- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПРИКАЗ
26 декабря 1991г. |
Москва |
№ 294 |
ОБ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С
САМОЛЕТАМИ ЯК-40 № 87907 И 87504
12.08.91 ночью, в сложных метеоусловиях при заходе на посадку на аэродроме Ханты-Мансийск произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Як-40 № 87907 авиакомпании "Тюменьавиатранс".
Экипаж Ханты-Мансийского филиала авиакомпании "Тюменьавиатранс" в составе командира воздушного судна Лиханова Н.В., второго пилота Балина А.О. и бортмеханика Лучкова В.А. выполнял пассажирский рейс по маршруту Тюмень - Ханты-Мансийск.
На борту находилось 32 пассажира. Полетная масса и центровка не выходили за установленные РЛЭ ограничения.
Заход на посадку выполнялся с МК=238° по посадочному радиолокатору. Активное пилотирование осуществлял командир.
Управление заходом воздушного судна с диспетчерского пункта посадки осуществлял руководитель полетов Соломатин В.В.
До пролета ДПРМ полет проходил без существенных отклонений. На удалении 3 км экипажу была выдана информация "удаление 3, выше 25". После этого командир увеличил вертикальную скорость снижения до 7 м/сек. На высоте около 100 м командир дал команду о довыпуске закрылков до 35° чем дополнительно усложнил пилотирование (на высоте близкой к ВПР) в результате чего на ВПР не было принято решение.
На высоте 40-35 м экипаж определил, что положение воздушного судна ниже глиссады, командир движением штурвала "на себя" пытался уменьшить вертикальную скорость снижения.
Момент взятия штурвала "на себя" совпал с ударом левой плоскостью о деревья, находившиеся в 40 м до пролета БПРМ. В это же время от диспетчера поступила ложная информация по высоте: "907, ближний, на курсе, на глиссаде".
В результате столкновения воздушного судна с деревьями и попадания обломков и хвои во входной тракт левого двигателя произошел его отказ. Средний и правый двигатели были выведены на взлетный режим и произведена посадка. Самолет получил значительные повреждения элементов конструкции фюзеляжа, левого крыла и двигателя.
Причиной авиационного происшествия явилось столкновение воздушного судна с деревьями из-за преждевременного снижения в сложных метеоусловиях вследствие сочетания следующих факторов:
- прием воздушного судна ниже установленного минимума аэродрома для посадки при отсутствии метеонаблюдения на БПРМ;
- ошибочное решение командира о довыпуске закрылков на 35° перед пролетом БПРМ, приведшее к усложнению пилотирования;
- нарушение технологии работы диспетчера пункта посадки (РП Соломатиным В.В.), выразившееся в отсутствии информации экипажу о положении воздушного судна относительно линии глиссады на участке от 3 км до пролета БПРМ;
- предельное отклонение выше глиссады 25 м на удалении 3 км, приведшее к необходимости увеличения вертикальной скорости снижения более расчетной и рекомендованной РЛЭ;
- невыполнение экипажем маневра по уходу на 2-ой круг на ВПР из-за превышения ограничений по вертикальной скорости снижения.
В ходе расследования авиационного происшествия комиссией выявлены нарушения и отклонения в действиях экипажа при заходе на посадку, а также недостатки в организации работы смены и управлении полетом воздушного судна со стороны руководителя полетов Соломатина В.В.
Так, экипаж произвел довыпуск закрылков на 35° до пролета БПРМ, вместо довыпуска их после пролета БПРМ, не выполнил маневр по уходу на 2-ой круг на ВПР, после посадки не доложил диспетчеру о случившемся. Смена диспетчеров УВД работала не в полном составе (без диспетчера посадки), фотоконтроль за заходом воздушного судна в сложных метеоусловиях не осуществлялся, не был увеличен минимум аэродрома при отсутствии метеонаблюдения на БПРМ.
02.11.91 ночью, при рулении по магистральной РД для занятия исполнительного старта на аэродроме Гянджа произошло авиационное происшествие с самолетом Як-40 № 87504 концерна "АЗАЛ".
Экипаж авиакомпании "АЗАЛТРАНС" в составе командира воздушного судна Жабина Г.И., второго пилота Агаева Т.Е. и бортмеханика Асланова Н.А. выполнял пассажирский рейс по маршруту Гянджа - Донецк - Краснодар.
После запуска двигателей экипаж получил разрешение от диспетчера на занятие предварительного старта для взлета с МК=304°и приступил к рулению.
Информации о возможном выезде или нахождении транспортных средств на РД экипаж и диспетчер службы движения не имели.
В процессе руления по магистральной РД экипаж заметил выезд автомашины с горящими габаритными огнями на РД, двигавшуюся на большой скорости навстречу самолету. При приближении автомашины командир приступил к торможению и остановке самолета, производя при этом мигание фарами для привлечения внимания водителя. Продолжая дальнейшее движение и не снижая скорости, автомашина столкнулась с левой плоскостью самолета, повредив при этом силовые элементы ее конструкции. Автомашина "Краз-250" принадлежит ведомственной авиации.
В результате столкновения один из четверых военнослужащих, находившихся в кабине автомашины, погиб, остальные получили телесные повреждения различной степени.
Причиной авиационного происшествия явился несанкционированный выезд автомашины "Краз-250" на РД.
Комиссией установлено, что несанкционированные выезды спецтранспорта на РД и ВПП имели место в аэропорту Гянджа и ранее. Руководство службы движения неоднократно ставило об этом в известность командование воинских частей, расположенных на аэродроме, однако своевременных мер не было принято.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, концернов, корпораций, авиакомпаний, производственных объединений, организаций и учебных заведений ГА обеспечить изучение обстоятельств и причин авиационных происшествий с командно-летным, летным составом, специалистами службы УВД и аэродромной службы.
2. Генеральным директорам авиакомпании "Тюменьавиатранс" и концерна "АЗАЛ" организовать реализацию рекомендаций комиссий, расследовавших авиационные происшествия.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
Заместитель Министра |
Л.В. Ильчук |