- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Министерство транспорта |
РУКОВОДИТЕЛЯМ |
12 августа 2005 года в 21:43 МСК (17:43 UTC) при выполнении рейса Д9 617 по маршруту ШРМ (Москва) - Мурманск при послеполетном осмотре обнаружена вмятина ленты зализа правого полукрыла самолета ТУ-154 RА-85409 ОАО «Аэрофлот-Дон».
Фактическая погода а/п Мурманск 12.08.2005г:
17:00: - 15001 м/с вид 11 км РЗБ 1000 м ЗНЧ т-ра +17,5°, т-ра точки росы +13,2°, влажность 76 %, давление 745 мм, коэфф. сц 0,7 БИЗМ;
18:00: - 10001 м/с вид 11 км РЗБ 1000 м ЗНЧ т-ра +16,6°, т-ра точки росы +12,4°, влажность 76 %, давление 745 мм, коэфф. сц 0,7 БИЗМ. Время UTC.
Выполнен осмотр планера самолета, СУ № 2,3, изучена техническая документация, регламенты технического обслуживания самолета ТУ-154Б, записи в бортжурнале, карта-наряд на ТО. Осмотрена сливная панель переднего санузла, зафиксированы следы химжидкости в сливном устройстве, на планере и зализе правого полукрыла самолета.
По опыту эксплуатации известно, что течи из сливного патрубка переднего санузла наблюдались и ранее. Сливной клапан часто не обеспечивает герметичность и химжидкость скапливается на заглушке сливного клапана. В зимнее время жидкость замерзает и перед сливом приходилось подогревать сливную панель или пробивать лед отверткой.
Если заглушка не обеспечивала герметичность, то жидкость вытекала из горловины, намерзала на планере и, при входе в теплые слои атмосферы, куски льда срывались и попадали в переднюю кромку крыла.
В 80-х годах в а/п Внуково проводился специальный семинар по эксплуатации санузлов самолета ТУ-154.
12.08.2005г. на самолете ТУ-154Б RА-85409, согласно карте-наряду № 861/2, было проведено оперативное обслуживание ИТП АТЦ ОАО «Аэрофлот-РАЛ» в а/п Шереметьево, в процессе которого выполнялась заправка сливных баков ВС химжидкостью «Honey bee deodorant pak 44» (п.01.144.0.007 регламента РО-02-Б ч.1). Выполнение данных работ подтверждено росписью исполнителя и контролера - раздел «Система водоснабжения и удаления отбросов».
После выполнения работ по заправке химжидкости ИТП должен убедиться в герметичности сливного клапана при снятой крышке и только после этого установить крышку на патрубок сливного клапана (п. 7д. технологической карты № 48 выпуск № 1) и убедиться в плотности ее прилегания, что не было обеспечено. Крышка была установлена с перекосом, скоба крышки не заведена за выступ патрубка, что не обеспечивало герметичность.
Резиновые уплотнения клапана и крышки не дали течи химжидкости на стоянке и при закрытом лючке сливной панели это не было обнаружено экипажем при осмотре ВС перед вылетом.
После взлета с а/п Шереметьево и с набором высоты течь усилилась вследствие роста перепада давления внутри и за бортом ВС. Жидкость просочилась из лючка сливной панели, растеклась по фюзеляжу, а при переходе температуры через «0» в сторону отрицательных значений, замерзла, образуя ледяной нарост.
При снижении для посадки в а/п Мурманск, ВС вошло в теплые слои атмосферы, ледяной нарост оторвался и ударил в зализ правого полукрыла. В результате удара образовалась вмятина размером 500х250 мм с разрывом материала обшивки, обрывом 7 заклепок стыковочного уголка диафрагмы обшивки зализа.
Удар по правому полукрылу был услышан бортпроводниками при заходе на посадку на высоте примерно 150 м.
Посадка в а/п Мурманск в 21.43 МСК произведена благополучно.
Повреждение конструкции ВС было обнаружено при послеполетном обслуживании в а/п Мурманск.
Причиной авиационного инцидента с самолетом ТУ-154 RА 85409 явилось повреждение ленты зализа правого полукрыла размером 500Х250 с обрывом 7 заклепок, произошедшее в результате столкновение с куском льда, образовавшегося из химжидкости, вытекающей из сливного патрубка переднего санузла. Течь жидкости произошла из-за негерметичности сливного клапана и неправильной установки заглушки клапана при ОТО в а/п Шереметьево.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Материалы расследования авиационного события изучить с летным и инженерно-техническим составом, эксплуатирующем самолеты Ту-154.
2. «Инструкцию по взаимодействию и технологию работы членов экипажа самолёта Ту-154» в разделе: «После посадки пассажиров и загрузки ВС» дополнить пунктом: «При выполнении заключительного осмотра бортинженеру обращать внимание на правильность закрытия клапанов панелей слива».
Начальник отдела ИБП, ОрВД |
В.Б. Антипин |