почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
8
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

    
УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД России
от 25 мая 1999 года N 391

    
ПРОГРАММА
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения

    
    
    Настоящая Программа направлена на реализацию Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 1997 года N 862, и может рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов вузами и ссузами с учетом их специфики и региональных особенностей.
    
    Логика построения программы соответствует логике процесса формирования личности профессионала. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России охватывает этапы профориентации молодежи и отбора кандидатов на учебу, адаптации учащихся к условиям служебной и учебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
    
    Программа определяет содержание работы по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России и содержит основные организационно-методические мероприятия, способствующие профессионально-личностному становлению специалиста органов внутренних дел.
    

    

Раздел 1
Психологическое обеспечение профориентации и профессионального отбора

    

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

1.1. Информационное и научно-методическое обеспечение профориентационных мероприятий

1.1.1. Разработка профессионально-психологических требований к абитуриентам и критериев оценки их психологической пригодности к обучению в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.1.2. Формирование банка методик психологического обеспечения профориентационной работы и психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.1.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по ранней профориентации учащихся на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.1.4. Консультирование руководителей и учителей общеобразовательных школ и лицеев по вопросам профориентации старшеклассников на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.1.5. Подготовка справочников и рекомендаций для поступающих на учебу в образовательные учреждения МВД России

Кафедры (циклы)

1.2. Изучение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся юридических классов, лицеев и

1.2.1. Проведение выборочных экспресс-исследований по изучению мотивационной сферы, ценностных ориентаций и жизненных планов учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)

колледжей милиции

1.2.2. Разработка социально-психологических портретов выпускников общеобразовательных школ, лицеев, юридических классов и колледжей милиции

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.2.3. Изучение психологической готовности выпускников колледжей и лицеев милиции, юридических классов к службе в ОВД и пригодности к обучению в образовательных учреждениях МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.2.4. Консультирование руководителей и преподавателей колледжей милиции, специализированных лицеев, юридических классов по вопросам оценки пригодности учащихся к обучению в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.2.5. Проведение профориентационных занятий с учащимися общеобразовательных школ, специализированных лицеев, юридических классов

Кафедры (циклы)


1.2.6. Консультирование психологов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей милиции по вопросам проведения психологических тренингов, направленных на формирование у учащихся устойчивой мотивации к обучению в образовательном учреждении МВД России и службе в ОВД

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)


1.2.7. Анализ эффективности профориентационной работы образовательных учреждений МВД России и оценка ее эффективности

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3. Установление психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательных учреждениях МВД России

1.3.1. Проведение инструктивно-методических занятий с лицами, привлекаемыми к проведению отбора кандидатов на учебу

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.3.2. Анализ личных дел абитуриентов, изучение данных психофизиологического обследования кандидатов на учебу в центрах психодиагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.3.3. Проведение психологического обследования кандидатов на учебу в образовательное учреждение и анализ его результатов, разработка социально-психологического портрета абитуриента образовательного учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.3.4. Оценка психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.3.5. Оформление заключения о психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


1.3.6. Оформление карты психологического изучения учащихся, зачисленных на первый курс, формирование базы социально-психологических данных на абитуриентов

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

    

    
Раздел 2
Психологическое обеспечение процесса адаптации учащихся
к условиям учебной и служебной деятельности образовательного учреждения

    

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

2.1. Оптимальное комплектование учебных групп

2.1.1. Разработка рекомендаций по комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)


2.1.2. Консультирование курсовых офицеров по вопросам комплектования учебных групп

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


2.1.3. Выявление учащихся, имеющих склонность к лидерству, внесение предложений по кандидатам на должности командиров учебных групп

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


2.1.4. Выявление учащихся, имеющих пониженную способность к адаптации к учебной и служебной деятельности, склонных к отклоняющемуся поведению, и т.д.

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)


2.1.5. Психологическая подготовка командиров учебных групп

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

2.2. Изучение социально-психологических особенностей адаптации учащихся к учебной и служебной деятельности

2.2.1. Формирование банка методик изучения социально-психологических условий адаптации учащихся к учебной и служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)


2.2.2. Изучение морально-психологического климата в учебных коллективах, взаимоотношений учащихся с командно-преподавательским составом

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата


2.2.3. Анализ конфликтных ситуаций среди учащихся, между учащимися и командно-преподавательским составом

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


2.2.4. Анализ причин неуспеваемости и нарушений дисциплины среди учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы), сотрудники воспитательного аппарата


2.2.5. Изучение причин отчислений учащихся на первом году обучения

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата


2.2.6. Выявление и изучение неформальных групп в учебном коллективе

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата


2.2.7. Прогнозирование успеваемости и особенностей поведения учащихся первого курса

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата


2.2.8. Изучение и оценка учебной нагрузки учащихся, разработка предложений по ее оптимизации

Учебный отдел, кафедры (циклы), методический совет, курсовые офицеры, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


2.2.9. Изучение бюджета времени учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), методический совет, курсовые офицеры, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


2.2.10. Изучение и анализ причин затруднений, возникающих у учащихся в период адаптации к условиям учебной и служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, учебный отдел, кафедры (циклы)

2.3. Развитие у учащихся психологической готовности к профессионально-личностному саморазвитию

2.3.1. Преподавание спецкурсов, направленных на развитие у учащихся навыков учебной деятельности ("Введение в специальность", "Обучение учению" и др.)

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


2.3.2. Информирование учащихся о профессионально-психологических требованиях к личности сотрудника органов внутренних дел

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


2.3.3. Проведение психологических тренингов с учащимися по:

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного


- развитию ценностно-мотивационной сферы;

процесса, кафедры (циклы), курсовые офицеры


- снятию барьеров общения;



- развитию уверенности в себе;



- коррекции поведения;



- сплочению учебных коллективов и др.;



- выработке планов профессионально-личностного совершенствования и др.



2.3.4. Проведение индивидуальных собеседований с учащимися, имеющими пониженную мотивацию к профессионально-личностному развитию

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата


2.3.5. Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профилактики психологической усталости и коррекции негативных психических состояний

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


2.3.6. Разработка индивидуальных программ адаптации для учащихся, имеющих пониженную способность к адаптации, склонных к отклоняющемуся поведению, и т.д.

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


2.3.7. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности образовательного учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


2.3.8. Разработка рекомендаций по поддержанию здорового морально-психологического климата в учебных коллективах

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата


2.3.9. Консультирование курсовых офицеров, сотрудников воспитательных аппаратов и преподавателей по вопросам адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


2.3.10. Анализ работы по развитию у учащихся психологической готовности к профессионально-личностному саморазвитию, оценка ее эффективности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

    
    
Раздел 3
Психологическое обеспечение развития профессионально значимых качеств личности учащихся

    

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

3.1. Психологический мониторинг развития у учащихся профессионально значимых личностных качеств

3.1.1. Проведение психологических обследований учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


3.1.2. Формирование базы данных о динамике изменения профессионально значимых личностных качеств учащихся по годам обучения

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


3.1.3. Разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


3.1.4. Разработка аналитических материалов и методических рекомендаций по результатам обследования

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.2. Развитие личности и раскрытие творческого потенциала учащихся

3.2.1. Ознакомление учащихся с квалификационными требованиями к сотрудникам ведущих служб органов внутренних дел

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)


3.2.2. Проведение с учащимися консультаций, тренингов, ролевых игр по развитию:

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры


- коммуникативной компетентности и навыков общения;

(циклы)


- эмоциональной устойчивости и саморегуляции;



- волевых качеств, способности брать на себя ответственность в сложных ситуациях;



- интеллекта;



- внимания и наблюдательности;



- памяти и др.



3.2.3. Осуществление текущего, рубежного и итогового контроля за эффективностью учебной и служебной деятельности учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), курсовые офицеры


3.2.4. Анализ достоверности психологического прогноза успеваемости учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


3.2.5. Изучение причин низкой успеваемости учащихся, а также нарушений дисциплины

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методический совет


3.2.6. Проведение анализа причин отчислений учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), курсовые офицеры


3.2.7. Оказание помощи преподавательскому составу по использованию психологических методов и приемов в учебно-воспитательном процессе

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методический совет, кабинет педмастерства, школы молодых преподавателей

3.3. Профессионально-психологическая подготовка учащихся

3.3.1. Преподавание прикладной части курса "Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел"

Кафедры (циклы)


3.3.2. Преподавание спецкурсов:

Кафедры (циклы)


- "Оперативно-розыскная психология";



- "Основы конфликтологии";



- "Психотехника общения";



- "Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях";



- "Психология переговорной деятельности";



- "Тактико-специальная подготовка";



- "Психология личной безопасности сотрудников ОВД" и др.



3.3.3. Организация работы научного кружка по психологии

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


3.3.4. Проведение тренингов по развитию у учащихся профессиональных навыков:

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


- визуальной психодиагностики личности и психологического портретирования;



- установления психологического контакта с гражданами при решении служебных задач;



- психологического воздействия в профессиональной деятельности и др.;



- предупреждения конфликтов в общении с гражданами;



- профилактике психологической усталости и релаксации учащихся;



- поведения в экстремальной ситуации и др.



3.3.5. Анализ и оценка уровня профессионально-психологической подготовленности учащихся

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


3.3.6. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессионально-психологической подготовки учащихся

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

    

    
Раздел 4
Психологическое обеспечение подготовки учащихся
к самостоятельной профессиональной деятельности

    

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

4.1. Профессионально-психологическая подготовка учащихся к

4.1.1. Проведение с учащимися тренингов по:

Кафедры (циклы), подразделения психологического

самостоятельной служебной деятельности

- развитию установок на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности;

обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


- освоению профессиональных ролей будущей служебной деятельности, стереотипов поведения сотрудника органов внутренних дел в стандартных ситуациях;



- вхождению в должность, служебный коллектив и др.



4.1.2. Консультирование учащихся об особенностях прохождения службы в подразделениях органов внутренних дел

Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


4.1.3. Разработка памятки выпускника образовательного учреждения МВД России

Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

4.2. Формирование у выпускников навыков самообразования и самовоспитания

4.2.1. Информирование учащихся выпускных курсов о перспективах дальнейшего профессионального роста

Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы)


4.2.2. Проведение собеседований с учащимися о возможностях повышения квалификации и продолжения образования после окончания учебного заведения

Сотрудники отдела кадров, кафедры (циклы)


4.2.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по профессиональному самообразованию и самовоспитанию выпускников

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)

4.3. Оценка уровня психолого-педагогической подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной

4.3.1. Разработка профессионально-психологических требований к личности выпускников

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

деятельности

4.3.2. Разработка социально-психологического портрета выпускников образовательного учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы), курсовые офицеры


4.3.3. Оценка уровня развития профессионально значимых качеств у выпускников образовательного учреждения

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательных аппаратов


4.3.4. Формирование базы данных о профессионально значимых личностных качествах выпускников с последующей передачей этой информации по месту их дальнейшей службы

Сотрудники отдела кадров, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


4.3.5. Составление прогноза успешности психологической адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


4.3.6. Анализ отзывов на учащихся по результатам их преддипломной практики и стажировки

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


4.3.7. Анализ причин затруднений, возникающих у учащихся в процессе прохождения преддипломной практики и стажировки

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса


4.3.8. Консультирование учащихся о путях преодоления психологических трудностей, возникающих в период адаптации к условиям самостоятельной профессиональной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры


4.3.9. Разработка рекомендаций по психологической адаптации выпускников к условиям служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательных аппаратов


4.3.10. Анализ отзывов о работе выпускников, поступающих из органов внутренних дел, после первого года службы

Сотрудники отдела кадров, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, сотрудники воспитательных аппаратов, курсовые офицеры


4.3.11. Организация системы обратной связи с выпускниками образовательного учреждения

Сотрудники отдела кадров, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательных аппаратов

    
    
    

Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год

    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование