Д 5 серии и воздушного винта АВ-68ДМ", утвержденной 22.05 - 24.11.02г. ЗМКБ "Прогресс", ОАО "МоторСич" и ОАО "Аэросила".
3. И.О. генерального директора ГосНИИ ГА обеспечить методическое сопровождение работ по п.1 и п.2.
4. Контроль за исполнением настоящего Указания возложить на заместителей руководителей МТУ по ИАС, главных инженеров АРЗ. О результатах разового контроля проинформировать ДПЛГ ГВС, ЗМКБ "Прогресс", ГосНИИ ГА, ГЦ БП ВТ, включая информацию о всех случаях выявления дефектов вала винта, при этом указывать наработку двигателей СНЭ и ППР в часах и циклах, дату изготовления и последнего ремонта, наработку вала 24-511-006Р винта.
5. ГосНИИ ГА обобщить результаты разового контроля и представить в ДПЛГ и ТР ГА предложения о необходимости и периодичности неразрушающего контроля вала винта двигателей типа АИ-24.
Приложение:
1. Технологическая карта "Контроль вала 24-511-006Р винта двигателя АИ-24 самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30 в условиях эксплуатации", разработанная НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА и утвержденная 09.04.03г. ДПЛГ и ТР ГА.
2. "Методика проверки состояния шлицевого соединения фланца вала редуктора двигателей АИ-20Д 5 серии и воздушного винта АВ-68ДМ", утвержденная 22.05 - 24.11.02г. ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич" и ОАО "Аэросила".
Заместитель руководителя ДПГ и ТР ГА |
Ю.И.Евдокимов |
УТВЕРЖДАЮ |
УТВЕРЖДАЮ |
УТВЕРЖДАЮ |
МЕТОДИКА
проверки состояния шлицевого соединения фланца вала редуктора
двигателя АИ-20Д 5 серии и воздушного винта АВ-68ДМ
С целью оценки технического состояния шлицевого соединения необходимо:
1. Выполнить п.п. 4.1, 4.2, 4.3, технологической карты "4. Снятие винта с двигателя" Руководства АВ-68 ДМ.000.РЭ.
2. Расконтрить гайки 60-518.
3. Нанести на гайки 60-518 и шпильки 60-519А метки (карандашом или чертилкой) согласно рисунку.
4. Карандашом или краской отметить (зафиксировать) взаимное расположение воздушного винта и вала редуктора двигателя (нанести метки на фланцах втулки винта и вала редуктора). Карандашом пронумеровать гайки, начиная от метки на фланце по направлению вращения винта.
5. Проверить поочередно момент затяжки гаек в следующем порядке:
- снять гайку 60-518;
- протереть салфеткой, смоченной в бензине Б-70, а затем сухой чистой салфеткой шпильку и гайку;
- смазать резьбу шпильки и гайки рабочим маслом и завернуть гайку;
- тарированным ключом МИ-500 с переходником МИ-508 затянуть гайку до совмещения меток (п. 3) на гайке и шпильке.
Полученный момент затяжки гаек записать на эскизе шлицевого фланца вала редуктора (Приложение к Методике).
6. Снять воздушный винт согласно Руководству АВ-68ДМ.000.РЭ.
7. Протереть салфетками, смоченными в бензине Б-70 и затем сухими чистыми салфетками шлицевой фланец вала редуктора, шпильки и шлицы воздушного винта.
8. С помощью лупы 4...7-кратного увеличения тщательно осмотреть шлицевой фланец вала редуктора на предмет наличия трещин.
9. При обнаружении трещин определить их размер и нанести их на эскизе шлицевого фланца вала редуктора относительно метки (п. 4). Примечания:
1). При наличии на фланце вала редуктора трещин, решение о допуске редуктора к дальнейшей эксплуатации принимают ЗМКБ "Прогресс" совместно с ОАО "Мотор Сич" по запросу своих представителей, проверяющих состояние вала редуктора с учетом п.2 примечания;
2). Браковочными признаками вала редуктора, при которых дальнейшая эксплуатация редуктора недопустима, являются:
- наличие по одной трещине более чем на 16 не расположенных рядом шлицах;
- наличие трещин замыкающих отверстия под шпильки;
- наличие трещин распространяющихся за пределы шлицевой части фланца;
- наличие сквозных трещин;
10. Произвести осмотр шпилек и шлицев корпуса винта в соответствии с бюллетенем № Н-1-96 БЭ-Г.
