- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Приложение 1
к Указанию МГА
№ 233/У от 15.04.86
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ
ПРОТИВОКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие рекомендации предусматривал условия, порядок и технологические приемы комплексного применения средств противокоррозионной защиты планера и специального оборудования воздушных судов (ВС) сельскохозяйственного использования при их ремонте и техническом обслуживании.
1.2. В состав рекомендуемого комплекса противокоррозионных средств включены серийно выпускаемые лакокрасочные и порошковые полимерные покрытия, профилактические противокоррозионные средства, эффективность применения которых обусловлена результатами исследований ГосНИИ ГА и его Краснодарским филиалом и данными производственной апробации.
1.3. Выбор средств из рекомендованного комплекса для практического использования производится ИТР ремонтных и эксплуатационных предприятий ГА в зависимости от состояния объектов ремонтируемой или обслуживаемой техники, наличия необходимых условий для применения оборудования и материалов.
2. СРЕДСТВА ПРОТИВОКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ
И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИХ НАНЕСЕНИЯ
Рекомендуемые средства и оборудование для их нанесения приведены в таблице 1.
Таблица 1
№№ п/п |
Наименование средства |
ГОСТ или ТУ |
Завод изготовитель |
Оборудование, инструменты, приспособления |
Область применения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) |
|
|
|
Обшивка и силовой набор фюзеляжа ВС; |
|
шпатлевка |
ГОСТ 10277-76 |
Загорский ЛКЗ |
Краскораспылитель, кисть |
Детали и узлы авиационной с.х. |
|
эмаль ЭП-773 |
ГОСТ 23143-78 |
Липский ЛКЗ |
|
аппаратуры опрыскивания |
|
грунт СХ-059 |
ГОСТ 23494-79 |
|
|
|
|
эмаль ХС-759 |
ГОСТ 23494-79 |
|
|
|
|
лак ХС-724 |
ГОСТ 23494-79 |
|
|
|
2. |
Порошковые полимерные материалы: |
|
|
Термошкаф на 300°С с автоматической |
Детали авиационной с.-х. аппаратуры |
|
эпоксидная краска П-ЭП-177А |
ТУ-6-10 |
Ярославское П/О Лакокраска |
регулировкой температуры. "Кулон" и |
|
|
пентапласт А |
ТУ 6-05 |
Уфимский химзавод |
"АЗП-1", линия "Радуга". |
|
|
фторопласт |
ТУ 6-05 |
Охтинское НПО "Пластополимер" |
Устройство для подачи сжатого воздуха. Набор сит с ячейками (ГОСТ 3584-73) |
|
3. |
Профилактические средства: |
|
|
Краскораспылитель, кисть |
Обшивка и силовой набор фюзеляжа |
|
Эласкон К-60 |
ГДР, Дрезден, з-д Эласконов |
|
|
|
|
Коримун КМ-049 |
ГДР, з-д минеральных масел г. Лютцкенлорф |
|
|
|
|
Водно-восковая дисперсия ЗВВД-13 |
ТУ 38, 101716-78 |
Оренбургский опытно - промышленный нефтемаслозавод |
|
|
4. |
Смазки: Эласкон 30 |
|
ГДР, г. Дрезден, з-д Эласконов |
Распылитель, кисть, шпатель |
Резьбовые соединения и соединен. других видов, незащищенные ЛКП |
|
ЦИАТИМ-201 |
ГОСТ6267-74 |
|
|
-"- |
5 |
Ингибиторы коррозии |
|
|
|
Для защиты отдельных участков планера |
|
Двузамещенный фосфат аммония (ДФА) |
ГОСТ 3772-74 |
|
Моечная машина, насос М-600, емкость |
Авиационная с.-х. аппаратура опрыскивания |
|
ИВХАН-25 состоящий из: |
|
|
|
|
|
фенилантраниловой кислоты |
ТУ 6-093592-74 |
|
|
|
|
олеиновой к-ты |
МРТУ 6-093592-74 |
|
|
|
|
едкий натр |
ГОСТ 4328-77 |
|
|
|
3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫХ СОСТАВОВ
3.1. Рекомендуемые лакокрасочные материалы применяются для защиты от коррозии силового набора и обшивки фюзеляжа самолета Ан-2 и его сельскохозяйственной аппаратуры при капитальном ремонте, а также в эксплуатационных предприятиях ГА для устранения дефектов покрытия при проведении работ по очередной форме технического обслуживания (ТО).
3.2. Порошковые полимерные материалы применяются для защиты и восстановления внешней поверхности деталей авиационной сельскохозяйственной аппаратуры, изготовленных из стали и алюминиевых сплавов, допускающих технологический нагрев до 180°С (например: крыльчатка, крышка, корпус, помпы Ам-42). Запрещается нанесение порошковых покрытий на детали, изготовленные из алюминиевых деформируемых сплавов - Амг6, Д18, В65, Д19, Д16, АК-41.
Порошковые покрытая наносятся на детали 1-й категории, а также бывшие в эксплуатации (с износом не более 10%).
3.3. Порошковые полимерные покрытия разрешается применять на деталях, изготовленных из сталей, алюминиевых деформируемых сплавов - АМг1, АМг5, всех алюминиевых литейных сплавов.
3.4. Профилактическими средствами обеспечивается дополнительная противокоррозионная защита зон силового набора и обшивки фюзеляжа ВС, указанных в таблице 2.
При использовании профилактических средств (кроме ЗВВД-13) должно быть исключено их попадание на резинотехнические изделия: шланги, трубопроводы.
3.5. Смазки используются для защиты всех резьбовых соединений и соединений других видов, незащищенных ЛКП.
3.6. Ингибитор ДФА применяется для ежедневной промывки сельскохозяйственной аппаратуры после работы с химикатами; ингибированный состав ИФХАН-25 - при длительных перерывах в работе перед хранением с.-х. аппаратуры.
Таблица 2
ЗОНЫ НАНЕСЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СОСТАВОВ
Номер варианта |
Марка профилак- |
Зоны нанесения профилактического состава |
При капи- |
В эксплу- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Эласкон К60 |
Внутренняя и наружная часть обшивки фюзеляжа в районе 5-26 шп. и стрингеров 4-0-4; |
+ |
+ |
|
|
наружная обшивка верхней части фюзеляжа в районе 5-8 шп. и стрингеров 20-25-20 |
+ |
+ |
|
|
задний лонжерон верхних и нижних крыльев между нервюрами 1 и 8; |
+ |
+ |
|
|
носок закрылков; |
+ |
+ |
|
|
вырез в фюзеляже в зоне загрузочного люка и контуры загрузочного люка; |
+ |
+ |
I |
|
днище, уголки и обшивка в зоне аккумуляторного отсека; |
+ |
+ |
|
|
наружная обшивка фюзеляжа под зализами верхнего крыла; |
+ |
+ |
|
|
задний лонжерон центроплана, киля и стабилизатора. |
+ |
+ |
|
Коримун КМ-049 |
Внутренняя поверхность фюзеляжа от 0 до 26 шпангоутов в районе стрингеров 4-25-4; |
+ |
+ |
|
|
силовой набор отъемных частей крыльев, рулей и киля (перед обтяжкой полотняной обшивкой). |
+ |
- |
|
Эласкон 30 или ЦИАТИМ-201 |
Все резьбовые соединения, а также соединения других видов, не защищенные ЛКП |
+ |
+ |
|
ЗВВД-13 |
Обшивка и силовой набор всей внутренней поверхности фюзеляжа от 5 до 26 шп.; |
+ |
+ |
II |
|
наружная обшивка верхней части фюзеляжа в районе 5-8 шп. и стрингеров 20-25-20; |
+ |
+ |
|
|
вырез фюзеляжа в зоне загрузочного люка и контуры загрузочного люка |
+ |
+ |
|
|
наружная обшивка фюзеляжа под зализами верхнего крыла; |
+ |
+ |
|
|
задний лонжерон киля стабилизатора |
+ |
+ |
|
ЦИАТИМ-201 |
Все резьбовые соединения И соединения других видов, незащищенных ЛКП |
+ |
+ |
|
ХП-I |
Задний лонжерон верхних и нижних крыльев между нервюрами 1 и 8; |
+ |
+ |
|
|
узлы крепления рулей; |
+ |
+ |
|
|
задняя кромка нижних корневых закрылков; |
+ |
- |
III |
|
днище, уголки и обшивка в зоне аккумуляторного отсека; |
+ |
+ |
|
|
наружная обшивка верхней части фюзеляжа в районе 5-8 шп. и стрингеров 20-25-20; |
+ |
+ |
|
|
наружная обшивка фюзеляжа под зализами верхнего крыла; |
+ |
+ |
|
|
обшивка и силовой набор внутренней поверхности фюзеляжа в районе 5-26 шпангоутов и стрингеров 25-0-25; |
+ |
+ |
|
|
шпангоут 15 в районе 5-0-5 стринг.; |
+ |
+ |
|
|
задний лонжерон центроплана, киля, стабилизатора; |
+ |
+ |
|
|
силовой набор руля высоты, киля, рулей поворота. |
+ |
- |
|
Смазка |
Контуры входной и грузовой дверей; |
+ |
+ |
|
|
Места соединений основных распорок плоскостей и фюзеляжа. |
+ |
+ |
|
ЦИАТИМ-201 |
Все резьбовые соединения |
+ |
+ |
4. ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ ОБШИВКИ И СИЛОВОГО НАБОРА
ФЮЗЕЛЯЖА САМОЛЕТА АН-2
4.1. Для защиты от коррозии обшивки и силового набора фюзеляжа самолета Ан-2 сельскохозяйственного использования следует применять одну из систем лакокрасочных покрытий, приведенных в таблице 3 и один из вариантов дополнительной защиты с помощью профилактических составов, указанных в таблице 2.
Таблица 3
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СИСТЕМЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
№№ |
Система покрытия |
Количество слоев |
Толщина слоя, мкм |
Применяемый растворитель | |
1 |
Шпатлевка ЭП-00-10 |
1 |
30-35 |
№ 646 | |
|
Эмаль ЭП-773 |
2 |
25-30 |
№ 646 | |
2 |
Грунтовка ЖС-059 |
1 |
20-25 |
Р-4 | |
|
Эмаль ХС-759 |
2 |
25-30 |
Р-4 | |
|
Лак ХС-724 |
1 |
15-20 |
Р-4 |
4.2. Технологический процесс получения рекомендуемой системы защиты от коррозии состоит из следующих операций:
- подготовка поверхности под окрашивание;
- нанесение грунтовок и лакокрасочных материалов;
- контроль качества окрасочных работ;
- нанесение профилактических противокоррозионных средств.
4.3. Подготовка поверхности.
4.3.1. Перед проведением окрасочных работ поверхность должна быть очищена с помощью моющих средств ДИАС (ТУ 38-1072-76) или ДЕГМОС (ТУ 3840849-80) в соответствии с инструкцией, утвержденной МГА 29.06.84г.
4.3.2. После очистки поверхности от загрязнений следует провести дефектацию старого лакокрасочного покрытия в целях определения целесообразности его удаления. Дефектация проводится в соответствии с руководством по ремонту и восстановлению лакокрасочных покрытий, утвержденным 13.02.74г.
4.3.3. Старое лакокрасочное покрытие должно быть удалено с помощью смывок АФТ-1 или СНБ-9, а затем поверхность необходимо промыть разжижителем 645 (или Р-5) и протереть насухо чистыми салфетками. Технологический процесс удаления покрытий должен проводится в соответствии с рекомендациями Руководства по ремонту и восстановлению ЛКП, утвержденными МГА 13.02.74г.
4.3.4. Если по результатам дефектации старое покрытие не подлежит удалению, то перед нанесением нового необходимо произвести его зачистку с помощью шлифовальных шкурок № 6-8.
4.3.5. Если на поверхности обнаружена коррозия, то продукты коррозии следует удалить следующим образом:
- в случае точечной коррозии (наружные поверхности) - жесткими волосяными или щетинными щетками.
Если продукты коррозии щеткой не удаляются, ее можно зачистить мелким порошком пемзы или наждачной пылью нанесенными на ветошь, предварительно смоченную в чистом бензине. Применять, другие более грубые средства (металлические щетки, опескоструивание) запрещается. В случае поражения обшивки очаговой коррозией - шлифовальными шкурками № 4-6 до полного выведения коррозионного очага. При этом необходимо, чтобы места зачистки имели плавные переходы к поверхности, не пораженной коррозией (без острых краев и заусениц).
С профилированных алюминиевых деталей (стрингеры, шпангоуты, нервюры) - наждачными шлифовальными шкурками № 4-6.
При коррозионных язвинах шарошкой иди шабером.
4.3.6. Удаление очагов расслаивающей коррозии на деталях из алюминиевых сплавов выполнять следующим образом:
- специально заточенным по форме очага коррозии шабером с закругленными краями - удалить продукты коррозии металла на всю глубину и ширину поражения, при этом работать шабером осторожно постепенно снимая слой за слоем пораженные коррозией слои металла во избежании случайного повреждения деталей и излишнего удаления непораженных коррозией слоев металла;
- зачистить поверхность очага коррозии шарошкой до шероховатости = 40 мкм, затем шкуркой № 5 или № 6. Между зачищенной поверхностью и поверхностью не затронутой коррозией, должны быть плавные переходы. Шероховатость поверхности после выведения коррозии
= (2,5-1,25) мкм.
4.3.7. Удалить продукты зачистки и зашкуривания после выведения коррозии х/б салфетками, смоченными бензином Б-70 или БР-1.
4.3.8. Определить полноту удаления очагов коррозии визуально с применением лупы 4-6-ти кратного увеличения. При этом продуктов коррозии, неблестящих участков металла, трещин и расслоений металла не должно быть.
Затем полноту удаления коррозии определить вихретоковым контролем с помощью дефектоскопов типа ВДЦ-2, ВДЦ-1, ВД-1ГА или ТВД. Электромагнитные дефектоскопы настраиваются на максимальную чувствительность на бездефектном участке контролируемой детали, затем производится сканирование на поверхности выборки коррозии. Сканирование на поверхности выборки очага коррозии проводить в двух взаимноперпендикулярных направлениях с шириной шага сканирования2 мм.
В случае, если коррозия удалена неполностью, определить зону обрабатываемого участка с остатками коррозионного поражения по направлению расслоения металла. Повторно зачистить обнаруженную зону с остатками коррозии на дополнительную глубину не более (0,1-0,2)мм, (если коррозия распространяется в глубину) или по площади на расстояние не более (5+7)мм во все стороны от зоны с остатками коррозии при глубине зачистки (0,1+0,2)мм, (если коррозия распространяется вдоль поверхности).
Операцию по удалению продуктов коррозии повторять до полного удаления коррозионного поражения.
4.3.9. Подготовленную поверхность обдувают сухим отфильтрованным воздухом и предъявляют ОТК.
4.3.10. При замене элементов конструкции поверхность должна иметь анодное покрытие. Получение анодной пленки осуществить по инструкции ВИАМ № 265-72.
4.3.11. В случае невозможности выполнения процесса анодирования допускается нанесение хроматного конверсионного покрытия. Хроматирование поверхности произвести путем выдержки изделия в течение 1-5 минут при Т = 18-26°С в растворе следующего состава:*
хромовый ангидрид |
(Сr O |
- 5,8-7 г/л | |
фтористый натрий |
(Na F) |
- 0,7-2,1 г/л | |
железосинеродистый калий |
|
-1,0-1,67 г/л |
*Примечание:
Допускается нанесение кистью указанного состава - пятикратное нанесение с 3-х минутной выдержкой после каждого нанесения.
4.4. Приготовление и нанесение грунтовок и шпатлевок.
4.4.1. Шпатлевка ЭП-00-10 изготавливается путем разбавления шпатлевки до вязкости 20 с растворителями Р-4, Р-5, № 646. Перед растворением в шпатлевку добавить отвердитель № 1 (из расчета 8,5 г отвердителя № 1 на 100 г шпатлевки) и выдержать в течение часа. Жизнеспособность приготовленного грунта не более 6 часов. Грунт нанести краскораспылителем в один слой и сушить при температуре 18-23°С в течение 24 часов.
4.4.2. В грунтовку ХС-059 перед применением ввести 2,8% отвердителя №3 и 2,6% отвердителя № 5. Жизнеспособность грунтовки не более 8 часов.
Грунтовку ХС-059 нанести краскораспылителем при рабочей вязкости 18-23с по ВЗ-4', разбавляя растворителем Р-4. Сушить при 18-23°С в течение 1 часа.
4.5. Приготовление и нанесение эмалей.
4.5.1. Эмаль ЭП-773 поставляется комплектно в виде двух компонентов: полуфабриката эмали и отвердителя № 1. Перед нанесением в полуфабрикат ввести отвердитель № 1 (из расчета 3,5г отвердителя на 100г эмали), перемешать, разбавить растворителем № 646 до рабочей вязкости 15-16с по ВЗ-4 при 18-23°С. Жизнеспособность эмали 1 час.
Эмаль навести краскораспылителем в 1 слой, и сушить при температуре 18-23°С в течение 24 часов.
4.5.2. Эмаль ХС-759 поставляется в виде полуфабриката эмали и отвердителя № 3 или № 5. Перед нанесением в полуфабрикат ввести 3% отвердителя № 3 или 2,8% отвердителя № 5. Жизнеспособность приготовленной эмали 8 часов.
Эмаль ХС-759 нанести в 2 слоя краскораспылителем при рабочей вязкости 18-22с, разбавляя растворителем Р-4. Сушить при температуре 18-23°С в течение 2-3 х часов.
4.5.3. Лак ХС-724 довести растворителем Р-4 до рабочей вязкости 14-16с по ВЗ-4 и нанести краскораспылителем в один слой.
4.6. Контроль качества окрасочных работ.
4.6.1. При выполнении всех операций технологического процесса окрашивания следует осуществлять технический контроль, в задачи которого входят:
- проверка качества материалов, применяемых при окраске;
- проверка исправности окрасочной аппаратуры и прочего оборудования, а также правильности их применения;
- приемка поверхности под окраску;
- пооперационный контроль технологии окраски.
4.6.2. Лакокрасочные и вспомогательные материалы, применяемые для окраски, должны быть предварительно испытаны в лабораторных условиях и переданы в производство в том случае, если они соответствуют техническим требованиям.
Помимо приемных испытаний лакокрасочных материалов, лаборатория должна производить:
- контрольные испытания материалов, находящихся в работе (в основном по вязкости, цвету и др.);
- составление рабочих рецептур красок и других материалов, которые перед применением требуется дополнительно подготовить в краскозаготовительном отделении (например, развести);
- контроль качества подготовленных материалов перед их отправкой на участок окраски;
- проверку законченности отдельных стадий технологического процесса (например, подготовки поверхности перед окраской, окончания высыхания перед нанесением следующего слоя окраски и пр.).
4.6.3. При проверке исправности окрасочной аппаратуры и правильности ее применения, необходимо обращать внимание на следующее:
- качество перевязки кистей и их сохранность при кистевом способе окрашивания;
- исправности работы распылителей при окраске методом распыления;
- работу масловодоотделителей;
- содержание в чистоте камер для окрашивания распылителем, сушильных камер и посуды с краской;
- исправность работы фильтров для очистки воздуха.
4.6.4. Пооперационный контроль заключается в проверке правильности выполнения и законченности отдельных операций по окраске. При его осуществлении следует обратить внимание на следующее:
- правильность выполнения всех операций по подготовке поверхности к окраске;
- качество нанесения отдельных слоев лакокрасочного покрытия;
- полноту высыхания покрытий при сушке и соблюдение установленного режима сушки;
- общий вид и однородность окрашенной поверхности, отсутствие пятен, потеков, неровностей, наличие глянца и т.д.
Оценка качества покрытий при пооперационном контроле ведется по внешнему виду. Поэтому места осмотра должны быть хорошо освещены и кроме того, оборудованы источниками искусственного света и переносными лампами.
4.6.5. Контроль качества подготовки поверхности под грунтование и под окраску, а такие качества наносимых слоев покрытия производится в процессе отдельных операций и по окончании всего цикла отдельных работ.
4.6.6. При контроле правильности качества выполнения отдельных операций необходимо обращать внимание на следующее:
- поверхность, подлежащая окрашиванию, перед грунтованием должна быть чистой; на ней не должно быть загрязнений, коррозии, жирных пятен и следов от рук;
- пленка грунтовки должна быть плотной, однородной и твердой, без потеков;
- пленка первого слоя эмали должна почти полностью укрывать нижележащий слой грунтовки, но не должна быть очень толстой;
- пленка внешнего слоя эмали должна полностью укрывать окрашиваемую поверхность; она должна быть ровной и гладкой, без потеков и шероховатости.
4.7. Нанесение профилактических противокоррозионных составов.
4.7.1. Профилактическая противокоррозионная обработка фюзеляжа самолета Ан-2 должна быть осуществлена по одному из вариантов, приведенных в таблице 2.
4.7.2. Технология нанесения профилактических противокоррозионных составов изложена в "Технологической инструкции по дополнительной защите от коррозии планера самолета Ан-2 сельскохозяйственного использования", утв. ВГПО "Авиаремонт" и ГУЭРАТ МГА 28-29.11.84г.
5. ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ АВИАЦИОННОЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АППАРАТУРЫ
5.1. Применение ингибиторов коррозии.
5.1.1. Ежедневно после проведения авиационных химических работ сельскохозяйственная аппаратура должна быть промыта 1%-ным раствором двузамещенного фосфата аммония (ДФА). Технология промывки изложена в "Технологических указаниях по выполнению регламентных работ на самолете Ан-2", вып. 4, технологическая карта 72 (приложение 1).
При длительных (более 10 суток) перерывах в работе и перед хранением авиасельхозаппаратура должна быть обработана составом ИФХАН-25.
Приготовление состава осуществляется следующим образом:
- в специальную емкость (металлическую бочку) залить 100л. воды, добавить 1 кг фенплантраниловой кислоты и 0,25 кг едкого натра; тщательно перемешать до полного растворения, добавить 2л. олеиновой кислоты и интенсивно перемешать.
Технология обработки изложена в Технологических указаниях по выполнению регламентных работ на самолете Ан-2, вып. 5, технологические карты 2-5 (приложение 2).
5.2. Применение порошковых полимерных покрытий.
5.2.1. На детали, указанные в пункте 3.2. должно быть нанесено одно из порошковых полимерных покрытий.
5.2.2. Технологический процесс получения порошковых покрытий состоит из следующих операций:
- подготовка поверхности;
- нанесение порошковых покрытий;
- контроль качества покрытий.
5.2.3. Подготовка поверхности.
Перед нанесенном порошковых покрытий на детали из алюминиевых сплавов поверхность следует, загрунтовать.
Под пенопластовое покрытие нанести наливом или окунанием 5%-ный раствор каучука СКС-30 или СКП-18 в толуоле. Просушить 15-20 минут при комнатной температуре.
Под пентапластовое покрытие нанести грунтовку из смеси фторопласта Ф-30П с 10% (масс.) кварцевого песка.
Под эпоксидное покрытие поверхность алюминиевых сплавов прохромировать. Технологический режим хроматирования представлен в таблице 4.
Таблица 4
Состав раствора |
Концентр. г/л |
Темпер. °С |
Время мин. |
Способ обработки | |
I. Ортофосфорная кислота |
45-65 |
18-25 |
5-15 |
| |
Хромовый ангидрид |
7-8 |
|
|
Окунание | |
Натрий фтористый |
4-5 |
|
|
| |
II. Ортофосфорная кислота |
100 |
20-25 |
|
Пятикратное окунание или | |
Хромовый ангидрид |
20 |
|
|
нанесение кистью (3х-минутная выдержка после каждого нанесения) |
5.2.5. Нанесение порошковых покрытий.
Порошковые покрытия наносятся вибровихревым или электростатическим напылением.
Вибровихревое напыление провести следующим образом:
- в ванну для напыления засыпать порошковые материалы слоем не менее 50 мм;
- провести псевдоожижение, подавая воздух, предварительно очищенный от влаги и масла, под пористое дно ванны или бункера;
- предварительно нагреть, детали (из расчета 2-4 мин. на 1мм толщины детали, но не менее 20 минут) до температуры оплавления порошкового материала;
- нанести покрытие, погружая предварительно подготовленные и нагретые детали в псевдоожиженный слой (время погружения детали составляет 15-20 сек.).
При электростатическом напылении детали должны быть заземлены. Оптимальное рабочее напряжение при нанесении покрытий - 30-80 кВ. Покрытие необходимо наносить на холодную деталь с помощью распылителя. Если требуемая толщина покрытия не обеспечивается напылением на холодную деталь, ее следует предварительно подогреть.
При формировании (отверждения) покрытий придерживаться режимов, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
Технологические параметры |
Фторопласт |
Пентапласт |
Эпоксидная краска |
Температура оплавления порошка. °С |
ТПП* + 25 |
220 |
180 |
Толщина покрытия, мкм |
180-200 |
150-250 |
120-180 |
Число слоев |
2-4 |
2-3 |
2 |
Время оплавления слоя, час. |
|
|
|
промежуточного |
0,5 |
0,25-0,5 |
- |
последнего |
1,0 |
0,5 |
2 |
Режим охлаждения |
на воздухе |
закалка в воде и термообработка (145+5°С) в течение часа через сутки |
на воздухе |
_______
*ТПП - температура потери прочности указывается в паспорте на материал
5.2.6. Контроль качества покрытия.
Проконтролировать качество покрытий по следующим показателям:
- внешний вид, сплошность и толщина.
Внешний вид покрытия определяется визуально. На поверхности не допускаются поры, трещины, отслоения, посторонние включения.
Сплошность покрытий проверяется электрохимическим методом с помощь прибора ЛКД-1. Толщина покрытий контролируется приборами типа ТПН, ТПИ или измерительными инструментами типа микрометра, штангенциркуля.
Виды дефектов, образующихся в процессе нанесения и отверждения покрытой, причины и способы их предупреждения приведены в таблице 6.
5.2.7. Устранение возможных дефектов покрытий.
Ремонту подлежат сколы, непокрытые места, царапины и другие механические повреждения покрытия.
Покрытие вокруг поврежденного участка зачистить наждачной бумагой и тщательно обезжирить. На место дефекта насыпать порошок полимера и расплавить его струей горячего воздуха, применяя паяльники и паяльные лампы.
Таблица 6
Вид дефекта |
Причина дефекта |
Способ предупреждения дефекта |
Шероховатая поверхность |
Большая полидисперсность порошкового материала |
Просеиванием отделить частички больших размеров |
Местные утолщения и наплывы |
Не отрегулирована работа оборудования, не полное удаление избытка порошка с изделия |
Отрегулировать работу оборудования и обеспечить равномерное нанесение слоя порошка |
Сквозные поры |
Большое газовыделение |
Дополнительно термообработать деталь перед нанесением покрытия |
Образование на поверхности покрытия волосяных трещин |
Недоотверждение покрытия |
Строго соблюдать технологический процесс формирования покрытия. Контролировать температуру отверждения покрытия в термошкафу |
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. При проведении окрасочных работ необходимо соблюдать "Правила и нормы техники безопасности и промышленной санитарии для окрасочных цехов" (утверждены Министерством нефтяного и химического машиностроения СССР 17 марта 1970г. Согласованы с ЦК профсоюза рабочих машиностроения 2 февраля 1970г., с ГУПО МВД СССР и Госэнергонадзором СССР 11 февраля 1970г.), требования ГОСТ 12.3.005-76 "Работы окрасочные. Общие требования безопасности", а такие правила пожарной безопасности.
6.2. Проведение окрасочных работ должно производиться в цехах, снабженных приточно-вытяжной вентиляцией.
6.3. Рабочие участки должны быть оснащены средствами тушения пожара: песок, кошма, огнетушители пенные или углекислотные.
6.4. Курить, принимать пищу в помещении, где производятся окраска, запрещается.
6.5. Концентрация паров растворителей и полимерных порошков не должна превышать предельно допустимые нормы.
6.6. К работе с лакокрасочными и порошковыми покрытиями допускается лишь лица, прошедшие соответствующий инструктаж (повторяемый не реже одного раза в месяц).
6.7. Рабочие, производящие окрасочные работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, биологическими перчатками, пастой ИЭР-1, ПМ-1).
6.8. Во время работы с эпоксидными материалами необходимо следить, чтобы не было пролива продуктов, содержащих отвердитель № 1. При случайных проливах отвердителя № 1, залитые предметы необходимо засыпать опилками, смоченными керосином с последующей дегазацией 10% раствором серной кислоты и промывкой водой.
6.9. Загрязненный растворитель запрещается использовать для смывания ЛКП со спецодежды и рук.
6.10. Меры срочной помощи на рабочем месте.
В случае попадания на кожу отвердителя № 1 немедленно удалить раствор с помощью протирочного материала и тут же промыть этот участок кожи, большим количеством воды с мылом.
В случае попадания на кожу эпоксидных лакокрасочных материалов быстро смыть их ватой, смоченной ацетоном, а затем промыть этот участок кожи водой с мылом.
При попадании отвердителя № 1 или лакокрасочного материала в глаза, следует немедленно промыть их большим количеством чистой воды, затем физиологическим раствором с помощью ватного тампона и сразу же обратиться к врачу.
В случае облива хлопчатобумажной спецодежды необходимо ее сразу же снять.
Приложение 2
к Указанию МГА
от 15.04.86г. № 233/у
Ориентировочные нормы расхода средств
противокоррозионной защиты
№№ |
Наименование средств |
Расход противокоррозионных составов, кг | ||
п/п |
защиты |
на один самолет |
на комплект | |
|
|
при ремонте |
при ТО |
аппаратуры в год |
1. |
Лакокрасочные материалы |
34-40 |
- |
|
2. |
Порошковые полимерные материалы |
|
|
0,5-1,0 |
3. |
Профилактические противокоррозионные составы |
5-7 |
3-5 |
|
4. |
Смазки |
2-3 |
1,5-2,0 |
0,5-1,0 |
5. |
Ингибиторы коррозии двузамещенный фосфат еммония |
|
|
15 |
|
ИФХАН-25 |
|
|
|
|
фенилантраниловая кислота |
|
|
1 |
|
олеиновая кислота |
|
|
2 |
|
едкий натр |
|
|
0,25 |