- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
гражданской авиации
Б.Е. Панюков
12 октября 1989г.
№ 29/И
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТДЕЛЕ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ,
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ЛЕТНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
(вводится в действие с 1 января 1990 г.)
Типовое положение об отделе технического контроля издается в соответствии со статьей 6 Воздушного кодекса Союза ССР. Главу 11 "Отдел технического контроля" Типового положения об авиационно-технической базе эксплуатационного предприятия гражданской авиации, введенного в действие приказом МГА от 17.04.68 № 215, считать утратившей силу.
После разработки и утверждения на предприятиях Перечней операций и работ, подлежащих контролю согласно требованиям настоящего Положения, указания по контролю операций, имеющиеся в регламентах и технологических указаниях по техническому обслуживанию воздушных судов, утрачивают силу.
1. Общие положения
1.1. Отдел технического контроля (ОТК) является подразделением авиационно-технической базы (АТБ) авиапредприятия* (производственного объединения, летного учебного заведения) ГА, отвечающим за организацию и проведение контроля состояния авиационной техники (АТ) и качества ее технического обслуживания (ТО). Действие настоящего Положения распространяется также на авиапредприятия (производственные объединения), в которых вместо АТБ созданы авиационно-технические комплексы (АТК).
1.2. Основным назначением ОТК является выполнение функций по контролю качества технического обслуживания авиационной техники и проведению профилактических мероприятий для поддержания исправности воздушных судов (ВС), их работоспособности и обеспечения требуемого уровня безопасности полетов.
1.3. Качество технического обслуживания определяется соответствием содержания выполненного ТО и его результатов производственному заданию и требованиям эксплуатационной документации (ЭД), утвержденной или введенной в действие в установленном порядке.
_______________
*В дальнейшем под термином "авиапредприятие" подразумевается также производственное объединение, летное учебное заведение.
1.4. В своей деятельности ОТК руководствуется:
- Воздушным кодексом СССР;
- государственными и отраслевыми стандартами, нормами и правилами по вопросам качества;
- Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации;
- эксплуатационной документацией на обслуживаемую авиационную технику;
- приказами, указаниями, распоряжениями, методическими рекомендациями вышестоящих органов ГА и настоящим Положением.
1.5. Наличие в АТБ отдела технического контроля не снимает с непосредственных исполнителей и руководителей производственных участков, АТБ, авиапредприятия ответственности за качество проведенных работ при техническом обслуживании и за выполнение требований руководящих документов.
1.6. Отдел технического контроля возглавляется заместителем начальника АТБ по качеству - начальником ОТК, который назначается на должность и освобождается руководителем предприятия в установленном законом порядке.
1.7. Структуру и штаты ОТК, по представлению начальников ОТК и АТБ, утверждает руководитель авиапредприятия ГА. При этом учитывается объем работ ТО, количество типов и сложность обслуживаемых ВС, сменность работы, особенности производственной деятельности.
1.8. Количество работников ОТК по специальностям должно быть достаточным для выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.
1.9. Отдел технического контроля укомплектовывается опытными инженерами соответствующей специальности, имеющими квалификацию не ниже I категории.
При отсутствии каких-либо специалистов I категории может быть допущено временное назначение на должность инженера ОТК инженера II категории.
1.10. Премирование работников ОТК в авиапредприятии должно зависеть только от показателей качества.
1.11. Материально-техническое, вещевое и другие виды обеспечения ОТК и его работников осуществляются наравне с основными цехами АТБ и их инженерно-техническим персоналом согласно установленным нормам.
1.12. Персональную ответственность за организацию работы ОТК и выполнение им функций по обеспечению безопасности полетов в соответствии с настоящим Положением несут начальник ОТК, начальник АТБ и руководитель авиапредприятия.
2. Задачи отдела технического контроля
Основной задачей ОТК является обеспечение качества технического обслуживания авиационной техники в АТБ путем:
а) проведения непосредственно работниками ОТК обязательного контроля качества производственных процессов ТО АТ в АТБ по наиболее ответственным видам работ (монтаж, параметрические замеры, регулировки, проверка работоспособности);
б) надзора и выборочных проверок выполнения контрольных функций, относящихся к технической эксплуатации АТ, специалистами других подразделений АТБ и авиапредприятия;
в) проведения профилактической работы, направленной на предупреждение:
- нарушений инженерно-техническим персоналом АТБ правил ТО авиационной техники, в том числе выполнения работ (операций) без оформленного допуска;
- возникновения отказов (неисправностей) АТ, случаев брака при обслуживании воздушных судов.
3. Функции отдела технического контроля
На отдел технического контроля АТБ возлагается выполнение следующих функций:
3.1. Определение перечней операций и работ ТО, подлежащих контролю на данной авиационной технике при разных формах обслуживания, и распределение обязанностей по контролю между должностными лицами ОТК и производственных подразделений (начальники и инженеры смен, лабораторий, бригадиры, авиатехники) с учетом сложности авиационной техники, опыта ее эксплуатации на данном предприятии, условий производства, уровня профессиональной подготовки исполнителей.
Эти перечни должны предусматривать обязательный контроль инженерами ОТК:
а) наиболее ответственных регламентных работ в соответствии с картами-нарядами и пооперационными ведомостями;
б) работ по замене агрегатов, изделий, демонтажно-монтажных и регулировочных работ;
в) работ по устранению неисправностей, угрожающих безопасности полетов, выявленных впервые и повторных;
г) проведения разовых осмотров и проверок;
д) выполнения доработок АТ силами заводских бригад промышленности в соответствии с технологической картой контроля бюллетеня.
Перечни контроля по типам ВС и распределение обязанностей по контролю на отдельных производственных участках утверждаются начальником АТБ по представлению начальника ОТК. Перечни контрольных операций по типам ВС утверждаются также заместителем начальника - главным инженером управления ГА.
Распределение обязанностей по контролю работ, не вошедших в перечень, производится инженером ОТК и начальником (инженером) смены в процессе технического обслуживания ВС.
3.2. Осуществление работниками ОТК личного контроля и приемки от исполнителей работ, предусмотренных перечнями п. 3.1 настоящего Положения.
3.3. Организация и проведение выборочного контроля выполнения регламентных работ на ВС в цехах оперативного ТО, а также работ на различных производственных участках.
3.4. Проведение выборочной проверки качества работ, выполняемых исполнителями с правом самоконтроля (с личным штампом качества), и работ, контроль которых осуществляется инженерно-техническим персоналом производственных подразделений.
3.5. Проведение систематического контроля содержания авиационной техники, качества ее технического обслуживания и состояния документации при эксплуатации ВС в отрыве от базы.
3.6. Осуществление выборочного контроля:
- проведения подготовительно-заключительных работ;
- заправки ВС авиационными ГСМ и спецжидкостями, зарядки систем газами;
- подогрева АТ и кондиционирования кабин ВС;
- мойки ВС, удаления загрязнений и обледенения;
- консервации АТ и правил хранения ВС.
3.7. Проведение контроля устанавливаемых на ВС комплектующих изделий и используемых при ТО материалов на соответствие техническим требованиям.
3.8. Оформление установленной документации на принятые и забракованные работы по ТО, контроль оформления документации на ТО АТ исполнителями работ.
3.9. Осуществление контроля:
- за выполнением требований наставлений, приказов и указаний МГА в части технического обслуживания и технической эксплуатации АТ;
- за наличием и сроками годности допусков к техническому обслуживанию АТ у инженерно-технического персонала;
- за состоянием, правильностью применения, своевременностью поверок (испытаний) и соблюдением правил хранения средств диагностирования и измерений, инструмента, приспособлений и оборудования, используемых при ТО авиационной техники;
- за ведением в АТБ эталонной, контрольной и рабочей эксплуатационной документации.
3.10. Проведение выборочной проверки знаний инженерно-техническим персоналом правил эксплуатации авиационной техники, требований руководящих документов, регламентирующих ее техническое обслуживание.
3.11. Осуществление выборочного контроля наличия судовой и пономерной документации на ВС, авиадвигатели, комплектующие изделия и соблюдения правил ее ведения.
3.12. Участие в расследовании отказов авиационной техники, брака и дефектов при техническом обслуживании АТ, анализа их причины; учет и анализ причин инцидентов с воздушными судами, повреждений ВС на земле, досрочных съемов авиадвигателей, повторных дефектов, задержек вылетов ВС по вине личного состава ИАС.
3.13. Участие в инспекторских осмотрах АТ, аттестации качества ее технического обслуживания, обобщение их результатов.
3.14. Организация контроля за своевременным выполнением относящихся к АТБ мероприятий, рекомендованных комиссиями по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с ВС.
3.15. Осуществление контроля за выполнением в АТБ профилактических мероприятий по обеспечению качества ТО и совершенствованию системы контроля.
3.16. Доведение до работников АТБ информации по случаям брака в работе, впервые выявленным и опасным дефектам авиационной техники.
3.17. Разработка мероприятий по повышению качества ТО авиационной техники и совершенствованию системы ее контроля.
3.18. Осуществление анализа качества технического обслуживания АТ в АТБ и доведение его до инженерно-технического персонала.
3.19. Активное участие в разработке, совершенствовании и обеспечении функционирования в АТБ системы управления качеством ТО (системы бездефектного труда).
4. Права и ответственность работников ОТК
4.1. Работникам ОТК предоставляется беспрепятственный доступ к объектам контроля, который обеспечивается производственным персоналом путем установки на рабочем месте необходимого оборудования и приспособлений (стремянок, платформ и др.), а также вскрытия люков, панелей и т.д.
4.2. По запросу работников ОТК им предоставляется необходимая информация и обеспечивается доступ к документации.
4.3. Работники ОТК имеют право определить для исполнителей дополнительные (к оговоренным в ЭД) объекты и объемы работы, если это требуется для проверок состояния АТ и качества ее технического обслуживания.
4.4. Начальник ОТК имеет право:
а) запрещать вылеты ВС, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности полетов;
б) запрещать проведение работ, если нарушаются требования ЭД;
в) отстранять от выполнения производственных заданий лиц инженерно-технического персонала, не имеющих допуска к выполнению работ (операций) на данном типе воздушного судна, нарушающих технологию работ или показавших неудовлетворительные знания обслуживаемой техники, правил ее эксплуатации;
г) требовать от начальников служб, цехов, участков, смен устранения причин нарушения правил ТО, брака в работе исполнителей, а также наказания виновных;
д) требовать от руководителей других служб авиапредприятия соблюдения правил технической эксплуатации АТ в части их касающейся;
е) по вопросам, входящим в его компетенцию, обращаться к главному инженеру управления (ПО) ГА и в другие вышестоящие инстанции.
4.5. Начальник ОТК несет ответственность:
а) за обеспечение безопасности полетов, зависящее от качества технического обслуживания;
б) за организацию и состояние систем контроля качества обслуживания и ремонта АТ в АТБ;
в) за полное, точное и своевременное выполнение задач, функций и обязанностей, возложенных на отдел настоящим Положением.
4.6. Инженер ОТК имеет право:
а) запрещать вылеты ВС, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности полетов, с немедленным докладом об этом начальнику ОТК или лицу его замещающему. Решение инженера ОТК о запрещении вылета ВС может быть отменено только начальником ОТК или начальником АТБ;
б) отклонять от приемки работы, выполняемые не в полном объеме или с нарушением технологии, выписывать на них талоны второго предъявления или брак-карты;
в) запрещать выполнение работ с применением неисправных, несвоевременно проверенных (испытанных) средств измерения и обслуживания, приспособлений, инструмента, с использованием некондиционных материалов или запасных частей;
г) отстранять от работы лиц, не имеющих оформленного допуска к выполнению работ (операций) на данном типе воздушного судна;
д) требовать от непосредственных руководителей процессов ТО устранения нарушений и недостатков в организации и обеспечении работ на авиационной технике.
4.7. Предпринимаемые работниками ОТК запреты или санкции (запрет вылета, приостановка работ по ТО, отстранение от работы и т.п.) оформляются в виде предписаний (предписание-извещение, брак-карта, талон второго предъявления и др.) в случаях и в порядке, которые определяются руководителем предприятия по представлению начальника ОТК.
4.8. Предписания ОТК являются обязательными к исполнению для всех должностных лиц.
Непринятие мер по предписаниям ОТК должно рассматриваться как необеспечение качества технического обслуживания и безопасности полетов.
4.9. Инженеры ОТК несут ответственность за полное использование предоставленных им прав по предупреждению выпуска в полет ВС, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности полетов, за своевременность и полноту заключений о техническом состоянии ВС, его двигателей, систем и комплектующих изделий, за объективность оценки качества принимаемой продукции технического обслуживания, за выполнение других должностных обязанностей.
4.10. Разногласия между работниками ОТК и подразделений АТБ в оценке технического состояния ВС в целом, его двигателей, систем и изделий, в оценке качества выполняемых работ на АТ и другие вопросы производственного характера разрешаются начальником ОТК. Его решение может отменить только начальник АТБ, о чем письменно подтверждает на запрещающем документе ОТК.
5. Взаимодействие ОТК с другими подразделениями
5.1. Группы и отдельные работники ОТК закрепляются начальником ОТК по производственным подразделениям. Очередность приемки (контроля) работ по техническому обслуживанию АТ определяет руководитель этого подразделения.
5.2. В случае временного отсутствия в смене (на участке, в лаборатории) инженера ОТК (из-за болезни работника, других непредвиденных обстоятельств) выполнение его обязанностей по контролю качества поручается производственным инженерам смены (участка, лаборатории), что должно быть оформлено письменным распоряжением начальника цеха (смены) по согласованию с начальником ОТК.
5.3. Временная подмена инженера производственного участка инженером ОТК производится как исключение и только по согласованию с начальником ОТК.
5.4. Руководящий состав АТБ, цехов, отделов, участков обязан оказывать работникам ОТК содействие в выполнении ими должностных обязанностей, обеспечивать необходимые условия работы для персонала ОТК.
5.5. Руководство АТБ и ее подразделений оперативно информирует соответствующих работников ОТК:
а) о поступающей и издаваемой в АТБ эксплуатационно-технической документации по эксплуатации АТ;
б) о сложных неисправностях, обнаруженных на самолетах, прилетевших в аэропорт или обслуживаемых в отсутствие инженеров ОТК;
в) о необходимости проведения на ВС работ, не предусмотренных регламентом (замена двигателей и комплектующих изделий, продление ресурса, проведение доработок и работ по текущему ремонту и пр.);
г) о допуске к самостоятельному ТО авиатехников, ранее не имевших такого допуска или вновь принятых на работу;
д) по другим вопросам, касающимся деятельности ОТК.
5.6. Отдел технического контроля обязан информировать руководство АТБ и подразделений:
а) об отстранении ВС от вылетов и его причинах, отклонениях продукции ТО от приемки, оформлении брак-карт, талонов второго предъявления, об отстранении исполнителей от выполнения производственных заданий;
б) о случаях неудовлетворительной организации работ по поддержанию требуемого технического состояния ВС, их технического обслуживания, фактах низкого качества выполнения работ, нарушениях технологической дисциплины, правил эксплуатации, об их причинах и возможных последствиях;
в) о случаях применения исполнителями неисправных и несвоевременно проверенных (испытанных) средств обслуживания, об использовании некондиционных запчастей, ГСМ, спецжидкостей и газов, других материалов;
г) о несвоевременности внесения дополнений и изменений в эксплуатационную документацию, о неудовлетворительном знании документации исполнителями;
д) о недостатках контроля качества ТО, проводимого авиатехниками и инженерами производственных участков;
е) о случаях выдачи производственных заданий авиатехникам (авиамеханикам), не подготовленным к их выполнению, не имеющим допуска к самостоятельному ТО воздушных судов данного типа;
ж) о недостатках ТО, допущенных исполнителями, имеющими личный штамп качества, работающими с самоконтролем;
з) о положительном опыте работы инженеров и авиатехников по обеспечению качества технического обслуживания АТ.
На основании настоящего Типового положения в авиапредприятии разрабатывается Положение об отделе технического контроля и должностные инструкции его работников с учетом конкретных условий производства на данной АТБ. Положение утверждается руководителем предприятия, должностные инструкции - начальником АТБ.
Начальник ГлавУЭАТ МГА |
В.Н. Кривошеев |