- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
10 сентября 1991 г. |
Москва |
№ 227 |
ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ
С ВЕРТОЛЕТАМИ МИ-8 УЗБЕКСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА И КОНЦЕРНА "ЮГАВИА"
06.05.91 на высоте 3461 и произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 № 24591 Сергелийского ОАО Узбекского управления ГА.
Экипаж в состава командира вертолета Волкова В.А., проверяющего - командира летного отряда Быкова В.Н., второго пилота Попова В.Е. и бортмеханика Яшина В.А. выполнял аэровизуальный полет в высокогорной местности. Согласно заданию планировалась проверка готовности командира вертолета к подбору площадок с воздуха до высоты 3000 м. На борту вертолета находилось 3 служебных пассажира. Полетная масса и центровка не выходили за пределы.
При подлете к месту предстоящей посадки экипаж после осмотра площадки с воздуха выполнил заход против ветра. За 15-17 сек до столкновения с землей в режиме снижения вертолет попал в зону нисходящего потока. Для предотвращения снижения командир вертолета увеличил режим работы двигателей до взлетного, но это не обеспечило прекращение снижения. Действия проверяющего по уходу на второй круг из-за дефицита времени оказались запоздалыми, привели к падению оборотов несущего винта до 82 процентов, столкновению с заснеженным склоном и опрокидыванию вертолета на левый борт. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Причиной авиационного происшествия явилась совокупность следующих факторов:
- позднее вмешательство проверяющего в управление вертолетом для предотвращения аварийной ситуации;
- дефицит времени для оценки обстановки и принятия решения об уходе на второй круг;
- попадание вертолета в нисходящий поток.
03.07.91 на высоте 1650 м произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-8 № 26978 концерна "Югавиа".
Экипаж в составе командира вертолета Сорокина В.Н., втором пилота Булгакова И.Н. и бортмеханика Мелконяна M.Ф. выполнял полет по доставке спелеологов и груза.
В нарушении инструкции МГА № 66/И-86 груз, подлежащий перевозке, в аэропорту Сочи не был взвешен и его масса 1200 кг была записана со слов заказчика. Пассажиры в количестве 26 человек прибыли к вертолету самостоятельно куда ранее был доставлен груз фактической массой 2000 кг.
Перед взлетом по указанию командира вертолета на борт было принято 7 человек и 400 кг груза. Установить точную массу груза не представилось возможным, т.к. в нарушение п. 2.3.2 ПРАПИ он до прибытия комиссии был эвакуирован заказчиком с места авиационного происшествия.
Расследованием установлено, что при выполнении предыдущих полетов экипажами делались записи о несоответствии тяговых характеристик номограммам РЛЭ. Инженерно-техническим составом АТБ проверка тяговых характеристик в соответствии с указанием МГА № 23.1.7-88 произведена не была и вертолет с дефицитом тяги 405 кг был допущен к полетам. Кроме того, для расчета посадочной массы экипаж использовал номограммы для двигателей перерегулированных согласно бюллетеня № 76209-БУ-Г, которая на них не производилась, в результате допущенных нарушений посадочная масса вертолета в реальных условиях превышала допустимую на 928 кг.
При осмотре места предполагаемого приземления командир вертолета допустил уменьшение поступательной скорости менее 60 км/час, что в сочетании с превышением посадочной, массы при дефиците тяги привело к просадке вертолета, столкновению его с землей и опрокидыванию на борт. Экипаж и пассажиры не пострадали, вертолет получил значительные повреждения.
Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
- превышение предельно-допустимой посадочной массы из-за заниженных данных указанных заказчиком в справке о массе и свойствах груза;
- невыполнение персоналом ИАС указания МГА от 29.07.88 № 23.1.7-88 в части облета вертолета при выявленном несоответствии тяговых характеристик;
- нарушение персоналом СОП инструкции МГА № 66/И-86 в части взвешивания груза и обеспечения бирками с указанием массы;
- ошибка КВС, выразившаяся в потере поступательной скорости при заходе для осмотра площадки менее 60 км/час;
- использование экипажем номограмм для определения максимально допустимой взлетно-посадочной массы, предназначенных для вертолетов с двигателями перерегулированными согласно бюллетеня № 76209-БУ-Г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, производственных объединений, авиакомпаний, концернов, авиакорпораций, учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда.
1.1. обеспечить изучение причин и обстоятельств авиационных происшествий командно-летным, летным, инженерно-техническим составом;
1.2. повысить ответственность командно-летного состава при подготовке летного состава и устранить причины, порождающие авиационные происшествия.
2. Начальник ГУЛЭС МГА рассмотреть рекомендации комиссий по расследованию и до 05.10.91 принять решение по их реализации.
3. Ограничиться мерами, принятыми начальником Узбекского управления ГА и начальником аэропорта Сочи к лицам виновным в авиационных происшествиях.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
Первый заместитель Министра |
А.М. Горяшко |