почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
24
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

22.12.2003 г.

Москва

№ НА-359-р



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА 2004-2006 ГОДЫ


    Во исполнение постановления Совета ГСГА от 18 июля 2002 г. № 5 "О мерах по улучшению условий, и охраны труда в гражданской авиации" предлагаю:
    1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда в гражданской авиации на 2004-2006 годы (далее - Программа).
    2. Руководителям департаментов и начальникам управлений ГСГА, руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, руководителям организаций гражданской авиации рекомендовать проводить систематическую работу, направленную на улучшение условий и повышение безопасности труда, в соответствии с основными направлениями отраслевой политики в области охраны труда, указанными в Программе, и системой программных мероприятий.
    3. Руководителям департаментов и начальникам управлений ГСГА, руководителям научно-исследовательских организаций гражданской авиации при формировании планов НИОКР учитывать предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда, включенные в Программу.
    4. Руководителю Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации планировать целевое выделение лимитов финансирования НИОКР по охране труда с целью реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
    
    
    
    

Первый заместитель Министра

А.В. Нерадько

    
    
    

ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
на 2004-2006 годы

(распоряжение Минтранса России от 22 декабря 2003 г. № НА-359-р)



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Минтранса России
"22 " декабря 2003 г. № НА-359-р


ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

на 2004-2006 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
НА 2004-2006 ГОДЫ

Наименование Программы

Программа улучшения условий и охраны труда в гражданской авиации на 2004-2006 годы

Наименование, дата и номер решения о разработке Программы

Постановление коллегии Минтранса России от 31.01.02 № 1.
Постановление Совета ГСГА от 18.07.02 № 5.
План НИОКР Минтранса России на 2003 год

Заказчик Программы

Министерство транспорта Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Управление персонала и учебных заведений гражданской авиации Минтранса России (отдел авиационной медицины и охраны труда), ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаборатория)

Цели и задачи Программы

Целью программы является создание предпосылок для улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основной задачей Программы является формирование основных направлений отраслевой политики в области охраны труда и разработка комплекса мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в гражданской авиации на период с 2004 по 2006 годы.

Сроки реализации Программы

2004-2006 годы

Перечень основных мероприятий Программы

Создание системы управления охраной труда в гражданской авиации.
Совершенствование отраслевой нормативной базы по охране труда, информационное обеспечение охраны труда
Повышение уровня организации работы по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости



Обеспечение внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда
Организация и проведение научных исследований в области охраны труда
Улучшение обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Исполнители основных мероприятий Программы

Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, территориальные органы воздушного транспорта Минтранса России, ФУП "Госкорпорация по ОВД", авиапредприятия, заводы, учебные заведения, научно-исследовательские и другие организации гражданской авиации

Основные источники финансирования Программы

Средства федерального бюджета, выделяемые ГСГА на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Средства авиапредприятий и организаций гражданской авиации, выделяемые на финансирование мероприятий по охране труда в соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников

Организация контроля за исполнением Программы

Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации


1. СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И УСЛОВИЙ ТРУДА НА АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    Деятельность авиапредприятий и организаций гражданской авиации связана с наличием большого количества опасных и вредных производственных факторов, представляющих опасность для жизни и здоровья работающих. В случае нарушения требований по охране труда воздействие этих факторов на работников может приводить к несчастным случаям и заболеваниям, потерям рабочего времени, материальному ущербу.
    В таблице 1 приведены общие сведения о состоянии производственного травматизма в гражданской авиации за период с 1999 по 2002 годы:
    

Таблица 1

Показатели травматизма

Годы

 

1999

2000

2001

2002

Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел.,

458

404

486

470

    в том числе без учета пострадавших  авиационных происшествиях, чел.

423

395

425

408

Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших от несчастных случаев, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году,

14552

11566

13032

13228

    в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях

13656

11566

12452

12895

Число пострадавших со смертельным исходом, чел.,

27

27

62

54

    в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях, чел.

13

18

17

15


Показатели травматизма

Годы

 

1999

2000

2001

2002

К - коэффициент частоты несчастных случаев (число пострадавших в расчете на 1000 работающих)

