- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2003 года N 05-1-11/211-М456
Об уплате единого социального налога
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Таким образом, вышеназванной статьей Кодекса определены организационно-правовые формы организаций, производящих выплаты за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом, и товарищества собственников жилья в этой статье Кодекса отсутствуют.
Следовательно, не имеется правовых оснований для неначисления единого социального налога на выплаты за счет членских взносов в пользу работников, привлекаемых товариществами собственников жилья для выполнения определенных работ (услуг), начиная с 2007 года.
Согласно пункту 1 статьи 116 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы - это добровольные объединения граждан и юридических лиц, некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, к которым относятся садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы, созданные в соответствии с Типовыми уставами потребительских кооперативов, средства которых состоят из членских, вступительных, паевых и целевых взносов (то есть личных средств граждан).
Обращаем внимание на то, что в действующем законодательстве понятие членских взносов определено только для организаций, зарегистрированных в виде садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, а для остальных организаций, поименованных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса, такое понятие отсутствует.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" членские взносы - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения.
Наименование потребительского кооператива не должно оставлять сомнений относительно его организационно-правовой формы и целей создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу деятельности кооператива, а также слово "кооператив".
К специализированным потребительским кооперативам также относятся домостроительные кооперативы, автостояночные кооперативы, жилищные кооперативы, дачно-строительные кооперативы и другие добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников.
Перечень организаций, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 3 части первой Кодекса установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, организации иных организационно-правовых форм, не поименованных в указанном выше подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса, в том числе и товарищества собственников жилья, обязаны уплачивать единый социальный налог в общеустановленном порядке, несмотря на то что они осуществляют свою деятельность и производят выплаты физическим лицам также из членских взносов.
Право на применение нормы, указанной в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса, возможно в том случае, если Ваша организация будет представлена в форме жилищно-строительного кооператива либо жилищно-строительного товарищества.
Одновременно сообщаем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются страхователем-организацией на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 10 указанного выше Федерального закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Кодекса.
Таким образом, с выплат и вознаграждений, производимых товариществам собственников жилья в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, должны исчисляться и уплачиваться с 2001 года как единый социальный налог, так и с 2002 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса в компетенцию налоговых органов входит, в частности, проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, предоставление разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Таким образом, действующим законодательством право трактовать налоговое законодательство предоставлено налоговым органам Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Министерство Российской Федерации по налогам и сборам не обладает правом законодательной инициативы, следовательно, предложения по совершенствованию налогового законодательства в части изменения порядка уплаты единого социального налога могут быть внесены представителями организации в порядке законодательной инициативы через депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - представителей г.Санкт-Петербурга.
Заместитель министра Российской Федерации
по налогам и сборам
С.Х.Аминев
Текст документа сверен по:
"Налоги",
N 11, 2003 год