- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Телеграмма ФСВТ России
от 09.07.1999г. |
№ 091200 |
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 27
3.07.99Г. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕЙСА ПО МАРШРУТУ НОВОСИБИРСК - ТЯНЬЦЗИНЬ ПРОИЗОШЕЛ ИНЦИДЕНТ НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б № 85106 АВИАКОМПАНИИ "СИБИРЬ" ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО МТУ. ВО ВРЕМЯ РАЗБЕГА (НА СКОРОСТИ БОЛЕЕ СКОРОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ), В НАБОРЕ ВЫСОТЫ И НА ЭШЕЛОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ ЗАГОРАЛОСЬ ТАБЛО "НЕИСПРАВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ № 3". ПРИ ЭТОМ ВСЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОСТАВАЛИСЬ В НОРМЕ, СРАБАТЫВАНИЯ ДРУГИХ СИГНАЛИЗАЦИЙ НЕ ПРОИСХОДИЛО. ДВИГАТЕЛЬ ЭКИПАЖЕМ НЕ ВЫКЛЮЧАЛСЯ.
ПРИ ПОСЛЕПОЛЕТНОМ ОСМОТРЕ БЫЛО ОБНАРУЖЕНО РАЗРУШЕНИЕ ВОЗДУШНОГО СТАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ № 3. РАЗРУШЕНИЕ СТАРТЕРА ПРОИЗОШЛО ПО ПРИЧИНЕ ПОПАДАНИЯ ОБОРВАННОГО ЛЕПЕСТКА ЗАСЛОНКИ ОБРАТНОГО КЛАПАНА 5102 ДВИГАТЕЛЯ № 2 ПОД ПУСКОВУЮ ЗАСЛОНКУ ВОЗДУШНОГО СТАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ № 3, ЧТО ПРИВЕЛО К НЕПОЛНОМУ ЗАКРЫТИЮ ПУСКОВОЙ ЗАСЛОНКИ ПОСЛЕ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. СОГЛАСНО ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОСТУПИВШЕЙ ИНФОРМАЦИИ, В ПРОЦЕССЕ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ "ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА" И "НЕИСПРАВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ № 3" НЕ СРАБАТЫВАЛА.
ПО УКАЗАНИЮ УГНБП РАЗРУШЕННЫЕ ЛЕПЕСТОК И ОБРАТНЫЙ КЛАПАН НАПРАВЛЕНЫ НА ИССЛЕДОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ".
РАНЕЕ СЛУЧАЙ РАЗРУШЕНИЯ СТАРТЕРА НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б ПРОИЗОШЕЛ 10.02.99Г. В АЭРОПОРТУ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПОПЫТКАХ ЗАПУСКА НА САМОЛЕТЕ ТУ-154Б-2 RА-85588 АВИАПРЕДПРИЯТИЯ "ВЛАДИВОСТОК АВИА" ОТСУТСТВОВАЛА РАСКРУТКА РОТОРОВ ДВИГАТЕЛЯ № 3. ПРИ ОСМОТРЕ БЫЛО ОБНАРУЖЕНО РАЗРУШЕНИЕ СТАРТЕРА 82.902.000 № СТВ-13168 (СТАРТЕР С АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ) И ЕГО ТУРБИНЫ.
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДАННОГО ИНЦИДЕНТА БЫЛО УСТАНОВЛЕНО, ЧТО В СТАРТЕРЕ ОТСУТСТВОВАЛО МАСЛО. ПОСЛЕ УСТАНОВКИ СТАРТЕРА НА ДВИГАТЕЛЬ НА ОАО "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ГА" РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ МАСЛА, СОГЛАСНО ДЕЛУ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, ПРОВОДИЛИСЬ 29.07.97Г.. В ПАСПОРТЕ СТАРТЕРА ПОСЛЕДНЯЯ ОТМЕТКА О ЗАМЕНЕ МАСЛА СДЕЛАНА В СЕНТЯБРЕ 1993 ГОДА. ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО РЕМОНТА НАРАБОТКА ДВИГАТЕЛЯ НА МОМЕНТ РАЗРУШЕНИЯ СТАРТЕРА СОСТАВИЛА 134 ЧАСА.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТАРТЕРА ПРОВОДИЛОСЬ НА ОАО "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ГА". ПРИ РАЗБОРКЕ СТАРТЕРА БЫЛО УСТАНОВЛЕНО: ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ СИГНАЛИЗАЦИИ "ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА" ЗАКОКСОВАН, ЧТО МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ПРИЗНАКОМ РАБОТЫ СТАРТЕРА БЕЗ МАСЛА. БЫЛО ТАКЖЕ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПУСКОВАЯ ЗАСЛОНКА НАХОДИЛАСЬ В ОТКРЫТОМ ПОЛОЖЕНИИ НА УГОЛ 90 ГРАДУСОВ. ОБНАРУЖЕН ТАКЖЕ ОТКАЗ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Д-10АРУ-2 ЭЛЕКТРОМЕХАНИЗМА МПК-13А-5 УПРАВЛЕНИЯ ЗАСЛОНКОЙ.
КОМИССИЕЙ ОДНОЗНАЧНО ПРИЧИНА ОТКАЗА СТАРТЕРА НЕ УСТАНОВЛЕНА. РАЗРУШЕНИЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ КАК ВСЛЕДСТВИЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРТЕРА БЕЗ ЗАПРАВКИ МАСЛОМ, ТАК И ВСЛЕДСТВИЕ ВРАЩЕНИЯ ЕГО ТУРБИНЫ В ПРЕДЫДУЩЕМ ПОЛЕТЕ ИЗ-ЗА НЕЗАКРЫТИЯ ПУСКОВОЙ ЗАСЛОНКИ.
СОГЛАСНО ДАННЫМ, УЧТЕННЫМ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ, ДРУГИХ, ПОДОБНЫХ УКАЗАННЫМ ВЫШЕ, ИНЦИДЕНТОВ НА САМОЛЕТАХ ТУ-154Б НЕ ПРОИСХОДИЛО. ОДНАКО РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГЦ БП ВТ, ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ В ВОЗДУШНЫЕ СТАРТЕРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ НК-8-2У.
10.07.98Г. ПРИ ЗАПУСКЕ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА ТУ-154Б № 85364 НАЦИОНАЛЬНОЙ АВИАКОМПАНИИ "АЗАЛ" (РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН) НАБЛЮДАЛАСЬ МЕДЛЕННАЯ РАСКРУТКА РОТОРОВ. ПРИ ОСМОТРЕ МОТОГОНДОЛЫ БЫЛО ОБНАРУЖЕНО РАЗРУШЕНИЕ ТРУБОПРОВОДА ОТБОРА ВОЗДУХА ОТ ВСУ ЧЕРТ. № 154.00.7604.010.025 И НАРУШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБРАТНОГО КЛАПАНА 4488Т (СЛОМАНА ПРУЖИНА) В ТРУБОПРОВОДЕ ОТБОРА ВОЗДУХА. НА ИССЛЕДОВАНИЕ БЫЛ НАПРАВЛЕН ТОЛЬКО ТРУБОПРОВОД.
ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ГЦ БП ВТ РАЗРУШЕНИЕ ТРУБОПРОВОДА ОТБОРА ВОЗДУХА ОТ ВСУ ИМЕЛО МНОГООЧАГОВЫЙ УСТАЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И БЫЛО ОБУСЛОВЛЕНО ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ПОТОКА ВОЗДУХА В ТРУБОПРОВОДЕ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОТБОРА ВОЗДУХА ОТ ВСУ И ДВИГАТЕЛЯ.
ПРЕДЫДУЩИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ, ПРОВЕДЕННЫМИ В ГОСНИИ ГА, УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПУЛЬСАЦИИ ПОТОКА МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ В СЛУЧАЕ СТРОГОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РЛЭ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА ОТ ОТБОРА ВОЗДУХА ОТ ВСУ НА ОТБОР ОТ ДВИГАТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВТ", ВВИДУ ВОЗМОЖНОСТИ ПОПАДАНИЯ ЧАСТЕЙ РАЗРУШЕННОГО ТРУБОПРОВОДА В ВОЗДУШНЫЙ СТАРТЕР, РЕКОМЕНДОВАЛ ВЛАДЕЛЬЦУ САМОЛЕТА ПРОВЕСТИ ОСМОТР СОСТОЯНИЯ ОСТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМЫ И УДАЛИТЬ ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ.
НА ДВИГАТЕЛЯХ Д-30КП (КУ, КУ-154) ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТА ТУ-154М № 85656 3.01.94Г. В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА ИРКУТСК БЫЛ ПРИНЯТ РЯД МЕРОПРИЯТИЙ.
ОДНАКО, 20.04.98Г. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ХОЛОДНОЙ ПРОКРУТКИ 4-ГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА ИЛ-62М № YR-IRD АВИАКОМПАНИИ "TRANS ASIAN AIRLINES" (РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН) ПРОИЗОШЛО НЕЛОКАЛИЗОВАННОЕ РАЗРУШЕНИЕ СТАРТЕРА СТВ-3Т, ВОЗНИК ПОЖАР, КОТОРЫЙ БЫЛ ЛОКАЛИЗОВАН ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ. ПРИ ЭТОМ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЛУЧИЛИ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, КАПОТЫ ДВИГАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ КОНСТРУКЦИЯ ФЮЗЕЛЯЖА МЕЖДУ ШПАНГОУТАМИ № 85-98.
ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА "БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ", РАЗРУШЕНИЕ СТАРТЕРА СВЯЗАНО С КПН РЕДУКТОРА. В РЕЗУЛЬТАТЕ САМООТВОРАЧИВАНИЯ ОДНОЙ ИЗ ГАЕК НА ВАЛИКЕ ШЕСТЕРНИ, ПРОИЗОШЛО СПОЛЗАНИЕ ШЕСТЕРНИ С КОНУСНОЙ ПОСАДОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ВАЛИКА. НАРУШЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В РЕДУКТОРЕ СТАРТЕРА ПРИВЕЛО К РАСКРУТКЕ РОТОРА ТУРБИНЫ СТАРТЕРА ДО РАЗРУШАЮЩИХ ОБОРОТОВ.
ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ СЛУЧАЕВ НЕЛОКАЛИЗОВАННЫХ РАЗРУШЕНИЙ СТАРТЕРА ОАО "РЫБИНСКИЕ МОТОРЫ" РАЗРАБОТАНА КОНСТРУКЦИЯ СТАРТЕРА СТВ-3ТБ С БРОНЕЗАЩИТОЙ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ СЛУЧАЕВ НЕЛОКАЛИЗОВАННОГО РАЗРУШЕНИЯ. ОДНАКО УСТАНОВКА СТАРТЕРОВ С БРОНЕЗАЩИТОЙ ПРОИЗВОДИТСЯ ЛИШЬ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С 1.01.99Г. И ПРИ РЕМОНТЕ С 1.11.98Г..
ПРОДОЛЖАЮТСЯ СЛУЧАИ РАЗРУШЕНИЯ ОБРАТНЫХ КЛАПАНОВ 3203 ИЗ СИСТЕМЫ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТОВ ТУ-154М.
В 1997 ГОДУ В ГЦ БП ВТ ПРОВОДИЛОСЬ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛАПАНА 3203 СНЯТОГО С ДВИГАТЕЛЯ № 3 САМОЛЕТА ТУ-154М № 85794 НАК "САХА-АВИА". ДЕФЕКТ (НАЧАЛО РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ КЛАПАНА) БЫЛ ОБНАРУЖЕН ПРИ ПОПЫТКЕ ПЕРЕСТАНОВКИ НА ДАННЫЙ САМОЛЕТ КЛАПАНА 3203 С САМОЛЕТА ТУ-154М № 85790.
ПРИЧИНОЙ РАЗРУШЕНИЙ КЛАПАНОВ 3203 ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕНСИВНОЕ ВИБРОКОНТАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТАЛЕЙ КЛАПАНА НА УЧАСТКЕ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ В ЗОНЕ ДВИГАТЕЛЯ.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФАС РОССИИ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕСТИ ДО ПОДКОНТРОЛЬНЫХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ.
2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
2.1. СО ВСЕМ ЛЕТНЫМ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ИЗУЧИТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ СОВМЕСТНО С ПРИКАЗОМ ДВТ РФ ОТ 9.06.94Г. № ДВ-55 "О КАТАСТРОФЕ САМОЛЕТА ТУ-154М № 85656 АВИАКОМПАНИИ "БАЙКАЛ" И ПРИЛОЖЕНИЕМ К НЕМУ.
2.2. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТОВ САМОЛЕТОВ ТУ-154Б И ДВИГАТЕЛЕЙ НК-8-2У КОНТРОЛИРОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДОРАБОТОК ПО БЮЛЛЕТЕНЯМ № 1026-БД/БР ОТ 15.08.95Г. (ВВЕДЕНИЕ СИГНАЛИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПУСКОВОЙ ЗАСЛОНКИ СТАРТЕРА) И № 154-4669БД ОТ 9.09.96Г. (ВВЕДЕНИЕ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП ОТКРЫТОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПУСКОВОЙ ЗАСЛОНКИ).
2.3. ПРОВЕСТИ ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА САМОЛЕТАХ ИЛ-62М, ИЛ-76Т(ТД), ТУ-154 ВСЕХ МОДИФИКАЦИЙ, ТРЕБОВАНИЙ РЛЭ В ЧАСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАГОРАНИИ ТАБЛО "ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА", А ТАКЖЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЖАРЕ ДВИГАТЕЛЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА.
2.4. ПОВЫСИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-30КУ-154 НА КОТОРЫХ НЕ ВЫПОЛНЕНА ДОРАБОТКА ПО БЮЛЛЕТЕНЮ №1736-БД-Г (УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕКРЫВНОЙ ЗАСЛОНКИ ЗП-44 НА 1 И 3 СИЛОВОЙ УСТАНОВКАХ).
2.5. С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ПОЛЕТЫ НА САМОЛЕТАХ ТУ-154Б (Б-1, Б-2) ИЗУЧИТЬ ТРЕБОВАНИЯ ПУНКТА 4.3.15.2 И 4.3.15.3 РЛЭ ТУ-154Б (Б-1, Б-2) В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА ОТ ОТБОРА ВОЗДУХА ОТ ВСУ НА ОТБОР ОТ ДВИГАТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ.
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА УГНБП |
П.С. СИДОРОВ |