почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июля
5
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

21.05.04г. № 22.10-629

Анализ АНО "Метеоагентство
Росгидромета" за 2003 год

Руководителям территориальных
органов воздушного транспорта

    
    
    
    
    Направляется для сведения и устранения недостатков, в части касающейся, Анализ метеообеспечения на воздушных трассах за 2003 год подготовленный АНО "Метеоагентство Росгидромета".
    Приложение: упомянутое в тексте.
         
    
    
    

Начальник УГНБП

В.А.Рудаков



    

АНАЛИЗ
АНО МЕТЕОАГЕНТСТВО РОСГИДРОМЕТА
МЕТЕООБЕСПЕЧЕНИЯ НА ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ ЗА 2003 ГОД


    1. Метеорологическое обеспечение полетов гражданских судов на воздушных трассах, согласно условиям Централизованного договора, заключенного между Госкорпорацией по ОВД и Метеоагентством Росгидромета, осуществляли 310 авиаметподразделений, из них 116 АМСГ предоставляли информацию для РЦ и ВРЦ.
    В авиаметеообеспечении аэронавигации на трассах используются данные наземных наблюдений и аэродромных прогнозов, поэтому анализ содержит информацию о деятельности всех АМСГ в этом направлении.
    Метеообеспечение производилось в соответствии с НМО ГА-95, НПП ГА-85, ПЭМОА-86, Инструкциями по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме и другими нормативными и регламентирующими документами ГС ГА Минтранса России и Росгидромета.
    В 2003 году метеоусловия в отдельных регионах отличались от среднеклиматических своими особенностями. Так в летний период в зоне ответственности Иркутского, в южных регионах  Среднесибирского и Дальневосточного УГМС, надолго установилась жаркая сухая погода, что привело к обмелению р. Лены и, соответственно, увеличению грузоперевозок воздушным транспортом. Такая погода способствовала также возникновению обширных лесных пожаров. Сильная задымленность усложняла условия полетов. При обслуживании полетов в период чрезвычайных ситуаций специалисты АМСГ обеспечивали необходимый уровень безопасности.
    На территории Северного УГМС метеорологические условия, как обычно, были сложными. Наиболее неблагоприятными для работы авиации были условия погоды в прибрежных районах Арктики.
    Повторяемость опасных явлений погоды на трассах Северо-Кавказского региона была выше среднестатистических значений. Повышенная активность грозовой деятельности отмечалась на территории Приволжского УГМС. В июне сильные грозы дважды выводили из строя приборы по определению видимости на АМСГ Самара. В течение года наблюдалось до 30 случаев шквалистого усиления ветра свыше 15 м/с.
    В 2003 году авиаметподразделениями Росгидромета было обеспечено 598189 самолето-вылетов воздушных судов. В течение прошедшего года общее количество самолето-вылетов увеличилось на 5 % по сравнению с 2002 годом.
    2. Оправдываемость авиаметеорологических прогнозов в 2003 году составила в среднем 95,4 %. Таким образом оправдываемость прогнозов для авиации увеличилась за период с 1997 года (91,5 %) почти на 4 %.
    Имеется множество примеров удачных прогнозов сложных метеоусловий.
    Синоптики АМСГ Воркута с заблаговременностью более 20 часов предусмотрели начало продолжительной метели (42,5 час) на аэродроме с усилением ветра в порывах до 29 м/с; в январе с заблаговременностью 7 часов синоптики АМСГ Нарьян-Мар предусмотрели усиление ветра до 20 м/с и начало продолжительной метели с резким ухудшением видимости; в июне синоптик АМСГ Ямбург предусмотрела развитие фронтальных гроз с заблаговременностью более 8 часов.
    В АМЦ Красноярск с заблаговременностью 11 час 25 мин было спрогнозировано усиление ветра до 20 м/с; с заблаговременностью 7 час была предусмотрена сильная гроза; в сентябре с заблаговременностью 11 час было спрогнозировано прохождение холодного фронта с грозой и шквалистым ветром. На АМСГ Абакан в сентябре с заблаговременностью 6 час были предсказаны фронтальная гроза с дождем и усиление ветра свыше 20 м/с. На АМСГ Кызыл в июне с заблаговременностью 3-4 часа успешно прогнозировались грозы, град и усиление ветра до 25 м/с.
    Имеется множество других ярких примеров удачного прогнозирования сложных метеоусловий с большой заблаговременностью.
    За отчетный период количество прерванных рейсов по метеоусловиям при неоправдавшихся прогнозах погоды - 28, в прошлом году - 25 случаев. Основными причинами ошибок в прогнозах, как и в прошлые годы, остается слабая освещенность метеорологическими и аэрологическими данными, особенно в 4 квартале, и недостаточно глубокий анализ имеющегося исходного материала.
    В 2003 году специалисты Росгидромета привлекались к расследованию трех авиационных происшествий.
    16.05.2003г. в районе а/п Сангар произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом АН-3Т RA-05881 ГУП а/к "Полярные авиалинии" Саха (Якутское) ТУ ВТ Минтранса России. Неправильное решение на вылет обусловлено неоправдавшимся прогнозом и искажением текста прогноза при его передаче по наземному каналу (со стороны служб ГА). Прогноз погоды не оправдался. В нарушение п.п. 6.2.5. и 6.4.7. НМО ГА-95, при ухудшении погоды в аэропорту Сангар и в квадрате 239 дежурным синоптиком не были составлены коррективы к прогнозам. По выводам комиссии по расследованию, метеоусловия во время полета способствовали возникновению и развитию аварийной ситуации.
    20.08.2003г. при полете по маршруту вертодром "Излучина" - Северо - Курильск потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т №25194. Вертолет полностью разрушен, экипаж и пассажиры погибли.
    В официальном заключении комиссия делает выводы о том, что причиной катастрофы явились нарушения экипажем правил полетов в горной местности, выразившиеся в выполнении полета на недопустимо малой высоте, ниже безопасной, и непринятии решения на возврат или прекращение полета при фактической погоде, не обеспечивающей возможность продолжения безопасного визуального полета, что и привело к столкновению вертолета с землей. Претензий к метеообеспечению полета у комиссии нет. Погода в районах полета соответствовала прогнозируемой, прогнозы по районам полета оправдались. Однако во время работы комиссии по расследованию катастрофы был выявлен ряд недостатков в работе АМЦ Елизово и ОГ Халактырка, в основном организационного характера, касающиеся вопросов передачи информации экипажам ВС, субординации, регламента работы ОГ Халактырка. Отмеченные недостатки были устранены в рабочем порядке.
    04.09.2003г. в 07ч 38 мин (UTC) вертолет Ка-32 столкнулся со склоном горы Фишт в зоне МДП Сочи. Вертолет разрушен, экипаж погиб.
    По предварительным данным, недостатки в метеообеспечении данного рейса имеются. Корректив к прогнозу от 07.15 до 12.00, переданный в МДП в 07.05, оправдался, однако, в 07.30 дежурным синоптиком от руки было внесено исправление ВНГО с 1800 на 2200 (в нарушение п. 6.4.7. НМО ГА-95). На решение синоптика исправить корректив повлияла искаженная бортовая погода борта № 31025, переданная синоптику диспетчером МДП. Материалы расследования в Росгидромет не поступали.
    Производство авиаметнаблюдений на сети АМСГ (АМЦ) осуществлялось в соответствии с требованиями НМО ГА-95 и дополнений к нему. Срывов приборных наблюдений за состоянием погоды на аэродроме по вине метеонаблюдателей не было. Вместе с тем, имели место случаи выхода из строя приборов и оборудования и прекращения инструментальных наблюдений по причинам, независящим от качества работы специалистов метеослужбы.
    Так, в Сыктывкаре в результате грозы в августе вышел из строя КРАМС-2 АРМ, информация на блоки индикации вводилась вручную. Специалистами-прибористами Коми АМЦ в течение трех месяцев была проделана большая работа по приведению КРАМС в рабочее состояние. На аэродроме Ухта в конце сентября был совершен акт вандализма посторонним лицом, в результате которого были выведены из строя и не подлежат ремонту приборы РВО на БПРМ-359. С середины декабря, после восстановления кабеля связи и установки резервного регистратора высоты облаков, дистанционные наблюдения за высотой облаков были восстановлены.
    Имеются и другие подобные случаи срывов авиаметеорологических наблюдений.
    3. Ввод в эксплуатацию с 1 ноября 2003 года Банка авиационных метеорологических данных (БАМД) Росгидромета, проведенная в 2002 - 2003 годах установка оборудования Центра коммутационных сообщений в АМСГ позволила на отдельных направлениях полностью перейти на каналы автоматизированной системы передачи данных (АСПД) Росгидромета.
    Работа над наполнением БАМД Росгидромета всей необходимой авиаметинформацией продолжается, что позволит более оперативно и с высоким качеством решать вопросы по авиаметобеспечению аэронавигации.
    В зоне деятельности Обь-Иртышского УГМС прием спутниковой информации непосредственно от метеоспутников обеспечивался через АПК "Лиана" на АМСГ Ноябрьск, Кагалым, Салехард, Новый Уренгой и через аппаратуру "Уран" на АМСГ Надым. В Ханты-Мансийске, в отчетном году установлена система приема спутниковой информации "СКАНЭКС".
    Недостаточный объем исходной информации, в связи с отсутствием или очень редкой сетью данных радиозондирования, вызывает серьезные трудности при построении прогностических моделей карт барической топографии, необходимых для подготовки авиационных прогнозов. Эта проблема является актуальной и для прогностических авиаметподразделений других УГМС, в особенности на севере и востоке России.
    В Камчатском УГМС спутниковая информация поступает по каналам АСПД Росгидромета. Внедрены и успешно функционируют 4 АРМ-синоптика, компьютерные технологии, технические и программные средства постоянно обновляются.
    В большинстве УГМС налажен регулярный обмен информацией между станциями штормового кольца. Происходящие временами сбои в работе оперативно анализируются, принимаются меры по их устранению. Тем не менее, в некоторых УГМС имеются трудности с организацией работы штормового кольца, которые связаны с неудовлетворительным обеспечением средствами связи (Северное УГМС), с отключением телефонов из-за долгов районным узлам связи (Волгоградский и Калмыцкий ЦГМС), нерегулярно поступает штормовая информация с наблюдательной сети Казахстана в Западно-Сибирское УГМС. В Камчатском УГМС недостаточно освещены метеонаблюдениями горные районы полуострова и отсутствуют наблюдательные пункты на Курильских островах, что очень осложняет работу синоптиков в случаях выхода циклонов с юга. В Башкирском УГМС обмен штормовой информацией происходит в автоматическом режиме, но только в пределах Башгидромета. Обмен штормовой информацией между соседними УГМС не решен. В Якутском УГМС, в связи с невозможностью передачи штормовых сообщений в ночное время, в выходные и праздничные дни (не работают отделения связи), штормовая информация с метеорологических станций передается с ближайшим синоптическим сроком, из-за чего происходят ее задержки.
    В последние годы ухудшилось положение в Обь-Иртышском УГМС с получением прогностическими подразделениями штормовой информации в связи с реорганизацией пяти АМСГ IV разряда в гидрометеорологические станции, информация с которых поступает по каналам Минсвязи нерегулярно.
    В истекшем году в Среднесибирском метеоагентстве уделялось большое внимание реорганизации существующих систем связи. Был организован спутниковый канал связи Красноярск - Тура, идет работа по организации канала Красноярск - Енисейск, приобретено необходимое оборудование для организации спутниковых каналов на АМСГ Богучаны, Ванавара. На прогностических АМСГ осуществлялась замена персональных компьютеров.
    В Западно-Сибирском УГМС на всех прогностических АМСГ находится в эксплуатации автоматизированное рабочее место инженера-консультанта "Консул". На всех АМСГ (кроме НЗАМЦ) эксплуатируется система "Контур" для получения электронных карт погоды на базе ПЭВМ, разработанная специалистами Западно-Сибирского УГМС. Специалистами управления также разработана и установлена в филиале НЗАМЦ система Телемет АРМ - технология получения авиаметеорологической информации и аэросиноптического материала на базе ПЭВМ. В НЗАМЦ используется программно-аппаратный комплекс (ПАК) "ТРАНСМЕТ", который также позволяет составлять прогностические карты особых явлений в электронном виде.
    В Западно-Сибирском УГМС отмечаются положительные тенденции в восстановлении системы наблюдений и информационного обеспечения прогностических подразделений. Увеличение объема поступающей гидрометеорологической информации связано с увеличением количества сроков подачи информации за счет внедрения компьютерной технологии сбора информации с наблюдательной сети (Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский Край).
    Обмен оперативной информацией в отчетном году между авиаметподразделениями Якутского УГМС, по сравнению с прошлым годом, значительно улучшился и осуществлялся по каналам АСПД и ГА. В течение года были введены в действие скоростные каналы связи с АМСГ Мирный, Батагай, Чульман, Ленск и установлены ПАК "UNIMAS". В связи с этим произошло увеличение объема принимаемого аэросиноптического материала и улучшилось качество информации. Установка нового оборудования позволила полностью отказаться от использования факсимильной связи.
    Однако с приемом и передачей информации имеется немало проблем, связанных с нестабильным напряжением в электросети, помехами от радиолокационных систем аэропорта (на АМСГ Полярный), зависящих от положения на орбите транслирующего спутника, отключения электроэнергии и т.д.
    В течение года происходили задержки или непоступление метеоинформации:
    - на АМСГ Черский, Андрюшкино, Нера, Батагай, Олекминск из-за частого отключения электроэнергии отключались каналы связи ГА (ГУДП "Аэронавигация С-В Сибири");
    - из-за несовпадения регламента работ, радиобюро ГУДП "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири" в аэропортах и регламента работы АМСГ (особенно в выходные и праздничные дни) не вся информация вовремя поступает на АМСГ Нюрба, Зырянка, Среднеколымск, Полярный, Оленек, Саскылах, Айхал;
    - на АМСГ Нюрба при работе оператора ЦКС блокируется работа на "Потоке" АМСГ, из-за чего отсекается часть адресов и метеоинформация не поступает пользователям по каналу ГА;
    - в связи с недокомплектом штата ЦКС (филиал ГУДП "Аэронавигация С-В Сибири", Полярный) происходят регулярные 5-часовые перерывы в работе ЦКС из-за чего не поступает информация на АМСГ Полярный с приписных аэродромов. Аналогичная ситуация складывается на АМСГ Среднеколымск и Зырянка.
    Руководство ГУДП "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири", несмотря на неоднократные обращения со стороны Росгидромета, никаких мер не принимает.
    Обмен оперативной информацией между АМСГ (АМЦ) Обь-Иртышского УГМС и БАМД осуществляется, в основном, по каналам связи ГА, кроме АМСГ Сургут, АМЦ Рощино, Омск, АМСГ Новый Уренгой и Ноябрьск, имеющих возможность обмена метеоинформацией по арендованным каналам АСПД.
    В отчетном году на АМСГ Новый Уренгой (I) и Ноябрьск (II) введен в действие ПАК "UNIMAS", что привело к значительному сокращению передаваемых телеграмм по каналам ГА. Но, в связи с этим, увеличилась стоимость одной телеграммы, тем самым сокращение расходов на связь оказалось незначительно. На АМСГ Ханты-Мансийск, за счет средств Правительства округа установлена и работает система ГИС-МЕТЕО. На средства ЦГМС приобретена система ТВИМ-ТЕРМИНАЛ. В аэропорту Когалым установлена и введена в эксплуатацию система АМИС-РФ.
    4. Авиаметеорологическая сеть оснащена метеорологическим оборудованием и приборами в соответствии с НГЭА-92. Профилактическая работа, восстановительные ремонты, а также поверка приборов проводилась в соответствии с действующими нормативными документами. Техническое оснащение авиаметподразделений соответствует требованиям норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов, тем не менее, парк метеоприборов требует обновления, так как большая часть приборов работает с неоднократно продленным техническим ресурсом.
    За счет средств Централизованного договора на метеообеспечение на трассах и в соответствии с утвержденным "Графиком технического переоснащения авиаметеорологических подразделений в 2003 году" было закуплено 50 датчиков высоты нижней границы облаков ДВО-2, 2 центра коммутации сообщений (ЦКС) "UNIMAS". В аэропорту Иркутск установлена автоматизированная система метеорологических наблюдений. В аэропортах Ульяновск и Кемерово проведены работы по ремонту и автоматизации метеорологических локаторов. Закончены работы по ремонту и модернизации пяти метеорологических радиолокационных комплексов МРЛ-5, входящих в систему метеообеспечения Северо-Кавказского центра автоматизированного управления "Стрела". В результате проведенных работ получена стыкованная радиолокационная карта по части территории Северо-Кавказского УГМС. В ноябре 2003 года осуществлена экспериментальная передача радиолокационных данных в коде BUFR из Северо-Кавказского УГМС через ГРМЦ по системе АСПД в Московский центр автоматизированного управления воздушным движением. Результаты эксперимента положительные.
    Для улучшения технического оснащения метеоподразделений УГМС и территориальные метеоагентства использовали и средства, получаемые по ставкам сбора. Закупались метеоприборы и запасные части для их ремонта, проводилась поверка и техническое обслуживание средств измерений на сети станций.
    Так, например, Северным Метеоагентством приобретен за счет собственных средств комплект поверочного оборудования на АМСГ Ямбург, что позволило значительно сократить расходы на поверку ветроизмерительных приборов на аэродромах и посадочных площадках Ямало-Ненецкого автономного округа.
    Уральское метеоагентство за счет собственных средств приобрело для АМСГ Челябинск-Баландино два барометра БРС-1М-1.
    В Якутском УГМС за счет собственных средств приобретено 9 приборов РВО, на 9-ти АМСГ установлены приборы М-63М-1.
    В Обь-Иртышском УГМС в течение 2003 года проведен ряд мероприятий по техническому переоснащению АМСГ (АМЦ) и обновлению парка метеоприборов.
    На АМЦ Рощино установлены дополнительные щиты-ориентиры видимости; подготовлены позиции для установки станции КРАМС-4.
    Ханты-Мансийским ЦГМС за счет собственных средств были приобретены восемь анеморумбометров М-63-М1; три ДВО-2.
    ГУ Ямало-Ненецкий ЦГМС за счет собственных средств были приобретены: приборы для измерения высоты облаков РВО-2М, компьютеры для АМСГ Красноселькуп и Уренгой, произведена замена приборов ДВО-2 в аэропорту Салехард, произведен ремонт компьютеров и восстановлен прием спутниковых снимков на АМЦ Салехард и АМСГ Новый Уренгой.

    Однако, несмотря на принимаемые меры по техническому переоснащению авиаметсети, проблема замены метеоприборов, выработавших технический ресурс, по-прежнему остается наиболее актуальной.
    5. В целях повышения качества метеообеспечения авиации, во всех УГМС проводится подготовка к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам. Составляются совместные с предприятиями Госкорпорации планы мероприятий по подготовке и осуществляется проверка их выполнения. Специалисты АМСГ проводят занятия с диспетчерским составом по авиационной метеорологии. В ряде УГМС диспетчерской службой ОрВД со специалистами АМСГ проводились занятия по авиатехминимуму. Специалисты АМСГ участвуют в совместных конференциях по итогам подготовки к ОЗП и ВЛП. В некоторых УГМС проводятся совместные выездные инспекторские проверки состояния метеообеспечения полетов на аэродромах. В аэропортах Якутск и Ленск были проведены совместные с Саха (Якутским) ТУ ВТ МТ РФ проверки качества метеообслуживания авиации.
    Специалисты авиаметподразделений проходят обучение в Институте повышения квалификации Росгидромета, при Академии ГА в Санкт-Петербурге, в Учебном центре Института радарной метеорологии.
    В октябре 2003 года Камчатское УГМС совместно с Метеоагентством Росгидромета принимало участие в проведении международного совещания-семинара на тему: "Организация предоставления информации о вулканической деятельности, оказывающей влияние на полеты по международным воздушным трассам Дальнего Востока" с участием Представителя регионального бюро ИКАО по Азии и Тихому океану Демитара Иванова, Камчатского МТУ ВТ РФ, УГНБП ГС ГА, ГУДП "Камчатаэронавигация" Института вулканологии ДВО РАН и АМЦ Елизово. Семинар проведен на высоком уровне, материалы переданы для обобщения в УГНБП ГС ГА и Метеоагентство Росгидромета. В сентябре представителями УГНБП ГС ГА, Росгидромета и Метеоагентства Росгидромета проведена плановая проверка состояния метеорологического обеспечения полетов ВС в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово).
    6. Во всех АМСГ (АМЦ) регулярно проводится техническая учеба, разбираются случаи неоправдавшихся прогнозов, изучаются информационные письма Росгидромета, анализируются обстоятельства имевших место авиационных происшествий и недостатки, которые выявлены в ходе проведенных расследований.
    Серьезная методическая работа ведется в Северном УГМС. Методической группой был выполнен анализ работы АМЦ, АМСГ за предыдущий год и на основе результатов анализа разработаны методические рекомендации к технической учебе инженеров-синоптиков и техников на 2003-2004 учебный год, а также План оперативно-методических работ АМЦ, АМСГ на 2004 год по уточнению расчетных методов прогноза метеоэлементов с учетом местных особенностей формирования погоды. Согласно плану на 2003 год выполнялись 18 подобных работ на 13 АМСГ, АМЦ. Особое внимание уделялось изучению условий возникновения опасных для авиации явлений погоды. На 5 АМСГ с синоптической частью проводилось испытание, на текущем материале региональных методик прогноза видимости в снежной мгле и морозной дымке в условиях Арктики и прогноза видимости во фронтальных ливневых осадках. Оперативно-методическая работа "Климатическое описание аэропорта Ямбург", выполненная специалистами АМСГ Ямбург, отправлена в Росгидромет на соискание премии за лучшую научно-методическую работу.
    Уделялось должное внимание методической работе и в Среднесибирском УГМС:
    - в период апрель-май была проведена аттестация специалистов АМСГ;
    - 13-17 октября, с привлечением специалистов СУГМС, организовано и проведено совещание - семинар с техниками-метеорологами авиаметсети;
    - проведены работы по определению высоты "нуля барометра" по АМСГ П. Тунгуска, Богучаны, Кодинск, Мотыгино.
    В Западно-Сибирском УГМС на прогностических АМСГ используется более 10 расчетных методов прогнозирования. По результатам использования внедренных методов ежегодно с сети АМСГ поступают отчеты с их оправдываемостью. Специалистами Новосибирского гидрометцентра проводится их  анализ, составляется заключение с замечаниями, рекомендациями, которое рассылается на сеть.
    Совместно с главным специалистом по метеообеспечению отдела организации воздушного движения "Аэронавигации Западной Сибири" осуществлена проверка состояния метеообеспечения авиации на АМСГ Томск, Колпашево, Новокузнецк, а/п Кедровый, ОГ Пионерный. В прогностических подразделениях выборочно проводились методические инспекции прикрепленной сети АМСГ. Продолжаются работы по переработке климатических характеристик аэропортов Томск, Кемерово. Выдана лицензия на проведение авиаметеорологических работ в аэропортах Усть-Кокса, Кедровый и Средний Васюган, где наблюдения осуществляют работники ГА.
    В Якутском УГМС методическое руководство сетью осуществлялось специалистами отдела по обеспечению народного хозяйства (ООНХ). На прогностических АМСГ были внедрены автоматизированные расчеты значений скорости и направления ветра на стандартных высотах до 600 м над поверхностью земли и расчеты вертикальных сдвигов ветра в приземном слое. С целью оказания методической помощи и контроля качества метеообеспечения специалистами ООНХ, АМЦ Якутск и прогностических АМСГ в течение года выполнено 18 инспекций авиаметподразделений.
    Специалистами Обь-Иртышского УГМС ведется уточнение автоматизированного расчета прогноза приземного ветра на аэродроме Ноябрьск, испытания метода прогноза сильного ветра на аэродроме Салехард, проходит апробацию в оперативной работе усовершенствованный метод прогноза высоты нижней границы облаков для аэродрома Надым. Все эти методы были разработаны специалистами СибНИГМИ по теме НИР регионального заказа.
    7. В течение прошедшего года каждое Управление сталкивалось с определенными трудностями в организации метеообеспечения. Если в Башкирском УГМС очень тяжело решается вопрос с финансированием ремонта МРЛ-5, то в Камчатском УГМС необходимо оснастить метеоприборами вертолетные взлетно-посадочные площадки Эссо, "Излучина", АККАЛ, Северо-Курильск, что позволит иметь метеоинформацию и составлять прогнозы по указанным пунктам, а также необходимо установить 30-ти метровую мачту для определения сдвига ветра на ВПП.
    В Северо-Кавказском УГМС трудности связаны с отсутствием средств на разработку и совершенствование методов прогнозирования. Недостаток средств обусловил и сложную социально-производственную обстановку на ряде АМСГ.
    На территории ответственности Среднесибирского УГМС передача метеоинформации в Красноярский ВЗЦ, расположенный в городе, осуществлялась по каналам AFTN бесплатно, но в связи с переходом на договорные отношения с "ЦентрСибаэронавигацией" необходимо дополнительное финансирование за аренду спутникового канала в Красноярском РЦ ПВД.
    Малая освещенность обслуживаемых районов из-за сокращения сети, отсутствие данных радиозондирования на больших территориях Дальнего Востока и Крайнего Севера создает трудности в метеообеспечении полетов в этих регионах.
    В зоне деятельности Обь-Иртышского УГМС в последние годы, в нарушение требований  п.п. 9.1.9. и 9.1.11 НМО ГА-95, прекращены метеонаблюдения на посадочных площадках работниками ГА. Полеты по авиаработам, а в последнее время и по выполнению пассажирских рейсов (в Ханты-Мансийской зоне МДП) осуществляются только на основании площадных прогнозов погоды, которые передаются непосредственно экипажам (по запросу) или через информаторов посадочных площадок. К синоптику же АМСГ (АМЦ) базового аэропорта, осуществляющего прогнозирование по району полетов, метеоинформация с этих площадок не поступает. Кроме того, синоптик, зачастую, не имеет информации о воздушной обстановке (кто и в каком районе выполняет полеты) и бортовой погоде в районе полетов. Подобные проблемы существуют и в других территориальных управлениях.
    Во всех УГМС нет притока молодых специалистов со специальным образованием как по специальности инженер-метеоролог, так и техник-метеоролог, особенно в районы Севера и Дальнего Востока, где условия жизни достаточно суровые. Основными причинами являются низкая заработная плата и отсутствие жилья. ЦГМС не имеют возможности включать в сметы расходы на приобретение жилья, в связи с тем, что не являются плательщиками налога на прибыль.
    Отмечается дефицит инженеров-прибористов, в связи с использованием компьютерных технологий, назрела необходимость в инженерах-электрониках.
    Необходимо отметить также проблемы требующие совместного решения:
    1. Отсутствуют совместные нормативные документы, определяющие обязанности аэропортов, авиапредприятий в отношении строительства на аэродромах сооружений метеорологического назначения, в том числе, наблюдательных пунктов и систем щитов-ориентиров видимости, электроснабжению метеорологических объектов, в том числе, резервному, выделению линий связи к метеорологическим приборам; охране метеоприборов и оборудования, установленных на территории аэродрома. Отсутствие таких документов значительно осложняет взаимодействие между УГМС, территориальными управлениями ВТ МТ и авиапредприятиями.
    2. Необходимо уточнить полномочия инспекторов региональных структур Госкорпорации по ОрВД в части их взаимоотношений с АМСГ (не в рамках совместных проверок).
    3. Непрерывный рост цен на встречные услуги предприятий ГА влечет за собой увеличение себестоимости метеообеспечения.
    Практически все организации Росгидромета для осуществления своей деятельности вынуждены арендовать помещения. В связи с этим они оплачивают собственникам помещений (аэропорту, аэронавигации и др.) не только стоимость арендной платы, но и стоимость коммунальных услуг, а также услуг связи. В первую очередь это касается оплаты встречных услуг аэропортов и предприятий аэронавигации. В течение 2003 года за счет увеличения стоимости коммунальных услуг и роста тарифов на связь, объем услуг, предоставляемых только предприятиями Госкорпорации, превысил 50 млн. руб.
    Предприятия аэронавигации и аэропорты требуют оплаты всех предоставляемых АМСГ услуг, включая в них не только компенсацию своих затрат, но также и накладные расходы, прибыль, частичную зарплату своего обслуживающего персонала, то есть перепродавая эти услуги.
   Метеоагентство Росгидромета направило во все организации информационное письмо с разъяснением оплаты встречных услуг в соответствии с законодательством.
    Следует также сказать, что увеличивать ставки метеосборов рекомендуется один раз в год и централизованный договор заключается на один год на фиксированную сумму. Соответственно отсутствует механизм возмещения текущих расходов авиаметеорологических подразделений на оплату услуг связи, аренду помещений, коммунальных услуг, оказываемых предприятиями ГС ГА, которые корректируют свои тарифы в сторону увеличения ежеквартально.
    Взаимодействие между УГМС и территориальными подразделениями ФУП "Госкорпорация по ОрВД" в большинстве случаев довольно активно, хотя иногда бывает трудно достичь взаимопонимания, особенно в вопросах по возмещению затрат на встречные услуги.
    Конструктивные взаимоотношения установились между Мурманским метеоагентством и Мурманским филиалом Госкорпорации по ОрВД.
    Оперативно рассматривались производственные вопросы, возникающие в процессе взаимодействия Северного УГМС, территориальных метеоагентств с предприятиями Госкорпорации по ОрВД.
    Среднесибирское УГМС регулярно взаимодействовало со службой аэронавигационной информации по своевременному введению поправок в перечень МВЛ. В настоящее время, в связи с изменением границ МДП, ведется совместно с КМТУ ВТ МТ и "ЦентрСибаэронавигацией" работа по пересмотру районов для метеообеспечения полетов на авиаработы.
    Между Верхневолжским УГМС и территориальными подразделениями ФУП "Госкорпорация по ОрВД" достигнуто взаимопонимание и осуществляется активное сотрудничество при подготовке к работе в ОЗП и ВЛП.
    Вопросы хозяйственных взаимоотношений решаются в рамках имеющихся договоров, сбор денежных средств за метеообеспечение ВС иностранных авиакомпаний в аэропорту Нижний Новгород осуществляется по договору ГУДП "Аэронавигация ЦВ" за комиссионное вознаграждение.
    Метеоагентством Росгидромета в прошедшем году проводилась большая методическая работа по усовершенствованию организации метеообеспечения авиации.
    Методическая база по авиаметобеспечению не обновлялась более 10 лет, а некоторых документов - более 20 лет. В настоящее время ведутся разработки проектов методических пособий, заканчивается работа над ФАП по метеорологическому обеспечению гражданской авиации
    В целях обмена опытом и повышения качества авиаметеорологического обеспечения проводятся ежегодные региональные совещания с участием представителей Росгидромета, ГС ГА Минтранса России, заводов, изготовителей метеорологического оборудования и приборов и других заинтересованных организаций (2002г.- Иркутск, 2003г. - Нижний Новгород).
    Метеоагентством Росгидромета, в целях предотвращения авиапроисшествий, разработаны и направлены на сеть методические рекомендации, разработана инструкция по подготовке авиаметподразделений к работе в ОЗП и ВЛП.
    Проводятся методические инспекции сети АМЦ и АМСГ, по результатам проверок составляются акты и принимаются меры по оказанию методической помощи. Для улучшения координации действий между органами Госкорпорации по ОВД и Росгидромета, а также между Росгидрометом и ГС ГА возобновлена практика совместных проверок авиаметподразделений независимо от ведомственной принадлежности.
    ИПК Росгидромета совместно с Метеоагентством Росгидромета обновляют программы  по курсам повышения квалификации для руководителей авиаметподразделений, инженеров-синоптиков. Разрабатываются новые программы для прохождения курсов повышения квалификации техниками-метеорологами и инженерами-прибористами. Для специалистов, привлеченных к обслуживанию международных полетов, разработаны программы по первоначальной подготовке и по повышению квалификации по английскому языку.
    В последние годы налажено взаимное сотрудничество со специалистами ГС ГА и Госкорпорацией по ОВД по решению оперативных вопросов, а также по организации и проведению совместных международных совещаний и семинаров в России.
    Так, в период с 30 сентября по 4 октября 2003 года по согласованию Росгидромета с Бюро ИКАО по Европе и Северной Атлантике и Бюро ИКАО по Азии и Тихому океану специалистами Метеоагентства Росгидромета, Камчатского УГМС и Камчатского метеоагентства была проделана большая работа по организации семинара по вопросу обеспечения безопасности полетов при вулканических извержениях и выбросах в атмосферу вулканического пепла.
    В период с 4 по 7 ноября 2003г. Метеоагентство Росгидромета по поручению Росгидромета и ГС ГА организовало проведение семинара-практикума ИКАО-ВМО по возмещению затрат. Присутствовало более 50 делегатов из 22 стран Европы, представители ВМО и ИКАО.
    15 сентября и 8 декабря с.г. было организовано участие в SIGMET мониторингах, проводимых европейским отделением ИКАО, подразделений, которым предписано выпускать информацию SIGMET. Проведен анализ результатов и обеспечено их доведение до Венского БАМД и подразделений Росгидромета.
    Метеоагентство Росгидромета проводит работу по оснащению структурного подразделения Метеоагентства Росгидромета, осуществляющего метеообеспечение Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Установлены современные технические средства сбора, обработки и передачи метеоинформации, позволяющие повысить качество предоставляемых метеоуслуг, в том числе автоматизированной системой "Метеосервер". Организована подача метеорологической радиолокационной информации от комплексов АКСОПРИ "Москва", "Тверь", "Калуга" на рабочие места руководителей полетов МЦ АУВД и в аэропорту Домодедово.
    В целях дальнейшего совершенствования процесса метеообеспечения МЦ АУВД проводится работа совместно с ЦАО и ИРАМ по интегрированному использованию метеорологической радиолокационной информации Южного кольца России и АКСОПРИ Московского кольца, обеспечению ввода трассовой информации в АС УВД.
    Метеоагентством Росгидромета совместно с НПЦ Мэп Мейкерс начата работа по улучшению качества работы лаборатории зональных прогнозов Гидрометцентра России по оперативному выпуску авиационных прогностических карт. Предусматривается использование новой компоненты ГИС-МЕТЕО, ускоряющей процесс подготовки данных карт и дающей возможность создать новый более удобный в работе бланк карт опасных явлений для авиации. В перспективе модернизация работы ЛЗП позволит составлять и распространять карты опасных явлений погоды для авиации средних и нижних уровней.
    В связи с возросшими требованиями к качеству авиаметеорологического обеспечения со стороны ВМО и ИКАО, возрастает необходимость дальнейшего совершенствования контроля и управления качеством метеорологического обеспечения гражданской авиации в организациях Росгидромета. Проанализировав и обобщив мировой опыт по сертификации услуг в авиации, руководством Росгидромета было принято решение по организации сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения в системе Росгидромета.
    В рамках формирования Системы добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения Росгидромета были подготовлены "Положение о Системе добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения" и "Положение о знаке соответствия Системы добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения".
    В мае 2003 года Система добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения была зарегистрирована Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Органом по сертификации Системы добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения является Метеоагентство Росгидромета. В 2004 году предусматривается развернуть работу по сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения организаций Росгидромета.
    Для повышения качества метеообеспечения гражданской авиации необходима реализация следующих предложений:
    1. Рассмотреть с ГС ГА Минтранса РФ вопрос ежегодного согласования увеличения ставки сбора за метеорологическое обеспечение в аэропортах Российской Федерации на уровне индекса дефлятора, принятого в законе "О бюджете субъектов РФ".
    2. Организовать курсы повышения квалификации для специалистов-прибористов.
    3. Уточнить Инструкцию по метеообеспечению литерных рейсов (1990 года издания).
    4. Ускорить выход типовой Инструкции по метеообеспечению полетов и типового табеля метеооборудования на неклассифицированных аэродромах и посадочных площадках ГА.
    5. Разработать (переработать) типовую инструкцию по метеообеспечению РЦ ЕС ОрВД.
    6. Урегулировать с авиационными пользователями такие вопросы как:
    - обеспечение охраны метеоприборов, установленных в аэропортах вдоль ИВПП и в районе БПРМ;
    - подготовка позиций и выделение линий связи для установки, эксплуатации и охраны метеоприборов;
    - принадлежности служебных помещений АМСГ, а также их ремонта, отопления и освещения;
    - установки щитов-ориентиров видимости, их освещения и поддержания их в надлежащем состоянии.
    7. Для исключения искажений в показаниях метеоприборов подготовить совместное Росгидромета и ГС ГА Минтранса России указание об установлении 200-метровой охранной зоны для метеоплощадок АМСГ (поскольку РД 52.04.567-2003 - односторонний документ Росгидромета).
    8. Дать совместные Росгидромета и ГС ГА Минтранса России разъяснения по выполнению Инструкции по оценке прогнозов погоды (приложение Е), так как п.п. 1-3 и 9, 10 Инструкции специалистами УВД в ряде аэропортов не выполняются, поэтому сведения о прерванных рейсах представляются в одностороннем порядке.
    9. Подготовить совместный Росгидромета и ГС ГА Минтранса России документ по порядку оплаты за метеорологическое обеспечение при выполнении авиационных работ.
    Росгидромет и Метеоагентство Росгидромета неоднократно обращались в ГС ГА Минтранса России и ДЭРД ГА по вопросу определения порядка оплаты за метеорологическое обеспечение при выполнении авиационных работ, поскольку в данное время нет совместных документов (ГС ГА Минтранса России и Росгидромета), регламентирующих оплату за этот вид услуг.
    17 июля 2003 года прошла рабочая встреча представителей ДЭРД ГА, Департаментов ГС ГА Минтранса России и Метеоагентства Росгидромета, на которой констатировалось, что вопрос оплаты за предоставление метеорологической информации при выполнении авиационных работ, в случаях, когда самолето-вылет осуществляется с посадочных площадок или когда экипаж воздушного судна не имеет возможности получить информацию непосредственно на АМСГ и получает ее при взлете через диспетчера УВД не урегулирован. Были высказаны предложения, которые требовали проработки и принятия совместных решений. До настоящего времени вопрос остается открытым.
    В рамках централизованного договора № 02-од/01.03-МА/2000 на предоставление авиационных метеорологических услуг и работ на воздушных трассах все работы производятся в соответствии с перечнем, который является приложением к договору. Указанный перечень не включает предоставление пользователям прогнозов по районам авиационных работ, площадям и квадратам. Централизованный договор заключается с 1999 года, и предложений об изменении перечня работ и услуг со стороны ДЭРД ГА за годы его действия не поступало.
    На основании изложенного вызывают недоумение разъяснения (исх. ДЭРД ГА № 157-108 ГА от 18.02.2004г.) руководителям авиакомпаний о компенсации затрат на метеорологическое обеспечение в районах выполнения авиаработ и посадочных площадках через централизованный договор, упомянутый выше.
    Руководствуясь упомянутым письмом, генеральный директор авиакомпании "Ямал" В.Н.Крюк намеревается обратиться в Арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном взыскании денежных средств, полученных организациями Росгидромета за предоставление метеорологической информации за последние три года.
    Данный конфликт является следствием несогласованных действий двух ведомств.
    Наша позиция заключается в том, что необходимо финансирование работ и услуг по предоставлению метеорологической информации при выполнении авиационных работ как отдельного вида работ или в рамках ставок сборов или через дополнение к централизованному договору.
    Метеоагентством Росгидромета было направлено письмо Руководителю ДЭРД ГА ГС ГА Минтранса России В.С.Горячеву и Генеральному директору ФУП "Госкорпорация по ОВД" Б.И.Кушнеруку с предложением провести совместную рабочую встречу с целью урегулирования спорных вопросов по оплате за метеообеспечение при выполнении авиационных работ.
    В целом за последние годы отмечено повышение качества работы подразделений Росгидромета в части совершенствования организации метеорологического обеспечения авиации. Необходимо приложить совместные усилия организаций Росгидромета и авиационных предприятий, чтобы сложившаяся положительная тенденция сохранилась.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование