- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2004 года Дело N А13-7053/03-14
[Суд признал недействительным решение ИМНС о доначислении НДС и привлечении общества к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ, так как признал право общества на применение льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей: Асмыковича А.В. и Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Вологодские лотереи" директора Успенского А.Г. (протокол от 20.05.2003 N 28) и адвоката Сагалова Л.Б. (доверенность от 02.02.2004), рассмотрев 09.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.10.2003 по делу N А13-7053/03-14 (судья Виноградова Т.В.), установил:
Открытое акционерное общество "Вологодские лотереи" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - Инспекция) от 26.08.2003 N 362 и требования N 367 по состоянию на 26.08.2003 об уплате 229290 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и 19871 рубля 80 копеек пеней.
Решением от 16.10.2003 суд удовлетворил заявление Общества, признав его право на применение льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), со ссылкой на то, что "согласие администрации Вологодской области на реализацию билетов лотереи "Золотой ключ" на территории Вологодской области заявителем получено".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, Общество неправомерно пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов московской лотереи "Золотой ключ", поскольку проведение названной лотереи разрешено Правительством Москвы и только на территории Москвы, что противоречит пунктам 18, 19 и 39 Временного положения о лотереях в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 (далее - Положение N 955).
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Общества просили оставить решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 26.08.2003 N 362 Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию Общества по НДС за февраль 2003 года, вменила налогоплательщику в вину неправомерное применение льготы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов лотереи "Золотой ключ", учрежденной закрытым акционерным обществом "Интерлот" (далее - ЗАО "Интерлот"). По мнению налогового органа, реализация на территории Вологодской области билетов названной лотереи осуществлена с нарушением пунктов 11 и 19 Положения N 955, так как "лотерейные билеты региональных лотерей могут распространяться среди населения территорий, относящихся к территории одного субъекта Российской Федерации".
Принятым по результатам проверки решением от 26.08.2003 N 362 Инспекция начислила Обществу 229290 рублей недоимки по НДС за февраль 2003 года и 19871 рубль 80 копеек пеней, а также привлекла его к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 33678 рублей 70 копеек штрафа, наложенного с учетом суммы переплаты, которая числится на лицевом счете налогоплательщика. На основании этого решения Обществу направлено требование N 367 по состоянию на 26.08.2003 об уплате названных сумм недоимки и пеней по НДС в срок до 08.09.2003.
Признавая указанные ненормативные правовые акты налогового органа недействительными, суд в решении от 16.10.2003 установил факт проведения лотереи "Золотой ключ" по решению уполномоченного органа - Правительства Москвы, а также указал на то, что заявитель и ЗАО "Интерлот" принимали все зависящие от них меры "для получения разрешения уполномоченного органа на реализацию билетов этой лотереи на территории Вологодской области". При этом в ответ на заявление ЗАО "Интерлот" от 03.03.98 N 78 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило письмом от 27.04.98 N 5-403, что для решения вопроса о возможности реализации билетов лотереи "Золотой ключ" в других регионах необходимо согласие администраций соответствующих территорий. Поэтому лицензия ЗАО "Интерлот" на право осуществления организации и проведения московских лотерей 11.07.2000 зарегистрирована отделом лицензирования администрации Вологодской области, а следовательно, "согласие администрации Вологодской области на реализацию билетов лотереи "Золотой ключ" на территории Вологодской области заявителем получено".
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно решением от 16.10.2003 удовлетворил заявленные Обществом требования.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа. Таким образом, не подлежит налогообложению реализация лотерейных билетов только лотерей, проведение которых разрешено соответствующим уполномоченным органом.
Условия проведения и меры государственного регулирования лотерейной деятельности установлены Положением N 955, в пункте 18 которого указано, что все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. При этом в силу пункта 39 названного Положения проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации, а изменение территории проведения лотереи влечет за собой необходимость ее перерегистрации.
Согласно же пункту 12 названного Положения лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов Российской Федерации, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, признаются всероссийскими лотереями. Государственная регистрация таких лотерей осуществляется согласно пункту 19 этого же Положения государственным учреждением, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с этим пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 установлено, что выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей независимо от отраслевой специфики проведения, а также их регистрация осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
В данном случае Общество в проверяемый период осуществляло реализацию на территории Вологодской области лотерейных билетов телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ", проведение которой разрешено Правительством Москвы только на территории города Москвы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации лотереи серии АА N 00001 (лист дела 11), выданным Правительством Москвы учредителю лотереи "Золотой ключ" - ЗАО "Интерлот" на срок ее проведения c 21.12.2001 до 21.12.2004.
Фактически лотерея "Золотой ключ" не имеет ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, поскольку ее реализация осуществлялась на основании лицензии ЗАО "Интерлот" серии ЦЛИБ N 000002, тоже выданной Правительством Москвы на право организации и проведение московских лотерей на территории Москвы, которая также зарегистрирована администрациями Белгородской, Вологодской, Воронежской, Челябинской областей и Санкт-Петербурга. Следовательно, в силу пункта 12 Положения N 955 эта лотерея признается всероссийской, а в соответствии с пунктом 19 этого же Положения и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 государственная регистрация таких лотерей осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, которое и является органом, уполномоченным принимать решение о ее проведении.
Однако из материалов дела следует, что учредитель телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ" - ЗАО "Интерлот" еще 25.09.2002 обратилось в Министерство финансов РФ с заявлением о регистрации этой лотереи как всероссийской, а затем и в суд с заявлением о признании незаконным бездействия названного государственного учреждения. Вступившим в законную силу решением от 04.08.2003 по делу N А40-22706/03-120-166, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 без изменения, Арбитражный суд города Москвы признал незаконным бездействие Министерства финансов РФ, выразившееся в нерассмотрении указанного заявления ЗАО "Интерлот" от 25.09.2002, и обязал названное Министерство в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть указанное заявление и принять соответствующее решение. Письмом от 08.12.2003 N 05-03-04 Министерство финансов РФ разрешило ЗАО "Интерлот" проводить на территории Российской Федерации всероссийскую телевизионную жилищную лотерею "Золотой ключ" сроком до 31.12.2004.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.10.2003 по делу N А13-7053/03-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.Троицкая
Судьи
А.В.Асмыкович
Т.В.Клирикова
Текст документа сверен по:
рассылка