- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Утверждены
Министерством юстиции
Российской Федерации
от 10 декабря 2002 года N 08/11608-ЕС
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по реализации органами юстиции Федерального закона "О политических партиях" в связи
с вступлением в силу федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц"
и "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц"
В целях единообразия правоприменительной практики исполнения Федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц" и "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" при принятии решений о государственной регистрации региональных отделений политических партий разъясняем.
1. Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 21.03.2002 N 31-ФЗ предусмотрено, что "за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб." и оплачивается до подачи заявления (п.6 ст.4; подпункт 10, п.2 ст.6).
В случае отказа в государственной регистрации, уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит, так как закон предусматривает оплату за совершение юридически значимого действия и не связывает оплату государственной пошлины с положительным результатом рассмотрения обращения о государственной регистрации.
Перечень оснований возврата государственной пошлины в п.4 ст.6 Федеральный закон "О государственной пошлине" исчерпывающий.
Государственная пошлина подлежит возврату только в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие (подпункт 4 пункта 4 ст.6 закона), т.е. при отзыве документов, поданных на государственную регистрацию заявителем до принятия решения о государственной регистрации юридического лица. При повторном рассмотрении документов, представленных для государственной регистрации, государственная пошлина оплачивается в общем порядке.
2. Реорганизация юридического лица осуществляется по решению органа юридического лица, уполномоченного на то законом или учредительными документами (п.1 ст.57 ГК РФ).
В соответствии с Федеральными законами "Об общественных объединениях" (ст.8, 9), "О некоммерческих организациях" (п.2 ст.29), "О политических партиях" (ст.18), установлено, что решение о реорганизации (преобразовании) общественного объединения принимается высшим органом самого объединения.
Решением съезда региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения преобразуются, независимо от того, являлось отделение юридическим лицом или нет, поскольку в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" общественные объединения могут существовать без образования юридического лица. Решение высшего органа о преобразовании рассматриваются как действия самого юридического лица в целом, в том числе и в отношении всех своих региональных отделений, которые имелись на момент принятия решения о преобразовании в партию (ст.14, 25, 26 ФЗ "О политических партиях").
Недопустимо заменять решение съезда о преобразовании существующих региональных отделений, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица на решение конференции регионального отделения о создании отделения.
Вместе с тем, полагаем правомерной и не нарушающей требование ст.57 ГК РФ подачу заявления о государственной регистрации регионального отделения общественного объединения (приложение N 1 к приказу Минюста России от 12.07.2002 N 199), которое было преобразовано, хотя оно не являлось юридическим лицом. При этом, не изменяя решения съезда (конференции) о преобразовании такого регионального отделения, поскольку это отделение осуществляло свою деятельность в соответствии с законом, но как юридическое лицо образуется впервые.
3. Решение об образовании регионального отделения политической партии принимается на учредительном съезде. Со дня своего создания политическая партия осуществляет организационную деятельность, связанную с созданием региональных отделений в субъектах Российской Федерации. Там, где только формируется отделение и численность членов партии, общее собрание регионального отделения правомочно принимать решение об избрании руководящего и контрольно-ревизионного органов регионального отделения в количестве присутствующих более половины, соответствующей требованиям пункта 2 ст.3 ФЗ "О политических партиях". Поскольку закон устанавливает минимальное количество членов регионального отделения в 100 и 50 человек, то следует исходить из минимально необходимого кворума (более половины присутствующих от 50 человек) для принятия решений по данным вопросам.
Однако на момент проведения собрания регионального отделения численность членов партии должна составлять не менее 50 человек (п.2 ст.3 Федеральный закон "О политических партиях").
Кворум конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии при преобразовании определяется уставом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения (п.3 ст.14 ФЗ "О политических партиях").
Предусмотренный ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях" 3 месячный срок для подачи документов на государственную регистрацию регионального отделения политической партии со дня проведения общего собрания (конференции) регионального отделения в данном случае не применяется (ст.15 Федеральный закон "О политических партиях").
4. Как уже отмечалось в первом пункте методических рекомендаций по применению органами юстиции Федерального закона "О политических партиях" N 8-4337-ЕС от 08.05.2002, информация (списки) о членах партии регионального отделения политической партии представляется для ознакомления с целью проверить соответствие представленной информации требованиям ФЗ "О политических партиях". Требование о включении указанной информации в состав документов и оставление ее в органах юстиции до принятия решения о государственной регистрации неправомерно.
5. Согласно пункта ст.9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" нотариальное удостоверение документов, представляемых для государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Осуществляя специальный порядок регистрации общественных объединений, органы юстиции руководствуются ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях", ст.16, 18 ФЗ "О политических партиях", Приказом Министра юстиции Российской Федерации N 199 от 12.07.2002 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций в качестве юридического лица", Перечнем документов, представляемых в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 442. Указанные нормы определяют перечень документов и требования к их оформлению.
В органы юстиции представляются документы, прошитые и заверенные уполномоченными лицами общественного объединения или его структуры, нотариальное удостоверение копий документов указанными законами не предусмотрено. Подписи могут быть заверены соответствующими печатями при их наличии. Нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации, констатирует факт подлинности подписи на документе, т.е. принадлежность подписи конкретному физическому лицу и не является нотариальным удостоверением документа.
Согласно ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях" заявление о государственной регистрации подписывается членами постоянно действующего руководящего органа. Поскольку руководящий орган представляет собой коллегиальный орган, то заявление о государственной регистрации должно быть подписано в количестве не менее 2-х человек.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Положения о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 19.06.2002 N 442 органы юстиции обязаны предоставить в территориальный регистрирующий орган один экземпляр документов, предусмотренный ст.12, 14, 17, 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для внесения записи в Единый государственный реестр. Поэтому для государственной регистрации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии, кроме документов, указанных в ст.18 ФЗ "О политических партиях" должно предоставляться заявление о государственной регистрации регионального (местного, первичного) отделения по установленной форме.
6. Государственная регистрация местных и первичных отделений политических партий, в случае если уставом политической партии предусмотрено наделение их правом юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии. В этом случае на местное и первичное отделения политической партии распространяются требования, установленные для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" (пункт 8 ст.15).
Департамент по делам общественных
и религиозных объединений