почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
25
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ АЭРОПОРТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ВНТП 6-85 МГА

Москва 1986

    
    УДК 629.735.082.6
    
    РАЗРАБОТАНЫ Государственным проектно-изыскательским научно-исследовательским институтом гражданской авиации Аэропроект.
    Руководитель темы канд. техн. наук Е.И. Кухтерин.
    Ответственный исполнитель  инж. О.Н. Жиляев.
    
    ВНЕСЕНЫ Министерством гражданской авиации.
    ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом экспертизы проектов и смет Министерства гражданской авиации.
    Исполнители А.Л. Чуркин, О.Ф. Кленин.
    
    С введением в действие настоящих Норм утрачивают силу "Нормы технологического проектирования объектов авиатопливообеспечения аэропортов" (ВНТП 6-79).
    Согласованы с Госстроем СССР и ГКНТ СССР 27 января 1986 г., № 45-5; утверждены МГА 6 февраля 1986 г.
    
    

Министерство гражданской авиации (МГА)

Ведомственные нормы технологического проектирования

ВНТП 6-85
МГА


Объекты авиатопливообеспечения аэропортов гражданской авиации

Взамен
ВНТП 6-79
МГА

Внесены Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской авиации Аэропроект

Утверждены министерством гражданской авиации 6 февраля 1986 г.

Срок введения в Действие
1 июля 1986 г.

    
    

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящие Нормы распространяются на проектирование новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов авиатопливообеспечения в аэропортах, за исключением резервуарных парков в заглубленном (защищенном) исполнении.
    1.2. Объекты авиатопливообеспечения предназначены для обеспечения кондиционными горюче-смазочными материалами (ГСМ) авиационной и наземной техники предприятий, а также базирующихся на их территории других организаций гражданской авиации.
    1.3. Мощность объектов авиатопливообеспечения должна определяться по действующим "Нормам технологического проектирования аэропортов".
    1.4. При проектировании объектов авиатопливообеспечения, кроме требований настоящих Норм, следует руководствоваться главой СНиП П-106-79, соответствующими нормативными документами, утвержденными Госстроем СССР, МГА и технической документацией заводов-изготовителей технологического оборудования.
         

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ОБЪЕКТОВ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

    2.1. В зависимости от вместимости резервуарного парка склады ГСМ аэропортов классифицируются по группам и категориям в соответствии со СНиП П-106-79.
    2.2. Системы ЦЗС в зависимости от производительности подразделяются на категории в соответствии с табл. I.

Таблица 1

Категория системы ЦЗС

Производительность системы,

I (высокой производительности)

Свыше 200

II (средней производительности)

Свыше 40 до 200

III (малой производительности)

До 40

    
    2.3. Основными объектами авиатопливообеспечения аэропорта являются наземные склады ГСМ, средства и системы заправки воздушных судов топливом, транспортные топливопроводы, принадлежащие предприятию гражданской авиации.
    2.4. В каждом аэропорту, как правило, следует предусматривать один расходный склад, обеспечивающий прием, хранение, подготовку и выдачу ГСМ.
    При невозможности поставки ГСМ непосредственно на расходный склад, при соответствующем экономическом обосновании, должен предусматриваться перевалочный склад.
    При расположении сооружений системы ЦЗС на участке расходного склада ГСМ следует совмещать сооружения, сходные по функциональному назначению.
    2.5. Расходный склад ГСМ должен обеспечивать выполнение следующих технологических операций:
    - прием ГСМ;
    - перекачку ГСМ по внутрискладским и технологическим трубопроводам;
    - фильтрацию топлив* при приеме в резервуары;
    
    ____________________________
    *) здесь и далее по тексту под термином "топливо" подразумеваются авиакеросины и авиабензины.
    
    - хранение ГСМ;
    - отстаивание топлив в резервуарах и удаление отстоя;
    - верхний забор топлив из расходных резервуаров;
    - фильтрацию и сепарацию (водоотделение) топлив при выдаче их в стационарные и подвижные средства заправки;
    - выдачу ГСМ для заправки воздушных судов (ВС) и для других нужд аэропорта, а также приписным аэропортам;
    - выдачу автотракторных ГСМ;
    - фильтрацию и добавление в авиакеросин противоводокристаллизационной (ПВК) жидкости;
    - контроль качества ГСМ в процессе их приема, хранения и выдачи;
    - учет количества принятых, хранимых и отпускаемых ГСМ;
    - сокращение потерь, сбор и утилизацию топлив;
    - подогрев масел и воды, составление смесей авиамасел;
    - приготовление и подогрев водных растворов противообледенительных жидкостей и их выдача;
    - сбор, хранение и отгрузку отработанных авиамасел;
    - подготовку и выдачу дистиллированной воды.
    2.6. Перевалочный склад ГСМ должен обеспечивать выполнение следующих операций:
    - прием ГСМ;
    - фильтрации топлив при приеме в резервуары, кратковременное хранение ГСМ;
    - отстаивание топлив в резервуарах и удаление отстоя;
    - перекачку ГСМ по внутрискладским и транспортным трубопроводам;
    - выдачу ГСМ;
    - контроль качества ГСМ при приеме, хранении и выдаче;
    - фильтрацию топлив при выдаче;
    - учет количества принятых, хранимых и выдаваемых ГСМ;
    - сокращение потерь, сбор и утилизацию ГСМ;
    - сбор, хранение и отгрузку отработанных авиамасел.
    2.7. В аэропортах следует предусматривать следующие средства заправки ВС: подвижные (передвижные), стационарные и комбинированные.
    2.8. В качестве подвижных средств заправки ВС следует использовать топливозаправщики (ТЗ) и маслозаправщики (МЗ), наполняемые на складах и доставляющие ГСМ к местам стоянки ВС.
    2.9. К стационарным средствам относятся системы централизованной заправки ВС, обеспечивающие непрерывную подачу требуемого количества топлива непосредственно из резервуаров по трубопроводам через гидрантные колонки в баки ВС.
    2.10. При комбинированной заправке используется как подвижные, так и стационарные средства заправки.
    2.11. Технологическая схема системы ЦЭС должна предусматривать следующие операции:
    - предварительную фильтрацию топлива при приеме его в расходные резервуары;
    - отстаивание и верхний забор топлива из резервуаров;
    - фильтрацию и сепарацию (водоотделение) топлива, подаваемого на заправку;
    - подачу топлива на заправку ВС;
    - подачу топлива на налив ТЗ (в упрощенных системах ЦЗС может не предусматриваться);
    - регулирование режимов подачи топлива по расходу и давлению;
    - дозирование противоводокристаллизационной жидкости (ПВК жидкости) в топливо;
    - учет количества выдаваемого топлива;
    - защиту оборудования и трубопроводов от гидроударов и статического электричества;
    - освобождение трубопроводов и технологического оборудования от топлива;
    - обратный слив топлива из раздаточных рукавов (в автоматизированных системах ЦЗС выполняется заправочными агрегатами, в упрощенных - стационарной системой обратного слива);
    - проверку работоспособности передвижных заправочных агрегатов и гидрантных колонок.
    2.12. При разработке технологической схемы системы ЦЗС следует обеспечивать максимальную надежность системы путем применения соответствующей трубопроводной обвязки и оборудования, обеспечивающих возможность отключения отдельных участков и устройств, не прекращая заправки ВС.
    2.13. Для каждой марки ГСМ следует предусматривать необходимый комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий сохранность их количества и качества при приеме, хранении, перекачке и выдаче.
    2.14. В состав объектов авиатопливообеспечения в зависимости от класса аэропорта, способа доставки ГСМ, расчетной потребности и других конкретных условий включаются основные здания, сооружения и оборудование, приведенные в табл. 2.
    2.15. Расположение объектов авиатопливообеспечения относительно остальных сооружений аэропорта принимается с учетом требований глав СНиП П-106-79, СНиП П-89-80 и обязательного приложения 1.
    

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ
ОБЪЕКТОВ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Устройства и оборудование для
приема ГСМ

    3.1. Для приема ГСМ из железнодорожных цистерн на складах ГСМ следует предусматривать специальные железнодорожные тупики с эстакадами и отдельными сливными устройствами, рассчитанными на маршрутный, групповой или одиночный слив вагонов-цистерн, в том числе вместимостью 120 .
    Расстояние между железнодорожными сливными устройствами (технологический шаг) следует принимать 12 м.
    При количестве одновременно сливаемых цистерн не более двух могут применяться отдельные сливные устройства, а в остальных случаях - сливные эстакады. При этом необходимо предусматривать оборудование как для нижнего, так и для верхнего слива.

Таблица 2

Наименование сооружений, помещений и оборудования

Назначение

Расходный склад

Перева-
лочный склад

Система
I, II категории

ЦЗС III категории

1

2

3

4

5

6

Транспортные топливопроводы

Подача топлива на склад ГСМ

+

+

+

+

Пункт приема топлива по трубопроводу

Учет и предварительная фильтрация топлива

+

+

+

+

Оборудование железнодорожных тупиков эстакадами или одиночными стояками

Прием ГСМ из железнодорожных цистерн

+

+

-

-

Береговое оборудование морских или речных причалов

Прием ГСМ из наливных судов

+

+

-

-

Разгрузочные платформы и пдощадки с погрузочно-разгрузочными средствами механизации

Прием ГСМ в таре

+

+

-

-

Резервуары без внутреннего антикоррозионного покрытия

Утилизация ГСМ, хранение ПВК жидкости, противообледенительной жидкости

+

+

+

+

Резервуары с внутренним противокоррозионным покрытием

Хранение, отстой и выдача топлива, авиамасел

+

+

+

+

Тарные хранилища

Хранение ГСМ в таре и порожней тары, хранение спирта

+

+

-

-

Складирование техимущества

Хранение техимущества, оборудования и запчастей

+

+

+

+

Средства перекачки (насосные станции, камеры или отдельные насосные агрегаты)

Перекачка ГСМ при внутрискладсхих операциях, а также выдача топлив в топливозаправщики, в систему ЦЗС

+

+

+

+

Средства фильтрации

Очистка топлив от воды и механических примесей

+

+

+

+

Внутрискладские трубопроводы с внутренним противокоррозионным покрытием, нанесенным в заводских условиях

Для перекачки ГСМ при приеме, внутрискладских операциях и выдаче в топливозаправщики

+

+

+

+

Технологические трубопроводы с внутренним противокоррозионным покрытием нанесенным в заводских условиях

Подача топлива к местам заправки ВС

-

-

+

+

Трубопроводы без внутреннего противокоррозионного покрытия

Прием, внутрискладские операции и выдача спецжидкостей

+

+

-

-

Средства выдачи и учета топлива, дозирования и фильтрации ПBK жидкости (автоматизированные пункты налива)

Налив авиатоплив с ПВК жидкостью и без нее в топливозаправщики и автотопливоцистерны (АТЦ)

+

+

+

+

Средства подогрева и выдачи авиамасел (маслостанция)

Подогрев авиамасел и выдача их в маслозаправщики, бочки

+

+

-

-

Средства приготовления и выдачи противообледенительных жидкостей

Приготовление и выдача противообледенительных жидкостей

+

+

-

-

Средства подготовки и выдачи дистиллированной воды

Подготовка и выдача дистиллированной воды

+

+

-

-

Устройство для борьбы с гидроударами (гидроамортизаторы)

Защита оборудования от гидроударов

+

+

+

+

Средства дистанционного управления насосными агрегатами

Дистанционный пуск и остановка насосных агрегатов

+

+

+

+

Средства автоматического регулирования необходимой подачи топлива агрегатами

Автоматический запуск, подключение необходимого количества насосных агрегатов, их остановка и контроль за средствами автоматизации системы ЦЗС

-

-

+

-

Средства аварийной остановки системы ЦЗС

Предупреждение аварий и потерь топлив

-

-

+

-

Лаборатория ГСМ

Контроль качества принимаемых, хранящихся и выдаваемых ГСМ

+

-

-

-

Технологические колодцы

Размещение трубопроводной и специальной арматуры

+

+

+

+

Гидрантные и присоединительные колонки

Обеспечение подсоединения раздаточных рукавов заправочного агрегата, (ЗА) необходимого режима заправки, перекрытия потока топлива

-

-

+

+

Заправочные агрегаты

Обеспечение необходимого режима заправки и фильтрации, учет топлива, дозирование, фильтрация и учет ПВК жидкости

-

-

+

+

Устройство для обратного слива

Слив топлива из топливной системы ВС, освобождение от топлива раздаточных рукавов

-

-

-

+

Средства двусторонней радиотелефонной связи

Оперативная связь мест заправки, диспетчера и склада между собой

+

+

+

+

Нефтеловушка

Сбор нефтепродуктов с территории складов ГСМ

+

+

+

+

Средства водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, пожаротушения, молниезащиты и защиты от статического электричества

Обеспечение нормальных условий и пожарной безопасности работы объектов ГСМ

+

+

+

+

Внутрискладские дороги

Перемещение транспорта и обслуживающего персонала

+

+

+

+

Площадка для стоянки спецавтотранспорта

Стоянка спецавтомашин для слива отстоя и проверки чистоты топлива

+

+

+

-

 

 

 

 

 

 

Площадки с навесом

Хранение подвижных (передвижных) средств перекачки топлива из расчета одно средство на каждую марку топлива

+

-

+

-

Оборудование и сооружения режимно-охранного обеспечения

Ограждение охраняемой территории склада, системы ЦЗС, обеспечение пропускного режима, охраны территории объектов склада ГСМ и систем ЦЗС

+

+

+

+

    
    Примечания:
    1. Средства автоматического регулирования и управления насосными агрегатами применяются, как правило, в системах ЦЗС высокой и средней производительности.
    2. На перевалочных складах должны предусматриваться резервные средства выдачи и учета топлив.
    3. Для производства приемо-сдаточного и аэродромного анализов топлив необходимо предусматривать помещение на перевалочных складах и системах ЦЗС.
    4. Системы ЦЗС на складе или отдельно стоящие должны иметь помещения для хранения и обслуживания заправочных агрегатов.
    5. Для систем со стационарными заправочными агрегатами должна применяться стационарная система обратного слива топлива.
    6. Средствами приема ГСМ по железной дороге и воде необходимо оснащать, как правило, перевалочный склад.
    7. Средствами подготовки и выдачи дистиллированной воды следует оснащать, как правило, расходный склад ГСМ.
    
    
    3.2. При доставке ГСМ водным транспортом следует предусматривать у причальных сооружений (причалов, пирсов) для нефтеналивных судов устройства для слива ГСМ (стационарные, передвижные или плавучие насосные станции, шлангирующие устройства, запорную арматуру).
    3.3. Как исключение ГСМ могут доставляться автомобильными цистернами (АТЦ). При этом должны предусматриваться устройства нижнего слива, стационарные или передвижные насосные установки, средства фильтрации, учета и запорная арматура.
    3.4. При доставке топлива трубопроводом следует предусматривать пункт приема топлива, состав и количество оборудования которого необходимо определять, исходя из пропускной способности трубопровода.
    3.5. Количество сливных трубопроводов следует принимать по числу видов основных марок ГСМ (авиакеросина, авиабензина).
    3.6. Для каждого пункта слива масел необходимо предусматривать приемные установки нижнего слива со средствами подогрева (трубы с паровой рубашкой, переносные паровые змеевики, передвижные паровые котлы).
    Для подогрева следует применять насыщенный водяной пар. Давление пара на входе в подогреватель для переносных подогревателей железнодорожных цистерн должно быть не более 0,3 МПа ().
    Электроподогрев разрешается применять только для ГСМ, температура вспышки которых не ниже ().
    

РЕЗЕРВУАРЫ

    
    3.7. При поступлении топлив железнодорожным и трубопроводным транспортом вместимость резервуаров для хранения топлив необходимо принимать в соответствии с обязательным приложением 2.
    3.8. При поступлении топлив водным транспортом вместимость резервуаров необходимо принимать, исходя из обеспечения топливом в межнавигационный период с учетом дополнительного срока на возможные отклонения межнавигационного периода (15 сут.) и особых условий судоходства (15 % от расчетной вместимости).
    3.9. Для авиационных масел вместимость резервуаров необходимо принимать с учетом обеспечения 30-суточного расхода.
    3.10. Вместимость резервуаров перевалочных складов ГСМ при доставке топлива железнодорожным транспортом следует предусматривать с учетом обеспечения приема и хранения не менее трехсуточного расхода топлива в аэропорту в месяц максимальной интенсивности движения ВС, а при доставке водным транспортом - не менее единовременного поступающего количества топлива.
    3.11. Резервуары ЦЗС, как правило, следует располагать на территории расходного склада ГСМ. Вместимость расходных резервуаров системы ЦЗС входит в суммарную вместимость склада ГСМ с учетом технологии подготовки топлива к выдаче.
    3.12. Внутренние поверхности резервуаров, за исключением резервуаров для хранения ПВК жидкости, должны быть с антикоррозионным покрытием.
    3.13. В резервуарах, имеющих антикоррозионное покрытие из диэлектрических материалов, должно предусматриваться устройство для отвода статического электричества из объема топлива.
    

ТРУБОПРОВОДЫ

    
    3.14. При проектировании трубопроводов следует предусматривать перекачку авиакеросинов, авиабензинов и авиамасел, а также спецжидкостей по отдельным трубопроводам.
    3.15. Все трубопроводы должны быть с внутренним антикоррозионным покрытием, нанесенным в заводских условиях, кроме предназначенных для ПВК жидкостей.
    Трубопровода должны иметь наружное противокоррозионное покрытие, а при необходимости, катодную защиту от блуждающих токов.
    3.16. Количество трубопроводов системы ЦЗС в каждом случае определяется из конкретных условий аэропорта и обеспечения бесперебойной подачи топлива на заправку. Как правило, должно быть два трубопровода на основную марку топлива.
    3.17. При использовании двух трубопроводов гидравлический расчет следует вести исходя из одновременного использования обоих трубопроводов, при этом каждый рассчитывать на 75% от общего расхода топлива, а избыточное давление топлива на входе в ВС принимать до 0,45 МПа ().
    

СРЕДСТВА ПЕРЕКАЧКИ

    
    3.18. Для обеспечения сливно-наливных операций склада при выходе из строя насосной станции необходимо предусматривать возможность подключения подвижных (передвижных) перекачивающих средств.
    3.19. Подача топлива в систему ЦЗС должна производиться центробежными насосами, как правило, установленными в общей насосной станции расходного склада ГСМ или в отдельной насосной.
    Отдельные насосные станции системы ЦЗС предусматривается в том случае, если мощность существующих насосов и помещение не позволяют выделить их или установить дополнительно, а также, когда система ЦЗС является самостоятельным объектом.
    Использование поршневых насосов в системах ЦЗС не допускается.
    3.20. Технологическая схема трубопроводов насосной станции должна обеспечивать:
    - прием ГСМ;
    - возможность отключения для ремонта любого насоса без перерыва в работе станции или заметного уменьшения ее производительности;
    - выдачу ГСМ в систему ЦЗС и на пункты налива ТЗ;
    - одновременную работу нескольких насосов в группе и их взаимозаменяемость;
    - внутрискладские перекачки;
    - оперативное управление задвижками при аварии;
    - возможность подключения подвижных (передвижных) средств перекачки;
    - возможность проведения ремонта и зачистки трубопровода.
    3.21. Общая производительность насосной станции определяется исходя из необходимости обеспечения операций по одновременному приему, перекачке и выдаче ГСМ.
    Общая производительность рабочих насосов системы ЦЗС должна соответствовать максимальной производительности в час максимальной интенсивности вылета ВС. Производительность одного насоса должна соответствовать пропускной способности гидрантной (присоединительной) колонки или заправки одного ВС.
    

СРЕДСТВА ФИЛЬТРАЦИИ

    
    3.22. Средства фильтрации следует предусматривать при приеме, перекачке и выдаче топлива на складах ГСМ и системах ЦЗС.
    3.23. На пунктах налива ТЗ, АТЦ необходимо предусматривать установку фильтров-сепараторов (водоотделителей) и фильтров тонкой очистки, устанавливаемых до и после фильтров-водоотделителей.
    Средства фильтрация должны обеспечивать удаление механических примесей с размером частиц 20-40 мкм - при приеме топлива, 5-8 мкм - при заполнении топливозаправщиков, подаче топлива в систему ЦЗС, заправке воздушных судов.
    3.24. При выдаче ГСМ в ТЗ (МЗ) следует предусматривать следующие минимальные кратности фильтрации:
    - авиакеросины для реактивных двигателей - трехкратная фильтрация; при заправке воздушного судна топливо должно подвергаться дополнительной фильтрации через фильтры тонкой очистки ТЗ, ЗА,
    - авиабензины - двукратная фильтрация;
    - авиамасла - однократная фильтрация через фильтр МЗ.
    

ПУНКТЫ НАЛИВА

    
    3.25. Пункты налива ТЗ следует располагать, как правило, на территории склада ГСМ. При удаленности склада ГСМ от перрона на расстояние более 3 км пункты налива ТЗ следует предусматривать у перрона.
    3.26. На пунктах налива следует предусматривать устройства для герметичного налива снизу и автоматического прекращения подачи топлива после наполнения цистерны ТЗ до заданного уровня, нейтрализации зарядов статического электричества при заполнении ТЗ, АТЦ, средства для выравнивания электрического потенциала между пунктом налива, ТЗ, АТЦ, а также заземлительные устройства с сопротивлением не более 10 Ом.
    3.27. Производительность наполнения емкостей ТЗ, АТЦ на пунктах налива не должна превышать значений, указанных в табл. 3.
    При наличии на пункте налива нейтрализатора статического электричества производительность наполнения ТЗ, АТЦ при нижнем наполнении может быть повышена на 70 %.

Таблица 3

Вместимость
цистерны, л

Производительность наполнения, л/мин

 

топливозаправщика

автотопливоцистерны

5000

400

400

8000

600

-

9000

-

500

16000

1000

-

22000

1500

-

    
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ И МАСЛОСТАНЦИЯ

    3.28. Производственное здание склада ГСМ должно быть, как правило, единым и включать в себя все помещения, необходимые для функционирования службы (маслостанцию, лабораторию ГСМ, тарный склад, кладовые хранения оборудования, запчастей, проб, комнаты для размещения персонала, мастерскую, технический класс и т.п.).
    3.29. Технологическая схема масляной системы маслостанции должна обеспечивать:
    - прием масел из железнодорожных цистерн или АТЦ в резервуары для хранения (через приборы нижнего слива);
    - хранение чистых и отработанных сортов авиамасел в резервуарном маслохранилище;
    - слив отстоя масел и возможность отбора проб;
    - приготовление необходимого количества марок смесей в бойлерах посредством заполнения их чистыми маслами с последующей перекачкой по схеме бойлер-насос-бойлер;
    - защиту авиамасел от загрязнений путем установки перед насосами сетчатых фильтров с размером ячеек 100ммк;
    - полное удаление свободной воды и механических примесей до содержания не более 0,005 % по весу путем выпаривания и отстаивания масел.
    - заполнение бойлеров чистыми марками авиамасел;
    - подогрев масел и смесей в бойлерах до необходимой температуры и контроль подогрева;
    - выдачу при помощи насосов авиамасел и их смесей в маслозаправщики;
    - выдачу любой марки масла из резервуаров и бойлеров в маслохранилища;
    - замер количества хранимых авиамасел;
    - сбор, хранение и отправку отработанных масел;
    - зачистку резервуаров и бойлеров;
    - выдачу всех марок горячих и холодных авиамасел и смесей в бидоны;
    - подготовку и выдачу дистилированной воды;
    - подогрев воды для службы ГСМ при отсутствии централизованной подачи.
    3.30. Максимально допустимая температура подогрева масел в бойлерах не должна превышать .
    

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ГСМ В ТАРЕ

    
    3.31. Для хранения ГСМ в таре следует предусматривать специальные помещения. Способ хранения применяется в зависимости от климатических условий, сортности хранимых ГСМ и типов тары. ГСМ с температурой вспышки выше допускается хранить на площадках (открытых или под навесом).
    

СРЕДСТВА ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ВЫДАЧИ ПВК И
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТЕЙ

    
    3.32. В аэропортах, где обслуживаются воздушные суда с газотурбинными двигателями, на складах ГСМ следует предусматривать сооружения и устройства для приема, хранения и добавки ПВК жидкости в авиакеросин с учетом требований действующей "Инструкции по безопасности труда при работах со спецжидкостями и их компонентами на предприятиях гражданской авиации", утвержденной МГА.
    3.33. В качестве емкостей для хранения ПВК жидкости следует предусматривать горизонтальные резервуары и стальные бочки.
    Вместимость расходной емкости для ПВК жидкости должна быть не менее суточного расхода.
    Резервуары должны быть хорошо изолированы от грунта и иметь дыхательную арматуру, обеспечивающую хранение с избыточным давлением 0,04 МПа, и вакуумом до 0,01 МПа .
    Запрещается хранить ПВК жидкость в емкостях, изготовленных из алюминия и его сплавов или имеющих внутреннее антикоррозионное или лакокрасочное покрытие.
    3.34. Необходимо предусматривать фильтрацию ПВК жидкости до 12-16 мкм, а ввод ее в авиатопливо производить только после топливных фильтров.
    3.35. На складах ГСМ следует предусматривать сооружения и устройства для приема, хранения и выдачи противообледенительной жидкости, а также для приготовления и подогрева ее водных растворов до температуры .
    Количество резервуаров для хранения противообледенительной жидкости следует принимать по числу ее марок, минимальная вместимость должна составлять 45-суточный запас.
    Резервуары, предназначенные для подогрева водных растворов противообледенительной жидкости, должны быть теплоизолированы и оснащены средствами подогрева и контроля.
    

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЗС

    
    3.36. В качестве специального оборудования систем ЦЗС используется заправочные агрегаты, гидрантные колонки, гидроамортизаторы и системы управления насосами.
    3.37. Заправочные агрегаты (ЗА) могут применяться двух видов - подвижные и стационарные.
    При подземном расположении стационарного ЗА он должен находиться на расстоянии не менее 9 м от продольной оси воздушного судна и 6 м от осевой линии основных шасси в сторону его движения. Во всех случаях стационарный ЗА следует располагать вне контуров проекции воздушного судна.
    Количество стационарных ЗА следует принимать по числу мест стоянок воздушных судов, обслуживаемых системой ЦЗС, из расчета один ЗА на каждое место стоянки. В отдельных случаях, при соответствующем обосновании, допускается установка на одной стоянке двух ЗА, а также использование одного ЗА для двух стоянок.
    3.38. Гидрантные колонки применяются в системах ЦЗС с использованием подвижных ЗА.
    Количество гидрантных колонок в системе ЦЗС необходимо принимать в зависимости от типов воздушных судов:
    - для обслуживания воздушных судов I группы места стоянки следует оборудовать двумя гидрантными колонками на каждую стоянку;
    - в остальных случаях допускается применение одной гидрантной колонки на каждом месте стоянки.
    При установке на одной стоянке двух гидрантных колонок их следует располагать симметрично на расстояния 9 м от продольной оси воздушного судна и 6 м от осевой линии основных шасси в направления движения воздушного судна.
    При установке одной гидрантной колонки ее следует располагать на указанных выше расстояниях справа от продольной оси воздушного судна.
    Во всех случаях гидрантные колонки должны располагаться вне контуров проекции воздушного судна.
    3.39. Для защиты трубопроводов и оборудования объектов авиатопливообеспечения и в особенности системы ЦЗС от повышенных давлений при гидравлических ударах необходимо предусматривать гидроамортизаторы.
    Максимальное давление, возникавшее в системе ЦЗС при гидроударе, не должно превышать испытательного давления установленной на трубопроводе технологической и специальной арматуры.
    Расчет системы на гидравлический удар необходимо производить, исходя из условия внезапной остановки насосных агрегатов при максимальной производительности насосной станции, а также одновременного отключения не менее двух гидрантных колонок.
    

ЛАБОРАТОРИЯ ГСМ

    
    3.40. Лаборатории контроля качества авиаГСМ на предприятиях гражданской авиации подразделяются на три класса:
    - лаборатории ГСМ I и II классов оснащаются стационарным оборудованием, позволяющим производить полные анализы ГСМ;
    - лаборатории III класса оснащаются стационарным или передвижным оборудованием для проведения приемосдаточных и контрольных анализов ГСМ.
    Класс лаборатории, как правило, должен соответствовать классу аэропорта. Для аэропортов IV-V классов следует предусматривать лаборатории III класса.
   Лаборатории ГСМ должны размещаться в производственном здании склада ГСМ или в отдельном здании не ниже II степени огнестойкости вдали от источников вибрации, помещений с пониженной влажностью, высокой температурой.
    Для работы с жидкостью НГЖ-4 следует предусматривать отдельное специально оборудованное помещение в соответствии с требованиями "Инструкции по использованию жидкости НГЖ-4 на самолетах ГА и правил техники безопасности при работе с ней в условиях эксплуатационных предприятий ГА", утвержденной МГА.
    

4. МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    
    4.1. Механизация и автоматизация основных технологических процессов на объектах авиатопливообеспечения должна осуществляться средствами механизации и автоматизации, предусмотренными "Сводным табелем средств механизации и автоматизации основных технологических процессов в аэропортах гражданской авиации", утвержденным МГА.
    4.2. Объемы автоматизации технологических операций склада ГСМ и системы ЦЗС следует принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 3.
    Уровень механизации и степень автоматизации должны быть не ниже величин, указанных в табл. 4.

Таблица 4

НОРМАТИВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕКТОВ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ВАРИАНТАМ КОМПОНОВКИ

Основные экономические

Варианты компоновки объектов авиатопливообеспечения

показатели в зависимости от расхода топлива

Рас-
ходный склад ГСМ
сов-

Расходный склад ГСМ и отдельно система ЦЗС

Перевалочный и расходный склады ГСМ и отдельно система ЦЗС

Перевалочный и расходный склады ГСМ совместно с системой ЦЗС

 

местно с системой ЦЗС

Расходный склад

ЦЗС

Перева-
лочный склад

Рас-
ходный склад

ЦЗС

Перева-
лочный склад

Расход-
ный склад сов-
местно с ЦЗС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

910

910

 

910

 

 

910

 

Удельные капитальные вложения,

403
365

180
145

302

142

126

302

142

353

*) Здесь и далее показатели отнесены к заправляемого топлива. Производительность труда приведена в заправляемого топлива на 1 чел. в год

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

222
193

139
113

150

111

104

150

111

191

на оборудование

181
172

41
32

152

31

22

152

31

162

Удельные эксплуатационные расходы,

67
64

30
26

49

18

25

49

18

63

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

7222

6947

 

6233

 

 

6364

 

Удельные трудозатраты,
чел.-

25,13

26,12

 

29,13

 

 

28,52

 

Удельные энергозатраты,
    

0,147

0,164

 

0,216

 

 

0,202

 

Уровень механизации, %

92

92

 

92

 

 

92

 

Степень автоматизации, %

44

44

 

44

 

 

44

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

730

730

 

730

 

 

730

 

Удельные капитальные вложения,

456
398

219
177

334

170

158

334

170

374

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

261
218

170
139

175

134

128

175

134

207

на оборудование

195
180

49
38

159

36

29

159

36

167

Удельные эксплуатационные расходы,

76
70

35
31

54

22

27

54

22

66

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

6460

6293

 

5615

 

 

5748

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

28,07

28,82

 

32,31

 

 

31,56

 

Удельные энергозатраты,
    

0,152

0,193

 

0,224

 

 

0,210

 

Уровень механизации, %

92

92

 

92

 

 

92

 

Степень автоматизации, %

44

44

 

44

 

 

44

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

550

550

 

550

 

 

550

 

Удельные капитальные вложения,

512
467

283
220

379

207

202

379

207

441

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

298
269

220
172

205

162

166

205

162

256

на оборудование

214
198

63
48

174

45

36

174

45

185

Удельные эксплуатационные расходы,

86
81

43
37

62

27

34

62

27

78

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

5612

5446

 

4741

 

 

4867

 

Удельные трудозатраты, чел.-

32,30

33,29

 

38,22

 

 

37,24

 

Удельные энергозатраты,
    

0,177

0,227

 

0,263

 

 

0,245

 

Уровень механизации, %

92

92

 

92

 

 

92

 

Степень автоматизации, %

44

44

 

44

 

 

44

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

365

365

365

365

365

365

365

365

Удельные капитальные вложения,

647
586

359
261

471

290

242

471

290

544

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

406
362

280
206

281

230

203

281

230

340

на оборудование

241
224

79
55

190

60

39

190

60

204

Удельные эксплуатационные расходы,

108
102

55
46

78

36

42

78

36

98

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

4451

4195

 

3725

 

 

3842

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

40,69

43,18

 

48,66

 

 

47,16

 

Удельные энергозатраты,

0,157

0,201

 

0,233

 

 

0,216

 

Уровень механизации, %

92

92

 

92

 

 

92

 

Степень автоматизации, %

44

44

 

44

 

 

44

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

255

255

 

255

 

 

255

 

Удельные капитальные вложения,

800
720

479
367

542

345

302

542

345

679

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

534
475

374
293

352

278

260

352

278

455

на оборудование

266
245

105
74

190

67

42

190

67

224

Удельные эксплуатационные расходы,

127
120

68
58

84

42

50

84

42

117

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

3750

3493

 

3073

 

 

3148

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

48,31

51,87

 

59,01

 

 

57,58

 

Удельные энергозатраты,
 

0,224

0,287

 

0,333

 

 

0,309

 

Уровень механизации, %

75

75

 

75

 

 

75

 

Степень автоматизации, %

31

31

 

31

 

 

31

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

183

183

 

183

 

 

183

 

Удельные капитальные вложения,

1016
859

663
490

636

461

421

636

461

789

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

702
590

516
406

440

365

363

440

365

553

на оборудование

314
269

147
84

196

96

58

196

96

236

Удельные эксплуатационные расходы,

154
139

88
72

96

53

69

96

53

136

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

3327

3102

 

2614

 

 

2731

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

54,43

58,40

 

69,33

 

 

66,40

 

Удельные энергозатраты,  

0,299

0,384

 

0,445

 

 

0,414

 

Уровень механизации, %

75

75

 

75

 

 

75

 

Степень автоматизации, %

31

31

 

31

 

 

31

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

110

110

 

110

 

 

110

 

Удельные капитальные вложения,

1426
1182

1050

836

718

700

836

718

1080

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

1022
836

822

608

575

604

608

575

807

на оборудование

404
346

228

228

143

96

228

143

273

Удельные эксплуатационные расходы,

193
172

123

119

77

92

119

77

163

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

2973

2683

 

2340

 

 

2500

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

60,84

67,38

 

77,20

 

 

72,29

 

Удельные энергозатраты,
 

0,496

0,638

 

0,738

 

 

0,687

 

Уровень механизации, %

75

75

 

75

 

 

75

 

Степень автоматизации, %

31

31

 

31

 

 

31

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

73

73

 

73

 

 

73

 

Удельные капитальные вложения,

1678
1325

1329

1008

986

983

1008

968

1329

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

1242
956

1093

731

822

864

731

822

1021

на оборудование

436
369

236

277

164

119

277

164

308

Удельные эксплуатационные расходы,

234
203

158

144

105

131

144

105

204

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

2355

2147

 

1780

 

 

1973

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

76,88

84,27

 

101,53

 

 

91,67

 

Удельные энергозатраты,
   

0,723

0,933

 

1,079

 

 

1,005

 

Уровень механизации, %

75

75

 

75

 

 

75

 

Степень автоматизации, %

31

31

 

31

 

 

31

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

36,5

-

-

-

-

-

36,5

 

Удельные капитальные вложения,

2696
1855

-

-

-

-

-

1260

2271

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

2019
1211

-

-

-

-

-

964

1740

на оборудование

676
644

-

-

-

-

-

296

531

Удельные эксплуатационные расходы,

348
272

-

-

-

-

-

133

317

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

1825

-

-

-

-

-

1460

 

Удельные трудозатраты,

99,18

-

-

-

-

-

124,05

 

Удельные энергозатраты,
 

1,398

-

-

-

-

-

1,956

 

Уровень механизации, %

75

-

-

-

-

-

75

 

Степень автоматизации, %

31

-

-

-

-

-

31

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

18,3

-

-

-

-

-

18,3

 

Удельные капитальные вложения,

4519
2923

-

-

-

-

-

2197

4208

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

3618
2071

-

-

-

-

-

1787

3383

на оборудование

901
852

-

-

-

-

-

410

825

Удельные эксплуатационные расходы,

533
388

-

-

-

-

-

228

528

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

1525

-

-

-

-

-

1076

 

Удельные трудозатраты,
    чел.-

119,1

-

-

-

-

-

168,5

 

Удельные энергозатраты,

0,562

-

-

-

-

-

0,784

 

Уровень механизации, %

75

-

-

-

-

-

75

 

Степень автоматизации, %

31

-

-

-

-

-

31

 

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

11

-

-

-

-

-

-

-

Удельные капитальные вложения,

6736
4454

-

-

-

-

-

-

-

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

5409
3246

-

-

-

-

-

-

-

на оборудование

1327
1208

-

-

-

-

-

-

-

Удельные эксплуатационные расходы,

781
575

-

-

-

-

-

-

-

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

1100

-

-

-

-

-

-

-

Удельные трудозатраты,

164,7

-

-

-

-

-

-

-

Удельные энергозатраты,

0,929

-

-

-

-

-

-

-

Уровень механизации, %

75

-

-

-

-

-

-

-

Степень автоматизации, %

31

-

-

-

-

-

-

-

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

5,5

-

-

-

-

-

-

-

Удельные капитальные вложения,

7854
3600

-

-

-

-

-

-

-

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

6400
2855

-

-

-

-

-

-

-

на оборудование

1454
745

-

-

-

-

-

-

-

Удельные эксплуатационные расходы,

993
635

-

-

-

-

-

-

-

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

688

-

-

-

-

-

-

-

Удельные трудозатраты,
    чел.-

264,0

-

-

-

-

-

-

-

Удельные энергозатраты,
 

0,955

-

-

-

-

-

-

-

Уровень механизации, %

75

-

-

-

-

-

-

-

Степень автоматизации, %

31

-

-

-

-

-

-

-

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

4,0

-

-

-

-

-

-

-

Удельные капитальные вложения,

7175
4950

-

-

-

-

-

-

-

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

5326
3925

-

-

-

-

-

-

-

на оборудование

1850
1025

-

-

-

-

-

-

-

Удельные эксплуатационные расходы,

936
771

-

-

-

-

-

-

-

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

667

-

-

-

-

-

-

-

Удельные трудозатраты,

272,0

-

-

-

-

-

-

-

Удельные энергозатраты,
      

1,257

-

-

-

-

-

-

-

Уровень механизации, %

75

-

-

-

-

-

-

-

Степень автоматизации, %

31

-

-

-

-

-

-

-

СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА

Годовой объем заправляемого топлива,

2-0,4

-

-

-

-

-

-

-

Удельные капитальные вложения,

8750
5400
38750
27000

-

-

-

-

-

-

-

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

6900
4650
29500
23250

-

-

-

-

-

-

-

на оборудование

1850
750
9250
3750

-

-

-

-

-

-

-

Удельные эксплуатационные расходы,

1175
890
5800
4450

-

-

-

-

-

-

-

Производительность труда одного работника службы ГСМ,

500 - 100

-

-

-

-

-

-

-

Удельные трудозатраты,

364,0

-

-

-

-

-

-

-

Удельные энергозатраты,
  

2,417- 11,345

-

-

-

-

-

-

-

Уровень механизации, %

75

-

-

-

-

-

-

-

Степень автоматизации, %

31

-

-

-

-

-

-

-


    Примечания:
    1. В числителе даны ТЭП при доставке на склад ГСМ основной марки топлива по железной дороге, в знаменателе - по трубопроводу.
    2. Величины годового объема заправляемого топлива, производительности труда, удельных труда - и энергозатрат, уровня механизации и степени автоматизации приведены в целом на объект авиатопливообеспечения.
    

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ПОТЕРЬ И ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ГСМ

    
    5.1. Для предотвращения потерь ГСМ и загрязнения окружавшей среды необходимо предусматривать:
    - широкое применение систем ЦЗС и нижнего налива топливозаправщиков и маслозаправщиков;
    - сбор и утилизацию ГСМ из насосной станции и нефтеловушек;
    - установку после нефтеловушек фильтров с двухступенчатой фильтрацией;
    - слив и утилизацию отстоя из резервуаров, фильтров пунктов налива;
    - автоматизацию и механизацию процессов приема, хранения и выдачи ГСМ;
    - устройство предперронных пунктов налива топливозаправщиков;
    - герметизация сливно-наливных устройств и трубопроводных коммуникаций;
    - минимальное количество фланцевых соединений в монтажных схемах трубопроводов;
    - обеспечение точности замера количества ГСМ;
    - применение для перекачки светлых ГСМ насосов, имеющих специальные сальниковые и торцовые уплотнения;
    - применение для транспортировки и хранения авиатоплив трубопроводов и резервуаров с антикоррозионным покрытием;
    - сливные устройства закрытого типа при проведении сливно-наливных операций;
    - окраску наружных поверхностей надземных резервуаров лучеотражающими красками;
    - разработку и применение средств для сбора, удаления и уничтожения токсичных отходов;
    - применение топливонепроницаемых покрытий в местах возможного случайного пролива;
    - промышленную и ливневую канализации с очистными сооружениями.
    5.2. Необходимо предусматривать контроль содержания вредных веществ в выбросах складов ГСМ. Ливневые воды, прошедшие очистку на очистных сооружениях, должны содержать не более 1-3 млг/л ГСМ и 5-10 млг/л взвешенных веществ.
    

6. ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

    
    6.1. При проектировании систем отопления и вентиляции зданий и сооружений склада ГСМ необходимо соблюдать требования, предусмотренные соответствующими главами СНиП П-33-75, П-106-79 и П-92-76, а также других нормативных документов, утвержденных или согласованных с Госстроем СССР.
    6.2. Для осуществления контрольного учета активной электроэнергии необходимо предусматривать установку электросчетчиков, размещать которые следует в трансформаторной подстанции или в помещениях вводных щитов низкого напряжения.
    6.3. Во взрывоопасных помещениях (насосных станциях, фильтрационных, камерах гидроамортизации и др.), имеющих входы с двух противоположных сторон, необходимо обеспечить возможность включения освещения со стороны каждого входа.
    6.4. Наружное освещение резервуарных парков, технологического оборудования, сливно-наливных устройств, причалов, погрузочно-разгрузочных площадок, дорог, запретной зоны должно выполняться прожекторами и светильниками.
    Защитное освещение вдоль ограждения складов ГСМ должно выполняться прожекторами или светильниками, устанавливаемыми на железобетонных опорах на высоте 6-10 м с углом наклона 4-8 градусов и поворотом их в горизонтальной плоскости на 1-3 градуса в сторону внешней территории.
    6.5. При проектировании освещения территории у зданий и сооружений авиатопливообеспечения следует предусматривать дистанционное централизованное управление наружным освещением сливных эстакад, площадок ГСМ, резервуарных парков, проездов и дорог, а также защитное освещение.
    6.6. Над каждым основным входом в здание насосной, фильтрационной, а также другого производственного или служебного помещения следует устанавливать светильник, обеспечивающий на площадке у входа освещенность в горизонтальной плоскости не менее 0,5 лк, который необходимо присоединять к групповой сети внутреннего освещения.
    6.7. При проектировании объектов авиатопливообеспечения следует предусматривать следующие виды и средства связи:
    - телефонная (городская и внутриаэропортовая);
    - громкоговорящая;
    - радиосвязь;
    - радиооповещение к электрочасофикация.
    6.8. Внутриаэропортовая телефонная связь организуется через учрежденческо-производственную автоматическую телефонную станцию (УПАТС) аэропорта с правом и без права выхода на городскую автоматическую связь (ГАТС).
    Прямая телефонная связь проектируется между стационарным пунктом заправки воздушных судов топливом и насосной станцией, а также постовых на КПП и обзорно-постовой вышке с караулом ВОХР.
    6.9. Громко говорящая связь в службе ГСМ проектируется с установкой двух пультов у начальника службы и диспетчера, имеющих связь с диспетчером по центровке, диспетчером спецавтобазы (САБ), старшим диспетчером смены групп контроля и начальником аэропорта.
    6.10. Установка громкоговорителей производственного радиообеспечения может предусматриваться на пункте налива топливозаправщиков, сливной железнодорожной эстакаде, в насосной станции и на стоянке топливозаправщиков из расчета по одному громкоговорителю на каждый объект. Радиооповещение указанных объектов производится из диспетчерской ГСМ.
    6.11. Количество абонентов УКВ радиосвязи между диспетчером ГСМ и водителями средств заправки следует принимать по числу топливозаправщиков, маслозаправщиков и заправочных агрегатов ЦЭС.
    6.12. Электрочасофикация всех основных помещений служебного здания, сливной эстакады и пункта налива топливозаправщиков должна осуществляться от единой сети электрочасофикации аэропорта.
    Количество вторичных электрочасов, как правило, должно приниматься следущее в зависимости от класса аэропорта:

Класс аэропорта

Количество электрочасов

I

10

II

6

III

4

IV

3

V

2


    6.14. Удельные расхода воды, тепловой энергии, электроэнергии, природного газа приведены в рекомендуемом приложении 4.
    

7. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ

    
    7.1. При проектировании объектов авиатопливообеспечения противопожарные мероприятия следует предусматривать с учетом категории производства по СНиП 2.09.02-85, классификации взрывоопасных зон по ПУЭ, требований СНиП П-106-79, 2-04-09-84 и "Перечня помещений, зданий, сооружений и объектов ГА, подлежащих обязательному оборудованию системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации", утвержденного МГА.
    7.2. Противопожарное обеспечение элементов, расположенных по трассе трубопроводов (гидрантные и присоединительные колонки, технологические колодцы, камеры и т.п.), должно осуществляться передвижными противопожарными средствами аэропорта.
    7.3. Наземные резервуары высотой более 12 м должны быть оборудованы стационарными установками охлаждения.
    Все мероприятия по заземлению, молниезащите и защите от статического электричества следует предусматривать в строгом соответствии с требованиями действующих ПУЭ и СН 305-77.
    

8. РЕЖИМ РАБОТЫ, ЧИСЛЕННОСТЪ ПЕРСОНАЛА И РЕЖИМНО-ОХРАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    
    8.1. Режим и фонды времени работы персонала и основного технологического оборудования службы ГСМ аэропортов ГА следует принимать на основании анализа фактических данных по проектированию объекта авиатопливообеспечения или по объекту авиатопливообеспечения, находящемуся в аналогичных условиях эксплуатации.
    При отсутствии необходимых данных эти показатели работы службы ГСМ следует принимать в соответствия е рекомендуемыми приложениями 5, 6 и 7.
    8.2. Численность эксплуатационного персонала службы ГСМ определяется по формуле
    


    где - годовой объем заправляемого топлива, ;
     - производительность труда одного работника, .
    
    8.3. Режимно-охранное обеспечение складов ГСМ и систем ЦЗС предусматривает наличие комплекса инженерных сооружений, технического оборудования и включает:
    - ограждение;
    - запретную зону;
    - защитное освещение;
    - технические средства охраны (ТСО);
    - телевизионную систему наблюдения;
    - связь;
    - контрольно-пропускные и контрольно-проездные пункты (КПП и КПрП).
    КПП и помещения для контролера, у КПрП при раздельных размещениях КПП и КПрП должны отапливаться в холодное время года. Объекты окладов ГСМ и системы ЦЗС подлежат оборудованию ТСО в соответствии с "Правилами оборудования и монтажа технических средств охраны на объектах предприятий ГА" и обязательным приложением 8.
    8.4. По степени оснащенности ТСО склады ГСМ подразделяется на следующие категории:
    - А (емкость свыше 8000 куб. м);
    - Б (емкость 2000-8000 куб.м);
    - В (емкость до 2000 куб.м).
    8.5. Ограждение складов ГСМ должно выполняться сплошным, как правило, железобетонным забором высотой 2 м, с т-образной насадкой высотой 0,1 м и "козырьком" шириной по 0,5 м в каждую сторону из колючей проволоки, натянутой через 10 см.
    8.6. С внутренней стороны ограждения складов должна быть запретная зона, тщательно спланированная и свободная от деревьев и растительности. Ширину запретной зоны для складов категорий А и Б следует предусматривать не менее 4 м, а для складов категории В - не менее 2 м. Запретную зону необходимо оборудовать предупредительным ограждением высотой 1,2 м.
    8.7. Запретную зону необходимо оборудовать защитным освещением, которое должно включаться в темное время суток по зонам автоматически при нарушении периметровой охранной сигнализации на соответствующем блок-участке. Защитное освещение должно иметь и ручное включение (отключение), освещенность его на уровне земли не менее 10 лк. Технологическое освещение зон приема, хранения и выдачи топлива при наличии телевизионной системы наблюдения должно обеспечивать освещенность на уровне земли не менее 30 лк.
    8.8. Основной КПП, как правило, совмещается с КПрП. При наличии на складе железнодорожного тупика или при необходимости сквозного проезда через склад спецмашин службы ГСМ следует предусматривать вспомогательные КПрП с помещением для контролера.
    

9. НОРМАТИВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕКТОВ АВИАТОПЛИВООБВСПЕЧЕНИЯ

    
    9.1. Настоящие нормативные технико-экономические показатели (ТЭП) предназначены дня оценки технического уровня и степени экономичности проектов новых и реконструируемых объектов авиатопливообеспечения в аэропортах.
    9.2. ТЭП разработаны в зависимости от среднесуточного расхода авиатоплива в аэропорту для различных вариантов компоновки объектов авиатопливообеспечения и способов доставки авиатоплива на склад ГСМ.
    9.3. Капитальные вложения в строительство складов ГСМ и систем ЦЗС рассчитаны для II климатического района строительства с учетом накладных расходов на общестроительные работы (16,5%) и плановых накоплений (8%).
    9.4. При расчете ТЭП принято, что заправка воздушных судов основной маркой топлива осуществляется через систему ЦЗС. Заправка с помощью ТЗ предусмотрена в объеме 15% от общего количества заправляемого топлива для аэропортов I -III  классов и 25% для аэропортов IV-V классов.
    9.5. Показатели технического уровня и экономичности проектов объектов авиатопливообеспечения должны быть не ниже показателей, приведенных в обязательном приложении 2 и табл. 4.
    9.6. ТЭП разработаны для следующих условий: климатический район строительства -II; сейсмичность - до 6 баллов; районный коэффициент на заработную плату эксплуатационного персонала - 1,0.
    При изменении указанных условий следует применять поправочные коэффициенты, учитывающие условия строительства и эксплуатации складов ГСМ и систем ЦЗС. Значения коэффициентов приведены в ВНТП I-85.
    9.7. При отклонении проектного годового объема заправленного авиатоплива от значений, приведенных в обязательном приложении 2 и табл. 4 ТЭП следует определять по методу интерполяции.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Обязательное

РАССТОЯНИЕ ОТ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ СКЛАДОВ ГСМ ДО ДРУГИХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ АЭРОПОРТА

Здания и сооружения, до которых определяются расстояния

Расстояния от зданий и сооружений склада с взрывоопасными, взрывопожароопасными.и пожароопасными производствами (резервуары, насосные станции, сливно-наливные устройства и т.п.) по категориям складов, м

 

I

II, III

Перроны, места стоянки

100

80

Взлетно-посадочные полосы (ВПП)

200

150

Рулежные дорожки (РД)

80

60

Контрольно-диспетчерские пункты

100

40

Здания авиационно-технических баз (АТБ), авиаремонтных заводов (АРМЗ), грузовые склады

100

40

Аэровокзалы, гостиницы

200

100

    
    Примечания:
    1. Склады ГСМ не должны располагаться в зонах действия объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов.
    2. Расстояние от зданий и сооружений складов ГСМ второй группы до других зданий и сооружений аэропорта должно быть не менее 36 м.          

Приложение 2
Обязательное

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗЕРВУАРНЫХ ПАРКОВ СКЛАДОВ ГСМ

Класс аэро-
порта

Средне-
суточный расход авиатоплива, куб.м/сут.