11. При отсутствии трещин и повреждений фланца вала редуктора двигателя (п. 8) и втулки воздушного винта (п.10), или при положительном решении ЗМКБ "Прогресс" и ОАО "Мотор Сич" вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации вала редуктора, имеющего трещины (см. п. 9) установить винт на двигатель в отмеченном меткой (п. 4) положении. Установить на шпильки попарно, диаметрально-противоположно новые контровочные пластины.
12. Выполнить центровку и крепление винта согласно п. 3.11 техкарты "3. Установка винта на двигатель" Руководства АВ-68ДМ.000 РЭ.
ВНИМАНИЕ. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ МОМЕНТА ЗАТЯЖКИ ГАЕК 60-518, ПЕРЕД ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЗАТЯЖКОЙ, ПРОИЗВЕСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ ОБТЯЖКУ ИХ МОМЕНТОМ 22+2 КГС.М. ОБТЯЖКУ ПРОИЗВОДИТЬ В ТРИ ПРИЕМА:
1). С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕХОДНИКА МИ-508 ОТ РУКИ ДО ОТКАЗА.
2). ТАРИРОВОЧНЫМ КЛЮЧОМ МИ-508 С ПЕРЕХОДНИКОМ МИ-508 ДО МОМЕНТА 15... 17 КГС.М.
3). ТАРИРОВОЧНЫМ КЛЮЧОМ МИ-500 С ПЕРЕХОДНИКОМ МИ-508 ДО МОМЕНТА 22...24 КГС.М.
ОБТЯЖКУ ГАЕК ПРОИЗВОДИТЬ ПО ИХ НОМЕРАМ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
1-9. 5-13, 3-11 , 7-15, 2-10, 6-14, 4-12, 8-16.
13. Произвести окончательную затяжку гаек, для чего:
- отвернуть на одну - две грани гайки номер 1 и 9;
- затянуть гайки моментом 18...22 кгс м.
Окончательно затянуть остальные гайки соблюдая нумерацию, указанную в пункте 12.
14. Запустить двигатель и выполнить гонку по графику опробования (20-550-010РЭ, разд.3.3.)
15. Выполнить работы согласно п.13. Законтрить гайки лепестками пластины 60-862.
16. О результатах проведенных работ по настоящей методике составить технический акт, сделать записи в формуляре двигателя и паспорте воздушного винта.
Примечания:
1). Работы по настоящей методике выполняет эксплуатирующее предприятие совместно с представителем ОАО "Мотор Сич" или ЗМКБ "Прогресс".
2). Контрольные пластины 60-862 поставляет ОАО "Гидроагрегат" по заявкам и за счет эксплуатирующих предприятий.
Начальник ОССД |
Начальник ЭРО |
УТВЕРЖДАЮ |
СОГЛАСОВАНО |
Технологическая карта
Контроль вала 24-511-006Р винта двигателя АИ-24
самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30 в условиях эксплуатации
Разработано НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА: |
Согласовано: |
Начальник отдела 137 |
Начальник отдела |
Ведущий инженер отдела 137 |
|
К РО самолета |
Технологическая карта |
На страницах | |
Ан-24, 26, 30 |
|
| |
|
|
| |
|
Контроль вала 24-511-006Р винта |
| |
Пункт РО |
двигателя АИ-24 |
Трудоемкость, | |
|
|
чел. ч. | |
|
|
| |
|
Работы, выполняе- |
Кон- | |
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
мые при отклонени- |
троль | |
|
ях от ТТ |
| |
1.Исходные данные технологического задания. |
|
| |
1.1. Материал контролируемого вала сталь 40ХНМА, поверхность |
|
| |
кадмирована. |
|
| |
1.2. Метод контроля - магнитопорошковый, способом остаточной на |
|
| |
магниченности и приложенного поля с использованием намагни |
|
| |
чивающего кабеля и электромагнита. |
|
| |
1.3. Контроль вала производится: |
|
| |
-после демонтажа кока без демонтажа воздушного вала; |
|
| |
-после демонтажа воздушного винта. |
|
| |
1.4. Контролю подлежат: |
|
| |
-галтельный переход цилиндрической части вала к фланцу и |
|
| |
упорный буртик. Зона контроля 1(см. рис.1), как при установ |
|
| |
ленном, так и при демонтированном воздушном винте; |
|
| |
-наружная поверхность фланца, зона контроля 2 (рис.2), как |
|
| |
при установленном, так и при демонтированном винте; |
|
| |
-отверстия под шпильки во фланце вала и прилегающая к ним |
|
| |
зона со стороны шлицевой и наружной частей фланца, зона кон |
|
| |
троля 3 (рис.3), после демонтажа воздушного винта; |
|
| |
-поверхность шлицев и впадин и прилагающая к ним зона флан |
|
| |
ца со стороны шлицевой части, зона контроля 4 (рис.3), после |
|
| |
демонтажа воздушного винта. |
|
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ |
|
1.5. При выполнении требовании настоящей технологической карты обеспечивается надежное обнаружение по оседанию магнитного порошка в виде четкого плотного валика трещин следующих размеров: |
|
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ |
|
они не препятствовали в дальнейшем проварачиванию воздушного винта и расположите на них дефектоскоп в непосредственной близости от вала винта. |
|
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ |
|
удержания частичек магнитопорошковой суспензии в виде скопления частиц. При наличии трещин значительной протяженности (см. п.1.5) отложение порошка над ними будет в виде четкого валика. Примером четкого валика может служить отложение над трещиной образца ОСО МД. |
|
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ |
|
х/б салфетками зазор между валом винта и пробкой маслоперепускной и отверстие самой пробки. По окончании работ не забудьте удалить х/б салфетки. |
|
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ |
|
3.4.7. Переставьте полюса электромагнита в следующее положение (не менее 4-х положений) и повторите п.3.4.1, п.3.4.2, п.3.4.3 и п.3.4.4. |
|
|
Содержание операции и технические требования ( ТТ ) |
Работы, выполняе- |
| ||
3.4.10. Проверьте качество размагниченности фланца вала согласно рекомендаций, изложенных в Руководстве ГосНИИ ГА по применению магнитопорошкового метода контроля, введенных в 1982г. В случае некачественного размагничивания процесс размагничивания повторите. |
|
| ||
Контрольно-проверочная аппаратура (КПА) |
Инструмент и приспособления |
Расходуемые материалы | ||
Переносной дефектоскоп ПМД-70 или МПД-1; кабель сечением 10 мм (декфектоскоп ПМД-70); МИД-1 или МИД-2; магнитная суспензия 25 г на литр; магнитный порошок ТУ 6-36-05-800-165-1009-93; ОСО-МД, лупа 2-х - 4-х крат; эндоскоп жесткий или гибкий любого типа с боковым обзором. |
Комплект инструмента для демонтажа вала винта, поворотное зеркало. |
Керосин ТС-1 или Т-1; трансформаторное или масло МК-8, х/б салфетки, наждачное полотно, волосяная кисть. |
Рис.1 Зона контроля 1 и места возможного зарождения усталостпых
трещин в галтельном переходе вала винта двигателя АИ-24.
Рис.2. Зона контроля 2. Вид на фланец вала винта двигателя АИ-24
(по полету) и места возможного зарождения усталостных трещин.
Рис. 4 Положение намагничивающего кабеля в зоне контроля 1.
Рис. 5 Осмотр в зонах контроля 1 и 2 после нанесения магнитопорошковой
суспензии с применением поворотного зеркала и жесткого эндоскопа.
Рис. 6 Намагничивание и осмотр в зонах контроля 3 и 4
после нанесения магнитопорошковой суспензии.