- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 15156-84
Группа Б47
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАСЛА, СМАЗКИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЯХ ДЛЯ РАЙОНОВ
С ТРОПИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ
Lubricating oils, lubricants and special liquids
for industrial use in tropical climate regions
ОКСТУ 0250
Дата введения 1985-07-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 мая 1984 г. N 1715
ВЗАМЕН ГОСТ 15156-69
ПЕРЕИЗДАНИЕ
1. Настоящий стандарт распространяется на масла, смазки и специальные жидкости, применяемые в технических изделиях, поставляемых в районы с тропическим климатом по ГОСТ 15151-69, и определяет их перечень.
Стандарт не распространяется на консервационные масла и смазки; на смазочные материалы, применяемые в оптических приборах, авиационной и военной технике; на смазочные материалы, не сменяемые и не пополняемые в процессе хранения, транспортирования и эксплуатации.
Основная область применения масел, смазок и специальных жидкостей приведена в рекомендуемом приложении 1.
Перечень марок масел, смазок и специальных жидкостей, не допускаемых к применению во вновь разрабатываемой или модернизируемой технике, приведен в обязательном приложении 2.
2. Перечень масел, смазок и специальных жидкостей приведен в таблице.
|
Нормативно- | |||
| ||||
1.1. Масло моторное для автотракторных дизелей М-10В |
ГОСТ 8581-78 | |||
1.2. Масло моторное для автотракторных дизелей М-10Г |
ГОСТ 8581-78 | |||
1.3. Масло моторное для автотракторных дизелей М-10Гк |
ГОСТ 8581-78 | |||
1.4. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-8В |
ГОСТ 10541-78 | |||
1.5. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-8Г |
ГОСТ 10541-78 | |||
1.6. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-6з/10Г |
ГОСТ 10541-78 | |||
1.7. Масло моторное автомобильное для карбюраторных двигателей М-12Г |
ГОСТ 10541-78 | |||
1.8. Масло долгоработающее всесезонное М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В) |
НТД | |||
1.9. Масло моторное для циркуляционных систем судовых дизелей М-10ГЦС |
То же | |||
1.10. Масло моторное для циркуляционных систем судовых дизелей М-14ГЦС |
" | |||
1.11. Масло моторное М-10ДЦЛ20 |
НТД | |||
1.12. Масло моторное М-14ДЦЛ20 |
То же | |||
1.13. Масло моторное М-14ДЦЛ30 |
" | |||
1.14. Масло моторное М-14Г |
" | |||
1.15. Масло моторное для форсированных дизельных двигателей М-20Г |
ГОСТ 12337-84 | |||
1.16. Масло моторное М-10ВС |
НТД | |||
1.17. Масло моторное М-14В |
То же | |||
1.18. Масло моторное М-20В |
ГОСТ 23497-79 | |||
1.19. Масло моторное М-16Е-30 |
НТД | |||
1.20. Масло моторное М-16Е-60 |
То же | |||
| ||||
2.1. Масло компрессорное КС-19 |
ГОСТ 9243-75 | |||
| ||||
3.1. Масло для холодильных машин ХФ12-16 |
ГОСТ 5546-86 | |||
3.2. Масло для холодильных машин ХФ22-24 |
ГОСТ 5546-86 | |||
3.3. Масло для холодильных машин ХА-30 |
ГОСТ 5546-86 | |||
| ||||
4.1. Масло турбинное с присадками Тп-30 |
ГОСТ 9972-74 | |||
4.2. Масло турбинное с присадками Тп-46 |
ГОСТ 9972-74 | |||
4.3. Масло для судовых газовых турбин |
ГОСТ 10289-79 | |||
| ||||
5.1. Масло цилиндровое тяжелое 52 |
ГОСТ 6411-76 | |||
| ||||
6.1. Масло трансмиссионное ТСп-15К |
ГОСТ 23652-79 | |||
6.2. Масло трансмиссионное ТАП-15В |
ГОСТ 23652-79 | |||
6.3. Масло трансмиссионное ТАД-17и |
ГОСТ 23652-79 | |||
| ||||
7.1. Масло индустриальное общего назначения И-20А |
ГОСТ 20799-88 | |||
7.2. Масло индустриальное общего назначения И-30А |
ГОСТ 20799-88 | |||
7.3. Масло индустриальное общего назначения И-40А |
ГОСТ 20799-88 | |||
7.4. Масло индустриальное общего назначения И-50А |
ГОСТ 20799-88 | |||
7.5. Масло индустриальное ИГП-4 |
НТД | |||
7.6. Масло индустриальное ИГП-6 |
То же | |||
7.7. Масло индустриальное ИГП-8 |
НТД | |||
7.8. Масло индустриальное ИГП-14 |
То же | |||
7.9. Масло индустриальное ИГП-18 |
" | |||
7.10. Масло индустриальное ИГП-30 |
" | |||
7.11. Масло индустриальное ИГП-38 |
" | |||
7.12. Масло индустриальное ИГП-49 |
" | |||
7.13. Масло индустриальное ИГП-72 |
" | |||
7.14. Масло индустриальное ИГП-91 |
" | |||
7.15. Масло индустриальное ИГП-114 |
" | |||
7.16. Масло гидравлическое ВНИИНП-403 |
ГОСТ 16728-78 | |||
7.17. Масло индустриальное ИГНСп-20 |
НТД | |||
7.18. Масло индустриальное ИГНСп-40 |
То же | |||
7.19. Масло индустриальное ИНСп-40 |
" | |||
7.20. Масло индустриальное ИНСп-65 |
" | |||
7.21. Масло индустриальное ИНСп-110 |
" | |||
| ||||
8.1. Масло трансформаторное селективной очистки |
ГОСТ 10121-76 | |||
8.2. Масло трансформаторное ТКп |
НТД | |||
| ||||
9.1. Масло для прокатных станов П-28 (снято с производства) |
| |||
| ||||
10.1. Литол-24 |
ГОСТ 21150-87 | |||
10.2. Солидол синтетический |
ГОСТ 4366-76 | |||
10.3. ВНИИНП-242 |
НТД | |||
10.4. Графитная (УСсА) |
ГОСТ 3333-80 | |||
| ||||
11.1. ЦИАТИМ-221 |
ГОСТ 9433-80 | |||
11.2. ВНИИНП-207 |
ГОСТ 19774-74 | |||
11.3. Униол-1 |
НТД | |||
11.4. ПФМС-4С |
То же | |||
| ||||
12.1. ОКБ-122-7 |
ГОСТ 18179-72 | |||
12.2. ВНИИНП-274 |
ГОСТ 19337-73 | |||
| ||||
13.1. Смазка железнодорожная ЛЗ-ЦНИИ |
ГОСТ 19791-74 | |||
13.2. ЖРО |
НТД | |||
13.3. Униол-2 |
ГОСТ 23510-79 | |||
13.4. Сиол |
НТД | |||
13.5. Торсиол-35 |
То же | |||
13.6. ЦИАТИМ-201 |
ГОСТ 6267-74 | |||
13.7. ЛИТА |
НТД | |||
| ||||
14.1. ВНИИНП-232 |
ГОСТ 14068-79 | |||
14.2. МС-70 |
ГОСТ 9762-76 | |||
| ||||
15.1. Масло для гидросистем автомобилей "А" |
НТД | |||
15.2. Масло для гидросистем автомобилей "Р" |
То же | |||
15.3. МГТ |
" | |||
15.4. Масло веретенное гидравлическое АУ |
" | |||
15.5. Жидкость амортизаторная АЖ-12Т |
ГОСТ 23008-78 | |||
15.6. Масло гидравлическое МГЕ-10А |
НТД | |||
15.7. Масло гидравлическое АУП |
То же | |||
15.8. Рабочая жидкость ГЖД-14с |
" |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ОСНОВНАЯ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ЖИДКОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЯХ
Марка масла и специальной жидкости и наименование смазки |
|
1.1. М-10В |
Автотракторные дизельные двигатели |
1.2. М-10Г |
|
1.3. М-10Гк |
|
1.4. М-8В |
Карбюраторные двигатели автомобилей |
1.5. М-8Г |
|
1.6. М-6з/10Г |
|
1.7. М-12Г |
|
1.8. М-6з/10В |
Все типы карбюраторных двигателей (кроме высокооборотных), мало- и среднефорсированные двигатели |
1.9. М-10ГЦС |
Циркуляционные системы высокофорсированных тронковых и крейцкопферных судовых дизелей, работающих на топливе с массовой долей серы менее 2%; редукторы и другие механизмы машинных отделений судов, требующие применения масел с повышенной влагостойкостью |
1.11. М-10ДЦЛ20 |
Современные судовые среднеоборотные тронковые дизели (с наддувом) с циркуляционной и лубрикаторной системами смазки отечественного и зарубежного производства при работе на топливе с массовой долей серы до 3% |
1.13. М-14ДЦЛЗО |
Современные судовые среднеоборотные тронковые дизели (с наддувом) с циркуляционной и лубрикаторной системами смазки отечественного и зарубежного производства при работе на топливе с массовой долей серы свыше 3% |
1.14. М-14Г |
Современные высокофорсированные дизели тепловозов |
1.15. М-20Г |
Двухтактные высокофорсированные судовые дизели большой мощности типов 58, 61, 16ДРПН и подобные им |
1.16. М-10ВС |
Форсированные мало- и средненагруженные быстроходные дизели |
1.17. М-14В |
Форсированные судовые и тепловозные дизели типов 20Д, 40Д, Д-50, Д-100, Д-49 и подобные им при работе на малосернистом топливе |
1.18. М-20В |
Высокооборотные форсированные дизели средней мощности типа Д-6 и подобные им |
1.19. М-16Е-30 |
Малооборотные судовые дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на дистиллятных и остаточных топливах с массовой долей серы не более 1,5% |
1.20. М-16Е-60 |
Малооборотные судовые дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на дистиллятных и остаточных топливах с массовой долей серы не более 2,5% |
2.1. КС-19 |
Поршневые, в том числе многоступенчатые и ротационные компрессоры и воздуходувки при температуре воздуха на выходе не более 180 °С |
3.1. ХФ12-16 |
Холодильные машины, работающие на фреоне при температуре конденсации не выше минус 50 °С |
3.2. ХФ22-24 |
Одноступенчатые холодильные машины с поршневыми компрессорами, работающие на фреоне при температуре конденсации не ниже минус 50 °С |
3.3. ХА-30 |
Компрессоры, холодильные машины, работающие на аммиаке, углекислоте |
4.1. Тп-30 |
Турбины различных мощностей со скоростью от 2000 до 3000 мин, в том числе судовые турбинные установки |
4.2. Тп-46 |
Судовые турбинные установки, турбокомпрессоры и турбовоздуходувки при циркуляционной системе смазки, газовые турбины |
4.3. Масло для судовых газовых турбин |
Судовые газотурбинные двигатели, газотурбогенераторы и редукторы газотурбинных установок |
5.1. Цилиндровое 52 |
Особо тяжелонагруженные зубчатые и червячные передачи и другие механизмы, допускающие применение масел без присадок, паровые машины с перегревом пара до 400 °С |
6.1. ТСп-15К |
Трансмиссия автомобилей КамАЗ, УралАЗ, УАЗ, КраЗ, МАЗ и др. |
6.2. ТАП-15В |
Редукторы с цилиндрическими, коническими, спирально-коническими и некоторыми червячными передачами. Используется в трансмиссиях автомобилей, строительно-дорожных и других машинах, а также в различных промышленных редукторах при температуре окружающего воздуха до 50 °С, контактных напряжениях до 2,5 ·10 Па и скорости скольжения до 15 м/с |
6.3. ТАД-17и |
Агрегаты трансмиссией автомобилей и других машин, зубчатые редукторы, имеющие цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и червячные передачи, работающие при температуре окружающего воздуха до 50 °С |
7.1. И-20А |
Рабочие жидкости в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, смазки мало- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков. Гидросистемы промышленного оборудования, строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе (И-30А) в интервале температуры от минус 5 °С |
7.5. ИГП-4 |
Смазывание высокоскоростных механизмов. |
7.6. ИГП-6 |
|
7.7. ИГП-8 |
|
7.8. ИГП-14 |
|
7.9. ИГП-18 |
Рабочие жидкости в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов, высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, электромагнитных и зубчатых муфт, вариаторов, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения, другие узлы и механизмы, в которых требуются масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами |
7.13. ИГП-72 |
Гидросистемы тяжелого прессового оборудования, шестереночные передачи и средненагруженные зубчатые и червячные редукторы, коробки скоростей и другие узлы |
7.16. ВНИИП-403 |
Гидросистемы станков и автоматических линий, циркуляционные системы смазки |
7.17. ИГНСп-20 |
Гидросистемы и направляющие скольжения металлорежущих станков при подаче масла из общего резервуара |
7.19. ИНСп-40 |
Горизонтальные направляющие станков |
7.20. ИНСп-65 |
Средне- и тяжелонагруженные горизонтальные, вертикальные направляющие при общей системе смазки, горизонтальные направляющие тяжелых станков |
7.21. ИНСп-110 |
Вертикальные и наклонные направляющие, горизонтальные направляющие с вертикальными гранями большой площади |
8.1. Масло трансформаторное селективной очистки |
Заливка трансформаторов, масляных выключателей и другой высоковольтной аппаратуры на напряжение до 220 кВ, смазка малонапряженных узлов |
9.1. П-28 (снято с производства) |
Тяжелонагруженные механизмы, оборудованные циркуляционными системами смазки с большой радиальной протяженностью трубопроводов |
10.1. Литол-24 |
Узлы трения всех видов (подшипники качения и скольжения, шарниры, зубчатые передачи и др.) при температуре до 130 °С (для марки "солидол синтетический" до 65 °С). Используют как многоцелевую смазку для транспортных машин, индустриальных механизмов, механизмов морских судов и др. |
10.4. Графитная (УСсА) |
Рессоры, грубые, резьбовые соединения, ходовые винты (домкраты), грубые открытые зубчатые передачи |
11.1. ЦИАТИМ-221 |
Подшипники качения, работающие при повышенной температуре (электромашины и т.п.) |
11.3. Униол-1 |
Узлы трения всех видов (подшипники качения и скольжения, шарниры, зубчатые передачи и др.) при температуре до 150 °С. Используют в горячих узлах металлургического оборудования горячих конвейеров, в керамическом производстве и др. |
11.4. ПФМС-4С |
Тяжелонагруженные тихоходные подшипники скольжения, шарниры, шарико-резьбовые пары, ходовые резьбы и т.п. при температуре до 300 °С |
12.1. ОКБ-122-7 |
Узлы трения приборов и точных механизмов при температуре до 100 °С |
12.2. ВНИИНП-274 |
Малогабаритные подшипники качения, маломощные редукторы и другие узлы трения особо ответственных приборов при температуре до 130 °С. Используют также в подшипниках микроэлектродвигателей |
13.1. ЛЗ-ЦНИИ |
Роликовые подшипники букс железнодорожных вагонов при температуре до 100 °С. Смазка водорастворима |
13.3. Униол-2 |
Централизованные системы смазки металлургического оборудования и другие узлы трения индустриальных механизмов при температуре до 150 °С |
13.4. Сиол |
Скоростные подшипники электроверетен и нажимные валики прядильных машин, работающих со скоростью вращения до 16000 мин |
13.5. Торсиол-35 |
Стальные канаты различного назначения. Смазка влагостойкая |
13.6. ЦИАТИМ-201 |
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках. Не рекомендуется применять при длительном контакте с водой. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па (5 мм рт.ст.) |
13.7. Лита |
Узлы трения механизмов переносного инструмента с электрическим или механическим приводом и другой техники. Смазка влагостойкая |
14.1. ВНИИНП-232 |
Для смазывания шлицевых соединений и ходовых резьб при температуре до 300 °С. Может быть использована в неподвижных резьбовых соединениях до 400 °С. Применяют также в тихоходных особо нагруженных узлах трения качения и скольжения и для приработки узлов трения |
14.2. МС-70 |
Узлы трения, работающие в контакте с морской водой. Смазка рабоче-консервационная |
15.1. "А" |
Гидроавтотрансформаторы и автоматические коробки передач автомобилей, автобусов и другой подвижной наземной техники, работающих при температуре окружающего воздуха до 50 °С |
15.2. "Р" |
Гидроусилители рулевого управления грузовых автомобилей. Гидравлический привод сцепления автобусов |
15.3. МГТ |
Гидромеханические передачи автомобилей и другой техники, работающей при температуре окружающего воздуха до 50 °С. Допускается использование в качестве универсального трансмиссионно-гидравлического масла в тяжелых промышленных тракторах |
15.4. АУ |
Механизмы, работающие с малыми нагрузками со скоростью до 5000 мин, компрессоры |
15.5. АЖ-12Т |
Телескопические и рычажно-кулачковые амортизаторы транспортных и специальных машин |
15.6. МГЕ-10А |
Гидравлические устройства наземной (кроме мобильных кранов) и корабельной техники, работающие при температуре до 90 °С |
15.7. АУП |
Гидросистемы корабельной техники. Смазочный материал для агрегатов и механизмов судов, работающих при температуре от минус 30 до плюс 120 °С |
15.8. ГЖД-14с |
Гидросистемы и ступицы судовых винтов регулируемого шага. Рабочий диапазон температур от минус 5 до плюс 80 °С. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ МАРОК МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ, НЕ ДОПУСКАЕМЫХ К ПРИМЕНЕНИЮ ВО ВНОВЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ИЛИ МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ ТЕХНИКЕ
Марки масел, смазок и специальных жидкостей, приведенные в настоящем перечне, не допускается применять в технике, разрабатываемой или модернизируемой с 01.01.86.
Группа масел, смазок и специальных жидкостей |
Марка |
Моторные масла |
М-20Бп, М-16Д |
Трансмиссионные масла |
ТЭп-15, ТСп-14гип |
Турбинные масла |
Т-22, Тп-22, Т-30, Т-46 |
Компрессорные масла |
К-19 |
Прочие смазки |
АМС-1 |
Рабочие жидкости для гидросистем |
МГ-30 |
Примечание. Смазочные материалы, указанные в настоящем приложении, допускается применять в технике, изготовляемой и эксплуатируемой до очередной ее модернизации.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Масла.
Технические условия: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002