Общая вместимость резервуарного парка, куб.м

Средний коэффициент оборачива-
емости резервуаров

Расчетная мощность системы ЦЗС, куб.м/ч

Металло-
емкость, кгс/куб.м

I

2500

38600-39200
23600

23
38

800

22,8 - 25
23,7

I

2000

34600-35200
19600

21
37

600

23,2 - 27
24,4

II

1500

24600-25200
14600

21
37

450

23,8 - 29
28

II

1000

15600-17200
9600

21
37

360

27,8 - 30
29,3

III

700

12600-13200
7600

19
34

300

28,4 - 33
30,9

III

500

10600- 11000
5600

17
33

200

29,2 - 33
33,7

IV

300

8600-9300
3600

12
31

120

30,0 - 36
38,2

IV

200

7400-7800
2700

10
28

90

30,9 - 38
39,2

IV

100

5400-5600
1200

6
28

60

34,6 - 43
63,4

V

50

4500-4700
1050

4
18

40

36,0 - 48
83,8

V

30

2550
600

4
18

30

36,3
87,5

V

15

1250

4

-

51,3

V

10

850

4

-

64,6

V

5-1

450-125

4

-

87,5 - 130,4


    Примечания:
    1. В числителе даны ТЭП при доставке на склад ГСМ основного сорта топлива по железной дороге, в знаменателе - по трубопроводу.
    Меньшее значение числителя приведено для варианта компоновки расходного склада совместно с системой ЦЗС, а большее - для варианта компоновки с отдельным расположением перевалочного склада, расходного склада и системы ЦЗС. Значения для остальных двух вариантов компоновки, приведенных в табл. 4, следует определять методом интерполяции.
    2. При среднесуточном расходе топлива в аэропорту 15 куб.м и менее доставка топлива производится спецавтотранспортом.
    3. Средний коэффициент оборачиваемости резервуаров рассчитан в зависимости от годового объема заправляемого топлива.
    4. При наличии технико-экономического обоснования допускается для создания запасов топлива следущее увеличение вместимости резервуарного парка (при доставке по железной дороге):
    - для аэропортов I - II классов - не более чем в 3 раза при наличии следующих условий маршрутной поставки топлива:
    - количество поставщиков - более 2;
    - время нахождения маршрута в пути - более 5 сут.;
    - количество железнодорожных цистерн в маршруте - 50 и более;     
    - для аэропортов III класса - не более чем в 2 раза при наличии следующих условий маршрутной поставки топлива:
    - количество поставщиков - более 2;
    - время нахождения цистерн в пути - 5 сут. и более;
    - количество железнодорожных цистерн на маршруте - 20 - 50.     
    

Приложение 3
Рекомендуемое

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ СКЛАДА ГСМ И СИСТЕМЫ ЦЗС

Технологический процесс или операция

Автоматизация по классам аэропортов

 

I - II

III - V

ПРИЕМ ТОПЛИВА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН И ПО ТРУБОПРОВОДУ

Управление электрозадвижками

-

-

Отключение насосных агрегатов по окончания приема топлива

-

-

Измерение расхода и количества поступающего топлива

-

-

Закрытие приемной задвижки при заполнении резервуара и повышении давления в трубопроводе

-

-

Открытие задвижки аварийного сброса топлива

+

-

ХРАНЕНИЕ ТОПЛИВА В РЕЗЕРВУАРНЫХ ПАРКАХ

Измерение уровня и температуры топлива

+

-

Управление электрозадвижками резервуаров при выдаче топлива

-

-

ВЫДАЧА ТОПЛИВА В ТЗ И СИСТЕМУ ЦЗС

Включение насосных агрегатов и поддержание давления в трубопроводе

+

+

Прекращение налива при заполнении ТЗ

+

+

Измерение количества отпущенного топлива

-

-

Дозировка ПВК жидкости в топливо

+

+

Управление электрозадвижками

-

-

Прекращение подачи топлива при нарушении его чистоты

-

-

ЗАПРАВКА ВОЗДУШНОГО СУДНА

Подача топлива через систему ЦЗС

+

+

Откачка топлива из сливных баков ЗА

+

+

Откачка топлива из заправочных рукавов

-

-

    
    Примечание. Знаком "+" обозначены операции, подлежащие автоматизации.
    
    
    

Приложение 4
Рекомендуемое

УДЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ ВОДЫ И ЭНЕРГИИ

Виды ресурсов

Расход воды и энергии по классам аэропортов

 

I

II

III

IV

V

Вода, заправленного топлива

1,75-2,24

2,25-4,49

4,5-6,99

7,0-12,62

12,63-56,25

Природный газ, заправленного топлива

0,31-0,49

0,50-0,80

0,81-1,12

1,13-2,99

3,00-8,50

Тепловая энергия, заправленного топлива

0,58-0,92

0,62-1,08

0,88-2,02

2,03-9,17

2,28-49,28

Электроэнергия, заправленного топлива

175-181

182-312

313-455

456-548

549-1369


Приложение 5
Рекомендуемое

РЕЖИМ РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ГСМ

Класс аэропорта

Среднесуточный расход топлива,
куб.м

Количество смен

I

2500

2 (3)

I

2000

2 (3)

II

1500

2 (3)

II

1000

2 (3)

III

700

2 (3)

III

500

2 (3)

IV

300

2 (3)

IV

200

2 (3)

IV

100

1 (2)

V

50

1 (2)

V

30

1 (2)

V

15

1 (2)

V

10

1 (1)

    
    Примечание. Без скобок указано количество смен в течение суток с продолжительностью смены 12 ч, в скобках - с продолжительностью смены 8 ч.
    
    
    

Приложение 6
Рекомендуемое

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ГОДОВЫЕ ФОНДЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ГСМ
(ПРИ 41-ЧАСОВОЙ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛЕ)


Категория производственного персонала

Номинальный годовой фонд времени, ч

Продолжи-
тельность отпуска, рабочий день

Общий процент потерь от номинального фонда времени, %

Действительный годовой фонд времени, рабочий ч

Кладовщик
Техник по учету
Начальник склада
Диспетчер
Руководитель лаборатории
Прочие категории рабочих

2070

18

11,4

1840

Начальник службы
Ст. инженер
Инженер
Ст. авиатехник ГСМ
Авиатехник ГСМ
Оператор заправочной станции
Ст. техник лаборант
Техник лаборант

2070

24

13,3

1800

    
    
    

Приложение 7
Рекомендуемое

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ГОДОВЫЕ ФОНДЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СЛУЖБЫ ГСМ

Оборудование

Действительный годовой фонд времени работы оборудования при работе

 

в 2 смены по 12 или в 3 смены по 8ч

в 2 смены по 8ч

в 1 смену по 12 ч

в 1 смену по 8 ч

Резервуар с оборудованием

8424

8424

8424

8424

Установка нижнего слива топлива

8088

5392

4044

2696

Насосный агрегат

8592

5728

4296

2864

Масломотопомпа

8424

5516

4212

2808

Фильтр предварительной очистки

8088

5392

4044

2696

Оборудование пунктов налива топлива в ТЗ

8088

5392

4044

2696

Устройство для товарно-расчетных операций

8592

5728

4296

2864

Пульт автоматизации управления перекачкой на объектах авиатопливообеспечения

8592

5728

4296

2864

Гидроамортизатор

7752

5168

3876

2584

Присоединительная и гидрантная колонка

8088

5392

4044

2696

Стационарный заправочный агрегат

7416

4944

3708

2472

    
    

Приложение 8
Обязательное

ОБЪЕКТЫ СКЛАДОВ ГСМ И СИСТЕМ ЦЗС, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБОРУДОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАНЫ

Здания, сооружения, помещения

Объектовая охранная сигнализация

Кодовый замок

Телевизионная система оперативного наблюдения

Контрольно-пропускной пункт

+

-

+

Контрольно-проездной пункт

-

-

+

Производственное здание*:

- лаборатория ГСМ

+

-

-

- кладовая хранения спиртов и гидросмесей

+

-

-

- кладовая хранения смазок

-

+

-

- кладовая хранения техимущества

-

+

-

- маслохранилище

-

+

-

- зоны приема, хранения и выдачи топлива

-

-

+

    _________________________________
    *) Металлические решетки на окнах.
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование