- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
УТВЕРЖДАЮ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛАБОРАТОРИИ (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧАСТКА) НАДЕЖНОСТИ
И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ)
Настоящие рекомендации разработали: | |
от АТБ Борисопольского ОАО |
- канд. техн. наук Петрашевский О.Л., Седых А.С. |
от КИИ ГА |
- доктор техн. наук, проф. Игнатов В.А., |
от ГосНИИ ГА |
- канд. техн. наук Белоконь Н.И., |
от ГлавУЭАТ |
- Кондратенко С.А. |
Настоящие рекомендации предлагают основные положения, термины и определения системы информационного обеспечения деятельности лаборатории (производственного участка) надежности и технической диагностики авиационно-технической базы эксплуатационного предприятия Министерства гражданской авиации.
1. Назначение информационного обеспечения производственной деятельности лаборатории надежности и технической диагностики состоит в обеспечении инженерно-технического состава лаборатории оперативной достоверной, полной, однородной и непрерывной информацией о событиях и процессах технической эксплуатации авиационной техники.
2. Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных элементов и методов формирования, передачи, сбора, хранения, обработки и выдачи информации о техническом состоянии, режимах, событиях и эффективности эксплуатации авиационной техники.
3. Информационное обеспечение производственной деятельности лаборатории надежности и технической диагностики способствует решению следующих задач:
1) реализации методов Нормирования достоверной и полной информации о событиях и процессах технической эксплуатации авиационной техники;
2) реализации оперативных методов сбора данных о технической состоянии и процессах эксплуатации авиационной техники;
3) осуществлении алгоритмов систематизированного хранения, обработки и выдачи информации, обеспечивающих однородность и непрерывность данных.
4. Структурно-информационная модель процесса технической эксплуатации авиационной техники представлена на рисунке. Внешние блоки модели представляют собой структурные подразделения авиационно-технической базы, а также определяют фазы процесса технической эксплуатации авиационной техники и процедуры информационного обеспечения. Внутренние блоки отражают данные являющиеся информационный результатом выполнения фаз процесса технической эксплуатации авиационной техники и процедур информационного обеспечения.
5. Технологическая реализация информационного обеспечения допускает выполнение отдельных процедур как ручным, способом, так и автоматизированным методом на базе электронно-вычислительной техники.
6. Рекомендуемые термины и определения отражают системные термины, термины элементов, структуры и процессов функционирования информационного обеспечения.
Термин |
Определение | |||
Системные термины | ||||
6.1. |
Информация |
Сведения об изменяющихся во времени и пространстве характеристиках событий и величин, отражающих техническое состояние и эксплуатацию авиационной техники | ||
6.2. |
Информационный элемент |
Информация, имеющая разную степень сложности и дискретный характер | ||
6.3. |
Информационная структура |
Совокупность отношений между информационными элементами | ||
6.4. |
Информационная процедура |
Реализация комплекса правил, методов, алгоритмов, регламентирующих один вид изменения во времени и пространстве информационных элементов | ||
6.5. |
Информационный процесс |
Дискретная последовательность процедур, образующая полный цикл изменения информации | ||
6.6. |
Информационная система |
Конечное множество информационных элементов, образующих устойчивую информационную структуру, обладающее интегральными свойствами и информационными процессами | ||
6.7. |
Информационная среда |
Совокупность информации, методов и средств ее трансформации | ||
6.8. |
Эффективность информационного обеспечения |
Комплекс критериев, предъявляемых к информации, существующей в системе информационное обеспечения | ||
Терминология информационных элементов | ||||
6.9. |
Реквизит |
Элемент официального документа (по ГОСТ 16487-83) | ||
6.10. |
Сообщение |
Информационный элемент, состоящий из одного или нескольких реквизитов, который дает определенную количественную или качественную (или смешанную) характеристику событий или величин, описывающих исследуемый объект или процесс | ||
6.11. |
Показатель |
Информационное сообщение, состоящее из формализованной совокупности реквизитов | ||
6.12. |
Документ |
Материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве (по ГОСТ 16487-83) | ||
6.13. |
Информационный носитель |
Материальное средство, на котором регистрируется информация и которое может перемещаться во времени и пространстве | ||
6.14. |
Информационный накопитель |
Материально-техническое средство, позволяющее содержать информацию без изменения ее в пространстве | ||
6.15. |
Параметрическое информационное сообщение |
Информация о параметрических характеристиках технического состояния авиационной техники, используемая при эксплуатации авиационной техники до предотказного состояния с контролем определяющих параметров | ||
6.16. |
Ситуационное информационное сообщение |
Информация о нарушениях исправного состояния авиационной техники, используемая при эксплуатации авиационной техники до безопасного отказа с контролем уровня надежности | ||
6.17. |
Экономическое информационное сообщение |
Информация о состояниях авиационной техники, используемая для анализа эффективности летно-технической эксплуатации авиационной техники | ||
6.18. |
Временное информационное сообщение |
Информация о характеристиках временных и календарных интервалов техническою и эксплуатационного состояния авиационной техники | ||
6.19. |
Достоверность информации |
Критерий эффективности информационного обеспечение определяющие степень адекватности реального события (процесса) технической эксплуатации авиационной техники информационного элемента, описывающего это событие (процесс) | ||
6.20. |
Полнота информации |
Критерий эффективности информационного обеспечения, определяющий степень наличия сведений, необходимых для управления процессами технической эксплуатации авиационной техники | ||
Терминология структуры информационного обеспечения | ||||
6.21. |
Информационный узел |
Центр, осуществляющий трансформацию информационных элементов во времени и пространстве | ||
6.22. |
|
Односторонний канал передачи информационных элементов | ||
6.23. |
|
Конечная совокупность информационных узлов, объединенных связями | ||
6.24. |
|
Топологическая модель коммуникационной сети, отражающей взаимодействие информационных узлов с помощью связей | ||
6.25. |
|
Графическое обозначение информационного узла | ||
6.26. |
|
Графическое обозначение информационной связи | ||
6.27. |
|
Критерий эффективности, определяющий степень задержки информации о событиях и процессах технической эксплуатации авиационной техники в коммуникационной сети информационного обеспечения | ||
6.28. |
|
Критерий эффективности, определяющий материальные и/или трудовые ресурсы, затраченные на реализацию информационного обеспечения заданной структуры | ||
Терминология процессов информационного обеспечения | ||||
6.29. |
Процедура формирования информационного элемента |
Реализация методов регистрации поступающей информации, характеризующей процессы и события технической эксплуатации авиационной техники | ||
6.30. |
Процедура передачи информационного элемента |
Выполнение методов и правил передачи по одностороннему каналу связи информационного элемента от источника к адресату | ||
6.31. |
Процедура сбора информационного элемента |
Реализация методов и алгоритмов обора информационных элементов, представленных в различной форме | ||
6.32. |
Процедура обработки информационного элемента |
Реализация комплекса методов обработки входных информационных элементов по формализованным алгоритмам | ||
6.33. |
Процедура хранения информационного элемента |
Организация хранения информации, характеризующей техническое состояние и эффективность эксплуатации авиационной техники | ||
6.34. |
Процедура выдачи информационного документа |
Реализация методов и алгоритмов поиска информационных показателей и организации информационного документа согласно поступившему формализованному запросу или в соответствии с решаемой задачей | ||
6.35. |
Процедура использования информации |
Реализация неформальных (эвристических) правил логического анализа поступающей информации эксплуатантом и разработка им управляющих воздействий с целью обеспечения заданных критериев технической эксплуатации авиационной техники | ||
6.36. |
Информационное состояние |
Информационная среда, которая сопровождает выполнение конкретной процедуры информационного обеспечения | ||
6.37. |
Поток информационных элементов |
Дискретная, случайная или детерминированная последовательность во времени информационных элементов, являющаяся входной (выходной) для информационного узла коммуникационной сети информационного обеспечения технической эксплуатации авиационной техники | ||
6.38. |
Интенсивность потока информационных элементов |
Среднее число информационных элементов в потоке за единицу времени | ||
6.39. |
Однородность информационного обеспечения |
Критерий эффективности, определяющий степень разделения информации по событиям и состояниям авиационной техники с учетом причинно-следственных связей | ||
6.40. |
Непрерывность информационного обеспечения |
Критерий эффективности, определяющий возможность получения эксплуатантом информации о техническом состоянии авиационной техники на любой этапе эксплуатации |
7. Пояснения к некоторый терминам
7.1. К термину "Реквизит" (п.6.9).
Реквизиты делятся на виды:
- реквизит-идентификатор, определяющий адрес объекта авиационной техники, тип процесса технической эксплуатации авиационной техники или ответственное лицо (эксплуатанта);
- реквизит-параметр, характеризующий количественную сторону свойств объектов авиационной техники или процессов технической эксплуатации авиационной техники;
- реквизит-признак, выражающий качественные свойства объектов или процессов эксплуатации авиационной техники.
Реквизиты могут быть смыслового типа:
- логического;
- числового;
- юридического.
7.2. К термину "Достоверность информации" (п.6.19).
Достоверность информации равна разности между единицей и отношением числа ошибочных реквизитов информационного элемента I числу всех поступивших реквизитов элемента, описывающего событие или процесс:
(1)
7.3. К термину "Полнота информации" (п.6.20).
Полнота информации равна отношению числа поступивших реквизитов к общему числу реквизитов , обусловленного формой информационного элемента:
(2)
7.4. К термину "Оперативность информационного обеспечения" (п.6. 27).
Оперативность информационного обеспечения определяется коэффициентом, который равен обратной величине от среднего времени нахождения информационного элемента I в коммуникационной сети информационного обеспечения
(3)
7.5. К термину "Однородность информационного обеспечения" (п.6.31)
Однородность информации равна отношению суммарного количества информационных элементов, описывающих событие А технической эксплуатации авиационной техники, в которых однозначно определяется причина появления этого события, к полному количеству информационных элементов, отражающих идентичное событие.
(4)
7.6. К термину "Непрерывность информационного обеспечения" (п.6.40).
Непрерывность, как показатель, равна отношению суммарного количества информационных элементов , описывающих техническую эксплуатацию авиационной техники на промежутке дискретного времени к полному количеству элементов , обусловленному структурой и процессом информационного обеспечения
(5)
Заместитель начальника ГлавУЭАТ МГА |
П.А. Иванов |