- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
22.12.2003 г. |
Москва |
№ НА-359-р |
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА 2004-2006 ГОДЫ
Во исполнение постановления Совета ГСГА от 18 июля 2002 г. № 5 "О мерах по улучшению условий, и охраны труда в гражданской авиации" предлагаю:
1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда в гражданской авиации на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Руководителям департаментов и начальникам управлений ГСГА, руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителям организаций гражданской авиации рекомендовать проводить систематическую работу, направленную на улучшение условий и повышение безопасности труда, в соответствии с основными направлениями отраслевой политики в области охраны труда, указанными в Программе, и системой программных мероприятий.
3. Руководителям департаментов и начальникам управлений ГСГА, руководителям научно-исследовательских организаций гражданской авиации при формировании планов НИОКР учитывать предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда, включенные в Программу.
4. Руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации планировать целевое выделение лимитов финансирования НИОКР по охране труда с целью реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Первый заместитель Министра |
А.В. Нерадько |
ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
на 2004-2006 годы
(распоряжение Минтранса России от 22 декабря 2003 г. № НА-359-р)
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Минтранса России
"22 " декабря 2003 г. № НА-359-р
ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
на 2004-2006 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
НА 2004-2006 ГОДЫ
Наименование Программы |
Программа улучшения условий и охраны труда в гражданской авиации на 2004-2006 годы |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы |
Постановление коллегии Минтранса России от 31.01.02 № 1. |
Заказчик Программы |
Министерство транспорта Российской Федерации |
Основные разработчики Программы |
Управление персонала и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России (отдел авиационной медицины и охраны труда), ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаборатория) |
Цели и задачи Программы |
Целью программы является создание предпосылок для улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. |
Сроки реализации Программы |
2004-2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
Создание системы управления охраной труда в гражданской авиации. |
|
Обеспечение внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, территориальные органы воздушного транспорта Минтранса России, ФУП "Госкорпорация по ОВД", авиапредприятия, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские и другие организации гражданской авиации |
Основные источники финансирования Программы |
Средства федерального бюджета, выделяемые ГСГА на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников |
Организация контроля за исполнением Программы |
Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации |
1. СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И УСЛОВИЙ ТРУДА НА АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Деятельность авиапредприятий и организаций гражданской авиации связана с наличием большого количества опасных и вредных производственных факторов, представляющих опасность для жизни и здоровья работающих. В случае нарушения требований по охране труда воздействие этих факторов на работников может приводить к несчастным случаям и заболеваниям, потерям рабочего времени, материальному ущербу.
В таблице 1 приведены общие сведения о состоянии производственного травматизма в гражданской авиации за период с 1999 по 2002 годы:
Таблица 1
Показатели травматизма |
Годы | |||
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел., |
458 |
404 |
486 |
470 |
в том числе без учета пострадавших авиационных происшествиях, чел. |
423 |
395 |
425 |
408 |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших от несчастных случаев, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году, |
14552 |
11566 |
13032 |
13228 |
в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях |
13656 |
11566 |
12452 |
12895 |
Число пострадавших со смертельным исходом, чел., |
27 |
27 |
62 |
54 |
в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях, чел. |
13 |
18 |
17 |
15 |
Показатели травматизма |
Годы | |||
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
К - коэффициент частоты несчастных случаев (число пострадавших в расчете на 1000 работающих) |
2,01 |
1,82 |
2,20 |
2,12 |
в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях |
1,84 |
1,78 |
1,93 |
1,85 |
Всего по транспортному комплексу |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
В целом по Российской Федерации |
5,2 |
5,1 |
5,0 |
4,5 |
К - коэффициент тяжести несчастных случаев, |
31,8 |
28,7 |
26,8 |
28,1 |
в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях |
32,3 |
29,3 |
29,3 |
31,6 |
Всего по транспортному комплексу |
29,5 |
29,3 |
29,4 |
26,2 |
В целом по Российской Федерации |
27,9 |
28,3 |
28,4 |
28,8 |
К - коэффициент смертности, |
0,12 |
0,12 |
0,28 |
0,24 |
в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях |
0,06 |
0,08 |
0,08 |
0,07 |
Всего по транспортному комплексу |
0,15 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
В целом по Российской Федерации |
0,14 |
0,15 |
0,15 |
0,14 |
В 2002 году по сравнению с 2001 годом в гражданской авиации удалось добиться некоторого снижения как абсолютных, так и основных относительных показателей производственного травматизма. Причем показатель частоты несчастных случаев на 1000 работающих (К) существенно лучше средних показателей как по транспортному комплексу, так и по Российской Федерации в целом.
Вместе с тем в 2001 и в 2002 годах показатели производственного травматизма несколько хуже, чем в предыдущие годы, когда в течение ряда лет отмечалась тенденция к снижению производственного травматизма в гражданской авиации. Увеличение случаев производственного травматизма в 2001 и 2002 годах в определенной степени связано с ростом в эти годы интенсивности воздушных перевозок и объемов работ, а также значительным числом пострадавших в результате авиационных происшествий.
Так, показатели частоты смертельного травматизма (К) в гражданской авиации без учета пострадавших в авиационных происшествиях в 2 раза лучше аналогичных показателей по транспортному комплексу и по Российской Федерации в целом. Однако К по гражданской авиации с учетом пострадавших в авиационных происшествиях в 2001 и 2002 годах почти в 2 раза хуже К по транспортному комплексу и по Российской Федерации в целом.
Учитывая, что специальный анализ авиационных происшествий проводится Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ГСГА, в следующих таблицах приводятся сведения о производственном травматизме за период с 1999 по 2002 годы без учета пострадавших в авиационных происшествиях.
Наиболее распространенными видами происшествий, приводящими к несчастным случаям являются приведенные в табл. 2:
Таблица 2
Виды происшествий |
Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.* |
Повреждения из-за поскальзывания, спотыкания на территории (на покрытии аэродромов, дорог, поверхности земли) |
20,2 |
Падение пострадавших с высоты (со стремянок, лестниц, воздушных судов, в незакрытые люки и т.п.) |
17,4 |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, отскочивших осколков |
11,7 |
Дорожно-транспортные происшествия |
10,4 |
Падения, обрушения, обвалы (предметов, материалов, земли и т.д.) |
6,7 |
Наиболее распространенными видами происшествий, которые привели к несчастным случаям со смертельным исходом, являются приведенные в табл. 3.
___________________
*Указано в процентах к общему числу пострадавших.
Таблица 3
Виды происшествий |
Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.* |
Дорожно-транспортные происшествия |
36,5 |
Падение пострадавших с высоты (со стремянок, лестниц, воздушных судов, в незакрытые люки и т.п.) |
17,5 |
Воздействие экстремальных температур (в т.ч. открытого пламени при пожарах) |
11,1 |
Убийство |
7,9 |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, отскочивших осколков |
4,8 |
Воздействие вредных веществ |
4,8 |
Поражение электрическим током |
4,8 |
В таблице 4 приведены основные причины несчастных случаев:
Таблица 4
Причины несчастных случаев |
Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.** |
Организационные причины (51,6): | |
Неудовлетворительная организация производства работ, |
37,4 |
- отсутствие или недостаточный контроль за состоянием территории, помещений, технологического и вспомогательного оборудования и инструментов, своевременным проведением их планово-предупредительного ремонта, осмотра и технического обслуживания |
17,1 |
___________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
** Указано в процентах к общему числу пострадавших.
Причины несчастных случаев |
Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.* |
- отсутствие или недостаточный надзор должностных лиц за ходом выполнения работ |
7,7 |
- необеспеченность работников необходимым технологическим и вспомогательным оборудованием, материалами и инструментом |
6,1 |
- нарушение допуска к работам повышенной опасности |
4,2 |
Недостатки в обучении безопасным приемам труда |
8,2 |
Другие |
6,0 |
Технические причины (33,8): | |
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории |
16,7 |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
6,8 |
Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования |
5,0 |
Другие |
5,3 |
Психофизиологические причины (80,7): | |
Неосторожность, невнимательность, поспешность самих пострадавших при несчастных случаях |
34,0 |
Нарушение производственной дисциплины, в том числе: |
22,9 |
- пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда |
17,9 |
__________________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших.
Причины несчастных случаев |
Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.* |
Нарушение технологического процесса, в том числе: |
16,8 |
- нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств |
9,9 |
Другие |
7,0 |
Наиболее распространенными причинами, приведшими к несчастным случаям со смертельным исходом, являются приведенные в табл. 5.
Таблица 5
Причины несчастных случаев |
Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.** |
Организационные причины (71,0): | |
Неудовлетворительная организация производства работ |
57,1 |
в том числе: |
|
- недостаточный надзор должностных лиц за ходом выполнения работ |
23,5 |
- необеспеченность необходимым оборудованием и инструментом |
11,8 |
- отсутствие технического освидетельствования оборудования и сооружений при сдаче в эксплуатацию |
11,8 |
- нарушение допуска к работам повышенной опасности |
5,9 |
- отсутствие контроля за состоянием и исправностью оборудования |
5,8 |
___________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших.
* Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
Причины несчастных случаев |
Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.* | |
Недостатки в обучении безопасным приемам труда |
6,3 | |
Несовершенство технологического процесса |
4,9 | |
Другие |
2,7 | |
Технические причины (34,9): | ||
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
12,7 | |
Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования |
7,9 | |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
6,3 | |
Другие |
8,0 | |
Психофизиологические причины (92,5): | ||
Нарушение технологического процесса, в том числе: |
55,8 | |
- Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств |
30,1 | |
Нарушение трудовой и производственной дисциплины, |
31,7 | |
- нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения |
18,4 | |
- пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда |
7,1 | |
Другие |
5,0 |
__________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
Наибольшее число пострадавших в эксплуатационных авиапредприятиях приходится на следующие службы, приведенные в табл. 6:
Таблица 6
Служба, подразделение |
Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.* |
Инженерно-авиационная служба (АТБ, АТК, АТП) |
24,8 |
ССТ |
11,5 |
Ремонтно-строительные и эксплуатационные службы (РСУ, ОГМ, СГМ, ОКСиЭНС, ЖКХ и др.) |
10,7 |
СОП (СОПП, СОПГП) |
10,3 |
САБ, ВОХР |
6,6 |
Служба бортпроводников |
6,2 |
Летная служба |
5,9 |
Наибольшее число пострадавших со смертельным исходом в эксплуатационных авиапредприятиях приходится на службы, приведенные в табл. 7.
Таблица 7
Служба, подразделение |
Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.** |
ССТ |
15,7 |
Инженерно-авиационная служба (АТБ, АТК, АТП) |
13,7 |
Летная служба |
11,8 |
ТиСТО |
9,8 |
СПАСОП |
7,8 |
ЭСТОП |
7,8 |
Служба бортпроводников |
5,9 |
ГСМ |
5,9 |
____________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших.
** Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
Наибольшее число пострадавших, в том числе со смертельным исходом приходится на профессии, приведенные в табл. 8.
Таблица 8
Профессия |
Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг. | |
|
Всего* |
В т.ч. со смертельным исходом** |
Авиационный техник (механик) ИАС |
13,94 |
9,38 |
Водитель автомобиля (в т.ч. спецмашины) |
8,66 |
15,63 |
Инженеры всех наименований, мастера |
8,25 |
15,63 |
Бортпроводник |
5,82 |
6,25 |
Грузчик (загрузчик), приемосдатчик груза и багажа, транспортировщик, механизатор погрузочно-разгрузочных работ |
5,41 |
- |
Слесарь по ремонту летательных аппаратов; слесарь-ремонтник; слесарь по ремонту автомобилей; слесарь-сборщик, слесарь-механик |
5,14 |
- |
Летный состав (командир ВС, второй пилот, бортинженер, бортмеханик, бортштурман, бортрадист, бортоператор) |
4,60 |
15,63 |
Руководители и заместители руководителей организации и структурных подразделений организаций |
4,33 |
6,25 |
Мойщик летательных аппаратов, рабочий по уборке и экипировке воздушных судов |
4,19 |
- |
Диспетчер УВД, руководитель полетов |
3,52 |
- |
Сторож, стрелок ВОХР, контролер КПП |
2,98 |
3,13 |
Электромонтер, электромонтажник, электромеханик, электрослесарь |
2,84 |
6,25 |
Инспектор, агент, специалист САБ, охранник службы безопасности |
2,57 |
- |
Плотник, столяр |
2,17 |
- |
Радиотехник, радиооператор, техник по радионавигации, радиолокации и связи, телеграфист |
1,49 |
- |
_________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших
** Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
Состояние профессиональной заболеваемости на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации отражено в табл. 9.
Таблица 9
Число лиц с впервые установленным профзаболеванием |
Годы | |||
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Всего, чел., |
82 |
52 |
72 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
летного состава, чел. |
62 |
41 |
62 |
88 |
инженерно-технического состава, чел. |
7 |
5 |
6 |
4 |
Повышенный уровень шума являлся основной причиной профессиональных заболеваний, наиболее распространенными из которых стали заболевания органов слуха. Кроме того, ежегодно отмечались единичные случаи вибрационной болезни работников, связанных с клепальными работами, и случаи профзаболевания органов дыхания маляров на заводах гражданской авиации.
Общие сведения о состоянии условий труда на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации по состоянию на 01.01.03 приведены в табл. 10.
Таблица 10
Показатели |
Численность работников |
В том числе женщины | ||
|
чел. |
%от общей числ. |
чел. |
%от общей числ. |
Списочная численность работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и уходу за детьми) |
223958 |
- |
80586 |
- |
из них: |
|
|
|
|
Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, |
62460 |
27,89 |
11148 |
13,83 |
в том числе работающие под воздействием: |
|
|
|
|
- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука |
47485 |
21,20 |
7971 |
9,89 |
- повышенного уровня вибрации |
6988 |
3,12 |
789 |
0,98 |
Показатели |
Численность работников |
В том числе женщины | ||
|
чел. |
%от общей числ. |
чел. |
%от общей числ. |
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны |
1992 |
0,89 |
273 |
0,34 |
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны |
7543 |
3,37 |
1430 |
1,77 |
- повышенного уровня неионизирующего излучения |
2738 |
1,22 |
413 |
0,51 |
- повышенного уровня ионизирующего излучения |
34 |
0,02 |
17 |
0,02 |
Занятые тяжелым физическим трудом |
1106 |
0,49 |
60 |
0,07 |
Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности |
2999 |
1,34 |
925 |
1,15 |
В табл. 11 приведены результаты некоторых основных организационных работ по охране труда по состоянию на 01.01.03.
Таблица 11
Основные организационные работы по охране труда |
Результаты по состоянию на 01.01.03 |
Израсходовано на мероприятия по охране труда в 2002 г.: |
|
в среднем в расчете на 1 работника, руб. |
1759,7 |
Аттестация рабочих мест по условиям труда |
81585 |
Общее количество рабочих мест, ед. |
30298 |
Количество рабочих мест, прошедших аттестацию, ед. (%) |
(37,1) |
в том числе признанных аттестованными, |
21669 |
ед. (%) |
(26,6) |
Основные организационные работы по охране труда |
Результаты по состоянию на 01.01.03 |
Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов |
|
Численность работников, которые должны проходить проверку знаний по охране труда, чел. |
34793 |
Численность работников, которые своевременно прошли проверку знаний, чел. (%) |
33470 |
|
|
Организация служб охраны труда |
|
Необходимое количество специалистов по охране труда, чел. |
761 |
Фактическое количество специалистов по охране труда, чел. (%) |
398 |
|
(52,3) |
Количество специалистов по охране труда по совместительству, чел. |
207 |
Количество организаций с численностью более 100 работников, ед. |
243 |
Количество организаций с численностью более 100 работников, в которых есть служба (освобожденный специалист) охраны труда, ед. (%) |
185 |
|
|
Организация кабинетов охраны труда |
|
Необходимое количество кабинетов охраны труда, ед. |
377 |
Фактическое количество кабинетов охраны труда, ед. (%) |
292 |
|
(77,5) |
Организация комитетов (комиссий) по охране труда |
|
Количество организаций с численностью более 10 работников, ед. |
411 |
Количество организаций с численностью более 10 работников, в которых созданы комитеты (комиссии) по охране труда, ед. (%) |
327 |
|
|
Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ |
|
Численность работников, которые должны по нормам обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, чел. |
123209 |
Численность работников, которые фактически полностью обеспечены всеми видами СИЗ, чел. (%) |
107140 |
|
|
На многих авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации проводится значительная работа по улучшению условий труда, созданию обстановки, позволяющей работать без травм и аварий. Вместе с тем в работе по охране труда еще имеются существенные недостатки, которые обусловлены в основном:
- недостаточным вниманием некоторых руководителей всех уровней к вопросам охраны труда, проведению постоянной профилактической работы по предупреждению случаев производственного травматизма;
- низким уровнем обучения и контроля навыков и знаний по охране труда;
- невыполнением должностными лицами своих функциональных обязанностей по охране труда, в том числе недостаточным контролем за соблюдением технологической и трудовой дисциплины;
- отсутствием материальной заинтересованности в обеспечении безопасных и безвредных условий труда со стороны должностных лиц и за соблюдением правил по охране труда со стороны работников;
- неукомплектованностью служб охраны труда и высокой "текучестью" работников службы охраны труда, недостаточной их квалификацией;
- низким уровнем трудовой и производственной дисциплины, в том числе в части соблюдения правил и инструкций по охране труда;
- неэффективным планированием и недостаточным финансированием мероприятий по охране труда.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА НА 2004-2006 ГОДЫ
В соответствии с основными принципами государственной политики в области охраны труда, закрепленными в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", определены следующие основные направления отраслевой политики в области охраны труда:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
- управление охраной труда в отрасли;
- координация деятельности предприятий и организаций гражданской авиации в области охраны труда;
- разработка и установление научно обоснованных отраслевых требований по охране труда;
- обеспечение внутриведомственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе оценка организации охраны труда на авиапредприятиях при их сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации;
- взаимодействие авиапредприятий и организаций гражданской авиации с органами управления, надзора и контроля, профессиональными союзами по вопросам реализации отраслевой политики в области охраны труда;
- разработка и внедрение методов стимулирования работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на авиапредприятиях;
- разработка и применение на предприятиях и в организациях гражданской авиации мер экономического воздействия к работникам, не выполняющим или нарушающим установленные требования по охране труда;
- обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами за счет средств предприятия;
- обязательное расследование обстоятельств и причин каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве, разработка и внедрение мер, предупреждающих возможность повторения подобных случаев;
- предоставление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне авиапредприятия;
- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
- обучение и повышение квалификации работников служб охраны труда авиапредприятий и организаций гражданской авиации, а также их руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
Реализация основных направлений отраслевой политики в области охраны труда требует координации и сопряжения правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, осуществляемых предприятиями и организациями гражданской авиации, территориальными органами воздушного транспорта Минтранса России и ГСГА.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда в гражданской авиации, проведенного Управлением персонала и учебных заведений гражданской авиации и лабораторией исследований условий и безопасности труда в гражданской авиации ФГУП "ГосНИИ ГА"; требований, предъявляемых к руководителям организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также с учетом задач и функций в области охраны труда, установленных для федеральных органов исполнительной власти; предложений департаментов, управлений и отделов ГСГА, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, организаций, учебных заведений и НИИ гражданской авиации.
Система программных мероприятий включает работу в области охраны труда как государственной службы гражданской авиации и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, так и работу организаций гражданской авиации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, а также проведение научных исследований НИИ и ВУЗов гражданской авиации по охране труда.
3.1. Предложения по проведению основных отраслевых организационно-методических мероприятий в гражданской авиации
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
1 |
Комплектование штата специалистов по охране труда (по уровню квалификации и количеству работников) для обеспечения внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда и методического руководства работой по охране труда в подведомственных организациях гражданской авиации |
2004 - 2005 гг. |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ) |
2 |
Подготовка типового положения о службе охраны труда (должностной инструкции специалиста по охране труда) территориального органа воздушного транспорта Минтранса России |
до 1 декабря 2005 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
3 |
Внесение изменений и дополнений (переработка) ОСТ 54-3-2622.75-2000 "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации" с учетом произошедших изменений в составе нормативных правовых актов и отраслевых документов по охране труда |
до 1 декабря 2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" |
4 |
Своевременное информирование ОМТУ (МТУ, ТУ), организаций гражданской авиации о принятых органами государственного управления в области охраны труда решениях, утверждении нормативных актов по охране труда; подготовка нормативно-методических документов Минтранса России по организации выполнения в организациях гражданской авиации принятых решений в области охраны труда и соблюдении нормативных актов по охране труда |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
5 |
Тиражирование и доведение до подведомственных организаций гражданской авиации нормативно-методических документов по вопросам охраны труда |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
6 |
Оказание методической помощи по вопросам охраны труда: подготовка методических указаний, рекомендаций и информационных писем о новых изданиях и приборах по охране труда, средствах индивидуальной защиты, по вопросам обучения и проверки знаний по охране труда, по организации решения проблем, связанных с обеспечением безопасности труда в подведомственных организациях |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
7 |
Пересмотр и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных документов по охране труда |
постоянно (согласно планам НИОКР) |
ГСГА (УПиУЗ ГА), департаменты, управления и самостоятельные отделы по направлениям деятельности) |
8 |
Учет несчастных случаев на производстве в организациях гражданской авиации |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
9 |
Организация, сбор и обобщение статистических отчетов организаций гражданской авиации по формам № 7-травматизм и № 1 -т (условия труда) |
ежегодно (в сроки, устанавли- |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
10 |
Подготовка годовых анализов состояния производственного травматизма, условий труда и рекомендаций по предупреждению несчастных случаев |
2 квартал каждого года |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
11 |
Подготовка информации о производственном травматизме в организациях гражданской авиации |
Ежеквар- |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
12 |
Подготовка оперативных сообщений (телеграмм) о смертельных несчастных случаях на производстве, разработка мер по их предупреждению |
по необходи- |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
13 |
Экспертиза проектов нормативных документов на соответствие их нормам и правилам охраны труда |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
14 |
Определение основных направлений научных исследований по охране труда, подготовка контрактов и контроль за выполнением НИР в области охраны труда |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА, ДПЛГ ГВСиТР ГА, департаменты и управления по направлениям деятельности) |
15 |
Создание Координационного совета ГСГА по охране труда с целью рассмотрения научно-технических проблем в области охраны труда, обеспечения безопасности технологических процессов, совершенствования средств индивидуальной защиты и координации их решений |
до 1 декабря 2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
16 |
Проведение семинара-совещания с представителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России и организации гражданской авиации по обмену опытом работы по улучшению условии и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний |
2 квартал 2005 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
17 |
Проведение региональных совещаний по результатам работы по охране труда за год, участие и выступление специалистов по охране труда на совещаниях руководителей организаций гражданской авиации |
ежегодно |
ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
18 |
Проведение совещаний со специалистами служб охраны труда ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
ежегодно |
ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
19 |
Проведение краткосрочных семинаров по обмену опытом работы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда на передовых предприятиях |
ежегодно |
ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
20 |
Организация и проведение обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов в соответствии с установленным порядком |
постоянно |
Академия ГА, МГТУ ГА, УВАУ ГА, УТЦ ОМТУ (МТУ, ТУ) |
21 |
Проведение практического (организационно-методического) двухдневного семинара-учебы для руководителей организаций гражданской авиации по проблемам охраны труда (с предоставлением участникам семинара возможности пройти проверку знаний по охране труда) |
ежегодно |
ГСГА (УПиУЗ ГА), МГТУ ГА |
22 |
Организация и проведение курсов повышения квалификации работников служб охраны труда организаций гражданской авиации |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА), Центр ППКК ВТ РФ МГТУ ГА |
23 |
Подготовка экспертов ССГА по оценке организации охраны труда при сертификации организаций гражданской авиации в ССГА |
2004 - 2005 гг. |
ГСГА (УПиУЗ ГА, руководители департаментов и управлений), Центр ППКК ВТ РФ МГТУ ГА |
24 |
Проверка знаний основных нормативных актов по охране труда руководителей территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России и организаций гражданской авиации при их аттестации в установленном порядке |
постоянно (по графику работы аттестационной комиссии) |
ГСГА |
25 |
Подготовка предложений по включению в программы курсов повышения квалификации руководителей и специалистов организаций гражданской авиации вопросов охраны труда в необходимом объеме |
до 1 ноября 2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.) |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
26 |
Разработка отраслевого Положения о смотре-конкурсе среди организаций гражданской авиации на лучшую организацию работы по охране труда |
до 20 ноября 2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.) |
27 |
Проведение смотра-конкурса среди подведомственных организаций гражданской авиации на лучшую организацию работы по охране труда |
2005 г. |
ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
28 |
Проведение смотра-конкурса среди организаций гражданской авиации на лучшую организацию работы по охране труда |
2006 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" |
29 |
Участие в разработке нормативно-правового акта о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации |
2004 г. |
ГСГА (ДЛС, УПиУЗ ГА) |
30 |
Участие в работе по подготовке перечней работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых устанавливаются соответствующие компенсации |
2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
31 |
Участие в подготовке нормативного-правового акта по предоставлению дополнительного отпуска работникам гражданской авиации за особый характер работы |
2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА совместно с департаментами и управлениями по направлениям деятельности) |
32 |
Подготовка организационно-методического документа по обеспечению бесплатным санаторно-курортным лечением летно-инспекторского состава ГСГА, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, имеющих медицинские показания |
2004 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА, ОГПГА) |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
33 |
Издание Методических рекомендаций по аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей воздушных судов по заявкам организаций гражданской авиации |
до 1 августа 2004 г. |
ООО МНПП "Охрана труда-90" |
34 |
Организация и проведение контроля качества выпускаемых средств индивидуальной защиты для работников гражданской авиации |
постоянно |
ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.), ПВ ООО Фирма "Техноавиа" |
35 |
Проведение консультаций организаций гражданской авиации по вопросам обеспечения спецодеждой и спецобувью |
постоянно |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" |
36 |
Подготовка предложений по разработке и выпуску плакатов и видеофильмов по охране труда при выполнении работ, характерных для гражданской авиации; информирование организаций о порядке и условиях издания плакатов и видеофильмов |
До 1 декабря 2005 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА, департаменты и управления по направлениям деятельности), ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
37 |
Разработка электронной обучающей и контролирующей программы по охране труда для руководителей и специалистов основных профессий и должностей государственных дочерних предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
до 1 августа 2005 г. |
ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.), ООО МНПП "Охрана труда-90", ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
38 |
Разработка Методических рекомендаций по организации работы уполномоченного по охране труда организации гражданской авиации |
до 1 июня |
ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.) |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
39 |
Создание отраслевой информационной системы, позволяющей осуществлять оперативный доступ (через Интернет) к нормативной и методической документации по охране труда в гражданской авиации |
До 1 сентября 2006 г. |
ФГУП "ГосНИИ ГА", ООО МНПП "Охрана труда-90" |
40 |
Обеспечение правовыми, нормативными и методическими документами по охране труда по заявкам организаций гражданской авиации |
постоянно |
ООО МНПП "Охрана труда-90" |
41 |
Проработка вопроса по созданию региональных (межрегиональных) групп (лабораторий) по производственному контролю за соблюдением требований санитарных правил и аттестации рабочих мест по условиям труда |
2004 - 2005 гг. |
ФУП "Госкорпо- |
42 |
Разработка рекомендаций по подбору и осуществлению контроля защитных свойств экранирующих костюмов для защиты от ЭМИ |
до 1 июня |
ФУП "Госкорпо- |
43 |
Разработка Методических рекомендаций для единого подхода при планировании, оценке, учете и отчетности по внедрению мероприятий по охране труда в организациях гражданской авиации |
до 1 ноября 2006 г. |
ГСГА (УПиУЗ ГА), ООО МНПП "Охрана труда-90" |
44 |
Проработка вопроса по созданию фонда охраны труда ФУП "Госкорпорация по ОВД" под конкретные планы работ по охране труда предприятий (в соответствии с п.4 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" |
2004-2005 гг. |
ФУП "Госкорпо- |
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
45 |
Поиск, обобщение и распространение в отрасли опыта применения средств индивидуальной защиты от поскальзывания работников на территории аэродромов в зимних условиях |
До 1 октября 2004 г. |
ФГУП "Гос-НИИГА" (037 лаб.), ПВ ООО Фирма "Техноавиа" |
46 |
Разработка рекомендаций по организации санитарно-промышленных лабораторий при службах охраны труда |
до 1 мая |
ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.) |
3.2. Основные организационные мероприятия и направления работы по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, предлагаемые организациям гражданской авиации
1. Определение обязанностей и ответственности руководителей и специалистов структурных подразделений по вопросам охраны труда и включение их в должностные инструкции, контракты, договоры.
2. Комплектование фонда нормативных правовых актов и документации по охране труда, необходимых для руководства в работе по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
3. Выполнение требований руководящих документов по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов, работников, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, а также по проведению всех видов инструктажей по охране труда с работниками.
4. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе водителей транспортных средств (перед началом и по окончании рабочей смены).
5. Проведение тщательного анализа состояния условий и охраны труда, контроля за уровнями воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда.
6. Обеспечение безопасности работников на территории предприятия, при эксплуатации зданий, сооружений и объектов: надлежащее содержание территории (особенно в зимний период); своевременное обследование и проведение ремонтов зданий, поддержание порядка в помещениях; выполнение требований пожарной безопасности, безопасной эксплуатации электрооборудования, вентиляционных систем, тепловых и газовых сетей, системы водоснабжения, санитарно-технических устройств и т.п.
7. Обеспечение безопасности технологических процессов, оборудования, машин, механизмов и инструментов: учет и регистрация применяемых оборудования и инструментов, своевременное проведение их осмотров, проверок, испытаний и планово-предупредительных ремонтов, замена устаревшего оборудования и инструментов.
8. Разработка и реализация мероприятий по устранению и снижению воздействия на работников вредных производственных факторов; сокращению численности работников, занятых на тяжелых работах; а также по улучшению и облегчению условий труда работающих женщин.
9. Своевременный пересмотр действующих и разработка (при необходимости) новых инструкций по охране труда.
10. Своевременное обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующими установленным требованиям; организация хранения и надлежащего ухода за средствами индивидуальной защиты.
11. Организация санитарно-бытового обслуживания работников (обеспечение гардеробными, душевыми, умывальными и другими санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами).
12. Организация режима труда и отдыха работников с соблюдением установленных норм продолжительности рабочего времени (в том числе норм полетного времени для членов экипажей воздушных судов).
13. Комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами в соответствии с действующими нормативами численности.
14. Оснащение службы охраны труда необходимым оборудованием и приборами для замеров опасных и вредных производственных факторов.
15. Выделение помещения для кабинета по охране труда в соответствии с действующими нормами и оснащение его необходимым оборудованием; организация работы кабинета охраны труда как центра пропаганды и обучения безопасности труда и передового опыта в области охраны труда.
16. Организация эффективной системы контроля руководителей, специалистов службы охраны труда и других должностных лиц за соблюдением в структурных подразделениях правил, норм и инструкций по безопасности труда.
17. Применение системы стимулирования руководителей и специалистов структурных подразделений за работу по улучшению условий, охраны труда и предупреждению производственного травматизма, а также работников организации - за соблюдение инструкций по охране труда и работу без травм и аварий.
18. Укрепление трудовой и технологической дисциплины.
19. Тщательное расследование всех несчастных случаев и аварий на производстве, анализ их причин и обстоятельств, разработка и принятие мер по предупреждению производственного травматизма.
20. Проведение Дней охраны труда, смотра-конкурса на лучшее подразделение по результатам работы по охране труда.
21. Проведение совместных совещаний и семинаров с профсоюзным активом и комитетом (комиссией) по охране труда по вопросам улучшения условий и обеспечения безопасности труда.
3.3. Предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
направленных на улучшение условий и охраны труда в гражданской авиации
№ п/п |
Наименование НИОКР |
Заказчик |
1 |
Переработать Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам гражданской авиации |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
2 |
Разработать новый Каталог спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, применяемых в гражданской авиации (с учетом новых Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам гражданской авиации) |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
3 |
Разработать отраслевые правила по охране труда в службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) |
ГСГА (ДАБиСОП) |
4 |
Переработать нормы обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты пожарных работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ГА |
ГСГА (ДАБиСОП) |
5 |
Разработать типовую инструкцию по охране труда для аэродромных рабочих |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
6 |
Разработать типовые инструкции по охране труда: |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
№ п/п |
Наименование НИОКР |
Заказчик |
7 |
Разработать типовые инструкции по охране труда: |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
8 |
Разработать типовую инструкцию по охране труда для электромеханика по обслуживанию светотехнического оборудования систем обеспечения полетов |
ГСГА (УАД, УПиУЗ ГА) |
9 |
Разработать типовые инструкции по охране труда для наиболее массовых профессий и видов работ в государственных дочерних предприятиях ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
ГСГА (ДГР ОрВД, УПиУЗ ГА) или ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
10 |
Разработать Положение о режиме труда и отдыха диспетчеров и руководителей полетов |
ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
11 |
Разработать Методические рекомендации по организации контроля за состоянием охраны труда в организациях гражданской авиации |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
12 |
Разработать Методические рекомендации по проведению контроля за состоянием охраны труда на объектах баз ЭРТОС предприятий гражданской авиации |
ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
13 |
Разработать Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, характерных для организаций гражданской авиации |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
14 |
Разработать Методические рекомендации по оценке травмобезопасности отдельных рабочих мест, характерных для организаций гражданской авиации, при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
15 |
Разработать рекомендации по снижению и профилактике профессиональных заболеваний у членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
№ п/п |
Наименование НИОКР |
Заказчик |
16 |
Разработать Сборник вопросов и ответов по охране труда для летного и инженерно-технического персонала при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
17 |
Разработать Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда диспетчеров УВД |
ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
18 |
Разработать Методические рекомендации по применению Санитарных правил СП 2.5.1.1107-02 "Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров по управлению воздушным движением ГА" |
ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
19 |
Разработать рекомендации по подбору и применению средств индивидуальной защиты от электромагнитных излучений СВЧ |
ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
20 |
Разработать Методическое руководство по системе управления охраной труда в гражданской авиации |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |
21 |
Разработать Рекомендации по применению предохранительных поясов для работы на высоте при техническом обслуживании вертолета Ми-8 |
ГСГА (ДПЛГ ГВСиТР ГА) |
22 |
Провести исследования влияния комплекса вредных производственных факторов на специалистов ЭРТОС |
ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
23 |
Провести анализ производственного травматизма и условий труда в гражданской авиации и подготовить рекомендации по предупреждению несчастных случаев на производстве |
ГСГА (УПиУЗ ГА) |