почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
марта
14
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

10.11.04 № 6.1.14-1636

О типовой программе подготовки
лётного состава к эксплуатации ВС
оборудованных БСПС

Руководителям территориальных
органов воздушного транспорта
Минтранса России

Руководителям авиакомпаний

    
    
    
    
    Во исполнение распоряжения от 13 августа 2004 г. № НА-29-р (ФС) "О катастрофе самолёта Ту-154М RA-85816" направляю типовую программу подготовки лётного состава к лётной эксплуатации бортовой системы предупреждения столкновений (БСПС).
    Прошу довести до подконтрольных авиакомпаний и авиационных учебных центров и взять под контроль составление учебных программ для соответствующих типов ВС и их изучение лётным составом.
    
    
    
    
    

Начальник УНЛД

Е.Н.Лобачёв

    

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта



'"УТВЕРЖДАЮ"
Руководитель ФСНСТ
А.В.Нерадько

04 ноября 2004


ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
подготовки летного состава к летной эксплуатации бортовой
системы предупреждения столкновений (БСПС)

Москва 2004 г.



1. Общие положения

    
    В ходе внедрения БСПС выявились проблемы в эксплуатации, которые были отнесены за счет недостатков в программе подготовки пилотов. Для устранения этих недостатков разработана типовая программа, в основу которой положены рекомендации, изложенные в письме Генерального секретаря ИКАО от 30.09.2002 года № AN 11/19-02/82, добавление "В".
    Целями подготовки по данной программе являются:
    - изучение принципа работы, характеристик и ограничений БСПС;
    - формирование и поддержание у летного состава навыков в правильном считывании информации о воздушной обстановке и выполнении рекомендаций БСПС для предотвращения столкновений ВС в воздухе с одновременным докладом органу, управляющему полетами.
    Программа включает в себя:
    - теоретическую подготовку в области использовании БСПС;
    - практическое обучение выполнению маневров при использовании БСПС;
    - первоначальную оценку навыков использования БСПС при выполнении маневров;
    - периодическую подготовку в области использования БСПС.
    

2. Методические рекомендации

    
    Теоретическая подготовка проводится в аудиторных условиях. По окончании теоретической подготовки выполняется письменная контрольная работа или тестирование с помощью автоматизированной обучающей системы, не требующее принятия действий в реальном времени.
    На теоретической подготовке рассматриваются следующие основные вопросы: работа системы, пороги выдачи рекомендаций, ограничения БСПС, запреты на использование БСПС, использование органов управления, интерпретация отображаемой информации, использование режима только (ТА), координация действий экипажа, требования к представлению докладов.
    Практическое обучение выполнению маневров при использовании БСПС проводится на тренажере, оборудованном индикатором БСПС.
    В случае, когда эксплуатант не имеет возможности использовать тренажер с оборудованием БСПС, практическое обучение должно проводиться в диалоговом режиме с использованием СВТ с индикатором БСПС.
    В процессе практической подготовки формируются навыки в правильном считывании информации о воздушной обстановке и рекомендаций БСПС для предотвращения столкновения воздушного судна в воздухе с одновременным докладом органу, управляющему полетами.
    Первоначальная оценка навыков работы с БСПС проводится на КТС после завершения практического обучения. При отсутствии КТС первоначальная оценка проводится на имеющем диалоговый режим работы учебном стенде СВТ, который реагирует на правильные и неправильные ответы на вопросы.
    В процессе первоначальной оценки определяется наличие и уровень практических навыков в использовании БСПС для выполнения соответствующих маневров.
    Периодическую подготовку, связанную с БСПС, следует объединить или проводить совместно с другими установленными программами периодической тренажерной подготовки для поддержания практических навыков в использовании БСПС.
    

3. Тематический план



Наименование тем

Количество учебных часов

п/п


Всего

Лекций

Практи-
ческие занятия

Экзамен

1

Основные положения документов ИКАО по использованию БСПС в практике гражданской авиации

1

1

-

 

2

Принцип работы, технические характеристики БСПС, состав и взаимодействие со штатным оборудованием

4

4

-

 

3

Органы управления, подготовка системы к полету и выполнение эксплуатационных процедур в полете

2

1

1

 

4

Отображение на индикаторе информации о воздушной обстановке и рекомендаций по расхождению

4

2

2

 

5

Типичные сценарии сообщений о воздушной обстановке (ТА), речевые сообщения по расхождению (RA), действия летного экипажа и порядок доклада органу управления полетами в соответствии с Doc. 4444

4

2

2

 

6

Ограничения и запреты при работе с БСПС

1

1

 

 

 

Итого

18

11

5

2

    
    
    
4. Краткое описание тем

Тема 1. Основные положения документов ИКАО по использованию
БСПС в практике гражданской авиации

    Документы ИКАО. Стандарты, Рекомендуемая практика, правила и эксплуатационные процедуры, относящиеся к БСПС.
    

Тема 2. Принцип работы, технические характеристики БСПС, состав и
взаимодействие со штатным оборудованием

    Принцип работы системы (режим "RBS" (А, С), дискретно-адресный режим "S", время полета до дистанции предельного сближения с самолетом-нарушителем "tсa", расстояние предельного сближения, суммарная скорость взаимного сближения, зона уведомления о воздушном движении и зона рекомендаций по расхождению).
    Наблюдение (опрос воздушных судов, оснащенных приемоответчиками, зависимость дальности наблюдения БСПС от количества наземных запросчиков и/или от воздушных судов в районе полета).
    Предупреждение столкновений (формирование рекомендаций о воздушном движении (ТА) в отношении воздушного судна с приемоответчиком, отвечающего на запросы режима "S" без данных об абсолютной высоте; выдача рекомендаций по расхождению (RA) в вертикальной плоскости, если имеются данные об абсолютной высоте воздушного судна; выдача (RA) в отношении воздушного судна-нарушителя, оборудованного БСПС, координация сигналов с целью выдачи дополнительных (RA); последствия при неприятии действий в ответ на (RA) собственной БСПС и при конфликтных ситуациях "СПС-БСПС").
    Пороги выдачи рекомендаций (ТА) и (RA) (методика, используемая БСПС для выдачи ТА и RA; формирование рекомендаций БСПС по времени до момента предельного сближения (tсa); временные интервалы на выполнение вертикального маневра летным экипажем, изменение порогов выдачи (ТА) и (RA) в зависимости от значения абсолютной высоты и прогнозируемого (tсa).; типы представления визуальных и речевых рекомендаций (RA).
    Установка БСПС на воздушное судно (комплектация системы, особенности размещения, взаимодействие при работе со штатным оборудованием; особенности эксплуатации штатного оборудования, сопряженного с БСПС).
    

Тема 3.
Органы управления, подготовка системы к вылету, выполнение
эксплуатационных процедур в полете

    
    Использование органов управления БСПС и индикатора (органы управления; последовательность действий летного экипажа при проведении проверки функционирования системы; распознавание сбоя при проверке, определение причины и устранение сбоя в работе БСПС; диапазоны дальности отображения, рекомендуемые диапазоны для различных этапов полета; положения селектора режима "вверх/вниз" при наборе высоты и при снижении; зависимость разрешающей способности от выбранного масштаба; выбор индикации об абсолютной или относительной высоте, ограничения в индикации при отсутствии в БСПС барометрической поправки.


Тема 4.
Отображение на индикаторе информации о воздушной
обстановке и рекомендаций по расхождению

    Толкование отображаемой информации (отраженные сигналы на индикаторе от воздушных судов, являющихся причиной выдачи (ТА) или (RA), когда они:
    - не находятся в непосредственной близости;
    - находятся в пределах 6 м. миль 1200 футов;
    - не сообщают данные об абсолютной высоте;
    - получают рекомендации ТА или RA без данных о пеленге;
    - находятся за пределами диапазона дальности;
    Влияние изменения диапазона масштаба дальности на полноту отображения на индикаторе о воздушных судах-нарушителях и консультативной информации о воздушном движении (ТА); получение максимальной разрешающей способности на индикаторе воздушной обстановки типа (TA/VSI) при помощи изменения диапазона масштаба дальности; рекомендации по разрешению угрозы столкновения, отображаемые на индикаторе типа (RA/VSI) с помощью цветных, световых излучателей на шкалах и дугах, речевые сообщения; ограничения при использовании шкалы вертикальной скорости; влияние угла сноса на навигационные данные, отображаемые на индикаторе пеленга от воздушного судна).
    

Тема 5.
Типичные сценарии сообщений о воздушной обстановке (ТА),
речевые сообщения по расхождению (RA) и действия летного экипажа

    
    Использование режима "только ТА" (ситуации, при которых целесообразно использовать режим "только ТА"; звуковые сообщения на высотах ниже 500 футов над уровнем моря).
    Координация действий летного экипажа (необходимые процедуры, выполняемые летным экипажем при получении рекомендаций (ТА) и (RA); варианты речевых сообщений и доклады диспетчеру о действиях; условия при которых рекомендации (RA) могут не выполняться/только выполняться).
    Правила представления докладов летным экипажем (фразеология докладов органу управления полетами в соответствии с (Doc 4444); составление отчета лётным экипажем в случаях выдачи БСПС рекомендаций (RA).
    

Тема 6. Ограничения и запрещения при работе с БСПС

    Ограничения БСПС (работа системы, когда воздушные суда не оборудованы приемоответчиками или не отвечают на запросы БСПС в режиме "S"; при отсутствии поступления входных данных от барометрического высотомера, радиовысотомера или приемоответчика воздушного судна; влияние отдельных бортовых систем на работу БСПС; номинальное значение высоты над уровнем моря, когда воздушные суда не будут отображаться; возможности БСПС по отслеживанию, отображению и выдаче (RA) в отношении воздушных судов, оснащенных приемопередатчиками и находящихся в районах с высокой плотностью движения и непосредственной близости от собственного воздушного судна; точность определения пеленга на воздушное судно и маневрирование в горизонтальной плоскости; отслеживание или отображение воздушных судов-нарушителей, выполняющих маневрирование с большими вертикальными скоростями; приоритет речевых сигналов (сообщений) по отношению к рекомендациям БСПС при выдаче информации о приближении земли и встрече со сдвигом ветра).
    Запреты на использование БСПС (рекомендации (RA) при увеличении снижения на высоте полета ниже 1450 футов над уровнем моря; рекомендации (RA) на высоте ниже 900 футов при снижении или 1100 футов при наборе высоты; рекомендации (RA) ниже 1000 футов; звуковые сигналы (ТА) БСПС на высотах ниже 500 футов; запреты на использование (RA) при выполнении полета на сертифицированном потолке воздушного судна, возможные исключения).
    

5. Рекомендуемая литература

    
    Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации
    Приложение 2 "Правила полетов", п. 3.2.2
    Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов", п. 4.2.2.1, 6.18, 6.19, 9.3, 9.4.4.
    Приложение 10 "Авиационная электросвязь", том IV "Системы обзорной радиолокации предупреждения столкновений", добавление А, п. 3.5.8.10.3.
    Приложение 11 "Обслуживание воздушного движения", глава 2, п. 2.25.
    

Правила аэронавигационного обслуживания

    
    "Организация воздушного движения", глава 15, раздел 15.6.3, 15.6.3.2;
    Том 1," Правила производства полетов" (Doc8168, PANS-OPS), часть VIII "Вторичный обзорный радиолокатор" (ВОРЛ). Правила эксплуатации приемоответчика", глава 3 "Эксплуатация оборудования БСПС";
    Дополнительные региональные правила (Doc 7030/4), AFI, часть 1, глава 14; EUR, часть 1, глава 20; MID/ASIA, часть 1, глава 8; NAT, часть 1, глава 15; и РАС, часть 1, глава 8 "Использование системы предупреждения столкновений (БСПС)".
    

Руководства

    
    Руководство пилоту (методическое пособие) по эксплуатации системы CAS 67A фирмы Honeywell, на русском языке, авторский коллектив ГосНИИ "Аэронавигация" (Ильин В.К., Гриневич А.С, Алпеев СВ.).
    Руководства по летной эксплуатации по типам воздушных судов, в части использования БСПС.
    Руководство по производству полетов эксплуатанта, раздел указаний летному экипажу по использованию БСПС в полете.
    

Прочая литература

    
    Распоряжение Минтранса России от, 15.05.2003г. № НА-124-р "Об использовании бортовой системы предупреждения столкновений, установленной на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации".
    Бортовые системы предотвращения столкновений воздушных судов. Учебное пособие, авторы Липин А.В. и Олянюк П.В., Академия ГА, 1999 год.
    Письмо Генерального секретаря ИКАО от 30.09.2002 года № AN 11/19-02/82 добавление "В"
    CD ACAS II Multi-Media Pilot's Guides for CAS 67A and CAS 81 TCAS II, изд.фирмой Allied Signal, № 690-00001-0000.
    Видеофильм "Руководство пилоту", изд. фирмой Allied Signal на русском языке.


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование