почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
20
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

от 15.11.2005г. № 8.15-1561

Заключение
об аварии вертолета Ми-2
RА-23200 ГУАП "Зональное"

Руководителям
территориальных управлений
государственного авиационного
надзора Ространснадзора

Руководителям
авиапредприятий



    
    
   18 октября 2004 года на острове Сахалин, днем, в простых метеоусловиях, при выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, произошла авария вертолета Ми-2 RА-23200 ГУАП "Зональное", подконтрольного Дальневосточному управлению государственного авиационного надзора Ространснадзора.
    Командир воздушного судна Соболев И.В. выполнял аэровизуальный полет по заявке Тымовского отделения инспекции рыбоохраны Сахалинрыбвода по маршруту: Зональное - Тымовское - р. Пурш-Пурш - р. Вентери - р. Пурш-Пурш - Тымовское - Зональное.
    В соответствии с заданием 5 рыбинспекторов с площадки Тымовское были доставлены в устье р. Пурш-Пурш. Выполнив посадку на площадку, подобранную с воздуха, и высадив, без выключения двигателей, рыбинспекторов, КВС, по указанию "заказчика", выполнил полет по маршруту: устье р. Пурш-Пурш - р. Венгери - устье р. Пурш-Пурш с целью осмотра устья р. Венгери. Полет продолжительностью 15 минут выполнялся на высоте 100 м над рельефом местности без пассажиров и груза на борту.
    Выполнив полет по маршруту и пролет над площадкой в устье р. Пурш-Пурш с целью уточнения условий в зоне посадки, КВС приступил к выполнению маневра для захода на посадку с МК пос. 20 в район, где ранее была совершена посадка с высадкой пассажиров.
    Место посадки располагалось приблизительно в 50 м от побережья Охотского моря к северо-востоку от устья р. Пурш-Пурш и представляло собой площадку с плотным песчано-галечным покрытием, имеющую превышение относительно уровня моря 1,5 метра. Подходы к посадочной площадке были открытые. Состояние площадки было проверено комиссией ГУАП "Зональное" и признано пригодным для выполнения полетов на вертолетах Ми-2 в ОЗП 2004 - 2005 годов.
    Метеоусловия на момент посадки были: направление ветра 20°, скорость 1-2 м/сек, видимость более 10 км.
    Полетная масса вертолета при этом составляла 2920 кг, что соответствовало условиям посадки.
    После выполнения 4 разворота и выхода на посадочный курс на высоте примерно 100 м и поступательной скорости около 100 км/час, по объяснительной КВС, "при сбросе шага несущего винта произошло помпажирование левого двигателя".
    Согласно требований пункта 7.3.1. Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-2, "При возникновении помпажа двигателя в полете необходимо провести аварийный останов двигателя", так как резко увеличивается температура газов перед турбиной, и падают обороты турбокомпрессора.
    КВС выключение двигателя не производил, так как, по его объяснениям, показания приборов были в норме, и продолжил снижение по глиссаде. Примерно на высоте 15 м и поступательной скорости 20-30 км/час, по его заявлению, он услышал хлопок в районе силовой установки. При этом увеличилась вертикальная скорость снижения ВС и произошло падение оборотов несущего винта примерно до 80%.
    Попытка КВС путем увеличения шага несущего винта уменьшить вертикальную скорость снижения и сохранить глиссаду снижения результатов не дала. Во избежание приземления вертолета до намеченной точки посадки КВС увеличил общий шаг несущего винта, но вертолет продолжил интенсивное снижение, создавая угрозу приземления в пойму ключа "Безымянный".
    Во избежание грубого приземления КВС энергично увеличил шаг несущего винта до упора. Продолжая снижаться, вертолет приземлился в пойму ключа "Безымянный" и опрокинулся на правый борт.
    При ударах лопастей несущего и рулевого винтов о воду произошло их разрушение, а в районе левого двигателя возник пожар.
    КВС, закрыв пожарные краны и выключив аккумуляторы, покинул вертолет через левый блистер. Возникший пожар ликвидировать не удалось, вследствие чего был уничтожен левый борт фюзеляжа и большая часть агрегатов и элементов конструкции вертолета, находящихся в надводном состоянии, в том числе и барограф АД-2.
    КВС Ми-2 Соболев И.В. был профессионально подготовлен к выполнению данного вида полетов. Имел свидетельство пилота 1 класса, общий налет 11748 часов, из них 9748 часов на вертолете Ми-2. Допуск к аэровизуальным полетам был получен в 1987 году. Посадку на посадочную площадку в устье р. Пурш-Пурш выполнял 15 раз, в том числе и за 20 минут до аварийной посадки. Налет за последний месяц составлял 18.00 час, за последние 3 суток - 07.55 и в день аварии - 02.15.
    Вертолет Ми-2 RA-23200 ГУАП имел сертификат летной годности и достаточные остатки межремонтного ресурса и календарного срока службы двигателей. Системы и оборудование вертолета, за исключением работы двигателей при заходе на посадку, функционировали нормально.
    В результате исследования обоих двигателей, проведенного в Государственном Центре "Безопасность полетов на воздушном транспорте", был сделан вывод о том, что при столкновении вертолета с препятствием левый двигатель передавал на вал несущего винта меньшую мощность.
    По информации разработчика двигателя ГТД-350 ФГУП "Завод имени В.Я. Климова", случаи потери мощности двигателя в эксплуатации отмечались и могли быть вызваны негерметичностью в системе синхронизации агрегатов СО-40, либо частичным загрязнением дросселирующего отверстия в узле винта максимального расхода топлива, топливного фильтра рабочей форсунки или входного жиклера автомата запуска.
    По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия, авария вертолета Ми-2 RA-23200 ГУАП "Зональное" произошла по причине частичной потери мощности левого двигателя при выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха и дефицита времени для выполнения маневра, обусловленного малыми высотой и скоростью полета, вследствие чего вертолет приземлился до посадочной площадки в русло протоки, опрокинулся на правый борт и частично сгорел.
    Наиболее вероятной причиной потери мощности левого двигателя явился отказ агрегатов его топливной автоматики. Истинный характер отказа не установлен в связи с тем, что все агрегаты топливной автоматики двигателя получили значительные вторичные повреждения при пожаре и их длительном хранении с водой во внутренних полостях.
    В ходе расследования АП комиссией были выявлены недостатки в организации полетов:
    1. Членами летных экипажей при приемке вертолета от инженерно-технического персонала не выполняются требования положений Инструкции о порядке замера остатка топлива на воздушном судне после посадки и контроля количества заправленного топлива, введенной в действие указанием Министерства гражданской авиации СССР от 07.03.1980 № 122/У, в связи с чем записи в картах-нарядах по данной процедуре отсутствовали.
    2. Инженерно-технический персонал при устранении замечаний экипажа не указывал метод устранения и не записывал номер карты-наряда в бортовом журнале.
    3. Членами летных экипажей, в нарушение пункта 0.00.12. (Примечание) Регламента технического обслуживания вертолета Ми-2, не выполнялось оперативное техническое обслуживание по формам А, Б, Д после посадки вертолета вне базового аэропорта.
    4. Метеоконсультация экипажа вертолета Ми-2 R.А-23200 сменным инженером - синоптиком проводилась без записи на магнитофон, в нарушение требований п. 8.1.5. Инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме Зональное.
    
    Предлагаю:
    
    1. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора Ространснадзора:
    1.1. Настоящее заключение довести до руководителей подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.     
    2. Руководителю Дальневосточного управления государственного авиационного надзора Ространснадзора проконтролировать устранение недостатков, выявленных в ходе расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RА-23200.
    3. Руководителям авиапредприятий:
    3.1. Настоящее заключение изучить с руководящим, командно-летным, инспекторским составом, членами экипажей и инженерно-техническим персоналом авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.
    3.2. С членами летных экипажей, выполняющих полеты на вертолетах Ми-2, провести занятия по действиям экипажа:
    - при частичном и полном отказе одного из двигателей в полете, обратив особое внимание на технику посадки и выбор площадки при вынужденной посадке;
    - при возникновении помпажа двигателя в полете.
         
    
    

Начальник Управления
инспекции по безопасности полетов


В.А.Рудаков


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование