почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
7
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОСТРАНСНАДЗОР)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА



18.09.2007 г. № 9.1.15-892


Начальникам территориальных
управлений госавианадзора
Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта

Руководителям аэропортов,
авиапредприятий и организаций
гражданской авиации
(по списку)

    
    
    
    Направляю Вам для информации и учета в работе Решение Магаданского городского суда от 20.07.2007 г. Дело № 2-1273/07 о признании незаконными действий администрации ФГУП «Аэропорт Магадан», выразившихся в отказе от проведения досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа и иных лиц на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан».
    
    
    
    
    

Начальник Управления
транспортной безопасности


А.Н. Свешников

    
    
    
    

Дело № 2-1273/07

20 июля 2007 г.

    
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд

    

в составе председательствующего судьи

Свиридовой С.А.

при секретаре

Ивановской И.Ю.

с участием ст. помощника транспортного прокурора

Черноухова И.А.

представителя ответчика ФГУП аэропорт «Магадан»

Сиволобова Д.А.

представителя третьего лица

Крупнова В.Г.

    
    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане 20 июля 2007 года, дело по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Аэропорт Магадан» (далее ФГУП «Аэропорт Магадан») о признании незаконными бездействий, возложению обязанностей по оборудованию пункта досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входе в аэровокзал аэропорта «Магадан»,
    

установил:

    
    Магаданский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ФГУ «Аэропорт Магадан» с требованиями о
    - признании незаконными действий администраций ФГУП «Аэропорт Магадан», выразившиеся в переносе пункта досмотра граждан, прибывающих в здание аэровокзала, в сторону от входа в аэровокзал, и организации выборочного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа и иных лиц, прибывающих в здание аэровокзала.
    - Возложению на ФГУП «Аэропорт Магадан» обязанности по устранению допущенных нарушений Федеральных авиационных правил, обеспечению выполнения работ по оборудованию пункта досмотра на входе в здание аэровокзала.
    
    В судебном заседании 18 июля 2007 года прокурор требования уточнил, просил
    - Признать незаконными действия администрации ФГУП «Аэропорт Магадан» выразившиеся в отказе от проведения досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан» прибывающих в здание аэровокзала и организации выборочного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа и иных лиц, прибывающих в здание аэровокзала.
    - Обязать ФГУП «Аэропорт Магадан» незамедлительно устранить допущенные нарушения Федеральных авиационных правил и установить пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан», исключив доступ пассажиров и всех иных лиц в здание аэровокзала без проведения досмотра на входе в здание аэровокзала и минуя пункт досмотра.
    
    В обоснование своих исковых требований транспортный прокурор указал, что в результате проверки исполнения ФГУП «Аэропорт Магадан» законодательства об авиационной безопасности установлено, что в январе 2007 года был демонтирован пункт досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов обслуживающего персонала и иных лиц, входящих в помещение аэровокзала. Пункт досмотра был перемещен от входа в здание аэровокзала в сторону. Досмотр физических лиц с указанного времени производился выборочно с применением стационарного металлоискателя, а ручной клади и багажа - с применением ручного металлоискателя.
    Направленное по данному факту в адрес директора ФГУП «Аэропорт Магадан» предписание с требованием принять меры по оборудованию пункта досмотра непосредственно на входе в аэровокзал, оставлено без удовлетворения со ссылкой на отсутствие нормативных актов, регламентирующих месторасположение пункта досмотра, а также многочисленными жалобами посетителей аэровокзала на кратность досмотра.
    Транспортный прокурор полагает, что бездействие администрации ФГУП «Аэропорт Магадан» в части непринятия мер по исполнению предписания и оборудованию пункта досмотра на входе в помещение аэровокзала является незаконным. Настаивает, что досмотр пассажиров и иных лиц, пребывающих в аэровокзал должен быть сплошным, а не выборочным, при этом оборудование пункта досмотра должно исключать смешение уже досмотренных граждан с другими лицами.
    На требованиях, о признании незаконными действий администрации ФГУП «Аэропорт Магадан» выразившихся в отказе от проведения досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан» прибывающих в здание аэровокзала и организации выборочного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа и иных лиц, прибывающих в здание аэровокзала, возложению на ФГУП «Аэропорт Магадан» обязанностей по установлению пункта досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан», исключив доступ пассажиров и всех иных лиц в здание аэровокзала без проведения досмотра на входе в здание аэровокзала и минуя пункт досмотра настаивает.
    Представители ответчика ФГУП «Аэропорт Магадан» в судебном заседании требования не признали, суду пояснил следующее.
    Действительно, с 2004 года на входе в здание аэровокзала аэропорта Магадан предусмотрен и действует пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц. Названный пункт досмотра в настоящее время оборудован в строгом соответствии с п. 38 «е» Федеральных авиационных правил утв. Приказом Минтранса России №142 от 28 ноября 2005 года. Так, пункт досмотра имеет в числе оборудования стационарные и ручные металлоискатели, а также рентгенотелевизионный интроскоп. Таким образом, каких-либо нарушений в части оборудования пункта досмотра со стороны аэропорта в настоящее время не допускается. Не согласен так же с доводами транспортного прокурора по поводу перемещения пункта досмотра в аэропорту «Магадан» в сторону от входа на 7 метров.
    Согласно фрагмента плана 1 этажа зала вылета, пункт досмотра расположен на входе в здание аэровокзала на расстоянии 1,5 м от входной двери.
    Такое перемещение пункта досмотра связано с многочисленными жалобами пассажиров, членов экипажей ВС, рабочего персонала, а также посетителей по поводу кратного прохождения личного досмотра - на входе в здание аэровокзала и затем предполетного досмотра.
    Представители ответчика так же пояснили, что оснований для удовлетворения требований нет, поскольку Федеральные авиационные правила устанавливая обязательные требования по оборудованию пунктов досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями, однако не регламентируют месторасположение таких пунктов.
    Представитель третьего лица - Северо-Восточного управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту 3-е лицо), полностью поддержал требования Магаданского транспортного прокурора.
    Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
    Преамбулой Воздушного Кодекса РФ определено, что государственное регулирование деятельности в области авиации направлено в т.ч. на обеспечение охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
    Частью 2 ст. 48 ВК РФ предусматривается, что требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.
    Частью 4 ст. 84 Воздушного Кодекса РФ установлено, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
    Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г № 897 утверждено Положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (с последующими изменениями от 22.04.1997 № 462, от 06.03.1998 № 291 от 14.05.2003 № 282, от 14.12 2006 № 767).
    Пунктом 1 названного Положения предусмотрено, что федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.
    Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (п.6 Положения).
    Администрации авиационных предприятий и аэропортов осуществляют материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несут ответственность за их реализацию (п. 12 Положения).
    Приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 года № 142 в соответствии с пунктом 2 статьи 48, пунктом 4 статьи 84 ВК РФ и в целях реализации мер по государственному регулированию деятельности гражданской авиации и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте, утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам».
    Подп. «e» п. 38. (раздел V. Организация и обеспечение предполетного и послеполетного досмотра на территории аэропорта) названных Правил указывает на то, что в аэровокзалах аэропортов предусматриваются пункты досмотра пассажиров; их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы международных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованные рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.
    В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что в настоящее время месторасположение пункта досмотра при входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан» находиться в стороне от входа, тотальный досмотр всех лиц входящих в помещение аэровокзала, ответчиком не производиться. Предписания Северо-Восточного управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25 января 2007 года (т.1 л.д.7,8) об устранении вышепоименованных нарушений Федеральных правил авиационной безопасности, ответчик не исполняет.
    Из представленных ответчиком доказательств следует, что по состоянию на день рассмотрения иска, пункт досмотра оборудован ручными и стационарными металлоискателями, а также рентгенотелевизионным интроскопом, что подтверждается представленными ответчиком сведениями балансового учета, инвентаризационными описями, инвентарными карточками учета объектов основных средств (том 2 л.д. 11-5,32).
    Таким образом, в судебном заседании установлено, что на день рассмотрения настоящего иска техническое оснащение пункта досмотра полностью соответствует подп. «е» п. 38 Федеральный авиационных правил.
    Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что пункт досмотра аэровокзала аэропорта «Магадан» перемещен от входа в здание аэропорта. Тотальный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, входящие в здание аэровокзала не производиться. Досмотр производиться выборочно, что является нарушением порядка, установленного Федеральными авиационными правилами.
    Включение подп. «е» п. 38 Правил (оборудование пунктов досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалы аэропортов) в Раздел «Организация и обеспечение предполетного и послеполетного досмотра на территории аэропорта», фактически свидетельствует о том, что проведение досмотра на входе в аэровокзал аэропорта является составляющей частью предполетного досмотра.
    Пункты 39 и 40 Правил предусматривают общие требования к пунктам досмотра, как оборудованным на входе в аэровокзал аэропорта, так и оборудованным для проведения предполетного досмотра.
    Так, в частности указанными пунктами Правил предусматривается, что входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в САБ аэропорта.
    Пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них  оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.
    Пункт 72 Правил (Раздел VIII. Особенности обеспечения авиационной безопасности в аэропортах Московского аэроузла, международных аэропортах. и аэропортах федерального значения) предусматривает оснащение пунктов досмотра пассажиров, ручной клади и багажа, расположенных на входах в аэровокзал, рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.
    Системный анализ приведенных норм, позволяет суду сделать вывод о том, что требования к оборудованию и функционированию пунктов досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, расположенных на входах в аэровокзалы, являются в целом аналогичными к требованиям, предъявляемым к пунктам предполетного досмотра, из чего следует, что оборудование пункта досмотра на входе в аэровокзал аэропорта, предполагает обязательность прохождения пассажирами и иными лицами, входящими в здание аэровокзала аэропорта процедуры досмотра, а также проведение досмотра перевозимого ими багажа и ручной клади.
    Учитывая, что предполетный досмотр проходят все пассажиры и все члены экипажа, а действующие нормативные правовые акты не предполагают проведения выборочной проверки при проведении процедуры досмотра, аналогичным образом должен осуществляться и досмотр лиц в пункте досмотра при входе в аэровокзал. По изложенным основаниям проведение лишь выборочного досмотра пассажиров и иных лиц, пребывающих в аэровокзал аэропорта «Магадан», недопустимо в связи с чем суд находит обоснованными требования транспортного прокурора о признании незаконными действий администрации ФГУП «Аэропорт Магадан» выразившихся в проведении выборочного досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц, на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан».
    Поскольку действующими нормативными правовыми актами в сфере авиационной безопасности не предусматриваются обязательные требования к минимальному или максимальному расстоянию от входа в аэровокзал аэропорта, до входа в пункт досмотра, оборудованного при входе в аэровокзал, а также расположению пункта досмотра относительно входа в аэровокзал (справа или слева), такой пункт досмотра может быть расположен в любом удобном месте на входе в здание аэровокзала, однако его место расположения должно исключать доступ пассажиров и иных лиц в здание аэровокзала, минуя пункт досмотра.
    Расположение пункта досмотра должно отвечать его функциональным целям, т.е. проведению досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, а также иных лиц, входящих в здание аэровокзала аэропорта и исключать допуск на территорию аэровокзала аэропорта лиц, не прошедших досмотр.
    При изложенных обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности расположить пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан» в порядке, исключающем доступ пассажиров и всех иных лиц в здание аэровокзала без проведения досмотра на входе в здание аэровокзала и минуя пункт досмотра.
    Доводы ответчика на возможность проведения в качестве дополнительных средств обеспечения безопасности именно выборочного досмотра лиц, входящих в аэровокзал, в соответствии с положениями «Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (Приложение № 17 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 г., ратифицированной СССР в 1970 году), суд расценивает критически, поскольку положения названного руководства не противоречат положениям Федеральных авиационных правил в части оборудования пунктов досмотра и проведения досмотра лиц входящих в аэровокзал аэропорта.
    При вынесении решения суд так же учитывает представленную суду справку о результатах внезапной проверки сотрудниками УФСБ России по Магаданской области и  ЛОВД аэропорта «Магадан» мер авиационной безопасности от 07 мая 2007 года, из содержания которой следует, что в результате несоблюдения ответчиком п. 72 Федеральных авиационных Правил, в стерильную зону аэровокзала 20 мая 2007 года был беспрепятственно пронесен муляж взрывного устройства (том 2 л.д. 11-13).
    Кроме этого, суд при вынесении решения учитывает, что опасность незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в настоящее время существенно возросла, по отношению к периоду принятия и ратификации Чикагской конвенции, о чем свидетельствуют террористические акты, сопряженные с захватами и последующим уничтожением воздушных судов с пассажирами (события 11.09.2001 года в США, подрывы воздушных судов на внутренних авиалиниях Российской Федерации в августе 2004 года), что в силу ч.1 ст. 61 ГПК РФ является общеизвестными фактами.
    Доводы ответчика о прекращении производства по делу об административной ответственности в отношении Сидаш Анатолия Григорьевича по ч.1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях (том. 2 л.д. 6-7), суд также во внимание не принимает, поскольку прекращение дела об административном правонарушении в отношении руководителя ФГУП «Аэропорт Магадан» какого-либо правового значения в данном споре не имеет.
    В порядке подп. 2 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежат взысканию сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей.
    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

    
    Признать незаконными действия администрации ФГУП «Аэропорт Магадан» выразившиеся в проведении выборочного досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, всех иных лиц, на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан».
    Обязать ФГУП Аэропорт Магадан в десятидневный срок после вступления настоящего решения в законную силу, расположить пункт досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц, пребывающих в здание аэровокзала аэропорта «Магадан», на входе в здание аэровокзала аэропорта «Магадан», в порядке, исключающем доступ пассажиров и иных лиц в здание аэровокзала, минуя пункт досмотра.
    Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Магадан» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
    Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивирования решения суда - 25 июля 2007 года.
    
    

Судья

Свиридова С.А.


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование