- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Главного управления
авиационных работ и перевозок МГА
__________ Л.В. Ильчук
17 июня 1988 г. № 26.1.7-498
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ СТРОПОВ И ГРУЗОВ
ЗАКАЗЧИКОМ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ
НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ ВЕРТОЛЕТОВ
Москва 1988
УДК 656.7.076:69
С введением в действие настоящих Правил "Типовые требования к подготовке грузов для транспортировки на внешней подвеске вертолетов и выполнения строительно-монтажных работ", утв. МГА 29 мая 1986 г.» 14.1.7., и Изменения № 1 к данным требованиям, утв. 10 февраля 1987 г., утрачивают силу.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила составлена в соответствии о "Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА)", действующими руководствами по летной эксплуатация (РЛЭ) вертолетов, требованиями ГОСТ 12.3.009-76 "ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности".
1.2. Правила предназначены для ответственных руководителей работ и наземных бригад Заказчика, обеспечивающих подготовку и подцепку грузов для транспортировки их на внешней подвеске вертолетов, и содержат:
- указания и рекомендации по подготовке стропов и грузов для транспортировки вертолетами на внешней подвеске, в том числе при выполнении строительно-монтажных работ;
- правила и схемы строповки грузов;
- технология выполнения работ на погрузочно-разгрузочных площадках;
- порядок подачи сигналов наземной бригадой экипажу вертолета с помощью жестов и радиостанции;
- требования к подготовке персонала, допускаемого к работам по строповке и подцепке грузов;
- требования по технике безопасности при выполнении работ по строповке и подцепке грузов к внешней подвеске вертолетов.
1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на ответственного руководителя работ Заказчика, а при отдельном базировании вертолетов - на ответственного представителя Заказчика.
1.4. Грузы, которые по своим габаритам или другим условиям нельзя разместить внутри грузовой кабины вертолета, и в случае, если нет возможности произвести посадку в месте доставки груза, а также длинномерные и крупногабаритные грузы перевозятся на внешней подвеске.
Примечание. Длинномерным считается груз, длина которого более 1/2 диаметра несущего винта (НВ) при высоте 1/5 его длины и менее, а крупногабаритным - груз длиной более 1/7 диаметра НВ при высоте 1/5 его длины и более.
1.5. Транспортировке на внешней подвеске подлежат грузы, имеющие достаточную прочность к перегрузкам. Узлы грузов должны отвечать требованиям, приведенным в разделе 3 настоящих Правил.
В соответствии с требованиями НПП ГА и РЛЭ вертолетов груз может быть сброшен при аварийной ситуации, угрожающая безопасности полета. Кроме того, на груз, стоящий на земле, может быть сброшена тросовая часть внешней подвески.
1.6. С разработкой новых систем внешних подвесок, поступлением в эксплуатацию новых вертолетов и систематическим обобщением опыта транспортировке грузов на внешней подвеске в настоящие Правила вносятся изменения и дополнения.
2. ПОДГОТОВКА СТРОПОВ
2.1. При транспортировке грузов на вишней подвеске вертолетов в качестве съемных грузозахватных приспособлений применяются канатные стропы, серьги, скобы, крюки, карабины, траверсы, специальные захваты, отвечающие требованиям действующих государственных стандартов и имеющие сертификат (свидетельство) завода-изготовителя об испытании.
2.2. Коэффициент запаса прочности стропов по отношению к расчетному разрывному усилию должен быть не менее 6.
2.3. Коэффициент запаса прочности соединительных элементов (кроме канатов) и захватов стропов по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 5.
2.4. Перед работой Заказчик должен подвергнуть полному техническому освидетельствование съемные грузозахватные приспособления (стропы, серьги, скобы и др.), проверить канаты стропов на отсутствие узлов, петель, вспученных или оборванных прядей и нитей. Удостовериться в наличии бирки и сохранности на ней маркировки. Об этом производится запись в "Журнале производственного инструктажа и проверки грузозахватных приспособлений".
2.5. В условиях низких температур должны применяться стропы климатического исполнения, которые сохраняют работоспособность при температуре до минус 60°.
2.6. Заказчик должен два раза в год проводить испытания канатов стропов на прочность с оформлением акта.
Испытания стропов и их элементов на прочность следует производить статической 50-процентной нагрузкой от расчетного разрывного усилия. При серийном изготовлении стропов время их выдержки под нагрузкой 3 мин, при индивидуальном - 10 мин. Нагрузку при определении усилий в стропах определяют динамометром или контрольным грузом.
2.7. Каждый строп должен быть снабжен металлической биркой, на которой указывают:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность стропа;
- дату следующего испытания;
Бирку устанавливают в месте заделки концов каната заплеткой.
2.8. Концы каната стропа должны быть заделаны заплеткой на коуш или петлю (использование других способов заделки концов каната недопустимо).
2.9. Браковка находящихся в работе стропов производится:
- при нарушении заделки заплетки канатов;
- готовности стропов до блеска и обрыве нитей каната.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- использовать стропы и грузозахватные приспособления, и прошедшие испытания, или с просроченным сроком испытаний;
- применять канаты и стропы, имеющие вспученности, петли, узлы, обрывы нитей;
- закреплять два и более стропа внешней подвески за один узел на грузе;
- оставлять на внешней подвеске свободные грузовые стропы (они должны быть сняты или прибортованы.
2.10. Стропы при длительном хранении должны быть смазаны техническим вазелином или смазкой ЦИАТИМ-201, обернуты бумагой и упакованы.
2.11. Ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к строповочным канатам Заказчика при их эксплуатации, возлагается на ответственного руководителя работ Заказчика.
3. ПОДГОТОВКА ГРУЗОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
НА НИЖНЕЙ ПОДВЕСКЕ
3.1. Подготовку грузов для доставки их вертолетами целесообразно производить на погрузочной площадке, расположенной рядом с посадочной.
3.2. Необходимо проверить наличие документации, подтверждающей прочность узлов груза и спецоснастки, используемой для транспортировки грузов на внешней подвеске.
3.3. Обязательно проверить наличие на грузе маркировки массы и центра тяжести. Если такой маркировки нет, то с помощью автокрана с динамометром определить массу груза и его пространственное положение в подвешенном состоянии, при этом основание груза должно быть параллельно земле.
Запрещается транспортировка грузов на внешней подвеске без определения их массы и проверки пространственного положения в подвешенном состоянии.
3.4. Подвижные части машин и механизмов должны быть надежно закреплены и не должны изменять свою геометрию в полете.
3.5. Пакеты грузов необходимо комплектовать так, чтобы обеспечить максимальную загрузку вертолетов и иметь минимальную площадь поперечного сечения пакетов.
3.6. Мелкие грузы следует перевозить в контейнерах или грузовых сетках-гамаках.
3.7. Сыпучие материалы необходимо перевозить в грузовых сетках, снабженных брезентовым конвертом, или в герметичных контейнерах.
3.8. Жидкость, сжатые и сжиженные газы следует перевозить только в специально предназначенных для этих целей емкостях. Емкости должны быть герметично закрыты и не иметь течи, при необходимости опломбированы.
3.9. Крюки-карабины "паука" (грузодержатели) из системы внешней подвески вертолета необходимо присоединять за предусмотренные на грузе узлы, а при их отсутствии непосредственно на грузе определить силовые узлы, за которые будет производиться строповка. Крепление грузодержаталей "паука" внешней подвески производить к строповочным кольцам, закрепленным на грузе канатной петлей или удавкой так, чтобы зев крюка был обращен внутрь пирамиды, образованной ветвями "паука".
3.10. Узлы на грузе предусмотренные для соединения с грузодержателями стропов "паука", следует располагать в местах, удобных для соединения и разъединения с грузодержателями и, по возможности, равномерно располагать от центра тяжести груза. Они должны обеспечивать высокую надежность соединения с грузодержателями (должны быть закрытого контура, без острых кромок). Внутренние отверстия в узлах должны полностью исключать заедание и заклинивание грузодержателей при самоустановке и натяжении канатов.
Коэффициент запаса прочности узлов на грузе по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 5.
3.11. Для повышения экономичности транспортировки грузов на внешней подвеске вертолетов рекомендуется оснащать грузы средствами уменьшения аэродинамического сопротивления и стабилизации их в полете. Для этой цели следует использовать стабилизирующие устройства и обтекатели.
3.12. При необходимости груз должен иметь заземление для снятия статического электричества при установке груза в месте доставки (монтажа).
4. ПРАВИЛА СТРЛПОВКИ ГРУЗОВ
4.1. Выбранные места строповки грузов должны обеспечивать:
- надежность строповки;
- устойчивое висение груза на подвеске;
- удобство строповки и расстроповки;
- возможность подачи конструкции к месту монтажа в положении, соответствующем проектному.
4.2. В местах касания стропов острых кромок груза необходимо устанавливать прокладки (куски автопокрышек, брезент, резина и др.).
4.3. Обязательные условия правильной строповки:
- обеспечение равномерное загрузки стропов и грузозахватных приспособлений;
- отсутствие возможности зацепки канатов стропов за выступающие части груза при натяжении;
- нагрузка на транспортируемую конструкция не должна превышать ее максимальных эксплуатационных нагрузок;
- отношение расстояния между точками крепления стропов на грузе к длине ветви стропа должно быть а/в < 1/4, а угол между ветвями стропа не должен превышать 90° (увеличение этого отношения ведет к резкому возрастанию нагрузки на стропы);
- отношение высоты расположения центра тяжести груза над точками крепления строповочных элементов к расстоянию между точками должно составлять h/a < 0,7 (рис. 4.1);
- суммарная длина ветви стропа и грузового каната должна быть не менее чем на 1 м больше наибольшей консольной части груза ( или );
- отношение a/ ( + ) для симметричных грузов должно составлять 0,9-1,1. Уменьшение этого отношения ведет к росту колебаний консольной части груза, а увеличение - к росту вероятности раскачки груза в полете. (==0,45…0,55а)
Примечание. Размеры a, b, h, и показаны на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Схема строповки длинномерных грузов
5. СХЕМЫ СТРОПОВ ГРУЗОВ
В зависимости от массы, формы и габаритов груза необходимо применять определенные схемы их строповки в соответствии с приложением 1.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНЫМ ПЛОЩАДКАМ
Требования к погрузочным площадкам изложены в "Пособии по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации".
7. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
7.1. В состав наземной бригады входят:
- руководитель наземной бригады;
- необходимое количество такелажников.
7.2. В обязанности руководителя работ на погрузочной площадке входит:
- организация работы по подготовке площадки;
- проверка документации на груз и актов испытания, подтверждающих проверку узлов и оснастки на прочность;
- проверка узлов и элементов оснастки;
- контроль готовности грузов к транспортировке в соответствии с разделом 3;
- руководство такелажниками при подцепке (отцепке) груза;
- контроль и соблюдение мер безопасности такелажниками;
- сообщение командиру вертолета о готовности к подъему и о положении вертолета относительно груза с помощью визуальных сигналов;
- выполнение распоряжений руководителя полетов (при наличии его на площадке).
При подъеме и укладке груза вертолетом руководитель работ должен находиться в поле зрения командира вертолета.
7.3. В обязанности такелажников входит:
- выполнение работ по подготовке площадки и грузов к транспортировке (укладка, взвешивание и т.д.);
- строповка и подцепка транспортируемых грузов;
- выполнение распоряжений руководителя работ.
7.4. Перед выполнением работы необходимо поставить края и прибытие с грузом автомашины на заранее отведенное место, расположенное с левой стороны вертолета по направлению полета не ближе 40 м от места подцепки для вертолетов Ми-8, Ка-32, 70 м - для вертолетов Ми-6, Ми-10К и 100 м - для вертолета Ми-26.
7.5. При приближении вертолета к площадке такелажники должны находиться на расстоянии 10-20 м (для Ми-8, Ка-32) и 20-30 м (для Ми-6, Ми-10К, Ми-26) от груза с левой стороны по направлению полета вертолета.
7.6. После посадки вертолета такелажники подходят к нему, выгружают из вертолета стропы и канат внешней подвески, подцепляют один конец каната к стропам, другой - к замку внешней подвески.
7.7. Перед взлетом вертолете такелажники отходят в безопасное место, а один остается около груза и следит, чтобы при подъеме вертолета не нарушаюсь система строповки.
7.8. В целях предотвращения поражения такелажников статическим электричеством запрещается приступать к подцепке (отцепке) груза до касания земли выпускаемым канатом, электрозамком или грузом.
7.9. Устранить перехлесты, зацепления, скручивание каната и стропов, заедание и заклинивание скоб в узлах груза разрешается такелажникам только по команде руководителя работ после того, как вертолет уменьшит высоту висения и создаст слабину в канате и стропах.
7.10. В пункте назначения находящиеся на разгрузочной площадке такелажники по команде руководителя работ подходят к грузу, отсоединяют стропы от каната подвески, загружают в вертолет стропы с ранее привезенного груза.
Примечание. Для более эффективного использования вертолета рекомендуется применять 3-4 комплекта стропов.
7.11. Если посадка вертолета рядом с грузом невозможна, подцепку груза производят в режиме висения.
7.12. Если используют полуавтоматические грузозахватные приспособления или электрозамок, то вертолет в пункте разгрузки не приземляется.
7.13. Монтажные приспособления устанавливают и закрепляют с учетом действия на них и на смонтированную конструкцию воздушного потока, создаваемого НВ вертолета.
7.14. Контуры монтажного приспособления и риски установочных осей должны быть хорошо видны с борта вертолета. Спереди и слева от вертолета должны быть четкие ориентиры, обеспечивающие точное наведение конструкции над местом монтажа и выдерживание вертолета на соответствующей высоте.
7.15. При выполнении строительно-монтажных и других сложных видов работ бригаде такелажников выделяют сигнальные флажки красного и белого цвета. Радиообмен с экипажем ведет только руководитель полетов, который назначается из лиц командно-летного состава.
7.16. При отсутствии руководителя полетов сигналы экипажу вертолета с земли подает ответственный руководитель работ в соответствии с приложением 2.
8. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГРУЗА НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ И
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТАХ
8.1. Требования к персоналу, допускаемому к погрузочно-разгрузочным работам.
8.1.1. В состав наземной бригады для выполнения работ с использованием вертолета включаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование в порядке, установленном Минздравом СССР, обученные мерам безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79, приемам работы с вертолетом.
8.1.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны проходить предварительный и периодические осмотры в соответствии с требованиями Минздрава СССР.
8.1.3. Инженерно-технические работники, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должно проходить проверку знаний особенностей технологического процесса, требования безопасности труда, устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и производственной санитарии в порядке, установленном органами государственного надзора применительно к вертолетам и видам работ.
8.1.4. При заключении договоров на выполнение работ, связанных с перевозкой грузов на внешней подвеске вертолетов, и строительно-монтажных работ служба ПАНХ знакомит под расписку с техникой безопасности ответственного руководителя работ Заказчика, который, в свою очередь, проводит практику-тренировку с членами наземных бригад с записью в "Журнале производственного инструктажа и проверки грузозахватных приспособлений".
8.2. Техника безопасности при транспортировке грузов на внешней подвеске и выполнении строительно-монтажных работ.
8.2.1. Обучение, людей правилам техники безопасности входит в обязанности Заказчика. Экипаж оказывает необходимую помощь.
8.2.2. Курить возле вертолетов запрещается. Место для курения должно быть за пределами посадочной площадки.
8.2.3. Запрещается разводить огонь в зоне посадочных (погрузочных) площадок.
8.2.4. К работе по подцепке грузов следует приступать только после разрешения командира вертолета. Подходить к вертолету для подцепки груза можно только по команде руководителя работ.
8.2.5. Конкретные операции по подцепке грузов к вертолету следует закрепить за отдельными строповщиками.
8.2.6. Руководитель работ на погрузочной площадке подает команду экипажу на подъем груза только после проверки надежности закрепления груза, отсутствия людей возле груза и препятствий, за которые груз может зацепиться.
8.2.7. Нахождение людей под грузом и в зоне разгона вертолета категорически запрещается.
8.2.8. Всем членам наземной бригады необходимо иметь очки для защиты от пыли и снега, поднимаемых потоком воздуха от НВ, а резиновые перчатки от поражения статическим электричеством.
Приложение 1
Схемы строповка грузов
Рис. П.1
Рис. П.2
Рис. П.3
Рис. П.4
Рис. П.5
Рис. П.6
Рис. П.7
Рис. П.8
Рис. П.9
Приложение 2
Сигналы руководителя работ
|
| |
|
| |
|
|
Рис. П.10