- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ |
Утверждаю: |
Сводный
акт внеплановой инспекционной проверки эксплуатантов коммерческой ГА - ФГУП
«ГТК «Россия», ОАО «КДавиа», ЗАО «Авиакомпания «Балтийские авиалинии»
и ЗАО «Авиакомпания «СПАРК+»
В соответствии с требованиями информации по безопасности полётов № 28 ФСНСТ и распоряжением ВРИО начальника управления - главного государственного инспектора госавианадзора СЗ УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.01.2008 г. № 1-р рабочей группой в составе:
- государственный инспектор ОНЛД |
И.А Кокорев; | |
- государственный инспектор ОНЛД |
С.А. Березкин; | |
- государственный инспектор ОИБП |
С.П. Суханов, |
в период с 16.01 - 07.02.2008 года была проведена внеплановая проверка эксплуатантов коммерческой ГА - ФГУП «ГТК «Россия», ОАО «КДавиа», ЗАО «Авиакомпания «Балтийские авиалинии» и ЗАО «Авиакомпания «СПАРК+ с целью оценки состояния организации летной работы (ОЛР) и безопасности полетов (БП).
В своей работе комиссия руководствовалась требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных документов Минтранса России и рекомендациями ИКАО.
По итогам отмечено:
I. Состояние организации летной работы.
Общая организация летной работы проводится на основании требований нормативных документов ГА, НПП ГА-85, РОЛР-87, приказов, инструкций и указаний уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Планирование летной работы.
Планирование летной работы осуществляется в порядке, установленном действующими нормативными документами ГА, на рабочих местах специалистов имеются необходимые Планы-графики подготовок и тренировок авиационного персонала, в них производятся отметки о выполнении соответствующих проверок (тренировок).
Планирование труда и отдыха летного состава проводится по нормам «Положения об особенностях режима рабочего времени...», утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.11.2005г. № 139, необходимые изменения в РПП внесены.
Служебные помещения и рабочие места специалистов в целом соответствуют установленным санитарным нормам и в необходимой мере оборудованы средствами оргтехники и связи.
Недостатки:
- в РПП ФГУП «ГТК «Россия» и ЗАО «Балтийские авиалинии» установленные нормы продолжительности послеполетных работ экипажа не соответствует минимальным требованиям согласно п. 10.5.1 РОЛР-ГА 87г.;
- в РПП ОАО «КДавиа» минимальная норма продолжительности послеполетных работ экипажа не указана (отсутствует).
Профессиональная подготовка летного состава.
Профессиональная подготовка летного состава проводится согласно установленных процедур. По всем видам проводимых подготовок, тренировок и проверок летного состава имеются утвержденные в установленном порядке программы. Процедуры допуска к полетам по 2ой категории метеоминимума ИКАО соблюдаются.
Поддержание профессиональной подготовки персонала производится в сертифицированных (одобренных ФСНСТ) зарубежных и отечественных АУЦ ГА. Продление свидетельств (сертификатов) летного состава проводится в аккредитованных РГ РКК и в территориальном РКК.
Установленные сроки и нормы выполнения заходов в сложных метеоусловиях условиях и заходов для подтверждения минимумов (взлета и посадки) соблюдаются.
Для проведения профессиональной учебы в летной службе имеется разработанная и утвержденная тематика занятий, которая в необходимой мере учитывает деятельность летного подразделения. Установленные минимальные нормы учебного времени выдерживаются, учетная документация ведется.
Недостатки:
- в ЗАО «Балтийские авиалинии» на момент проверки у части КВС количество заходов в СМУ по их количеству не соответствует установленным нормам согласно п.4.5.3.4.2 РОЛР ГА-87;
- часть инспекторского состава ИБП «ФГУП «ГТК «Россия» к проведению проверок летных экипажей относится формально, при выполнении проверок, как правило, не отмечается замечаний.
Тренажерная и сезонная подготовка.
Тренажерная подготовка проводится по утвержденным программам в сертифицированных отечественных и одобренных ФСНСТ зарубежных тренировочных центрах.
Летный состав, эксплуатирующий отечественную авиатехнику, ежеквартально проходит тренажерную подготовку, летный состав подразделений В-737 и А-319 тренажерную подготовку проходит по установленной программе один раз в полгода. В программу подготовки включены задачи по подтверждению минимумов.
Тренажерная подготовка по типу ВС Ми-8 проводится по утвержденным программам в сертифицированных отечественных АУЦ ГА. Летный состав, эксплуатирующий одновременно два типа ВС, тренажерную подготовку проходит по каждому типу, периодичность тренировок не менее установленной (перерыв не более 3-х месяцев между тренировками, обязательное чередование типов ВС).
При проведении сезонной подготовки используются рекомендации действующие нормативные документы ГА и УНЛД ФСНСТ.
Формирование экипажей.
Формирование экипажей производится в соответствии с действующим нормами, правилами и стандартами ГА, закрепление экипажей производится в период межсезонной подготовки.
Текущие замены членов экипажей ВС носят единичный характер, замены производятся, как правило, инструкторским составом.
Допуск летного состава к полетам.
Допуск летного состава к полетам проводится согласно действующего РПП и утвержденных программ подготовки летного состава (ППЛС).
Предварительные и предполетные подготовки экипажей.
Предварительная подготовки проводятся в установленном порядке, учетная документация ведется.
Предполетные подготовки проводятся в аэропортах вылета и транзита, необходимые отметки в полетных заданиях имеются.
Проверка работы летного состава, полеты с проверяющими.
Командно-летным составом проверка работы летного состава производится, в целом, согласно нормативных документов ГА, необходимые отметки контроля за выполнением полетных заданий имеются.
Полеты с проверяющими в составе экипажа проводятся согласно нормативных документов ГА, сроки проверок соблюдаются.
Вместе с тем отмечаются отдельные случаи:
- неправильного оформления полетных заданий при включении проверяющих в состав экипажа (пп. 3.8.6 ; 3.8.7 НПП ГА-86) из лиц, не отнесенных к категории «пилот»;
- отсутствия сведений об учебно-тренировочной цели полета.
Разборы полетов, использование материалов ССПИ.
Проведение и оформление разборов проводится в установленном порядке, методические указания по проведению разборов выполняются, учетная документация ведется.
Послеполетные разборы в экипажах проводятся, соответствующие отметки в полетных заданиях имеются.
Объем расшифровок ССПИ не менее установленного, в учетной документации по проведению разборов имеются ссылки на использование этих материалов. Порядок хранения материалов ССПИ и организация работ с материалами ССПИ в летных службах в целом соответствует установленным требованиям.
Вместе с тем отмечено, что контроль и анализ качества выполнения полетов по данным ССПИ не всегда производится в полном соответствии с требованиями раздела 11.2 РОЛР ГА-87. Так например, не всегда выполняется контроль и анализ полетной информации при выполнении проверок на подтверждение квалификации и при выполнении тренировочных полетов (п. 11.2.2 РОЛР ГА-87). В летных подразделениях, как правило, отсутствует планирование целевых заявок на выборочное снятие ССПИ, что свидетельствует о недостаточно целенаправленном контроле летной работы экипажей со стороны командно-летного состава этих подразделений.
Также отмечено, что у эксплуатантов, осуществляющих выполнение полетов на ВС иностранного производства, как правило, анализ речевых регистраторов производится лишь в случае возникновения авиационного события, что не позволяет производить систематический анализ выполняемых полетов по установленным направлениям (11.2.4 РОЛР ГА-87; Руководство по организации сбора, обработки и использования ПИ в авиапредприятиях ГА РФ, приложение к распоряжению МТ РФ от 31.07.01 № НА-296-р).
Недостатки:
1. ФГУП ГТК «Россия»:
- на ВС типа Б-737; А-319 не производится систематическое снятие и анализ записей речевых регистраторов;
- в материалах комплексного контроля экипажей ВС Ту-154М; Ту-134А; Ил-86 отсутствуют заключения об использовании материалов речевого регистратора.
2. ЗАО «СПАРК+»:
- несвоевременно проведен специальный разбор по авиационному событию с вертолетом Ми-8 от 13.04.07г.
- в летном подразделении отсутствует практика выборочного снятия ССПИ и последующего анализа действий экипажа;
- в материалах месячных разборов летного состава отсутствуют сведения об использовании материалов расшифровки ССПИ.
3. ОАО «КДавиа»:
- не выдерживаются установленные РПП сроки прослушивания (анализа) речевых регистраторов членов экипажей используемых ВС, по ним не составляются установленные еженедельные отчеты, часть анализов записей отсутствует.
Летно-методическая работа.
Составление анализов по ОЛР и БП проводится в сроки согласно п. 11.4.1 РОЛР-87, объем (содержание) анализов соответствует установленным действующим методическим требованиям.
В летной службе организована и функционирует система получения и доведения до летного состава информации по безопасности полетов и других летно-методических документов. Стенды наглядной информации по БП в служебных помещениях имеются, замена информации по БП производится своевременно.
Информационное обеспечение производится с применением сети АФТН, а также с применением компьютерных технологий - БД «СЗРЦАИ-инфо/Авиатор» (письмо ДЛС ГС ГА № 10.1.14-616 ГА от 01.07.03г). Имеется также необходимый комплект контрольных экземпляров действующих нормативных документов ГА (ФАПы, Наставления, Руководства и т.д.)
Недостатки:
В ЗАО «Балтийские авиалинии» и «СПАРК+» отсутствуют оборудованные летно-методические классы.
Летно-штабная документация.
Номенклатура делопроизводства (планы, графики и т.д.) летной службы и организация делопроизводства по учету летной работы (издание приказов, хранение летных книжек/дел ЛС, оформление записей в них и т.д.) соответствуют действующей «Инструкции о порядке ведения летно-штабной документации в летных подразделениях ГА».
Часть летно-штабной документации ведется с применением компьютерных технологий.
Недостатки:
- в ЗАО «СПАРК+» отдельные полетные задания в части учета топлива и рабочего времени оформляются с отступлением от установленного образца;
- в ЗАО «Балтийские авиалинии» в полетных заданиях не всегда указывается фактическое рабочее время экипажа.
II. Состояние безопасности полетов.
Профилактическая работа по предотвращению авиационных событий данных эксплуатантов ведется. Периодически согласно информации Минтранса России о состоянии безопасности полетов проводятся разборы по текущим авиационным событиям.
В РПП данных эксплуатантов имеются соответствующие «Программы предотвращения АП» и производится ведение необходимой учетной документации по БП. Также организовано прохождение информации по безопасности полетов, включая текущую информацию по БП в ГА РФ.
Персонал, ответственный за обеспечение безопасности полетов, как правило, своевременно проходит специальную подготовку и обладает знаниями и навыками, необходимыми для проведения работ по обеспечению безопасности полетов.
Вместе с тем, часть инспекторских органов эксплуатантов не в полной мере выполняет функции по профилактике нарушений и зачастую выполняет лишь функции по сбору сведений об уже возникших авиационных событиях. Так например, не у всех эксплуатантов осуществляется практика выдачи внутренних инспекторских предписаний, планы текущих мероприятий по обеспечению БП носят общий характер и не соответствуют характеру производственной деятельности эксплуатанта, по итогам утвержденных расследований инцидентов и других авиационных событий не контролируется ход устранения отмеченных замечаний. Такое состояние свидетельствует о самоуспокоенности части специалистов инспекторских органов и не соответствует правовому положению инспекторского органа эксплуатанта.
Заключение и рекомендации;
- состояние ОЛР и БП эксплуатантов коммерческой ГА - ФГУП «ГТК «Россия», ОАО «КДавиа», ЗАО «Авиакомпания «Балтийские авиалинии» и ЗАО «Авиакомпания «СПАРК+» соответствует сертификационным требованиям;
- руководству эксплуатантов по отмеченным недостаткам в ходе проведения сезонной подготовки к работе в весенне-летний период 2008г. принять дополнительные меры по их устранению.
И.А. Кокорев
С.А. Березкин
С.П. Суханов