- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД России
от 25 мая 1999 года N 391
ПРОГРАММА
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения
Настоящая Программа направлена на реализацию Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 1997 года N 862, и может рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов вузами и ссузами с учетом их специфики и региональных особенностей.
Логика построения программы соответствует логике процесса формирования личности профессионала. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России охватывает этапы профориентации молодежи и отбора кандидатов на учебу, адаптации учащихся к условиям служебной и учебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
Программа определяет содержание работы по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России и содержит основные организационно-методические мероприятия, способствующие профессионально-личностному становлению специалиста органов внутренних дел.
Раздел 1
Психологическое обеспечение профориентации и профессионального отбора
Задачи психологического обеспечения |
Примерное содержание и формы работы |
Исполнители |
1.1. Информационное и научно-методическое обеспечение профориентационных мероприятий |
1.1.1. Разработка профессионально-психологических требований к абитуриентам и критериев оценки их психологической пригодности к обучению в образовательных учреждениях МВД России |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.1.2. Формирование банка методик психологического обеспечения профориентационной работы и психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.1.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по ранней профориентации учащихся на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.1.4. Консультирование руководителей и учителей общеобразовательных школ и лицеев по вопросам профориентации старшеклассников на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.1.5. Подготовка справочников и рекомендаций для поступающих на учебу в образовательные учреждения МВД России |
Кафедры (циклы) |
1.2. Изучение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся юридических классов, лицеев и |
1.2.1. Проведение выборочных экспресс-исследований по изучению мотивационной сферы, ценностных ориентаций и жизненных планов учащихся |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы) |
колледжей милиции |
1.2.2. Разработка социально-психологических портретов выпускников общеобразовательных школ, лицеев, юридических классов и колледжей милиции |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.2.3. Изучение психологической готовности выпускников колледжей и лицеев милиции, юридических классов к службе в ОВД и пригодности к обучению в образовательных учреждениях МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.2.4. Консультирование руководителей и преподавателей колледжей милиции, специализированных лицеев, юридических классов по вопросам оценки пригодности учащихся к обучению в образовательных учреждениях МВД России |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.2.5. Проведение профориентационных занятий с учащимися общеобразовательных школ, специализированных лицеев, юридических классов |
Кафедры (циклы) |
|
1.2.6. Консультирование психологов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей милиции по вопросам проведения психологических тренингов, направленных на формирование у учащихся устойчивой мотивации к обучению в образовательном учреждении МВД России и службе в ОВД |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы) |
|
1.2.7. Анализ эффективности профориентационной работы образовательных учреждений МВД России и оценка ее эффективности |
Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
1.3. Установление психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательных учреждениях МВД России |
1.3.1. Проведение инструктивно-методических занятий с лицами, привлекаемыми к проведению отбора кандидатов на учебу |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.3.2. Анализ личных дел абитуриентов, изучение данных психофизиологического обследования кандидатов на учебу в центрах психодиагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.3.3. Проведение психологического обследования кандидатов на учебу в образовательное учреждение и анализ его результатов, разработка социально-психологического портрета абитуриента образовательного учреждения МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.3.4. Оценка психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.3.5. Оформление заключения о психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
1.3.6. Оформление карты психологического изучения учащихся, зачисленных на первый курс, формирование базы социально-психологических данных на абитуриентов |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
Раздел 2
Психологическое обеспечение процесса адаптации учащихся
к условиям учебной и служебной деятельности образовательного учреждения
Задачи психологического обеспечения |
Примерное содержание и формы работы |
Исполнители |
2.1. Оптимальное комплектование учебных групп |
2.1.1. Разработка рекомендаций по комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы) |
|
2.1.2. Консультирование курсовых офицеров по вопросам комплектования учебных групп |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
2.1.3. Выявление учащихся, имеющих склонность к лидерству, внесение предложений по кандидатам на должности командиров учебных групп |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
2.1.4. Выявление учащихся, имеющих пониженную способность к адаптации к учебной и служебной деятельности, склонных к отклоняющемуся поведению, и т.д. |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы) |
|
2.1.5. Психологическая подготовка командиров учебных групп |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы) |
2.2. Изучение социально-психологических особенностей адаптации учащихся к учебной и служебной деятельности |
2.2.1. Формирование банка методик изучения социально-психологических условий адаптации учащихся к учебной и служебной деятельности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы) |
|
2.2.2. Изучение морально-психологического климата в учебных коллективах, взаимоотношений учащихся с командно-преподавательским составом |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.2.3. Анализ конфликтных ситуаций среди учащихся, между учащимися и командно-преподавательским составом |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
2.2.4. Анализ причин неуспеваемости и нарушений дисциплины среди учащихся |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы), сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.2.5. Изучение причин отчислений учащихся на первом году обучения |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.2.6. Выявление и изучение неформальных групп в учебном коллективе |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.2.7. Прогнозирование успеваемости и особенностей поведения учащихся первого курса |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.2.8. Изучение и оценка учебной нагрузки учащихся, разработка предложений по ее оптимизации |
Учебный отдел, кафедры (циклы), методический совет, курсовые офицеры, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
2.2.9. Изучение бюджета времени учащихся |
Учебный отдел, кафедры (циклы), методический совет, курсовые офицеры, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
2.2.10. Изучение и анализ причин затруднений, возникающих у учащихся в период адаптации к условиям учебной и служебной деятельности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, учебный отдел, кафедры (циклы) |
2.3. Развитие у учащихся психологической готовности к профессионально-личностному саморазвитию |
2.3.1. Преподавание спецкурсов, направленных на развитие у учащихся навыков учебной деятельности ("Введение в специальность", "Обучение учению" и др.) |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
2.3.2. Информирование учащихся о профессионально-психологических требованиях к личности сотрудника органов внутренних дел |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
2.3.3. Проведение психологических тренингов с учащимися по: |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного |
|
- развитию ценностно-мотивационной сферы; |
процесса, кафедры (циклы), курсовые офицеры |
|
- снятию барьеров общения; |
|
|
- развитию уверенности в себе; |
|
|
- коррекции поведения; |
|
|
- сплочению учебных коллективов и др.; |
|
|
- выработке планов профессионально-личностного совершенствования и др. |
|
|
2.3.4. Проведение индивидуальных собеседований с учащимися, имеющими пониженную мотивацию к профессионально-личностному развитию |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.3.5. Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профилактики психологической усталости и коррекции негативных психических состояний |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
2.3.6. Разработка индивидуальных программ адаптации для учащихся, имеющих пониженную способность к адаптации, склонных к отклоняющемуся поведению, и т.д. |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
2.3.7. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности образовательного учреждения МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
2.3.8. Разработка рекомендаций по поддержанию здорового морально-психологического климата в учебных коллективах |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата |
|
2.3.9. Консультирование курсовых офицеров, сотрудников воспитательных аппаратов и преподавателей по вопросам адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
2.3.10. Анализ работы по развитию у учащихся психологической готовности к профессионально-личностному саморазвитию, оценка ее эффективности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы) |
Раздел 3
Психологическое обеспечение развития профессионально значимых качеств личности учащихся
Задачи психологического обеспечения |
Примерное содержание и формы работы |
Исполнители |
3.1. Психологический мониторинг развития у учащихся профессионально значимых личностных качеств |
3.1.1. Проведение психологических обследований учащихся |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
3.1.2. Формирование базы данных о динамике изменения профессионально значимых личностных качеств учащихся по годам обучения |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
3.1.3. Разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
3.1.4. Разработка аналитических материалов и методических рекомендаций по результатам обследования |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
3.2. Развитие личности и раскрытие творческого потенциала учащихся |
3.2.1. Ознакомление учащихся с квалификационными требованиями к сотрудникам ведущих служб органов внутренних дел |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы) |
|
3.2.2. Проведение с учащимися консультаций, тренингов, ролевых игр по развитию: |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры |
|
- коммуникативной компетентности и навыков общения; |
(циклы) |
|
- эмоциональной устойчивости и саморегуляции; |
|
|
- волевых качеств, способности брать на себя ответственность в сложных ситуациях; |
|
|
- интеллекта; |
|
|
- внимания и наблюдательности; |
|
|
- памяти и др. |
|
|
3.2.3. Осуществление текущего, рубежного и итогового контроля за эффективностью учебной и служебной деятельности учащихся |
Учебный отдел, кафедры (циклы), курсовые офицеры |
|
3.2.4. Анализ достоверности психологического прогноза успеваемости учащихся |
Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
3.2.5. Изучение причин низкой успеваемости учащихся, а также нарушений дисциплины |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методический совет |
|
3.2.6. Проведение анализа причин отчислений учащихся |
Учебный отдел, кафедры (циклы), курсовые офицеры |
|
3.2.7. Оказание помощи преподавательскому составу по использованию психологических методов и приемов в учебно-воспитательном процессе |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методический совет, кабинет педмастерства, школы молодых преподавателей |
3.3. Профессионально-психологическая подготовка учащихся |
3.3.1. Преподавание прикладной части курса "Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел" |
Кафедры (циклы) |
|
3.3.2. Преподавание спецкурсов: |
Кафедры (циклы) |
|
- "Оперативно-розыскная психология"; |
|
|
- "Основы конфликтологии"; |
|
|
- "Психотехника общения"; |
|
|
- "Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях"; |
|
|
- "Психология переговорной деятельности"; |
|
|
- "Тактико-специальная подготовка"; |
|
|
- "Психология личной безопасности сотрудников ОВД" и др. |
|
|
3.3.3. Организация работы научного кружка по психологии |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
3.3.4. Проведение тренингов по развитию у учащихся профессиональных навыков: |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
- визуальной психодиагностики личности и психологического портретирования; |
|
|
- установления психологического контакта с гражданами при решении служебных задач; |
|
|
- психологического воздействия в профессиональной деятельности и др.; |
|
|
- предупреждения конфликтов в общении с гражданами; |
|
|
- профилактике психологической усталости и релаксации учащихся; |
|
|
- поведения в экстремальной ситуации и др. |
|
|
3.3.5. Анализ и оценка уровня профессионально-психологической подготовленности учащихся |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
3.3.6. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессионально-психологической подготовки учащихся |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
Раздел 4
Психологическое обеспечение подготовки учащихся
к самостоятельной профессиональной деятельности
Задачи психологического обеспечения |
Примерное содержание и формы работы |
Исполнители |
4.1. Профессионально-психологическая подготовка учащихся к |
4.1.1. Проведение с учащимися тренингов по: |
Кафедры (циклы), подразделения психологического |
самостоятельной служебной деятельности |
- развитию установок на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности; |
обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
- освоению профессиональных ролей будущей служебной деятельности, стереотипов поведения сотрудника органов внутренних дел в стандартных ситуациях; |
|
|
- вхождению в должность, служебный коллектив и др. |
|
|
4.1.2. Консультирование учащихся об особенностях прохождения службы в подразделениях органов внутренних дел |
Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
4.1.3. Разработка памятки выпускника образовательного учреждения МВД России |
Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
4.2. Формирование у выпускников навыков самообразования и самовоспитания |
4.2.1. Информирование учащихся выпускных курсов о перспективах дальнейшего профессионального роста |
Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы) |
|
4.2.2. Проведение собеседований с учащимися о возможностях повышения квалификации и продолжения образования после окончания учебного заведения |
Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы) |
|
4.2.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по профессиональному самообразованию и самовоспитанию выпускников |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы) |
4.3. Оценка уровня психолого-педагогической подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной |
4.3.1. Разработка профессионально-психологических требований к личности выпускников |
Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
деятельности |
4.3.2. Разработка социально-психологического портрета выпускников образовательного учреждения МВД России |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы), курсовые офицеры |
|
4.3.3. Оценка уровня развития профессионально значимых качеств у выпускников образовательного учреждения |
Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательных аппаратов |
|
4.3.4. Формирование базы данных о профессионально значимых личностных качествах выпускников с последующей передачей этой информации по месту их дальнейшей службы |
Сотрудники отдела кадров, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
4.3.5. Составление прогноза успешности психологической адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
4.3.6. Анализ отзывов на учащихся по результатам их преддипломной практики и стажировки |
Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
4.3.7. Анализ причин затруднений, возникающих у учащихся в процессе прохождения преддипломной практики и стажировки |
Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
|
4.3.8. Консультирование учащихся о путях преодоления психологических трудностей, возникающих в период адаптации к условиям самостоятельной профессиональной деятельности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры |
|
4.3.9. Разработка рекомендаций по психологической адаптации выпускников к условиям служебной деятельности |
Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательных аппаратов |
|
4.3.10. Анализ отзывов о работе выпускников, поступающих из органов внутренних дел, после первого года службы |
Сотрудники отдела кадров, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, сотрудники воспитательных аппаратов, курсовые офицеры |
|
4.3.11. Организация системы обратной связи с выпускниками образовательного учреждения |
Сотрудники отдела кадров, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательных аппаратов |
Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год