- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2004 года Дело N А13-5191/03-19
[В соответствии с подпунктом 9 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, и не подлежит налогообложению реализация лотерейных билетов только лотерей, проведение
которых разрешено соответствующим уполномоченным органом]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей: Кирейковой Г.Г. и Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лотереи Вологодчины" директора Успенского А.Г. (протокол общего собрания учредителей от 17.03.2003 N 2) и адвоката Сагалова Л.Б. (доверенность от 20.01.2004), рассмотрев 26.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 29.08.2003 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 (судьи: Ковшикова О.С., Маганова Т.В., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5191/03-19, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лотереи Вологодчины" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу (далее - Инспекция) от 20.06.2003 N 18-10/190, принятого по результатам камеральной проверки декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость за февраль 2003 года.
Решением от 29.08.2003 суд удовлетворил данное заявление, признав право Общества на применение льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку Временное положение о лотереях в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 (далее - Положение N 955) "не содержит норм, ограничивающих реализацию лотерейных билетов за пределами территории, на которой разрешено ее проведение", а также указал на то, что наличие объекта налогообложения, не учтенного в декларации, не установлено.
Апелляционная инстанция постановлением от 22.10.2003 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению налогового органа, Общество неправомерно при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов московской лотереи "Золотой ключ" пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку проведение названной лотереи как всероссийской не зарегистрировано в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), а распоряжением Правительства города Москвы разрешено только на территории Москвы. Кроме того, Инспекция указывает на то, что "в результате арифметической ошибки, допущенной при заполнении налоговой декларации по НДС за февраль 2003 года, завышена стоимость лотерейных билетов, не подлежащая налогообложению", вследствие чего на 3088 рублей 61 копейку занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Общества просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 20.06.2003 N 18-10/190 Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию Общества по НДС за февраль 2003 года, выявила налоговые правонарушения, повлекшие неуплату в бюджет 143066 рублей 61 копейки НДС. При этом налогоплательщику вменено в вину неправомерное применение льготы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов лотереи "Золотой ключ", проведение которой согласно свидетельству о государственной регистрации серии АА N 00001 предусмотрено только на территории Москвы. По мнению налогового органа, реализация на территории Вологодской области лотерейных билетов "Золотой ключ" противоречит пункту 39 Положения N 955, согласно которому проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации. Кроме того, Инспекция установила, что "в результате арифметической ошибки, допущенной при заполнении декларации по НДС, завышена стоимость лотерейных билетов, не подлежащая налогообложению, вследствие чего занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет на 3088 рублей 62 копейки".
На этом основании Инспекция решением от 20.06.2003 N 18-10/190 начислила Обществу 143066 рублей 61 копейку недоимки по НДС за февраль 2003 года и 7890 рублей 57 копеек пеней, а также привлекла его к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 28589 рублей 40 копеек штрафа (с учетом выявленной в ходе проверки суммы переплаты этого налога).
Признавая указанное решение налогового органа недействительным суд в решении от 29.08.2003 указал на то, что "Положение N 955 не содержит норм, ограничивающих реализацию билетов за пределами территории, на которой разрешено ее проведение", а согласно лицензии серии ИТ N 000425 от 05.11.99 и свидетельству о государственной регистрации серии АА N 00001 закрытое акционерное общество "Интерлот" (далее - ЗАО "Интерлот") "имеет право на организацию и проведение на территории города Москвы телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ". "Следовательно, эта лотерея проводится по решению уполномоченного органа и в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 149 НК РФ реализация таких лотерейных билетов освобождается от обложения НДС". Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции.
Однако суд кассационной инстанции считает данные выводы ошибочными, не основанными на нормах материального права. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа. В силу названной нормы не подлежит налогообложению реализация лотерейных билетов только лотерей, проведение которых разрешено соответствующим уполномоченным органом.
Условия проведения и меры государственного регулирования лотерейной деятельности установлены Положением N 955, в пункте 18 которого указано, что все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. Согласно же пункту 39 названного Положения проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации, а изменение территории проведения лотереи влечет за собой необходимость ее перерегистрации.
В соответствии с пунктом 12 названного Положения лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов Российской Федерации, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, признаются всероссийскими лотереями. Государственная регистрация таких лотерей осуществляется согласно пункту 19 этого же Положения государственным учреждением, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с этим пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 установлено, что выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей независимо от отраслевой специфики проведения, а также их регистрация осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.
В данном случае в соответствии с выданным Правительством Москвы свидетельством о государственной регистрации серии АА N 00001 (лист дела 19) ЗАО "Интерлот" имеет право на организацию и проведение лотереи "Золотой ключ" в городе Москве. В ходе судебного разбирательства суд также установил наличие у этого учредителя лицензии серии ИТ N 000425 от 05.11.99 "на право организации и проведения на территории города Москвы телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ". Таким образом, на территории Москвы проведение данной лотереи разрешено уполномоченным на то органом - Правительством Москвы.
Однако фактически лотерея "Золотой ключ" не имеет ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, поскольку ее реализация осуществлялась на основании лицензии ЗАО "Интерлот" серии ЦЛИБ N 000002 (лист дела 63), тоже выданной Правительством Москвы на право организации и проведение московских лотерей на территории Москвы, которая также зарегистрирована администрациями Белгородской, Вологодской, Воронежской, Челябинской областей и Санкт-Петербурга. Следовательно, в силу пункта 12 Положения N 955 эта лотерея признается всероссийской, а в соответствии с пунктом 19 этого же Положения и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 государственная регистрация таких лотерей осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, которое и является органом, уполномоченным принимать решение о ее проведении.
Согласно материалам дела ЗАО "Интерлот", являющееся учредителем телевизионной жилищной лотереи "Золотой ключ", 25.09.2002 обратилось в Минфин РФ с заявлением о регистрации этой лотереи как всероссийской, а затем в суд с заявлением о признании незаконным бездействия названного государственного учреждения. Вступившим в законную силу решением от 04.08.2003 по делу N А40-22706/03-120-166, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 без изменения, Арбитражный суд города Москвы признал незаконным бездействие Минфина РФ, выразившееся в нерассмотрении указанного заявления ЗАО "Интерлот" от 25.09.2002, и обязал Минфин РФ в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть указанное заявление и принять соответствующее решение. Письмом от 08.12.2003 N 05-03-04 Минфин РФ разрешил ЗАО "Интерлот" проводить на территории Российской Федерации всероссийскую телевизионную жилищную лотерею "Золотой ключ" сроком до 31.12.2004.
Поскольку решение о проведении всероссийской лотереи "Золотой ключ" уполномоченным на то органом - Министерством финансов РФ принято по решению суда, признавшим его бездействие незаконным, суд кассационной считает, что Общество при реализации в феврале 2003 года билетов лотереи "Золотой ключ" на территории Вологодской области, правомерно использовало льготу, установленную подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу, основанные на неправильном применении норм материального права, не привели к принятию неправильного решения.
Неправомерны и доводы Инспекции в части начисления Обществу 3088 рублей 62 копейки недоимки по НДС вследствие арифметической ошибки. Как установлено судом первой инстанции, Инспекция при приведении проверки не выявила нарушений по заполнению раздела 1 декларации и не установила наличие объекта налогообложения, не учтенного Обществом, вследствие чего суд сделал обоснованный вывод о том, что ошибочное завышение стоимости лотерейных билетов, не подлежащих налогообложению, не повлекло неуплаты налога, что подтверждается данными налоговой декларации Общества по НДС за февраль 2003 года (листы дела 44-54).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение от 29.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5191/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.Троицкая
Судьи:
Г.Г.Кирейкова
С.А.Ломакин
Текст документа сверен по:
рассылка