- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям территориальных |
В соответствии с Федеральным Законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 г. № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы и формирования подлежат аттестации.
Порядок аттестации аварийно-спасательных формирований гражданской авиации определяется Приказом ФАС России от 7 июля 1997 г. № 141.
В ходе проведения проверок, при аттестации Служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов предприятий и организаций ГА аттестационными комиссиями регулярно выявляется ряд типичных недостатков, препятствующих принятию решения о возможности аттестации аварийно-спасательного формирования.
Научно-практическим центром Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации проведен анализ указанных недостатков, основные из которых изложены в прилагаемом Перечне.
Прошу Вас довести указанный Перечень до сведения подведомственных предприятий и организаций для обеспечения устранения типовых недостатков до проведения аттестации Служб ПАСОП ГА.
Приложение:
Перечень типичных замечаний, выявляемых в ходе аттестационных проверок.
Заместитель начальника |
|
Приложение 1
Перечень типичных замечаний,
выявляемых в ходе аттестационных проверок
1. Категория аэродрома (ВПП) по уровню требуемой пожарной защиты определена с нарушением требований "Норм годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов" (п.8.1 НГЭА-92).
2. Отсутствует заключение, подтверждающее обеспечение эквивалентного уровня безопасности полетов при отступлении от требований п. 8.1. НГЭА-92 по понижению категории ВПП по УТПЗ (Предисловие к НГЭА-92).
3. Количество пожарных автомобилей, находящихся на дежурстве, меньше нормативного для установленной категории ВПП по УТПЗ (п.8.2 НГЭА-92).
4. Количество огнетушащих составов на находящихся в боевом расчете пожарных автомобилях меньше требуемого для установленной категории ВПП по УТПЗ (п.8.2 НГЭА-92).
5. Время развертывания пожарных автомобилей на торцах ВПП превышает нормативное (п.8.3 НГЭА-92).
6. Не на всех пожарных автомобилях имеются дыхательные аппараты (п.8.4 НГЭА-92, п.2 ст. 25 Закона РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
7. Пожарные автомобили укомплектованы недостаточным количеством дыхательных аппаратов (п.8.4 НГЭА-92, п.1.4 приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361, п.п. 4.4.1.2, 4.3.12.2 Наставления по Газодымозащитной службе (приказ МВД России, от 30.04.96 № 234)).
8. Не на всех пожарных автомобилях имеются сертифицированные устройства для вскрытия обшивки фюзеляжа (п.8.4 НГЭА-92).
9. Пожарные автомобили укомплектованы ножами для резки привязных ремней не в полном объеме (п.8.4 НГЭА-92).
10. На пожарных автомобилях отсутствуют лестницы-палки и лестницы-стремянки (п.8.4 НГЭА-92).
11. На пожарных автомобилях отсутствуют трёхколенные лестницы, позволяющие обеспечить выполнение аварийно-спасательных работ на широкофюзеляжных ВС или в зданиях (п.8.4 НГЭА-92).
12. Отсутствует наблюдательный пункт на аварийно-спасательной станции (п.8.7 НГЭА-92).
13. На наблюдательном пункте отсутствуют оптические приборы для наблюдения за взлетом и посадкой ВС (п.8.7 НГЭА-92).
14. Конструкция наблюдательного пункта не обеспечивает наблюдение за взлетом и посадкой ВС на ВПП (п.8.7 НГЭА-92).
15. Часть ВПП не просматривается с наблюдательного пункта (п.8.7 НГЭА-92).
16. На пульте централизованного наблюдения отсутствует прямая телефонная или радиосвязь с пунктом связи пожарной охраны государственной противопожарной службы (п.8.8 НГЭА-92).
17. В здании аварийно-спасательной станции отсутствует звуковая сигнализация тревоги (п.8.9 НГЭА-92).
18. Отсутствует возможность включения сигнала тревоги в здании аварийно-спасательной станции с пункта централизованного наблюдения (наблюдательного пункта) (п.8.9 НГЭА-92).
19. Устройство для покрытия ВПП пеной неисправно либо не обеспечивает нанесения пенных полос необходимых размеров в установленные сроки (п.8.10 НГЭА-92, раздел 10 Рекомендаций по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах гражданской авиации).
20. На аэродроме отсутствует санитарный автомобиль (п.8.11 НГЭА-92).
21. На аэродроме отсутствует автомобиль для обеспечения работы руководителя аварийно-спасательными работами (п.8.14 НГЭА-92).
22. На автомобиле руководителя аварийно-спасательными работами отсутствуют спецсигналы (проблесковые маячки) и радиостанция для связи с экипажами ВС (п.8.14 НГЭА-92).
23. Не устраняются недостатки, выявленные предыдущими комиссиями.
24. Отсутствует специальная подготовка и аттестация руководящего состава службы ПАСОП, руководителей АСР и ПСР (приказ ФАС России от 07.07.1997 № 141, распоряжение ФСВТ России от 21.07.2000 № 152-р).
25. Отсутствуют данные по аттестации аварийно-спасательной команды аэропорта (п.13 приложения 3 приложения 2 к приказу ФАС России от 07.07.1997 № 141).
26. Отсутствует нормативно-информационное обеспечение службы ПАСОП.
27. Отсутствует Акт проверки соответствия аварийно-спасательных сил на аэродроме (п.14 приложения 3 приложения 2 к приказу ФАС России от 07.07.1997 № 141, письмо ФАС России от 17.02.1997 № 3-82).
28. Инструкция по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе ответственности не утверждена руководителем ОМТУ ВТ Минтранса России (п. 1.12 РПАСОП ГА-91).
29. Инструкция по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе ответственности не согласована с взаимодействующими организациями (п. 1.12 РПАСОП ГА-91).
30. Отсутствуют графические планы аэродрома с координатной сеткой, и типовые формы объявления тревоги расчетам АСК непосредственно на рабочих местах диспетчеров ОрВД, объявляющих сигналы "Тревога" и "Готовность" расчетам аварийно-спасательной команды, а также начальника ПДСП - руководителя аварийно-спасательных работ (п.3.24 РПАСОП ГА-91).
31. Аварийные схемы имеются не на все типы воздушных судов, к эксплуатации которых годен аэродром (приложение 2 к РПАСОП ГА - 91).
32. Истекли сроки договоров о взаимодействии.
33. Отсутствуют планы взаимодействия при АП на территории аэродрома и в районе ответственности с организациями, имеющими аварийно-спасательные формирования (приложение 2 к РПАСОП ГА-91).
34. Отсутствует приказ о создании аварийно-спасательных команд в сменах аэропорта (приложение 2 к РПАСОП ГА-91).
35. Отсутствует дублирующая система оповещения расчетов АСК (п.3.24. РПАСОП ГА-91).
36. Дублирующая система оповещения расчетов АСК по телефону не обеспечивает оповещение расчетов за время не более 25 секунд (п. 3.24 РПАСОП ГА - 91).
37. Отсутствуют дежурные сезонные комплекты одежды для защиты руководителя АСР от неблагоприятных погодных факторов на месте выполнения аварийно-спасательных работ (п.5 ст. 25 Закона РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
38. Не на всех автомобилях, участвующих в АСР, имеются графические планы аэродрома с координатной сеткой.
39. У руководящего состава службы ПАСОП отсутствуют носимые радиостанции.
40. В положении о СПАСОП и должностных инструкциях начальника СПАСОП и руководителя ВПО СПАСОП недостаточно полно указаны функциональные обязанности по охране труда (п. 4 прил. В ОСТ 54-3-2622.75-2000 "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях ГА").
41. Отсутствует перечень инструкций по охране труда для службы ПАСОП (Распоряжение Минтранса от 25.04.2002 № НА-141-р).
42. Структура службы ВПО ПАСОП требует приведения в соответствие с приказом ФАС России от 11.12.1998 г. № 361, в части введения следующих должностей:
- заместитель начальника СПАСОП - руководителя ВПО СПАСОП;
- мастер по газодымозащитной службе (ГДЗС);
- начальника пожарно-спасательного расчета пожарной машины (ПСР № 1);
- диспетчер пожарной связи.
43. В ведомственной пожарной охране отсутствует газодымозащитная служба (п.1.4. приказа ФАС России, от 11.12.1998 № 361, Наставление по ГДЗС (приложение 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
44. Организация газодымозащитной службы требует приведения в соответствие с требованиями Наставления по газодымозащитной службе (п.1.4. приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361, Наставление по ГДЗС (приложение 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
45. Не реализовано постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 08.01.1990 № 10/2-22 в части доплаты к установленному должностному окладу пожарным, работающим в изолирующих аппаратах (указание МГА от 16.02.1990 № 80/У).
46. Отсутствует приказ о допуске личного состава к работе в изолирующих дыхательных аппаратах вновь принятого личного состава (п.1.4 приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361, п.4.5.1 Наставления по ГДЗС (приложение 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
47. Не проводятся тренировки газодымозащитников ВПО СПАСОП по работе в изолирующих аппаратах (п.1.4. приказа ФАС России, от 11.12.1998 № 361, п.4.5.12 Наставления по ГДЗС (приложение № 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
48. Отсутствует резерв изолирующих дыхательных аппаратов (п.1.4 приказа ФАС России, от 11.12.1998 № 361, п.4.3.12.2 Наставления по ГДЗС (приложение № 1 к приказу МВД России от 30.04.96 №234)).
49. Изолирующие аппараты АСВ-2 требуют освидетельствования (п. 23 прил. А ОСТ 54-3-2622.75-2000 "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях ГА" п.1.4 приказа ФАС России, от 11.12.1998 № 361, приложение 14 к Наставлению по ГДЗС (приложение № 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
50. Личный состав звеньев ГДЗС обеспечен боевой одеждой соответствующего уровня защиты от тепловых воздействий не в полном объеме (п.5 ст. 25 Закона РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ).
51. Отсутствуют носимые радиостанции у старших звеньев ГДЗС (п.5.6.2 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА п.4.4.1.8 Наставления по ГДЗС (приложение 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
52. Отсутствуют групповые и индивидуальные фонари для оснащения звеньев ГДЗС (п.1.4 приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361, п.4.4.1.8 Наставления по ГДЗС (приложение 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
53. Часть личного состава ВПО службы ПАСОП не аттестована, (п.п. 5.1 и 5.2 Положения о ВПО СПАСОП (приказ ФАС России от 11.12.1998 № 361)).
54. Фактическое количество личного состава дежурящих пожарно-спасательных расчетов меньше требуемого для заявленной категории ВПП по УТПЗ (приложение 1 к РПАСОП ГА-91).
55. Отсутствует аварийно-спасательный полигон, либо требует дооборудования (Приложение 28 к РПАСОП ГА-91, Приложение 3 к Рекомендациям по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах гражданской авиации).
56. Отсутствует специально выделенное воздушное судно для тренировки личного состава пожарно-спасательных расчетов по проникновению внутрь ВС и эвакуации из ВС пассажиров и членов экипажа (п. 4.5.5 РПАСОП ГА - 91).
57. В учебной базе ВПО СПАСОП отсутствуют теплодымокамера и оборудованный учебный класс (п.4.5.5 РПАСОП ГА-91).
58. В. Оперативном плане по тушению пожаров на воздушных судах в аэропорту отсутствует расчет для установления категории ВПП по УТПЗ (Раздел 1 приложения 1 к Рекомендациям по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах гражданской авиации).
59. Оперативный план тушения пожаров на ВС требует корректировки в части обеспечения заявленной категории по УТПЗ.
60. Оперативные карточки пожаротушения заведены не на все ВС, указанные в Свидетельстве о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, (п. 1.7 НПО ГА-85, разд. 4 Рекомендаций по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах гражданской авиации).
61. Отсутствуют оперативные карточки пожаротушения на объекты аэропорта (подпункт д, п.1.7 НПО ГА-85).
62. Отсутствует документы по организации подготовки личного состава ВПО СПАСОП. (п. 4.4 и п.4.5 РПАСОП ГА-91).
63. Низкий уровень теоретических знаний и практических навыков у личного состава СПАСОП.
Необходима дополнительная подготовка личного состава пожарно-спасательных расчетов по темам:
- оказание доврачебной помощи пострадавшим от авиапроисшествий;
- работа в изолирующих аппаратах (тренировка в теплодымокамере);
- психофизиологическая подготовка (тренировки на "огневой полосе").
- отработка практических навыков проникновения внутрь фюзеляжа ВС.
64. Не реализован пункт 5 статьи 25 Закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ, об обеспечении работников ВПО СПАСОП питанием (приказ ФСВТ России от 16.03.1999 № 60).
65. Личный состав ВПО не застрахован в соответствии с требованиями статьи 31 Закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ (приказ ФАС России от 11.12.1998 № 361).
66. Не реализовано распоряжение ФАС России от 16.10.1998 № 33-р о премировании работников службы ПАСОП (приказ ФАС России от 27.05.1998 № 141).
67. У пожарных отсутствует индивидуальное снаряжение (пожарный пояс, пожарный карабин, пожарный топор в кобуре, на каждого пожарного) (Приложение 2 к приказу ФАС России от 11.12.1998 № 361, Основные требования безопасности труда в ВОХР ГА).
68. Обеспечение спецодеждой личного состава ВПО службы ПАСОП не соответствует приложению 2 Приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361.
69. У начальника пожарно-спасательной команды и начальников пожарно-спасательных расчетов отсутствуют носимые радиостанции (п.1.4 приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361, п. 4.4.1.8 приказа МВД России от 30.04.96 № 234, п.5.6.2. Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
70. Пожарно-техническое вооружение не испытывается в соответствии с установленными требованиями безопасности труда (п.4.1.3 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
71. Охрана труда в службе ПАСОП организована не в соответствии с ОСТ 54-3-2622.75-2000, Методическими рекомендациями (Распоряжение Минтранса от 25.04.2002 № НА-141-р).
72. Не проведена аттестация рабочих мест в службе ПАСОП (п. 10 прил. А ОСТ 54-3-2622.75-2000 "Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях ГА").
73. Инструкция по охране труда личного состава пожарно-спасательных расчетов требует дополнения по работе с изолирующими аппаратами (Распоряжение Минтранса от 25.04.2002 № НА-141-р).
74. Сроки испытания диэлектрических перчаток истекли (прил. 2 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
75. В здании пожарного депо отсутствуют:
- помещение для переодевания расчетов личного состава ВПО;
- помещение для поста ГДЗС;
- возможность для принятия душа личным составом ВПО после работы на пожаре;
- туалетная комната
(п. 3.1.5, п. 3.2.1 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
76. В здании АСС размещены посторонние организации (п.2.14 НПО ГА).
77. Размеры учебного класса на АСС не позволяют разместить наглядные пособия, для обеспечения полноценной подготовки личного состава ПСР.
78. Отсутствует освещение фасада на АСС.
79. В пожарном депо отсутствуют условия для повторной заправки ПА пенообразователем.
80. В пожарном депо отсутствует мастерская для ремонта пожарного оборудования (п. 3.2.1 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
81. В пожарном депо системы выпуска выхлопных газов имеются не для каждого пожарного автомобиля (п. 3.2.5 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
82. В пожарном депо отсутствуют условия для сушки пожарных рукавов (п. 3.2.1 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
83. Отсутствуют устройства фиксации створок ворот автомобильных боксов аварийно-спасательной станции (п. 3.2.6 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
84. Отсутствует обозначение габаритов мест стоянки пожарных автомобилей в боксах (п. 3.2.9 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
85. Отсутствуют зеркала заднего вида на передней стене боксов стоянки пожарных автомобилей (п. 3.2.9 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
86. Отсутствуют документы по продлению сроков эксплуатации ПА (приказ ФАС России от 21.04.1999 № 102).
87. На ПА отсутствуют групповые электрофонари, углекислотные огнетушители для тушения пожаров силовых установок (приложение 2 к приказу ФАС России от 11.12.1998 № 361, Рекомендации по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах гражданской авиации, Основные требования безопасности труда в ВОХР ГА).
88. Изолирующие аппараты АСВ-2 на пожарных автомобилях хранятся не в специальных ячейках и в горизонтальном положении (п. 4.3.5 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА, п.4.4.1.8 Наставления по ГДЗС (приложение 1 к приказу МВД России от 30.04.96 № 234)).
89. На пожарных автомобилях:
- неисправна система специальной звуковой сигнализации (п.2 ст. 16 Закона РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ, п. 5.5.6 Основных требований безопасности труда в ВОХР ГА).
- неисправно освещение в отсеках;
- неисправны радиостанции, а так же отсутствует переговорная связь между кабинами;
- отсутствуют радиостанции (п. 2.10 НПО ГА - 85);
- на пожарных автомобилях неисправны системы дистанционного запуска двигателей пожарного насоса;
- неисправно светосигнальное оборудование (световая сигнализация, указатели поворотов, задние фароискатели);
- отсутствуют лафетные стволы;
- отсутствует эксплуатационная документация (формуляры, инструкции по эксплуатации, графики технического обслуживания);
- недостаточное количество теплоотражательных (теплозащитных) костюмов (приложение 2 приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361);
- часть теплоотражательных костюмов находится в изношенном состоянии. Размеры не соответствуют росту спасателей;
- неисправна гидравлическая система управления лафетом, система воздушного запуска двигателя, переговорное устройство (СПУ), углекислотные огнетушители не готовы к применению;
- не на всех ПА имеются рукавные задержки.
89. У водителей пожарных автомобилей АА-60, АА-40(43105) (с расположением двигателя пожарного насоса вне кабины) отсутствуют радиостанции для обеспечения связи с начальниками пожарно-спасательных расчетов при выполнении работы на пожаре.
90. Заправка топливных баков двигателей пожарных автомобилей и двигателей пожарных насосов недостаточна (п.1.4 приказа ФАС России от 11.12.1998 № 361, п.2.5.3 Наставления по технической службе ГПС МВД России (приказ МВД России от 24.01.96 № 34)).