почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
26
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА


14.03.05 № 5.3.2-339 ГА

Руководителям территориальных
управлений государственного
авиационного надзора
Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта


    
    

    Направляю Вам для использования в работе "Обобщенный анализ результатов межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей, расположенных в аэропортах федерального значения".
    Прошу довести данный анализ до авиационных предприятий, расположенных на территории Вашего региона.
    
    
    
    
    

Заместитель начальника Управления
надзора за поддержанием летной
годности гражданских воздушных судов



Ю.И. Евдокимов

    
    
    

ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ
результатов Межлабораторных сличительных испытаний организаций
по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники осуществляющих
спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей, расположенных
в аэропортах федерального значения

    
    
    В соответствии с Указанием Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов Министерства транспорта Российской Федерации от 16.03.2004 г. № 24.10-29 ГА в течение 2004 года проводились межлабораторные сличительные испытания организаций, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей (АД).
    Испытания проводились в рамках "ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ДИАГНОСТИРОВАНИИ СОСТОЯНИЯ АД МЕТОДОМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и в соответствии с:
    - "Программой межлабораторных сличительных испытаний для организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей", утвержденной ДПЛГ ГВС Минтранса России 29.03.2004 (далее - Программа);
    - "Методикой использования Государственных стандартных образцов", утвержденной ДПЛГ ГВС Минтранса России 17.12.2003.
    Основными целями межлабораторных сличительных испытаний являлись:
    оценка технического состояния рентгенофлюоресцентных анализаторов, применяемых при проведении спектрального анализа рабочих масел АД;
    установление единого порядка передачи размеров единиц физических величин от государственных стандартных образцов к анализаторам рентгенофлюоресцентным.
    Согласно Указанию Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов Министерства транспорта Российской Федерации от 16.03.2004 г. № 24.10-29 ГА в испытаниях должны были принять участие 52 организации.
    Фактически в испытаниях приняли участие 27 организаций, в том числе 3 организации, не включенные в Перечень, представивших результаты анализа контрольных образцов (КО) на 36 анализаторах, внесенных в ведомственный реестр. Из 28 организаций, не принявших участие в испытаниях, не участвовали по уважительным причинам - 4, без объяснения причин - 24.
    В испытаниях были задействованы все типы приборов, применяемых в авиапредприятиях гражданской авиации при проведении работ по спектральному анализу рабочих масел АД и в том числе:
    

- "БАРС-3"

25

- "БРА-17-02"

4

- "Спектроскан"

3

- "ПРИЗМА"

3

    
    Программой предусматривалось проведение предварительной калибровки приборов по ГСО № 8465-2003 (Fе), № 8466-2003 (Сu), № 8467-2003 (Ag), № 8484-2003 (МО-1) или № 8486-2003 (МО-3) и анализ контрольных образцов, изготовленных в соответствии с МИ 2706-2001 "ГСИ. Стандартные образцы для поверки анализаторов рентгенофлюоресцентных энергодисперсионных на основе государственных стандартных образцов состава растворов ионов металлов и неметаллов. Методика приготовления и аттестации".
    В соответствии с МИ 2706-2001 контрольные образцы изготовлялись с содержанием элементов Fе, Cu, Ag, Zn, Рb в диапазонах концентраций:
    (0,1 - 6,0) г/т для Fe, Ag,
    (0,1 - 3,0) г/т для Сu, Zn, Рb.
    Контрольные образцы, содержащие Аg, Zn, Рb передавались в организации, использующие приборы, аттестованные на анализ Аg, Zn, Рb - "БРА-17", "Спектроскан", "ПРИЗМА". Аттестованные значения концентраций контрольных образцов фиксировались в реестре контрольных образцов.
    В каждую организацию, участвующую в межлабораторных сличительных испытаниях, представлялось по 5 контрольных образцов. Всего изготовлено и передано в организации 141 контрольный образец.
    Результаты, полученные в лабораториях, документировались протоколами измерений по форме, регламентированной Программой.
    Обработка результатов измерений, полученных в ходе сличительных испытаний, проводилась по методике, определенной ГОСТ Р ИСО 5725-2002, раздел 7.2. "Оценка качества применения метода измерений лабораторией, не проходившей прежде процедуру оценки ее деятельности".
    При обработке для каждого из приборов рассчитывались внутренняя прецизионность и систематическая погрешность измерений. Используемые при расчетах значения стандартных отклонений повторяемости и воспроизводимости определялись методом математического моделирования. При обработке для каждого из приборов рассчитывались внутренняя прецизионность и систематическая погрешность измерений. Используемые при расчетах значения стандартных отклонений повторяемости и воспроизводимости определялись методом математического моделирования результатов измерений по методу Гаусса со стандартной девиацией (), равной 7.5 % и 10 % при объеме выборки 10000 измерений, что соответствует (по ГОСТ Р ИСО 5725-2002) пределам предупреждения (2), равным, соответственно, 15 и 20%. Таким образом, 68.3 % всех смоделированных результатов измерений лежали в пределах ±7.5 (10)% от принятого значения концентрации металла в образце, 95.5% - в интервале ±15(20)% и 99.7% - в интервале ±22.5 (30)%. Для расчета коэффициентов использовались все смоделированные результаты измерений.
    В результате проведенных межлабораторных сличительных испытании установлены:
    А) системные недостатки в метрологическом обслуживании анализаторов рентгенофлюоресцентных:
         - Программно-методическое обеспечение ряда приборов в первую очередь "БАРС-3" является устаревшим, в связи с чем, организации испытывали затруднения в их калибровке на ГСО.
         - Устройство пробоподачи образцов на приборах "БРА-17-02" и "Спектроскан" не соответствуют требованиям, принятым в гражданской авиации. У приборов БРА-17-02 устройство пробоподачи обеспечивает возможность размещения и подачи на измерение образцов диаметром 30 мм вместо 35 мм. У прибора "Спектроскан" не предусмотрена возможность подачи образцов, закрепленных на кольце-держателе.
         - Система коллимации рентгеновского излучения у приборов различных производителей не унифицирована, а у отдельных приборов явно нарушена, т.к. имелись случаи засветки материала кольца-держателя и материала камеры измерения. Так, например, по данным разработчика приборов "Барс-3" (ОЭЗ "Красный октябрь"), ряд приборов этого типа имеет конусообразные коллиматоры с диаметром 10-12 мм, и, в соответствии с выпуском № 5345, "Применение анализатора БАРС-3 для технической диагностики авиационной техники" завода-изготовителя, в данных приборах необходимо применение коллиматоров другой конструкции. Этот фактор мог внести дополнительную погрешность в полученные результаты измерений.
         - Важнейшие в диагностике показатели - нижний порог определения металлов и диапазон определяемых концентраций заявлены Пользователями в широчайшем диапазоне по однотипным приборам. Так, например, на приборы БАРС-3 по элементу Fе нижний порог определения заявлен от 0-0,05 до 2,0 г/т. Верхний порог определения концентрации Сu заявлен Пользователями от 5,0 до 10,0 г/т.
    Б) метрологические результаты испытаний.
         - Контрольные образцы содержали Fе, Cu, Ag, Zn, Рb Основной контроль проводился по Fе и Сu.
         - Перечень определяемых элементов соответствует области аккредитации организаций по техническому обслуживанию авиационной технику, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиадвигателей.
         - Диапазон контролируемых концентраций у большинства организаций подтвержден только по верхнему пределу. Нижний порог определения в связи с различными заявленными значениями не определялся, но ориентировочно составляет для отдельных приборов БАРС-3 0,5 г/т, а для большинства приборов БАРС-3 - не менее 2,0 г/т.
         - Приборы ПРИЗМА, Спектроскан в основном подтвердили заявленные нижние пороги определения и диапазон определяемых концентраций металлов. Для приборов БРА-17-02 нижний порог определения не оценивался.
    В) следующие результаты обработки полученных протоколов измерения контрольных образцов:
         - Для дисперсий повторяемости и воспроизводимости, полученных при стандартных девиациях 7,5- и 10 %, практически все приборы во всех диапазонах концентраций для элементов Fе, Сu, Аg (для приборов, определяющих элемент Аg) соответствуют требованиям прецизионности результатов измерений. Вместе с тем, данные результаты являются малопоказательными, поскольку прибор, обладающий хорошей прецизионностью, может иметь значительную систематическую погрешность результатов измерений.
         - Результаты оценки правильности (приемлемости систематической погрешности) результатов измерений при значениях дисперсий повторяемости и воспроизводимости при 7,5- и 10% стандартной девиации показали следующее:
    
    Для 10% девиации (предел предупреждения ±20%):
    
    по Fе большинство приборов соответствует требованиям правильности в диапазоне концентраций от 1,5 до 2,5 и от 2,5 до 6,5 г/т. В диапазоне концентраций железа от 0,1 до 1,5 г/т примерно половина протестированных приборов БАРС-3 имеет неудовлетворительную систематическую погрешность.
    По Сu те же показатели подтверждены примерно для половины всего парка приборов для концентраций в диапазоне от 1,5 до 2,5 г/т, в других диапазонах (0,1-1,0 г/т и 1,0-1,5 г/т) требованиям правильности соответствуют только приборы типа БРА-17-02, ПРИЗМА и Спектроскан (различных модификаций) и единственный прибор БАРС-3 № 994, принадлежащий Авиакомпании "АЛРОСА" (Мирнинское авиапредприятие) в диапазоне 1,0-1,5 г/т.
    По Аg требованиям правильности соответствуют все приборы ПРИЗМА и Спектроскан, а также один прибор БРА-17-02 (ИАС ФГУП "Дальавиа"). На остальных приборах БРА-17-02 серебро не определяется.
    Перечень определяемых металлов, определенных отраслевыми документами, подтвержден по приборам ПРИЗМА, СПЕКТРОСКАН, БРА-17-02 (кроме Аg).
    
    Для 7.5 % девиации (предел предупреждения ±15%):
    
    Практически все приборы типа ПРИЗМА и Спектроскан соответствуют требованиям правильности для всех концентраций Fе и Сu в образцах. Приборы БРА-17-02, в основном, соответствуют требованиям правильности только в диапазонах концентраций Fе и Сu свыше 1,0 г/т. Приборы БАРС-3, в основном, соответствуют требованиям правильности только в диапазоне концентраций Fе и Сu свыше 2,5 г/т. (по Fе в диапазоне концентраций от 1,5 до 2,5г/т - требованиям соответствуют менее трети всех приборов).
    Таким образом, при принятом для данных сличительных испытаний в качестве базового критерия оценки точности (правильности и прецизионности) 10% значения стандартного отклонения (девиации) при учете результатов измерений на КО, содержащих Fе и Сu, следует:
    А) Требованиям точности по критерию правильности (приемлемости значения систематической погрешности) соответствуют следующие приборы, результаты измерений которых не выходят за пределы предупреждения:

1. БАРС-3 № 1563

ФГУП "КОМИАВИАТРАНС"

2. БАРС-3 № 1717

ОАО "Авиационные линии Кубани"

3. БАРС-3 № 1875

ОАО "Владивосток-Авиа"

4. БАРС-3 № 672

ОАО а/к "Уральские авиалинии"

5. БАРС-3 № 737

ОАО "КОМИИНТЕРАВИА"

6. БАРС-3 № 739

ФГУП "Архангельские воздушные авиалинии"

7. БАРС-3 № 833

ОАО "ВАРЗ-400"

8. БАРС-3 № 994

АК "АЛРОСА" Мирнинское авиапредприятие"

9. БРА-17-02 № 1

ИАС ФГУП "Дальавиа"

10. БРА-17-02 № 15

АК "АЛРОСА" "Мирнинское авиапредприятие"

11. БРА-17-02 № 3

ФГУП "Оренбургские авиалинии"

12. БРА-17-02 № 8

Авиакомпания "Башкирские авиалинии"

13. ПРИЗМА № 001/2002

ГТК "Россия"

14. ПРИЗМА № 002/2002

ОАО "Нефтеюганский ОАО"

15. ПРИЗМА № 005/2004

ОАО "ВАРЗ-400"

16. ПРИЗМА № 006/1999

ОАО "Авиакомпания Сибирь"

17. Спектроскан № 447

ОАО а/к "Уральские авиалинии"

18. Спектроскан VL № 432

АТБ ФГУАП "Пулково"

19. Спектроскан МАКС GV № 4066

Воронежское АСО


    Данные анализаторы считаются прошедшими сличительные испытания с положительными результатами.
    Б) Не соответствуют требованиям точности по критерию правильности (приемлемости значения систематической погрешности) следующие приборы:

1. БАРС-3 № 1244

ФГУП "Оренбургские авиалинии"

2. БАРС-3 № 1439

ФГУП "Пермские авиалинии"

3. БАРС-3 № 1455

ОАО "Авиакомпания Татарстан"

4. БАРС-3 № 1595

ЗАО "АТБ Благовещенск"

5. БАРС-3 № 1598

ЗАО "АТБ Байкал-Аэрогруз"

6. БАРС-3 № 1599

ОАО "Авиакомпания ОмскАвиа"

7. БАРС-3 № 1657

Авиакомпания ЯМАЛ

8. БАРС-3 № 1758

ОАО "Аэрофлот-Дон"

9. БАРС-3 № 1769

Авиакомпания ЯМАЛ

10. БАРС-3 № 1879

ОАО "Владивосток-Авиа"

11. БАРС-3 № 1955

ОАО "Иркутский авиаремонтный завод № 403"

12. БАРС-3 № 432

АТБ ФГУАП "Пулково"

13. БАРС-3 № 624

ОАО "АК Якутия"

14. БАРС-3 № 863

ОАО "Авиакомпания Самара"

15. БАРС-3 № 941

ФГУП "Архангельские воздушные авиалинии"

16. БАРС-3 № 995

АТБ ФГУАП "Пулково"

17. БАРС-3 № 996

АТБ ФГУАП "Пулково"

    
    Данные анализаторы, результаты измерений которых лежат вне пределов предупреждения, считаются прошедшими сличительные испытания с неудовлетворительными результатами.
    В) Сводные гистограммы, отражающие приведенные к единому диапазону оценки правильности измерений всего парка эксплуатируемых приборов рентгенофлуоресцентного анализа при значениях дисперсий повторяемости воспроизводимости, полученных при расчете со стандартной 7.5 и 10% девиацией для всех элементов и концентраций представлены в приложении к материалам анализа. Из гистограмм видно, что приборы типа Спектроскан и ПРИЗМА безусловно соответствуют требованиям правильности, приборы БРА-17-02 - частично, а приборы БАРС-3 имеют крайне неоднородные показатели правильности и могут обеспечить достоверность получаемой с их помощью информации только отдельные экземпляры приборов, это:

1. БАРС-3 № 1563

ФГУП "КОМИАВИАТРАНС"

2. БАРС-3 № 1717

ОАО "Авиационные линии Кубани"

3. БАРС-3 № 1875

ОАО "Владивосток-Авиа"

4. БАРС-3 № 672

ОАО а/к "Уральские авиалинии"

5. БАРС-3 № 737

ОАО "КОМИИНТЕРАВИА"

6. БАРС-3 № 739

ФГУП "Архангельские воздушные авиалинии"

7. БАРС-3 № 833

ОАО "ВАРЗ-400"

8. БАРС-3 № 994

АК "АЛРОСА" Мирнинское авиапредприятие

    
    В полном объеме определение содержаний элементов в образцах в соответствии с Перечнем определяемых элементов, в т.ч. концентраций цинка и свинца, подтверждено только для приборов типа ПРИЗМА.
    

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖЛАБОРАТОРНЫХ
СЛИЧИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

    
    Проведенные межлабораторные сличительные испытания являются значительным шагом в обеспечении единства измерений в области спектрального анализа масла авиационных двигателей гражданских воздушных судов. Они показали положительные и негативные стороны современного состояния трибодиагностики в гражданской авиации.
    
    К положительным сторонам относится следующее:
    
    - Рентгеноспектральные приборы, используемые в трибодиагностике гражданской авиации (особенно современные модели), способны обеспечить высокую точность измерений металлов в маслах в широком диапазоне концентраций металлов. Использование при калибровке приборов ГСО № 8465-20038486-2003 позволяет обеспечивать единство измерений при использовании в диагностике различных типов приборов.
    - Сличительные испытания, проведенные в условиях единства калибровок, позволили объективно оценить технические параметры различных типов приборов, достигаемые в рабочих условиях, единовременно комплексно оценить их техническое состояние и уровень обслуживания.
    
    К негативным сторонам можно отнести то, что фактически метрологическое состояние диагностической техники является неблагополучным. По результатам испытаний только половина испытуемых приборов отвечает метрологическим требованиям, причем данные приборы эксплуатируются в организациях, прошедших межлабораторные сличительные испытания, т.е. наиболее ответственных и дисциплинированных. Очевидно, что ситуация в отрасли в целом еще хуже. Практически по целым регионам (Южному, Уральскому, Сибирскому, Калининградскому Федеральным округам) метрологическое состояние выполняемой трибодиагностики практически неизвестно или не отвечает требованиям точности.
    В связи с вышеизложенным, необходимо для повышения достоверности результатов трибодиагностики авиационных двигателей провести работы по следующим направлениям:
    - провести анализ причин, по которым результаты межлабораторных сличительных испытаний в целом нельзя признать удовлетворительными, среди которых могут быть:
         а) двукратные (вместо 10-кратных - как это предлагалось формой 2-0 Программы от 27.04.04 № 24.3.5-ГА) измерения контрольных образцов;
         б) применение неаттестованного в соответствии с МИ 2174-91 "ГСИ. Аттестация алгоритмов и программ обработки данных при измерениях. Основные положения" программного обеспечения, реализуемого ВЦ "Аэросервис",
    - организациям, прошедшим сличительные испытания с неудовлетворительными результатами, провести внеочередную аттестацию рентгенофлюоресцентных анализаторов с использованием контрольных образцов, при необходимости, проведя необходимые ремонтно-наладочных работы по восстановлению точностных характеристик анализаторов. О проведенных мероприятиях доложить Управлению надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов до 01.09.2005г.;
    - организациям, не принявшим участие в сличительных испытаниях (перечень прилагается), провести их в обязательном порядке до 01.11.2005 г.;
    - учитывая, что наиболее распространенные в этой отрасли и, как показали испытания, наиболее проблемные анализаторы "БАРС-3" не имеют в настоящее время технического сопровождения, рассмотреть вопрос о создании отраслевого центра по обслуживанию, ремонту и модернизации приборов "БАРС-3" с привлечением специалистов ОЭЗ "Красный Октябрь";
    - используя научный потенциал отрасли создать подразделение по контролю за деятельностью в области спектрального анализа масла, возложив на данное подразделение методические и технические вопросы реализации "Отраслевой системы обеспечения единства измерений при диагностировании состояния АД методом спектрального анализа в ГА";
    - в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 5725-2002 предлагается:
    с 01.09.2005 калибровку рентгеноспектральных анализаторов осуществлять только при наличии результатов внутреннего и внешнего контроля;
    внутренний контроль осуществлять с использованием государственных стандартов образцов не реже четырех циклов в год;
    внешний контроль осуществлять не реже 1 раза в год, назначив сроком очередного цикла сличительных испытаний 4 квартал 2005 года.

Заместитель начальника Управления
надзора за поддержанием летной
годности гражданских воздушных судов



Ю.И. Евдокимов

Консультант отдела Управления надзора
за поддержанием летной годности
гражданских воздушных судов, главный
метролог гражданской авиации




Ж.Н. Хохлова

    
    
    

Оценка правильности измерений приборов
рентгенофлуоресценого анализа. Элемент - Fe.

    

Оценка правильности измерений приборов
рентгенофлуоресценого анализа. Элемент - Cu.

    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование