- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА |
Руководителям территориальных |
13 марта 1999 года днем в простых метеоусловиях в районе населенного пункта Айдарово произошла авария вертолета Ми-2 RA-23653 ГУП "Национальный аэроклуб Республики Татарстан", подконтрольного Татарскому МТУ ФСВТ России.
Экипаж вертолета в составе командира ВС пилота 2-го класса Муртазина М.Р. выполнял аэровизуальный полет по осмотру территории предстоящих сельскохозяйственных работ. На борту вертолета находились два служебных пассажира. В нарушение требования пункта 7.1.3 НПП ГА-85 один служебный пассажир занимал правое пилотское кресло, не вмешиваясь в управление (ручка управления находилась в нерабочем положении).
После завершения работ, при возвращении на аэродром базирования Куркачи, через 1 час 10 минут полета на истинной высоте 150 метров, по объяснению КВС, произошло падение оборотов правого двигателя ниже 60%, загорелось табло "Отказ правого генератора".
КВС выключил правый двигатель и принял решение произвести вынужденную посадку. На момент события масса вертолета (2805 кг) и центровка (+0,173 м) находились в пределах установленных РЛЭ Ми-2. В первоначальный момент КВС рассчитывал произвести посадку на автодорогу, но ввиду наличия препятствий было принято решение о посадке на поле. С высоты 20-25 м КВС начал гасить поступательную и вертикальную скорости. Касание вертолета с поверхностью глубокого снежного покрова произошло основными стойками шасси с незначительной поступательной скоростью. После опускания передней стойки шасси произошло ее проваливание в снег и опрокидывание вертолета через носовую часть на левый борт. В процессе посадки КВС не учел направление и скорость ветра, который был попутно-боковым слева 2-3 м/сек. Вертолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
В ходе расследования аварии был обнаружен отказ (спекание контактов № 5, 6) реле ТКЕ-52ПК1 системы запуска правого двигателя. Исследования показали, что в случае спекания контактов 5-6 реле ТКЕ-52ПК1 обмотка электроклапана пускового топлива правого двигателя остается под напряжением (открытое положение клапана пускового топлива) при условии, что переключатель выбора запускаемого двигателя установлен в положении "правый". При этом происходит попадание газов из камеры сгорания через пусковую форсунку, по трубопроводам слива топлива, на вход насоса НР-40Т и далее в рабочую форсунку, в результате чего происходит срыв пламени и самовыключение двигателя.
При осмотре вертолета и бортовой документации на месте аварии членами комиссии было обнаружено что:
- на щитке запуска двигателей, переключатель выбора запуска двигателей "ЛЕВЫЙ-ПРАВЫЙ " находился в положении "ПРАВЫЙ";
- в бортовой "Карте контрольной проверки" отсутствует пункт 3.2.1.05 РЛЭ о проверке установки переключателя выбора запуска двигателей в нейтральное положение после запуска (изменение № 35 к РЛЭ вертолета Ми-2 введено в действие с 28 июня 1991 г.).
Причиной аварии явилось сочетание факторов:
- неустановка КВС, переключателя "Выбор запускаемого двигателя" в положение "Нейтрально";
- отказ (спекание контактов) реле ТКЕ-52ПК1;
- невнесение, ответственным лицом ГУП "Национальный аэроклуб Республики Татарстан", в карту контрольной проверки, находившейся на борту вертолета RA-23653 и в РЛЭ Ми-2 пункта 3.2.1.0.5, о проверке нейтрального положения переключателя выбора запускаемого двигателя;
- посадка вертолета с незначительной поступательной скоростью попутным ветром.
Для предотвращения подобных случаев
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Начальнику Научно-технического управления ФСВТ России Самохину В.И. и Начальнику Управления поддержания летной годности гражданских воздушных судов России Гипичу Г.Н. рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию:
- выполнение работ, предусмотренных Бюллетенями P-325/OR (043.8.2.0262.3) от 28.03.88 и № 50.0336.БД-90 от 19.11.90, перевести в категорию обязательных при производстве очередного ремонта;
- внесение в Регламент ТО вертолета Ми-2 работ по проверке срабатывания клапана пускового топлива.
2. Руководителям территориальных органов ФСВТ России данное заключение довести до подконтрольных авиапредприятий
3. Руководителям авиапредприятий:
3.1. Обстоятельства и причины аварии с вертолетом Ми-2 RA-23653 изучить со всем летным и инженерно-техническим персоналом, эксплуатирующим вертолеты Ми-2.
3.2. Проверить в РЛЭ Ми-2 и бортовых картах контрольной проверки внесение изменения № 35 к РЛЭ вертолета Ми-2 введенного в действие с 28 июня 1991г. пункта 3.2.1.0.5. "Контрольная проверка после запуска" - проверка положения переключателя запуска двигателей в нейтральное положение.
3.3. С летным составом провести дополнительные занятия по РЛЭ вертолета Ми-2 п. 6.5.1.0.2 "Действия экипажа при отказе одного двигателя" и п. 6.5.1.0.4 "Техника выполнения посадки с одним неработающим двигателем".
3.4. На вертолетах Ми-2 запретить размещение служебных пассажиров на правом рабочем месте пилота.
Начальник Управления |
|