- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям территориальных |
Направляю Вам копию Акта о результатах расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденного и.о. руководителя Красноярского МТУ ВТ Минтранса России В.Г. Бондаренко от 01.07.04.
Прошу Вас организовать выполнение рекомендаций Акта.
Начальник УНАДОВДиП |
________ М.Л. Парнев |
|
УТВЕРЖДАЮ |
АКТ
о результатах расследования нарушения порядка использования
воздушного пространства Российской Федерации
20 июня 2004 г. установлен факт нарушения статьи 76 п/п "В" Федеральных правил использования воздушного пространства самолётом Ан-2 RA-33338, рейс 7Б9359, а/к "Красноярские авиалинии", выполнявшим АХР в районе н.п. Курагино. Экипаж во время производства работ не выходил на радиосвязь с органом ОВД в течение четырёх часов.
Комиссия, назначенная указанием и.о. руководителя Красноярского МТУ ВТ Минтранса России от 21 июня 2004 г. № 165, в составе:
Председатель комиссии: |
Тестов В.В. - ведущий специалист группы ГРиИ УВД и ЭРТОС Красноярского МТУ ВТ Минтранса России. | |
Члены комиссии: |
Родионов А.В. - главный специалист ОСЭ и КЛР Красноярского МТУ ВТ Минтранса России, |
в период с 21.06. по 30.06.2004 г. провела расследование данного события.
Анализ
20.06.2004 года экипаж самолета Ан-2 RA-33338 AК "Красноярские авиалинии" в составе:
Проверяющий ЗКОАЭ Башлаков В.П.,
КВС Дюрягин С.С.,
2П Григорьев Д.А.
выполнял полеты по выполнению авиационно-химических работ в районе н.п. Курагино.
Предварительный план полетов предусматривал начало работы в 22.00 (здесь и далее время в UTC) 19.06.04, или 06.00 местного времени 20.06.04 (РД № 180508 УНКСЗТЗЬ). Данный план утвержден Новосибирским ЗЦ ЕС ОрВД (РД № 180910 УННТЗДЗЬ):,
Фактически вылет с посадочной площадки Курагино произведен в 03.00 20.06.2004 года (РД № 200305 УНААЗТЗЬ).
При производстве работ экипаж по ДКМВ каналу в 04.01 и 04.50 выходил на связь, докладывал о продолжении работ, состоянии матчасти - "борт порядок" и времени очередного сеанса связи.
В 06.00 экипаж вышел на связь, доложил об очередном выходе на связь в 07.00. (объяснительная радиооператора р/бюро Худяковой Г.П.).
По объяснению радиооператора, до 06.00 борт было слышно "слабо и плохо разборчиво", а после 06.00 "очень слабо".
В 07.00 Ан-2 RA-33338 произвел посадку, и экипаж, по объяснению ЗКОАЭ Башлакова В.П. и второго пилота Григорьева Д.А., вышел на связь по ДКМВ каналу, доложил об окончании работ, посадке и об очередном выходе на связь в 11.00. По объяснению второго пилота Григорьева Д.А. - "После третьего доклада получили подтверждение диспетчера о конце работы".
В то же время, по объяснению радиооператора, она при выходе экипажа на связь в 07.00 с трудом разобрала номер борта, а содержание передаваемой информации не поняла, дала указание не уходить со связи, и доложила об этом диспетчеру ДПП и РП.
Из объяснительной диспетчера ДПП Абакана Томочакова О.С.: "В 06.58 UTC я получил доклад о том, что 33338 выходил на связь, но разборчивость связи была очень плохой и она (р/onepаmop) ничего не поняла из доклада экипажа, затем об этом я доложил РП".
Тот факт, что связь была неустойчивой, информация экипажа не была принята радиооператором и была команда оператора не уходить со связи, подтверждается выпиской радиообмена, и записями в оперативном журнале ДКМВ канала.
Исходя из этого, следует, что экипаж, не имея подтверждения о принятии переданной им информации, фактически не сообщил органу УВД о производстве посадки, чем нарушил требования п. 7.6.10. НПП ГА-85.
Не имея подтверждения о принятии переданной им информации, экипаж не предпринял попыток установления связи с использованием имеющихся каналов, в том числе ВРЦ Абакана, наземной телефонной связи.
Не имея связи с самолетом Ан-2 RA-33338 и.о. руководителя полетов Абаканского центра ОВД Анищенко Е.В. предпринимает, согласно п.8.2.7. НПП ГА-85 меры к восстановлению связи по УКВ и КB каналам, для чего использует в качестве ретранслятора Ми-2 15707, выполнявший полет из н.п. Нижний Суэтук в верховья р. Кондат, а также находившиеся в зоне ответственности Красноярска Ан-24 46510 (07.07 - 07.10).
В 07.10 экипаж Ан-24 46510, вызывавший Ан-2 доложил: "...он вышел на связь, а потом ушел с неё" и "Ну да он не понял вопроса сначала, а потом не стал отвечать уже. Ну так на связи он был". Вызов экипажем Ан-24 самолета Ан-2 33338 подтверждается записью в оперативном журнале радиооператора.
Получив сообщение о том, что Ан-2 был на связи, и.о. РП Абакана вновь предпринимает попытки установить связь, используя в качестве ретрансляторов Ту-154 85477 (07.24 - 07.29), Ту-154 85752 (07.49 - 07.59).
Не установив связь до 08.00, в 08.08 и.о. РП Абакана доложил о создавшейся ситуации руководителю полетов РЦ ЕС ОрВД Красноярска Мильченко Д.В., который связался с представителем лесоохраны в н.п. Курагино. Представитель лесоохраны сообщил, что видел "этот Ан-2 взлетающим 20 минут назад" (объяснительная Мильченко Д.В.).
Были предприняты попытки установить связь с Ан-2 33338 через воздушные суда рейс АФЛ600 (08.22 - 08.25) и Ту-154 85619 (08.53 - 08.57).
При последующей связи в 08.40 представитель лесоохраны уточнил, что видел Ан-2 последний раз в 06.00. После этого руководитель полетов РЦ ЕС ОрВД Красноярска Мильченко Д.В. доложил о создавшейся ситуации заместителю центра по УВД, в военный сектор РЦ ЕС ОрВД, ВЗЦ и в 08.53 дал в АДП команду об организации поисково-спасательных работ.
Поисковый Ми-8 24515 вылетел на ПСР в 09.36 и в 10.57 обнаружил Ан-2 33338 севернее н.п. Курагино, выполняющим полеты на малой высоте. На связь с радиооператором Абакана экипаж Ан-2 RA-33338 вышел в 11.02. После установления радиосвязи с бортом экипажу Ан-2 33338 через поисковый Ми-8 24515 в 11.28 была дана команда о прекращении работ и производстве посадки на посадочную площадку Курагино до особых указаний.
Заключение
Потеря радиосвязи экипажем самолета Ан-2 RA-33338 АК "Красноярские авиалинии" с органами ОВД Абаканского центра ОВД в период с 07.00 до 11.02 произошла вследствие невыполнения экипажем требований п.2.4.2. и 7.6.10 НПП ГА-85 в части соблюдения правил ведения радиосвязи.
Недостатки, отмеченные при расследовании
- диспетчером ДПП-МДП Абакан и руководителем полётов района были нарушены требования п. 11.2.2. НПП ГА-85 в части организации ПСР при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и невозможностью установить его местонахождение;
- технические характеристики имеющихся наземных УКВ радиостанций не обеспечивают устойчивой двусторонней связи экипажей ВС с органами УВД при полетах на малых высотах на всю глубину полетов в зоне ответственности ДПП - МДП Абакана;
- в инструкции по производству полётов при выполнении АХР на самолётах Ан-2 ОАО а/к "Красноярские авиалинии" в регионах Красноярского края, Иркутской области, республики Бурятия и республики Хакасия отсутствует дополнение о порядке организации и выполнении полётов на АХР с посадочной площадки Курагино;
- в рабочем журнале КВС не проставляется время записи, а также не указана причина и время задержки утренних полётов 20.06.04 г.
Рекомендации
1. Обстоятельства и причины инцидента с самолетом Ан-2 RA-33338 изучить с летным, диспетчерским составом.
2. С летным и диспетчерским составом повторно изучить разделы 8.2.7. "Потеря радиосвязи" и 11.2 "Организация и проведение поисково-спасательных работ " НПП ГА-85.
3. В процессе предварительной подготовки уделять особое внимание соблюдению правил по ведению радиосвязи при выполнении полётов с оперативных точек.
Председатель комиссии: |
________________ В.В. Тестов |
Члены комиссии: |
______________ А.В. Родионов |