- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ |
Руководителям региональных |
Согласно рекомендациям особого специального совещания ИКАО по связи и производству полетов (COM/OPS/95) состоявшегося в марте 1995 года в Монреале, начиная с 1 января 1998 года в ряде регионов Европы, а в последующие годы и в других регионах, планируется внедрение системы связи МВ диапазона, работающей в режиме амплитудной модуляции (DSB AM) с разнесением каналов через 8,33 кГц для обеспечения аналоговой (речевой) связи и с разнесением каналов через 25 кГц для обеспечения цифровой (VDL) связи.
Департамент воздушного транспорта в январе 1996 года обратился в Госкомоборонпром РФ (исх. № ДВ.1.24 от 16.01.96) с просьбой организовать разработку или модернизацию бортовых радиостанций МВ диапазона с разносом каналов 8,33/25 кГц для последующего оснащения ими воздушных судов гражданской авиации. По нашим сведениям такая работа не организована и Федеральная авиационная служба России выражает серьезную озабоченность по этому поводу, так как отсутствие на борту вновь созданных или модернизированных радиостанций может привести к ограничению, а в некоторых регионах Европы к запрещению полетов российских воздушных судов.
С целью подготовки предприятий к внедрению модернизированной системы связи МВ диапазона, а также для их ориентации на рынке предлагаемых отечественными или зарубежными фирмами бортовых радиостанций Федеральная авиационная служба России направляет разработанные ГосНИИ "Аэронавигация" технические требования к бортовым радиостанциям МВ диапазона с разносом каналов 8,33/25 кГц.
Приложение: Технические требования.
Заместитель директора |
В.В. Горлов |
УТВЕРЖДАЮ |
СОГЛАСОВАНО |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ | |
СОГЛАСОВАНО |
|
Согласно рекомендациям особого специального совещания ИКАО по связи и производству полетов (COM/OPS/95) состоявшегося в марте 1995 года в Монреале, начиная с 1 января 1998 года в ряде регионов Европы, а в последующие годы и в других регионах, планируется внедрение системы связи МВ диапазона, работающей в режиме амплитудной модуляции (DSB AM) с разнесением каналов через 8,33 кГц для обеспечения аналоговой (речевой) связи и с разнесением каналов через 25 кГц для обеспечения цифровой (VDL) связи (рекомендации COM/ORS/95 по совершенствованию авиационной МВ радиосвязи и согласованная стратегия уменьшения перегруженности ОВЧ диапазона в Европейском регионе прилагаются).
В настоящее время воздушные суда, производимые в России и государствах СНГ, оснащены радиостанциями диапазона, имеющими сетку частот 25 кГц. Для избежания возможного введения ограничений на полеты Российских воздушных судов и Вс стран СНГ в указанные регионы, бортовое радиосвязное оборудование МВ диапазона должно быть усовершенствовано (доработано, заменено или дополнено).
Настоящие ТТ устанавливают основные технические требования, которым должны соответствовать бортовые радиостанции МВ диапазона, обеспечивающие аналоговую (речевую) связь в сетке частот 8,33 кГц и цифровую (VDL) связь в сетке частот 25кГц.
Другие технические и эксплуатационные требования устанавливаются в ТЗ на разработку или модернизацию конкретной радиостанции с учетом ожидаемых условий ее эксплуатации на самолетах и (или) вертолетах различных классов и типов.
Данные технические требования не отменяют, а дополняют требования действующей НТД на бортовое авиационное радиосвязное оборудование (НЛГ, ГОСТ и др.).
Настоящие ТТ предназначены для использования предприятиями гражданской авиации, авиационной и радиопромышленности при разработке и согласовании технических заданий на создание новых или доработку существующих радиостанций, при размещении на ВС ГА радиосвязного оборудования МВ диапазона импортного производства, а также при проведении испытаний воздушных судов, оборудованных МВ радиостанциями, имеющими сетку частот 8,33/25 кГц.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Аналоговый (речевой режим).
1.1. Вид работы радиостанции
Радиостанция должна обеспечивать речевую связь в режиме двухполосной амплитудной модуляции (DSB AM).
1.2. Диапазон и сетка рабочих частот
Диапазон рабочих частот радиостанции должен быть 118.0 - 136.975 мГц с интервалом между соседними каналами 8,33кГц.
1.3. Стабильность частоты передатчика
Рабочая радиочастота радиостанции не должна отклоняться от присвоенного значения более чем на + 0,0005%.
1.4. Звуковая частотная характеристика
Полоса пропускания на уровне 6 Дб должна быть 2500 Гц с последующим ослаблением звуковых сигналов. На частоте 3200 Гц и выше ослабление должно быть не менее, чем на 45 Дб.
1.5. Помехозащищенность
1.5.1. Во всех эксплуатационных условиях мощность излучения бортового передатчика, измеренная в пределах ширины полосы канала в 7 кГц, центр которой располагается на первом смежном канале в 8,33 кГц, не должна превышать уровня, который на 45 Дб ниже мощности передатчика на несущей. Мощность сигнала на смежном канале учитывает типичный речевой спектр, который представляет собой постоянный уровень между 300 и 800 Гц с затуханием в 10 Дб на октаву выше 800 Гц.
1.5.2. Подавление смежных каналовприемной системой должно обеспечиваться: при отклонении + 8,33 кГц не менее 60Дб, при отклонении от присвоенной частоты + 6,5 кГц не менее 40 Дб.
1.5.3. Уровень фазового шума гетеродина приемника должен быть не более 99 Дб/Гц на границе интервала в 8,33 кГц от несущей для обеспечения подавления смежных каналов на 45 Дб во всех эксплуатационных условиях.
____________
Прим. СЗРЦАИ - Стр. 4 документа не приводится.
Частота, Мгц |
Разнос каналов кГц |
Канал | |
118.0000 |
25 |
118.000 | |
118.0000 |
8.33 |
118.005 | |
118.0083 |
8.33 |
118.010 | |
118.0167 |
8.33 |
118.015 | |
118.0250 |
25 |
118.020 | |
118.0250 |
8.33 |
118.030 | |
118.0330 |
8.33 |
118.035 | |
118.0417 |
8.33 |
118.040 | |
118.050 |
25 |
118.050 | |
118.050 |
8.33 |
118.055 | |
118.0583 |
8.33 |
118.060 | |
118.0667 |
8.33 |
118.065 | |
118.0750 |
25 |
118.070 | |
118.0750 |
8.33 |
118.080 | |
118.0833 |
8.33 |
118.085 | |
118.0917 |
8.33 |
118.090 | |
118.100 |
25 |
118.100 | |
118.100 |
8.33 |
118.105 | |
118.1083 |
8.33 |
118.110 | |
118.1167 |
8.33 |
118.115 | |
118.1250 |
25 |
118.120 | |
118.1250 |
8.33 |
118.130 | |
118.1330 |
8.33 |
118.135 | |
118.1417 |
8.33 |
118.140 | |
118.150 |
25 |
118.150 |
В приведенной таблице представлен принцип спаривания частот/каналов, который распространяется на все частотные диапазоны, указанные в п.1.8. при этом планируется, что в регионах, где используется разнос каналов 25 и 8.33 кГц, публикация присвоенных рабочих будет заменяться планом спаривания частот/каналов.
2. Цифровой режим (VDL)
2.1. Вид работы радиостанции.
Радиостанция должна обеспечивать обмен цифровой связью в режиме двухполосной амплитудной модуляции (DSB AM).
Примечание: под ОВЧ линией цифровой связи (VDL) понимается набор протоколов, обеспечивающих двухстороннюю цифровую связь между бортовыми и наземными станциями, которая может использоваться для передачи данных, речевых сообщений или того и другого.
2.2. Диапазон и сетка рабочих частот.
Дипазон рабочих частот радиостанции должен быть 118,0…136,975 МГц с разносом между каналами (на которых обеспечивается цифровая связь) 25 КГц.
2.3. Частота ошибок.
2.3.1. Приемная система бортовой радиостанции при использовании методов кодирования блоков данных должна обеспечивать частоту ошибок не хуже 1х10 в этом случае, под максимально допустимой частотой ошибок понимается максимально допустимая корректируемая частота нарушений передачи блоков данных.
2.3.2. Приемная система бортовой радиостанции при неиспользовании методов корректирования блоков данных должна обеспечивать частоту ошибок не хуже 1х10. В этом случае, подмаксимально допустимой частотой ошибок понимается максимально допустимая некорректируемая частота ошибок в битах.
2.4. Чувствительность приемника.
Чувствительность приемника должна быть такой, чтобы приемная система обеспечивала установленную частоту ошибок при напряженности поля полезного сигнала по крайней мере 20 Мкв/м.
2.5. Стабильность частоты передатчика.
Рабочая радиочастота радиостанции не должна отклоняться от присвоенного значения более чем на + 0,0005%.
2.6. Помехозащищенность
2.6.1. Уровень мощности излучения бортового передатчика VDL во всех эксплуатационных условиях, измеренный в пределах ширины полосы канала в 25 КГц первого смежного канала, не должен превышать в ДБМВТ.
2.6.2. Уровень мощности излучения бортового передатчика VDL во всех эксплуатационных условиях, измеренный в пределах ширины полосы канала в 25 КГц второго смежного канала, не должен превышать - 25 ДБМВТ и должен снижаться с нормой 5 Дб на октаву до максимального значения, равного - 52 ДБМВТ.
2.6.3. Уровень мощности излучения бортового передатчика VDL во всех эксплуатационных условиях, измеренный в пределах ширины полосы канала в 16 ДБ расположенный симметрично относительно первого смежного канала, не должно превышать - 20 ДБМВТ.
2.6.4. Приемная система бортовой радиостанции должна обеспечивать установленную частоту ошибок при минимальной напряженности поля полезного сигнала (40 Мкв/м) и при максимальном уровне сигнала помехи на смежном или любом другом присвоенном канале, уровень которого превышает уровень полезного сигнала на 60Дб.
Примечание: Допускается в технически обоснованных случаях снижать требование к допустимому соотношению помеха/сигнал с 60 до 40 Дб.
2.6.5. Приемная система бортовой радиостанции должна обеспечивать установленную частоту ошибок при минимальной напряженности поля полезного сигнала (40 Мкв/м) при наличии одного или нескольких внеполосных сигналов (исключая ОВЧ сигналы ЧМ радиовещания), общий уровень которых на входе приемника составляет - 33 ДБМВТ.
2.6.6. Приемная система бортовой радиостанции должна обеспечивать установленную частоту ошибок при минимальной напряженности поля полезного сигнала (40 Мкв/м). При наличии одного или нескольких ОВЧ сигналов ЧМ радиовещаний общий уровень которых на входе приемника составляет - 5 ДБМВТ.
Начальник 55 отдела ГосНИИ АН |
В.В.Лаврентьев |
Начальник 45 отдела ГосНИИ АН |
М.Н.Носов |
Старший научный сотрудник |
А.И.Иоффе |
Приложение 1
Рекомендации
особого специализированного совещания по связи и производству
полетов (COM/OPS/95) по совершенствованию авиационной МВ радиосвязи
1. Рекомендация 6/1. Поправка к приложению 10: разнос каналов в 8,33кГц.
ИКАО рекомендуется изменить приложение 10, включив в него требования и рекомендации…в отношении разноса каналов речевой связи в 8,33 кГц на основе DSB AM для внедрения в районах, где перегруженность частот носит острый характер.
2. Рекомендация 6/2. Разработка будущей ОВЧ-системы речевой связи и передачи данных "Воздух-Земля".
Рекомендуется, чтобы соответствующий орган ИКАО…продолжил разработку системы речевой связи и передачи данных на каналах в 25кГц, основанной на принципе многостанционного доступа с временным разделением каналов (TDMA), которая отвечала бы перечню установленных требований к будущей системе.
3. Рекомендация 6/3. Согласованная стратегия уменьшения перегруженности ОВЧ полосы в европейском регионе.
ИКАО рекомендуется передать соответствующему органу регионального планирования "Согласованную стратегию уменьшения перегруженности ОВЧ-полосы в европейском регионе",…В целях ее использования в качестве действенного и скорейшего решения проблемы перегруженности ОВЧ-полосы в Европе.
4. Рекомендация 6/4. Согласование планов внедрения новой системы ОВЧ связи.
Рекомендация, чтобы ИКАО предприняла необходимые действия по обеспечению согласованного на региональном уровне планирования и внедрения наземной и бортовой подсистем ОВЧ-связи.
5. Рекомендация 6/5. Координация планирования и внедрения разноса каналов в 8.33 кГц.
Рекомендуется, чтобы ИКАО поручила соответствующему региональному органу осуществлять координацию планирования и внедрения разноса каналов в 8.33 кГц с государствами и заинтересованными международными организациями с целью исключения неблагоприятных последствий для производства полетов.
Приложение 2
Согласованная стратегия уменьшения перегруженности
ОВЧ-диапазона в Европейском регионе
1. Государства Европейского региона (EUR) будут продолжать изыскивать пути удовлетворения потребностей в новых присвоениях каналов в полосе очень высоких частот (ОВЧ) посредством принятия более эффективных административных и эксплуатационных мер.
2. На основе соглашений и сотрудничества между государствами европейского региона речевая связь в режиме двухполосной амплитудной модуляции (DSB AM) с разнесением каналов в 8,33 кГц будет внедряться выборочно в пределах европейского региона ИКАО. Наземные системы с разнесением каналов в 8,33 кГц потребуется внедрять только в тех районах, где существующая система не может более удовлетворять возрастающие потребности в ОВЧ-речевой связи для обслуживания воздушного движения (ОВД) и авиационного оперативного контроля (АОС). В настоящее время этот район включает Германию, Бенилюкс, Францию, Швейцарию, Южную часть соединенного королевства и северную часть Италии. Таким образом, для наземной системы в других районах не потребуется переходить с 25кГц на 8.33 кГц. Предполагается, что внедрение системы речевой связи в режиме DSB AM с разнесением каналов 8.33 кГц можно будет начать с 1 января 1998 года.
3. Государства европейского региона разрабатывают новые виды применения линии передачи данных ОВД, используя, в частности, средства ОВЧ-связи. Крайне необходимо реализовать такие первоначальные виды применения, как передача разрешений перед вылетом, сообщений службы автоматической передачи информации в районе аэродрома (ATIS) или обмен метеорологическими данными, с тем, чтобы накопить опыт применения этих новых средств связи и иметь возможность определить ОВЧ-линию цифровой связи (VDL) следующего поколения для систем связи навигации и наблюдения/организации воздушного движения (CNS/ATM). Быстрое внедрение системы передачи данных по VDL в режиме многостанционного доступа с контролем несущей (CSMA) в качестве системы линии высокоскоростной передачи данных будет содействовать накоплению такого опыта, новые системы речевой связи (8,33 кГц DSB AM) и передачи данных по VDL в режиме CSMA могут быть внедрены в одни и те же сроки посредством использования многорежимного бортового радиооборудования. Режим CSMA может также оказаться приемлемым для обеспечения автоматического зависимого наблюдения (ADS) в континентальном воздушном пространстве с низкой плотностью воздушного движения.
4. Бортовая система может быть внедрена с минимальными затратами посредством использования многорежимных радиосредств речевой связи и передачи данных. Это новое оборудование потребуется только тем эксплуатантам, воздушные суда которых будут эксплуатироваться в районе внедрения новых систем, или тем эксплуатантам, которые намерены использовать передачу данных по VDL в режиме CSMA.
5. В европейском регионе новая система речевой связи с разнесением каналов в 8,33к Гц, а также система передачи данных по VDL в режиме CSMA будут внедряться в определенных частях воздушного пространства поэтапно, начиная с применения речевой связи в первую очередь в верхнем воздушном пространстве. Это позволит добиться максимального возможного увеличения пропускной способности системы связи в минимальные возможные сроки.
6. В более отдаленной перспективе потребности будут другими, учитывая тот факт, что передача данных будет играть основную роль в системах CNS/ATM. Для удовлетворения новых потребностей пользователей необходимо будет внедрить новую систему. Считается, что решение, предлагаемое в этой стратегии, которая долджна быть реализована в короткие сроки, не позволит удовлетворить все будущие потребности. В соответствии с рекомендацией группы экспертов по авиационной подвижной связи (AMCP) необходима дальнейшая работа для определения и разработки будущей системы ОВЧ-связи с использованием цифровой технологии и метода TDMA.