почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

СОГЛАСОВАНО
Секретарь ЦК профсоюза
авиаработников
В.И. Катков
23 июля 1985

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
гражданской авиации
Б.Е. Панюков
23 июля 1985

№ 25/и




ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ В КОМИССИЯХ ПО
РАССЛЕДОВАНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ


Москва, 1985г.

    
    
    Типовая инструкция по охране труда для работающих в комиссиях по расследованию авиационных происшествий составлена начальником лаборатории "Гигиены труда" 511 отдела канд. мед. наук Сгибневым А.К. и начальником сектора 113 отдела ГосНИИ ГА т. Костиковым В.Л.
    
    

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    
    1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с Наставлением по производству полетов гражданской авиации (НПП ГА), Наставлением по авиационной поисково-спасательной службе СССР (НАПСС СССР), Положением о классификации и расследовании авиационных происшествий в ГА СССР, Руководством по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов ГА, Руководством по медицинскому обеспечению полетов ГА СССР, Методическими рекомендациями по расследованию авиационных происшествий и другими директивными документами. Она содержит основные требования по охране труда специалистов, участвующих в расследовании авиационных происшествий, и направлена на обеспечение безопасности и сохранение здоровья при проведении работ на месте авиационного происшествия.
    Типовая инструкция является основой для составления инструкции по охране труда в Управлениях гражданской авиации (ОСТ 54.70001-84) с учетом эксплуатирующейся техники и особенностей климатогеографических условий зоны ответственности и предназначена для лиц, участвующих в расследовании авиационных происшествий.
    1.2. К работе на месте авиационного происшествия могут быть допущены практически здоровые лица, прошедшие очередную (1 раз в год) диспансеризацию и профилактическую вакцинацию от клещевого энцефалита и других опасных инфекций (по эпидемическим показаниям), Ответственность за выделение подготовленных специалистов (имеющих допуск по состоянию здоровья и профилактически вакцинированных) лиц участия в расследовании авиационных происшествий возлагается на руководителей Управлений, предприятий и организаций.
    По прибытии комиссии в авиапредприятие на расследование авиационного происшествия, председатели подкомиссий по направлениям работ с привлечением работников по охране труда, аварийно-спасательной и медицинских служб управления, на территории которого произошло авиационное происшествие, проводят текущий инструктаж по охране труда со всеми специалистами, которым предстоит работа на месте АП. В нем должны быть отражены общие вопросы, связанные с предстоящей работой, и частные, зависящие от конкретных условий и обстоятельств происшествия. Сведения о проведении инструктажа регистрируются на специальном бланке (см. Приложение), соответствующем требованиям ГОСТ 12.0.004-79. Лица, не прошедшие инструктаж, к работе на месте АП не допускаются. Контроль за прохождением инструктажа, проверкой допусков и учет возлагается на начальника штаба комиссии.
    1.3. Работы, производимые на месте АП, относятся к категории работ в особых условиях, приравниваемых к условиям работ при ликвидации последствий стихийных бедствий.
    На месте АП работающие могут иметь контакт с опасными и вредными (факторами, связанными с особенностями АП и внешними условиями (ландшафтно-географическими, климато-метеорологическими). К опасным и вредным факторам, связанным с расследованием авиационных происшествий относятся:
    - повышенная травмоопасность, обусловленная характером разрушения, зависящая от расположения на местности воздушного судна или его обломков: острые кромки металла, заусенцы, скользкие поверхности и пр.;
    - повышенная или пониженная температура воздуха, поверхностей воздушного судна или его обломков;
    - воспламенение разлитого топлива;
    - повышенный уровень радиации при повреждении двигателя (разрядник агрегата зажигания), радиоизотопного сигнализатора обледенения;
    - СВЧ - излучение при работающей бортовой радиолокационной станции;
    - травмоопасность при работе с агрегатами, имеющими пиротехнические устройства или с системами, находящимися под давлением: блоки системы опознавания, сигнальные ракеты, гидроаккумуляторы, гидроцилиндры, амортизационные стойки и пневматики шасси, баллоны противопожарной, воздушной и кислородной систем;
    - взрывоопасность при попадании разлитого масла на вентиль или редуктор баллона с кислородом, при деформации вентиля или корпуса баллона, а также при его нагревании в случае пожара;
    - попадание на кожу агрессивных жидкостей: кислот, щелочей от разрушенных аккумуляторов и горюче-смазочных материалов;
    - попадание на поврежденную кожу (царапины, ссадины) биологического материала при эвакуации с места авиационного происшествия погибших;
    - воздействие прочих неблагоприятных факторов, зависящих от перевозимого груза (радиоактивность, взрывоопасность, ядовитые и агрессивные веществе, бактериальные и вирусные препараты и пр.);
    - физическое перенапряжение;
    - нервно-психическое перенапряжение, связанное со спецификой выполняемых работ в условиях дефицита времени;
    - воздействие ультрафиолетовых лучей, приводящее к ожогу открытых поверхностей кожи и слизистой оболочки глаз - ''снежной слепоте";
    - повышенная травмоопасность, особенно в горной скалистой местности;
    - кислородная недостаточность при пребывании на высотах более 2.5 километров над уровнем моря;
    - нападение кровососущих насекомых: комаров, москитов, мошки;
    - укусы клещей и комаров - переносчиков энцефалита;
    - укусы ядовитых животных и насекомых: змей, скорпионов, пауков;
    - контакт с ядовитыми моллюсками, колючими рыбами, обитающими в прибрежных водах теплых морей;
    - встреча с хищными животными;
    - стихийные бедствия: лесной пожар, сход лавин, камнепад, наводнение и пр.;
    - неблагоприятные метеофакторы: метель, туман, гроза, дождь, пыльные бури и пр.;
    - открытые поверхности воды, болотистое место, ледяные трещины, полыньи, участки морского льда с более темной поверхностью без снега, тонкие хрупкие участки льда вблизи провалившегося судна и пр.;
    - темнота, особенно зимой в северных районах.
    1.4. Члены комиссии, участвующие в расследовании, должны хорошо знать опасные и неблагоприятные факторы, с которыми они могут столкнуться при проведении работ на месте АП, действовать в соответствии с задачами, возложенными на них председателями подкомиссий, соблюдая максимальную осторожность при работе.
    1.5. При работе в зоне аэродрома на месте выполнения работ должен находиться дежурный медработник и санитарный автомобиль. В случае проведения работ вне аэродрома в состав группы должен быть включен медицинский работник (врач-хирург, анестезиолог, судмедэксперт, фельдшер), владеющий методами оказания скорой медицинской помощи.
    1.6. Старший группы в период расследования АП обязан вести учет рабочего времени подчиненных ему временно лиц. Отгулы за переработанное время, в том числе и в выходные дни, предоставляются администрацией предприятия основного места работы на основании действующего законодательства по справке, подписанной председателем подкомиссии или начальником штаба комиссии и заверенной печатью авиапредприятия, на территории которого расследовалось происшествие.
    

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    
    2.1. Перед началом работы.
    2.1.1. Начальник штаба комиссии должен организовать и проконтролировать материально-техническое снабжение участников расследования, обеспечиваемое руководителем авиапредприятия, не территории которого произошло происшествие.
    2.1.2. Материально-техническое снабжение лиц, работающих на месте АП, включает в себя: средства для обеспечения безопасности работ спецодежду и спецобувь, соответствующие местным условиям, средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных факторов, необходимый для работы инструмент.
    2.1.3. При выполнении работ вне зоны аэропорта в полевых условиях работающие дополнительно обеспечиваются спецснаряжением:
    - запасными комплектами средств индивидуальной защиты из расчета 1 комплект на 5 человек;
    - средствами, защиты от неблагоприятных внешних условий (палатками, спальными мешками, надувными матрацами, накомарниками, противомоскитными сетками, реппелентами и пр.);
    - средствами радиосвязи, сигнализации, ориентирования (коротковолновая радиостанция, ракетница, пиропатроны, фонари, компас, карта), оружием;
    - вспомогательными средствами (при работе в горах - страховочными канатами и приспособлениями, кислородными приборами на высотах более 2,5 километра над уровнем моря, при работе на воде - лодками, спасательными жилетами);
    - средствами для оказания первой медицинской помощи;
    - продуктами питания, водой, средствами для приготовления и приема пищи.
    2.1.4. Члены комиссии должны быть ознакомлены с материалами, касающимися обстоятельств и места происшествия, полетной и технической документацией, относящейся к конкретному воздушному судну, а также данными относительно перевозимого груза; прогнозом погоды, если работа предстоит вдали от места базирования.
    2.1.5. Каждый специалист перед работой обязан произвести примерку и подгонку спецодежды и спецобуви, а также средств индивидуальной защиты, полученных в соответствии с поставленными задачами и характером предстоящей работы на месте АП.
    2.1.6. Если работа предстоит вдали от населенного пункта небольшими группами, то старший группы обязан проверить комплектность спецснаряжения и убедиться в его исправности, а медицинский работник*, входящий в состав группы, из числа работников управления, на территории которого произошло АП, обязан проверить обеспечение минимальным запасом воды и продовольствия, а также содержимое медицинской укладки на случай оказания экстренной медицинской помощи в полевых условиях.
    __________________
    * Врач хирург, анестезиолог, судмедэксперт, фельдшер, владеющий методами оказания скорой медицинской помощи.
    
    2.1.7. Специалистом-дозиметристом должны быть проведены измерения уровня радиоактивного заражения места AП. Обнаруженные источники радиоактивного загрязнения должны быть изъяты и эвакуированы с места происшествия до начала работ членов комиссии по расследованию.
    2.1.8. Если на борту воздушного судна по документам числится опасный груз взрывчатые, ядовитые или агрессивные вещества, бактериальные или вирусные препараты и пр.), председателю комиссии необходимо вызвать представителей отправителя для изъятия и эвакуации его или обезвреживания на месте АП, после чего разрешается приступить к работе по расследовании АП.
    2.1.9. Если на воздушном судне был пожар, то перед началом работы необходимо убедиться в том, что пожар полностью затушен.
    2.1.10. Если воздушное судно не обесточено, то прежде чем начать работу, необходимо его обесточить.
    
    2.2. В процессе работы
    2.2.1. После предварительной оценки характера, объема работы, опасностей, с которыми можно встретиться при проведении работы, необходимо уточнить оснащение групп средствами индивидуальной защиты, спецснаряжением, инструментом.
    2.2.2. При осмотре места происшествия, исследовании образовавшихся при падении воздушного судна следов, определении первого места касания препятствия и зоны разброса воздушного судна, а также фотографировании места происшествия, участники расследования обязаны использовать методы и средства взаимостраховки, соблюдать осторожность и осмотрительность во избежание получения телесных повреждений не прикасаться к останкам погибших участников АП и их личным вещам.
    2.2.3. Если воздушное судно или его элементы расположены неустойчиво на местности: на крутых склонах гор, оврагов, скалах и пр., перед обследованием необходимо их зафиксировать.
    2.2.4. При необходимости передвигаться по высоко- или неудобно расположенным частям воздушного судна следует пользоваться страховочным поясом, обеспечивая взаимостраховку.
    2.2.5. При передвижении по скользким поверхностям, покрытый ГСМ или коркой льда, необходимо использовать бахилы (чуны), одеваемые поверх обуви, а при передвижении по льду - специальные крючья ("кошки" или "трикони"), фиксируемые на подошве обуви.
    2.2.6. Все работы по изъятию аварийных самописцев, радиоактивных датчиков и отбору элементов авиационной техники для дальнейших исследований должны производиться с использованием средств индивидуальной защиты: фартуков, нарукавников, перчаток, очков; предохраняющих от попадания кислот, щелочей, ГСМ, осколков металла и прочих предметов на открытые участки кожи рук, лица, в глаза и на поверхность одежды.
    2.2.7. При извлечении контейнеров с бортовыми регистраторами по летной информации и элементов авиационной техники из разрушенного воздушного судна следует соблюдать осторожность, применяя такие подручные средства как топор, лом, лопата и пр. для расчистки подхода к контейнерам и их извлечению.
    2.2.8. Облитые топливом контейнеры или другие элементы техники, подлежащие извлечению, следует протереть ветошью и начинать их демонтаж только после того, как топливо полностью испарилось. Если топливо разлито внутри кабины или на поверхности земли, необходимо такие места периодически покрывать огнегасящей пеной во избежание возникновения пожара от искры.
    2.2.9. При извлечении контейнеров после пожара следует пользоваться металлическими баграми и крюками.
    2.2.10. Перед извлечением элементов системы высокого давления необходимо убедиться в отсутствии избыточного давления в системе, а при необходимости - выровнять его с атмосферным.
    2.2.11. Перед изъятием кислородных баллонов следует проверить полное закрытие вентиля и редуктора. Если на баллон, вентиль или редуктор попало масло, проверку исправности и качества кислорода можно проводит только после того, как полностью удалены следы масла с помощью моющих средств. Применение для этих целей органических растворителей запрещается.
    2.2.12. Лица, производящие отбор ГСМ из топливной, масляной и гидравлической систем, обязаны использовать средства индивидуальной защиты: перчатки, защитные кремы (биологические перчатки), нарукавники и фартуки из тканей изолирующего типа, а также - защитные очки.
    2.2.13. Вскрытие контейнеров с бортовыми регистраторами полетной информации должно проводиться в помещении, определенном председателем комиссии. Лица, производящие вскрытие, должны иметь плотно застегивающуюся одежду, на руках - резиновые перчатки. Если контейнер загрязнен агрессивными жидкостями, поверх спецодежды следует надеть нарукавники и фартук из ткани изолирующего типа.
    2.2.14. Судебно-медицинское исследование погибших при АП должно производиться в специализированных учреждениях местных органов здравоохранения при непосредственном участии экспертов медицинских групп летной и административной подкомиссий. Лица, участвующие в судебно-медицинском исследовании, должны быть одеты в хирургические халаты, клеенчатые фартуки и нарукавники, резиновые перчатки.
    2.2.15. При выполнении работ в условиях низких температур необходимо делать перерывы в работе (в зависимости от теплоощущений), периодически обогреваясь в теплом помещении или у костра, если работа проводится в полевых условиях; следить за цветом лица друг друга, так как часто обморожение лица не ощущается. Запрещается снимать перчатки при работе с металлическими предметами во избежание прилипания (примерзания) кожи к сильно охлажденному металлу и ее травмирования.
    2.2.16. При выполнении работ в условиях высоких температур не обходимо делать перерывы в работе во время максимальной солнечной инсоляции. Запрещается снимать одежду и головной убор во избежание ожога кожных покровов и перегревания головы.
    2.2.17. При выполнении работ на местности, покрытой снегом, на поверхности или вблизи водных пространств, даже в пасмурную погоду, обязательно ношение очков-светофильтров для предупреждения ультрафиолетового- ожога слизистой оболочки глаз.
    2.2.18. При выполнении работ или передвижении в горной местности в состав группы должен быть включен опытный инструктор-альпинист для обеспечения страховки лиц, производящих работы на месте АП. Если работа видеться на высоте более 2,5 километров над уровнем моря, то необходимо иметь кислородные приборы из расчета не менее одного на 3 человека для предупреждения или устранения кислородного голодания.
    2.2.19. При выполнении работ летом в лесотундре или тайге необходимо тщательно "загерметизировать" одежду: брюки у голеностопных суставов и рукава у кистей перевязать поверх одежды тесьмой, застегнуть наглухо воротник куртки в брюк, в местах наложения тесьмы, а так же кожу кистей смазать (смочить) реппелентом для предупреждения нападения гнуса и клещей.
    2.2.20. При выполнении работ на открытом водном пространстве и находясь на плавсредствах, все должны надеть спасательные жилеты поверх одежды. Проводя работы в прибрежной зоне теплых морей, следует избегать контакта с колючими рыбами, морскими ежами, моллюсками с конусовидной формой раковины. Среди последних могут быть ядовитые.
    2.2.21. При выполнении работ на льду необходимо предварительно обследовать толщину ледяного покрова с помощью пешни или лома, используя при этом страховочные пояса и канаты; обозначить предупреждающими знаками места, где толщина льда не обеспечивает безопасного нахождения на нем людей. Все работы должны проводиться с использованием средств и методов взаимостраховки.
    2.2.22. При возникновении лесного пожара, наводнения, схода лавины, пыльной бури, работы следует прекратить немедленно до окончания стихийного бедствия.
    2.2.23. При возникновении неблагоприятных метеоусловий: метель, туман, сильный ветер, гроза, дождь; работы следует приостановить, перейти в укрытие до улучшения метеообстановки.
    2.2.24. Особое внимание и осторожность необходимо проявлять при выполнении работ на Севере в полярную ночь, так как травмоопасность в темноте, даже при удовлетворительном искусственном освещении, значительно возрастает.
    2.2.25. При выполнении работ в зоне АП запрещается курить, принимать пищу, пить.
    2.2.26. При работе вне базы для утонения жажды запрещается по пользовать воду из природных источников, а также - снег или лед.
    2.2.26. Нельзя производить какие-либо работы вне пределов видимости друг друга.
    
    2.3. Обязанности работающих при несчастном случае и ситуациях, угрожающих здоровью.
    2.3.1. В период расследования АП медицинское обеспечение работающих на месте АП возлагается на медицинскую службу авиапредприятия, на территории которого произошло происшествие.
    2.3.2. В случае получения травмы, ожога, обморожения, ухудшения самочувствия во время работы, пострадавший (заболевший) должен обратиться за помощью к врачу (фельдшеру), присутствующему на месте проведения работ. Последний должен оказать помощь на месте, принять решение об освобождении от работы и, при необходимости, доставить пострадавшего (заболевшего) в лечебное учреждение.
    2.3.3. При попадании агрессивных жидкостей на неповрежденную кожу необходимо удалить их капли, промокнув марлевым тампоном или ветошью, а затем - смыть водой с использованием моющей пасты, шампуня или мыла. Запрещается размазывать по коже агрессивные жидкости, пытаться удалить их с помощью снега.
    2.3.4. Если одновременно с попаданием агрессивной жидкости имеются повреждения кожи, необходимо обратиться к врачу.
    2.3.5. В случае повреждения средств индивидуальной защиты, необходимо их заменить.
    2.3.6. При укусе ядовитых пресмыкающихся, скорпионов, пауков надо немедленно пригласить врача (фельдшера) для оказания медицинской помощи.
    2.3.7. При возникновении пожара в зоне проведения работ тушение его проводится силами дежурного пожарного расчета авиапредприятия, если происшествие произошло в районе аэродрома, а в полевых условиях работающими на месте расследования с помощью огнетушителей, имеющихся в комплекте вспомогательных средств (можно также использовать бортовой огнетушитель).
    2.3.8. При попадают в холодную воду, сразу после извлечения пострадавшего из воды необходимо сменить ему одежду, переправить в укрытие, дать горячее питье (чай, кофе).
    
    2.4. Обязанности после работы.
    2.4.1. После окончания работы спецодежду и средства индивидуальной защиты, а также инструмент необходимо сдать для санитарной обработки и выполнить гигиенические процедуры.
    2.4.2. Если работа проводилась в полевых условиях и не закончена, загрязненные фартуки, нарукавники, бахилы, защитные перчатки следует оставить снаружи укрытия, а поврежденные средства индивидуальной защиты - заменить. После работы в таежных или пустынных районах, сразу после снятия одежды, необходимо осмотреть ее и энергично встряхнуть для удаления случайно попавших опасных насекомых.
    2.4.3. После работы в лесотундровой или таежной местности перед тем, как приступить к гигиеническим процедурам, следует осмотреть кожные покровы головы, шеи, плечевого пояса. Обнаруженного присосавшегося клеща надо смазать настойкой йода, а после того, как он отпадет обработать ранку йодом. Раздавив пальцами клеща, необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
    2.4.4. При наличии на коже царапин, ссадин, потертостей, мозолей и каких-либо других повреждений, перед выполнением гигиенических процедур, необходимо обратиться к врачу.
    
    2.5. Ответственность работавших за нарушение инструкции по охране, труда.
    Лица, нарушившие требования инструкции по охране труда, несут ответственность дисциплинарную, материальную и уголовную в порядке, установленном Основами Законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Уставом о дисциплине работников гражданской авиации.
    

Приложение

    
Форма регистрации инструктажа лиц,
участвующих в проведении работ на месте АП


Дата

Фамилия И.О.

Профессия, должность

Наимено-
вание

Фамилия И.О. должность

Подпись

Допуск произвел

 

инструк-
тируемого

инструкти-
руемого

инструкции ее номер

инструкти-
рующего

Инструкти-
рующего

Инструкти-
руемого

Фамилия И.О., должность

Подпись

    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование