почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
18
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

22.11.1985 г. № 906/у

Москва

О введении в действие Технологических
рекомендаций по восстановлению
воздушных судов, загрязненных ртутью

Начальникам управлений,
предприятий, организаций,
директорам заводов
гражданской авиации

    
    
    
    При эксплуатации воздушных судов отмечаются случаи проливов металлической ртути и попадание ее в конструкцию.
    В целях обеспечения надежной и безопасной эксплуатации воздушных судов, предупреждения их досрочного описания, ГосНИИ ГА совместно с НИИ ГА, Чечено-Ингушским Государственным университетом, Физико-химическим институтом АН УССР. Институтом физической химии АН СССР провели специальные исследования, разработали химические составы для демеркуризации самолетов и вертолетов и установили предельно-допустимую остаточную концентрацию ртути на поверхности металла.
    На основании проведенного комплекса работ ГосНИИ ГА разработали Технологические рекомендации по восстановлению воздушных судов, загрязненных ртутью.
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Ввести в действие Технологические рекомендации по восстановлению воздушных судов, загрязненных ртутью, и изучить со всем инженерно-техническим составом, связанным с обслуживанием и ремонтом самолетов и вертолетов (приложение).
    2. Временные Технологические рекомендации по восстановлению самолетов, загрязненных ртутью, введенные в действие ГУЭРАТ МГА 23.03.81 считать утратившими силу.
    3. Контроль за выполнением указания возложить на начальника ГУЭРАТ МГА.
    
    
    

Заместитель Министра

И.Е. Машкивский

    
    
    
    

Приложение
к Указанию МГА
от 22.11.1985 г. № 906/У

    
    
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,
ЗАГРЯЗНЕННЫХ РТУТЬЮ

    

ВВЕДЕНИЕ

    
    Настоящие рекомендации составлены взамен Временных технологических рекомендаций по восстановлению самолетов, загрязненных ртутью, введенных в действие ГУЭРАТ МГА 23.03.81, на основании обобщения опыта демеркуризации самолетов и вертолетов на ремонтных заводах и в эксплуатационных подразделениях ГА, специальных исследований, выполненных ГосНИИ ГА, НИИ ГА, Чечено-Ингушским государственным университетом, Институтом физической химии АН СССР, Физико-химическим институтом АН УССР.
    Ртуть является весьма агрессивным веществом по отношению к цветным металлам и сплавам, может привести к значительным поражениям их коррозией. Наиболее неблагоприятное воздействие оказывает ртуть на метлы и сплавы, находящиеся в напряженном состоянии; в этом случае контакт со ртутью может вызвать жидкометаллическое охрупчивание материалов. Поэтому воздушные суда, в которые попала ртуть, должны подвергаться специальной обработке - демеркуризации.
    В связи с тем, что ртуть является токсичным веществом, при выполнении демеркуризационных работ требуется соблюдение правил техники безопасности.
    Ниже приводятся краткие сведения о ртути, правилах работы с ней и перечень работ, необходимых для восстановления воздушных судов, в которые в процессе эксплуатации попала ртуть.
    

1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РТУТИ И ЕЕ СВОЙСТВАХ

    
    В свободном состоянии ртуть представляет собой жидкий металл с серебристым оттенком. Удельный вес ртути при 0°С равняется 13,6; температура плавления составляет минус 38,87°С; температура кипения при нормальном давлении равняется 357°С. Ртуть легко испаряется при комнатной температуре. Пары ртути тяжелее воздуха в 7 раз. Однако следует учитывать, что пары ртути при комнатной температуре не накапливаются в нижних зонах помещения, а распределяются равномерно. Ртуть легко сорбируется из воздуха материалами конструкции: тканями, деревянными изделиями и др., откуда она снова может попадать в помещение при повышенных температурах (выше 28°С) и вибрации (десорбция).
    Ртуть немагнитна.
    Из физических свойств ртути следует указать также на ее малую вязкость и высокое поверхностное натяжение, вследствие чего при падении или надавливании капли ртути распадаются на мелкие шарики, что способствует значительному увеличению площади ее испарения.
    Ртуть обладает свойством растворять многие металлы, в том числе и благородные, с образованием амальгам. Если металл имеет на своей поверхности окислы или какие-нибудь неорганические или органические вещества, то амальгамы не образуются.
    Ртуть образует одно- или двухвалентные соединения. Первые плохо растворяются в воде; соединения двухвалентной ртути, наоборот, хорошо растворимы (исключение составляет сернистая ртуть и ее производные).
    Ртуть и ее соединения, за малым исключением (сульфид ртути), токсичны. Ртуть (пролитая при перевозках) присутствует в воздухе салонов воздушных судов в виде моноатомного пара, и основным путем ее поступления в организм является ингаляционный, но возможно поступление с пищей или во время курения при загрязнении рук. Пары ртути обладают выраженной нейротоксичностью и оказывают влияние на эндокринную систему. Проявляется это в повышенной утомляемости, слабости, сонливости, апатии, головной боли, головокружении (на первых стадиях), а затем развивается дрожение, охватывающее сначала руки, веки, язык, а также в тяжелых случаях - ноги. Один из важнейших признаков отравления - ослабление разгибателей на преимущественно работающей руке. Этот симптом может проявиться независимо от других признаков отравления. Высокая температура воздуха (выше 28°С) и вибрации усиливают токсический эффект паров ртути.
    Ртуть относится к веществам 1-ого класса опасности. Работы, связанные с очисткой воздушных судов от металлической ртути, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.031-83 "Работы со ртутью. Требования безопасности".
    

2. РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,
ЗАГРЯЗНЕННЫХ РТУТЬЮ, В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

    
2.1. Общие указания

    
    При обнаружении в конструкции воздушных судов ртути необходимо отстранить их от эксплуатации и отвести на дальнюю стоянку, после чего приступить к работам по очистке от ртути.
    О случае обнаружения ртути должна быть сделана запись в формуляре ВС с указанием зоны попадания (приложить в виде схемы расположения зон) и проведенных мероприятиях.
    Контроль за выполнением работ должен осуществляться инженерной службой технического отдела АТБ и ОТК АТБ.
    К работе по очистке ВС от ртути может быть допущен только персонал, хорошо изучивший правила техники безопасности работы со ртутью (раздел 4).
    Перед началом работ по очистке ВС от ртути следует произвести:
    - определение мест попадания и залегания ртути в конструкции;
    - проведение силами СЭС или НЗЛ анализа воздуха на наличие паров ртути во всех отсеках ВС и определение содержания ртути в сливах, взятых с поверхностей пола, кресел и элементов конструкции.
    После выполнения этих работ техническим отделом (ТКБ) АТБ определяется объем демеркуризационных мероприятий.
    При проведении демеркуризации следует помнить, что ртуть легко может быть перенесена на непораженные участки конструкции и другие ВС. Поэтому лица, работающие в пораженной зоне не должны входить в той же обуви в другие отсеки или работать в ней на других ВС.
    Работы по очистке от ртути ВС должны включать:
    - снятие в зонах обнаружения ртути кресел, ковров, бытового и другого съемного оборудования и замену их на новые. Загрязненные ртутью предметы должны быть уничтожены (раздел 4);
    - снятие багажных полов и теплозвукоизоляции под ними. Теплозвукоизоляция должна быть заменена на новую, а снятая уничтожена (раздел 4);
    - демеркуризационную обработку помещений ВС, за которые попала ртуть.
    В демеркуризационных работах предусматривается:
    - механический способ удаления всей обнаруженной "залежной" ртути;
    - химическая демеркуризация мест попадания ртути (производится в том случае, если механическим путем не удается добиться полного освобождения конструкции от ртути);
    - проведение повторных анализов воздуха и смывов с поверхности элементов конструкции для определения наличия ртути;
    - определение состояния защитных покрытий и наличия коррозии.
    После выполнения демеркуризации необходимо произвести тщательную дефектацию конструкции ВС. При дефектации конструкции следует обращать особое внимание на состояние герметика и уплотнительных лент в местах стыка заклепочных соединений. При обнаружении зазора между сопрягаемыми элементами и возможности попадания в него капель ртути, данный участок заклепочного соединения подлежит замене.
    При наличии в зоне пролива ртути негерметичных приборов, влияющих на безопасность полетов, такие приборы подлежат демонтажу и проверке.
    В случае, если повторными анализами воздуха в отсеках ВС и смывов с поверхности элементов конструкции установлено наличие ртути, процесс демеркуризации следует повторить.
    Допустимая концентрация остаточной ртути в смывах с элементов конструкции - 0,000005 мг/см.
    При обнаружении на элементах конструкции коррозий и разрушений защитных покрытий следует после демеркуризационных работ произвести противокоррозионную обработку этих участков: зачистку очагов коррозии и восстановление покрытий в соответствии с действующей документацией.
    В случае, если в процессе дефектации установлено, что ртуть попала в отсеки ВС, из которых в условиях эксплуатационных предприятий она не может быть удалена, ВС следует направить во внеочередной ремонт.
    При направлении ВС в ремонт в заказе следует указать, какие мероприятия были выполнены по удалению ртути в эксплуатационном предприятии.
    

2.2. Механическая очистка конструкции ВС от ртути

    
    При механической очистке конструкции ВС "залежную" ртуть следует собирать с помощью пылесоса промышленного назначения. Для предотвращения загрязнения пылесоса необходимо установить двугорлую склянку или склянку Дрекселя, заполненную 0,2% раствором перманганата калия, подкисленного соляной кислотой (уд.вес 1,19) из расчета 5 мл на 1 л раствора, между свободным концом и засасывающим аппаратом (рис. 2.1).     
    


Рис. 2.1. Установка для собирания ртути

    
    Оставшиеся мелкие капли ртути следует собрать с помощью "ртутного магнита", представляющего собой амальгированную медную или латунную пластинку или кисть из медной или латунной проволоки. Перед использованием пластину или кисть промывают ацетоном, высушивают, затем окунают в пяти- или десятипроцентную азотную кислоту (при работе с кислотой следует руководствоваться ГОСТ 24627-81). Обработанная таким образом кисть (пластина) хорошо амальгимируется ртутью и может быть применена для собирания капелек ртути, оставшихся после уборки с помощью пылесоса. Капельки ртути, прилипшие в процессе собирания к кисти, стряхивают в отдельный сосуд, заполненный 0,2%-ным раствором перманганата калия, подкисленного соляной кислотой.
    После проведения указанных работ следует произвести тщательную промывку поверхностей моющим раствором "Аврол-1" с последующим душеванием теплой водой (40-50°С) в течение 20-30 минут, просушку теплым воздухом и последующую протирку салфетками, смоченными бензином "Калоша" или жидкостью "Нефрас", а потом этиловым спиртом (норма расхода этилового спирта - 75 мл на 1 м).
    Затем следует провести проветривание помещений самолета путем открывания всех дверей и люков.
    
    Примечание. Перед выполнением промывки жгуты и ШР-ы должны быть тщательно изолированы полиэтиленовой пленкой для устранения возможности попадания на них воды.
    
    После окончания указанных работ выполняют анализы воздуха помещений ВС и смывов с поверхностей конструкции на наличие ртути.
    Если механическим способом очистки не удается добиться освобождения от ртути участков конструкции (концентрация остаточной ртути в смывах с поверхности превышает 0,000005 мг/см), следует использовать химический способ демеркуризации.
    

2.3. Химический способ демеркуризации

    
    В качестве химических демеркуризаторов следует использовать следующие растворы:
    - для обработки конструкции планера - водный раствор, содержащий 4 % персульфата калия (ГОСТ 4146-74) и 1% тиомочевины (ГОСТ 6344-52) с добавкой 0,1% бензосульфамида (ТУ 2764-51). Авторское свидетельство №1051103;
    - для обработки поверхностей багажных полов - водный раствор, содержащий 4% персульфата гелия, 1% тиомочевины. Авторское свидетельство №1060067.
    Действие демеркуризаторов основано на окислении ртути и связывания образующихся ионов и комплексы с тиомочевинной.
    Растворы для демеркуризации готовят следующим образом. На 1 л воды берут 10 г персульфата калия, 10 г тиомочевины на 1 г бензолсульфамида, для ускорения растворения компонентов применяют тщательное перемешивание и подогрев до температуры 40-50°С (на водяной бане). Для приготовления состава, предназначенного для демеркуризации полов, бензосульфамид не добавляют.
    
    ПРИМЕЧАНИЯ.
    1. При приготовлении раствора не следует допускать его перегрев во избежание  поражения органической части раствора.
    2. Раствор следует готовить непосредственно перед применением. Срок годности разового раствора 12 ч.
    3. Раствор следует хранить в закрытой таре темного стекла или в эмалированной посуде.
    
    Перед нанесением раствора обрабатываемый участок поверхности необходимо обезжирить с помощью салфеток, смоченных чистым бензином марки "Калоша" или жидкостью "Нефрас".
    Обработка поверхности конструкции ВС химическим демеркуризатором должна производиться путем наложения ветоши, хорошо смоченной раствором на участок, загрязненный ртутью. При этом следует не допускать высыхания ветошной поверхности. С этой целью необходимо заменять ветошь на новую, также хорошо смоченную демеркуризатором. Такая непрерывная обработка раствором должна производиться в течение 4-5 часов, после чего выполняют многократную отмывку поверхности от остатков демеркуризатора и образующихся соединений душеванием теплой водой в течение не менее 30 минут до нейтральной реакции промывных вод (по лакмусовой бумажке). Затем поверхность просушивают теплым воздухом (50-60°С) от подогревателя МП-300 или МП-85.
    После этого проводят анализ смывов с поверхности для определения наличия ртути. При превышении концентрации остаточной ртути величины 0,000005 мг/см указанную обработку поверхности следует повторить.
    После проведения всех демеркуризационных работ производится окончательная промывка поверхностей моющим раствором "Аэрол" с последующим душеванием теплой водой (50-60°С) в течение 20-30 минут и просушка теплым воздухом. Затем следует выполнить проветривание помещений ВС путем открывания всех люков и дверей.
    После этого выполняют анализы проб воздуха помещений ВС и смывов с поверхностей конструкции на наличие ртути.
    

3. РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ВС, ЗАГРЯЗНЕННЫХ
РТУТЬЮ, ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИХ В РЕМОНТ

    
    При поступлении ВС в ремонт необходимо установить по записям в формуляре и заказе на ремонт зоны загрязнения ртутью и мероприятия, проводимые в эксплуатации.
    Затем следует выполнить анализы проб воздуха и смывов с поверхностей конструкции на наличие ртути, выполнить тщательную дефектацию зон загрязнения путем визуального осмотра и с помощью лупы 4-10-кратного увеличения.
    При обнаружении в конструкции ртути следует произвести демеркуризационные работы (см. раздел 2 настоящих Рекомендаций).
    После выполнения демеркуризации с участков, на которых обнаружена ртуть, удаляют (смывают) лакокрасочное покрытие по действующей технологии смывки. Затем производят тщательную дефектацию с целью обнаружения очагов коррозии, трещин, а также выполняют отбор и анализ смывов с элементов конструкции для определения наличия ртути. При обнаружении остатков ртути демеркуризацию повторяют.
    Если в процессе дефектации на элементах конструкции будет обнаружена межкристаллитная, расслаивающая коррозия, коррозионные трещины, наличие остатков ртути выше допустимой концентрации (выше 0,000005 мг/см), то такие элементы конструкции подлежат замене на новые.
    При выполнении дефектации особое внимание следует обратить на состояние стыков элементов друг с другом, заклепочных швов, силовых элементов конструкции. При обнаружении зазора между сопрягаемыми элементами и возможности попадания в него ртути данный участок заклепочного соединения подлежит замене.
    На участке конструкции с наибольшим количеством ртути, обнаруженной в эксплуатации  (запись в формуляре), следует произвести выборочную расклепку от обшивки одного из стрингеров на длине 1-2 м, выполнить тщательную дефектацию этой зоны, взять смывы в зоне расклепки для определения наличия ртути. При обнаружении ртути данный участок конструкции подлежит замене. Возможность замены силовых элементов конструкции, способы замены, размеры заменяемых элементов должны согласовываться с организаторами-разработчиками ВС.
    Указанные мероприятия следует рассматривать как дополнительные к технологии капитального ремонта ВС.
    Примечнание: При невозможности восстановления ВС, загрязненных ртутью, из-за расположения зон попадания ртути в недоступных для проведения демеркуризации отсеках конструкции, решается вопрос о списании ВС.
    

4. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ДЕМЕРКУРИЗАЦИОННЫХ РАБОТАХ

    
    4.1. При поступлении в АТБ или на завод ВС, загрязненных ртутью, командир авиапредприятия назначает бригаду и ответственное лицо для проведения демеркуризационных работ.
    4.2. Лица, допускаемые к работам со ртутью, должны пройти предварительный медицинский осмотр согласно приказу МГА от 15.05.85 г. №105 и вводный производственный инструктаж со сдачей зачета по технике безопасности и мерам личной гигиены при работе со ртутью. Администрация периодически (1-2 раза в год) должна проводить семинары по обучению персонала мероприятиям по профилактике ртутных интоксикаций.
    4.3. Лица, проводящие любые работы, связанные с демеркуризацией ВС (демонтаж оборудования, снятие полов и теплозвукоизоляции, механическую и химическую очистку конструкции от ртути, уничтожение загрязненного ртутью оборудования, сбор ртути из ловушек и извлечение ее из промывных вод, утилизацию собранной ртути и уничтожение протирочного материала) должны применять средства индивидуальной защиты (ГОСТ 12.4.103-80).
    Для защиты кожи применяют комбинезоны глухого покроя, без карманов, глухие халаты из светлой хлопчатобумажной неворсистой ткани типа миткаля или более плотных.
    Для защиты рук используют резиновые или полиэтиленовые перчатки.
    Для защиты органов дыхания применяют фильтрующий противогаз марки "ФГ-3" (при насыщенной концентрации паров ртути). При низких концентрациях возможно применение респираторов марки "Ф-46К" с противортутным патроном марки "Г".
    Обувь применяют с гладким верхом.
    4.4. Средства индивидуальной защиты, применяемые работающими, должны проверяться бригадиром или начальником смены перед началом работ по демеркуризации ВС.
    4.5. Персонал, проводящий демеркуризационные работы, должен соблюдать следующие гигиенические требования.
    Полоскать рот в течение рабочего дня (через 1,5-2 часа) и после выполнения работы 0,25%-ным раствором перманганата калия.
    После окончания работ снять спецодежду и принять душ.
    Перед приемом пищи также необходимо снять спецодежду принять душ и прополоскать рот 0,25%-ным раствором перманганата калия.
    

Запрещается:

хранение пищи, а также курение в помещениях, где проводятся демеркуризационные работы.

    
    4.6. Лица, допущенные к работам со ртутью, должны проходить медицинский осмотр 1 раз в 12 месяцев у терапевта, невропатолога, стоматолога, согласно приказу № 700 Минздрава СССР.
    4.7. Снятое с ВС оборудование, загрязненное ртутью, вся спецодежда, салфетки, обтирочная ветошь подлежат сжиганию в специальной таре (металлических ящиках) с последующим захоронением в соответствии с "Санитарными правилами проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов", (утв. Минздравом СССР 22.08.77, № 17.5-77).
    4.8. Сточные воды после механической и химической демеркулизации должны направляться в канализацию промстоков.
    

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС,
ПОДВЕРГШИХСЯ ЗАГРЯЗНЕНИЮ РТУТЬЮ

    
    Самолеты и вертолеты, которые подверглись загрязнению ртутью должны быть поставлены в предприятиях ГА на учет и находиться под особым контролем в эксплуатации и при последующих ремонтах.
    Сведения о таих ВС должны быть сообщены в ГУЭРАТ МГА и в ГосНИИ ГА.
    В эксплуатационных предприятиях ГА при техническом обслуживании ВС, на которых ранее были произведены демеркуризационные работы, в период подготовки их к весеннее-летней и осеннее-зимней эксплуатации и следует производить тщательный контроль состояния зон попадания ртути. Эти работы следует приурочивать к трудоемким формам технического обслуживания.
    При поступлении ВС в очередной и последующий ремонты необходимо проводить вновь анализы воздуха и смывов на наличие ртути в зонах конструкции, обозначенные на схеме расположения участков загрязнения ртутью.
    При обнаружении ртути следует произвести вновь демеркуризационные мероприятия.
    При выполнении дефектации и ремонта самолетов и вертолетов проводить повышенный контроль состояния элементов конструкции в зонах, ранее загрязненных ртутью.
    
    

Начальник НИО-10 ГосНИИ ГА

В.К. Калиновский

 

 

Начальник 101 отдела ГосНИИ ГА

А.А. Овсянников

    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование