- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2004 года Дело N А13-5880/03-19
[Поскольку решение о проведении всероссийской лотереи принято уполномоченным органом, суд кассационной инстанции считает, что общество при реализации билетов данной лотереи, правомерно использовало льготу, установленную подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей: Асмыковича А.В. и Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лотереи Вологодчины" директора Успенского А.Г. (протокол от 27.03.2003 N 2) и адвоката Сагалова Л.Б. (доверенность от 02.02.2004), рассмотрев 09.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2003 по делу N А13-5880/03-19 (судья Потеева А.В.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лотереи Вологодчины" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу (далее - Инспекция) от 22.07.2003 N 18-10/274, принятого по результатам проверки деклараций заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за март-апрель 2003 года.
Решением от 24.09.2003 суд удовлетворил заявление Общества, признав его право на применение льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), со ссылкой на то, что Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 (далее - Положение N 955) "не содержит норм, ограничивающих реализацию лотерейных билетов за пределами территории, на которой разрешено ее проведение".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования. По мнению налогового органа, Общество неправомерно пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов лотереи "Золотой ключ", так как проведение названной лотереи разрешено распоряжением Правительства города Москвы только на территории Москвы.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Общества просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно заключению от 25.06.2003 N 18-09/228 Инспекция, проверив в камеральном порядке декларации Общества по НДС за март-апрель 2003 года, вменила налогоплательщику в вину неправомерное применение льготы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов "Золотой ключ", "продажа которых разрешена только на территории Москвы". По мнению налогового органа, реализация на территории Вологодской области лотерейных билетов московской лотереи "Золотой ключ" противоречит пункту 39 Положения N 955, так как в силу названной нормы проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации.
На этом основании Инспекция решением от 22.07.2003 N 18-10/274 начислила Обществу недоимки по НДС за март-апрель 2003 года в суммах 102315 рублей и 390370 рублей 20 копеек соответственно, 5983 рубля 27 копеек пеней, а также привлекла его к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 98537 рублей штрафа.
Признавая указанное решение налогового органа недействительным суд в решении от 24.09.2003 указал на то, что "Положение N 955 не содержит норм, ограничивающих реализацию билетов за пределами территории, на которой разрешено ее проведение". При этом суд признал, что "лотерея "Золотой ключ" проводится по решению уполномоченного органа", так как согласно лицензии серии ИТ N 000425 от 05.11.99 и свидетельству о государственной регистрации серии АА N 00001 закрытое акционерное общество "Интерлот" (далее - ЗАО "Интерлот") "имеет право на организацию и проведение на территории города Москвы телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ".
Данные выводы суда кассационная инстанция считает ошибочными. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа. В силу названной нормы не подлежит налогообложению реализация лотерейных билетов лотерей, проведение которых разрешено соответствующим уполномоченным органом.
Условия проведения и меры государственного регулирования лотерейной деятельности установлены Положением N 955, в пункте 18 которого указано, что все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. При этом в силу пункта 39 названного Положения проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации, а изменение территории проведения лотереи влечет за собой необходимость ее перерегистрации.
Согласно же пункту 12 названного Положения лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов Российской Федерации, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, признаются всероссийскими лотереями. Государственная регистрация таких лотерей осуществляется согласно пункту 19 этого же Положения государственным учреждением, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с этим пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 установлено, что выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей независимо от отраслевой специфики проведения, а также их регистрация осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
В данном случае Общество в проверяемый период осуществляло реализацию на территории Вологодской области лотерейных билетов телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ", проведение которой разрешено Правительством Москвы только на территории города Москвы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации лотереи серии АА N 00001 (лист дела 38), выданным Правительством Москвы учредителю лотереи "Золотой ключ" - ЗАО "Интерлот" на срок ее проведения c 21.12.2001 до 21.12.2004.
Однако фактически лотерея "Золотой ключ" не имеет ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, поскольку ее реализация осуществлялась на основании лицензии ЗАО "Интерлот" серии ЦЛИБ N 000002 (лист дела 37), тоже выданной Правительством Москвы на право организации и проведение московских лотерей на территории Москвы, которая также зарегистрирована администрациями Белгородской, Вологодской, Воронежской, Челябинской областей и Санкт-Петербурга. Следовательно, в силу пункта 12 Положения N 955 эта лотерея признается всероссийской, а в соответствии с пунктом 19 этого же Положения и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 государственная регистрация таких лотерей осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, которое и является органом, уполномоченным принимать решение о ее проведении.
Таким образом следует признать, что суд при рассмотрении настоящего спора неправильно применил положения подпункта 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, однако это обстоятельство не привело к принятию неправильного решения, так как из материалов дела следует, что ЗАО "Интерлот" - учредитель телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ" еще 25.09.2002 обратилось в Министерство финансов РФ с заявлением о регистрации этой лотереи как всероссийской, а затем и в суд с заявлением о признании незаконным бездействия названного государственного учреждения. Вступившим в законную силу решением от 04.08.2003 по делу N А40-22706/03-120-166, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 без изменения, Арбитражный суд города Москвы признал незаконным бездействие Министерства финансов РФ, выразившееся в нерассмотрении указанного заявления ЗАО "Интерлот" от 25.09.2002, и обязал названное Министерство в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть указанное заявление и принять соответствующее решение. Письмом от 08.12.2003 N 05-03-04 Министерство финансов РФ разрешило ЗАО "Интерлот" проводить на территории Российской Федерации всероссийскую телевизионную жилищную лотерею "Золотой ключ" сроком до 31.12.2004.
Поскольку решение о проведении всероссийской лотереи "Золотой ключ" уполномоченным на то органом - Министерством финансов РФ принято по решению суда, признавшим его бездействие незаконным, суд кассационной считает, что Общество при реализации в марте-апреле 2003 года билетов лотереи "Золотой ключ" на территории Вологодской области, правомерно использовало льготу, установленную подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Следовательно, выводы суда по настоящему делу, основанные на неправильном применении норм материального права, не привели к принятию неправильного решения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2003 по делу N А13-5880/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.Троицкая
Судьи
А.В.Асмыкович
Т.В.Клирикова
Текст документа сверен по:
рассылка