- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ |
Начальникам региональных |
19 апреля 1998 года днем в простых метеоусловиях в 2,5 км от аэродрома Смышляевка произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 RA-20870 авиакомпании "Баркол" Регионального управления центральных районов ФАС России.
Экипаж вертолет в сосите командира ВС - пилот 1-го класса Вернадского Б.Г. выполнял аэровизуальный полет по обслуживанию Самарского районного нефтепроводного управления с оперативного аэродрома Смышляевка. Взлет был выполнен в нарушение требований п.п. 7.3.2 НПП ГА-85 и 2.5.1.0.1.(1) РЛЭ вертолета Ми-2 с фактической взлетной массой вертолета 3568 кг, которая превышала максимально-допустимую. Центровка вертолета не выходила за установленные пределы. Отмечены серьёзные нарушения, допущенные экипажем в подготовке к данному полёту и в оформлении полётной документации.
На борту вертолета находились служебный пассажир Максятцев А.А., выполнявший функции наблюдателя, и неоформленный пассажир Таразанов В.В., взятый на борт в нарушение требований п. 4.10.5 НПП ГА-85 с целью прогулки, что стало возможным вследствие неудовлетворительной организации пропускного режима в АООТ "СКАСП".
Служебный пассажир находился на правом кресле и пользовался штатной авиагарнитурой, проводка которой провисала и находилась на полу кабины в районе пожарных кранов. Правая колонка ручного управления находилась в рабочем положении.
Но время взлета и набора высоты 150 м служебный пассажир неоднократно меняя положение тела и поправляя шнур своей авиагарнитуры, в результате неосторожных действий зацепил шнуром за рукоятку пожарного крана и закрыл его, что привело к непреднамеренному выключению правого двигателя.
КВС, обнаружив выключение двигателя, вместо выполнения вынужденной посадки на аэродроме вылета, принял необоснованное решение на запуск выключенного двигателя в полете, чем нарушил рекомендации п. 6.5.1.0.2 РЛЭ вертолета Ми-2 и усложнил свои действия. Так как взлетная масса вертолета превышала максимально-допустимую, горизонтальный полет вертолет с одним работающим двигателем на высоте 150 м был невозможен.
Согласно РЛЭ запуск двигателя в полете не предусмотрен, не отрабатывается при тренаже в кабине и в полете.
Выполняя полет с одним двигателем со снижением около 2-х метров в секунду, имея дефицит времени из-за малой высоты, КВС при подготовке запуску правого двигателя ошибочно закрыл стоп-кран работающего левого двигателя и выключил его.
После выключения второго двигателя на высоте 70 м КВС перевел вертолет на режим самовращения несущего винта и произвел посадку с попутной составляющей ветра до 4 м/сек прямо перед собой на пересеченную местность. Вертолет столкнулся с землей с большой вертикальной скоростью и разрушился. КВС и пассажиры получили серьезные травмы различной степени тяжести.
Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом Ми-2 RA-20870 явилось непреднамеренное выключение правого двигателя служебным пассажиром и ошибочное выключение левого двигателя командиром ВС при попытке запуска выключенного правого двигателя.
Для предотвращения подобных случаев
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Начальнику Научно-технического управления ФАС России Самохину В.И. согласовать с разработчиком возможность установки системы защиты рукояток пожарных кранов двигателей вертолёта Ми-2 от непреднамеренного их закрытия в полёте.
2. Заместителям начальника Управления государственного надзора за безопасностью полётов ФАС России Карецкому Ю.В. и Васильеву В.В. рассмотреть вопросы:
2.1. О разработке и внесении дополнения в РЛЭ вертолёта Ми-2 о запуске двигателя в полете.
2.2. О разработке методики тренировки экипажей вертолета по запуску двигателя в полете и внесении дополнения в ППЛС.
3. Руководителям территориальных органов ФАС России данное заключение довести до подконтрольных авиапредприятий.
4. Руководителям авиапредприятий:
4.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-20870 изучить со всем летным и инженерно-техническим персоналом.
4.2. Обязать экипажи ВС, состоящие из одного пилота, при выполнении авиационных работ иметь на борту скелетные схемы маршрутов с указанием магнитных курсов, путевых углов, расстояний, максимального превышения рельефа, искусственных препятствий по участкам маршрута и рубежей зон УВД с частотами и позывными.
4.3. На вертолетах Ми-2 с двойным управлением запретить размещение служебных пассажиров на правом рабочем месте пилота. При отсутствии на правом кресле проверяющего или члена экипажа ручка циклического шага должна находиться в нерабочем положении.
5. Генеральному директору авиакомпании "Баркол":
5.1. Провести дополнительные занятия с летным и инженерно-техническим составом по изучению НПП ГА-85, РЛЭ вертолета Ми-2 с детальным разбором факторов, приведших к авиационному происшествию.
5.2. Привести в соответствие с требованиями руководящих документов подготовку и организацию работы специалистов на оперативном аэродроме.
Начальник Управления |
|