2,01

1,82

2,20

2,12

    в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях

1,84

1,78

1,93

1,85

Всего по транспортному комплексу

3,7

3,7

3,6

3,7

В целом по Российской Федерации

5,2

5,1

5,0

4,5

К - коэффициент тяжести несчастных случаев,

31,8

28,7

26,8

28,1

    в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях

32,3

29,3

29,3

31,6

Всего по транспортному комплексу

29,5

29,3

29,4

26,2

В целом по Российской Федерации

27,9

28,3

28,4

28,8

К - коэффициент смертности,

0,12

0,12

0,28

0,24

    в том числе без учета пострадавших в авиационных происшествиях

0,06

0,08

0,08

0,07

Всего по транспортному комплексу

0,15

0,16

0,16

0,16

В целом по Российской Федерации

0,14

0,15

0,15

0,14


    В 2002 году по сравнению с 2001 годом в гражданской авиации удалось добиться некоторого снижения как абсолютных, так и основных относительных показателей производственного травматизма. Причем показатель частоты несчастных случаев на 1000 работающих (К) существенно лучше средних показателей как по транспортному комплексу, так и по Российской Федерации в целом.
    Вместе с тем в 2001 и в 2002 годах показатели производственного травматизма несколько хуже, чем в предыдущие годы, когда в течение ряда лет отмечалась тенденция к снижению производственного травматизма в гражданской авиации. Увеличение случаев производственного травматизма в 2001 и 2002 годах в определенной степени связано с ростом в эти годы интенсивности воздушных перевозок и объемов работ, а также значительным числом пострадавших в результате авиационных происшествий.
    Так, показатели частоты смертельного травматизма (К) в гражданской авиации без учета пострадавших в авиационных происшествиях в 2 раза лучше аналогичных показателей по транспортному комплексу и по Российской Федерации в целом. Однако К по гражданской авиации с учетом пострадавших в авиационных происшествиях в 2001 и 2002 годах почти в 2 раза хуже К по транспортному комплексу и по Российской Федерации в целом.
    Учитывая, что специальный анализ авиационных происшествий проводится Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ГСГА, в следующих таблицах приводятся сведения о производственном травматизме за период с 1999 по 2002 годы без учета пострадавших в авиационных происшествиях.
    Наиболее распространенными видами происшествий, приводящими к несчастным случаям являются приведенные в табл. 2:

Таблица 2

Виды происшествий

Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.*

Повреждения из-за поскальзывания, спотыкания на территории (на покрытии аэродромов, дорог, поверхности земли)

20,2

Падение пострадавших с высоты (со стремянок, лестниц, воздушных судов, в незакрытые люки и т.п.)

17,4

Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, отскочивших осколков

11,7

Дорожно-транспортные происшествия

10,4

Падения, обрушения, обвалы (предметов, материалов, земли и т.д.)

6,7


Наиболее распространенными видами происшествий, которые привели к несчастным случаям со смертельным исходом, являются приведенные в табл. 3.
___________________
*Указано в процентах к общему числу пострадавших.


Таблица 3

Виды происшествий

Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.*

Дорожно-транспортные происшествия

36,5

Падение пострадавших с высоты (со стремянок, лестниц, воздушных судов, в незакрытые люки и т.п.)

17,5

Воздействие экстремальных температур (в т.ч. открытого пламени при пожарах)

11,1

Убийство

7,9

Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, отскочивших осколков

4,8

Воздействие вредных веществ

4,8

Поражение электрическим током

4,8


В таблице 4 приведены основные причины несчастных случаев:

Таблица 4

Причины несчастных случаев

Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.**

Организационные причины (51,6):

Неудовлетворительная организация производства работ,
в том числе:

37,4

- отсутствие или недостаточный контроль за состоянием территории, помещений, технологического и вспомогательного оборудования и инструментов, своевременным проведением их планово-предупредительного ремонта, осмотра и технического обслуживания

17,1

___________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
** Указано в процентах к общему числу пострадавших.


Причины несчастных случаев

Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.*

- отсутствие или недостаточный надзор должностных лиц за ходом выполнения работ

7,7

- необеспеченность работников необходимым технологическим и вспомогательным оборудованием, материалами и инструментом

6,1

- нарушение допуска к работам повышенной опасности

4,2

Недостатки в обучении безопасным приемам труда

8,2

Другие

6,0

Технические причины (33,8):

Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории

16,7

Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

6,8

Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования

5,0

Другие

5,3

Психофизиологические причины (80,7):

Неосторожность, невнимательность, поспешность самих пострадавших при несчастных случаях

34,0

Нарушение производственной дисциплины, в том числе:

22,9

- пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда

17,9

__________________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших.

Причины несчастных случаев

Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.*

Нарушение технологического процесса, в том числе:

16,8

- нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

9,9

Другие

7,0


    Наиболее распространенными причинами, приведшими к несчастным случаям со смертельным исходом, являются приведенные в табл. 5.

Таблица 5

Причины несчастных случаев

Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.**

Организационные причины (71,0):

Неудовлетворительная организация производства работ

57,1

в том числе:

 

- недостаточный надзор должностных лиц за ходом выполнения работ

23,5

- необеспеченность необходимым оборудованием и инструментом

11,8

- отсутствие технического освидетельствования оборудования и сооружений при сдаче в эксплуатацию

11,8

- нарушение допуска к работам повышенной опасности

5,9

- отсутствие контроля за состоянием и исправностью оборудования

5,8


___________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших.
* Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.

Причины несчастных случаев

Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.*

Недостатки в обучении безопасным приемам труда

6,3

Несовершенство технологического процесса

4,9

Другие

2,7

Технические причины (34,9):

Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования

12,7

Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования

7,9

Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

6,3

Другие

8,0

Психофизиологические причины (92,5):

Нарушение технологического процесса, в том числе:

55,8

- Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

30,1

Нарушение трудовой и производственной дисциплины,
в том числе:

31,7

- нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения

18,4

- пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда

7,1

Другие

5,0


__________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.


    Наибольшее число пострадавших в эксплуатационных авиапредприятиях приходится на следующие службы, приведенные в табл. 6:

Таблица 6

Служба, подразделение

Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.*

Инженерно-авиационная служба (АТБ, АТК, АТП)

24,8

ССТ

11,5

Ремонтно-строительные и эксплуатационные службы (РСУ, ОГМ, СГМ, ОКСиЭНС, ЖКХ и др.)

10,7

СОП (СОПП, СОПГП)

10,3

САБ, ВОХР

6,6

Служба бортпроводников

6,2

Летная служба

5,9


    Наибольшее число пострадавших со смертельным исходом в эксплуатационных авиапредприятиях приходится на службы, приведенные в табл. 7.

Таблица 7

Служба, подразделение

Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1999 по 2002 гг.**

ССТ

15,7

Инженерно-авиационная служба (АТБ, АТК, АТП)

13,7

Летная служба

11,8

ТиСТО

9,8

СПАСОП

7,8

ЭСТОП

7,8

Служба бортпроводников

5,9

ГСМ

5,9

____________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших.
** Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.


    Наибольшее число пострадавших, в том числе со смертельным исходом приходится на профессии, приведенные в табл. 8.

Таблица 8

Профессия

Количество пострадавших в среднем за период с 1999 по 2002 гг.

 

Всего*

В т.ч. со смертельным исходом**

Авиационный техник (механик) ИАС

13,94

9,38

Водитель автомобиля (в т.ч. спецмашины)

8,66

15,63

Инженеры всех наименований, мастера

8,25

15,63

Бортпроводник

5,82

6,25

Грузчик (загрузчик), приемосдатчик груза и багажа, транспортировщик, механизатор погрузочно-разгрузочных работ

5,41

-

Слесарь по ремонту летательных аппаратов; слесарь-ремонтник; слесарь по ремонту автомобилей; слесарь-сборщик, слесарь-механик

5,14

-

Летный состав (командир ВС, второй пилот, бортинженер, бортмеханик, бортштурман, бортрадист, бортоператор)

4,60

15,63

Руководители и заместители руководителей организации и структурных подразделений организаций

4,33

6,25

Мойщик летательных аппаратов, рабочий по уборке и экипировке воздушных судов

4,19

-

Диспетчер УВД, руководитель полетов

3,52

-

Сторож, стрелок ВОХР, контролер КПП

2,98

3,13

Электромонтер, электромонтажник, электромеханик, электрослесарь

2,84

6,25

Инспектор, агент, специалист САБ, охранник службы безопасности

2,57

-

Плотник, столяр

2,17

-

Радиотехник, радиооператор, техник по радионавигации, радиолокации и связи, телеграфист

1,49

-


_________________
* Указано в процентах к общему числу пострадавших
** Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.


    Состояние профессиональной заболеваемости на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации отражено в табл. 9.

Таблица 9

Число лиц с впервые установленным профзаболеванием

Годы

 

1999

2000

2001

2002

Всего, чел.,

82

52

72

100

в том числе:

 

 

 

 

летного состава, чел.

62

41

62

88

инженерно-технического состава, чел.

7

5

6

4

    
    
    Повышенный уровень шума являлся основной причиной профессиональных заболеваний, наиболее распространенными из которых стали заболевания органов слуха. Кроме того, ежегодно отмечались единичные случаи вибрационной болезни работников, связанных с клепальными работами, и случаи профзаболевания органов дыхания маляров на заводах гражданской авиации.
    Общие сведения о состоянии условий труда на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации по состоянию на 01.01.03 приведены в табл. 10.


Таблица 10

Показатели

Численность работников

В том числе женщины

 

чел.

%от общей числ.

чел.

%от общей числ.

Списочная численность работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и уходу за детьми)

223958

-

80586

-

из них:

 

 

 

 

Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам,

62460

27,89

11148

13,83

в том числе работающие под воздействием:

 

 

 

 

- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука

47485

21,20

7971

9,89

- повышенного уровня вибрации

6988

3,12

789

0,98



Показатели

Численность работников

В том числе женщины

 

чел.

%от общей числ.

чел.

%от общей числ.

- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны

1992

0,89

273

0,34

- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны

7543

3,37

1430

1,77

- повышенного уровня неионизирующего излучения

2738

1,22

413

0,51

- повышенного уровня ионизирующего излучения

34

0,02

17

0,02

Занятые тяжелым физическим трудом

1106

0,49

60

0,07

Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности

2999

1,34

925

1,15


    В табл. 11 приведены результаты некоторых основных организационных работ по охране труда по состоянию на 01.01.03.

Таблица 11

Основные организационные работы по охране труда

Результаты по состоянию на 01.01.03

Израсходовано на мероприятия по охране труда в 2002 г.:
    всего, тыс. руб.


390123

    в среднем в расчете на 1 работника, руб.

1759,7

Аттестация рабочих мест по условиям труда

81585

Общее количество рабочих мест, ед.

30298

Количество рабочих мест, прошедших аттестацию, ед. (%)

(37,1)

    в том числе признанных аттестованными,

21669

    ед. (%)

(26,6)



Основные организационные работы по охране труда

Результаты по состоянию на 01.01.03

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов

 

Численность работников, которые должны проходить проверку знаний по охране труда, чел.

34793

Численность работников, которые своевременно прошли проверку знаний, чел. (%)

33470
(96,2)

 

 

Организация служб охраны труда

 

Необходимое количество специалистов по охране труда, чел.

761

Фактическое количество специалистов по охране труда, чел. (%)

398

 

(52,3)

Количество специалистов по охране труда по совместительству, чел.

207

Количество организаций с численностью более 100 работников, ед.

243

Количество организаций с численностью более 100 работников, в которых есть служба (освобожденный специалист) охраны труда, ед. (%)

185
(76,1)

 

 

Организация кабинетов охраны труда

 

Необходимое количество кабинетов охраны труда, ед.

377

Фактическое количество кабинетов охраны труда, ед. (%)

292

 

(77,5)

Организация комитетов (комиссий) по охране труда

 

Количество организаций с численностью более 10 работников, ед.

411

Количество организаций с численностью более 10 работников, в которых созданы комитеты (комиссии) по охране труда, ед. (%)

327
(79,6)

 

 

Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ

 

Численность работников, которые должны по нормам обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, чел.

123209

Численность работников, которые фактически полностью обеспечены всеми видами СИЗ, чел. (%)

107140
(87,0)

 

 


    На многих авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации проводится значительная работа по улучшению условий труда, созданию обстановки, позволяющей работать без травм и аварий. Вместе с тем в работе по охране труда еще имеются существенные недостатки, которые обусловлены в основном:
    - недостаточным вниманием некоторых руководителей всех уровней к вопросам охраны труда, проведению постоянной профилактической работы по предупреждению случаев производственного травматизма;
    - низким уровнем обучения и контроля навыков и знаний по охране труда;
    - невыполнением должностными лицами своих функциональных обязанностей по охране труда, в том числе недостаточным контролем за соблюдением технологической и трудовой дисциплины;
    - отсутствием материальной заинтересованности в обеспечении безопасных и безвредных условий труда со стороны должностных лиц и за соблюдением правил по охране труда со стороны работников;
    - неукомплектованностью служб охраны труда и высокой "текучестью" работников службы охраны труда, недостаточной их квалификацией;
    - низким уровнем трудовой и производственной дисциплины, в том числе в части соблюдения правил и инструкций по охране труда;
    - неэффективным планированием и недостаточным финансированием мероприятий по охране труда.
    

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА НА 2004-2006 ГОДЫ

    В соответствии с основными принципами государственной политики в области охраны труда, закрепленными в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", определены следующие основные направления отраслевой политики в области охраны труда:
    - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
    - управление охраной труда в отрасли;
    - координация деятельности предприятий и организаций гражданской авиации в области охраны труда;
    - разработка и установление научно обоснованных отраслевых требований по охране труда;
    - обеспечение внутриведомственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе оценка организации охраны труда на авиапредприятиях при их сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации;
    - взаимодействие авиапредприятий и организаций гражданской авиации с органами управления, надзора и контроля, профессиональными союзами по вопросам реализации отраслевой политики в области охраны труда;
    - разработка и внедрение методов стимулирования работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на авиапредприятиях;
    - разработка и применение на предприятиях и в организациях гражданской авиации мер экономического воздействия к работникам, не выполняющим или нарушающим установленные требования по охране труда;
    - обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами за счет средств предприятия;
    - обязательное расследование обстоятельств и причин каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве, разработка и внедрение мер, предупреждающих возможность повторения подобных случаев;
    - предоставление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне авиапредприятия;
    - защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
    - обучение и повышение квалификации работников служб охраны труда авиапредприятий и организаций гражданской авиации, а также их руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
    Реализация основных направлений отраслевой политики в области охраны труда требует координации и сопряжения правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, осуществляемых предприятиями и организациями гражданской авиации, территориальными органами воздушного транспорта Минтранса России и ГСГА.
    

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

    Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда в гражданской авиации, проведенного Управлением персонала и учебных заведений гражданской авиации и лабораторией исследований условий и безопасности труда в гражданской авиации ФГУП "ГосНИИ ГА"; требований, предъявляемых к руководителям организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также с учетом задач и функций в области охраны труда, установленных для федеральных органов исполнительной власти; предложений департаментов, управлений и отделов ГСГА, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, организаций, учебных заведений и НИИ гражданской авиации.
    Система программных мероприятий включает работу в области охраны труда как государственной службы гражданской авиации и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, так и работу организаций гражданской авиации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, а также проведение научных исследований НИИ и ВУЗов гражданской авиации по охране труда.
    

3.1. Предложения по проведению основных отраслевых организационно-методических мероприятий в гражданской авиации

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1

Комплектование штата специалистов по охране труда (по уровню квалификации и количеству работников) для обеспечения внутриведомственного государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда и методического руководства работой по охране труда в подведомственных организациях гражданской авиации

2004 - 2005 гг.

ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ)

2

Подготовка типового положения о службе охраны труда (должностной инструкции специалиста по охране труда) территориального органа воздушного транспорта Минтранса России

до 1 декабря 2005 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА)

3

Внесение изменений и дополнений (переработка) ОСТ 54-3-2622.75-2000 "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации" с учетом произошедших изменений в составе нормативных правовых актов и отраслевых документов по охране труда

до 1 декабря 2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА"

4

Своевременное информирование ОМТУ (МТУ, ТУ), организаций гражданской авиации о принятых органами государственного управления в области охраны труда решениях, утверждении нормативных актов по охране труда; подготовка нормативно-методических документов Минтранса России по организации выполнения в организациях гражданской авиации принятых решений в области охраны труда и соблюдении нормативных актов по охране труда

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА)

5

Тиражирование и доведение до подведомственных организаций гражданской авиации нормативно-методических документов по вопросам охраны труда

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"

6

Оказание методической помощи по вопросам охраны труда: подготовка методических указаний, рекомендаций и информационных писем о новых изданиях и приборах по охране труда, средствах индивидуальной защиты, по вопросам обучения и проверки знаний по охране труда, по организации решения проблем, связанных с обеспечением безопасности труда в подведомственных организациях

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"


№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

7

Пересмотр и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных документов по охране труда

постоянно (согласно планам НИОКР)

ГСГА (УПиУЗ ГА), департаменты, управления и самостоятельные отделы по направлениям деятельности)

8

Учет несчастных случаев на производстве в организациях гражданской авиации

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"

9

Организация, сбор и обобщение статистических отчетов организаций гражданской авиации по формам № 7-травматизм и № 1 -т (условия труда)

ежегодно (в сроки, устанавли-
ваемые распоря-
жениями Минтранса России)

ГСГА (УПиУЗ ГА), ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"

10

Подготовка годовых анализов состояния производственного травматизма, условий труда и рекомендаций по предупреждению несчастных случаев

2 квартал каждого года

ГСГА (УПиУЗ ГА)

11

Подготовка информации о производственном травматизме в организациях гражданской авиации

Ежеквар-
тально

ГСГА (УПиУЗ ГА)

12

Подготовка оперативных сообщений (телеграмм) о смертельных несчастных случаях на производстве, разработка мер по их предупреждению

по необходи-
мости

ГСГА (УПиУЗ ГА)

13

Экспертиза проектов нормативных документов на соответствие их нормам и правилам охраны труда

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА)


№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

14

Определение основных направлений научных исследований по охране труда, подготовка контрактов и контроль за выполнением НИР в области охраны труда

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА, ДПЛГ ГВСиТР ГА, департаменты и управления по направлениям деятельности)

15

Создание Координационного совета ГСГА по охране труда с целью рассмотрения научно-технических проблем в области охраны труда, обеспечения безопасности технологических процессов, совершенствования средств индивидуальной защиты и координации их решений

до 1 декабря 2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА)

16

Проведение семинара-совещания с представителями территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России и организации гражданской авиации по обмену опытом работы по улучшению условии и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний

2 квартал 2005 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА)

17

Проведение региональных совещаний по результатам работы по охране труда за год, участие и выступление специалистов по охране труда на совещаниях руководителей организаций гражданской авиации

ежегодно

ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"

18

Проведение совещаний со специалистами служб охраны труда ФУП "Госкорпорация по ОВД"

ежегодно

ФУП "Госкорпорация по ОВД"

19

Проведение краткосрочных семинаров по обмену опытом работы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда на передовых предприятиях

ежегодно

ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"



№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

20

Организация и проведение обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов в соответствии с установленным порядком

постоянно

Академия ГА, МГТУ ГА, УВАУ ГА, УТЦ ОМТУ (МТУ, ТУ)

21

Проведение практического (организационно-методического) двухдневного семинара-учебы для руководителей организаций гражданской авиации по проблемам охраны труда (с предоставлением участникам семинара возможности пройти проверку знаний по охране труда)

ежегодно

ГСГА (УПиУЗ ГА), МГТУ ГА

22  

Организация и проведение курсов повышения квалификации работников служб охраны труда организаций гражданской авиации

постоянно
(2 раза в год)

ГСГА (УПиУЗ ГА), Центр ППКК ВТ РФ МГТУ ГА

23

Подготовка экспертов ССГА по оценке организации охраны труда при сертификации организаций гражданской авиации в ССГА

2004 - 2005 гг.

ГСГА (УПиУЗ ГА, руководители департаментов и управлений), Центр ППКК ВТ РФ МГТУ ГА

24

Проверка знаний основных нормативных актов по охране труда руководителей территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России и организаций гражданской авиации при их аттестации в установленном порядке

постоянно (по графику работы аттестационной комиссии)

ГСГА
(УПиУЗ ГА), ОМТУ, (МТУ, ТУ)

25

Подготовка предложений по включению в программы курсов повышения квалификации руководителей и специалистов организаций гражданской авиации вопросов охраны труда в необходимом объеме

до 1 ноября 2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.)


№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

26

Разработка отраслевого Положения о смотре-конкурсе среди организаций гражданской авиации на лучшую организацию работы по охране труда

до 20 ноября 2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.)

27

Проведение смотра-конкурса среди подведомственных организаций гражданской авиации на лучшую организацию работы по охране труда

2005 г.

ОМТУ (МТУ, ТУ), ФУП "Госкорпорация по ОВД"

28

Проведение смотра-конкурса среди организаций гражданской авиации на лучшую организацию работы по охране труда

2006 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА"

29

Участие в разработке нормативно-правового акта о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации

2004 г.

ГСГА (ДЛС,  УПиУЗ ГА)

30

Участие в работе по подготовке перечней работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых устанавливаются соответствующие компенсации

2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА)

31

Участие в подготовке нормативного-правового акта по предоставлению дополнительного отпуска работникам гражданской авиации за особый характер работы

2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА совместно с департаментами и управлениями по направлениям деятельности)

32

Подготовка организационно-методического документа по обеспечению бесплатным санаторно-курортным лечением летно-инспекторского состава ГСГА, территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, имеющих медицинские показания

2004 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА, ОГПГА)



№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

33

Издание Методических рекомендаций по аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей воздушных судов по заявкам организаций гражданской авиации

до 1 августа 2004 г.

ООО МНПП "Охрана труда-90"

34

Организация и проведение контроля качества выпускаемых средств индивидуальной защиты для работников гражданской авиации

постоянно

ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.), ПВ ООО Фирма "Техноавиа"

35

Проведение консультаций организаций гражданской авиации по вопросам обеспечения спецодеждой и спецобувью

постоянно

ГСГА (УПиУЗ ГА), ФГУП "ГосНИИ ГА"
(037 лаб.); ПВ ООО Фирма "Техноавиа"

36

Подготовка предложений по разработке и выпуску плакатов и видеофильмов по охране труда при выполнении работ, характерных для гражданской авиации; информирование организаций о порядке и условиях издания плакатов и видеофильмов

До 1 декабря 2005 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА, департаменты и управления по направлениям деятельности), ФУП "Госкорпорация по ОВД"

37

Разработка электронной обучающей и контролирующей программы по охране труда для руководителей и специалистов основных профессий и должностей государственных дочерних предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД"

до 1 августа 2005 г.

ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.), ООО МНПП "Охрана труда-90", ФУП "Госкорпорация по ОВД"

38

Разработка Методических рекомендаций по организации работы уполномоченного по охране труда организации гражданской авиации

до 1 июня
2005 г.

ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.)


№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

39

Создание отраслевой информационной системы, позволяющей осуществлять оперативный доступ (через Интернет) к нормативной и методической документации по охране труда в гражданской авиации

До 1 сентября 2006 г.

ФГУП "ГосНИИ ГА", ООО МНПП "Охрана труда-90"

40

Обеспечение правовыми, нормативными и методическими документами по охране труда по заявкам организаций гражданской авиации

постоянно

ООО МНПП "Охрана труда-90"

41

Проработка вопроса по созданию региональных (межрегиональных) групп (лабораторий) по производственному контролю за соблюдением требований санитарных правил и аттестации рабочих мест по условиям труда

2004 - 2005 гг.

ФУП "Госкорпо-
рация по ОВД", руководители ГУДП ФУП "Госкорпорация по ОВД"

42

Разработка рекомендаций по подбору и осуществлению контроля защитных свойств экранирующих костюмов для защиты от ЭМИ

до 1 июня
2005 г.

ФУП "Госкорпо-
рация по ОВД", ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.), ПВ ООО Фирма "Техноавиа"

43

Разработка Методических рекомендаций для единого подхода при планировании, оценке, учете и отчетности по внедрению мероприятий по охране труда в организациях гражданской авиации

до 1 ноября 2006 г.

ГСГА (УПиУЗ ГА), ООО МНПП "Охрана труда-90"

44

Проработка вопроса по созданию фонда охраны труда ФУП "Госкорпорация по ОВД" под конкретные планы работ по охране труда предприятий (в соответствии с п.4 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

2004-2005 гг.

ФУП "Госкорпо-
рация по ОВД"



№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

45

Поиск, обобщение и распространение в отрасли опыта применения средств индивидуальной защиты от поскальзывания работников на территории аэродромов в зимних условиях

До 1 октября 2004 г.

ФГУП "Гос-НИИГА" (037 лаб.), ПВ ООО  Фирма "Техноавиа"

46

Разработка рекомендаций по организации санитарно-промышленных лабораторий при службах охраны труда

до 1 мая
2006 г.

ФГУП "ГосНИИ ГА" (037 лаб.)


3.2. Основные организационные мероприятия и направления работы по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, предлагаемые организациям гражданской авиации

    1. Определение обязанностей и ответственности руководителей и специалистов структурных подразделений по вопросам охраны труда и включение их в должностные инструкции, контракты, договоры.
    2. Комплектование фонда нормативных правовых актов и документации по охране труда, необходимых для руководства в работе по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
    3. Выполнение требований руководящих документов по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов, работников, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, а также по проведению всех видов инструктажей по охране труда с работниками.
    4. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе водителей транспортных средств (перед началом и по окончании рабочей смены).
    5. Проведение тщательного анализа состояния условий и охраны труда, контроля за уровнями воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда.
    6. Обеспечение безопасности работников на территории предприятия, при эксплуатации зданий, сооружений и объектов: надлежащее содержание территории (особенно в зимний период); своевременное обследование и проведение ремонтов зданий, поддержание порядка в помещениях; выполнение требований пожарной безопасности, безопасной эксплуатации электрооборудования, вентиляционных систем, тепловых и газовых сетей, системы водоснабжения, санитарно-технических устройств и т.п.
    7. Обеспечение безопасности технологических процессов, оборудования, машин, механизмов и инструментов: учет и регистрация применяемых оборудования и инструментов, своевременное проведение их осмотров, проверок, испытаний и планово-предупредительных ремонтов, замена устаревшего оборудования и инструментов.
    8. Разработка и реализация мероприятий по устранению и снижению воздействия на работников вредных производственных факторов; сокращению численности работников, занятых на тяжелых работах; а также по улучшению и облегчению условий труда работающих женщин.
    9. Своевременный пересмотр действующих и разработка (при необходимости) новых инструкций по охране труда.
    10. Своевременное обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующими установленным требованиям; организация хранения и надлежащего ухода за средствами индивидуальной защиты.
    11. Организация санитарно-бытового обслуживания работников (обеспечение гардеробными, душевыми, умывальными и другими санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами).
    12. Организация режима труда и отдыха работников с соблюдением установленных норм продолжительности рабочего времени (в том числе норм полетного времени для членов экипажей воздушных судов).
    13. Комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами в соответствии с действующими нормативами численности.
    14. Оснащение службы охраны труда необходимым оборудованием и приборами для замеров опасных и вредных производственных факторов.
    15. Выделение помещения для кабинета по охране труда в соответствии с действующими нормами и оснащение его необходимым оборудованием; организация работы кабинета охраны труда как центра пропаганды и обучения безопасности труда и передового опыта в области охраны труда.
    16. Организация эффективной системы контроля руководителей, специалистов службы охраны труда и других должностных лиц за соблюдением в структурных подразделениях правил, норм и инструкций по безопасности труда.
    17. Применение системы стимулирования руководителей и специалистов структурных подразделений за работу по улучшению условий, охраны труда и предупреждению производственного травматизма, а также работников организации - за соблюдение инструкций по охране труда и работу без травм и аварий.
    18. Укрепление трудовой и технологической дисциплины.
    19. Тщательное расследование всех несчастных случаев и аварий на производстве, анализ их причин и обстоятельств, разработка и принятие мер по предупреждению производственного травматизма.
    20. Проведение Дней охраны труда, смотра-конкурса на лучшее подразделение по результатам работы по охране труда.
    21. Проведение совместных совещаний и семинаров с профсоюзным активом и комитетом (комиссией) по охране труда по вопросам улучшения условий и обеспечения безопасности труда.
    

3.3. Предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
направленных на улучшение условий и охраны труда в гражданской авиации

№ п/п

Наименование НИОКР

Заказчик

1

Переработать Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам гражданской авиации

ГСГА (УПиУЗ ГА)

2

Разработать новый Каталог спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, применяемых в гражданской авиации (с учетом новых Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам гражданской авиации)

ГСГА (УПиУЗ ГА)

3

Разработать отраслевые правила по охране труда в службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП)

ГСГА (ДАБиСОП)

4

Переработать нормы обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты пожарных работников ведомственной пожарной охраны СПАСОП ГА

ГСГА (ДАБиСОП)

5

Разработать типовую инструкцию по охране труда для аэродромных рабочих

ГСГА (УПиУЗ ГА)

6

Разработать типовые инструкции по охране труда:
- для сгонщиков-смывщиков красок и лаков на заводах гражданской авиации;
- при нанесении лакокрасочных покрытий на заводах гражданской авиации

ГСГА (УПиУЗ ГА)


№ п/п

Наименование НИОКР

Заказчик

7

Разработать типовые инструкции по охране труда:
- для летного состава экипажа самолета Ан-24;
- для летного состава экипажа самолета Ту-154;
- для летного состава экипажа самолета Ил-96;
- для летного состава экипажа самолета Ил-76

ГСГА (УПиУЗ ГА)

8

Разработать типовую инструкцию по охране труда для электромеханика по обслуживанию светотехнического оборудования систем обеспечения полетов

ГСГА (УАД, УПиУЗ ГА)

9

Разработать типовые инструкции по охране труда для наиболее массовых профессий и видов работ в государственных дочерних предприятиях ФУП "Госкорпорация по ОВД"

ГСГА (ДГР ОрВД, УПиУЗ ГА) или ФУП "Госкорпорация по ОВД"

10

Разработать Положение о режиме труда и отдыха диспетчеров и руководителей полетов

ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД"

11

Разработать Методические рекомендации по организации контроля за состоянием охраны труда в организациях гражданской авиации

ГСГА (УПиУЗ ГА)

12

Разработать Методические рекомендации по проведению контроля за состоянием охраны труда на объектах баз ЭРТОС предприятий гражданской авиации

ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД"

13

Разработать Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, характерных для организаций гражданской авиации

ГСГА (УПиУЗ ГА)

14

Разработать Методические рекомендации по оценке травмобезопасности отдельных рабочих мест, характерных для организаций гражданской авиации, при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

ГСГА (УПиУЗ ГА)

15

Разработать рекомендации по снижению и профилактике профессиональных заболеваний у членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

ГСГА (УПиУЗ ГА)


№ п/п

Наименование НИОКР

Заказчик

16

Разработать Сборник вопросов и ответов по охране труда для летного и инженерно-технического персонала при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду

ГСГА (УПиУЗ ГА)

17

Разработать Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда диспетчеров УВД

ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД"

18

Разработать Методические рекомендации по применению Санитарных правил СП 2.5.1.1107-02 "Гигиенические требования к условиям и организации труда диспетчеров по управлению воздушным движением ГА"

ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД"

19

Разработать рекомендации по подбору и применению средств индивидуальной защиты от электромагнитных излучений СВЧ

ГСГА (ДГР ОрВД) или ФУП "Госкорпорация по ОВД"

20

Разработать Методическое руководство по системе управления охраной труда в гражданской авиации

ГСГА (УПиУЗ ГА)

21

Разработать Рекомендации по применению предохранительных поясов для работы на высоте при техническом обслуживании вертолета Ми-8

ГСГА (ДПЛГ ГВСиТР ГА)

22

Провести исследования влияния комплекса вредных производственных факторов на специалистов ЭРТОС

ФУП "Госкорпорация по ОВД"

23

Провести анализ производственного травматизма и условий труда в гражданской авиации и подготовить рекомендации по предупреждению несчастных случаев на производстве

ГСГА (УПиУЗ ГА)



  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование