- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям территориальных |
Направляю для информации и использования в работе сообщение, поступившее из компетентных органов, по террористической деятельности "Аль-Кайды".
Приложение: информация.
Заместитель начальника |
|
Террористическая деятельность "Аль-Кайды":
работы над созданием оружия, которое можно проносить на борт
воздушных судов в обход систем безопасности аэропортов
1. Среди боевиков "Аль-Кайды" бытует мнение о том, что ужесточение режимов безопасности в аэропортах Западной Европы, отмечающееся после терактов 11 сентября 2001 г., сделало практически невозможной задачу проносить на борт коммерческих воздушных судов огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в их традиционном виде. Как следствие, активисты подпольных ячеек "Аль-Кайды" продолжают попытки создания оружия, которое можно легко закамуфлировать под внешне безобидные предметы и незаметно пронести через детекторные устройства систем безопасности аэропортов.
2. Судя по ряду признаков, разработчики оперативных планов "Аль-Кайды" полагают, что лучшим средством маскировки оружия для воздушных террористов являются различные бытовые электроприборы. По мнению экспертов "Аль-Кайды" сравнительно крупные габариты видеокамер, ноутбуков, портативных стерео магнитол и электронных органайзеров, ежедневно эксплуатируемых пассажирами на многих авиарейсах, могут ввести в заблуждение сотрудников служб безопасности аэропортов. Таким образом технические специалисты "Аль-Кайды" изыскивают возможности по модификации электроприборов с таким расчетом, чтобы поместить в них отдельные компоненты оружия, а также, чтобы эти приборы можно было бы легко превращать в оружие посредством определенных технических операций. Также есть основания полагать, что боевики "Аль-Кайды" работают над проблемой изготовления и камуфляжа самодельных взрывных устройств (СВУ) замедленного действия, вмонтированных в корпус видеокамер, ноутбуков, портативных стереомагнитол или электронных органайзеров; при этом, все вышеперечисленные электроприборы должны сохранять свою функциональную пригодность.
Эксперименты по переделке видеокамеры
в стреляющее устройство шокового действия
3. В результате ареста членов "Аль-Кайды" в начале 2003 г. удалось сорвать работу по переделке видеокамеры в "шоковое ружье", предназначенное для выведения из строя авиапассажиров, оказывающих сопротивление террористам при захвате воздушного судна. В частности, была предпринята попытка приспособить электрический зарядный элемент фотовспышки для активации "шокового ружья". По нашим оценкам, такого рода оружие предполагалось применять в качестве вспомогательного средства на начальной стадии захвата воздушного судна, поскольку, с технической точки зрения очевидно, что малая мощность заряда позволила бы применить "ружье" не более одного раза.
Использование видеокамеры в качестве камуфляжа для СВУ
4. Анализ предметов, обнаруженных в результате обыска в помещении, использовавшемся членами "Аль-Кайды", показывает, что террористы изучали возможность размещения СВУ внутри кожуха видеокамеры с целью подрыва воздушных судов, находящихся на большой высоте. В основу данной разработки заложена попытка закамуфлировать компоненты СВУ, и в частности, его электрическую цепь, под детали видеокамеры, чтобы, таким образом, избежать обнаружения при прохождении детекторного контроля. Помимо этого, террористы пытались разместить в корпусе камеры детонатор и заряд взрывчатого вещества. Можно предположить, что, если компоненты СВУ замедленного действия внутри камеры, работающей по принципу SLR, такая камера должна, при этом, быть полностью функциональной, чтобы обеспечивать импульс, необходимый для инициации СВУ. Хотя подобное техническое решение вполне возможно, задача по скрытному размещению СВУ внутри видеокамеры представляется нам достаточно сложной (но отнюдь не неосуществимой).
Использование мягких игрушек
5. Боевики "Аль-Кайды" традиционно предпринимали попытки использования мягких игрушек в качестве средств маскировки при транспортировке оружия и снаряжения через границу или через контрольно-пропускные пункты охраняемых объектов. Методы использования игрушек и других безобидных предметов в качестве средств камуфляжа оружия и электронных устройств изучались боевиками в афганских лагерях.
6. В период, предшествовавший повсеместному ужесточению мер безопасности, мягкие игрушки в качестве укрытия для различных предметов использовались контрабандистами. Известны случаи, когда мягкая игрушка с электрическим устройством внутри помещалась в сумку в числе безобидных электронных приборов, которые призваны были обеспечить ей фоновое прикрытие. Также известно, что некоторые члены "Аль-Кайды" проявляли интерес к использованию мягких игрушек с целью контрабандного провоза взрывчатых веществ и оружия на борту воздушного судна. Хотя данный метод до сих пор не утратил своей применимости, мы полагаем, что сегодня боевики скорее будут стремиться прибегать к подобным ухищрениям в аэропортах с недостаточно жесткими режимами контроля.
7. Известно, что террористы "Аль-Кайды" проводили эксперименты по созданию СВУ, предназначенных для разрушения воздушного судна, летящего на большой высоте, используя мягкие игрушки в качестве средства маскировки зарядов взрывчатого вещества. Суть таких экспериментов заключалась в том, что из мягких игрушек извлекалась набивная начинка, и вместо нее помещалось пороховое вещество нитроцеллюлозного типа. Мы склонны считать, что для превращения кукол (игрушек), начиненных пропитанной ватой, в СВУ, представляющее реальную угрозу для летящего самолета, достаточно снабдить их подходящим инициирующим механизмом.
Использование "швейцарских армейских ножей",
канцелярских резаков и прочих предметов
8. Несмотря на то, что службы безопасности многих авиакомпаний и аэропортов ужесточили режимы контроля за проносов таких предметов на борт воздушных судов, мы располагаем информацией о том, что члены "Аль-Кайды" по-прежнему уверены в том, что швейцарские ножи Victorinox и т.п. могут быть без особых проблем пронесены в салон самолета открыто или внутри других предметов. Ножи использовались при захвате самолетов 11 сентября 2001 г., и мы не исключаем, что террористы, как и прежде, во многом полагаются именно на такое оружие, которое не требует существенной технической модернизации и может легко применяться в ограниченном пространстве салона самолета. Мы ожидаем, что террористы будут продолжать испытывать детекторные системы аэропортов "на прочность", пронося разнообразные ножи и другие колюще-режущие предметы в ручной клади до тех пор, пока не убедятся в том, насколько гарантирован успех таких действий.
Использование обуви
9. Обувь продолжает рассматриваться террористами, как предмет одежды, наилучшим образом подходящий для маскировки оружия, проносимого на борт воздушных судов в обход систем контроля. Достаточно вспомнить Ричарда Рида, пытавшегося на борту самолета авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз" привести в действие заряд взрывного вещества, спрятанного в его обуви (21 декабря 2001 г., рейс 63). С помощью СВУ, закамуфлированных в обуви, террористы "Аль-Кайды" могут разрушать защищенные двери пилотских кабин, чтобы таким образом получить доступ к управлению самолетами или осуществлять подрыв самолетов, летящих на большой высоте.
Аналитическая оценка
10. Члены "Аль-Кайды" по-прежнему придают большое значение проведению терактов на объектах авиации, главным образом потому, что такие теракты способны привести к тяжелым психологическим и экономическим последствиям. Террористы признают, что организация и проведение диверсий на коммерческих авиалайнерах в странах Западной Европы связаны с серьезными трудностями и, в то же время, неустанно продолжают поиски и испытания новых средств, с помощью которых можно было бы обходить режимы контроля.
11. Попытки приспособить видеокамеры под средства поражения интересны сами по себе, ибо они свидетельствуют о намерениях боевиков "Аль-Кайды" найти оптимальный способ прохождения процедур детекторного контроля. Однако, маловероятно, что террористы отважатся применить подобные устройства при проведении реальной операции без тщательных предварительных испытаний и тренировки. Судя по всему, террористы вряд ли пойдут на то, чтобы их многомесячные усилия в области планирования крупномасштабных операций, были принесены в жертву ради испытания новых диверсионных средств. Более того, любая попытка диверсии на борту воздушного судна с использованием переделанных в оружие электроприборов неизбежно повлечет за собой усиление внимания служб безопасности к любым аналогичным изделиям; ввиду данного обстоятельства, активисты "Аль-Кайды", отвечающие за оперативное планирование, не дадут разрешения на проведение подобных операций, если не будут стопроцентно уверены в их успешном исходе. Хотя некоторые из боевиков специализируются на ведении рекогносцировки в помещении аэропортов и в самолетах, мы полагаем, что "испытательные" проносы ножей и прочих вышеупомянутых предметов периодически осуществляются другими членами "Аль-Кайды", воздушные перелеты которых не связаны с конкретными операциями.