- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО |
Руководителям территориальных |
В соответствии с распоряжением Минтранса России от 17 октября 2003 г. № НА-309-р "О порядке представления статистических отчетов о травматизме на производстве, профессиональные заболеваниях и состоянии условии труда в организациях гражданской авиации за 2003 год" государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации (ГСГА) совместно с ФГУП ГосНИИ ГА подготовлен анализ состояния производственного травматизма, условий труда и выполнения основных работ по охране труда в организациях гражданской авиации за 2003 год (прилагается).
Подготовка анализа была осложнена из-за низкой исполнительности и недостаточной профессиональной подготовки специалистов по охране труда в ряде организаций гражданской авиации, а также в аппаратах некоторых территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России при выполнении распоряжения Минтранса России от 17 октября 2003 г. № НА-309-р. В наибольшей степени эти недостатки имели место в Архангельском и Красноярском МТУ ВТ Минтранса России, ГУП "Опытный завод № 408" и ЗАО "Домодедово Джет Сервис".
В некоторых организациях Красноярского МТУ, ОМТУ Центральных районов, Северо-Западного и Дальневосточного ОМТУ ВТ Минтранса России, ФУП "Госкорпорация по ОВД" и в ряде других организаций неудовлетворительно выполнялись требования распоряжения Минтранса России от 4 февраля 2003 г. № НА-20-р "О порядке расследования и учета несчастных случаен на производстве на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации" и части своевременного сообщения и представления в ГС ГА копий актов по форме Н-1 о несчастных случаях на производстве и материалов расследования несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
В результате активизации работы в области охраны труда в 2003 году удалось добиться заметного снижения производственного травматизма по сравнению с предыдущим годом при существенном росте интенсивности и объемов воздушных перевозок и авиационных работ. Общее количество и частота несчастных случаев на производстве сократились на 18 процентов, а число несчастных случаев со смертельными исходами уменьшилось почти в 3 раза в связи со значительным сокращением авиационных происшествий. Многие организации гражданской авиации работали без травм и аварий. Среди территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России наилучшие показатели состояния производственного травматизма (без учета пострадавших в авиапроисшествиях) отмечены в Южном, Северо-Западном и Уральском ОМТУ ВТ Минтранса России.
Вместе с тем в работе по охране труда имеются существенные недостатки. По сравнению с 2002 годом на 20 процентов возросло количество лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (в основном из числа летного состава). Без учета авиационных происшествий наиболее часто (относительно общей численности работающих) несчастные случаи происходили в организациях Архангельского, Камчатского МТУ, Саха (Якутского) ТУ и Дальневосточного ОМТУ ВТ Минтранса России, ОАО "Омский завод ГА", ОАО "Новосибирский АРЗ", Троицком авиационно-техническом колледже ГА, Бугурусланском летном училище ГА, ЗАО "АТБ Домодедово" и ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр".
В целом наихудшие показатели производственного травматизма (без учета пострадавших в авиационных происшествиях) в Северо-Восточпом, Татарском, Красноярском МТУ и Дальневосточном ОМТУ ВТ Минтранса России и ЗАО "АТБ Домодедово".
Несмотря на имеющиеся на протяжении ряда лет недостатки в работе по охране труда и профилактике производственного травматизма в подведомственных организациях в аппаратах Архангельского и Красноярского МТУ ВТ Минтранса России не введена должность специалиста по охране труда для целенаправленной и постоянной работы в 31-ой области, осуществления внутриведомственного контроля за обеспечением безопасности труда.
Наибольшее количество пострадавших при несчастных случаях на производстве отмечено в инженерно-авиационных службах авиапредприятий (прежде всего из числа авиатехников, а также инженеров и мойщиков воздушных судов) - более 20 процентов всех пострадавших, а также пострадавших со смертельным и тяжелым исходом. В службах спецтранспорта произошло свыше 16 процентов всех несчастных случаев на производстве и более 20 процентов всех смертельных случаев; наибольшее количество случаев травматизма на производстве, в том числе со смертельными исходами, произошло с водителями автомобилей (соответственно -11,7 процента от всех пострадавших при несчастных случаях и 15,4 процента от всех погибших на производстве).
Наиболее распространенными видами происшествий, приведших к несчастным случаям, явились:
падения из-за поскальзывания на территории (свыше 20 процентов всех случаев);
падения пострадавшего с высоты (более 18 процентов всех случаев и 23 процента смертельных несчастных случаев);
дорожно-транспортные происшествия (около 10 процентов всех случаев и более 50 процентов смертельных несчастных случаев);
Среди причин большинства несчастных случаев отмечен личностный фактор, в том числе неосторожность и невнимательность пострадавших при выполнении работ и нахождении на территории (свыше 40 процентов всех несчастных случаев), пренебрежение опасностью пострадавшими, нарушения ими трудовой и технологической дисциплины, правил и инструкций по охране труда (около 40 процентов всех несчастных случаев).
Во многом указанные причины обусловлены недостатками в организации производства и охраны труда на предприятиях и в организациях, в том числе формальным отношением к обучению и инструктажу по безопасности труда, отсутствием контроля со стороны должностных лиц за ходом выполнения работ и соблюдением требований охраны труда, за исправностью производственного оборудования и содержанием территории и рабочих мест, недостаточной разъяснительной работой, направленной на предупреждение несчастных случаев на производстве, и требовательности за соблюдением трудовой дисциплины.
Учитывая изложенное, считаю необходимым:
1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России, генеральному директору ФУП "Госкорпорация по ОВД":
довести анализ состояния производственного травматизма, условий груда и выполнения основных работ по охране труда в организациях гражданской авиации за 2003 год до подведомственных организации, принять меры по устранению отмеченных недостатков, в том числе при представлении статистической отчетности по охране труда и документации по расследованию несчастных случаев на производстве;
рассматривать состояние и результаты работы по охране труда на совещаниях с руководителями подведомственных организаций, в том числе по итогам работы за год.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
использовать материалы анализа в работе по предупреждению несчастных случаев на производстве и улучшению условий труда;
принять дополнительные меры по соблюдению требований к организации рабочих мест и содержанию территории, укреплению трудовой и технологической дисциплины, обеспечению требований безопасности при техническом обслуживании и ремонте воздушных судов и эксплуатации транспортных средств;
обеспечить систематический контроль за состоянием безопасности труда в подразделениях и соблюдением работниками инструкций по охране труда, а также учет результатов этой работы в системе оплаты труда и материального поощрения.
3. Обратить внимание руководителей:
Архангельского, Северо-Восточного, Красноярского МТУ, Дальневосточном ОМТУ ВТ Минтранса России и ЗАО "АТБ Домодедово" на неудовлетворительные показатели производственного травматизма и необходимость усиления профилактической работы по его предупреждению;
Архангельского и Красноярского МТУ ВТ Минтранса России, ГУП "Опытный завод № 408" и ЗАО "Домодедово Джет Сервис" на отмеченные недостатки при представлении статистических отчетов по охране труда.
|
А.В. Нерадько |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
АНАЛИЗ
состояния производственного травматизма, условий труда и выполнения
основных работ по охране труда в организациях гражданской авиации за 2003 год
1. Основные показатели состояния охраны труда
№ п/п |
Основные показатели состояния показателей охраны труда |
Значения | ||
|
|
2002 год |
2003 год | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. |
Показатели производственного травматизма по гражданской авиации в целом (т.е. с учетом пострадавших в авиационных происшествиях) |
|
| |
1.1. |
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом из них: |
470 |
386 | |
1.2. |
Численность пострадавших со смертельным исходом из них: |
54 |
20 | |
1.3. |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (включая умерших), временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году |
13228 |
13556 | |
1.4 |
Коэффициенты травматизма: |
|
| |
1.5 |
Численность пострадавших в авиационных происшествиях с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом |
62 |
21 | |
1.6. |
Численность пострадавших в авиационных происшествиях со смертельным исходом |
39 |
7 | |
2. |
Показатели производственного травматизма по гражданской авиации без учета пострадавших в авиационных происшествиях |
|
| |
2.1. |
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом из них: |
408 |
365 | |
2.2. |
Численность пострадавших со смертельным исходом из них: |
15 |
13 | |
2.3. |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (включая умерших), временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году |
12895 |
12786 | |
2.4. |
Коэффициенты травматизма: |
|
| |
3. |
Показатели профессиональной заболеваемости |
|
| |
3.1. |
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием: |
|
| |
4. |
Затраты на мероприятия по охране труда |
|
| |
4.1. |
Израсходовано на мероприятия по охране труда: |
|
| |
5. |
Выполнение основных работ по охране труда |
|
| |
5.1. |
Аттестация рабочих мест по условиям труда |
|
| |
5.1.1. |
Общее количество рабочих мест, ед. |
81585 |
80229 | |
5.1.2. |
Количество рабочих мест, прошедших |
30298 |
36724 | |
5.2. |
Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов |
|
| |
5.2.1. |
Численность работников, которые должны проходить проверку знаний по охране труда, чел. |
34793 |
35436 | |
5.2.2. |
Численность работников, которые своевременно прошли проверку знаний, чел. (%) |
33470 |
33971 | |
5.3. |
Организация служб охраны труда |
|
| |
5.3.1. |
Необходимое количество специалистов по охране труда, чел. |
761 |
742 | |
5.3.2. |
Фактическое количество специалистов по охране труда, чел. (%) |
398 |
402 | |
5.3.3. |
Количество специалистов по охране труда по совместительству, чел. |
207 |
254 | |
5.3.4. |
Количество организаций с численностью более 100 работников, ед. |
243 |
243 | |
5.3.5. |
Количество организаций с численностью более 100 работников, в которых есть служба (освобожденный специалист) охраны труда, ед. (%) |
185 |
200 | |
5.4. |
Организация, кабинетов охраны труда |
|
| |
5.4.1. |
Необходимое количество кабинетов охраны труда, ед. |
377 |
404 | |
5.4.2. |
Фактическое количество кабинетов охраны труда, ед. (%) |
292 |
311 | |
5.5. |
Организация комитетов (комиссий) по охране труда |
|
| |
5.5.1. |
Количество организаций с численностью более 10 работников, ед. |
411 |
490 | |
5.5.2. |
Количество организаций с численностью более 10 работников, в которых созданы комитеты (комиссии) по охране труда, ед. (%) |
327 |
439 | |
5.6. |
Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ |
|
| |
5.6.1. |
Численность работников, которые должны по нормам обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, чел. |
123209 |
125429 | |
5.6.2. |
Численность работников, которые фактически полностью обеспечены всеми видами СИЗ, чел. (%) |
107140 |
111248 | |
5.7. |
Задолженность по отпускам |
|
| |
5.7.1. |
Летному составу, дней |
346170 |
331065 | |
5.7.2. |
Бортпроводникам, дней |
137674 |
164186 | |
Примечание: |
1. Учитывая, что специальный анализ авиационных происшествий проводится Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ГС ГА, в дальнейшем приводятся сведения о производственном травматизме без учета пострадавших в авиационных происшествиях. |
2. Распределение относительных показателей травматизма (коэффициенты частоты, тяжести, смертности и обобщающий) и затрат на охрану труда по территориальным органам воздушного транспорта Минтранса России, организациям гражданской авиации, непосредственно подведомственным ГСГА
№ п/п |
Наименование |
Коэффициенты |
Занятое место |
Израсходовано на мероприятия по охране труда в расчете на 1 чел., руб. | |||||
|
|
Кч |
Кт |
Кс |
Коб |
|
| ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
ОМТУ, МТУ, ТУ ВТ Минтранса России и объединения ГА: | |||||||||
1 |
Архангельское |
4,49 |
32,62 |
- |
146,51 |
10 |
7133,14 | ||
2 |
Восточно-Сибирское |
1,15 |
62,33 |
- |
71,94 |
8 |
784,54 | ||
3 |
Дальневосточное |
3,34 |
32,81 |
0,11 |
756,47 |
14 |
5598,61 | ||
4 |
Западно-Сибирское |
0,96 |
29,77 |
- |
28,46 |
2 |
1099,67 | ||
5 |
Камчатское |
3,11 |
22,67 |
- |
70,39 |
7 |
3294,67 | ||
6 |
Коми |
1,68 |
40,20 |
- |
67,45 |
6 |
1049,33 | ||
7 |
Красноярское |
1,05 |
65,55 |
0,19 |
1208,99 |
15 |
4869,59 | ||
8 |
Приволжское |
1,60 |
51,09 |
0,07 |
498,75 |
11 |
1136,99 | ||
9 |
Приобское |
3,06 |
39,04 |
0,06 |
502,59 |
12 |
5686,54 | ||
10 |
Саха (Якутское) |
2,48 |
50,18 |
- |
124,50 |
9 |
3381,22 | ||
11 |
Северо-Восточное |
2,42 |
43,14 |
0,69 |
4258,22 |
17 |
2666,32 | ||
12 |
Северо-Западное |
1,24 |
26,53 |
- |
32,90 |
3 |
1118,55 | ||
13 |
Татарское |
1,41 |
34,67 |
0,23 |
1454,20 |
16 |
1374,18 | ||
14 |
Уральское |
1,44 |
23,20 |
- |
33,47 |
4 |
756,92 | ||
15 |
Центральных районов |
0,94 |
55,63 |
- |
52,46 |
5 |
1485,97 | ||
16 |
Южное |
0,52 |
32,29 |
- |
16,85 |
1 |
2098,89 | ||
17 |
ФУП "Госкорпорация по ОВД" |
1,15 |
29,75 |
0,08 |
524,87 |
13 |
2713,67 | ||
Предприятия и организации, непосредственно связанные | |||||||||
18 |
ГТК "Россия" |
1,77 |
16,33 |
- |
28,87 |
10 |
522,10 | ||
19 |
ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии" |
1,56 |
26,09 |
- |
40,78 |
12 |
1898,46 | ||
20 |
ФГУАП "Кавминводыавиа" |
2,09 |
18,40 |
- |
38,37 |
11 |
3321,56 | ||
21 |
ОАО Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" |
0,61 |
115,00 |
- |
69,65 |
13 |
1823,56 | ||
22 |
ОАО Авиакомпания "Трансаэро" |
0,77 |
16,00 |
- |
12,32 |
8 |
3230,77 | ||
23 |
ЗАО "АК Волга-Днепр" |
3,00 |
80,67 |
- |
242,24 |
17 |
2567,57 | ||
24 |
ЗАО "Континентальные авиалинии" |
- |
- |
- |
- |
1-6 |
400,00 | ||
25 |
ЗАО "Авиакомпания Атлант-Союз" |
5,59 |
- |
5,59 |
33519,55 |
20 |
112,85 | ||
26 |
ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" |
1,49 |
11,70 |
0,15 |
911,22 |
18 |
2592,54 | ||
27 |
ОАО "Аэропорт Внуково" |
0,60 |
- |
- |
- |
1-6 |
632,68 | ||
28 |
ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" |
- |
- |
- |
- |
1-6 |
- | ||
29 |
ЗАО "АТБ Домодедово" |
2,16 |
95,00 |
- |
204,96 |
16 |
4488,67 | ||
30 |
ЗАО "Домодедово-Терминал" |
5,11 |
40,71 |
0,73 |
4587,59 |
19 |
396,35 | ||
31 |
ЗАО "АВК Домодедово" |
1,92 |
6,00 |
- |
11,54 |
7 |
379,81 | ||
32 |
ЗАО "ТЗК-Внуково" |
0,40 |
37,00 |
- |
14,69 |
9 |
264,07 | ||
33 |
ЗАО "ТЗК-Шереметьево" |
3,89 |
19,00 |
- |
73,93 |
14 |
13245,33 | ||
34 |
ЗАО "Домодедово Джет Сервис" |
- |
- |
- |
- |
1-6 |
2654,17 | ||
35 |
ЗАО "Авиакомпания ИСТ ЛАЙН" |
- |
- |
- |
- |
1-6 |
2334,47 | ||
36 |
ЗАО "Аэро-МАШ-Авиационная безопасность" |
- |
- |
- |
- |
1-6 |
1715,33 | ||
37 |
ЗАО "Авиакомпания "Аэрофрахт" |
2,31 |
34,50 |
- |
79,58 |
15 |
3203,58 | ||
Предприятия и организации, связанные с обеспечением деятельности | |||||||||
38 |
ФГУП "ГосНИИ ГА" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
899,36 | ||
39 |
ФГУП "АНТЦ ГосНИИ ГА" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
4842,28 | ||
40 |
ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
42,47 | ||
41 |
ФГУП ГПИиНИИ ГА "Аэропроект" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
1282,25 | ||
42 |
ФУП "ПИиНИИ ВТ "Ленаэропроект" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
- | ||
43 |
Госцентр "Безопасность полетов на ВТ" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
3683,33 | ||
44 |
ОАО НПК "ПАНХ" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
2386,79 | ||
45 |
ФГУП "ЦРОС ГА" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
3588,64 | ||
46 |
ГУП "Авиатехснаб" ГА |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
88,03 | ||
47 |
Центральная клиническая больница ГА |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
1483,41 | ||
48 |
ФГУП "ЦАИ ГА" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
1951,54 | ||
49 |
ГУП "СЭУ ФСВТ России" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
719,94 | ||
50 |
ГУП "Администрация Аэропорта Домодедово" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
- | ||
51 |
ГП Центральное издательство "Воздушный транспорт" |
- |
- |
- |
- |
1-14 |
- | ||
Авиаремонтные заводы: | |||||||||
52 |
ОАО "СПАРК" (Завод № 21), С.-Петербург |
2,88 |
49,50 |
- |
142,56 |
15 |
7631,65 | ||
53 |
ГУП "Завод № 24 ГА", Хабаровск |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
602,94 | ||
54 |
ОАО "Завод № 26", Тюмень |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
1031,88 | ||
55 |
ОАО "Омский завод ГА" (Завод №41), Омск |
16,20 |
12,14 |
- |
196,76 |
16 |
1050,93 | ||
56 |
ФГУП "Завод № 67 ГА", Красноярск |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
69,07 | ||
57 |
ОАО "Магаданский АРЗ № 73 ГА", Магадан |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
1889,66 | ||
58 |
ОАО "ВАРЗ-400", а/п Внуково Москва |
4,32 |
26,55 |
- |
114,73 |
14 |
1066,76 | ||
59 |
ОАО "НАРЗ" (Завод № 401 ГА), Новосибирск |
5,19 |
2,50 |
- |
12,97 |
11 |
2683,53 | ||
60 |
ОАО "Быковский АРЗ" (Завод № 402), пос. Быково МО |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
1338,87 | ||
61 |
ОАО "Иркутский АРЗ № 403", Иркутск |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
957,45 | ||
62 |
ОАО "Уральский завод ГА" (Завод № 404), Екатеринбург |
2,37 |
27,00 |
- |
63,93 |
12 |
1242,07 | ||
63 |
ОАО "Завод №411 ГА", Мин.Воды |
0,94 |
- |
- |
- |
1-10 |
1845,07 | ||
64 |
ОАО "Ростовский АРЗ № 412", Ростов-на-Дону |
3,11 |
23,60 |
- |
73,38 |
13 |
754,42 | ||
65 |
ОАО "Опытный завод № 31-, ГА", Щелково МО |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
1382,98 | ||
66 |
ГУП "Опытный завод № 408", Москва |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
118,32 | ||
67 |
ЗАО "БАСКО" |
- |
- |
- |
- |
1-10 |
3556,61 | ||
Учебные заведения: | |||||||||
68 |
Академия ГА, С.-Петербург |
1,13 |
55,00 |
- |
62,15 |
11 |
157,60 | ||
69 |
МГТУ ГА |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
2812,49 | ||
70 |
Ульяновское ВАУ ГА, Ульяновск |
2,91 |
36,75 |
- |
106,83 |
13 |
594,87 | ||
71 |
Бугурусланское ЛУ ГА, Бугуруслан Оренбургской обл. |
3,22 |
14,50 |
- |
46,70 |
10 |
40,26 | ||
72 |
Выборгский АТК ГА, Выборг Ленинградской обл. |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
78,73 | ||
73 |
Егорьевский АТК, Егорьевск Московской обл. |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
4,85 | ||
74 |
Иркутский АТК ГА, Иркутск |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
384,62 | ||
75 |
Кирсановский АТК ГА, Кирсанов Тамбовской обл. |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
122,31 | ||
76 |
Краснокутское ЛУ ГА, Красный Кут Саратовской обл. |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
663,55 | ||
77 |
Красноярский АТК ГА, Красноярск |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
145,25 | ||
78 |
Омский ЛТК ГА, Омск |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
1094,69 | ||
79 |
Рыльский АТК ГА, Рыльск Курской обл. |
2,54 |
69,00 |
- |
175,13 |
14 |
218,27 | ||
80 |
Санкт-Петербургский АТК ГА, С.-Петербург |
- |
- |
- |
- |
1-9 |
139,58 | ||
81 |
Сасовское ЛУ ГА, Сасово Рязанской обл. |
4,17 |
21,50 |
- |
89,66 |
12 |
450,69 | ||
82 |
Троицкий АТК ГА, Троицк Челябинской обл. |
7,66 |
23,50 |
- |
180,01 |
15 |
603,45 | ||
|
В среднем по ГА: |
1,64 |
35,03 |
0,06 |
410,72 |
- |
2397,78 | ||
Примечание: |
Распределение мест по уровню производственного травматизма основано на значениях обобщающего коэффициента травматизма |
3. Распределение пострадавших при несчастных случаях
на производстве по видам происшествий
Виды происшествий |
Количество пострадавших | |
|
Всего (в % к общему числу пострадавших) |
В т.ч. со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
1 |
2 |
3 |
Повреждения при падениях из-за поскальзывания, спотыкания на территории (на покрытии аэродромов, дорог; поверхности земли) и при входе в здания |
20,80 |
- |
Падение пострадавшего с высоты |
18,23 |
23,08 |
В том числе: |
|
|
Падение с самоходных механизмов и спецмашин |
4,27 |
- |
Падение с воздушных судов |
2,56 |
- |
Падение с самолетных стремянок, доков |
1,99 |
7,69 |
Падение с подмостей, эстакад, цистерн и другого оборудования |
1,99 |
- |
Падение при выходе (входе) из воздушного судна и с бортовых лестниц |
1,71 |
- |
Падение при прыжках с парашютом или спуске с СУ-Р |
1,42 |
15,38 |
Падение с приставных лестниц, лестниц-стремянок |
1,42 |
- |
Падение в осмотровую канаву, канализационный колодец, яму, открытые люки и т.д. |
1,42 |
- |
Падение в незакрытые люки воздушного судна |
0,85 |
- |
Падение с подоконников, стульев, столов, ящиков и т.п. |
0,57 |
- |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей |
13,11 |
- |
В том числе: |
|
|
Воздействие движущихся и вращающихся деталей оборудования, механизмов и инструментов |
9,69 |
- |
Воздействие отскочивших деталей, осколков от оборудования, инструмента и обрабатываемых материалов |
2,85 |
- |
Воздействие движущихся воздушных судов |
0,28 |
- |
Дорожно-транспортное происшествие |
|
|
(общее количество): |
9,40 |
53,84 |
Дорожно-транспортное происшествие |
|
|
(кроме перечисленных ниже: в пути на работу или с работы на транспорте предприятия, на личном транспорте) |
7,12 |
38,46 |
В том числе: |
|
|
Дорожно-транспортное происшествие на территории предприятия по вине водителя сторонней организации |
3,42 |
7,69 |
Дорожно-транспортное происшествие на территории предприятий |
3,13 |
23,08 |
В том числе: |
|
|
С самоходными механизмами |
0,57 |
|
Дорожно-транспортное происшествие по вине водителя сторонней организации |
0,28 |
7,69 |
Дорожно-транспортное происшествие в пути на работу или с работы на транспорте предприятия |
1,71 |
7,69 |
Дорожно-транспортное происшествие на личном транспорте |
0,57 |
7,69 |
Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и т.д. |
|
|
В том числе: |
|
|
Падение предметов, оборудования и материалов при погрузочно-разгрузочных работах и перемещении тяжестей |
2,85 |
- |
Падение предметов и материалов при ремонтных и строительных работах |
2,28 |
- |
Падение из-за поскальзывания, спотыкания в помещениях |
6,27 |
- |
Падение на лестничном марше |
3,99 |
7,69 |
Воздействие режущих (острых) предметов, инструментов и т.п. |
3,13 |
- |
Нанесение телесных повреждений другим лицом |
2,56 |
- |
Поражение электрическим током |
1,99 |
15,38 |
В том числе: |
|
|
Поражение электрическим током при ремонте, профилактическом осмотре и обслуживании электрооборудования электротехническим персоналом |
1,71 |
15,38 |
Поражение электрическим током при работе с электрооборудованием (включение, выключение и т.д.) неэлектротехнического персонала |
0,28 |
- |
Воздействие вредных веществ |
1,99 |
- |
В том числе: |
|
|
Воздействие вредных веществ при попадании их на кожу и органы зрения человека |
1,14 |
- |
Отравление парами и пылью вредных веществ при попадании их внутрь организма работника через дыхательные пути |
0,85 |
- |
Воздействие экстремальных температур |
1,99 |
- |
В том числе: |
|
|
Воздействие расплавленных частиц металла, нагретых жидкостей, газа, пара |
1,71 |
- |
Воздействие нагретых (охлажденных) поверхностей воздушных судов, оборудования, деталей агрегатов, инструмента; нагревательных элементов и т.п. |
0,28 |
- |
Повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися |
1,42 |
- |
Физические (статистические и динамические) перегрузки |
1,14 |
- |
Повреждения на борту воздушного судна в полете, не являющиеся следствием авиационного происшествия |
0,28 |
- |
Прочие |
5,41 |
- |
4. Распределение пострадавших по причинам
несчастных случаев
|
Количество пострадавших | |
Причины несчастных случаев |
Всего (и % |
В т.ч. со смертельным |
1 |
2 |
3 |
Организационные причины: |
45,87 |
53,85 |
Неудовлетворительная организация |
35,61 |
38,46 |
В том числе: |
|
|
Отсутствие контроля за состоянием территории, технологического и вспомогательного оборудования, своевременным проведением планово-предупредительных ремонта и осмотра, техническим обслуживанием оборудования, инструмента, помещений |
14,81 |
7,69 |
Отсутствие или недостаточный надзор со стороны руководителей подразделений и специалистов за ходом выполнения работы |
10,26 |
7,69 |
Необеспеченность работающих необходимым технологическим и вспомогательным оборудованием, материалами и инструментом, помещениями и необходимыми проходами (проездами) |
5,70 |
- |
Отсутствие технического освидетельствования зданий, сооружений, оборудования и т.д. при сдаче их в эксплуатацию или проведении пусковых испытаний |
2,56 |
15,38 |
Нарушения допуска к работам повышенной опасности |
2,56 |
7,69 |
Несогласованность действий исполнителей, отсутствие взаимодействия между службами |
2,28 |
- |
Нарушение режима труда и отдыха |
0,57 |
- |
Отсутствие или недостаточная механизация тяжелых, вредных и опасных работ |
0,57 |
- |
Отсутствие медицинского освидетельствования (в том числе, проверки на употребление алкоголя) |
0,28 |
- |
Недостатки в обучении безопасным приемам труда |
8,55 |
7,69 |
Несовершенство технологического процесса |
5,70 |
7,69 |
В том числе: |
|
|
Отсутствие технологической карты и другой технической документации на выполняемую работу, а также инструкций по охране труда и программ проведения инструктажа по охране труда, недостатки в изложении требований безопасности и технологической документации и инструкциях по охране труда |
5,70 |
7,69 |
Неприменение средств индивидуальной защиты из-за необеспеченности ими (в том числе из-за отсутствия стирки, чистки, ремонта СИЗ и т.п.) |
3,13 |
- |
Использование работающего не по специальности, выполнение несвойственных функций |
2,28 |
- |
Технические причины: |
32,48 |
30,77 |
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории |
14,25 |
- |
В том числе: |
|
|
Неудовлетворительное состояние территории предприятий и организаций и проходов (входов) в здания и помещения |
12,23 |
- |
Неудовлетворительное состояние полов в зданиях и помещениях |
1,42 |
- |
Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, средств индивидуальной защиты |
9,12 |
23,08 |
В том числе: |
|
|
Вспомогательного оборудования (стремянок, подмостей, лестниц и т.п.) |
2,85 |
7,69 |
Спец- и автотранспорта, самоходных машин и механизмов |
1,71 |
- |
Воздушных судов |
1,42 |
- |
Станочного оборудования, механизмов, и инструмента |
1,14 |
- |
Средств индивидуальной защиты |
0,28 |
- |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
7,69 |
7,69 |
В том числе: |
|
|
Неудовлетворительные показатели микроклимата (неблагоприятные метеорологические условия) |
4,56 |
- |
Неудовлетворительная освещенность рабочего места (рабочей зоны) |
1,71 |
7,69 |
Повышенная концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны |
0,85 |
- |
Отсутствие необходимого порядка и захламленность рабочего места посторонними предметами, оборудованием, инструментами и т.п. |
0,28 |
- |
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
3,42 |
7,69 |
В том числе: |
|
|
Вспомогательного оборудования (стремянок, подмостей, лестниц и т.п.) |
0,85 |
7,69 |
Спец- и автотранспорта, самоходных машин и механизмов |
1,14 |
- |
Станочного оборудования, механизмов и инструмента |
1,14 |
- |
Неприменение средств коллективной защиты |
0,85 |
- |
В том числе: |
|
|
От воздействия механических факторов |
0,57 |
- |
Прочие |
0,28 |
- |
Психофизиологические причины: |
74,93 |
84,62 |
Нарушение трудовой и производственной дисциплины |
25,64 |
23,08 |
В том числе: |
|
|
Пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда |
24,22 |
23,08 |
Невыполнение (нарушение) должностных обязанностей |
1,99 |
7,69 |
Нарушение правил дорожного движения |
7,69 |
53,85 |
Нарушение технологического процесса (преднамеренное) |
5,41 |
- |
В том числе: |
|
|
Неправильная эксплуатация оборудования, инструмента |
2,56 |
- |
Использование оборудования, инструмента и материалов, не соответствующих технологии и виду выполняемых работ |
1,71 |
- |
Неприменение средств индивидуальной защиты (при их наличии) |
3,13 |
7,69 |
Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения. |
1,14 |
7,69 |
Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств |
1,14 |
- |
Прочие |
42,45 |
23,08 |
В том числе: |
|
|
Неосторожность, невнимательность, поспешность |
34,76 |
7,69 |
Внезапное нарушение нормального функционирования органов человека; возрастные особенности |
3,99 |
- |
Нахождение работника (не пострадавшего), виновного в несчастном случае, в состоянии алкогольного опьянения |
1,71 |
7,69 |
Утомление, физическое перенапряжение |
1,14 |
- |
Растерянность, неуверенность в своих силах, недостаточный опыт работы |
0,85 |
7,69 |
5. Распределение пострадавших по основным службам
эксплуатационных предприятий гражданской авиации
№ п/п |
Служба |
Количество пострадавших | ||
|
|
Всего (в % к |
в том числе: | |
|
|
общему числу пострадавших в эксплуатационных предприятиях) |
со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом в эксплуатационных предприятиях) |
с тяжелым исходом (в % к числу пострадавших с тяжелым исходом в эксплуата- |
1 |
ИАС (АТЦ, АТК, АТБ) |
20,33 |
23,08 |
23,53 |
2 |
ССТ |
16,33 |
23,08 |
11,76 |
3 |
Ремонтно-строительные и эксплуатационные службы (РСУ, СЭЗиС, АХО, ОКСиЭНС, СГМ, ЖКХ) |
8,67 |
- |
11,76 |
4 |
СОП (СОПП и СОПГП) |
7,33 |
- |
7,84 |
5 |
Служба бортпроводников |
7,33 |
- |
5,88 |
6 |
САБ (в т.ч. ВОХР) |
6,00 |
- |
7,84 |
7 |
Летная служба |
5,33 |
- |
5,88 |
8 |
ЭРТОС |
4,00 |
- |
- |
9 |
ГСМ |
3,67 |
- |
3,92 |
10 |
СПАСОП |
3,33 |
15,38 |
7,84 |
11 |
ЭСТОП |
2,33 |
15,38 |
3,92 |
12 |
Аэродромная служба |
2,33 |
7,69 |
1,96 |
13 |
УВД |
1,67 |
7,69 |
- |
14 |
ОМТС |
1,67 |
- |
- |
15 |
ТиСТО |
1,33 |
- |
- |
16 |
АУП |
0,67 |
- |
1,96 |
17 |
МСЧ |
0,33 |
- |
- |
18 |
Прочие |
7,33 |
7,69 |
5,88 |
6. Распределение пострадавших по профессиям
№ п/п |
Профессия |
Количество пострадавших | ||
|
|
Всего |
В том числе: | |
|
|
|
со смертельным исходом (в % к числу пострадавших со смертельным исходом) |
с тяжелым исходом (в % к числу пострадавших с тяжелым исходом) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Водитель автомобиля (в т.ч. спецмашины) |
11,68 |
15,38 |
12,07 |
2 |
Авиационный техник (механик) |
9,97 |
7,69 |
12,07 |
3 |
Бортпроводник |
6,27 |
- |
5,17 |
4 |
Слесарь по ремонту летательных аппаратов; слесарь-ремонтник; слесарь по ремонту автомобилей; слесарь-сборщик, слесарь-механик |
5,41 |
- |
3,45 |
5 |
Летный состав (командир ВС, второй пилот, бортинженер, бортмеханик, борт-штурман, бортрадист, бортоператор) |
4,27 |
- |
5,17 |
6 |
Руководители и заместители руководителей организации и структурных подразделений организаций |
4,27 |
- |
5,17 |
7 |
Инженер, мастер ИАС |
3,99 |
7,69 |
8,62 |
8 |
Уборщик территории; дворник |
3,99 |
- |
3,45 |
9 |
Электромонтер, электромонтажник, электромеханик, электрослесарь |
3,70 |
7,69 |
5,17 |
10 |
Грузчик (загрузчик), приемосдатчик груза и багажа, транспортировщик; механизатор погрузочно-разгрузочных работ |
3,13 |
- |
3,45 |
11 |
Инженеры всех наименований (кроме инженеров ИАС и ЭРТОС, радиолокации, радионавигации и связи), мастера |
2,85 |
7,69 |
- |
12 |
Сторож, стрелок САБ (в т.ч. ВОХР), контролер, дежурный КПП |
2,85 |
- |
6,90 |
13 |
Инженер ЭРТОС, инженер по радиолокации, радионавигации и связи |
2,56 |
7,69 |
1,72 |
14 |
Рабочие всех наименований (кроме перечисленных) |
1,99 |
- |
3,45 |
15 |
Радиотехник, радиомеханик, радиооператор, техник по радионавигации, радиолокации и связи, телеграфист |
1,99 |
- |
- |
16 |
Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок |
1,71 |
- |
1,72 |
17 |
Инспектор, инструктор, агент, специалист САБ |
1,71 |
- |
1,72 |
18 |
Маляр, штукатур |
1,71 |
- |
1,72 |
19 |
Мойщик летательных аппаратов, рабочий по уборке и экипировке воздушных судов, оператор уборочных машин |
1,71 |
- |
- |
20 |
Технолог, техник, техник по учету |
1,71 |
- |
- |
21 |
Плотник, столяр |
1,42 |
- |
1,72 |
22 |
Водитель электро- и автотележки, водитель самоходных механизмов, водитель погрузчика, оператор самолетного трапа |
1,42 |
- |
- |
23 |
Диспетчер (по производству) |
1,14 |
7,69 |
- |
24 |
Машинист (водитель) бульдозера, автогрейдера; тракторист |
1,14 |
7,69 |
- |
25 |
Машинист котельных установок, машинист насосных установок, машинист компрессорных установок, топливоподачи |
1,14 |
- |
1,72 |
26 |
Авиационный техник по ГСМ, кладовщик склада по ГСМ, машинист оборудования нефтебаз |
1,14 |
- |
- |
27 |
Инструктор-парашютист |
0,85 |
7,69 |
3,45 |
28 |
Диспетчер УВД, руководитель полетов |
0,85 |
7,69 |
- |
29 |
Пожарный, стрелок-пожарный, начальник пожарного расчета, спасатель |
0,85 |
7,69 |
- |
30 |
Оператор заправочной станции (заправщик ГСМ), машинист распределительных нефтебаз |
0,85 |
- |
1,72 |
31 |
Врач, медсестра, сестра-хозяйка, фельдшер |
0,85 |
- |
- |
32 |
Электрогазосварщик |
0,85 |
- |
- |
33 |
Лаборант |
0,57 |
- |
1,72 |
34 |
Аэродромный рабочий, техник, мастер |
0,57 |
- |
- |
35 |
Кладовщик (кроме кладовщика склада по ГСМ), заведующий складом, приемосдатчик груза и багажа |
0,57 |
- |
- |
36 |
Комплектовщик |
0,57 |
- |
- |
37 |
Механик, механизатор |
0,57 |
- |
- |
38 |
Сгонщик-смывщик лаков и красок |
0,28 |
- |
1,72 |
39 |
Уборщик территории; дворник |
0,28 |
- |
1,72 |
40 |
Клепальщик (клепальщик-сборщик) |
0,28 |
- |
- |
41 |
Слесарь-сантехник: монтажник санитарно-технического оборудования |
0,28 |
- |
- |
42 |
Станочник (токарь, фрезеровщик и др.) |
0,28 |
- |
- |
43 |
Прочие профессии |
5,70 |
7,69 |
5,17 |
7. Краткое описание обстоятельств и причин
несчастных случаев со смертельным исходом
12.01.03, Татарское МТУ, Нижнекамский филиал ОАО "Авиакомпания Татарстан", ССТ: машинист бульдозера Липатов И.Г. после работы по очистке снега заехал на тракторе К-700 на территорию ССТ и, остановив трактор, поспешно вышел из кабины и ушел в здание гаража. При этом двигатель трактора не был выключен, рычаг переключения коробки передач оставлен в нейтральном положении (а не поставлен в положение "стоянка"). Примерно через 10 минут Липатов И.Г. быстро подошел к своему трактору и стал подниматься в кабину, но поскользнулся на ступеньке, не удержался за поручень и упал под заднее колесо трактора. В это время трактор К-700 сдвинулся с места и придавил Липатову И.Г. голову, в результате чего тот был смертельно травмирован.
Предположительной причиной начала движения трактора явилось то, что при стоянке его в течение 10-15 минут при температуре воздуха минус 30 градусов произошло повышение вязкости масла в коробке передач, что привело к передаче вращения на неподвижный фрикционный диск и колеса (при выключенной передаче и работающем двигателе).
Причинами несчастного случая явились:
- нарушение пострадавшим Правил дорожного движения: при остановке трактора рычаг переключения передач коробки переключения передач не был поставлен в стояночное положение, которое обеспечивает блокировку колес;
- поспешность пострадавшего при подъеме по ступенькам в кабину трактора, что привело к его падению.
18.02.03, Красноярское МТУ, ЗАО "Алыкель", служба ЭСТОП: в обеденный перерыв старший инженер узла ЭТОП Мельник И.Ф. без ведома руководителя службы зашел в помещение центральной распределительной подстанции, открыл ячейку РУ-10кВ и делал замеры с помощью металлической рулетки длиной 1 м. При этом Мельник И.Ф. коснулся токоведущих частей (о чем свидетельствуют оплавленные концы рулетки), и был смертельно поражен электрическим током.
В ходе расследования этого несчастного случая комиссией установлено:
- не определен распоряжением руководителя предприятия порядок выдачи ключей для входа в помещения электроустановок центральной распределительной подстанции;
- задание на производство работ в РУ-10кВ пострадавшему не выдавалось, контроль со стороны руководства службы не осуществлялся;
- имея право единоличного осмотра электроустановок, пострадавшим не соблюдены требования безопасности при единоличном осмотре электроустановок;
- выполнение работ пострадавшим проводилось без применения основных средств защиты (резиновых перчаток) и соблюдения безопасного расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением.
13.03.03, Красноярское МТУ, Сургутский филиал ООО "Авиакомпания "Скол": при поездке по городу из-за нарушения водителем авиакомпании Правил дорожного движения (при повороте налево не предоставил преимущества в движении встречному автомобилю) произошло столкновение автомобиля ГАЗ 3110, принадлежавшего авиакомпании, с двигавшимся навстречу автомобилем Митцубиси-Диамант.
В результате этого дорожно-транспортного происшествия находившаяся в автомобиле ГАЗ 3110 руководитель группы авиакомпании Корнеева Л.В. получила тяжелые травмы, от которых скончалась в больнице.
22.03.03, ЗАО "АТБ Домодедово": по окончании работ на самолете авиатехник Сидиченко А.Ф. не стал ждать служебного автомобиля, перевозившего работников, и пошел от места стоянки воздушного судна в цех пешком. По пути следования, вне маршрута движения спецтранспорта, Сидиченко А.Ф. был сбит спецмашиной, следовавшей для обработки воздушного судна от обледенения, водитель которой в нарушение схемы движения спецтранспорта на перроне стал поворачивать, срезая угол за 15 м до перекрестка.
В результате этого дорожно-транспортного происшествия Сидиченко А.Ф. получил тяжелую черепно-мозговую травму, от которой 25.03.03 скончался в больнице.
28.03.03, ФУП "Госкорпорация по ОВД", Нижегородский филиал ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги", служба УВД: при следовании по краю магистральной рулежной дорожки в здание КДП диспетчер Касаткин Ю.Л. был сбит ехавшим навстречу пожарным автомобилем АА-53 (КамАЗ-43101), принадлежавшим воинской части, водитель которого находился в состоянии алкогольного опьянения сильной степени. От полученных при этом дорожно-транспортном происшествии множественных травм Касаткин Ю.Л. скончался в больнице.
03.06.03, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ИАС: в связи с отсутствием служебного транспорта для поездки ведущего инженера Романова Г.Л. в коммерческую дирекцию по служебным делам и.о. начальника ИЛС разрешил использовать личный автомобиль ВАЗ-2107 техника по учету Филипповой Е.A. под её управлением.
При выезде с автостоянки на проезжую часть Шереметьевского шоссе из-за нарушении Филипповой Е.А. Правил дорожного движения произошло столкновение ВАЗ-2107 с автомашиной ЗиЛ-433100. В результате этого дорожно-транспортного происшествия Филиппова Е.А. получила легкие телесные повреждения, а Романов Г.А. был тяжело травмирован. От полученных травм в сочетании с развившейся двухсторонней пневмонией и плевритом Романов Г.А. скончался в больнице 15.09.03.
13.06.03, Северо-Восточное МТУ, ФГУ "Анадырская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации": спасатель 2 класса Супрун И.В. выполнял ознакомительный прыжок на подготовленную площадку приземления из вертолета Ми-8 с высоты 1200 м с принудительным раскрытием ранца основного парашюта (расчековка ранца основного парашюта вытяжной веревкой).
После выхода парашютиста из вертолета вытяжной парашют не вышел из ранца, купол основного парашюта не раскрылся, и парашютист продолжал падать в свободном падении. Запасная парашютная система была приведена в действие на высоте, не обеспечивающей надежность её срабатывания и безопасного приземления парашютиста из свободного падения; в результате при столкновении с землей Супрун И.В. погиб.
Причинами несчастного случая стали:
- полный отказ основной парашютной системы типа Т-4-4МП;
- неправильные действия парашютиста по вводу в действие запасной парашютной системы;
- потеря парашютистом контроля за высотой.
26.06.03, ФУП "Госкорпорация по ОВД", Нижне-Волжский филиал ГУДП "Аэронавигация Юга": при следовании в командировку работников филиала на автомобиле ГАЗ 32213 на автотрассе в районе г. Кашира в 0 час 40 мин произошло столкновение с попутно следовавшим автомобилем ВАЗ 2109, из-за чего автомобиль ГАЗ 32213 опрокинулся через отбойный брус на полосу встречного движения. В результате дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля ГАЗ 32213 Давыдов С.В. погиб.
16.07.03, Дальневосточное ОМТУ, ГУП "Аэропорт Благовещенск", служба ЭСТОП: электромонтеры Данилов Е.В. и Жалдак К.Д. согласно оформленному распоряжению получили задание измерить сопротивление изоляции кабельных вставок в ячейках №1 и №2 распределительного пункта РП-25-10кВ.
Выполнив необходимые замеры (при снятом напряжении в ячейках № 1 и № 2), Данилов Е.В. самовольно, нарушив задание на производство работ, прошел в соседнюю ячейку №4 (без диэлектрических перчаток), где был смертельно поражен электрическим током при соприкосновении с находившимися под напряжением ножами разъединителя ВНП-16-10.
Причинами несчастного случая явились пренебрежение опасностью, требованиями охраны труда и недисциплинированность пострадавшего, который грубо нарушил распоряжение на производство работ и самовольно расширил рабочее место и объем задания, не применял средства индивидуальной защиты, а также недостатки со стороны руководителя узла ЭТОП по обеспечению соблюдения Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, который перед началом работы не в полном объеме провел целевой инструктаж, не проконтролировал строгое соблюдение мер безопасности исполнителями, в том числе наличие и применение средств защиты и предупреждающих плакатов, допустил нарушения при оформлении журнала учета работ по нарядам и распоряжениям.
27.08.03, ОАО "Авиационная компания "Атлант-Союз" (аэропорт Домодедово), ИАС: командированный из авиакомпании "Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение" для работы в авиакомпании "Атлант-Союз" инженер Цымбал В.Ю. на самолете Ил-76 устранял неисправность системы отбора воздуха от 4-го двигателя. Работа выполнялась около 1 часа ночи, без стационарного освещения, во время дождя.
Примерно в 1 час 20 минут Цымбал В.Ю. был обнаружен лежащим на бетонном покрытии стоянки рядом с опрокинутой стремянкой. При падении со стремянки Цымбал В.Ю. получил открытую черепно-мозговую травму, перелом основания черепа, ушиб головного мозга III степени, многооскольчатый перелом правой височной кости. Через 10 дней от полученных травм Цымбал В.Ю. скончался в больнице.
Расследованием установлено, что наиболее вероятной причиной несчастного случая явилась неисправность стремянки А-3814-0000-0-9, на которой работал пострадавший (обнаружены трещины у вертикальной стойки и по месту сварки крепления лестницы). На закрашенном трафарете на стремянке проступает надпись "Срок следующей проверки 10.10.2002 г.", однако стремянка находилась на месте исправного оборудования и использовалась при техническом обслуживании воздушных судов. Ответственного владельца стремянки определить не удалось.
26.10.03, Приобское МТУ, ОАО "Аэропорт Рощино": диспетчер ССТ Завьялова Т.С. вышла из диспетчерского пункта, расположенного на втором этаже, в туалет на первый этаж. Спустя некоторое время начальник смены обратил внимание на длительное отсутствие Завьяловой Т.С., вышел из диспетчерской и увидел её лежащей без сознания на полу первого этажа у лестницы.
Прибывшая бригада скорой помощи доставила Завьялову Т.С. в больницу с диагнозом: сочетанная травма, размозжение правой доли печени, сотрясение головного мозга, перелом правого луча в типичном месте, внутрибрюшное кровотечение, геморрагический шок. От тяжелых травм Завьялова Т.С. в больнице скончалась.
По мнению комиссии, проводившей расследование этого несчастного случая, Завьялова Т.С., возвращаясь из туалетной комнаты, поднималась по лестнице и, вероятно, оступившись, упала.
Расследованием установлено: служебное 2-х этажное здание построено хозспособом РСУ авиапредприятия; с первого этажа на второй ведет лестница, выполненная из металла с деревянным поручнем с одной стороны, с другой стороны лестница примыкает к стене; уклон лестницы составляет 45 град., в её конструкции имеются отклонения от ГОСТ 23120-78 "Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные" (поверхности ступеней не имеют рифления, высота их не одинакова, некоторые ступени по высоте превышали допустимую величину на 50 мм); кроме того, пострадавшая находилась в состоянии алкогольного опьянения.
Отмеченные нарушения явились вероятной причиной этого несчастного случая.
06.12.03, Приволжское ОМТУ, ГП "Международный аэропорт "Нижний Новгород", ССТ: в соответствии с разработанной в службе спецтранспорта технологией для случаев недостаточного напряжения на аккумуляторных батареях или их отсутствия на силовой установке шнекороторного снегоочистителя ДЭ-226 водитель ДЭ-226 Шестаков С.А. договорился с водителем спецмашины АПА-35 Нуждиным В.А. запустить дизельный двигатель привода рабочего органа на снегоочистителе от AПA-35.
Для этого Шестаков С.А. подогнал свой автомобиль к воротам стояночного бокса, в котором находился автомобиль АПА-35. Для подсоединения к снегоочистителю ДЭ-226 силового электрокабеля от спецмашины АПА-35 её водитель Нуждин В.А. стал выезжать из бокса задним ходом к стоящему у ворот снегоочистителю. Вышедший в это время из кабины ДЭ-226 Шестаков С.А. был прижат к снегоочистителю подъехавшей к нему вплотную спецмашиной АПА-35 и получил множественные травмы, не совместимые с жизнью.
Основными причинами несчастного случая стали:
- нарушение водителем АПА-35 Нуждиным В.А. пункта 8.12 Правил дорожного движения, выразившееся в движении автомашины задним ходом без принятия мер по обеспечению безопасности (не прибегнув к помощи других лиц по руководству движением);
- отсутствие в разработанной в ССТ технологии использования схемы запуска силовой установки ДЭ-226 от энергоисточника тина АПА указания в руководстве подъездом автомашины АПА водителем шнекороторного снегоочистителя.
29.12.03, Северо-Восточное МТУ, ГУП "Магаданская региональная поисково-спасательная база": при выполнении плановых тренировочных прыжков на парашюте "Арбалет-1 ТР" в результате нераскрытия парашюта и удара о землю погиб инструктор-парашютист Кабанов О.Л. Расследование несчастного случая не закончено.
8. Общие сведения о состоянии условий труда на предприятиях
и в организациях гражданской авиации
Показатели |
Численность |
В том числе | ||||
|
работников на конец года |
Женщины |
Лица моложе 18 лет | |||
|
чел. |
%от общей числ. |
чел. |
%от общей числ. |
Чел. |
% от общей числ. |
Списочная численность работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и уходу за детьми) |
221478 |
- |
82222 |
- |
95 |
- |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, |
61256 |
27,66 |
11645 |
14,16 |
- |
- |
в том числе работающие под воздействием: |
|
|
|
|
|
|
- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука |
45343 |
20,47 |
7939 |
9,66 |
- |
- |
- повышенного уровня вибрации |
6905 |
3,12 |
766 |
0,93 |
- |
- |
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны |
1985 |
0,90 |
447 |
0,54 |
- |
- |
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны |
6920 |
3,12 |
1247 |
1,52 |
- |
- |
- повышенного уровня неионизирующего излучения |
4051 |
1,83 |
676 |
0,82 |
- |
- |
- повышенного уровня ионизирующего излучения |
80 |
0,04 |
15 |
0,02 |
- |
- |
Занятые тяжелым физическим трудом |
1680 |
0,76 |
140 |
0,17 |
- |
- |
Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности |
2959 |
1,34 |
869 |
1,06 |
- |
- |
9. Общие сведения о компенсациях за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда
Показатели |
Численность работников на конец года |
В том числе женщин |
Фактические расходы на компенсации и средства | ||
|
чел. |
% от общей числ. |
чел, |
% от общей числ. |
индивидуальной защиты, |
Списочная численность работников, которые за работу в неблагоприятных условиях труда пользуются правом: |
|
|
|
|
|
- дополнительного отпуска |
93564 |
42,25 |
21188 |
25,77 |
765505,28 |
- сокращенного рабочего дня |
23503 |
10,61 |
4740 |
5,76 |
Х |
- бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов |
39894 |
18,01 |
11299 |
13,74 |
43487,93 |
- оплаты труда в повышенном размере |
74255 |
33,53 |
16506 |
20,07 |
306794,37 |
- досрочного назначения трудовой пенсии по старости: |
|
|
|
|
|
по Списку № 1 |
15331 |
6,92 |
6584 |
8,01 |
Х |
по Списку № 2 |
6359 |
2,87 |
711 |
0,86 |
Х |
- прочие пенсии за особые условия труда, пенсии за выслугу лет, установленные законодательством |
28331 |
12,79 |
1044 |
1,27 |
Х |
- досрочного назначения трудовой пенсии по старости, установленной самой организацией за условия труда |
93 |
0,04 |
- |
- |
Х |
Списочная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций |
110971 |
50,10 |
27662 |
33,64 |
Х |
Списочная численность работников, получающих бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты |
120456 |
54,39 |
29539 |
35,93 |
161835,33 |
Заместитель начальника |
|