почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
7
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)


06.06.2007 г. № 5.9-351 ГА

По вопросу обеспечения безопасности полетов ВС в условиях наземного обледенения

Руководителям территориальных
управлений государственного
авиационного надзора

Руководителям организаций
гражданской авиации

    
    
    
    
    В эксплуатации продолжают повторяться инциденты, связанные с выпуском в полет обледеневших воздушных судов (ВС) из-за ошибок при выполнении противообледенительных обработок (ПОО).
    Опыт эксплуатации ВС и материалы расследований авиационных событий показывают, что «Инструкции по защите ВС от обледенения на земле», разработанные авиапредприятиями, выполняющими ПОО ВС, не содержат в полной мере информации достаточной для обеспечения своевременной и качественной ПОО ВС.
    С целью повышения безопасности и регулярности полетов ВС, а также профилактики авиационных событий, связанных с условиями обледенения ВС на земле предлагаю:
    1. Руководителям территориальных управлений государственного авиационного надзора довести, разработанные ГосЦентром безопасности полетов у «Рекомендации для разработки инструкции по защите ВС от обледенения на земле», до всех подконтрольных организаций.
    2. Авиапредприятиям для консультаций по содержанию разделов при разработке «Инструкции по защите воздушных судов от обледенения на земле» обращаться в Государственный центр «Безопасность полетов на воздушном транспорте».
    
    
    
    
    

Начальник Управления надзора
за поддержанием летной годности
гражданских воздушных судов



Ю.И. Евдокимов

    
    
    
    

Утверждаю
Начальник Управления надзора
за поддержанием летной
годности ГВС ФСНСТ
_________ Евдокимов Ю.И.
04.06.2007 г.

Согласовано
Начальник Управления надзора
за летной деятельностью
_________ B.B. Солдатов
04.06.2007 г.

    
    
Рекомендации для разработки Инструкции
по защите воздушных судов от обледенения на земле

    
    

Директор ГосЦентра
безопасности полетов
__________ Лившиц Г.Л.
«___» _________ 2007 г.

    
    
Москва, 2007 г.

    
    
    
Общие положения

    
    Защита воздушных судов (ВС) от обледенения на земле - сложная многофакторная задача, требующая системного подхода.
    В январе 2003г. ДПЛГ ГВС и ТР Минтранса России были утверждены Методические рекомендации по противообледенительной защите ВС на земле.
    Опыт эксплуатации ВС и материалы расследований авиационных событий в 2003-2007 г.г. показали, что Инструкции по защите ВС от обледенения на земле авиапредприятий, допустивших авиационные события, не содержат в полной мере информации достаточной для своевременного и качественного выполнения противообледенительной обработки (ПОО) ВС. Практика показала, что ошибки при выполнении ПОО продолжают повторяться.
    Настоящие рекомендации разработаны ГосЦентром безопасности полетов с целью обеспечения безопасности и регулярности полетов ВС в условиях наземного обледенения или после прекращения их воздействия и профилактики авиационных событий, связанных с выпуском в полет обледеневшего ВС. В рекомендациях учтены требования действующих нормативно-технических документов, касающихся вопросов защиты ВС от обледенения на земле:
    - Наставления по производству полетов ГА, НПП ГА-85;
    - Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники ГА, НТЭРАТ-93;
    - Наставления по метеорологическому обеспечению ГА РФ, НМО ГА-95;
    - Указания ДВТ № ДВ.25.2-386 от 09.09.1994 г;
    - Документа ИКАО №9640-940/AN;
    - международных стандартов ISO 11076 и SAE ARP 473F, а также Методических рекомендаций от 23.01.2003г. ДПЛГ ГВС и ТР МТ РФ.
    Инструкция по защите ВС от обледенения на земле предприятия, выполняющего ПОО, должна состоять из двух частей.
    Разделы первой части Инструкции должны содержать:
    - описание местных климатических и производственно-технических условий конкретного предприятия,
    - подробное описание методов ПОО ВС, технологии процедур ПОО и различных видов контроля состояния поверхности ВС,
    - организационные вопросы по обеспечению ПОО при подготовке ВС к полету.
    Вторая часть Инструкции в соответствии с производственными задачами и располагаемыми средствами конкретного предприятия должна включать:
    - Выписки из эксплуатационной документации (ЭД) по типам обслуживаемых ВС в части выполнения противообледенительной обработки;
    - Инструкции по применению противообледенительных жидкостей (ПОЖ);
    - Справочный материал (таблицы, графики и др.) для повседневной практической работы специалистов;
    - Технический отчет/справка авиапредприятия по обобщению опыта работы по защите ВС от обледенения на земле за предыдущий период и др.
    Содержание Инструкции следует ежегодно перед началом сезона ПОО ВС доводить до сведения всех специалистов, участвующих в противообледенительной обработке ВС и несущих ответственность за качественное и своевременное выполнение предписанных действий (по списку, с указанием даты, должности и подписи исполнителя).
    Более подробно информация по разделам Инструкции изложена в Методическом пособии ГосЦентра безопасности полетов, 2007г., для теоретической подготовки специалистов по противообледенительной защите ВС на земле в Авиационном учебном центре АУЦ-071 по Программе, утвержденной ФСНСТ 14.02.2005 г.
    
    
    

Инструкция по защите воздушных судов
от обледенения на земле

    
Общая часть

    
    - Лист дополнений и изменений

№№
п/п

Дата

№ и название раздела, пункта

Стр.

1

2

3

4

    - Принятые сокращения;
    - Введение;
    - Термины и определения.
    

1. Климатические условия зоны аэропорта

    
    1.1. Климатическое описание района аэропорта;
    1.2. Календарный период, в который выполняются ПОО ВС;
    1.3. Особенности метеорологических условий и виды наземного обледенения, характерные для данного аэропорта.
    
    

Таблица 1.

    
Условия наземного обледенения в аэропорту

    

Метеорологические условия

Виды СЛО

Примечание

1

2

3

    Информация необходима для определения методов работы в конкретных погодных условиях.
    

2. Производственные задачи предприятия

    
    2.1. Типы обслуживаемых ВС, наличие эксплуатационной документации по типу ВС в части выполнения ПОО и сертификата/свидетельства на выполнение ПОО.;
    2.2. Условия выполнения противообледенительной обработки (ПОО):
    - после продолжительной (более суток) стоянки,
    - после ночной стоянки.
    - при обслуживании транзитных рейсов.
    2.3. Перечень основных аэропортов, где выполняются ПОО ВС эксплуатанта. Согласование порядка выполнения работ по противообледенительной защите ВС в этих аэропортах, выполняемых на подрядной основе другими организациями.
    

3. Производственно-технические условия предприятия

    
    3.1. Стационарные средства - специальные стоянки/площадки для ПОО ВС (описание и сертификат).
    Схема расположения на аэродроме стоянок/площадок для ПОО;
    3.2. Передвижные средства для ПОО ВС (перечень с указанием сертификата/свидетельства о допуске к применению);
    Схемы подхода к ВС передвижных средств и персонала при выполнении ПОО эксплуатируемых типов ВС.
    3.3. Механические средства очистки поверхностей от СЛО и переносные (ручные) сертифицированные средства нанесения ПОЖ.
    3.4. Применяемые противообледенительные жидкости (ПОЖ).
    3.4.1. Перечень (марки и тип) применяемых ПОЖ с указанием наличия допуска к применению и Инструкции по применению каждой из ПОЖ;
    3.4.2. Условия подготовки ПОЖ и воды к применению:
    - разбавление ПОЖ;
    - нагревание ПОЖ и воды;
    - хранения ПОЖ в нагретом состоянии.
    3.4.3. Таблицы времени защитного действия применяемых ПОЖ:
    - из Инструкций по применению ПОЖ,
    - уточненные таблицы (с учетом накопленного опыта данного предприятия);
    - опубликованные в официальных документах.
    3.4.4. Расходы ПОЖ при различных методах применения регистрируются при каждой ПОО и хранятся в службе, выполняющей ПОО.
    Накопленная за сезон информация анализируется и представляется в виде сводной таблицы.
    
    

Таблица 2.

    
Расходы ПОЖ (G, л) по типам ВС при различных процедурах ПОО

    

№№
п/п

Тип ВС

Марка, тип ПОЖ

G 1этапн.

G 1этап

G 2этап

Gлок.

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

6

    

Обозначение процедур ПОО:

- 1этапн.

- одноэтапная;


- 1этап

- первый этап 2-х этапной;


- 2этап

- второй этап 2-х этапной;


- лок.

- локальная.

    
    Примечание. Расход ПОЖ зависит от комплекса условий, при которых выполняется конкретная ПОО, поэтому в таблице указывается диапазон.
    Информация необходима для определения оптимального (достаточного) количества ПОЖ на ПОО обрабатываемых типов ВС, а также для планирования закупок различных типов ПОЖ.
    3.5. Продолжительность процедур ПОО и руления/буксировки ВС в условиях обледенения:
    - продолжительность процедур ПОО;
    - продолжительность руления/(буксировки после ПОО с места обработки до исполнительного старта (начала взлета).
    Характеристики регистрируются при каждой ПОО ВС и хранятся в службе, выполняющей ПОО с отметками о задержке, отмене рейса, возврате на повторную обработку или авиационном событии с ВС после ПОО.
    По результатам сезона накопленная информация анализируется и представляется в виде сводной таблицы.
    Другой метод получения данных для таблицы - хронометраж выполнения процедур.
    
    

Таблица 3.

    
Продолжительность процедур ПОО и руления/буксировки ВС
(t, мин, сек) в условиях обледенения

    

№№
п/п

Тип ВС

t 1этапн.

t 2этапа

t лок.защ.

tрул./
tбукс.

t тex

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

    

Обозначение процедур ПОО:

- 1этапн.

- одноэтапная;


- 2этап

- второй этап;


- лок.

- локальная защита.

    
    t тex - время технологическое суммарное, затраченное в условиях обледенения на ПОО ВС, его руление/буксировку до взлета и др.
    Информация необходима для работы с таблицами времени защитного действия ПОЖ в различных метеоусловиях при выборе метода ПОО и концентрации ПОЖ.
    

4. Подготовка к противообледенительной обработке ВС

    
    4.1. Информация для наземного персонала и экипажа от метеослужбы, органа УВД, и др.
    4.2. Контроль состояния поверхности ВС перед началом обработки (маршрут осмотра ВС).
    4.3. Согласование средств и методов ПОО с экипажем ВС.
    4.4. Подготовка ВС к ПОО (конфигурация по ЭД).
    4.5. Специальные проверки (после предыдущего применения ПОЖ тип II и IV).
    4.6. Подготовка к ПОО при работающих двигателях ВС.
    

5. Методы и технологии противообледенительной обработки

    
    Методы ПОО, технологии выполнения ПОО и порядок контроля состояния поверхности ВС являются общими для всех исполнителей ПОО.
    В случае различия приведенных в Инструкции методов и технологий с указаниями ЭД по типу ВС последние являются приоритетными.
    5.1. Методы ПОО:
    - одноэтапная ПОО с ПОЖ или водой;
    - двухэтапные ПОО с ПОЖ и водой;
    - профилактическая/защитная ПОО;
    - комбинированные ПОО;
    - ПОО переохлажденного крыла (удаление и предотвращение образования СЛО);
    - повторная ПОО.
    5.2. Технологии удаления снежно-ледяных отложений и нанесения защитного слоя ПОЖ.
    5.3. Ограничения при ПОО (в соответствии ЭД по ВС, и Инструкции по применению ПОЖ и др).
    5.4. Особенности применения ПОЖ тип II и IV с учетом возможного гелеобразования.
    5.5. Операционные технологические карты ПОО для каждого типа ВС - описание и временной график очередности операций ПОО.
    Описание каждой операции представляется подробно с учётом типа ПОЖ и вида обработки. График очередности операций ПОО составляется с посекундным учетом времени.
    5.6. Документация по выполненной ПОО.
    

6. Процедуры контроля поверхности ВС перед взлетом

    
    6.1. Контроль после окончания обработки.
    6.2. Контроль перед взлетом.
    6.3. Регистрация результатов контроля.
    

7. Взаимодействие и обеспечение связи между участниками
противообледенительной обработки

    
    7.1. Взаимодействие инженерно-технического персонала (ИТП) по ПОО ВС, оператора, выполняющего ПОО, с другими участниками (экипажем, службами УВД, ГСМ, метео и др.) при планировании и проведении ПОО.
    7.2. Связь ИТП-оператор.
    7.3. Связь ИТП-экипаж.
    7.4. Порядок обмена сообщениями и взаимодействие специалистов.
    7.5. Передача экипажу кодированной информации.
    

8. Ответственность персонала, участвующего в
противообледенительной обработке и подготовке ВС к полету

    
    8.1. Ответственность ИТП наземной службы.
    8.2. Ответственность оператора, выполняющего ПОО.
    8.3. Ответственность персонала службы ГСМ за подготовку ПОЖ и воды (приготовление растворов ПОЖ и подогрев растворов и воды).
    8.4. Ответственность экипажа.
    

9. Программа обеспечения качества ПОО ВС

    
    Высокое качество ПОО может быть обеспечено только при высоком качестве всех ее составляющих, которые должны подвергаться как постоянному, так и периодическому контролю качества.
    Перечень плановых проверок:
    - аэродромного оборудования;
    - передвижных установок (в т.ч. контроль работы жидкостной системы противообледенительных машин);
    - ПОЖ;
    - операционных карт ПОО (описания и временной график очередности операций) для каждого типа ВС;
    - правильности выбора и выполнения операций ПОО (соответствия описанию и графику по п.5.4) и соблюдения предписанных ограничений;
    - работы службы ПОО - учет и анализ авиационных событий, отмен и задержек рейсов, а также повторных ПОО (в техническом отчете/справке);
    - теоретической и практической подготовки персонала;
    - содержания должностных инструкций специалистов по ПОО;
    - рабочих мест;
    - выполнения требований безопасности труда.
    
    

Таблица 4.

    
Плановые проверки

    

№№
п/п

Объект проверки/контроля

Периодичн./Дата

Ответств.
специалист,
должность

Примечание

1

2

3

4

5

    
    
10. Меры по обеспечению безопасности труда персонала
при выполнении ПОО ВС

    
    Раздел дается в соответствии с Системой стандартизации безопасности труда Российской Федерации и отражает меры, принимаемые для обеспечения выполнения требований стандартов, в части работы с опасными жидкостями, работы в условиях низких температур окружающего воздуха и других особенностей условий труда специалистов по ПОО в данном аэропорту.
    

11. Обучение персонала, участвующего в ПОО ВС

    
    11.1. Обучение персонала проводится по Программе теоретического курса «Противообледенительная защита воздушных судов на земле, утвержденной ФСНСТ 14.02.2005 г. в объемах, соответствующих должности и выполняемой работе специалиста. Обучение инспекторов по безопасности полетов, начальников ОТК, начальников и инженеров смен проводится по полной Программе (26 часов), других специалистов по сокращенной Программе (8-12 часов).
    11.2. Обучение персонала выполнению практическим действиям должно проводиться на оборудованной базе по Программе обучения, соответствующей производственным задачам и производственными условиями данного предприятия.
    11.3. Свидетельство установленного образца (с указанием объема подготовки в часах, № и даты) выдается специалистам по результатам обучения и является документом, подтверждающим квалификацию. Срок действия Свидетельства по теоретической подготовке - 2 года, по практической - 1 год.
    11.4. Должностные инструкции специалистов по ПОО должны содержать требования по специальной теоретической и практической подготовке.
    

12. Особые случаи выполнения ПОО

    
    12.1. При выполнении ПОО ВС вне базы (в аэропортах, куда выполняются полеты ВС данного эксплуатанта, см. п.2.3) эксплуатанту следует получить подтверждение того, что Инструкция по защите ВС от обледенения на земле предприятия, выполняющего ПОО, соответствует предъявляемым требованиям и ее выполнение обеспечивается имеющимися техническими средствами и подготовленным персоналом.
    12.2. В случае вынужденной посадки или выполнения единичного рейса при отсутствии в аэропорту посадки ЭД по типу ВС, которое необходимо обработать, выполнение процедур ПОО согласовывается с командиром этого ВС.
    12.3. При расследовании авиационных событий, связанных с условиями обледенения ВС на земле и выполнением или невыполнением ПОО, для объективного выявления причин события следует руководствоваться Методические рекомендации, утвержденные ФСНСТ 06.09.2006 г.
    
    

Начальник 102 отдела
"Исследований авиационных происшествий и
анализа безопасности полетов" ГЦ БП ВТ
_______________ А.П. Язокас


Начальник сектора "Исследования безопасности
полетов ВС по метеорологическим факторам"
102 отдела
_______________ Е.В. Стрижевская


Старший научный сотрудник отдела 102
________________ В.П. Гребняк


Ведущий инженер 102 отдела
________________ Л.Н. Ульянова


    
    
Использованные источники

    
    1. Методические рекомендации по противообледенительной защите ВС на земле; утв. ДПЛГ ГВС МТ РФ 23.01.2003 г.;
    2. Руководство по проивообледенительной защите ВС на земле, док. ИКАО 9640-AN/940, 2000 г.;
    3. Методическое пособие «Противообледенительная защита воздушных судов на земле», ГЦ БП ВТ, 2007 г.;
    4. Методические рекомендации по расследованию авиационных событий, связанных с обледенением ВС на земле, утв. ФСНСТ 06.09.2006 г.;
    5. Рекомендации АЕА по защите ВС от обледенения на земле;
    6. SAE ARP473F (расширенный), 2004г. Aircraft de-icing/anti-icing methods / Методы удаления и предотвращения обледенения ВС;
    7. Указание ДВТ МТ РФ №ДВ.25.2-386 от 09.09.1994 г.;
    8. ISO 11076 Aerospace-Aircraft de-icing/anti-icing methods with fluids / Методы удаления и предотвращения обледенения ВС жидкостями.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование