- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА |
Начальникам |
Объявляю для руководства утвержденные Минтрансом России и Госкомимуществом России "Основные принципы разделения авиационного предприятия на самостоятельные авиакомпанию и аэропорт, а также выделения подразделений, связанных с обеспечением единой системы УВД, в государственную службу".
Начальникам региональных управлений воздушного транспорта довести указанный документ до авиапредприятий региона, подлежащих реорганизации.
Директор Департамента |
В.В.Замотин |
УТВЕРЖДАЮ |
УТВЕРЖДАЮ |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ АВИАКОМПАНИЮ И АЭРОПОРТ,
А ТАКЖЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УВД,
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ
Раздел I. Разделение авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт
I. Общие положения
Разделение предприятий воздушного транспорта (ОАО, ПО долее по тексту - предприятия) на аэропорт и авиакомпанию направлено на исключение монопольного положения авиакомпаний на рынке авиаперевозок, обеспечение условий для их конкуренции, повышение общей эффективности системы воздушного транспорта. Авиакомпания является предприятием , осуществляющим эксплуатацию воздушных судов. Авиакомпания осуществляет продажу авиационных перевозок, работ и услуг, летную эксплуатацию техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов и авиарейсов.
Авиакомпании могут арендовать или иметь в аэропортах собственные технологические линии бортпитания, обслуживания пассажиров, обработки грузов и почты, владеть или арендовать необходимые для реализации этих процессов, а также технического обслуживания и ремонта авиационной техники помещения, сооружения и оборудование при наличии возможности их эксплуатационного содержания и только в целях обеспечения авиационных перевозок.
Аэропорт является предприятием осуществляющим прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживание полетов воздушных судов, экипажей и имеющим для этих целей необходимые наземные объекты и оборудование, сооружения. Аэропорт обеспечивает прием и выпуск воздушных судов, осуществляет эксплуатацию аэродрома, аэровокзала, средств хранения и заправки ГСМ, техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов, эксплуатацию средств обеспечения технологических процессов в зоне аэропорта теплом, электроэнергией, транспортом и связью. Аэропорт осуществляет и другие виды деятельности, сдает по конкурсу в аренду, концессии и на иных договорных условиях предприятиям объекты, сооружения, здания, нежилые помещения, оборудование и земельные участки для производственной и коммерческой деятельности в целях расширения возможностей по самофинансированию текущих и капитальных затрат.
При приватизации аэропортов, являющихся монопольными структурами на Российском и региональном рынках, в план приватизации включаются требования об обязательном заключении соглашения (договоров) с антимонопольным органом, предусматривающего обязательства предприятия по недопущению монополистической деятельности и ответственности за их невыполнение, на основе типового соглашения (договора).
2. Разделение подразделений (служб)
В состав авиакомпаний включаются следующие типовые подразделения предприятия:
- летные отряды (летный комплекс, эскадрильи);
- инженерно-авиационная служба;
- служба бортпроводников;
- служба планирования и продажи авиаперевозок (коммерческие, маркетинговые и т.п. операции).
В состав аэропорта включаются следующие типовые подразделения и предприятия:
- аэродромная служба;
- подразделения обслуживания пассажиров и грузовой клиентуры в аэропорту (прием и отправка, досмотр, регистрация, информационное обеспечение, подготовка бортового питания);
- служба горюче-смазочных материалов;
- служба электро - и светотехнического обеспечения полетов;
- служба спецтранспорта (автохозяйство);
- служба теплотехнического и санитарно-технического обеспечения полетов;
- отдел эксплуатации наземных сооружений;
- отдел капитального строительства;
- ремонтно-строительный участок;
- служба главного механика;
- метрологическая лаборатория;
- гостиница, профилакторий;
- медико-санитарная часть;
- аварийно-спасательная служба;
- подразделение ВОХР;
- жилищно-капитальный отдел.
Аэропорт может создавать собственные службы для технического обслуживания воздушных судов.
Авиакомпания может использовать собственный персонал на линиях регистрации, встречи и посадки пассажиров своих рейсов и на других технологических линиях и объектах аэропорта. При этом соответствующее технологическое оборудование и производственные площадки аэропорта используются авиакомпанией на договорной основе различных форм.
Типовая схема распределения служб между авиакомпанией и аэропортом при разделении авиапредприятия приведена в таблице 1.
3. Разделение имущества
Авиакомпании передаются воздушные суда, авиадвигатели, запасные части и материалы к ним, технологическое оборудование, машины, приборы, устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника, прочие машины и оборудование, инструмент, производственный инвентарь и прочие основные фонды, а также отдельно расположенные сооружения (сборно-разборные), исходя из доли обслуживания базовых воздушных судов.
За аэропортом закрепляется имущество, предназначенное для обеспечения обслуживания в аэропорту авиаперевозчиков, пассажиров и клиентуры, все недвижимое имущество, земельные участки под недвижимым имуществом и прилегающие к ним территории.
В состав уставного капитала акционерного общества образуемого на базе авиапредприятия (аэропорта) не включается стоимость имущества объектов, сооружений, систем и средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов, навигации, посадки и электросвязи (за исключением используемых для нужд авиакомпаний и аэропортов подвижных радиостанций и информационной техники); аэродромы федерального значения классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией - взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, концевые полосы торможения, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, перроны, ограждения аэродромов; объекты светотехнического оборудования, системы электроснабжения аэродромов, объектов РТО и УВД;
Указанные сооружения и объекты (за исключением сооружений и объектов управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи) используются создаваемым акционерным обществом на условиях долгосрочного договора об аренде (10-50 лет) в соответствии с типовым договором, утверждаемым Госкомимуществом России и Минтрансом России. В договор аренды имущества и объектов аэропортов в обязательном порядке включаются условия их поддержания в исправном состоянии и соблюдения технических норм эксплуатации, а также при необходимости обязательства по модернизации и развитию указанного имущества и объектов.
Сооружения и объекты управления воздушным движением передаются акционерным обществам на условиях договора в оперативное управление до их передачи в соответствующее государственное учреждение по ИВП и УВД.
Аэропорт обязан обеспечить право равного доступа авиакомпаниям, в том числе предоставлять им в аренду необходимое оборудование, спецтранспорт, площади и помещения.
Типовой состав имущества, закрепляемого за авиакомпанией и аэропортом при разделении авиапредприятия, приводится в таблице 2.
4. Взаимоотношения аэропорта и авиакомпании
В целях сохранения технологических связей по приему и отправке воздушных судов и обслуживанию воздушных перевозок аэропорт совместно с выделившейся авиакомпанией заключает договор о хозяйственных отношениях, который должен установить порядок оказания услуг и юридическую ответственность сторон.
В перечень услуг, по которым устанавливаются преимущественные права для базовой авиакомпании, включаются:
- использование имущественного комплекса службы ГСМ (аренда, совместное использование, квотирование топлива);
- использование грузовых складов и терминалов;
- использование транспорта специального и общего назначения и др.
Выделившаяся авиакомпания и аэропорт заключают также договор об аренде (использовании) ангара, мет стоянок самолетов, помещений, необходимых средств и оборудования для технического обслуживания и ремонта авиационной техники, других объектов и имущества, необходимых для обеспечения выполняемых авиакомпанией авиаперевозок. Передача указанного имущества авиакомпанией в субаренду не допускается.
Аренда, концессии по обслуживанию основной деятельности авиаперевозчиков предоставляются за минимальную плату, основанную на компенсации полных издержек аэропорта по обеспечению непосредственно авиационной деятельности и воспроизводству используемого имущества. Указанные платежи арендаторы и концессионеры перечисляют непосредственно на счет аэропорта.
По согласованию между аэропортом и авиакомпанией допускаются отдельные отклонения от данных Основных принципов, если они оформлены в разделительном балансе, подписанном сторонами, или соответствующим договором.
В случае разногласий по вопросам разделения предприятий решение принимается совместно Госкомимуществом России и Минтрансом России.
Раздел II. Выделение служб управления воздушным движением и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи
При выделении из состава авиапредприятий (аэропортов) служб, связанных с управлением воздушным движением и созданием на их базе самостоятельных учреждений этим учреждениям передаются в обязательном порядке:
- радиолокационные объекты всех назначений;
- объекты радионавигации;
- оборудование автоматизированных систем УВД, не входящих в состав самостоятельных центров АУВД;
- линейно-кабельные сооружения объектов УВД, обеспечивающие связь и энергоснабжение по низкой стороне;
- передающие и приемные радиоцентры;
- аппаратура обработки, отображения и документирования информации;
- аварийные источники электропитания объектов радиотехнического обеспечения полетов;
- оборудование ремонтно-эксплуатационных мастерских по ремонту и техническому обслуживанию средств РТО электросвязи;
- здания, сооружения, технические и транспортные средства, а также другое имущество, предназначенное исключительно для обеспечения процессов УВД и радиотехнического обеспечения полетов.
Принадлежность другого имущества, необходимого для обеспечения функционирования учреждений по ИВП и УВД, определяется в индивидуальном порядке, исходя из условий работы конкретного предприятия.
Использование учреждением по ИВП и УВД отдельных помещений в зданиях, принадлежащих предприятию воздушного транспорта, а также использование предприятиями воздушного транспорта отдельных помещений в зданиях, принадлежащих или арендуемых учреждением по ИВП и УВД, осуществляется на договорных условиях за минимальную плату, основанную на компенсации полных издержек по обеспечению непосредственно авиационной деятельности и воспроизводству используемого имущества. Указанные платежи арендаторы и концессионеры перечисляют непосредственно на счет предприятия воздушного транспорта (или, в соответствующих случаях, учреждения по ИВП и УВД). Передача рассматриваемых помещений в субаренду не допускается.
Самолеты лаборатории, используемые в качестве инструментальных средств объективного контроля технических характеристик наземного радиотехнического оборудования УВД, навигации, посадки и электросвязи в том числе необходимое для производства их полетов специальное оборудование, не включаются в состав уставного капитала акционерных обществ, образуемых на базе авиапредприятий.
Раздел III. Выделение агентств воздушных сообщений
Агентства воздушных сообщений, входящие в состав авиапредприятий Федерального значения, подлежат выделению в самостоятельное авиапредприятие. При разделе авиапредприятий регионального значения агентства могут включаться в состав аэропорта в качестве обособленного подразделения (филиала) с открытием ему отдельного расчетного счета. Авиакомпания может создать самостоятельное агентство воздушных сообщений.
Раздел IV. Разделение фондов, активов и пассивов предприятия
Средства на расчетном счете, запасы, затраты, дебиторская и кредиторская задолженность, займы, вклады в банки и уставный капитал акционерных обществ, учреждаемых предприятием, делятся между авиакомпанией и аэропортом следующим образом: остатки средств, предназначенные на оплату и стимулирование труда работников и социальные цели, делятся пропорционально численности персонала (базовому фонду оплаты труда); средства, предназначенные на развитие производства и другие средства распределяются пропорционально стоимости основных производственных фондов и с учетом производственно-технологической принадлежности.
При выделении из авиапредприятия служб управления воздушным движением и ЭРТОС, создаваемому на их базе учреждению передаются производственные запасы и другие оборотные средства, обязательства по кредитам, дебиторская и кредиторская задолженность, долговременные вложения и другие статьи баланса в соответствии с их производственно-технологической принадлежностью.
Раздел V. Разделение объектов социального назначения
Объекты социально-культурного назначения носят как правило, убыточный характер и принадлежат в равной мере (пропорционально численности) каждому из формируемых новых предприятий. Применительно к указанным объектам возможны следующие решения:
- передача на баланс местных органов власти (по мере их готовности);
- передача в ведение аэропорта с закрепленными договором обязательствами аэропорта предоставлять их в пользование авиакомпании и учреждениям по ИВП и УВД, которые принимают участие в финансировании деятельности пропорционально численности работников.
Включение объектов социально-культурного назначения в состав имущества предприятий, либо предоставление предприятиям права пользования этим имуществом устанавливается действующим законодательством.
Использование объектов социально-культурного назначения в полном объеме или по отдельным направлениям деятельности возможно на основе совместного использования путем создания полного товарищества с долевым участием каждой из заинтересованных сторон.
Раздел VI. Правопреемство
При разделении авиапредприятия на аэропорт и авиакомпанию, а также при выделении в самостоятельное предприятие агентства воздушных сообщений, самостоятельное учреждение служб по УВД правопреемниками прав и обязанностей становятся вновь созданные предприятия и учреждение в соответствии с их производственно-технологическим назначением.
Таблица 1
Типовая схема
распределения служб между авиакомпаний
и аэропортом при разделении авиапредприятия
№ |
Наименование службы |
Отнесение функций | |
|
|
Авиаком- |
Аэропорт |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Летные отряды, эскадрильи |
+ |
|
2 |
Службы бортпроводников |
* |
|
3 |
Служба движения (до создания учреждения по УВД и ИВП) |
|
+ |
4 |
База эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (до создания учреждения по УВД и ИВП или специализированного предприятия по ЭРТОС) |
|
+ |
5 |
Служба навигационно-штурманского обеспечения полетов |
|
+ |
6 |
Летно-штурманский отдел |
|
|
7 |
Отдел организации летной работы |
+ |
|
8 |
АТБ (подразделение обеспечивающие обслуживание воздушных судов по периодическим формам регламента) |
|
|
9 |
Цех (цеха) оперативного обслуживания воздушных судов |
+ |
* |
10 |
Другие цеха (участки) подразделения АТБ |
+ |
|
11 |
Базовая поверочная метрологическая лаборатория |
* |
+ |
12 |
Аэродромная служба |
|
+ |
13 |
Служба спецтранспорта, комплекс аэродромно-технического обеспечения полетов |
* |
+ |
14 |
Служба горюче-смазочных материалов |
|
+ |
15 |
Служба теплотехнического и санитарно-технического обеспечения полетов |
|
+ |
16 |
Служба электро- и светотехнического обеспечения полетов |
|
|
17 |
Служба главного механика |
* |
+ |
18 |
Технический отдел |
|
+ |
19 |
Экспериментальный участок, мастерские |
|
+ |
20 |
Отдел эксплуатации наземных сооружений |
|
+ |
21 |
Отдел капитального строительства |
|
+ |
22 |
Ремонтно-строительный участок, управление |
|
+ |
23 |
Проектно-сметная группа |
|
|
24 |
Хозяйственный отдел |
|
* |
25 |
Желищно-коммунальный отдел |
|
+ |
26 |
Производственно-диспетчерская служба авиационного предприятия, объединения |
+ |
+ |
27 |
Служба организации перевозок |
* |
+ |
28 |
Служба организации международных перевозок |
* |
|
29 |
Почтово-грузовой комплекс |
* |
+ |
30 |
Аэровокзальная служба |
|
+ |
31 |
Гостиница |
* |
+ |
32 |
Профилакторий |
* |
+ |
33 |
Информационно-вычислительный центр |
* |
|
34 |
Городское агентство ** |
* |
* |
35 |
Первый отдел, отделение |
+ |
+ |
36 |
Второй отдел |
+ |
+ |
37 |
ВОХР |
|
+ |
38 |
Сторожевая охрана |
|
|
39 |
Аварийно-спасательная служба, группа |
|
+ |
40 |
Отдел кадров |
+ |
+ |
41 |
Отдел охраны труда и техники безопасности |
+ |
+ |
42 |
Медико-санитарная часть |
* |
+ |
43 |
Отдел материально-технического обеспечения |
+ |
+ |
44 |
Планово-экономический отдел |
|
* |
45 |
Отдел организации труда и заработной платы |
+ |
+ |
46 |
Лаборатория НОТ |
+ |
+ |
47 |
Отдел бухгалтерского учета и финансов |
+ |
+ |
48 |
Контрольно-ревизионный отдел |
+ |
+ |
49 |
Инспекция по безопасности полетов |
|
|
50 |
Юридический отдел |
|
|
51 |
Отдел заключения договоров |
+ |
+ |
52 |
Канцелярия |
+ |
+ |
53 |
Штаб |
+ |
+ |
|
Условные обозначения: |
+ |
Функции службы при стартовом разделе авиапредприятия относятся к авиакомпании и аэропорту |
|
|
* |
В перспективе возможно создание предприятием собственной службы |
Таблица 2
ТИПОВОЙ СОСТАВ ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЯЕМОГО
ЗА АВИАКОМПАНИЕЙ И АЭРОПОРТОМ ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ
АВИАПРЕДПРИЯТИЯ
№ |
Наименование основных фондов |
Принадлежность |
Принадлежность | |
|
|
Авиаком- |
Аэро- |
дуальном порядке, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Летная эксплуатация |
|
|
|
|
- воздушные суда, авиадвигатели, запасные части к ним |
+ |
|
|
|
- отдельно расположенные здания, занимаемые исключительно работниками летного комплекса |
+ |
|
|
|
- технологическое оборудование, приборы, вычислительная техника, производственный и хозяйственный инвентарь предназначенные для летного комплекса |
+ |
|
|
2 |
Техническое обслуживание воздушных судов |
|
|
|
2.1 |
Оперативное обслуживание на перроне |
|
|
|
|
- здания и сооружения |
|
|
+ |
|
- стационарное технологическое оборудование |
|
+ |
|
|
- приборы, оборудование, инструменты, инвентарь |
+ |
|
|
2.2 |
Периодическое обслуживание |
|
|
|
|
- ангар |
|
|
+ |
|
другие отдельно расположенные здания и сооружения, используемые исключительно базовой авиакомпанией |
|
|
+ |
|
- приборы, оборудование, инструменты, инвентарь |
+ |
|
|
3. |
Обеспечение авиаГСМ |
|
|
|
|
- имущество |
|
+ |
|
|
- службы ГСМ |
|
|
|
4. |
Аэродром и его эксплуатационное содержание |
|
|
|
|
- ВПП, РД, перрон |
|
+ |
|
|
- места стоянок ВС: |
|
|
|
|
для оперативного обслуживания на перроне |
|
+ |
|
|
другие МС |
|
|
+ |
|
- технические средства и технологическое оборудование |
|
+ |
|
5. |
Обслуживание авиаперевозок (коммерческое обслуживание ВС на перроне, обслуживание пассажиров обработка багажа, почты и грузов) |
|
|
|
|
- аэровокзал, гостиница |
|
+ |
|
|
Привокзальная площадь с сооружениями и зданиями |
|
+ |
|
|
Грузовой склад |
|
+ |
|
|
Цех бортпитания |
|
+ |
|
|
- технические средства и технологическое оборудование |
|
+ |
|
6. |
Обеспечение производства авто- и спецтранспорта |
|
|
|
|
- авто- и спецтранспорт, используемый для обслуживания всех видов производственных процессов в аэропорте, включая обслуживание транзитных полетов |
|
+ |
|
|
- спецтранспорт, используемый исключительно для обслуживания авиакомпании |
+ |
|
|
|
Автотранспорт, предназначенный для административно-хозяйственных целей |
|
|
+ |
|
- здания и сооружения |
|
+ |
|
|
оборудование, приборы, инструменты, запчасти |
|
+ |
|
7. |
Объекты, здания, сооружения, оборудование и другое имущество, используемое для тепло- и сантехнического обеспечения |
|
+ |
|
8. |
Объекты, здания, сооружения, оборудование и другое имущество, используемое для электросветотехнического обеспечения полетов |
|
+ |
|
9. |
Объекты, здания, сооружения, оборудование и другое имущество служб эксплуатации и развития наземной базы (ОЭНС, ОКС, ГСГ, ГСМ и др.) |
|
+ |
|
10. |
Имущество учебных классов, тренажерные комплексы |
|
|
+ |
11. |
Электронно-вычислительная техника и другие средства и имущество используемые в управлении производством |
|
|
+ |
12. |
Объекты системы и средства УВД радиотехнического обеспечения полетов навигации посадки и электросвязи |
|
+ |
+ |
13. |
Автоматическая телефонная станция |
|
+ |
|
14. |
Городское агентство воздушных сообщений |
|
|
+ |
15. |
Медико-санитарная часть (с договорными обязательствами аэропорта для авиакомпании участвующей в финансировании).) |
|
+ |
|
16. |
Профилакторий (с договорными обязательствами для авиакомпании, участвующей в финансировании) |
|
1+0 |
|
17. |
Объекты соцкультбыта (с договорными обязательствами аэропорта для авиакомпании, участвующей в финансировании) |
|
+ |
|
Директор Департамента |
Начальник Главного управления |