почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
9
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2000 года N 14-52-357ин/13

    
    
О порядке формирования основных
образовательных программ высшего учебного
заведения на основе государственных
образовательных стандартов


    1. Основная образовательная программа (далее - ООП) вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
    
    ООП разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России.
    
    2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющим его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
    
    Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных и дополненных исходя из того, к каким из указанных в ГОС видам деятельности будет в основном готовиться выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС.
    
    Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности академического сообщества вуза.
    
    3. На втором этапе проектирования ООП в вузе разрабатываются ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.
    
    На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
    
    - определить полный перечень дисциплин ООП (дисциплины национально-регионального компонента, специализаций, по выбору студента);
    
    - обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающей фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;
    
    - определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;
    
    - установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;
    
    - найти наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии и др.
    
    4. В структуру ООП входят:
    
    - перечень специализаций* профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим УМО;
________________
    * Названия специализаций не должны содержать ключевые слова, относящиеся к другим образовательным областям, например, слово "менеджмент" может характеризовать специализации только по соответствующим специальностям группы 060000 Экономика и управление, слово "дизайн" - только по соответствующим специальностям в области культуры и искусства и т. п.      
    
    - цели ООП;
    
    - учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности;
    
    - совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП;
    
    - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).
    
    5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:
    
    - последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности;
    
    - рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента;
    
    - эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза.
    
    Обязательными структурными элементами учебного плана являются:
    
    - график учебного процесса;
    
    - сводные данные по бюджету времени студента;
    
    - план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.
    
    Учебный план утверждается ученым советом и подписывается ректором (деканом факультета).
    
    6. Каждая программа учебной дисциплины, как правило, должна содержать:
    
    - цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания;
    
    - содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;
    
    - учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю*, и методические указания студентам**, рекомендации по использованию информационных технологий;
________________
    * Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.
    
    ** Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий.     
    
    - требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
    
    7. Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания должен предусматривать содействие активному, заинтересованному, творческому подходу субъектов образовательного процесса к его осуществлению, с тем чтобы их деятельность в конечном счете определяла развитие всей системы.
    
    Объем дисциплин, предлагаемых на выбор студентам в каждом цикле ООП, должен, как правило, в два раза превышать суммарно объем, предусмотренный для этих целей в ГОС.
    
    8. Государственные образовательные стандарты предусматривают возможность унификации первых двух-трех лет обучения по образовательным программам родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение образовательных программ позволит оптимизировать учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, а также обеспечит реальную возможность студентам решать для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории. Студентам следует своевременно разъяснять, как избранные ими курсы по выбору, а также дисциплины, устанавливаемые вузом, влияют на формирование образовательной программы, будущую специализацию выпускника.
    
    9. Достижению установленных целей при реализации ООП во многом способствует работа структурных подразделений вуза, чья деятельность создает мотивацию и условия для физического и духовного развития личности, поэтому ученому совету вуза необходимо определять направления их функционирования и развития. Вузом должны разрабатываться программы, определяющие создание в вузе условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев и т. п.).
    
    

    
Текст документа сверен по:
"Бюллетень Министерства
образования РФ",
N 12, 2000 год


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование