- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
10 сентября 1991 г. |
Москва |
№ 228 |
О КАТАСТРОФАХ С САМОЛЕТАМИ АН-2
13.06.91 ночью, в районе н.п. Перекоповка Роменского района Сумской области при попытке перелета с аэродрома ПАНХ Беловоды к месту временного базирования на аэродром ПАНХ Недригайлов потерпел катастрофу самолет Ан-2 № 40898.
Экипаж Сумского ОАО в составе командира воздушного судна Бутенко К.В., второго пилота Приходько С.Н. и авиатехника Котенко И.А. выполнял авиационно-химические работы с оперативной точки Недрыгайлов. После окончания вечерних работ в 20 часов 30 минут экипаж самовольно, без доклада службе движения, произвел вылет на оперативную точку Беловоды для получения консультации у экипажа командира Сергиенко В.А. по оформлению оперативных документов.
После посадки в Беловоды Бутенко К.В. и Котенко И.А. употребляли спиртное, а затем оба экипажа направились в гостиницу г. Ромны. По дороге заехали к знакомому, где указанные члены экипажа продолжали употреблять спиртное. В 22 часа оба экипажа поехали в гостиницу, где из экипажа Бутенко К.В. на ночлег определился лишь второй пилот, а сам командир с авиатехником прибыли на площадку Беловоды и приняли безрассудное решение вылететь в Недрыгайлов. Сторож этому не препятствовал, так как самолет ему на охрану не сдавали. Командир оставил сторожу ведро с бензином для обозначения ВПП на случай их возврата. В 23 часа 20 минут командир с авиатехником, находившимся на правом пилотском сиденье, произвел взлет. После взлета командир понял, что оперативную точку Недрыгайлов ему не найти. Набрав высоту 80 м, он начал искать ВПП площадки Беловоды и отвлекся от пилотирования. Через четыре минуты полета самолет столкнулся с землей (в 3 км от площадки) и полностью разрушился. Бутенио К.В. и Котенко И.А. получили тяжелые телесные повреждения и на 16-й день после авиационного происшествия последний скончался.
Причиной катастрофы явилось грубое нарушение дисциплины командиром самолета Бутенко К.В., выразившееся в самовольном вылете ночью, с неподготовленного аэродрома в состоянии алкогольного опьянения, что придало к потере пространственного положения и столкновению самолета с землей.
22.06.91 днем, в простых метеоусловиях в районе и.п. Сухов-2 Михайловского района Волгоградской области произошла катастрофа самолета Ан-2 № 62627 концерна "Югавиа".
Экипаж Волгоградского ОАО в составе командира воздушного судна Полетаева А.А. и авиатехника Моргунова И.М. выполняя авиационно-химические работы без второго пилота согласно заданию. Накануне (21.06.91) после окончания работ самолет не заправлялся. На 22.06.91 по решению руководства хозяйства полеты не планировались, в связи с чем Полетаев А.А. с авиатехником поехали за сыновьями в пионерский лагерь, где допустили распитие спиртных напитков. Авиатехник уехал к родителям в поселок Бударино, а ключи от самолета оставил в гостинице. Поздно вечером главный агроном изменил свое решение в отношении выполнения полетов 22.06.91.
22.06.91 в 4 часа водитель дежурного автобуса разбудил командира в гостинице и передал указание главного агронома. Прибыв в 04 часа 15 минут на аэродром, командир приступил к выполнению полетов, о чем доложил на базу. Около 5 часов на аэродром прибыл агроном и дал указание обработать картофельное поле. Через некоторое время на аэродром прибыли колхозники Анидалов В.М. и Побединский В.И., которые заявили о некачественной обработке их картофельных участков. Полетаев А.А. для уточнения плохо обработанных мест на картофельном поле взял на борт самолета колхозников без оформления в установленном порядке.
После выброса химикатов и выхода из гона на удалении 600 м от границы участка самолет, со слов очевидцев летел на высоте 5-10 м двигатель работал с перебоями. Затем им был выполнен отворот вправо на 70-80° с креном более 45°. Самолет с креном и скольжением столкнулся с землей и разрушился. Командир воздушного судна и оба колхозника погибли.
На основании данных медицинских исследований у командира воздушного судна Полетаева А.А. в крови установлено наличие алкоголя.
Из-за отсутствия средств объективного контроля однозначно установить причину катастрофы не представляется возможным.
Причиной катастрофы явилось столкновение самолета с землей вследствие сочетания наиболее вероятных факторов:
- выполнений полета с остатком топлива менее критического, что привело к неустойчивой работе двигателя по причине полной выработки топлива из правой группы баков при положении четырехкодового крана "правая группа";
- непреднамеренного ввода в крен более 45° на высоте 5-10 метров в связи с отвлечением внимания от пилотирования для восстановления режима работы двигателя;
- возможного непроизвольного воздействия на органы управления посторонних лиц, находившихся на борту;
- психофизиологического состояния командира воздушного судна Полетаева А.А., связанного с сильным алкогольным опьянением.
В результате расследования авиационных происшествий вскрыты ряд нарушений со стороны экипажей, выполняющих полеты на авиационно-химических работах и командно-летного состава Волгоградского и Сумского ОАО. Полеты выполняются без техобслуживания и заявок, с остатком топлива менее допустимого, с посторонними лицами на борту, не учитывается увеличение физической нагрузки при работе экипажей без второго пилота. Перелеты между оперативными точками с лицами командно-летного состава на борту выполняются без заявок, связи и оформления полетных заданий. Записи в журналах командиров воздушных судов о проверке оперативных точек и складов ГСМ лицами командно-летного состава не соответствуют установленным требованиям.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, производственных объединений, авиакомпаний, концернов, организаций и предприятий ГА обеспечить изучение обстоятельств и причин катастроф командно-летным, летным и инженерно-техническим составом.
2. Руководителям Объединений ГА "Авиалинии Украины" и концерна "Югавиа" принять меры по устранению недостатков, выявленных при расследовании авиационных происшествий.
3. Согласиться с мерами принятыми в приказах генерального директора концерна "Югавиа" от 24.07.91 № 120 и командира Сумского ОАО от 08. 07.91 № 58.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
Первый заместитель Министра |
А.М. Горяшко |